Сербия
Сербы под чужеземным владычеством 650-1168 гг.
О приходе славян на Балканский полуостров, собственно болгар, и о формировании болгарской национальности уже говорилось ранее. Славяне окончательно осели между Дунаем и Эгейским и Адриатическим морями около 650 г.[41] Во второй половине VII столетия болгары обосновались в восточной части полуострова и были там поглощены пришедшими ранее славянами, и с этого времени национальность славян в западной его части можно было определить достаточно четко. Славяне, расколотые на ряд племен, постепенно начали сплачиваться в три крупные группы. Это были сербы, хорваты и словенцы. Сербы, наиболее многочисленные среди них, селились, приблизительно, на территории современного Королевства Сербия (включая Старую Сербию и Северную Македонию), Черногории и большей части Боснии, Герцеговины и Далмации. Хорваты занимали самые западные части этих трех последних территорий и Хорватию. Словенцы жили в Карниоле[42] и Южной Каринтии. Нет смысла говорить, что ни одно из этих географических наименований не существовало в то время, за исключением Далмации. На ее побережье проявлялось сильное латинское влияние, что сказывалось и на географических названиях. Словенцы, чей язык близок, но не идентичен сербскому (или хорватскому), даже в наши дни имеют численность не более полутора миллионов. В книге не рассказывается об этом народе, так как он никогда не играл важной политической роли в истории Балканского полуострова.
Сербы и хорваты были изначально, что касается национальности и языка, одним народом. Их наименования имели только географическое значение. С течением времени, по различным причинам, связанным с религией[43] и политикой, между ними образовались различия, и с исторической точки зрения сербо-хорватская национальность всегда делилась на две. Только в последние несколько лет появилось движение, цель которого объединить сербов и хорватов в один народ и соответственно в одно государство. Движение возникло в Сербии; сербы утверждают, что они и хорваты один народ, потому что они говорят на одном и том же языке и что национальное и языковое единство перевешивает религиозные различия. Многие хорваты соглашаются в этом с сербами и разделяют их взгляды, но меньшая часть хорватов упорно настаивает на том, что имеются как национальные, так и религиозные расхождения и что слияние сербов и хорватов невозможно. Первые основывают свои аргументы на фактах, вторые – на предрассудках, которые трудно преодолеть. В последнее время движение за слияние получило среди хорватов еще большую поддержку и вместе с сербским движением вылилось в пансербские волнения, послужившие предлогом для начала военных действий в июле 1914 г.
В истории сербов и хорватов, или сербо-хорватского народа, следует обратить внимание на несколько факторов общего характера, которые повлияли на нее. Среди них один из самых важных – физико-географические особенности страны, в которой они поселились. Это территория между Дунаем, Савой и побережьем Адриатики, которая повсюду гористая; и хотя вершины горных массивов не превышают 3 тыс. метров, хребты образуют причудливую сеть и создают препятствия для сообщения между разными областями страны. Результат этого двойствен. Во-первых, надо подчеркнуть, что это надежная зашита от вражеских набегов и завоевания. Болгария, расположенная дальше к востоку, менее гориста, несмотря на то горы Стара-Планина (Балканы) протягиваются через всю страну с запада на восток. По этой причине, а также из-за географического положения страны любые завоеватели, двигавшиеся с севера или северо-востока, особенно в направлении на Константинополь и Салоники, должны были перевалить через Балканы. Великий древний путь с незапамятных времен тянется с северо-запада к Балканскому полуострову, пересекает Дунай у Белграда и далее идет по долине Моравы к Нишу (стоящему на правом притоке Южной Моравы реке Нишава). От него отходит ответвление в восточном направлении, через Софию, затем через всю Болгарию и ведет к Константинополю. В то же время дорога на Салоники идет по долине Моравы на юг от Ниша и, пересекая водораздел, спускается в долину Вардара, впадающего в Эгейское море (под греческим именем Аксьос). Но даже этот путь, следуя по долинам рек Морава и Вардар, захватывал лишь крайнюю часть территорию Сербии, обходя стороной обширную горную местность[44] между Моравой и Адриатикой, который является истинной родиной сербской нации.
Во-вторых, в то время как эти горы служили защитой сербскому племени, они же были причиной его слабости. Горный рельеф препятствовал слиянию людей в единое целое, способствовал возникновению в разные периоды истории многочисленных политических образований, распылял национальную силу и работал против национальной самоорганизации и сплочения народа. В ходе исторического развития эти процессы скорее усиливались, чем слабели, и к началу 1910-х гг. сербский народ расколот на 6 государственных образований, в то время как Болгария представляла единое целое. Только в начале XX в., по мере постепенного улучшения путей сообщения (развитию которых всячески препятствовало австро-венгерское правительство) и распространения образования, сербы в разных странах, где они проживали, полностью осознали свою национальную идентичность и единство.
Не менее важным, чем физико-географический аспект страны, в становлении сербской нации был тот факт, что прямо через ее центр с севера на юг была проведена линия раздела более чем за два столетия до прихода сербов. Искусственные границы, как правило, эфемерны, но эта прошла через столетия и была губительной для сербов. Эта разделительная линия, проведенная вначале императором Диоклетианом, описана ранее. К ней вернулись при разделе Римской империи на Западную и Восточную; по ней также проходила граница между диоцезами Иллирик и Дакия[45]. Эта линия в основном совпадает с государственной границей (на 1914 г.) между Черногорией и Герцеговиной, между Королевством Сербия и Боснией. Она протягивается от адриатического побережья к реке Сава через всю сербскую территорию. Сербо-хорватская нация невольно занимает страну, которая была разделена надвое линией-границей между Востоком и Западом и соответственно между Восточной (православной) церковью и церковью римской Западной. Эта странная случайность имела фатальные последствия для единства нации; все это играло на руку честолюбивым и беспринципным соседям. Что касается пределов первоначальной территории, занимаемой сербами в начале их истории, то определить их представляется делом довольно сложным.
Граница между сербами на западе полуострова и между ними и болгарами на востоке всегда была предметом споров. На 1914 г. государственная граница между Сербией и Болгарией, начинающаяся на севере от устья реки Тимок, правого притока Дуная, идет в южном направлении немного к востоку от Пирота, в этнографическом плане довольно обоснована, пока она не подходит к недавно приобретенным и спорным землям Македонии. Здесь как раз проходит линия раздела двух национальностей начиная с VII в. В противоречивой политической жизни на Балканском полуострове в Средние века политическое влияние Болгарии распространялось к западу от этой линии, на долины Нишавы и Моравы, в то время как Сербия влияла на события к востоку от нее. Диалекты, на которых говорят в этих приграничных районах, представляют переходную стадию между двумя языками; каждый из двух народов, естественно, считает их близкими к своему языку и не согласен с тем, что каждый из них имеет право на существование с той и другой стороны границы. Южнее в Македонии схожее положение. До турецкого завоевания было время, когда Македония попадала то под болгарское господство, как это было во времена Симеона, Самуила и Иоанна Асеня II, то сербское, особенно во времена наибольшего могущества Сербии в XIV в. Было время, когда Македония становилась провинцией Греческой (Восточной Римской, Византийской) империи, которая всегда считала ее своей неотъемлемой частью. Тем самым по историческим причинам все три государства оспаривали друг у друга право владеть Македонией. С этнографической точки зрения славянское население Македонии (оно обладало и многими неславянскими чертами, сохранившимися до настоящего времени) первоначально было тем же самым, что и в других областях полуострова, и, пожалуй, ближе всего сербам, которые являются истинными славянами, но не болгарам, которые слились со своими азиатскими завоевателями[46]. Однако с течением времени болгарское влияние благодаря нескольким периодам, когда болгары правили страной, начало возрастать. Также албанцы (относящиеся к индоевропейской, или арийской, расе, в результате вторжений всевозможных племен на Балканский полуостров были оттеснены на юг в недоступную горную область, теперь известную как Албания. Во времена турецкого господства они начали продвигаться на север и восток, вытесняя сербов с территории, на которой те давно осели. При турках ни сербы, ни болгары не имели влияния в Македонии; и македонские славяне, которые, как и сербы, прежде были чистокровными славянами, несколько раз оказывались под властью болгар, а затем наконец попали под влияние сербов, были предоставлены сами себе; и процесс дифференциации между сербом и болгарином в Македонии, который со временем привел бы к тому, что македонские славяне стали бы либо сербами, либо болгарами, прекратился.
Сербы, которые не имели постоянной и четко обозначенной границы ни на востоке, где их соседями были болгары, ни на юге – с греками и албанцами, были защищены на севере рекой Сава, а на западе Адриатическим морем. Они разделялись на ряд племен, каждое из которых возглавлялось вождем, которого на сербском языке называли жупан, а на греческом – архонт. Когда кому-нибудь из них, или в силу своих качеств, или благодаря удаче, удавалось распространить свою власть на соседние области, того называли великий жупан. С самого начала своей истории, которое приблизительно приходится на 590 г., и вплоть до 1196 г. сербы находились под чужеземным господством. Их сюзеренами номинально были греческие (восточноримские) императоры, которые «даровали» сербам захваченные у них земли, и когда на трон восходил энергичный и сильный император, каковыми были Василий I (Македонянин, 867–886), Иоанн Цимисхий (969–976), Василий II (976-1025) и Мануил Комнин (1143–1180), греческое господство было весьма действенным. В те времена, когда Болгария становилась могущественной – при Симеоне (893–927), Самуиле (977–1014) и Иоанне Асене II (1218–1241), многие сербы на востоке и юге попадали под власть болгар. Хотя необходимо заметить, что сами сербы не признавали болгарским государством ни Западно-Болгарское царство, ни Македонское (первоначально) царство Самуила. Болгары, однако, никогда не имели власти над всеми сербскими землями.
В те периоды, когда могущество будь то Византии, будь то Болгарии ослабевало, какой-нибудь сербский князь старался создать свое государство, имея более чем обычно честолюбивые устремления; но когда он умирал, все созданное им разрушалось. И тогда сербы возвращались к своему любимому занятию – междоусобным раздорам. Подобные попытки предпринял Часлав, который попал в плен к болгарскому царю Симеону, бежал после его смерти и правил большой частью Центральной Сербии до 960 г., а затем Бодин, чей отец Михаил даже был признан королем папой Григорием VII. Бодин создал государство вблизи побережья, в области, прилегающей к реке Зета (современная Черногория), и правил там с 1081 по 1101 г. Но, как правило, вся страна, населенная сербами, представляла собой несколько малых княжеств, постоянно воевавших друг с другом. Постепенно страна разделилась на две географические области. Поморье включало в себя большую часть современной Черногории и южные районы Герцеговины и Далмации; в Загорье входила большая часть современной Боснии, западная половина современного Королевства Сербия и северные части Черногории и Герцеговины. К северу от Поморья и Загорья лежала Хорватия. Кроме их соседей на востоке и юге, северные и западные соседи сыграли важную роль в истории Сербии еще в те далекие дни.
К концу VIII в., после ослабления аваров, Карл Великий начал совершать завоевательные походы все дальше на восток (он произвел столь сильное впечатление на славян, что слово краль или король они произвели от его имени), и его сын Людовик Благочестивый (778–840; франкийский император, 814–840) покорил сербов, поселившихся между реками Сава и Драва. Это событие запечатлено в названии низкогорной гряды (до 539 м), лежащей между Дунаем и Савой, в восточной Славонии, сохранившемся до наших дней, – Фрушка-Гора, то есть «Франкская гора». Сербы и болгары сражались против франков, и в то время как болгары устояли, сербы были разбиты; и те, кто не желал оставаться под властью пришельцев, должны были переселяться на юг, перейдя через реку Сава. В то же самое время сербы между реками Морава[47] и Тимок (Восточная Сербия) были покорены болгарами. С нашествием венгров в конце IX в. была возведена стена между сербами и Центральной и Западной Европой. Хорватия и Славония (область между Савой и Дравой) были постепенно вовлечены в зону влияния Венгрии, и в 1102 г. после смерти в 1091 г. своего короля Степана II, последнего из династии Трпимировичей, Хорватия после нескольких лет смуты была поглощена Венгерским государством (была заключена уния между хорватскими феодалами и венгерским королем Коломаном) и с того времени стала частью этой страны. Венгрия, стремившаяся выйти к Адриатике, подчинила большую часть Далмации и отдельные районы Боснии. На западе на протяжении всего X в. постепенно обретала все большее могущество Венеция. В конце этого столетия она контролировала все острова Далмации и значительную часть побережья. Все приморские города на материке признали главенство Венеции, и она стала владычицей Адриатики.
Во внутренних областях сербской территории в XI и XII вв. начали формироваться три больших государственных образования. Это были Рашка, где правил Часлав и которая считается местом рождения сербского государства (эта область с центром в городе Раса (на месте которого в 1461 г. был основан Нови-Пазар) включала юго-западную часть современного Королевства Сербия и район, ставший позднее турецким санджаком, или провинцией, Нови-Пазар); побережье Зеты и Босния, названная так по реке Босна, которая через нее протекает. Босния, которая примерно лежит в границах современной Боснии, стала независимой во второй половине X в., и никогда после этого не входила в сербское государство. Время от времени она подпадала под влияние Венгрии; в XII в. в царствование императора Мануила Комнина (правил в 1143–1180 гг.), который одержал победу над венграми, Босния, как и все другие сербские территории, была вынуждена признать власть Константинополя[48].
Мы уже говорили, что сербы и хорваты занимали территорию, которая, пока церковь была едина, была разделена между двумя диоцезами – Иллириком и Дакией. Когда же Церковь в XI в. разделилась, страна была разорвана между сторонниками двух вер. Разделительная линия между землями в юрисдикции Рима и Константинополя проходила с севера на юг через Боснию, но, естественно, продолжала существовать некоторая неясность, до какой границы простирается та или иная юрисдикция. Позднее понятия «хорват» и «римо-католик», с одной стороны, и «серб» и «православный», с другой, стали равноценными. Герцеговина и Восточная Босния всегда были преимущественно православными, Далмация и Западная Босния – римо-католическими. Лояльность хорватов к Австро-Венгрии в большей части объяснялась влиянием католицизма.
На протяжении первых веков сербской истории христианство медленно распространялось в западной половине Балканского полуострова. Далматинское побережье всегда было под влиянием Рима, но внутренние области долгое время оставались языческими. Подвергают сомнению утверждение, что братья Кирилл и Мефодий (см. гл. «Начальный период становления Болгарского государства и принятие христианства») в действительности проходили через сербскую территорию, но в X в. их учение и писания действительно имели там хождение. Когда произошло разделение церквей, все сербские земли, за исключением побережья Далмации, Хорватии и Западной Боснии, остались верными Константинополю. Греческая иерархия получила полный контроль над церковной администрацией. Тщательно продуманная организация и пышность обрядов греческой Восточной (православной) церкви не нравились сербам. И в XI–XII вв. богумильская ересь, более примитивная и демократическая форма христианства, уже известная на Востоке в виде манихейской ереси, овладела умами сербов и распространилась столь же быстро в их стране, как и в соседней Болгарии. Поскольку греческие иерархи считали это учение социалистическим, подрывным и крайне опасным для церковного главенства Константинополя, и это было действительно так, принадлежность к нему стала среди сербов прямым выражением патриотизма.
Возвышение и падение Сербской империи и потеря Сербией независимости 1168-1496 гг.
Начиная с 1168 г. могущество Сербии, или скорее центрального сербского государства Рашки, и прирастание ее новыми землями постепенно, но неуклонно нарастало. Это выразилось в установлении твердой власти правителей из династии Неманичей, которая может поставить себе в заслугу благодаря своей энергии, умению и удаче создание наиболее внушительного по размерам и грозного государства, какое сербы когда-либо имели. Эта династия правила страной непрерывно, но не без усобиц, наследственной вражды и соперничества среди ее представителей, с 1168 по 1371 г., когда она пресеклась. Было также несколько внешних факторов, которые в это время благоприятствовали возвышению сербского государства. Византия, которой император Мануил Комнин к 1168 г. возвратил до некоторой степени ее прежнее величие и великолепие после длительной войны с Венгрией за Далмацию, Хорватию и Боснию, затем начала клониться к упадку; и после бурных событий 4-го Крестового похода (1204), когда до 1261 г. установилось господство Латинской империи на Босфоре, Греческая (Восточная Римская, Византийская) империя больше не смогла восстановить, как христианское государство, свое положение на Балканском полуострове, которое она так долго занимала ранее. Болгария также после стремительного славного возвышения в эпоху Второго царства и правящей династии Асеней (1186–1258) распалась едва ли не полностью; восточные и северные области попали под власть татар, южные – под греческое влияние, в то время как западная часть страны отошла к Сербии. На севере, с другой стороны, Венгрия превращалась в опасного и властолюбивого соседа. Однако в XIII в. венгры столкнулись с разрушительными последствиями вторжения в страну незваных родственников из Азии – татар[49], которые произвели ужасные опустошения и даже вышли на берега Адриатического моря. Тем не менее Венгрия всегда представляла угрозу для Сербии; Хорватия, а также Славония и внутренние области Далмации, последние чисто сербские территории, принадлежали венгерской короне, и Босния периодически была под властью венгров, хотя номинально продолжала оставаться независимой.
Венгры преследовали две цели: установить свою гегемонию на Балканском полуострове, завоевав все остававшиеся еще независимыми сербские территории, и передать полуостров в юрисдикцию Рима. Они не имели успеха ни в том ни в другом предприятии. Отчасти причиной было то, что их войны с сербскими правителями никогда не доводились до конца, отчасти это происходило из-за того, что их планы вступали в противоречие с таковыми могучей Венецианской республики. Отношения между Венецией и Сербией всегда оставались самыми сердечными, поскольку их интересы никогда не сталкивались. Венецию не интересовало, что происходит на континенте, Сербию – на море. Полунезависимый славянский город-республика Рагуза (по-сербски Дубровник) играл очень важную роль на протяжении всего этого периода. Он находился под властью Венеции, но имел самоуправление и собственный большой флот. Это было важное место обмена товарами между Сербией и Западной Европой и действительно было местом встречи Востока и Запада. Отношения города с Сербией не всегда были мирными; это был «виноградник Навуфея» (предмет вожделений) для правителей и народа удаленного от моря королевства, но он никогда не был в их владении. В Рагузе и других городах далматинского побережья в Средние века существовала процветающая школа сербской литературы, которую вдохновляла литература Италии. Влияние итальянской цивилизации и итальянской Церкви, естественно, было сильным в этой сербской провинции, большая часть которой была под властью Венеции. Причиной этого было то, что сообщение по морю с Италией было более безопасным и легким, чем по суше с Сербией. Протяженные и труднопреодолимые известняковые горные хребты, которые отделяют внутренние области Сербии от Адриатики, тянутся, почти нигде не прерываясь, параллельно побережью, были естественной преградой для сербской экспансии в направлении моря и создавали препятствие свободным торговым связям. Тем не менее Рагуза была большим центром торговли и одним из факторов, способствовавшим росту экономической мощи Сербской империи.
Первым правителем среди Неманичей был Стефан, который титуловался всего лишь как великий жупан; он расширил сербское государство в южном направлении за счет греческой территории, особенно после смерти Мануила Комнина в 1180 г. Он также преследовал богомилов, большое количество которых нашло прибежище в соседней с Сербией Боснии. Как и многие другие сербские правители, на старости лет он отрекся от престола в пользу своего младшего сына Стефана, а сам постригся в монахи (1196) на горе Афон, большом центре монашества и духовного учения Восточной церкви. Там он встретился со своим сыном Растко, который за несколько лет до него отправился на Афон и поступил в монастырь, приняв имя Савва.
Каждый сербский правитель, согласно обычаю, должен был перед смертью заложить мемориальную церковь для спасения своей души, украсить ее и обеспечить постоянным щедрым доходом. Стефан вместе с сыном надзирали за возведением церкви и строительством монастыря Хиландар на горе Афон, который стал известным центром сербской церковной жизни. Стефан скончался в 1199 г., вскоре после завершения строительства монастыря, и был похоронен в нем; но в 1207 г. его мощи были перенесены в Сербию в монастырь Студеница, также основанный им.
Правление Стефана II Немани (1196–1223) началось с распри между ним и его старшим братом, который считал, что это он должен был наследовать своему отцу. Болгары воспользовались этим и захватили значительную часть Восточной Сербии, включая Белград, Ниш, Призрен и Скопле (Скопье, по-турецки Ускюб). Это, наряду с падением в 1204 г. Константинополя и образованием Латинской империи, встревожило сербов и заставило братьев помириться, а в 1207 г. Савва возвратился в Сербию для учреждения национальной Церкви. В 1219 г. он путешествовал в Никею и с трудом получил от императора Феодора Ласкариса, переживавшего далеко не лучшие дни, согласие на образование автокефальной национальной сербской церкви, независимой от патриарха Константинопольского. Савва встал во главе новой Церкви. Около 1220 г. он торжественно короновал своего брата королем Сербии, что было естественным следствием его деятельных усилий в предыдущий год. По этой причине Стефан был назван Первовенчанным. В 1223 г. ему наследовал его сын Стефан Радослав, а он, в свою очередь, в 1233 г. был свергнут своим братом Стефаном Владиславом. Оба брата были коронованы Саввой, и Владислав женился на дочери царя Ивана Асеня II, в правление которого Болгария достигла наивысшего могущества. Савва совершил паломничество в Палестину, а после своего возвращения он посетил болгарский двор в Тырново, где умер в 1236 г. Его останки были перенесены в Сербию и похоронены в монастыре Милешево, построенном Владиславом. Этот способнейший церковный и политический деятель, который многое сделал для мирного развития своей страны, был канонизирован и почитается как небесный покровитель Сербии.
Правление сына и наследника Стефана Владислава Уроша I (1243–1276)[50] было отмечено экономическим развитием страны и укреплением внутреннего государственного управления. Вне страны он не совершал никаких завоевательных походов, но разгромил заговор болгар и Рагузы против него; а после войны болгарский правитель женился на его дочери. Военные действия против Венгрии были неуспешны, и венгры удержали за собой большую часть Северной Сербии. В 1276 г. он был низложен своим сыном Стефаном Драгутином. После неудачной войны с греками, вновь с 1261 г. ставшими хозяевами Константинополя, теперь уже Драгутин был низложен, и в 1282 г. на трон взошел его брат Стефан Урош II, названный Милутином. Этот король правил с 1281 по 1321 г., и во время его правления страна развивалась и богатела. Начали разрабатываться полезные ископаемые – золото и серебро. Границы королевства продвинулись на север, теперь ими являлись Дунай и Сава. Как обычно, его сын Стефан поднял мятеж против отца, но он не удался, и мятежник был отправлен в изгнание в Константинополь.
В обычае сербских королей было давать уделы сыновьям, и неизбежным его последствием были восстания, которые вспыхивали в каждое царствование. Когда случался мятеж, отцу (или брату), в свою очередь, выделялся небольшой удел. В этом случае в изгнание отправился сын, но в 1319 г. он был вызван на родину, и состоялось примирение. Стефан Урош II Милутин умер в 1321 г., и ему наследовал его сын Стефан Урош III, который царствовал до 1331 г. Он стал известен как Стефан Дечанский, по названию заложенной им крупнейшей церкви на Балканах в Дечанах (монастырь Высокие Дечаны), в Западной Сербии. В его царствование объединенные силы болгар и греков были разгромлены в 1330 г.[51] под Велбуджем (ныне Кюстендил) в Македонии (ныне на юго-западе Болгарии). В следующем году его сын Стефан Душан восстал против отца и низложил его. Король Стефан Урош IV Душан, правивший с 1331 по 1355 г., был величайшим сербским правителем, при нем территория страны увеличилась до максимальных пределов. Мятежи мелких местных властителей и представителей королевского семейства, а также имевшие место незначительные противоречия с такими городами, как Рагуза, ушли в прошлое. Стефан Душан выступал в дальние завоевательные походы. С 1331 до 1334 г. он подчинил себе всю Македонию, Албанию, Фессалию и Эпир. Он был достаточно осторожен и поддерживал добрые отношения с Рагузой и Венгрией в лице ее короля Карла Роберта. Он женился на сестре болгарского царя, и во время его правления Болгария была полностью под сербским господством. Анархия и гражданская война, ставшие постоянным явлением в Константинополе, и ослабление Греческой (Восточной Римской) империи перед лицом растущего могущества турок, несомненно, в некоторой степени, объясняют легкость и быстроту завоеваний Стефана Душана; тем не менее его держава была достаточно сильной, и его успехи вызывали тревогу у Западной Европы. Ее опасения усугубились, когда в 1345 г. Стефан Душан провозгласил свою страну империей[52]. Он созвал церковный собор, на котором сербская церковь, тогда в ранге архиепископства, кафедра которой располагалась в городе Печ (Косово, турецкий Ипек), была преобразована в патриархат с архиепископом Иоанникием во главе. Вместе с патриархом Болгарским Симеоном и архиепископом Охридским Николаем этот владыка короновал Стефана царем сербов, болгар и греков. Вслед за этим событием Константинопольский патриархат, для удовлетворения своего тщеславия, анафематствовал всю Сербию в качестве наказания за нарушение канонического порядка.
В 1353 г. папа Иннокентий VI убедил венгерского короля Людовика (Лайоша) I предпринять крестовый поход против Сербии во имя католицизма, но Стефан Душан разбил его и восстановил границу по Саве и Дунаю. Позднее он завоевал южную часть Далмации и продвинул северную границу империи вплоть до реки Цетина. В 1354 г. Стефан Душан сам обратился к папе римскому, изъявив согласие принять его духовную власть, если он поддержит его в борьбе против венгров и турок. Папа выслал ко двору сербского правителя посольство, но Стефан не согласился принять папские условия и заключил союз, имевший большую практическую пользу, с Венецией. Но в 1355 г. он внезапно скончался в возрасте 46 лет, и дальнейшее развитие страны было преждевременно приостановлено.
Стефан Урош IV Душан произвел большое впечатление на современников, как своим представительным внешним обликом, так и несомненной мудростью и способностями. Он был также великий законодатель, и его замечательный свод законов, составленный в 1349 г. и расширенный в 1354 г., прославил его имя и за пределами страны. Во время правления Стефана Душана политический центр Сербии, который на протяжении нескольких лет постепенно смещался на юг к Македонии, находился в Скопле, который он сделал своей столицей. Империя Стефана Душана простиралась от Адриатики на запад к реке Марица, от Савы и Дуная на севере до Эгейского моря; она включала все Королевства Сербии, Черногории, Албании и значительную часть Греции, Далмацию вплоть до реки Цетина на севере, а также плодородную долину Моравы с городами Ниш и Белград – всю восточную часть Сербии, которая долгое время была под властью то болгар, то венгров.
В империю не входили Салоники и Рагуза, ни значительная часть современного царства Болгария, ни Босния, Хорватия и Северная Далмация, ни Славония (в междуречье Савы и Дравы), все это, с точки зрения этнографа, были подлинно сербские земли. Если же посмотреть с точки зрения расселения национального, ее границы были далеки от идеальных.
Стефану Душану наследовал сын, известный как царь Стефан Урош V, но он был настолько слаб, насколько был силен его отец. Почти сразу же, как он взошел на трон, начались раздоры, разногласия и мятежи, и империя быстро распалась на части. С Сербией произошло то же самое, что и с Болгарией, вся империя держалась на одной личности, и, когда этот человек ушел, вернулся хаос. Подобное событие для Сербии, при таких обстоятельствах, было фатальным; это был более грозный враг в сравнении с мятежами против властителя. Завоевательные походы турок случались все чаще; в 1354 г. они взяли Галлиполи и в 1361 г. – Демотику и Адрианополь. Сербы, которые уже имели печальный опыт столкновения с передовыми отрядами завоевателей близ Демотики в 1351 г., вновь встретились с ними на реке Марица в 1371 г. и потерпели полное поражение[53]. Некоторые князья-выскочки, которые разорвали на части империю Стефана Душана, погибли, а царь Стефан Урош V пережил разгром своего войска в битве на Марице всего на два месяца. Он не был женат, и вместе с ним пресеклась династия Неманичей и погибла Сербская империя. После этой катастрофы единство сербской державы было полностью подорвано, и она больше никогда не была восстановлена в тех же границах.
Часть страны к югу от Скопле полностью попала под контроль турок. Именно здесь известный национальный герой Марко Кралевич (или королевский сын), прославившийся своей отвагой, правил как князь вассал и наемник турок. Его отец Вукашин был одним из руководителей христианского войска, погибшего в битве на Марице в 1371 г. К северу от Скопле продолжала существовать независимая, но находившаяся в шатком положении Сербия со столицей в Крушеваце, значительно меньшая по площади и с ушедшей в прошлое славой. Правителем страны был князь Лазарь; все завоевания Стефана Уроша IV Душана были потеряны, и важная прибрежная область Зета, позднее преобразовавшаяся в Черногорию, откололась и провозгласила свою автономию сразу же после смерти царя Уроша.
В 1375 г. произошло формальное примирение с константинопольским патриархом; анафема, наложенная на сербскую церковь в 1352 г., была снята и признана независимость Сербского патриархата в Пече. В то же время Турция не заключала мира ни с греками, ни с болгарами и сербами.
В 1389 г. произошла большая битва на Косовом поле (в переводе с сербского «Поле черных дроздов»), обширной равнине в Старой Сербии, на юге которой находилось Скопле. Сербские войска из всех сербских земель, включая Боснию, объединились для защиты своей страны в последний раз. Некоторое время сама возможность битвы была под сомнением, но решение сражаться было принято, когда стало известно об измене и бегстве в критический момент одного из сербских полководцев Бука Бранковича, зятя князя Лазаря, с большим войском. Другим драматическим событием стало убийство султана Мурада I в его палатке другим сербским вождем Милошем Обиличем. Обвиненный в предательстве своими соотечественниками, он поклялся защитить свое доброе имя. Милош Обилия проник в стан турок и, притворившись, что он перебежчик, добился встречи с султаном и убил его, доказав тем самым свою любовь к родине. Внезапному смятению турок положили конец энергичные действия Баязида, сына Мурада, который обрушился всей силой своих войск на сербов и полностью разгромил их. Сербия так и не смогла оправиться после этой битвы. Князь Лазарь был взят в плен и казнен[54]. Его жена княгиня Милица вынуждена была отдать свою дочь за Баязида, сын которого потребовал отдать ему Сербию во владение по праву наследования. Княгиня Милица вместе с сыном Стефаном продолжала жить в Крушеваце, но Сербия уже стала данником Турции. На севере венгры, воспользовавшись неожиданно представившейся возможностью, заняли Белград и всю Северную Сербию; но в 1396 г. турки нанесли тяжелое поражение венграм (а также французам и другим крестоносцам) в битве при Никополе на Дунае, заставив сражаться на своей стороне войска сербов под командованием Стефана. Последний также вынужден был помочь Баязиду в его борьбе с татарами, участвовал он и в битве при Ангоре в 1402 г., когда Тамерлан (Тимур) взял в плен Баязида.
Конец ознакомительного фрагмента.