Вы здесь

Исторический центр Рима. Глава II. Памятники архитектуры и искусства Древнего Рима (С. О. Ермакова, 2008)

Глава II

Памятники архитектуры и искусства Древнего Рима

Трехтысячелетняя история Рима отразилась в его архитектурном облике. Своеобразие и неповторимость ему придают холмистая местность, обилие древних руин, величественных дворцов и церквей, построенных в самые разные эпохи. Многочисленные фонтаны, купола и высокие пинии[3], монументальные сооружения и скульптура создают неповторимый образ Вечного города.

Темный кирпич, рыжеватый туф и штукатурка на древних фасадах красно-коричневого цвета помогают органично вплетать колорит города в окружающую природу.

Архитектура была ведущим искусством Древнего Рима. Если в Греции строили главным образом храмы, то в Риме основным направлением архитектуры было возведение сооружений, символизирующих могущество республики, а потом и империи.

Римляне строили форумы, амфитеатры, триумфальные арки, термы, базилики, грандиозные дворцы и загородные виллы. Римские архитекторы занимались также и сооружением коммуникаций, дорог и мостов. До начала III в. до н. э. архитектура Рима была представлена строгими формами. Здания и сооружения не привлекали взгляда красотой декора и архитектурными излишествами. В последующие века от простоты и суровости Рима не осталось и следа. Завоеванные территории стали неиссякаемым источником богатств. В страну широким потоком хлынули произведения греческого искусства. Если скульптурные портреты и статуи просто вывозили из Греции и устанавливали в Риме, то в архитектуре римляне, используя достижения греческих мастеров, создавали новые методы и формы сооружений.

В строительной системе римскими зодчими постоянно использовалась арка и три типа сводов на ее основе: бочарный (полуцилиндрический), крестовый (пересечение двух бочарных под прямым углом) и купольный.

Основным строительным материалом римляне выбрали бетон, изобретенный много веков назад на Ближнем Востоке. Бетон представлял собой раствор известняка с гравием и бутом (кирпичной крошкой). Дешевый, прочный и пластичный материал дал возможность для проявления творчества при создании архитектурных сооружений.

Гениальные римские архитекторы вместо стоечно-балочной конструктивной системы изобрели новую, так называемую монолитно-оболочечную, представлявшую собой две узкие кирпичные стенки с залитым в пространство между ними бетоном и щебнем.

С помощью этого метода римским зданиям придавалась особая прочность в отличие от греческих сооружений, практически не дошедших до современности в первозданном виде. Интересно, что практика такого метода существовала вплоть до XX в., сравнительно недавно уступив место каркасной системе.

Древние строители умело прятали серую неприглядную поверхность бетона под разноцветной облицовкой из кирпича, мрамора или штукатурки. На остатках древнеримских построек, дошедших до наших дней, облицовка не сохранилась, и развалины имеют весьма непривлекательный вид. Сооружения древних римлян поражают другим: монументальностью, размерами, смелым замыслом.

Форум Романум

Центром общественной жизни древнего Рима был форум Романум (городская площадь), основанный в VI в. до н. э. у подножия Капитолийского холма.

Форум имеет неправильную форму, так как общественные здания возводились на нем в различные периоды римской истории. Все пространство форума имело 91,4 м в длину и 61 м в ширину. Располагалась площадь в 500 м от левого берега Тибра.

Когда-то здесь билось сердце древнего Рима, а теперь на месте городской площади от былого величия Вечного города остались лишь живописные развалины и руины, скрывающие множество загадок далекого прошлого.


Форум Романум. Реконструкция


Форум в наши дни


Никто не может точно сказать, когда же на месте болота в низине у подножия холмов возник первый римский форум. Принято считать, что через 100 лет после основания Рима жители города осушили болото и устроили на этом месте рыночную площадь, где также проходили первые народные собрания.

Еще во время правления царя Ромула на этой площади был заключен мир с сабинянами. Именно после этого знаменательного события было решено объявить площадь форумом, что в переводе с латинского языка означает «место торговли и деловых встреч».

Со времени правления первых римских царей практически ничего не сохранилось.

Исключение составляют лишь Регия, являвшаяся основанием жилища главного римского жреца, и знаменитый Лапис Нигер (черный камень), служивший алтарем для древних римлян. Именно на нем, по предположению историков, был сожжен после кончины великий Ромул. Все, что можно увидеть на римском форуме сейчас, представляет исторические памятники времен республики.

Первыми зданиями форума Романум были храм Юпитера, Юноны и Минервы, а также именно там находилась отлитая из бронзы этрусскими мастерами волчица, выкармливающая Ромула и Рема.

По сторонам форума располагались различные постройки. Одной из самых интересных был Табуларий, возведенный в 78 г. до н. э., где размещался государственный архив для хранения подробнейшей истории города и народа.


Лапис Нигер – черный камень

Табуларий

Римляне всегда очень гордились тем, что, в отличие от других народов мира, знают свою историю с древнейших времен и точную дату основания Рима: 21 апреля 753 г. до н. э.

Сохранение памяти о прошедших событиях считалось в Риме достойным и уважаемым занятием.

Исторические записи вели жрецы-понтифики. Писали они на выбеленных досках (album), выставлявшихся время от времени на форуме для прочтения текста записей жителями Рима. Доски хранились в храме, а потом и в Табуларии.

Когда же римляне захотели дополнить свои исторические сведения трудами других народов, оказалось, что в латинском языке не хватает слов для описания философских понятий. Римский анналист Квинт Фабий Пиктор (ок. 254 г. до н. э. – ?) решил воспользоваться греческим языком. У него нашлись последователи, но греческий язык мало кто знал в Риме.

Первого римского историка, писавшего историю на латинском языке, звали Полибий (210–123 гг. до н. э.). Его труд, называвшийся «Всеобщая история», стал образцом летописного жанра.

Великий архитектор XV в. Микеланджело Буонарроти (1475–1564) возвел Дворец сенаторов непосредственно на остове Табулария. Это помогло уберечь от полного исчезновения главное хранилище документов и императорской казны.


Табуларий – Дворец сенаторов


Стена Табулария


При внимательном рассмотрении внешнего облика дворца можно заметить, что кладка цокольного этажа заметно отличается от стен верхних этажей более поздней постройки. Аркада, возвышающаяся над фундаментом на 11 м и имеющая толщину 3,3 м, выдает величие и значительность древнего Табулария.

Лицевая сторона Табулария выходила на форум Романум. Здание состояло из ряда помещений со сводчатыми потолками. Снаружи оно было украшено греческим ордером (колоннами с капителью, базой и пьедесталом). От форума на вершину Капитолийского холма вела лестница из 67 ступеней. Это характерное сооружение республиканского периода, создающее впечатление огромного пространства, занятого архитектурными памятниками. При виде подобных зданий у человека возникало чувство собственной значимости и мирового величия.

Рядом с Табуларием располагалось здание курии, где заседал сенат. Оно не сохранилось, а на этом месте стоит более позднее здание курии, построенное уже во времена заката Римской империи.

Курию римляне чтили высоко. В словах великого оратора Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н. э.) выражено отношение общества к зданию курии: «…священнейший храм, хранилище высшего величия, мудрости, место собраний государственного совета, глава нашего города».

Сохранились фрагменты античного убранства этого сооружения. В частности, можно увидеть три широкие ступени, где когда-то сидели в креслах 300 сенаторов.

Мраморная мозаика пола курии поражает своим затейливым узором и совершенством исполнения.


Здание римской курии


Вид курии внутри


В эпоху Средневековья курию передали церкви, но в XX в. диктатор Муссолини приказал вернуть античному зданию прежний вид. Вплотную к курии строили базилики, длинные невысокие здания, где заседали суды и проходили различные деловые встречи. В базиликах находились ростры – трибуны для ораторов и судей. Эти трибуны по традиции украшали носовые части вражеских кораблей.

В 179 г. до н. э. в северо-восточной части форума была построена базилика Эмилия. От ее величественного здания остались лишь перегородки из темно-красного туфа. В любую погоду возле базилики толпился народ.

Здесь собирались купцы и менялы, заключавшие на ступенях курии выгодные сделки. Здесь же можно было услышать последние сплетни из придворной жизни. Некоторые же приходили к курии лишь затем, чтобы украсть ту или иную коммерческую тайну.

Древние римляне с особым почтением относились к «рождению нового Солнца» и считали это событие началом нового года. Люди боялись, что Солнце может погаснуть навсегда, и задабривали богов, чтобы светило возродилось вновь. По времени этот праздник приходился на середину декабря и длился шесть дней. Праздник назывался Сатурналий, и отмечали его на площади перед храмом Сатурна.


Базилика Эмилия


Руины храма Сатурна


Руины базилики Юлия


На протяжении веков в храме Сатурна находилась сокровищница (Эрариум), где римляне хранили трофеи, завоеванные талантливым полководцем Марком Фурием Камиллом (447–365 гг. до н. э.).

Согласно преданию, при осаде галлами Капитолийского холма жители Рима решили избежать сражения, заплатив им огромный выкуп. Но галлы, взвешивая золото, старались обмануть римлян, незаметно наклоняя чашу весов. Римляне возмутились и вызвали галлов на битву, которую с честью выиграли. Все ценности и военные трофеи с тех пор хранились в храме Сатурна, и правители постоянно пополняли этот золотой запас Рима. Лишь однажды сенат разрешил Юлию Цезарю забрать золото галлов, что он и сделал, воскликнув: «Галлы повержены навсегда!»

Возле храма Сатурна еще видны очертания огромного здания с остатками древних колонн. Это все, что дошло до наших дней от базилики Юлия, строительство которой начал в I в. до н. э. Юлий Цезарь (102–44 гг. до н. э.), а завершил в свое правление император Август (63 г. до н. э. – 14 г. н. э., первый император Рима с 27 г. до н. э.).

Это было величественное здание, где одновременно могло проходить пять заседаний суда. Для этого базилику разделяли легкими перегородками.

Если же слушалось очень важное дело, базилика полностью заполнялась народом, а на ее ступенях располагались рабы, ожидавшие своих господ, любимым занятием которых были азартные игры. На ступенях руин базилики даже сейчас видны начерченные для игры квадраты.

Храм Кастора и Поллукса

Три высокие 12‑метровые мраморные колонны, выполненные древним зодчим с особым изяществом, да основание размером 50 × 30 м – это все, что осталось от замечательного памятника римской архитектуры, храма Кастора и Поллукса, построенного в 484 г. до н. э.

Храм был возведен в честь победы над царем-тираном Луцием Тарквинием Гордым (седьмой и последний царь Рима, правил в 534–509 гг. до н. э.). По легенде, в сражении участвовали божественные братья-близнецы Диоскуры – Кастор и Поллукс (по латыни – Полидевк), поэтому храм иногда называют на греческий манер – Кастора и Полидевка.

Каждый год 15 июля на ступенях храма стояли цензоры, а мимо них проезжали всадники. Судьи перед вступлением в должность приносили публичную клятву на верность законам.

В этом храме располагалась римская Палата мер и весов, а ступени храма не раз служили трибуной для ораторов. В исторических документах есть сведения, что именно с этих ступеней Юлий Цезарь провозгласил проект своего знаменитого аграрного закона.

В первой половине I в. молодой император Калигула (12–41, император с 37 г.), возомнив себя богом, превратил храм Кастора и Поллукса в вестибюль своего огромного дворца. Вывезенным из Греции скульптурам богов по приказу императора заменили головы на голову Калигулы, который объявил себя Юпитером Латинским.


Колонны храма Кастора и Полидевка


Император Гай Юлий Цезарь Август Германик – Калигула


Руины дворца Калигулы


Кроме вышеперечисленного, Калигула почти не оставил памяти о себе. После недолгого правления на века остались лишь предания о разгульной жизни молодого императора, о произволе, воцарившемся в Риме, о той эпидемии вседозволенности, которой он заразил страну.

Император снимал головы не только статуям, но и людям, окружавшим его. Калигула любил вызывать сенаторов на ночные приемы, и никто не был уверен в счастливом конце этой ночи. Дело часто заканчивалось приказом сенатору вскрыть себе вены или перерезать горло.

По приказу Калигулы императорский конь Инцитат был объявлен сенатором, и его громкое ржание не раз заглушало речи сенаторов. После гибели Калигулы в результате заговора сенат попытался восстановить республику, но попытка не удалась.

На другой стороне форума Романум, напротив остатков храма Кастора и Поллукса и руин дворца Калигулы, видны развалины самого большого здания, когда-либо построенного на форуме Романум, – базилики Максенция и Константина, названной в честь императора Максенция (? –312 г., император с 306 г.), начавшего ее строительство в 306 г. Достраивалось здание базилики уже при императоре Константине в 313 г. Когда-то над мраморным полом на высоте 35 м возвышался грандиозный крестовый свод.


В этом коридоре своего дворца был убит Калигула


Базилика Максенция


Храм Антонина и Фаустины


В базилике размещалась судебная палата префектуры, иногда в этих стенах проходили секретные заседания суда. При раскопках археологи нашли в руинах базилики разрушенную статую императора Константина. Хорошо сохранилась лишь голова статуи, высота которой достигает 2,6 м.

Император Антонин Пий (86–161, император с 138 г.) в 141 г. возвел на территории форума храм, посвященный памяти молодой жены Фаустины (? – 141 г.). Антонин боготворил жену и не обращал внимания на сплетни о ее безнравственном поведении. Когда же император скончался, сенат объявил его богом, и храм с того времени получил двойное название – храм Антонина и Фаустины.

В эпоху Средневековья храм был перестроен в церковь Святого Лаврентия. Об искусстве древних зодчих напоминают только лестница к высокому подиуму, жертвенный алтарь и мощные колонны со следами в виде косых борозд, оставленные канатами при попытке свалить колонны и разрушить храм до основания.

Храм Весты

Древний храм богини домашнего очага Весты издавна находился на территории форума. Огонь был священным для древних римлян и никогда не угасал, став символом бессмертия города, незыблемости государственных устоев и порядка в стране.

Каждый год 9 июля все римляне должны были босыми прийти в храм Весты и просить у нее покровительства. В храме не было изображения богини, ее олицетворял огонь. Случайное угасание пламени сулило неминуемые бедствия.

Огонь в храме поддерживали шесть весталок, служительниц богини Весты. Они участвовали в обрядах и во время жертвоприношений занимались изготовлением смесей из соли, муки и пепла жертвенных животных. Существовал обычай, согласно которому в марте, в первые дни нового года, священный огонь гасили и зажигали вновь с помощью трения чурочек, выпиленных из священного дерева. Только в этом случае огонь считался чистым.

От нового пламени зажигали и очаги в куриях. Одновременно в храме обновляли хранившиеся там священные лавры. В храме Весты находились и другие римские святыни: палладий (древнее изображение покровительницы города богини Афины со щитом и поднятым копьем), привезенный Энеем и ставший залогом мощи Рима, и регия – жилище царя. К весталкам предъявлялись особые требования. Их родители должны были быть патрициями и жить в Италии. Будущих жриц выбирали по жребию из 20 девочек, принадлежавших к самым знатным и богатым фамилиям. Выбор падал на девочек в возрасте от 6 до 10 лет, без физических недостатков.


Руины храма Весты рядом с храмом Кастора и Поллукса


Весталка. Фрагмент гравюры Фредерика Лейтона


С момента избрания девочки освобождались от власти главы семьи. Они жили замкнуто и уединенно в специальном доме при храме. От священной обязанности весталки могли быть освобождены лишь по особым семейным обстоятельствам.

В течение 30 лет со дня избрания в жрицы они должны были служить богине. Первые десять лет девушки учились исполнять священные обязанности, следующие десять лет они служили богине, а в последние годы обучали вновь избранных шестерых девочек.

Весталки на протяжении всех трех десятилетий должны были соблюдать обет верности и целомудрия. По прошествии этого времени они становились богатейшими людьми Рима, им разрешалось выходить замуж, но народное поверье гласило, что брак с такой женщиной не приведет ни к чему хорошему.

Если же весталка нарушала обет целомудрия, данный богине, считалось, что она осквернила священный огонь. Виновницу заживо закапывали в землю с наружной стороны городской стены, разрешая взять в загробный мир только хлеб и лампадку. Того же, кто соблазнил девушку, засекали розгами насмерть. Служительниц, виновных в угасании огня, жестоко избивали.

Надо сказать, что весталки в римском обществе пользовались почетом и большими правами. Когда служительницы выходили на улицы города, впереди всегда шел ликтор – государственный охранник, сопровождавший высших лиц государства. Они также имели право выезжать в колесницах. Оскорбившего весталку ждала смертная казнь.

Если на пути весталки встречалась процессия, сопровождавшая преступника на казнь, жрица имела право отменить приговор. На гладиаторских боях в отсутствие императора весталка могла даровать жизнь побежденному.

Личная неприкосновенность весталок была причиной того, что многие римляне отдавали им на хранение свои завещания и важные документы. Одежда весталок состояла из длинной белоснежной туники и повязки на голове, из-под которой спускались две длинные косы. Во время жертвоприношений девушки закутывались в белые покрывала.

Круглая форма частично сохранившегося храма свидетельствует о древности обычаев, связанных с культом этой богини, пришедшим, вероятно, из Лавиния – города на Италийском берегу, основанного легендарным Энеем. В домах римлян богине Весте посвящался вход в дом – вестибул. Весту изображали с лицом, закрытым покрывалом, с факелом, чашей, палладием (статуэтка богини Афины) и скипетром.

К древнейшим постройкам относится и храм Фортуны Вирилис. Здание храма стоит на высоком подиуме. Фасад украшал глубокий портик с двумя рядами колонн перед входом (портик сохранился до наших дней). С трех остальных сторон здание окружали полуколонны.

Через всю территорию форума проходила Священная дорога, вдоль которой размещали свои лавки ювелиры. Другие торговые лавки были расположены за пределами площади и образовывали свои небольшие форумы, где продавали мясо, овощи и другие продукты.


Храм Фортуны Вирилис


В середине I в. до н. э. на Аппиевой дороге была сооружена гробница Цецилии Метеллы (после 82 – после 63 г. до н. э.), жены знаменитого богача и полководца, соперника Юлия Цезаря и победителя Спартака – Марка Лициния Красса (115–53 гг. до н. э.). На квадратном основании (сторона квадрата – 22,3 м) была воздвигнута огромная цилиндрическая башня. Вероятно, в первоначальном виде ее венчала конусовидная крыша.

Гробница была выполнена из бетона и облицована отделочным камнем. Сохранившиеся зубцы на башне были выложены из мрамора в эпоху Средневековья. Этот исторический памятник сделан по образцу этрусских гробниц – тумулусов (курганов).

К форуму сходились все главные улицы города и главные дороги всей Италии. При императоре Августе на форуме была установлена специальная доска с указанием расстояний до некоторых крупных городов. Наверное, это и послужило возникновению известного выражения: «Все дороги ведут в Рим». Все дороги, ведущие в Рим, сходятся именно на форуме Романум.


Аппиева дорога


Гробница Цецилии Метеллы


Форум Романум постепенно заполнялся зданиями и множеством скульптурных памятников прославившимся римским гражданам. На нем кипела жизнь. Там шла бойкая торговля, заключались сделки, тянулись бесконечные судебные заседания. Там решались судьбы отдельных личностей и всей Римской республики. Туда везли военные трофеи и плененных рабов. Любой мог увидеть там шедевры греческого искусства, захваченные римлянами в Элладе и выставленные на всеобщее обозрение.

Форум был центром политической борьбы между существовавшими партиями. На нем все соединялось воедино: государственные дела, религия и бытовые проблемы. В Риме не было духовной свободы в той высокой степени, что была в Древней Греции, о ней римляне только мечтали.

Древний форум помнит времена правления Тиберия Гракха (163–133 гг. до н. э., трибун со 134 г. до н. э.), когда кипели страсти вокруг новых законов для народа.

С древнейших времен, покоряя государства и племена, римляне объявляли всю пахотную землю собственностью римского народа. Существовал некий фонд общественных земель, откуда выделялись участки земли молодым семьям. Так продолжалось до 170 г. до н. э. Постепенно мелкие землевладельцы стали разоряться, а крупные захватывали их земли.

Избранный трибун Тиберий Гракх в 133 г. до н. э. решил провести аграрную реформу, чтобы снова увеличилось число свободных крестьян, отчего сильнее бы становилось Римское государство. Он потребовал от сената вернуть землю народу. Тиберий разработал проект, где детально был описан порядок возврата незаконно занятых богачами земель обратно в государственные владения. Сенаторы должны были раздавать участки земли неимущим гражданам. Тиберия сенат не поддержал. Богачи делали все, чтобы новый закон не был утвержден.

В день народного собрания на форуме собрались, наверное, все жители Рима. Гракх пользовался в народе огромным уважением и доверием. Аграрный закон был принят.


Вид на гробницу Цецилии Метеллы и Аппиеву дорогу


Тиберий Гракх – трибун. Старинная гравюра


Для того, чтобы закончить начатое дело, Тиберий Гракх решил еще раз выставить свою кандидатуру на должность трибуна. В день выборов на форуме Романум произошла трагедия: противникам Гракха удалось направить гнев толпы на Тиберия и его приближенных. Их казнили без суда, остальных приверженцев аграрной реформы изгнали из страны. Но сенат не посмел сразу ликвидировать комиссию по переделу земли. Спустя 10 лет свою кандидатуру в трибуны выставил родной брат Тиберия Гракха, Гай Гракх (153–121 гг. до н. э.).

Римляне помнили защитника своих прав, и в день выборов древний форум не смог вместить всех желающих проголосовать за младшего Гракха. В 123 г. до н. э. в возрасте 31 года он стал трибуном.

Прежде всего Гай установил твердые цены на хлеб, что существенно облегчило жизнь римской бедноты. Новый трибун заботился о состоянии дорог, возобновил работу аграрной комиссии. Гай Гракх был избран трибуном на второй срок. Его популярность в народе росла с каждым днем.

Гай вел непримиримую войну с привилегиями и особыми правами римской аристократии. Отношения между знатью и сторонниками реформ обострились до предела.

В один из дней при церемонии жертвоприношения богине Весте форум вновь стал свидетелем открытого противостояния Гая Гракха и римских аристократов.

Противники реформ придумали новый способ оклеветать трибуна и перешли в наступление. Гай не смог удержать власть в своих руках. На стороне богачей была военная мощь государства.

Гракх, не желая доставлять сенаторам удовольствие от своей казни, попросил верного раба заколоть его мечом. Более 3 тыс. сторонников Гракха было убито и брошено в Тибр. Народ не смог вступиться за своего кумира, слишком сильным был страх перед богачами, но память о братьях Гракхах осталась в веках.

На древнем форуме Романум были установлены статуи Тиберия и Гая, мимо которых люди шли, низко склоняя головы. Каждый год в день праздника урожая первые колосья сжатого зерна римляне приносили туда, где погибли борцы за их права.


Гибель Гая Гракха. Художник Жан-Батист Лебрен


Это только одна история из тысяч других, свидетельницей которых была древняя площадь. Она видела восстания, беспорядки и расправы над зачинщиками.

Отсюда уходили знаменитые римские легионы покорять новые земли. Теперь только россыпи камней напоминают о былой славе Вечного города и продолжают хранить немало тайн истории великой империи.

В III в. форум Романум превратился в монументальный архитектурный ансамбль, но пожар 283 г. нанес ему непоправимый ущерб.

Во времена правления императора Диоклетиана (245–313, император с 284 г.) форум пытались восстановить, но не смогли предотвратить его разрушение.

Нашествие варваров и постоянное расхищение древних строительных материалов для частных построек усугубляло его плачевное состояние.

В результате на территории форума римляне стали пасти скот. Только в 1700 г. на месте древней площади начались раскопки. Археологические исследования продолжаются до сегодняшнего дня.

Градостроительство

В конце I в. до н. э. древний Рим стал постепенно превращаться в столицу Римской империи. Начиная с III в. до н. э. римляне вели активную завоевательную политику и в ходе нескольких войн захватили ряд городов и стран.

Особое значение имели Пунические войны, так как римляне долгое время воевали с финикийцами, основавшими Карфаген, а «пуни» – это название финикийцев на латинском языке. Итогом Первой Пунической войны (264–241 гг. до н. э.) стало завоевание римлянами островов Сицилии, Сардинии и Корсики.

Постоянные войны заставили правительство обратить внимание на состояние дорог в стране. Так, заново была вымощена знаменитая Аппиева дорога, проложенная еще в конце IV в. до н. э. цензором и консулом Аппием Клавдием.

На плотное основание из грубой массы, схожей с современным бетоном, укладывали плиты из окаменевшей вулканической лавы. Таким же образом мостили и другие дороги.

Через встречавшиеся реки и низины римляне возводили мосты. Вероятно, строить их научили в свое время этруски, но этрусские мосты не имели пролетов в 24 м.

Римских инженеров до сих пор не могут превзойти современные архитекторы по размаху, грандиозному величию и смелости решения инженерных задач.

К таковым можно отнести мост в Римини, хорошо сохранившиеся мосты Фабриция и Цестия в Риме. Мост Августа в древнем Ариминуме (Римини) находится на другой важной дороге, названной в честь римского консула Гая Фламиния (? –217 г. до н. э., консул 223 г. до н. э.) и ведущей из Рима через Медиоланум (Милан) в Европу.

Пять невысоких арок моста были построены из прочного мраморовидного известняка и сохранились до наших дней. Пролет каждой арки и ширина моста составляют 9 м. Из центра Рима вели также Лабиканская, Пренестинская, Номентанская и другие дороги.

В каждой римской провинции была своя система дорог. При въезде в Рим на особо важных из них строили Триумфальные арки или городские ворота.


Мост Фабриция – самый древний мост в Риме


К началу эпохи империи Рим был связан морскими и сухопутными путями с Британией, Азией, Испанией, Северной Африкой и др. Паутиной дорог Рим занял обширную территорию, протянувшуюся с запада на восток более чем на 4000 км, а с севера на юг – на 2000 км.

На расстоянии дневного перехода строились военные лагеря, впоследствии становившиеся городами. В трудах Полибия (ок. 200–118 гг. до н. э.), древнегреческого историка, есть описание такого военного лагеря, имевшего протяженность 645 м и предназначенного для размещения двух легионов.

Римляне строили также города-колонии по всей обширной территории империи. Разбивка территории нового города начиналась с определения его центра, откуда в соответствии со строгим направлением прокладывались две главные улицы, а затем все остальные.

Ширина главных улиц была от 6 до 12 м, второстепенных – 4 м. На главном перекрестке (тетрансе) часто устанавливали специальное сооружение – тетрапил – в виде куба со сквозными проездами.

Улицы в Древнем Риме часто назывались по мастерским ремесленников, которые обосновывались на той или иной улице. Иногда улица носила имя того, кто первым построил на ней дом.

Улицы также называли и по их внешним особенностям, например Длинная или Пыльная. Тупики и переулки часто совсем не имели названия. Человеку, плохо знавшему Рим, нелегко было найти нужный дом.

В период империи город словно распался на две части: Рим низин и Рим холмов. На римских холмах обычно селились состоятельные люди. Они строили особняки, разбивали парки и сады. Воздух там сильно отличался от того, которым дышали в низинах между холмами, где жили бедняки и мелкие торговцы.


Тетрапил


Дома знатных римлян напоминали прямоугольную деревенскую усадьбу. Со всех сторон дом окружали различные постройки. По всему периметру усадьбы обязательно делали навес на столбах для защиты от палящего южного солнца.

Большой двор в центре построек вскоре превратился в атрий, просторную жилую комнату. Через большой проем, остававшийся в крыше, свет попадал и в другие помещения.

В атрии обедала вся семья, здесь принимали гостей, занимались общей домашней работой. Именно в атрии приносили жертву ларам, хранили деньги и держали ткацкий станок.

Но уже в I в. до н. э. атрий утратил все прежние функции и превратился в самую лучшую комнату в доме, где принимали особо почитаемых посетителей, вели деловые беседы и собирали клиентов.

Глубокая ниша, ранее служившая хозяевам спальней, стала своеобразным кабинетом для главы семейства и получила название «таблина». Здесь обычно хранили важные семейные документы и архив.

Внутренний двор (перистиль) имел вытянутую прямоугольную форму. Его окружали колонны, а все открытое пространство было занято растениями и цветами.

Колонны, фонтаны, ниши и пол были покрыты штукатуркой и раскрашены. Иногда их покрывали мозаикой и раковинами. Кроме того, повсюду стояли бронзовые, мраморные и терракотовые статуэтки.


Атрий в доме богатого римлянина. Реконструкция


Дом Ливии


Интерьер в доме Ливии


До наших дней хорошо сохранился один из особняков конца I в. до н. э. Это дом Ливии Друзиллы (58 г. до н. э. – 29 г. н. э.), жены Августа. Площадь, занимаемая им, равна 850 м². Вокруг перистиля располагались 12 комнат.

Дом Ливии знаменит еще и сохранившимися на его стенах фресками. Одна из них называется «Альдобрандинская свадьба» и изображает сцену приготовления к свадебной церемонии. Картина выполнена в форме вытянутого прямоугольника, что прекрасно согласуется с композицией, выстроенной в спокойном и плавном ритме.

Фигуры персонажей образуют три группы, свободно расположенные на розовато-коричневом фоне стены. Их движения раскованны и полны сдержанной грации. Афродита, занятая беседой с закутанной в белоснежное одеяние невестой, выглядит строгой и величавой.

Пластичность фигур и композиции, схожие с рельефом, светлая, изысканная гамма красок близки к греческой живописи IV в. до н. э. В серии пейзажей с изображениями приключений Одиссея проявились своеобразные черты изображения моря, гор и равнин. Заметно новое понимание художниками пространства, ставшего на фресках более широким и свободным.

Особняк изверга Ведия Полиона, скармливавшего провинившихся рабов муренам, был в 14 раз больше дома Ливии. Таких роскошных домов в Риме было немного. В эпоху Константина во всех 14 районах столицы их насчитывалось 1790.

Состоятельные римляне строили для отдыха и развлечений загородные виллы. Они планировались как городские особняки. Отличием их было непременное наличие большого водоема (писцины). Планировка виллы определялась характером местности.

В комплекс построек архитекторы вписывали фонтаны, беседки, гроты, скульптуры и роскошный сад. До наших дней хорошо сохранились «Вилла мистерий», «Вилла Диомеда» возле Помпей, а также «Вилла папирусов» недалеко от Геркуланума.

Большое значение в жизни римлян играли цветы. Во время любого праздника дом украшали гирляндами и венками из цветов. В домах зажиточных горожан их высаживали во внутреннем дворике на клумбах.

Бедняки, чье жилище часто находилось в инсуле – многоэтажном доме для многих семей (подобие современных многоквартирных домов) – или в лачуге на окраине Рима, выращивали цветы и травы в ящиках, установленных на окнах.

Основное население города жило в многоэтажных инсулах. Квартиры в этих домах были как для зажиточных римлян, так и для самых бедных. В Остии, римском порту, при археологических раскопках получено представление о римской инсуле.


Развалины древнеримской инсулы


На каждый этаж с улицы вела своя кирпичная или терракотовая лестница. Если фасад особняков был обращен внутрь улицы, то окна инсулы смотрели наружу. Здание инсулы было лишено каких-либо украшений, оно даже не было оштукатурено.

Только в инсулах с дорогими квартирами вход украшали кирпичные колонны или пилястры. Стены оживляли лишь ряды окон и деревянных балконов. Инсулы строили разными по планировке и по величине.

По свидетельству Страбона (64 или 63 г. до н. э. – после 21 г. н. э.), они возводились «непрерывно по причине обвалов, пожаров и перепродаж, которые происходят тоже непрерывно. Эти перепродажи являются своего рода обвалами, вызванными по доброй воле: дома по желанию разрушают и строят заново».

Тот, кто в Пренесте холодной живет, в лежащих средь горных,

Лесов покрытых кряжей Вольсиниях, в Габиях ельских,

Там, где высокого Тибура склон, – никогда не боится,

Как бы не рухнул дом, а мы населяем столицу

Все среди тонких подпор, которыми держат обвалы

Домоправитель: прикрыв зияние трещин давнишних,

Нам предлагают спокойно спать в нависших руинах.

Жить-то надо бы там, где нет ни пожаров, ни страхов.

Укалегон уже просит воды и выносит пожитки,

Вот задымился и третий этаж, а ты и не знаешь:

Если с низов поднялась тревога у лестниц,

После всех погорит живущий под самою крышей,

Где черепицы одни, где мирно несутся голубки…

Все мы вздыхаем о римской беде, проклинаем пожары.

(Ювенал. Сатиры)

Обрушение зданий происходило по простой причине: несоблюдение правил строительства и несоответствие прочности фундамента высоте здания. По указу императора Траяна (53–117, император с 98 г.) высота домов не должна была превышать 17,7 м во избежание обвала.

Римляне умели обогревать свои жилища горячим воздухом. Обогрев применяли в банях, в отдельных комнатах богатых усадеб и на первых этажах инсул. Возле помещения, которое необходимо было обогревать, в земле складывали четырехугольную печь со сводом. По специальному каналу горячий воздух поступал в подвал и нагревал мраморный пол комнаты. Прогревание шло медленно, и тепло сохранялось очень долго.

Для обогревания стен в них прокладывали трубы, по которым из подвала шел горячий воздух. Состоятельные римляне приобретали также специальные отопительные приборы, напоминающие русские самовары, где кипятилась вода. Кроме того, обогревали помещения простыми жаровнями из бронзы или меди.

Для освещения в домах использовали светильники и свечи. При малейшей неосторожности в инсулах вспыхивал пожар, погасить который было нечем, так как в доме не было воды.

Водопровод проводил к себе в квартиру только домовладелец. Остальные жители должны были покупать воду у водоносов или набирать ее в ближайшем колодце или фонтане.

В римских инсулах не было уборных (в инсулах Остии были). Их жители должны были пользоваться общественной уборной или же выносить нечистоты на улицу в общую навозную кучу. Ленивые римляне выплескивали отходы прямо из окон на улицу.

В дни осеннего ненастья в инсулах становилось холодно и неуютно. Стекло было очень дорогим, и в оконные рамы, как правило, вставляли слюду, плохо пропускающую свет, или же навешивали на окна деревянные ставни с небольшими прорезями. По словам Ювенала (60–130), за темные, лишенные каких-либо удобств квартиры в инсулах римляне платили такие большие деньги, что на них можно было купить маленький домик с садиком на отдаленной окраине Рима.

К середине I в. резко выросло число харчевен и постоялых дворов. В каждом заведении были свои завсегдатаи, которые встречались там каждый день, обедали и ужинали. Складывались определенные общественные связи.


Поцелуй украдкой. Художник Лоуренс Альма-Тадема


Необходимо сказать и о таком человеческом объединении, как семья. В ее создании важную роль играли гражданские и хозяйственные мотивы. Эмоции, чувства, лирика в расчет не брались.

Рождение ребенка в семье всегда было праздником, если отец брал на руки положенного к его ногам младенца. Если же отец отвергал ребенка, его выбрасывали.

Слабых и уродливых детей топили. В бедных семьях выбрасывали и здоровых младенцев. В этом случае их приносили на овощной рынок и оставляли возле одной из колонн.

Право распоряжаться жизнью ребенка принадлежало отцу. Только во времена правления императора Константина выбрасывание детей было признано преступлением, а казнь взрослого сына стала считаться убийством.

По достижении семилетнего возраста мальчики начинали постигать различные науки под руководством отцов. Их обучали грамоте, езде верхом, владению разным оружием, закаляли и приучали терпеть боль, стойко переносить непогоду и физическое напряжение. Девочки оставались с матерями.

Когда мальчики становились юношами, на них надевали взрослую тогу и отдавали в обучение государственному чиновнику. Это называлось начальной школой форума. Позже юноши проходили военную службу и начинали политическую или военную карьеру.

Дети ремесленников росли в духоте и тесноте грязной каморки, их кругозор ограничивался окрестными узкими шумными улочками. Они могли учиться только в начальной школе.

Обучение начиналось с семилетнего возраста и продолжалось в течение пяти лет. Школьные порядки допускали постоянные побои и брань. За пять лет дети едва ли занимались половину этого времени учебой. Летние каникулы длились более четырех месяцев, а в сельской местности и того больше.


Римские дети демонстрируют успехи в метании кинжалов. Художник Лоуренс Альма-Тадема


Распорядок дня римлян был, в сущности, одинаковым для сенатора и для ремесленника. Все горожане вставали с рассветом, так как светлое время суток очень ценили.

Обувшись в сандалии, римлянин мыл лицо, руки и полоскал рот. За завтраком каждый съедал кусок хлеба, пропитанного вином и посыпанного солью или намазанного медом, а также несколько оливок и ломтик сыра.

Все дела обычно завершались к полудню. Затем следовал второй завтрак, содержание которого тоже было весьма скромным, даже у императора. Например, Марк Аврелий ел хлеб, лук, бобы, мелкую соленую рыбу и сушеный инжир.


После второго завтрака наступал полуденный отдых. Затем римляне отправлялись в бани, чтобы позаниматься в гимнастических залах, помыться и пообщаться.

Ближе к вечеру вся семья собиралась на обед. Обед иногда сопровождался музыкой или чтением. Там, где нравы были не слишком строгими, обедающих развлекали танцовщицы. Обед продолжался несколько часов.

За столом звучали шутки, велась непринужденная беседа или шел серьезный разговор. Богатые люди обедали в триклинии – зале, где вокруг стола стояли три ложа. Бедные не имели такой возможности, им приходилось располагаться за столом сидя.

Кроме посещения бань, у римлян было немало других развлечений. Они любили различные загадки и головоломки, играли в чет и нечет, увлекались игрой в мяч и в кости.

Среди простых («маленьких») людей процветал культ дружбы и взаимовыручки. Религиозные представления были в этой среде совсем другими: здесь чествовали богов, представляющих природу-творца. Это нашло отражение в изобразительном искусстве. В провинциальных мозаиках изображения красивых людей, цветущих растений и хищной силы животных слиты воедино и представляют всю мощь окружающей природы.

В результате войн в Рим нескончаемым потоком прибывали военные трофеи и рабы. В домах состоятельных римлян держали рабов разных категорий.

Среди них обязательно были: привратник, привязанный на цепь возле ворот; рабы для переноски носилок; рабы, лично прислуживавшие хозяину; раб, сопровождавший господина на обед или в гости и стоявший позади его стула; раб-повар; раб-хлебопек и многие другие.

К «чужеземной роскоши», привезенной с войны, относились актеры и домашние певцы, а с I в. пришла мода на шутов и карликов, стоивших на невольничьем рынке больших денег.

В городе рабам жилось несравненно легче, чем в сельских поместьях, где они трудились от зари до зари. Городской раб вел полупраздный образ жизни.

Если хозяин жил в особняке, он мог позволить себе держать сотни рабов в специально построенной для них казарме, но римлянину, жившему в квартире многоэтажной инсулы, такое количество рабов разместить было негде.

При переселении из особняков в инсулы произошла настоящая революция. Рабов негде было держать и негде было кормить. Им платили месячину (хлебный паек) продуктами или деньгами. Спали рабы где придется, обычно в углу возле двери на жесткой подстилке.

Рабы полностью зависели от хозяина, подчинялись всем его прихотям и капризам. Наказание розгами считалось для них обычным и довольно мягким. Страшнее были для них треххвостка (плеть из трех ремней, оплетенных проволокой) и ременной бич.

Рабы, занимавшие должности управителей в хозяйстве господина, пользовались почетом у хозяев и особыми привилегиями. Одних слуг баловали, других постоянно карали. Все зависело от настроения и прихоти владельца.

Многие римляне имели рабов в качестве вооруженной охраны. Отряды специально обученных гладиаторов были у Цицерона, Публия Клодия Пульхра (? – 52 г. до н. э.), Юлия Цезаря. Городские фамилии имели еще одну привилегированную группу рабов – так называемую рабскую интеллигенцию.

Образованными рабами гордились, их значение с усложнением хозяйства и развитием культуры все возрастало. Во времена империи роль рабской интеллигенции заметно снизилась за счет того, что появилась многочисленная интеллигенция из свободных римлян.

После второй Пунической войны (218–201 гг. до н. э.) под начало Рима попала Испания, а Третья Пуническая война (149–146 гг. до н. э.) закончилась полной победой римлян над карфагенянами и разрушением покоренного города. Значительно повысилось благосостояние высшего сословия империи.

Рим приобретал новый облик, соответствующий столице мировой державы. Возросло число общественных зданий, в короткие сроки возводились новые мосты, форумы, акведуки. Архитектурный декор становился все роскошнее и наряднее.

Римский историк Гай Светоний Транквилл (75–160) писал о том, что император Август так украсил город, «что по справедливости мог хвастаться, что принял его кирпичным, а оставляет его мраморным».

Рим был городом без границ. Панорама столицы, открывавшаяся с любого холма, поражала современников своей необозримостью. Величественные здания и портики со стройными колоннами, сводчатые крыши и декоративные фронтоны, тенистые аллеи с фонтанами и видневшаяся сквозь пышную зелень садов гладь мраморных бассейнов – таким был город на рубеже тысячелетий.

Последний диктатор Римской республики Луций Корнелий Сулла (138–78 гг. до н. э.) пытался сохранить влияние сената, но прежний авторитет власти был уже утрачен. В ходе продолжительной гражданской войны за власть боролись многие политические деятели – такие, как Гней Помпей (106–48 до н. э.), Красс, Юлий Цезарь.

В январе 49 г. до н. э. Юлий Цезарь во главе большого войска вступил в Рим. Вместо казней и гонений он объявил всем помилование. Пленники были отпущены на свободу, а сенаторы отправлены по домам.

Через несколько дней Цезарь отправился в Испанию, вернувшись оттуда с победой над войсками Помпея в августе 49 г. до н. э. Решающим сражением с армией Помпея была битва в июне 48 г. до н. э. Сам Помпей бежал в Египет, где был предательски убит.

Спустя несколько дней после убийства Помпея в Александрийском порту высадился Цезарь и выставил требования о возвращении огромного денежного долга, который брал у Рима покойный египетский царь Птолемей XII Авлет (Флейтист) (? – 51 г. до н. э.).


Император развлекается. Старинная гравюра к книге Светония «Жизнь двенадцати цезарей»


Юлий Цезарь


Гней Помпей


Клеопатра и Цезарь. Художник Жан-Леон Жером


А в Александрии в это время бушевали страсти вокруг царского трона. Цезарь вмешался в борьбу и стал на сторону дочери умершего царя, Клеопатры VII Филопатор (69–30 гг. до н. э., последняя царица Египта из рода Птолемеев). Придворные остались весьма недовольны таким результатом и подняли восстание (Александрийская война).

Во время военных действий в Египте Цезарем был сожжен прямо в гавани египетский флот. Именно тогда огонь, перекинувшийся на город, погубил большую часть богатейшей Александрийской библиотеки. Восстание египтян было подавлено с помощью подоспевшего подкрепления из Сирии, а власть Цезарь вручил Клеопатре.

Следующей победой в военном марафоне Цезаря стал 5‑дневный поход против понтийского царя Фарнака (97–47 гг. до н. э., царствовал с 63 г. до н. э.), захватившего Малую Азию. По поводу молниеносной победы над понтийским царем и было послано в Рим историческое сообщение: «Пришел, увидел, победил».

Наконец в 47 г. до н. э. Цезарь вернулся из военных походов в Италию, где его ждали многочисленные социальные проблемы. Цезарю удалось восстановить спокойствие в столице путем введения некоторых налоговых льгот.

Затем последовал краткосрочный военный поход в Африку с шестью легионами, а в августе 46 г. до н. э. были отпразднованы все четыре победы: над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой.

Победителей славили четыре дня. Римлянам были продемонстрированы сокровища, привезенные с войны. Часть из них пошла на выплату пособий воинам, участвовавшим в боевых походах. Сумма превысила все ожидания легионеров: каждый рядовой получил 5 тыс. динариев, каждый центурион – 10 тыс.

Каждому жителю Рима было выдано по 400 сестерциев и по 100 кг зерна. Кроме этого, было устроено обильное угощение всем желающим на 22 тыс. столах, а после этого устроили игры и всевозможные зрелища.

Вскоре после триумфальных торжеств в Римской империи была проведена перепись населения, которая показала, что численность жителей государства сократилась вдвое. Это и было настоящей платой за победы Цезаря.

По решению сената Цезарю была подарена почетная колесница и воздвигнута статуя с земным шаром возле ног изваяния. Надпись на пьедестале гласила: «Полубогу». Кроме этого, сенат провозгласил Цезаря диктатором на 10‑летний срок с вручением цензорской власти на три года.

Цезарь наделил землей ветеранов, ограничил список лиц, получавших от государства хлебный паек, распустил религиозные коллегии и провел реформу календаря.

Затем обстоятельства вынудили Юлия Цезаря выехать в Испанию. Цезарь проявил завидное мужество, чтобы его легионеры пошли за ним, и из безвыходной ситуация превратилась в победоносную.

Новый триумф Цезаря праздновали так же пышно, как и предыдущие. Теперь все дни побед диктатора стали праздничными для римлян.

Через некоторое время по Риму поползли слухи о стремлении Цезаря объявить себя царем Рима. Запахло заговором. В результате сложившейся обстановки среди придворной знати Цезарь остался в одиночестве.

Он готовился к парфянской войне, когда на заседании сената Цезарю решили присвоить титул царя по отношению к провинциям и государствам-союзникам. В Римском государстве он оставался диктатором.

Тем не менее заговор имел место, и Юлий Цезарь был заколот кинжалами 15 марта 44 г. до н. э.

После убийства Цезаря к власти устремился Октавиан Август. Будущий император был сыном Атии Бальбы Цезоннии (85–43 гг. до н. э.), племянницы Юлия Цезаря. Цезарь усыновил Октавиана, дал ему свое имя (Гай Юлий Цезарь Октавиан) и назначил юношу наследником.

После трагической кончины Цезаря Октавиан, продав унаследованные имения, сумел собрать необходимую сумму, чтобы выплатить обещанные Цезарем в завещании 300 сестерциев каждому гражданину республики. Этим поступком Октавиан сумел завоевать доверие знатных римлян. Кроме того, он предал суду убийц Юлия Цезаря.

Октавиан, Марк Антоний (82–30 гг. до н. э.) и Марк Эмилий Лепид (89–12 гг. до н. э.), объявившие себя регентами Римской республики (триумвират), правили вместе недолго. Октавиан захотел единоличной власти и с помощью интриг и оружия устранил соперников. По сути, Октавиан стал основателем нового государственного строя – империи – и первым императором Рима. Через три года сенат утвердил его власть и присвоил ему пожизненный императорский титул и новое имя – Август.


Антоний и Клеопатра. Художник Лоуренс Альма-Тадема


Сенат в правление Августа превратился в некий исполнительный орган, полностью зависевший от императорской воли. Сенаторы, неугодные Августу, были исключены из списков сената. Расположение народа новоявленный император старался заслужить богатыми подарками и проведением общественных игр и развлечений.

В 23 г. Август получил власть трибуна и консула, затем он присвоил себе право издавать законы. Последним титулом императора стало звание верховного жреца.

Таким образом Октавиан Август сосредоточил в своих руках всю государственную власть и под прикрытием республиканской формы сам единолично правил страной.

Главной опорой его власти было постоянное войско, состоявшее из 25 легионов (300 тыс. человек). Результатом нескончаемой череды войн стало расширение государственных границ до Черного моря.

Но Август все же в первую очередь старался заботиться о спокойствии внутри государства и о благосостоянии граждан. Он избавлялся от злоупотреблений в управлении провинциями, строил по всей территории страны колонии и дороги, украшал Рим храмами и общественными зданиями.

После смерти Августа были найдены документы, в числе которых – «Список деяний» первого императора, составленный им самим. Перечень включает в себя 35 глав и список раздач. В этом уникальном историческом документе подробно говорится обо всем, что когда-либо совершалось в государстве во время правления Октавиана Августа. Также в перечне перечислены положительные качества императора, такие, как великодушие, скромность, щедрость и милосердие.

Конец ознакомительного фрагмента.