Глава I
Город на семи холмах
Рим – город с богатейшим историческим прошлым. Кажется, что он существовал всегда. Недаром Рим называют Вечным городом. Годом его основания считается 753 г. до н. э., но археологические раскопки доказали, что люди селились на берегах реки Тибр еще в XV в. до н. э. Существует несколько легенд о возникновении Рима. Согласно одной из них, племена, жившие в низовьях Тибра, были вынуждены постоянно отражать набеги кочевников. Одно из сражений с пришельцами было особенно ожесточенным, но защитники одержали победу над многочисленной ратью. В честь этого события и был основан город, который назвали Рома, что означает «сила».
Алтарь из Остии с изображением Марса, Реи Сильвии и близнецов Ромула и Рема
По другому преданию, Рим основали беглецы из Трои, чьи корабли после долгого плавания прибило к берегу. Одна из женщин по имени Рома предложила измученным путникам остаться в этих краях, а чтобы нельзя было передумать, корабли были сожжены. В честь этой троянки и назвали город.
Из множества легенд народ выбрал одну, ставшую основной и связывающую основание города с именем Ромула. По этому преданию, Нумитор, царствовавший в Альба-Лонге[1], был свергнут с престола младшим братом Амулием, а дочь Нумитора Рею Сильвию узурпатор сделал весталкой[2] – жрицей, которая не имела права вступать в брак и иметь детей. Но Рея тайно родила двух сыновей-близнецов от бога Марса, который овладел жрицей обманом.
Богиня разгневалась на свою жрицу за нарушение обета безбрачия, и Амулий повелел утопить Рею и новорожденных младенцев в Тибре. Но бог реки сжалился над несчастными: Рею он взял себе в жены, а корзину с мальчиками волны Тибра вынесли на луг у подножия холма Палатин.
В это время к берегу реки пришла волчица, чтобы утолить жажду. Она услышала детский плач, отыскала корзину и унесла ее к себе в логово. Там найденыши жили несколько дней, и волчица кормила их своим молоком.
Но однажды у логова появились пастухи. Волчица испугалась и убежала, а мальчиков взяли к себе в дом пастух Фавстул и его жена Акка Ларенция. Они дали сироткам имена Ромул и Рем. Приемыши выросли отчаянными сорванцами и, собрав вокруг себя сверстников, наводили своими проделками ужас на всю округу.
Римская волчица
Как-то раз пастухи Нумитора устроили Рему ловушку и приволокли пленника к его деду. Тайна рождения юношей была раскрыта. Ромул и Рем отомстили коварному Амулию и снова посадили на трон Альба-Лонги Нумитора, своего деда.
Через четыре года после этих событий Нумитор велел внукам основать новую колонию Альба-Лонги на берегу Тибра. Братья поссорились из-за места, где следовало строить укрепление, и в пылу ссоры Ромул убил Рема. Город был заложен согласно его выбору на четырехугольном плато Палатинского холма и получил имя его основателя – Рим (Roma).
Ромул стал первым царем Рима и правил городом с 753 по 716 г. до н. э. Ворота Рима были открыты для беглых рабов и должников, для изгнанников и пришельцев. Их прошлое никого не интересовало.
Это легенда. Точно же установлено, что Рим возник именно на вершине холма Палатин, защищенной с трех сторон отвесными склонами. Мрачные, унылые места, бесплодные земли привлекли поселенцев, так как являлись удобным местом в устье Тибра для гавани, благодаря которой жители города стали господствовать над Средней Италией.
Греческий географ Страбон (64 или 63 г. до н. э. – после 21 г. н. э.), в конце I в. до н. э. так писал о выгодных условиях развития Римского государства: «Первое из этих условий состоит в том, что Италия наподобие острова окружена, как верною оградою, морями, за исключением только немногих частей, которые, в свою очередь, защищены труднопроходимыми горами.
Второе условие то, что хотя большая часть ее берегов не имеет гаваней, зато существующие гавани обширны и весьма удобны. Одно из них особенно выгодно для отражения нашествий извне; другое полезно для нападений на внешних врагов и для обширной торговли».
Основатель Рима и первый римский царь Ромул пророчествовал: «Иди и возвести римлянам: так хотят небожители, чтобы мой Рим был главою вселенной; поэтому пусть они усердно занимаются военным делом и пусть сами знают и так передадут потомкам, что никакие человеческие силы не в состоянии противиться римскому оружию».
Ромул создал сенат и свою армию. Благодаря удачным военным походам город разрастался и богател. При Ромуле родовые территориальные общины начали распадаться, и основой римского общества стала семья – фамилия. В нее входили родители, дети, внуки и рабы, работавшие на эту семью.
Отец был главой фамилии и имел право распоряжаться всеми членами семьи. Никто не мог заставить его изменить решение. Глава фамилии распоряжался всем имуществом семьи, имел право наказывать, казнить и продавать в рабство своих родных. После смерти отца главой фамилии становился старший сын. Такой уклад в римском обществе сохранялся очень долго.
Вот как говорил об этом жестоком обычае греческий историк конца I в. до н. э. Дионисий Галикарнасский (60 г. до н. э. – 8 г. до н. э.): «Римский законодатель (Ромул) предоставил отцу, можно сказать, полную власть над сыном в течение всей своей жизни – пожелает ли он его арестовать, бичевать, держать на полевых работах в оковах или убить, хотя бы сын уже занимался государственными делами, отличался на высших должностях и заслуживал одобрение за ревностное служение государству».
В римскую общину входили те, кто принадлежал к старинным римским родам. Эта привилегированная часть общества называла себя патрициями.
Другой большой прослойкой общества являлись римские плебеи. Это были свободные люди, но не входившие в роды и фамилии, поэтому и не имевшие права становиться членами общины.
Происхождение плебеев до конца не выяснено, а самой популярной версией является та, что этот социальный слой образовался из жителей покоренных племен и городов. Вначале плебеям не позволялось участвовать в религиозных обрядах, вступать в брак с патрициями, присутствовать на народных собраниях.
В результате борьбы плебеев за свои права в VI в. до н. э. их стали брать на военную службу и разрешили им участвовать в народных собраниях. Ущемление плебеев в других гражданских правах стало причиной социальных потрясений на протяжении веков.
В истории основания Рима отмечен такой факт, что первым обитателям города не хватало женщин для продолжения рода. По преданию, Ромул пригласил на праздник соседнее племя сабинян. Во время пиршества римляне захватили всех женщин этого племени и оставили их у себя. Сабиняне объявили Риму войну, но женщинам удалось остановить сражение и помирить племена.
«Величайшая» клоака
После этого римляне и сабиняне объединились в один народ и стали называться квиритами, расселившись при этом на Капитолийском и Квиринальском холмах. Холмов в окрестности было семь. Пустынная долина между ними в дождливую погоду превращалась в настоящее болото.
Этруски построили «величайшую клоаку» для того, чтобы осушить эту болотистую низину. Там впоследствии расположился форум – центр общественной и политической жизни города.
Об уникальной системе подземных сооружений, получившей в народе название «клоака», писал в своих трудах Плиний Старший (23–79): «Иногда Тибр гонит воды назад, и потоки внутри сталкиваются, но, несмотря на это, крепкое сооружение выдерживает напор. Наверху везут огромные тяжести, но сводчатая постройка не прогибается; на нее падают обломки зданий, но тем не менее она выдерживает семь сотен лет со времени Тарквиния Древнего, будучи чуть ли не вечной». «Величайшая» клоака существует до сих пор и даже сейчас используется как часть городской канализационной системы.
Холм Палатин стал центром, где хранились святыни Рима: пещера волчицы, хижина Ромула, древние алтари курий. На Палатине селилась римская знать, а во времена империи здесь возводили императорские дворцы.
Авентинский холм был заселен пленными латинянами при царях Тулле Гостилии (третий царь Рима, правил в 672–640 гг. до н. э.) и Анке Марции (четвертый царь Рима, правил в 640–616 гг. до н. э.). Для них Сервий Туллий (шестой и последний царь Рима, правил в 578–534 гг. до н. э.) приказал возвести храм покровительницы этого народа, богини Дианы. Авентин всегда считался местом жительства плебеев и бедноты.
Панорама Палатина времен Римской империи. Реконструкция
На холме Целий тоже проживали покоренные римлянами латиняне. Здесь находился дом Тулла Гостилия, а после пожара в 27 г. Целий облюбовали богачи.
При Сервии Туллии был включен в черту города и холм Эсквилин. Царь построил здесь свой дворец, тем самым привлекая новых поселенцев. На Эсквилине находилось кладбище бедняков, а достопримечательностью холма были знаменитые сады Мецената.
Холм Квиринал окончательно был включен в городскую черту тоже при Сервии Туллии. На этом холме возвышался богатый дом второго римского царя, сабинянина Нумы Помпилия (второй царь Рима, правил в 715–672 гг. до н. э.).
На Виминале тоже жили сабиняне. Этот холм вошел в состав Рима после похищения сабинянок.
Самой укрепленной частью Рима считался двуглавый Капитолийский холм. Вначале он носил название в честь бога Сатурна – Сатурний, затем назывался Тарпейским. При Ромуле на одной вершине холма стояла крепость, а на другой был возведен храм Юпитера, главный храм Рима.
Согласно преданию, при закладке фундамента храма строители нашли нетленную человеческую голову (лат. caput), что было принято как знак величия Рима и легло в основу нового названия холма. В храме Юпитера иногда проводили заседания сената, а в мастерской при храме Юноны чеканили римские монеты.
Храм Юпитера Капитолийского. Реконструкция
Стена Сервия Туллия в Риме
На протяжении многих веков Рим напоминал большую деревню, обнесенную городской стеной. Длина древнейшей стены, построенной царем Сервием Туллием в VI в. до н. э., достигала 12 км.
А за стеной стояли глинобитные хижины, крытые соломой. Дороги после дождя становились сплошным месивом из грязи, а в сухую и жаркую погоду ветер поднимал тучи пыли. Повсюду были видны навозные кучи и разбросанные черепки кухонной утвари.
Преображаться Рим начал только в III в. до н. э. Тогда крыши стали покрывать черепицей, а улицы и площади вымостили каменными плитами. Самые величественные постройки в древнем Риме были созданы под влиянием греческой и этрусской культуры. Отделить римскую культуру от этрусской и греческой на начальном этапе просто невозможно.
Большинство историков склоняются к мнению, что этруски пришли в Италию с Востока. Этрурия располагалась на территории современной Тосканы и была ближайшим соседом Рима. Этруски пользовались греческим алфавитом, но до сих пор ученые не смогли расшифровать их язык.
Города этрусков отличались правильной прямоугольной планировкой с домами и храмами, выстроенными из камня. Сильное влияние этрусков на римлян сказалось во всех областях жизни: в архитектуре, искусстве, религии. Даже знаки царской власти – связки прутьев с топориком в центре – римляне переняли у этрусков.
В Этрурии учились римские юноши из знатных семей, а в Риме долгое время существовал квартал, где жили выходцы оттуда.
На заре римской государственности этрусские цари даже управляли страной. Со временем римляне сместили их, и два народа смешались, но еще на протяжении нескольких веков этрусская культура имела большое влияние на римлян.
По мере возрастания римского могущества влияние этрусков ослабевало, и к середине I в. до н. э. они уже не играли совершенно никакой роли в государстве, постепенно был забыт и язык этого народа.
После свержения этрусских царей, подчинив Лациум (Средняя Италия) и всю Италию, Рим стал республикой, которой до I в. до н. э. управляли сенат и диктаторы.
Рим был одним из самых больших городов Древнего мира. Количество его жителей во времена империи доходило до 2 млн человек.
Греческое классическое искусство входило в жизнь римлян из городов-колоний – таких как Неаполь и Сиракузы, а также при завоевании Греции римлянами. Эллинские города были безжалостно разграблены. В последние десятилетия существования республики бесчисленные сокровища были вывезены из Греции в Рим.
Вслед за произведениями искусства в Риме оказались и греческие мастера живописи и архитектуры. Им нечего было делать в разоренных городах, а Рим в последнее столетие до нашей эры был на вершине благополучия и богатства. Художникам хорошо платили, и Рим, благодаря их таланту и мастерству, постепенно становился центром мирового искусства.
Основываясь на этрусской и греческой культуре и архитектуре, римляне создали свое искусство, сложное и противоречивое. Они постоянно стремились облечь свою действительность в рамки настоящей гармонии.
Римский император Константин (288–337, правил с 306 г.) принял христианство и сделал Рим центром распространения христианской религии. Во время его правления в 330 г. столица империи была перенесена в Константинополь, и Рим утратил свое политическое значение.
Упадку Рима способствовали нападения варварских племен, войны с остготами, вестготами и вандалами, восстание Одоакра (германский правитель из племени скиров или ругиев, жил в 431–43 гг., с 476 г. король Италии). С 568 г. Римом фактически правили епископы и римские папы. Долгое время императоры и папы не могли поделить власть.
В 1084 г. Рим разрушили норманны, после чего на месте руин античных зданий выросли феодальные замки и церкви. Арнольд Брешианский (1100–1155) в 1143 г. поднял восстание, целью которого было возрождение республики, но попытка не удалась.
До середины XV в. шла непримиримая борьба за власть между богатыми семействами и папами. Во времена Ренессанса папы заботились о благоустройстве улиц и о внешнем облике города. Они приглашали известных архитекторов и знаменитых художников, и Рим украсили новые дворцы и церкви.
Серьезный урон нанесло Риму вторжение войск императора Карла V Габсбурга (1500–1558, император Священной Римской империи в 1519–1556 гг.). После этого папа Сикст V (1521–1590, папа римский с 1585 г.) обратился к архитектору Доменико Фонтана (1543–1607) с просьбой составить перспективный план развития Рима.
Такой план был разработан, и до сих пор ему нет равных в Европе. К сожалению, он не был осуществлен до конца, но несколько грандиозных построек все же было возведено. Кроме того, согласно этому плану, римские папы Сикст V и Урбан VIII (1568–1644, папа римский с 1623 г.) одобрили основной принцип планировки улиц, радиально расходившихся от основных площадей Рима.
Во времена Реформации Рим уже перестал иметь значение единого религиозного центра Европы и стал заметно отставать от европейских столиц по развитию городского снабжения, освещения, канализации.
При оккупации Рима войсками французской Директории в 1798–1799 гг. была провозглашена республика, в 1809 г. Наполеон I Бонапарт (1769–1821, император Франции в 1804–1815 гг.) ликвидировал светскую власть папы и присоединил к Франции большую часть Папской области.
Французские завоеватели вывезли из Рима много ценностей. И все же Наполеон, мечтая сделать Рим жемчужиной в своей короне, тратил немалые средства на строительство. В дальнейшем город пережил еще немало потрясений: восстание Джузеппе Гарибальди (1807–1882), Рисорджименто (борьбу за воссоединение Рима с Италией), фашистскую оккупацию.
В октябре 1922 г. власть в Риме была захвачена фашистской партией. Правление диктатора Бенито Муссолини (1883–1945) продолжалось до 1943 г., пока король Виктор-Эммануил III (1869–1947, король Италии в 1900–1946 гг.) не принудил его уйти в отставку.
Это произошло после массированного налета 19 июля 1943 г. бомбардировщиков союзной армии на Рим. От немецкой оккупации столица Италии была освобождена 4 июня 1944 г. Строй конституционной монархии был восстановлен. С 1946 г. Рим – столица Итальянской республики.
На улицах города с 2500‑летней историей прекрасно уживаются античные исторические памятники, здания в стиле барокко, монументальные памятники древности и современные сооружения из стекла и бетона. И все же Рим для ценителей истории – в первую очередь столица древнего государства, живое напоминание о былой славе и величии Римской империи.