Глава 1 Исторический фатализм
Идея фатализма и детерминизма в отношении истории не нова. Шпенглер призывает историков не только к «осмысленному искусству исторического рассмотрения, но и пониманию «необходимости причины и следствия». Под связью причины и следствия он понимает «логику пространства» и времени. В своей книге «Закат Европы» Освальд Шпенглер пишет про исторический фатализм – детерминизм, автор использует термин «детерминированность» исторического процесса!
Да, у каждой страны – свои исторические рельсы, по которым страна столетиями идет как по накатанному пути. У каждого народа – своя хорошо накатанная лыжня, судьба, своя карма, свой путь, своя спираль развития.
Развитие по спирали полностью подтверждает концепцию детерминизма и определяет детерминированность исторического процесса. Будущее со временем все больше погружается в оковы прошлого, без которого нет настоящего и уж тем более нет будущего развития страны. Подробнее в книге «СПИРАЛЬ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ».
Концепция детерминизма и индетерминизма
Концепция детерминизма полагает, что всякое явление подчинено неким закономерностям и полностью ими обусловлено. Это учение предполагает объективную закономерную взаимосвязь и взаимообусловленность явленийисторического процесса. Это означает, что все настолько причинно обусловлено, что у каждого события имеется вполне возможное будущее.
Данное понимание детерминизма характерно для представителей классической науки и философии 18—19 веков и для религиозно-философской концепции фатализма – учения об изначальной предопределенности всех событий, которые происходят в мире.
Противоположная концепция индетерминизма полагает, что в мире имеются события, которые не обусловлены никакой причиной. Данное понимание индетерминизма характерно для представителей неклассической науки и философии второй половины 19—20 веков.
И если представители детерминизма преувеличивают роль необходимости, то представители индетерминизма преувеличивают роль случайности в осуществлении событий. С точки зрения детерминизма, будущее заранее предопределено в своих основных чертах, значит, люди не могут оказать на будущее существенного влияния, с точки зрения индетерминизма, в будущем нет предопределенности, значит, не только человек сам творит свое будущее, но и любой народ волен в своем выборе.
В то время как концепция классического детерминизма смыкается с религиозно-философской точкой зрения фатализма, концепция индетерминизма смыкается с философско-исторической точкой зрения волюнтаризма.
В случае если направление и траекторию движения исторического процесса невозможно точно предвидеть и однозначно определить на основе концепции классического детерминизма, но можно предвидеть с определенной степенью вероятности, то речь идет о концепции вероятностного детерминизма. Данная концепция также свидетельствует о детерминированности исторического процесса на основе некоей степени вероятности исторических событий.
Конечно, уже пора в 21-м веке на фактических примерах исторического процесса отдельно взятой страны в ее самых острых критических моментах времени разобраться в действии данных концепций. Кто творит и что влияет на историю страны?
Для начала обратим внимание на особую географию России, ведь это не Европа и не Азия, а Евразия. Этот термин обозначает единство Европы и Азии, основную часть Евразии составляет Россия. Это пространство отлично от Европы и Азии.
Между западом и Востоком
Россию нельзя назвать ни западной, европейской, ни восточной, азиатской страной. У России свой особый, только ей присущий исторический ход развития. Конечно, в отдельные периоды развития, в частности во времена Петра Великого Россия стремительно рубила окно в процветающую зажиточную Европу, так как именно туда на рубеже 17-го и 18-го веков сместился вектор промышленного и научно-технического развития.
Вне всяких сомнений, в это время в компактно расположенной Европе началось бурное развитие капитализма, что привело к серьёзному экономико-политическому подъёму практически всех народов, населяющих Европу. Петр Великий не столько силой насаждал европейские порядки и культуру – отрезал бороды, заставлял носить европейскую одежду, вводил ассамблеи, музыку, танцы, сколько личным примером царь приучал народ вести европейский образ жизни.
Именно во времена Петра Великого Россия всеми силами пыталась выкарабкаться из варварских предрассудков и обычаев, из темного азиатского прошлого. Всемерное развитие экономики позволяло направлять средства на науку, культуру и искусство. Однако, прорубив окно в Европу и просунув в образовавшуюся форточку голову, мощное подбрюшье и хвост России оставались нетронутыми и неизменными в азиатской части. Очень большая по протяженности страна не могла обеспечить равное экономическое, политическое и культурное развитие населения на всей своей территории.
Пройдет всего двести с небольшим лет как новый правитель России Иосиф Сталин будет ругать и клеймить Петра Великого. «Плохой был царь, недальновидный. Зачем окно в Европу рубил?», – возмущался отец народов режиссеру и сетовал Сергею Эйзенштейну. В отличие от Петра Сталин возведёт прочный железный занавес, так ему спокойней и легче было жить, работать и управлять. Культура и экономика отойдут на второй план, на первый вновь выдвинется идеология и политика.
Главное отличие Запада от Востока
Главное отличие западного стиля управления и руководства от восточного заключается в соотношении экономических и политических методов. Лидер европейской страны должен, прежде всего, добиваться экономических результатов, в противном случае, он быстро сойдет на нет и уйдет в отставку. На Западе всё определяет, в первую очередь, экономическая целесообразность, прибыль, экономика довлеет над политикой, на Востоке – наоборот.
Восток, как известно, – дело тонкое, не однозначное и прямолинейное, там всё определяют идеология и политические амбиции лидера и его окружения, именно поэтому на Востоке испокон веков жили хуже, азиатские страны развивались крайне неравномерно, непропорционально. В целом, народы Азии намного беднее и хуже развиты, чем европейские.
В этом плане Россию можно отнести к восточному типу правления, где политика определяет экономику, что приводит к крайне непропорциональному, неравномерному экономическому развитию. Именно поэтому Россия, несмотря на свои природные богатства, намного беднее и хуже развита, чем основные европейские страны. Начиная с революций 1917 года, в России часто правили не спокойные вразумительные лидеры, а агрессивные воинствующие идеологи – марксисты, большевики и коммунисты. И это первое отличие от Запада и Востока.
Второй объективной причиной, которая серьезно отличала Россию от Запада и Востока, является стремление к общине и коммуне. С древних времен на Руси существовало общинное ведение хозяйства, иначе населению трудно было выжить в сложных климатических условиях проживания. Община формировала особый тип отношений и требовала определенной жертвенности во имя её сохранения. Практически все время определенная часть сильных молодых членов общины жертвовала собой на охоте, военных действиях.
Со временем сформировалась определенная идеология, когда жертва во имя общего блага особо почиталась за честь и доблесть. Именно поэтому в России произошло столь быстрое и широкое распространение идей социализма и марксизма. В отличие от Запада, где каждый индивидуалист сам за себя и свой интерес ставит превыше всего, в России данная позиция отрицалась. В русской цивилизации особо популярны идеи коллективизма, общины, особо приветствуется защита общих интересов коммуны.
В-третьих, в России с древности сформировалось особое отношение к власти. По мнению славянофилов, «полнота власти принадлежит народу, но народ от власти отказывается, избирает себе царя и ему поручает нести бремя власти» (Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков).
Особенный взгляд на природу властвования подчеркивает ее нравственную сторону. Власть должна восприниматься как тяжкий долг, служение и самопожертвование. Любовь, прощение и сострадание не только в идеальной семье, но и в общине вытесняют права и обязанности. Семейственность на макроуровне ведет к объединению славянских наций в соответствии с принципом родственной крови народов и этнической близости.
Славянофилы считали самодержавие единственно верной формой правления, ведь, по Аристотелю, власть отца в семье – монархия, она есть власть благодетеля-самодержца. Следуя логике славянофилов, если в государстве – семье нет благодетеля-самодержца, то не должно быть никакой политической формы. Это означает, что русские по своей природе являются либо монархистами, либо анархистами (Тихомиров Л. А. Монархическая государственность).
Не удивительно, что в нашей стране всегда было много борцов за народное счастье – декабристов, народников, народовольцев, эсеров, социал-демократов, революционеров и прочих мечтателей-идеалистов, которые, не задумываясь, отдавали всю свою жизнь без остатка за народ, за светлое будущее, за счастье будущих поколений. Пренебрегая собственным счастьем, они мечтали о справедливом устройстве общества для всех. Сделали ли они наш народ счастливее? Таких людей, начиная со второй половины девятнадцатого века, было много, слишком много для одной страны. И это серьезная проблема и беда России!
В России особо популярны идеи социализма, коллективизма, общины-коммуны, защиты интересов всего общества, в единстве. Именно поэтому русская цивилизация достигла особых высот тогда, когда объединившись и сплотившись надо было одержать победу в войне против татаро-монгол и фашизма. Именно поэтому столь популярна и успешна была идея построения государства-коммуны. Цель построения государства-коммуны отражала утопические устремления большевизма. Однако если первоначально эта идея была сравнительно успешна, то в длительной перспективе она была обречена на провал потому, что не выдержала экономического противоборства с более эффективным ведением хозяйства современного индустриального западного общества.
Исторические циклы
Легко заметить в истории страны этапы повторения. Словно белка в колесе Россия всё время крутится в одном и том же колесе, стабильно развиваясь по сценарию одного и того же круга.
Несложно заметить сходные исторические явления и события, похожие по методам правления исторические лица. Академик Анатолий Фоменко с Глебом Носовским даже предложили исключить часть повторяющихся этапов из истории страны из-за возможных ошибок в рукописях, из-за того, что по теории вероятностей этого не могло быть.
Всё это говорит о необходимости изучения исторических циклов, то есть тех циклов, по которым живёт и развивается само общество. Действительно, история не относится к числу математических наук, потому можно выдвинуть абсолютно разные философские идеи и обоснования. К примеру, тождество и сходство исторических персонажей легче всего объяснить одним из самых древних учений о реинкарнации.
В настоящее время появляются различные теории и идеи, в которых используются современные математические и статистические методы исследования истории. Однако помимо модных методов исследования необходимо оглянуться назад, вспомнить идеи древних философов, использовать их теории для построения современных исторических моделей общества.
Рано выбрасывать на свалку мысли древних, напротив, можно постараться на огромном фактическом историческом материале по-новому проверить и осмыслить их многочисленные идеи, ведь нет ничего нового. Всё новое есть лишь хорошо забытое старое. Конечно, появляются новые современные методы исследования, но сами законы развития как были сформулированы тысячелетия назад на заре возникновения человеческого общества, так и остались неизменными.
Другое дело, что в 21 веке они должны звучать в современном исполнении и трактовке, поскольку современному человеку порой сложно понять и интерпретировать язык и дух древности.
Спираль – форма развития общества
В последнее время модно говорить о кольцах и кругах времени, как инструменте исследования истории. Правильней говорить о спирали, поскольку именно спираль является основной формой развития всего живого от элементарных частиц, ДНК, кристаллов до галактик и проч.
Повторяются эпохи и века. Повторяются личности и задачи, которые они призваны решать. История ходит кругами, утверждали древние философы. Но как понять ход истории? Да и правильней говорить не о кругах, а о спиралях развития. Как выявить, определить эти спирали? Какие закономерности там действуют? Как построить следующую спираль, если изучить, описать, исследовать предыдущую?
Есть ли логика и строгая последовательность в исторических событиях? Или мы имеем их количественное нагромождение, а они никак не связаны между собой? Как понять логику исторического развития общества? А самое главное, в чем причина и следствие постоянно повторяющихся и постоянно возобновляющихся исторических событий?
Наша планета испытывает огромное влияние всей нашей Солнечной системы, она – составная её часть. Хорошо известно о влиянии Луны на человека, о приливах и отливах, о том, как управляет Луна многими природными процессами. Ритмы правят миром. Ночь-день, лето-зима. Всё это – влияние ритмов Луны и Солнца.
Циклы остальных планет также должны оказывать не меньшее влияние. Велик соблазн связать повторяющиеся общественные события на планете с влиянием и циклами коллективных планет Солнечной системы. При определенных циклах планет повторяются не только события на планете, но и происходят реинкарнации (воплощения) личностей. Согласно учению реинкарнации, личность возрождается десятки раз. Это означает, что и великий Александр уже не один раз приходил на нашу грешную землю.
Король Швеции, Карл ХII с юных лет носил при себе жизнеописание Александра, всячески ему подражая. Французские якобинцы сопоставляли себя с римлянами. Прусский король Фридрих II проводил историческую параллель, сравнивал современных ему французов с македонцами эпохи Филиппа, отца Александра, а немцев с греками. Проводя данную аналогию, анализируя этот повторный исторический цикл, Фридрих правильно предугадал дальнейшие события: «Уже Фермопилы Германии, Эльзас и Лотарингия, в руках Филиппа».
Сам Наполеон находил себя похожим на Карла Великого, часто сравнивают близкого для россиян Петра I с римским императором Юлием Цезарем. Оба они каждый для своего времени были непревзойденными, выдающимися государственными деятелями, дипломатами и реформаторами. И тот, и другой пожизненно стали именоваться императорами. Это звание Петру, как и Цезарю, присвоил Сенат. Подобно тому, как Цезарь в 46 году до н.э. провел календарную реформу и ввел юлианский календарь, Петр указом от 15 декабря 1699 года перевел Россию с эры от «Сотворения Мира» на эру от «Рождества Христова» и приказал отмечать Новый год с первого января 1700 года.
Оба любили войну, обоих можно охарактеризовать как талантливых полководцев и флотоводцев. Совпадали методы ведения боя Цезарем и Петром. И тот, и другой создал в армии штаб. Оба отличались инженерным складом ума, Петр сам любил работать на станках. В армии Петра были инженерные и дорожные войска. У Цезаря в армии тоже имелся начальник инженерной службы. Наконец, и тот, и другой стремился завоевать северо-западные территории, раздвигая северо-западные границы своих стран.
Никакая теория вероятностей не может объяснить эти сходства, эти случайные, на первый взгляд, совпадения. Древние философы и ученые пытались понять и объяснить законы судьбы и власти, законы развития цивилизации. К сожалению, свои идеи и выводы они не могли подтвердить фактическим историческим материалом.
Спираль – это развертка креста во времени и пространстве. Но это не означает, что надо механически все переносить с одной спирали на другую. У спирали есть два направления развития. Условно назовем одно направление прямым, восходящим, положительным, а другое – обратным, нисходящим, отрицательным, по отношению к прямому направлению оно является его отрицанием.
Любое общество, власть также подчиняется законам космоса, всеобщим законам бытия и мироздания нашей солнечной системы, утверждали древние философы.
По эллипсоидной орбите движутся планеты солнечной системы. Само Солнце также не стоит на месте. Являясь центром системы, при своем движении Солнце вместе с вращающимися вокруг него планетами образует огромный конгломерат разнообразных спиралей, по которым движутся планеты солнечной системы. Появляясь в определенные моменты этих планетарных циклов, любая страна, этнос, словом, любое событие, явление и личность устремляются в этот движущийся поток спиралей, полностью подчиняясь и растворяясь в этих планетарных циклах.
Само построение и обоснование спирали русской цивилизации автор приводит в книге «СПИРАЛЬ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ».