Вы здесь

Исторический прогресс. Историко-философское исследование. 2. Диалектика субъективного фактора (Н. И. Григорьев, 2018)

2. Диалектика субъективного фактора

Субъективный фактор – (психика и сознание общества и отдельного человека) – органическая составляющая исторического процесса, его ведущая сила. Это совсем не значит, что общественное бытие (материальная жизнь общества, его базис) – менее значимо. Материальная жизнь общества – это реальное условие его существования. Если животное довольствуется природными условиями своей жизни, то человеку этого недостаточно. Человек научился преобразовывать природу, облагораживать ее. Трудовой процесс облагораживания природы облагораживает и самого человека, формирует в нем новые, социально значимые потребности, вкусы. Т. е. – затрагивает его психику, его сознание. А психика, сознание – это инструменты воздействия на мир, окружающий человека. Чтобы иметь пищу, ее нужно вырастить или добыть охотой. Чтобы выращивание или охота были успешными, нужно знать, как выращиваются овощи и домашние животные; что нужно для успешной охоты или рыбной ловли. Т. е. материальная деятельность человека и деятельность психики, сознания – это составляющие реального процесса жизни, исторического процесса.

Несмотря на теснейшую связь между материальной и духовной сторонами жизни общества и человека, несмотря на их взаимовлияние и взаимозависимость, эти стороны обладают и относительной самостоятельностью. У нас речь пойдет о субъективном факторе, о его структуре, особенностях функционирования и влияния на материальную и социальную стороны жизни.

Психика имеет два уровня: подсознание и сознание. Каждый из уровней имеет свою довольно сложную структуру. Назовем некоторые наиболее значимые их составляющие.

Подсознание – это инстинкты, рефлексы, чувства, эмоции, интуиция. Т. е. – это такие свойства психики, которые реализуются сами собой, автоматически, обеспечивая жизнедеятельность организма. Подсознанием обладают практически все живые существа, автоматически подчиняясь его проявлениям. У животных уже есть зачатки сознания. Они воспринимают мир при помощи органов чувств и по-своему понимают воспринятые сигналы. У некоторых животных границы восприятия реального мира подсознанием значительно шире, чем у человека (предчувствие стихийных бедствий, более острое зрение, более тонкий слух и нюх и т. п.). Поведение некоторых высших животных уже отличается осознанностью, пониманием отдельных элементов человеческой речи и ситуаций, требующих разумных решений.

Сознание – высший уровень психики. Его отличительной чертой является способность человека оперировать воспринятыми образами и знаками внешнего мира и своего организма (мышление), обозначать воспринятые образы и знаки определенными звуками и рисунками (речь и письмо) и передавать другим людям при помощи речи свои мысли и чувства.

Организм человека, его тело и его психика – это диалектические противоположности, между которыми существуют отношения взаимовлияния и взаимозависимости. Подсознание и сознание – это тоже диалектические противоположности, между которыми существуют свои отношения взаимовлияния взаимозависимости. И в той, и в другой паре диалектических противоположностей отношения могут быть гармоничными, когда человек верно понимает свой организм, его потребности и условия жизнедеятельности и умеет поступать в соответствии с таким пониманием: нормальное питание, физическая культура, умение принять нужные меры, когда возникают проблемы со здоровьем, ведет нормальный образ жизни и т. п. Жизни, здоровью такого человека могут угрожать только внешние факторы, какие-то случайности, от которых, как известно, никто не застрахован.

Но отношения между названными выше противоположностями могут быть и антагонистическими, когда человек не может в силу каких-то причин или не хочет верно понимать свой организм, его потребности и возможности. К такому антагонизму ведут: курение, алкоголь, токсикомания, неумеренность в питании, наркомания, разврат и т. п. Такой антагонизм разрушает и тело, и душу, ведет к болезням, трагедиям, часто – к ранней смерти.

Одной из причин появления такого антагонизма могут быть нарушения структур и функций головного мозга, ведущие к ослаблению интеллекта, воли, других функций психики.

При появлении такого антагонизма человек руководствуется не разумом, а эмоциями и состояниями, приятными, расслабляющими, создающими иллюзии приятной жизни. А вот перед иллюзиями люди чаще всего являются бессильными, становятся их пленниками, жертвами.

Диалектическими противоположностями являются человек и общество. Отношения между ними имеют свои сложности. Они тоже могут быть гармоничными, а могут быть антагонистическими.

Сложность образования гармонических отношений заключается в том, что человек – член, органическая частица общества. А общество, органическое объединение очень многих людей, имеет свои законы, свои правила существования, свои интересы. Эти законы и правила могут выражать интересы всех членов общества (отношения демократии, справедливости), могут выражать интересы правящего класса, волю диктатора или правящей политической силы.

В отношения между человеком и обществом заложены противоречия, которые могут быть частными, локальными (сложность взаимоотношений между отдельными людьми, между человеком и коллективом), а могут быть крупномасштабными (антагонизмы межклассовые, межнациональные, межрелигиозные). Природа этих противоречий – в психике людей, в трудностях адекватно понимать мир, в котором живешь.

Если понять свой организм человек может, научившись прислушиваться к его состоянию и имея необходимые знания, то для восприятия потребностей социума у него нет таких органов, кроме абстрактного мышления. Человек воспринимает реальный социум и эмпирическим путем. Но эмпирика должна быть осмыслена, понята. Члены общества воспринимают социально-экономическую реальность, как и самих себя, очень не одинаково. В этом проявляется неповторимость человека, его психики. В любом обществе будут люди, которые пытаются устроить свою жизнь путем лести, обмана, приспособления. Криминалитет откровенно игнорирует всякие социальные установления, ставя личные интересы превыше всего. И лишь небольшая часть общества, часто – единицы, пытается осмыслить жизнь общества объективно, воспринимая потребности других людей, как свои собственные. Таких людей отличает от сограждан большая потребность в истине, в справедливости, и деятельность, направленная на утверждение своих идей в жизни.

Наличие такой потребности совсем не означает, что человек действительно находит верные ответы на трудные вопросы реальности. Результат такого поиска зависит и от интеллектуальных потенций личности, и от времени, когда человек живет, от уровня развития науки того времени, от места, занимаемого человеком в обществе и от ряда других причин. Идеи таких людей могут восприниматься другими осмысленно, могут приниматься на веру через внушаемость. Идеи таких людей могут получать большее или меньшее распространение, больше или меньше последователей. Но именно такие идеи, как продукт стараний осмыслить жизнь общества объективно, являются условием прогрессивного развития общества. Такие идеи могут быть ошибочными, иллюзорными. Но, пройдя историческую практику, они будут корректироваться мыслителями следующих поколений. И снова проверяться практикой. Поскольку жизнь общества чрезвычайно сложна, чтобы быть кем-то осмыслена верно, раз навсегда и в полном объеме.

Сложность проблемы заключается в том, что верная мысль, добытая одним мыслителем, не может быть адекватно воспринята всем обществом. Таким образом, к противоречию между человеком и обществом добавляется противоречие между верным и ошибочным, иллюзорным пониманием реальности, между людьми, готовыми следовать новой прогрессивной идее, и теми, кто ее не понял, у кого есть свое понимание реальности (религиозное, националистическое и т. п.).

У противоречия между человеком и обществом есть еще один аспект: влияние поведения, деятельности отдельного человека на общество. Многие люди живут иллюзиями, что их поведение, их привычки, поступки касаются только их и больше никого. Историческая практика говорит, что это далеко не так. Алкоголь, потребляемый человеком, калечит не только его, но и других людей. Высок процент разводов, вызванных алкоголизмом. Высок процент рождаемости детей с патологиями, вызванными алкоголизмом родителей. Даже у людей, потребляющих спиртное в меру, если зачатие произошло в состоянии опьянения, каждый десятый ребенок рождается с отклонениями от нормы. Тысячи человеческих жизней уносят аварии на дорогах, произошедшие по вине пьяных водителей. Такие же последствия дают курение, наркомания, обжорство, хамство и т. п. Нет таких поступков людей, которые не давали бы позитивного или негативного социального резонанса. И сама справедливая власть, самые справедливые законы не могут снять тех противоречий, которые вызваны недостаточным уровнем духовной культуры каждого конкретного человека.

Поэтому так сложен и противоречив процесс гармонизаций взаимоотношений человека и общества. Этот процесс имеет две составляющие. Попытки облагородить социально-экономические отношения, сделать их более гармоничными, используя для этого инструмент власти. Попытки совершенствования людей, каждого отдельного человека. Хорошо известны десять христианских заповедей, ограничивающих негативные поступки: не укради, не убий, не прелюбодействуй и т. д. Известен Моральный кодекс строителя коммунизма. Есть другие подобные документы. Все здесь верно, правильно. Цель этих документов – повлиять на человека, ориентировать его на необходимость совершенствования, облагораживания. В этом заинтересованы другие люди, общество. Но только какая-то небольшая часть людей воспринимает эти заповеди, следует им.

Т.е. гармонизация отношений человек – общество, а значит – улучшение жизни людей, зависят и от каждого из нас, и от власти, от того, кого люди делегируют управлять собой на разных социальных уровнях. Поскольку людям трудно понять самих себя, а тем более – интересы других людей, общества, постольку оказываются тщетными попытки установить такие отношения в обществе, когда наиболее полно был бы реализован лозунг – «свобода, равенство, братство». Право на счастье есть у каждого человека, но далеко не каждый человек может быть творцом счастья своего и своих близких, не говоря уже об управлении обществом.

Вторая составляющая системы «человек – общество» – это деструктивные, разрушительные злые силы, представляющие как правителей разных уровней, так и рядовых граждан. История знает много имен завоевателей, диктаторов, сумасбродов, наделенных властью, по чьей вине погибло громадное количество людей.

Через всю историю человечества проходит деятельность преступников и преступных группировок, наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом. С развитием общества, с ростом его культуры, развивается и преступность, принимая все более изощренные формы, используя в своих целях новейшие достижения науки и техники, нанося ущерб не только отдельным людям, но и государствам, и обществу.

К деструктивным последствиям приводит и деятельность правителей и руководителей разных уровней, не обладающих достаточными знаниями и умениями для управления социальными структурами; бездарных военачальников, проповедников различных сект, в которых отправление культа связано с нанесением ущерба физическому и психическому здоровью верующих, их материальному благополучию.

И, конечно же, никак не способствует гармонизации отношений человека и общества бытовая жестокость, хулиганство, разврат, пьянство, наркомания и т. п.

Таким образом, одна из функций психики – понимание является значимым фактором социальной и духовной жизни общества. Но понимание – явление не однозначное. Человек не может жить, не понимая самого себя и окружающий мир. Но понимание может быть верным, адекватным, а может быть ошибочным, иллюзорным. Различать верное от ошибочного, иллюзорного человек часто не в состоянии. Неумение отличить истину от заблуждения делает человека пленником иллюзий. Реализуя иллюзии на практике, человек наносит ущерб себе и обществу. Иллюзиями вымощена дорога, по которой движется исторический процесс. Иллюзия повела Александра Македонского в далекий поход, из которого он не вернулся и погубил десятки тысяч своих воинов. Иллюзией руководствовалась инквизиция, сжигая на кострах еретиков. Иллюзией руководствовался Наполеон, затевая войну с Россией, в ходе которой погибло 500 тыс. воинов его армии, из более чем 600 тыс., перешедших границу России. Иллюзия вела Гитлера покорять мир. И т. п.

Человек – носитель животного начала. Он не может быть свободным от инстинктов, рефлексов, физиологии. Но он может их окультуривать, облагораживать. Это совершает процесс преодоления. Лишь преодолев в самом себе животное начало, бездуховность, низкий уровень духовной культуры, человек становится человеком культурным. Закон преодоления – это закон формирования человека культурного и культуры общества. Для того, чтобы сработал закон преодоления, человек должен понимать необходимость такого действия и уметь прислушиваться к замечаниям со стороны. На это способен далеко не каждый. Этому мешают: физиологическая основа индивидуализма и насаждение в буржуазном обществе культа индивидуализма. В то время, как культура личности предполагает гармонию физиологии и психики, сознания. Гармонически развитая личность является необходимым условием и социальной гармонии.

Одной из составляющих субъективного фактора является мировоззрение – совокупность взглядов, выражающих понимание человеком реального мира, себя, как личности и как частицу реального мира, понимание своего места в этом мире и своих возможностей влиять на реальный мир. В зависимости от исходного тезиса, мировоззрение может быть материалистическим или идеалистическим. Базовым тезисом материалистического мировоззрения является утверждение: мир, в котором мы живем, является проявлением материи (вещество и поле) в разных ее формах, в ее самодвижении, самопревращениях, самосовершенствовании, происходящих в пространстве и во времени. Человек способен познать этот мир и изменить его к лучшему.

Исходным тезисом идеалистического мировоззрения является утверждение: мир создан богом. Все, что в мире происходит, происходит по воле божьей. Человек бессилен изменить мир, в котором он живет. В своей жизни он должен следовать велению бога. (О каком бы боге ни шла речь. А разных богов у человечества очень много.)

Еще одной составляющей субъективного фактора является идеология – отношение человека к природе, другим людям и самому себе. Идеология может быть материалистической и идеалистической. Материалистическая идеология предполагает умение человека видеть мир таким, каков он есть в реальности, и соответственно относиться к этому миру. Идеалистическая идеология – это неадекватное (субъективистское) восприятие человеком реальности и неадекватное (субъективистское) отношение к этой реальности.

К идеалистическим идеологиям можно отнести национализм. С одной стороны, основным объектом националистической идеологии является реальность – нация. С другой стороны, оценка нации чрезвычайно завышена по сравнению с реальностью. На территории государства проживают представители разных наций. Придание при этом какого-то особого значения «титульной» нации, т. е. наиболее многочисленной, является, по сути, унижением других граждан, которых называют к тому же – национальными меньшинствами. Это – явная социальная несправедливость. При этом на территории государства могут проживать достаточно многочисленные другие нации. При этом националисты идентифицируют свою нацию по языковому признаку. Т. е. придают средству общения такое значение, которого в реальной жизни оно не имеет. Ну чем, скажем, представители «титульной» нации – токари, слесари, хлеборобы, учителя, врачи и т. п. – отличаются от токарей, слесарей, хлеборобов, учителей, врачей и т. п. – представителей других наций? На каком языке люди общаются между собой – это естественно-исторический процесс, он формируется столетиями. Административное навязывание одного языка на территории многонационального государства – это одно из проявлений нациократии, ксенофобии и завышенной национальной самооценки.

Между материалистическими и идеалистическими мировоззрениями и идеологиями существуют отношения антагонизма, поскольку какие-то взаимоотношения между ними просто невозможны. Сосуществовать могут люди – носители этих мировоззрений и идеологий, и то, если их уровень духовной культуры позволяет им быть толерантными. На уровне обыденного сознания противоположное мировоззрение и идеология воспринимаются инстинктом самосохранения как нечто враждебное. При недостаточном уровне духовной культуры эти противоречия могут быть причиной конфликтов – политических, этнических, религиозных, социальных, бытовых. Такие противостояния усугубляются еще не изученными проявлениями психики – гносеологическими слепотой и глухотой, алогичным мышлением, малпатией (неспособность к сочувствию, сопереживанию, неспособность понять другую точку зрения, увидеть мир глазами другого человека, – противоположность эмпатии), отсутствием совести, гипопатологией психики.

У мировоззрения и идеологии есть еще одна особенность – эклектичность. Это – природное свойство психики, в основе которого лежит информационная особенность полей. Окружающее нас информационное пространство насыщено большим количеством самой разнообразной информации, противоречивой по своей сути. Телевизор, радио, компьютер, которые доносят до нас эту информацию, относятся абсолютно одинаково к информации как позитивной, так и негативной. Это уже мозг человека может дифференцировать ее. И то – далеко не каждый. Учитель – верующий воспринимает и научные знания, и веру в бога – как информации равноценные. Для врача, любящего выпить, научная информация о здоровье человека и желание выпить – равноценны. Эклектическая природа психики серьезно усложняет адекватное понимание реальности человеком и взаимопонимание между людьми, продуцирует алогическое мышление, непоследовательность в мышлении.

Субъективный фактор проявляется как в жизни и деятельности отдельного человека, так и в деятельности партий, общественных организаций, государственных органов, толпы, населения.

Со второй половины ХХ века психика (субъективный фактор) стала и оружием, и полем боевых действий. Психологическая война между спецслужбами западных стран и странами социализма закончилась падением социализма во многих странах, включая СССР. Психологическое оружие активно используется буржуазными государствами, в первую очередь – США, в организации и проведении так называемых «цветных» революций. Широкое распространение технических средств массовой информации позволяет использовать их антинародным силам в преступных целях.

Из всего этого следует, что естественное развитие субъективного фактора нарушено самими людьми. Следовательно, нарушено естественное течение и материальной, и социальной жизни общества. Что значительно усложняет борьбу левых сил за социальный прогресс, для которого решающим условием является объективное понимание людьми реальности, включая самих себя.