1. Научный, философский и гносеологический подход к осмыслению естественно-исторического процесса развития земной цивилизации
Осмысление исторического процесса следует начинать с гносеологии – науки о том, как человек познает и понимает мир. С основного вопроса материалистической философии – что первично: материя или сознание? Здесь – начало всех начал обозначенной проблемы.
Основной вопрос философии в привычном для нас звучании был сформулирован в ХIХ веке и отражал понимание проблемы на том уровне развития научной мысли. В то время существовало наиболее общее понимание материи и сознания, которое сегодня, в начале ХХI века, можно назвать донаучным, поскольку психология как наука делала только первые шаги, а ядерная физика, как наука о глубинных свойствах материи, появилась значительно позже.
Исторически можно объяснить такую формулировку основного вопроса философии, но сегодня она не гармонирует с пониманием материи и психики. А поэтому требует переосмысления в соответствии с современным развитием научной мысли.
До ХIХ века под материей было принято понимать вещество, образующее объекты реального мира. Т. е. ту сторону материи, которую человек воспринимает своими органами чувств. Сегодня под материей понимается не только вещество, но и поля, являющиеся сущностнообразующим компонентом мироздания наряду с веществом и органически связанные с веществом, образуя с ним единое целое – материю. Взаимодействие между веществом и полем представляет собой довольно сложный процесс самовозбуждения материи, изначальную форму движения.
На определенном этапе развития неживой материи появляется живая материя. Жизнь – это состояние самовозбуждения особым образом организованной материи, сущность которой состоит в формировании объекта, способного к самоорганизации обмена веществ, поддержанию определенной формы, размножению и передаче по наследству свойств данного организма. В процессе жизни вещество и поле играют одинаково активную роль. Живой объект имеет свое биополе, представляющее собой полевой информационный слепок вещества.
На определенном этапе развития живой материи у объекта живой материи появляется нервная система, органическая часть организма, способная воспринимать состояние организма и воздействие внешней среды и производить адекватную реакцию организма, как на особенности внутреннего состояния организма, так и на внешнее воздействие. В этой особенности нервной системы глубоко спрятана тайна материи, тайна взаимодействия вещества и поля, тайна отражения полем сущностных сторон объектов из вещества, проторазумность материи, если можно так сказать, которая является базой рефлексов, инстинктов, психики мира живых существ, сознания человека.
Высшей формой развития нервной системы является мозг. В этом контексте психику можно рассматривать, как форму самовозбуждения особым образом организованной живой материи (вещества и поля), функцией которой является саморегуляция жизнедеятельности организма на основе восприятия и расшифровки внутренних импульсов и внешней информации.
Психика складывается из блоков – подсознания и сознания. Подсознание – регуляция жизнедеятельности организма при помощи рефлексов, инстинктов, эмоций. Сознание – регуляция жизнедеятельности организма на основе осознания внутренних импульсов и внешнего воздействия, умения осознанно расшифровывать эти импульсы и воздействия, понимать их и формулировать свое понимание при помощи рационального и образного мышления и речи.
Таким образом, сознание – это часть психики, которая, в свою очередь, является одним из состояний самовозбуждения особым образом организованной материи – вещества и поля (мозга).
Как видим, сегодня у нас нет оснований противопоставлять материю и сознание, поскольку сознание – это одна из форм проявления материи.
Как же в таком случае быть с основным вопросом философии? Суть неточности прежней формулировки заключается в том, что сознание было отождествлено с образами внешнего мира – объектами сознания. Эти образы, безусловно, вторичны по отношению к предметам и явлениям реальности. Вторично не сознание, а образы реальности, которые в нем имеются. И суть проблемы заключается в том, насколько адекватно понимает человек реальность, стоящую за этими образами.
Следовательно, основной вопрос философии (а точнее – гносеологии) заключается в том, верно ли человек понимает реальность или ошибочно, иллюзорно. Как и образы реальности, понимание этой реальности человеком, безусловно, вторично. Именно здесь суть коллизий, присущих сознанию и психике.
Есть основание полагать, что мы приблизились к более верному, более адекватному пониманию терминов «материя» и «сознание». Очевидно, развитие науки со временем внесет свои коррективы в такое понимание терминов.
В отношении основного вопроса философии – еще одно замечание. Его структура двоична, как и структура диалектики. Его стороны – материя и сознание – воспринимаются, как противоположности в законе диалектики – единство и борьба противоположностей. Мы уже убедились, что для такого подхода оснований нет. В новой формулировке вопроса противоположностями выступают реальный мир и его образы в сознании людей, а реальный мир для отдельного человека включает и психику других людей со всеми ее составляющими. Т. е. сознание человека отражает два совершенно разных мира: мир вещества в форме объектов, процессов, явлений и мир психики других людей. Эти миры отличаются по степени сложности интерпретации их образов сознанием отдельного человека. Это значительно усложняет познание реального мира человеком и затрудняет понимание друг друга людьми. А значит – сказывается на историческом процессе.
Общество – это чрезвычайно сложная система систем, взаимно влияющих друг на друга. Системообразующим элементом всех систем и подсистем является человек. Т. е. функционирование любой социальной системы, ее направленность, интенсивность, эффективность зависит от человека. Поэтому разговор о человеке, о людях, об их реальном участии в историческом процессе и их потенциальных возможностях влиять на прогрессивное развитие общества – это тема отдельного разговора. Здесь же только заметим, что потребность массы людей жить нормальной жизнью, возможность такой жизни для миллионов и мечты людей о жизни в условиях достатка, свободы, равенства и братства – это все разные вещи.
Помехой претворения в жизнь благородных мечтаний являются сами люди, является проблема адекватного понимания действительности и самих себя, как частицы этой действительности. Именно здесь заложено противоречие между желаемым и возможным. Желание жить лучше и при этом лишение такого права других людей (разного рода эксплуатации, криминальные действия, обман и т. п.); желание жить хорошо и неумение дать объективную оценку самому себе, своему здоровью (курение, алкоголизм, наркомания, переедание и т. п.); неумение эффективно управлять обществом и различными его структурами; массовое распространение субъективистских, ошибочных, иллюзорных мировоззрений и идеологий, недостаточный уровень духовной культуры и т. п. – все это очень серьезные помехи для установления в обществе таких отношений, при которых были бы созданы условия нормальной жизни для большинства граждан.
Исторический процесс – это движение общества во времени. Движение обусловлено несколькими факторами. Прогрессивный процесс зависит от реализации на практике адекватного понимания реальности на всех социальных уровнях – от отдельного человека до правителей стран. Тормозят исторический процесс реализованные на практике ошибочные, неадекватные, иллюзорные, субъективистские взгляды. Тормозом являются и действия, реализующие на практике преступные цели, в которые заложены реакционные интересы небольших групп людей.
Таким образом, прогрессивное развитие общества зависит от реализации на практике верного, объективного, адекватного понимания реальности всеми людьми. От деятельности власти, способной умело реализовать на практике верное, объективное, адекватное понимание реальности.
Нужно заметить, что преступники тоже достигают цели, когда наиболее верно оценивают ситуацию, планируя свои преступные действия. И при этом могут достигать успеха. Убив человека, убийца овладевает его деньгами или имуществом. Преследуя свои преступные цели, фашисты покорили Европу. Но этот их успех был временным и по своей сути был антипрогрессивным. Стремясь к прогрессивным целям, люди могут пользоваться ошибочными идеями. В таком случае достигнутый уcпех, скорее всего, будет временным. Прогрессивное развитие общества зависит от реализации на практике последовательно объективного понимания реальности во всей ее сложности и противоречивости.
Так выглядят в наиболее общем выражении факторы, влияющие на естественно-исторический процесс развития земной цивилизации. Поскольку именно они реализуются в конкретной деятельности политиков, экономистов, философов, военных, деятелей науки и искусства.
Возвращаясь к основному вопросу философии, нужно заметить: поскольку первоначальная его формулировка была неадекватна реальности, постольку и выражение «общественное бытие определяет общественное сознание» тоже является неадекватным. Это был простой перенос понимания основного вопроса философии в глобальном отношении – на общество. Но мироздание и общество – это очень разные объекты. И принципиальная разница заключается в том, что общество – это совокупность людей, обладающих психикой, сознанием. Т. е. в обществе появляется субъективный фактор, которого нет в природе. Следовательно, для адекватного понимания закономерностей исторического процесса обязательно нужно учитывать особенности субъективного фактора (психика, сознание людей). Утверждение, что «общественное бытие определяет общественное сознание» придает сознанию пассивный характер, его зависимость от материальной жизни. В то время, как в реальности все существует наоборот: именно психика людей, их сознание являются активной стороной. Именно психика людей детерминирует изменения в обществе, развитие общества и его прогресс или регресс.
Есть основание утверждать, что недооценка субъективного фактора в историческом процессе, а значит – неадекватное материалистическое мировоззрение, стало одной из причин крушения социализма во многих странах в конце ХХ века. И наоборот, объективная оценка роли субъективного фактора в жизни общества позволила антисоциалистическим силам выиграть «холодную» войну.