Вы здесь

Исторические типы философии. Учебно-методическое пособие. Раздел V. Философия средневековья (Дмитрий Котусов)

Раздел V. Философия средневековья

Методические советы

Средневековая философия охватывает более десяти веков (приблизительно V в. до. н.э. – XV вв. н. э.). Преобладающей формой идеологии в этот период времени была религия, а мировоззрение, господствовавшее в средние века, можно назвать религиозным.

Следует обратить внимание на преемственность философской традиции. Истоки философии этого периода нужно искать в античной культуре. Наибольшее влияние на формирование воззрений в средние века оказали философские школы античности: стоики, эпикурейцы, неоплатоники. Нельзя не отметить и влияние иудаизма. Но особенно сильное воздействие на мировоззрение средневековья оказало христианство. Христианство, как известно, возникает в I в. н. э. в восточных провинциях Римской империи, а к IV веку становится государственной религией Рима. Основные принципы средневековой философии суть основные принципы христианства: теоцентризм (Бог – в центре всего), монотеизм (единобожие), учение о сотворении мира, идея откровения и др. Главный лозунг – философия есть служанка богословия. Средневековая философия делится на три основных периода – патристику (учение отцов церкви), апологетику (защита христианского вероучения от нападок еретиков) и схоластику (средневековое академическое философствование и образ жизни).

Одним из наиболее известных представителей патристики был карфагенский епископ Тертуллиан (около 150—222 гг.), автор крылатого выражения: «Верую потому, что абсурдно». Тертуллиана отличала вражда к языческой философии (античной). В своем главном труде «Апологетикум» («Защита») он всячески обосновывает значение веры в бога.

Другим известным богословом выступает в Александрии пресвитер Арий (256—336 гг. н. э.), который нетрадиционно решает вопрос о соединении божественной и человеческой сущности в личности Иисуса Христа. Согласно арианству, Иисус Христос не имеет божественной сущности. Это нетрадиционное учение было признано опасным.

Еще одним крупнейшим религиозным мыслителем периода патристики являлся Аврелий Августин (Блаженный) (354 – 430 гг.). В своих произведениях «О граде божием», «Исповедь» Августин, живший в период крушения Римской империи, все надежды возлагал на католическую церковь. Он резко критиковал философию, хотя на самом деле опирался на неоплатонизм. Мыслитель развивал христианское учение о первородном грехе, утверждал необходимость аскетизма, презрения к плоти.

Центральной частью его учения является понимание проблемы свободы воли, согласно которому воля человеческая после грехопадения не пользуется полной свободой. Бог хотя и предвидит действия людей, но не предопределяет их. За человеком остается свобода выбора добра и зла. Интересно, что Августин был чрезвычайно нетерпим к инакомыслящим, проповедовал самые жестокие гонения на еретиков.

Необходимо отметить, что в отличие от патристики схоластика (от греч. школа) – вид официальной философии, которая преподавалась в школах, а с середины XII века и в университетах. В этот период основное внимание привлекал к себе спор между номиналистами и реалистами.

Важно подчеркнуть, что основная полемика между номиналистами и реалистами шла по вопросу об отношении общего и единичного. Если реализм признает, что «универсалии» (общие роды) существуют реально, то номинализм настаивает на реальности лишь единичных вещей, а универсалии (общее) считает лишь именами или названиями. В рамках дискуссии между реалистами и номиналистами было поставлено много проблем, которые дали толчок развитию философии на многие века. В теории познания Ансельма Кентерберийского (1033—1109 гг.) знание рассматривается как слуга веры. Само же познание возможно с помощью разума, так как только разум способен постигать общее. Ансельм Кентерберииский был представителем умеренного реализма.

Имя Пьера Абеляра (1079—1142 гг.) связано с номинализмом. Его девиз: «Понимать, чтобы верить». Он подвергался нападкам правоверных теологов за рационалистические идеи, его даже называли «антихристом». Если Пьера Абеляра можно отнести к умеренным номиналистам, то французский каноник Иоанн Росцелин (1050— 1112 гг.) был, пожалуй, крайним номиналистом. Он утверждал, что общие понятия – суть слова, реально существует лишь единичное. Общее – иллюзия, не существующая даже в уме человека.

Важное место в схоластике средневековья занимает Фома Аквинский (1225—1274). В главной его работе «Сумма теологии», которую он не сумел закончить, разработана догматика (основные положения) католицизма. Во многом Фома Аквинский опирается на учение Аристотеля (особенно в учении о бытии). Выдвинул и обосновал с позиции католицизма пять доказательств бытия Бога.

Фома Аквинский поднимает проблему свободы воли. Волей может управлять разум, так как он имеет приоритет над ней. Мыслитель также занимался проблемами нравственности и политики. Он же признавал геоцентрическую систему Птолемея, что было очень прогрессивным для его времени. Однако следует заметить, что самое большое внимание этот мыслитель уделяет проблеме бога. В 1879 г учение Фомы Аквинского было признано официальной доктриной католической церкви, на основе которой развивается неотомизм – одно из современных широко распространенных философских направлений.

В этой связи следует остановиться на творчестве одного из основных противников Фомы Аквинского Иоанне Дунсе Скотте (1270—1308 гг.). Он выступал против томистской идеи гармонии между теологией и философией. Иначе трактовал Дунс Скотт и проблему свободы воли. Воля свободно находится в распоряжении разума. Мышление не пассивно, как в томизме, а активно.

В этом разделе также стоит обратить внимание на то, что в номинализме возникает представление о субъекте. С номинализмом связано развитие эмпирического знания и материалистической традиции эпохи Возрождения.

Номинализм Уильяма Оккама, Николая из Отренкура (его считают одним из предшественников Д. Юма) и других представителей этого течения распространяется в XIV веке в разных странах.

Следует особо подчеркнуть, что в целом философия средневековья развивалась в рамках религиозной традиции. На смену «священному космосу» античного языческого сознания приходит «священная история», связанная с личностью Иисуса Христа. Эра христианства насчитывает почти двухтысячелетнюю историю. Она не ограничивается только Западной Европой. Очень интересна ее византийская (православная) философская ветвь, связанная с именами Иоанна Дамаскина, Григория Нисского, Максима Грека. Заслуживает внимания и наша отечественная русская традиция в философии.

Эпоха средневековья – тот период в истории философии, когда продолжали возникать новые теории и направления, ставились проблемы, ответы на которые не всегда найдены еще и сегодня.

Контрольные вопросы

1. В чем состояла особенность борьбы языческого и христианского мировоззрений в IV в. н.э.?

2. Что Августин искал в философии? Почему он перешел из манихейства в христианство?

3. Что является философской основой мировоззрения Августина?

4. Какие основные доказательства бытия Бога выдвигал и отстаивал Фома Аквинский?

5. Чем отличается номинализм от реализма?

6. Кто выдвинул лозунг «Философия есть служанка богословия»?

7. Что означает слово «схоластика»? Почему средневековую философию иногда называют схоластикой?

8. Что такое «бритва Оккама»?

Задания в тестовой форме

1. Что значит «теос» (греч.)?

1) разум

2) дело

3) Бог

4) философия


2. Важнейший этап философии Средневековья:

1) схоластика

2) гносеология

3) догматизм

4) эмпиризм


3. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

1) атомизмом;

2) томизмом;

3) августинизмом;

4) папизмом.


4. Почетный титул «второго учителя» носил:

1) Аль-Кинди;

2) Ибн аль-Араби;

3) Аль-Фараби;

4) Бируни


5. Пять доказательств бытия бога выдвинул:

1) Ориген;

2) Ансельм Кентерберийский;

3) Фома Аквинский;

4) Августин.


6. Согласно Августину:

1) акт воли должен предшествовать акту знания;

2) акт знания должен предшествовать акту воли;

3) акт воли и акт знания осуществляются одновременно;

4) акт воли и акт знания как таковые отсутствуют.


7. Акт познания в средневековой философии есть:

1) поиск закономерностей материального мира;

2) поиск закономерностей идеального мира;

3) схватывание имеющегося знания и его разъяснение людям;

4) автономная философская деятельность, направленная на раскрытие глубинных тайн мироздания.

8. Обоснованием единства чувственного и интеллектуального познания у Ф. Аквинского выступает:

1) принцип причинности;

2) принцип сопричастности;

3) принцип историзма;

4) принцип религиозной солидарности.


9. В процессе интеллектуального познания разум, согласно Ф. Аквинскому, выполняет функцию:

1) создание понятий;

2) соединение и разъединение;

3) рассуждение;

4) сравнение.


10. Какой из этих способностей, согласно Августину, не обладает душа:

1) рассудок;

2) разум;

3) воля;

4) память.


11. Родоначальником византийского исихазма был:

1) Григорий Синаит;

2) Григорий Палама;

3) Иоанн Дамаскин;

4) Варлаам Калабрийский.


12. Главный тезис средневековой философии состоит в том, что:

1) богословие есть ветвь философии;

2) богословие есть служанка философии;

3) философия есть служанка богословия;

4) философия и богословие есть равнозначные мировоззренческие позиции.


13. «Вторым Августином» при жизни называли:

1) Дунса Скота;

2) Ансельма Кентерберийского;

3) Росцелина;

4) Абеляра


14. Мировоззрение Абеляра характеризует:

1) рационализм;

2) мистицизм;

3) догматизм;

4) эмпиризм.


15. Суть «бритвы Оккама» состоит в том, что:

1) откуда вещи берут свое происхождение, туда и должны сойти по необходимости;

Конец ознакомительного фрагмента.