Вы здесь

Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан. Глава 1. Реорганизации в системе управления и отражение реформ на промышленном облике Республики Татарстан во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг. (В. Л....

Глава 1. Реорганизации в системе управления и отражение реформ на промышленном облике Республики Татарстан во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг.

1.1. Эффективность работы республиканской промышленности во второй половине XX в.

Во второй половине XX в. Республика Татарстан представляла собой довольно развитый социально-экономический район с разветвленной сетью городов, поселков и сельскохозяйственных районов. По состоянию на 1 января 1968 г. в составе республики имелось 36 сельскохозяйственных районов, 9 городов республиканского подчинения, 8 – районного подчинения, 22 рабочих поселка, свыше 4,5 тыс. населенных пунктов[1]. Возросла численность городского населения: если в 1926 г. городское население составляло 10,8 % от общего числа населения республики, в 1959 г. – почти 42 %, то в 1972 г. – 54 %[2], притом с каждым годом данный процесс все более ускорялся.

На основе урбанизации и появления новых отраслей продолжились процессы формирования республиканской промышленности. Так, если в начале XX в. на территории края насчитывалось порядка 20 отраслей промышленности, то уже в 1980-е гг. их было более 100. Одновременно с разрастанием отраслей промышленности менялось и соотношение предприятий, вследствие создания новых, закрытием или реорганизацией неэффективных. И если в 1965 г. на территории республики насчитывалось 474 предприятия, то в 1966 г. – 504, в 1967 г. – 525, в 1968 г. – 536, в 1969 г. – 535 (см. табл. 1.1).


Таблица 1.1. Число предприятий ТАССР в 1966–1969 гг. и их ведомственная подчиненность[3]


В целом за вторую половину 1960-х гг. число предприятий ТАССР практически не изменилось, но при этом возросло число предприятий союзного подчинения и уменьшилось – республиканского.

На основе роста потребностей промышленного производства значительно увеличилась и численность рабочего персонала. Так, в 1965 г. численность промышленного персонала составляла 346899 чел., в 1967 г. – 380358 чел., в 1969 г. – 408236 чел. Всего количество рабочих и специалистов в промышленности ТАССР в 1969 г. по сравнению с 1965 г. возросло на 117,7 %[4]. В отраслевом разрезе наиболее быстрыми темпами росла численность рабочего персонала крупной промышленности (кроме лесной и деревообрабатывающей).

В связи с началом научно-технической революции, предполагавшей изменения не только в технике, но и в организации производства, постепенно менялось и соотношение персонала по категориям (см. табл. 1.2).


Таблица 1.2. Удельный вес промышленного персонала ТАССР по категориям[5]


Из табл. 1.2 видно, что с течением времени удельный вес рабочих на предприятиях республики снижался при постепенном возрастании инженерно-технических кадров. Параллельно в 1970-е гг. сокращалось число работников в аппарате хозяйственного управления промышленностью (см. табл. 1.3), что было вызвано созданием промышленных производственных объединений и упразднением трестов по управлению промышленностью.


Таблица 1.3. Изменение численности работников аппарата органов управления и кооперирования по видам управления (в тыс. чел.)[6]


Татарская АССР во второй половине XX в. превратилась в один из ведущих индустриальных регионов не только РСФСР, но и СССР. Темпы роста республиканской промышленности за все время существования государства превысили общесоюзные в 4 раза, удельный вес в валовом продукте промышленного производства поднялся с 25 % в 1913 г. до 80 % в 1971 г.[7] По ряду важнейших товаров ТАССР на равных конкурировала с ведущими республиками (см. табл. 1.4).


Таблица 1.4. Удельный вес Татарской АССР в союзном производстве за 1967 г. по важнейшим видам промышленной продукции[8]


По уровню развития экономики Татарская АССР вышла на вторую позицию (после Башкирской АССР) в РСФСР, а по развитию промышленности опережала некоторые союзные республики. Республика занимала первое место в СССР по добыче нефти, производству сжиженного газа, кинофотопленки, фотографической желатины, полиэтилена, модификаторов, олеиновой кислоты, резиновых рукавов, меховых изделий и кетгута. Свыше 300 видов продукции направлялось в более чем 70 зарубежных стран[9].

За послевоенный период многократно увеличились и темпы роста общего объема продукции всей промышленности. Если за основу взять 1940 г., то выпуск только валовой продукции увеличился в 1960 г. на 1204 % и уже в 1970 г. составлял 2746 %[10]. В последующий период данная тенденция была продолжена (см. табл. 1.5).


Таблица 1.5. Темпы роста общего объема продукции всей промышленности по отраслям за 1950–1979 гг. (1950 г. = 1)[11]


Из табл. 1.5 видно, что наибольшие объемы промышленности за период с 1950 по 1979 г. были даны топливной отраслью, машиностроением и металлообработкой, химической и нефтехимической отраслью. В среднем темпы роста валовой продукции всей промышленности в седьмой пятилетке (1961–1965 гг.) составили 143 %, в восьмой пятилетке (1966–1970 гг.) – 160 %, притом среднегодовые темпы прироста были 7,4 % и 9,8 % соответственно[12].

На основе приоритетного развития отдельных отраслей изменилось и соотношение отраслей в общем объеме промышленности республики. Нагляднее всего это можно проследить по следующим диаграммам (см. рис. 1.1–1.3).






Рис. 1.1. Удельный вес отраслей промышленности ТАССР в 1940 г.


В 1940 г. на производство электроэнергии и теплоэнергии отводилось 1,3 % от всего удельного веса в общем объеме продукции, на машиностроение и металлообработку – 20,9 %, химическую промышленность – 1,7 %, промышленность строительных материалов – 0,9 %, лесную и деревообрабатывающую промышленность – 6,2 %, легкую промышленность – 29,8 %, пищевую промышленность – 21,4 %, прочие отрасли – 17,8 %.


Рис. 1.2. Удельный вес отраслей промышленности ТАССР в 1958 г.


В 1958 г. на производство электроэнергии и теплоэнергии отводилось 2,9 %, на машиностроение и металлообработку – 26,9 %, топливную промышленность – 9,6 %, химическую промышленность – 9,3 %, промышленность строительных материалов – 2,7 %, лесную и деревообрабатывающую промышленность 4,8 %, легкую промышленность – 23,1 %, пищевую промышленность – 19,7 %, прочие отрасли – 1 %.


Рис. 1.3. Удельный вес отраслей промышленности ТАССР в 1960 г.


В 1960 г. на производство электроэнергии и теплоэнергии отводилось 2,6 %, на топливную промышленность – 11,5 % (из нее на нефтедобывающую отрасль – 10,9 %), на машиностроение и металлообработку – 25,7 %, химическую промышленность – 8,8 %, промышленность строительных материалов – 4,4 %, лесную и деревообрабатывающую промышленность 3,1 %, легкую промышленность – 24,4 %, пищевую промышленность – 18,8 %, прочие отрасли – 0,7 %[13].

Представленные данные (за период с 1940 по 1960 гг.) наглядно свидетельствуют, что постепенно в разряд приоритетных в республике выдвинулись топливная, химическая промышленность, а также машиностроение и металлообработка. Во второй половине 1960-х – начале 1970-х гг. и в последующее время тенденция, направленная на рост промышленности группы «А», продолжилась (см. табл. 1.6).


Таблица 1.6. Доля отраслей в общем объеме производства за 1965, 1967, 1969 и 1970 гг. по данным годовых разработок[14]


Как уже было отмечено ранее, в течение 1950–1960 гг. значительно возрос вес топливной и, в частности, нефтедобывающей промышленности. В связи с открытием больших запасов нефти добыча ее стала развиваться темпами, на тот момент не имевших аналогов. Только за 10 лет с 1950 по 1960 гг. она выросла в 53 раза, а к 1970 г. – в 117 раз. Уже в апреле 1956 г. по добыче нефти республика обогнала Башкирскую АССР и вышла на первое место в Советском Союзе. Из 1,300 млрд. тонн нефти, добытой в годы семилетки, с промыслов Татарской АССР было получено 400 млн. тонн[15]. Правда, уже с середины 1960-х гг. удельный вес топливных отраслей начал снижаться (см. табл. 1.7).


Таблица 1.7. Удельный вес продукции нефтедобывающей и газовой промышленности в общем выпуске валовой продукции с 1950 г. по 1968 г., в %[16]


Снижение удельного веса нефтедобывающей и газовой отраслей было вызвано постепенным возрастанием значения в экономике республики и перерабатывающих отраслей, таких как машиностроение, металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность.

При определении веса отраслей промышленности в общем объеме валовой продукции, исходя из зон расположения предприятий на территории республики, видно, что здесь, несомненно, доминировала Казанско-Зеленодольская зона (включая г. Казань и г. Зеленодольск), удельный вес которой составлял 53,2 %, затем шла Альметьевская зона (включая Альметьевский, Бугульминский, Лениногорский районы с их городами, Азнакаевский район) – 26,9 %, Нижнекамско-Елабужская зона (включая Нижнекамский, Набережночелнинский и Елабужский районы) – 3,6 %[17].

В целом во второй половине 1960-х гг. опережающее развитие получили такие отрасли, как газовая, химическая (лакокрасочная, фотохимическая), нефтехимическая (химико-фармацевтическая), машиностроение и металлообработка (электротехническая, приборостроение, производство насосно-компрессорного оборудования, производство металлических изделий), мебельная, производство сборных железобетонных конструкций и деталей, швейная, кондитерская отрасли.

За счет широкомасштабного инвестирования промышленности в течение всей второй половины XX в. в несколько десятков раз возросли ее основные фонды. По состоянию на 1 января 1970 г. промышленно-производственные основные фонды промышленности республики составили 3082,3 млн. руб., что в сравнении с 1965 г. означало увеличение в 1,5 раза. Среднегодовой их прирост составил за 1966–1969-е гг. 10,7 %. Наиболее быстрыми темпами росли основные фонды в химической и нефтехимической промышленности – в 2 раза, промышленности строительных материалов – в 1,2 раза, пищевой промышленности – в 1,3 раза. Большая часть основных промышленно-производственных фондов приходилась на нефтедобывающую промышленность – 44,0 %, машиностроение и металлообработку – 14,6 %, химическую и нефтехимическую отрасль – 13,5 %. В 1969 г. по сравнению с 1965 г. увеличился удельный вес промышленно-производственных фондов в химической и нефтехимической промышленности – на 3,1 % и, наоборот, уменьшился в нефтедобывающей промышленности – на 0,7 %[18]. Нагляднее всего увеличение основных промышленно-производственных фондов можно проследить в сравнении с довоенным периодом (см. табл. 1.8).


Таблица 1.8. Темпы роста промышленно-производственных основных фондов по отраслям промышленности за 1940–1978 гг. (на конец года; 1941 = 1)[19]


Нормальной практикой работы местной промышленности стало внедрение новой техники на предприятиях. Только за 1976 г. на предприятиях и объединениях республики было осуществлено 240 мероприятий по новой технике с экономическим эффектом в 430 тыс. руб., введено в эксплуатацию 360 единиц нового технологического оборудования, освоено производство 43 новых видов изделий[20]; к 1979 г. было установлено 600 единиц нового технологического и другого оборудования, механизировано и автоматизировано 10 процессов, освоено 120 новых видов изделий[21]. Нерешенной проблемой являлась только неритмичность ввода в действие основных фондов. Так, если в 1976 г. по местной промышленности осваивалось 50,3 %[22] от выделяемых капитальных средств, то в 1979 г. было введено всего 55 % от основных фондов[23].

В целом 1960-е – начало 1970-х гг. прошли при несомненном росте промышленных показателей республиканской промышленности. С другой стороны, по-прежнему значительным было число предприятий, ежегодно не выполнявших плановые показатели (см. табл. 1.9). Главной причиной этого являлось недофинансирование многих промышленных объектов.


Таблица 1.9. Группировка предприятий, недовыполнявших план по продукции за 1966–1969 гг.[24]


Учитывая данные проблемы, Совет Министров ТАССР в начале 1970-х гг. учреждает особый фонд развития местной промышленности. В 1972 г. на его счета было перечислено 790 тыс. руб. с целью их распределения на наиболее нуждающиеся объекты. Но, как показала практика, большинство выделенных средств до предприятий и управлений не доходило. Так, после того как прекратилось финансирование строительства фабрики художественных изделий и инженерного корпуса проектно-конструкторского бюро, из фонда развития местной промышленности РСФСР, из местного фонда ТАССР финансирование вообще не поступало[25].

В ряде случаев предприятия не только не получали помощи от государственных и республиканских органов управления, но и, наоборот, сами вынуждены были отдавать необходимые для развития резервы. Так, из республиканской хлебопекарной отрасли по плану развития народного хозяйства было изъято в общесоюзный фонд финансовых средств на сумму 537 тыс. руб., но при этом не было учтено, что отрасль сама сильно отставала от соседних республик и областей, ряд предприятий находился в аварийном состоянии и практически не производил продукцию, хотя общая потребность отрасли в финансовых средствах составляла не менее 750 тыс. руб.[26]

Эти факты не могли негативно не отразиться на выполнении плановых показателей. И если в 1960-х гг. плановые показатели ежегодно перевыполнялись, то в последующий период результаты оставались низкими, часто годовые объемы выпуска, реализации продукции, производительности труда, снижения выпуска низкокачественной продукции не выполнялись. И даже если нормы плана оказывались перевыполненными, то это происходило только за счет показателей отдельных мощных предприятий, притом на другом «полюсе» всегда оставалось большое количество заводов, которые не справлялись с заданными нормами. К примеру, в 1976 г. к таковым предприятиям относились: Казанский компрессорный завод (план выполнения составил 67 %), завод «Электроприбор» (план выполнения составил 100,9 %, но не был выполнен план по комплектующим), оптико-механический завод (95 %), производственное объединение «Татмебель» (97 %), Зеленодольское фанерное объединение (план выполнения составил 100,8 %, но не был выполнен план по комплектующим), производственное объединение «Татарстройматериалы» (89 %), комбинат им. М. Вахитова (90 %), Чистопольский судоремонтный завод (13 %). В 1977 г. этот перечень пополнили Казанский электромеханический завод (94 %), завод бытовой химии (59 %), производственное объединение «Бугульманефтемаш» (92 %), производственное объединение «Вакууммаш» (82 %), оптико-механический завод (93 %), Бугульминский фарфоровый завод (83 %), Чистопольский судоремонтный завод (17 %)[27].

В целом по РСФСР за период с 1976 по 1978 г. местная промышленность не обеспечила выполнение заданий пятилетнего плана. При задании увеличить объем производства по сравнению с 1975 г. на 15,4 % фактический рост составил 14,4 %. Большое количество отстающих предприятий в 1978 г. было в Новгородской (14,3 %), Ярославской (12,5 %), Челябинской (17,4 %) областях и в Татарской АССР (11,8 %). Ко всему этому добавлялось и то, что в течение долгого времени не выполнялись планы ввода в действие основных фондов управления местной промышленности[28].

За 1979 г. объем промышленного производства на территории республики (по сравнению с соответствующим периодом прошлого года) увеличился на 7,2 %; план по реализации продукции промышленности республики был выполнен на 100,9 %, но по-прежнему за счет передовых промышленных объектов, таких как объединение «Камгэсэнергострой» (106,6 %), Бугульминский завод РЭТО (116,2 %), Казанский завод нефтесмазок (102,1 %) и др. В то же время такие отрасли, как лесная и деревообрабатывающая промышленность (94,5 %), промышленность строительных материалов (97,2 %) и текстильная (99 %), с показателями плана не справились[29].

План общего объема производства продукции в 1980 г. промышленностью республики был выполнен на 98,7 %[30], но при этом 31 предприятие республики (или 7,5 % от общего числа) не справилось с планом по реализации продукции (в том числе 19 предприятий союзного подчинения, 11 предприятий – республиканского и 1 предприятие ММП ТАССР). Ими было недодано народному хозяйству реализованной продукции на сумму 4,6 млн руб. Особенно большое отставание было у НГДУ «Иркеннефть» объединения «Татнефть» ММП СССР (план выполнен на 97 %). Зеленодольского фанерного объединения Министерства лесной и древесной промышленности СССР (план выполнен на 75 %, недополучено продукции на 6,7 млн руб.), Бугульминского фанерного завода МЛП РСФСР (план выполнен на 58 %, недодано продукции на 3,2 млн руб.) и др.[31] План 1983 г. республиканской промышленностью по нормативной чистой продукции был выполнен на 103,4 % (план – 21000 тыс. руб., фактически – 21704 тыс. руб.), прирост нормативной чистой продукции составил 868 тыс. руб., или 4,2 %. Из 15 объединений и предприятий не обеспечили выполнение плана по нормативной чистой продукции два: производственное швейное объединение «Швейник» (95 %) и Буинская ватная фабрика (94,5 %)[32]. Но при этом предприятия республики неудовлетворительно выполнили задания по реализации продукции с учетом обязательств по поставкам. В целом по РСФСР 60 % предприятий не выполнили план по этому показателю и недодали продукции на 127 млн руб., а в Карельской, Татарской, Башкирской АССР все предприятия не обеспечили выполнение плана с учетом обязательств по поставкам[33].

Мы предполагаем, что процент недовыполнения плановых показателей мог быть гораздо более высоким, что объясняется значительным числом приписок, совершавшимися директорами предприятий. Только в 1978 г. были установлены завышения по оплаченным строительно-монтажным работам и незавершенному производству на 5947 тыс. руб., в том числе приписка на сумму 1754 тыс. руб. Особенно часто допускались факты приписок в объединениях «Татнефтестрой» и в других строительных организациях и предприятиях Тукаевского, Чистопольского, Куйбышевского, Азнакаевского, Балтасинского и Зеленодольского районов. Схожие факты были отмечены на 23 промышленных предприятиях, в частности, на заводе «Победа труда» Зеленодольского района, Казанской фабрике картонажно-полиграфических изделий ММП ТАССР и др.[34]

Помимо значительного числа предприятий, не справлявшихся с нормами планов, важной проблемой оставалось низкое качество выпускаемых товаров и частое простаивание промышленного оборудования. Так, в 1967 г. Татарским республиканским управлением государственной инспекции по качеству товаров и торговли по РСФСР из проверенного количества было забраковано: меховых изделий – 14,4 %, швейных изделий – 11,4 %, головных уборов – 14,5 %, кожаной обуви – 9,5 %, мебели – 33,2 %. Особенно неблагополучная ситуация была на Арской и Дубъязской фабриках национальной обуви, Арском, Балтасинском, Бугульминском, Мамадышском и Тюлячинском рай(гор)промкомбинатах[35]. В 1969 г. в результате обследования 36 предприятий республики выяснилось, что значительная часть металлообрабатывающего оборудования либо совсем не используется, либо простаивает в течение нескольких смен. На обследованных предприятиях было установлено 29,6 тыс. штук производственного оборудования, из них в основном производстве – 20,9 тыс. штук. На день обследования не работали целые сутки 4838 единиц металлообрабатывающего оборудования, или 16,4 % от числа установленного; 3822 металлорежущих станка, 687 кузнечно-прессовых машин, 84 единицы литейного оборудования и 245 электросварочных машин. В основном производстве не работало 2909 металлорежущих станков, или 17,7 % установленного оборудования. В целом 32 % всех металлорежущих станков простаивали из-за нехватки специалистов по их обслуживанию; 21,5 % – из-за отсутствия материалов, заготовок и деталей; 9 % – являлись излишними или находились в резерве (консервации); 13,5 % (или 393 станка) – находились в плановом ремонте и модернизации; 24 % – прочие простои[36].

Даже имеющееся в наличии новое оборудование крайне медленно внедрялось в производственный процесс. Большая его часть, подлежащая установке, сдавалась в монтаж в течение года со времени его выпуска, 1/4 часть сдавалась в течение 2 лет, вместе с тем имелись случаи, когда оборудование залеживалось на складах 2–3 года и более. Такого рода оборудование в народном хозяйстве республики на период 1977 г. имелось на сумму 45 млн руб., в том числе оборудование на сумму 4,7 млн руб. не использовалось более 5 лет. Так, оборудование, подлежащее установке, на сумму более чем 35 млн руб. находилось на складах Нижнекамского нефтехимического комбината Миннефтехимпрома СССР, большая часть которого не использовалась с 1973 г., в то же время было и такое оборудование, которое лежало без движения 8-10 лет. На КамАЗе имелось подлежащее установке оборудование на сумму 184 млн руб., в том числе на 144 млн руб. (или на 79 %) импортное. Данное оборудование находилось на складах предприятия более 3 лет[37].

Основными причинами образования излишнего оборудования являлись:

– изменение проектов строящихся объектов и технологии на реконструируемых предприятиях;

– поставка оборудования министерствами без учета возможности их использования на местах (к примеру, из-за недостаточности производственных площадей).

В результате на складах предприятий и организаций лежали новые станки и комплектующие, излишние для них: от 2 до 3 лет – 36 %, от 3 до 5 лет – 34 %, свыше 5 лет – 24 % (то есть 58 % всего излишнего нового оборудования не реализовывалось в течение 3–5 и более лет). Так, на Нижнекамском шинном заводе своевременно не были установлены, а в дальнейшем стали излишними 11 машин для определения прочности и деформации резины выпуска 1974 г. на сумму 55 тыс. руб.; на Казанском химическом заводе Министерства медицинской промышленности СССР с 1970 г. не использовалось различное оборудование на сумму 68 тыс. руб.[38]

Интересен и тот факт, что часть оборудования на предприятиях и в организациях республики была в монтаже и смонтирована, но при этом не запускалась в эксплуатацию. На начало 1977 г. такого рода оборудования было на сумму в 266,8 млн руб., в том числе на 1666,4 млн руб. (или 62 %) импортное. Только на КамАЗе было сосредоточено оборудование на сумму 99,5 млн руб., находящегося в монтаже, и на сумму 86,3 млн руб. смонтированного, но не сданного в эксплуатацию (из этого оборудования 76 % было импортным). В этой связи интересно проследить данные показатели по министерствам республики (см. табл. 1.10).


Таблица 1.10. Список министерств с находящимся на их предприятиях смонтированным, но не используемым оборудованием (в млн руб.)[39]


На предприятиях союзного и союзно-республиканского подчинения было сосредоточено 98,8 % всего оборудования, находящегося в монтаже и смонтированного, но не сданного в эксплуатацию. На предприятиях и в организациях республиканского подчинения такого оборудования имелось на 3,2 млн руб., или на 1,2 % от общего количества.

В связи с ростом городов, перетеканием сельского населения в города, ослаблением контроля со стороны руководящих органов за работой производственно-промышленного персонала наметились острые проблемы, связанные с прогулами и неявками на производство. Подтверждением данного тезиса служат показатели числа рабочих, совершивших прогулы по отраслям промышленности в 1965 и 1966 гг. (см. табл. 1.11).


Таблица 1.11. Число рабочих, совершивших прогулы по отраслям промышленности за 1965–1966 гг. (тыс. чел.)[40]


Повсеместно по всем отраслям республиканской промышленности (за исключением отрасли производства теплоэнергии и электроэнергии) наблюдался рост числа прогулов. Наибольшее же их количество было совершено в химической и резиноасбестовой, а также в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Велика была и текучесть рабочих кадров. На предприятиях МПП ТАССР она составляла 27 %, Управления хлебопекарной промышленности при Совете Министров ТАССР – 18,2 %, в объединении «Татарстройматериалы» – 15,8 %. Ко всему этому добавлялось и то, что процент снижения прогулов также оставался практически неизменным. За 6 месяцев 1977 г. число рабочих, совершивших прогулы, к среднесписочной численности рабочих по объединению «Татарстройматериалы» составила 22,7 %, Управлению хлебопекарной промышленности при Совете Министров ТАССР – 7,7 %, Министерству топливной промышленности ТАССР – 5,7 %[41].

Во второй половине 1980-х гг. страна вступила в новую фазу своего развития – радикальной перестройке своего механизма в рамках социалистической модели хозяйствования. Не могли они не отразиться и на экономике Татарской АССР. В условиях общего экономического спада промышленность республики также испытывала значительные сложности экономического и организационного характера; серьезные противоречия в отраслевой структуре экономики; непонимание населением целей осуществляемых реформ и, как следствие, инертность, нежелание перестраиваться; сопротивление реформам на местах; конфронтация между старыми (командными) и новыми (рыночными) зарождающимися механизмами хозяйствования; непродуманность реформ и др. Решить эти проблемы руководству страны не удалось. Ошибки организационного и экономического характера, сопровождаемые проблемами политического, националистического характера, обусловили скорый развал Советского Союза.

В завершение данного раздела необходимо отметить, что Татарская АССР во второй половине XX в. еще более укрепила свои позиции в качестве ведущего индустриального центра страны. В республике продолжились процессы урбанизации, изменился качественный состав рабочей силы, возросло значение ряда перспективных отраслей, и прежде всего отраслей обрабатывающего производства (машиностроения, химической и нефтехимической промышленности).

В то же время назрели и серьезные проблемы, связанные со снижением роста региональной промышленности. И если в 1960-е гг. нормы плановых показателей практически ежегодно перевыполнялись, то уже в 1970–1980-е гг. результаты стали резко снижаться. По таким показателям, как годовой объем выпуска, реализация продукции, производительность труда, снижение выпуска низкокачественной продукции, очень часто наблюдалось недовыполнение. И даже если в отдельные годы нормы плана оказывались перевыполненными, то это происходило только за счет результативности отдельных крупных предприятий. Все это говорило о том, что общие тенденции кризиса командной экономики затронули и ТАССР.

1.2. Реформирование системы управления промышленностью в 1965–1980-х гг.

Вторая половина 1960-х гг. была ознаменована широкомасштабными контрреформами в промышленности страны, которые были обусловлены ошибками территориального руководства и необходимостью перехода к единому государственному централизованному планированию.

Задачей новой системы управления являлось сочетание элементов централизованного руководства с предоставлением широкой самостоятельности местных органов управления и усилением экономического стимулирования производства. Организационно укрепление централизованных начал должно было обеспечиваться упразднением советов народного хозяйства и восстановлением промышленных министерств.

Пути совершенствования управления промышленностью были намечены новым руководством в сентябре 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС. Пленум принял решения, направленные на дальнейшее усиление научного руководства хозяйственной жизнью страны, более полного использования объективных экономических законов и преимуществ социалистического строя[42]. В дальнейшем XXIII съезд КПСС одобрил решения Пленума ЦК, что явилось отправной точкой реформирования экономики.

В соответствии с этими задачами были упразднены Высший совет народного хозяйства СССР Совета Министров СССР, Совет народного хозяйства СССР, а также республиканские советы народного хозяйства и советы народного хозяйства экономических районов. Общее государственное управление экономикой стал осуществлять Совет Министров СССР, к функциям которого относились выявление важных народнохозяйственных потребностей, установление необходимых для их удовлетворения ресурсов, определение в соответствии с этим требуемых для всего народного хозяйства потребностей и темпов роста всей экономики и ее отдельных отраслей. Координирующую роль Совет Министров СССР осуществлял через соответствующие центральные ведомства и министерства[43]. По Конституции СССР[44] были разграничены права и обязанности республик в вопросах управления. Союзная республика должна была обеспечивать комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, проводить в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР, осуществлять координацию и контроль деятельности предприятий, объединений, учреждений и организаций союзного подчинения.

В связи с переходом к отраслевому принципу управления народным хозяйством Верховный Совет СССР принял 2 октября 1965 г. Закон об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления[45]. Верховный Совет СССР постановил образовать 11 союзно-республиканских министерств СССР, а также преобразовать 6 государственных производственных и государственных комитетов в союзно-республиканские министерства СССР. Одновременно было решено образовать 9 общесоюзных министерств и преобразовать 3 государственных производственных комитета в общесоюзные министерства, а предприятия медицинской промышленности передать в систему Министерства здравоохранения СССР.

В формирующейся модели министерства становились основной организационной формой. Правовой характер новой системы был закреплен постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров от 30 сентября 1965 г. «Об улучшении управления промышленностью»[46]; Общим положением о министерствах СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 июля 1967 г.[47] и другими документами, преобразовавшими промышленные министерства в общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские.

Каждому министерству были подчинены объединения и предприятия определенной отрасли или группы производственных или непроизводственных отраслей. В краях, областях и районах, в которых широко использовалось местное сырье, образовывались промышленные отделы исполкомов, а также областные (районные) управления экономикой. Министры были наделены правами распределения обязанностей между заместителями, начальниками главных управлений и руководителями других подразделений министерства, установления степени их ответственности.

Указанные мероприятия не могли не затронуть и местную систему управления промышленностью. На республиканском уровне стала восстанавливаться отраслевая система управления промышленностью, основанная на союзном и союзно-республиканском подчинении.

Возросло значение местных Советов. По реформе 1965 г. они получили возможность решать все вопросы местного значения, руководить на своей территории хозяйственным строительством, утверждать планы экономического и социального развития, осуществлять руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями и учреждениями и т. д. Решения местных Советов были обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами. Правда, на практике действовавшая структура аппарата исполкомов районных и городских Советов депутатов трудящихся была больше формализованной ячейкой, не имевшей реальных рычагов управления. Численность работников и месячный фонд оплаты труда были недостаточными. Так, в составе Казанского горисполкома не имелось отдела пассажирского транспорта, в 5 исполкомах городских Советов депутатов не было ряда предусмотренных должностей и т. д.[48]

Наиболее важные мероприятия второй половины 1960-х гг. в местной промышленности сводились к восстановлению министерской структуры. В этой связи первыми действиями в системе промышленности стало образование Управления местной и топливной промышленности при Совете Министров ТАССР. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 февраля 1965 г. «Об образовании Управления снабжения и сбыта при Совете Министров ТАССР и Управления местной и топливной промышленности при Совете Министров ТАССР» и Постановлением Совета Министров ТАССР за № 129 от 9 марта 1965 г. «О мероприятиях по образованию местной и топливной промышленности при Совете Министров ТАССР» Министерство промышленности продовольственных товаров передавало вновь образованному управлению предприятия и организации: 33 рай(гор)промкомбината, 1 – конструкторско-технологическое бюро, 1 – технико-экономические курсы[49].

В структуре аппарата управления были следующие отделы: а) технический отдел; б) отдел стройматериалов и промышленных товаров; в) отдел топливной и деревообрабатывающей промышленности; г) планово-экономический отдел; д) бухгалтерия; е) отдел снабжения и сбыта (при общей численности сотрудников в 43 чел.)[50].

Данное управление просуществовало недолго и было расформировано. На основании Постановления Совета Министров РСФСР за № 1488 от 31 декабря 1965 г. и Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1966 г. было образовано Министерство топливной промышленности ТАССР, к основным функциям которого относились контроль и руководство за деятельностью подведомственных предприятий, производство и сбыт лесоматериалов и т. д. По своей структуре МТП ТАССР состояло из: а) планово-технического отдела, б) планово-экономического отдела, в) бухгалтерии (при общей численности персонала в 21 чел.)[51].

Производственная деятельность министерства характеризовалась двумя направлениями: промышленным и сбытовым. Промышленная деятельность была определена отраслями лесозаготовки и деревообработки и добычей и переработкой нефти. При этом рост производства данного направления вплоть до 1970 г. осуществлялся преимущественно за счет увеличения выпуска товаров культурно-бытового назначения, хозяйственного обихода, деревообработки, и только после 1970 г. рост был достигнут за счет ввода в эксплуатацию Карабашевского нефтебитумного завода[52].

В состав министерства вошли 2 леспромхоза (Биклянский и Юхмачинский) и 2 промкомбината (Кукморский и Дубъязский). Были организованы Арский, Апастовский, Алексеевский, Балтасинский, Буинский, Лаишевский, Куйбышевский, Мензелинский райтопснабсбыты и Елабужский гортопснабсбыт[53]. Кроме того, из Управления лесной и топливной промышленности в его состав были переданы 6 рай(гор)топсбытов (Чистопольский, Зеленодольский, Тетюшский, Высокогорский, Рыбно-Слободский и Актанышский), а также трест «Казгортопсбыт». В 1967 г. было образовано еще 6 рай(гор)топсбытов[54].

Параллельно с созданием Министерства топливной промышленности в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1966 г. и распоряжением Совета Министров ТАССР за № 52-р от 31 января 1966 г., Министерство продовольственных товаров ТАССР было преобразовано в Министерство пищевой промышленности ТАССР (в подчинении МПП ТАССР находились 20 предприятий, из них 10 рай(гор)пищекомбинатов, располагавшихся в 18 районах республики); Управление бытового обслуживания населения при Совете Министров ТАССР преобразовано в Министерство бытового обслуживания населения ТАССР; создано отдельное Управление промышленности строительных материалов при Совете Министров ТАССР[55]. Что касается Управления промышленности строительных материалов при Совете Министров ТАССР, то ему, согласно Постановлению Совета Министров ТАССР за № 39 от 29 января 1966 г. «О передаче отдельных предприятий и организаций ММП ТАССР и Татарского управления лесного хозяйства в ведение Министерства топливной промышленности ТАССР и Управления промышленности строительных материалов Совета Министров ТАССР», были переданы от Министерства промышленности строительных материалов РСФСР: Казанский комбинат строительных материалов, Казанский силикатный завод; от Министерства строительства РСФСР: Аракчинский гипсовый завод; от Министерства местной промышленности ТАССР: Агрызский кирпичный завод, Кукморский кирпичный завод, Верхнеуслонский промкомбинат, кирпичный завод Елабужского горпромкомбината, кирпичный завод Набережно-челнинского райпромкомбината[56].

Самыми главными в череде реформ, направленных на восстановление отраслевой структуры промышленности, на местном уровне стали реорганизации, направленные на воссоздание Министерства местной промышленности ТАССР. Оно было образовано в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1966 г. и распоряжением Совета Министров ТАССР за № 52-р от 31 января 1966 г. на базе Управления местной и топливной промышленности Совета Министров ТАССР. В результате создания новых министерств численность аппарата их управления суммарно увеличилась до 82 чел.[57]

Основной деятельностью министерства явилось общее руководство по вопросам учета, планирования и отчетности в соответствии с директивами партии и правительства. В подчинении министерства находились 25 предприятий и 3 объединения, расположенные в районах республики.

В структурном плане министерство было представлено следующими отделами: а) канцелярия, б) технический отдел, в) производственный отдел, г) планово-экономический отдел, д) финансовый отдел, е) бухгалтерия, ж) отдел кадров, з) универсальная контора «Маттехснабжение», и) технико-экономические курсы, при общей численности сотрудников 36 чел.[58]

Параллельно с воссозданием министерской структуры новшеством стало образование контролирующих при них органов – коллегий. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР за № 209 от 3 апреля 1968 г. во всех министерствах ТАССР были образованы коллегии, а в Управлении хлебопекарной промышленности – Совет директоров[59]. На основе Постановления Совета Министров ТАССР за № 600 от 30 декабря 1968 г. при Министерстве местной промышленности ТАССР для улучшения руководства предприятиями, усиления контроля над их деятельностью, а также повышения личной ответственности руководящего состава была утверждена Коллегия при ММП ТАССР[60]. В ее состав вошли министр (председатель), его заместители и другие руководящие работники.

На заседаниях коллегии, проводимых 1–2 раза в месяц, рассматривались вопросы выполнения постановлений партии и правительства, приказов министерства, проходило обсуждение вопросов практического руководства предприятиями системы Министерства местной промышленности ТАССР, выполнения ими производственных и финансовых планов, проверки исполнения, подбора, расстановки и обучения кадров и др.

Данные органы управления не имели возможности прямого воздействия на деятельность предприятий, принятые коллегией решения проводились в жизнь лишь приказами министра местной промышленности ТАССР и не оказывали действенного влияния на улучшение работы производственных коллективов и управленческого аппарата. Вследствие чего, с течением непродолжительного времени, их работа стала носить преимущественно номинальный характер[61].

В целом по стране преобразования отраслевой системы продолжались на протяжении второй половины 1960–1970-х гг. и были связаны с поиском наиболее оптимальных органов управления промышленностью, как на уровне страны в целом, так и уровне республик, краев и областей. На протяжении указанного времени были реорганизованы Министерство лесной, целлюлозо-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР с выделением из него Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР и Министерства целлюлозно-бумажной промышленности; Министерство тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения было разделено на Министерство тяжелого и транспортного машиностроения СССР и Министерство энергетического машиностроения СССР; было создано общесоюзное Министерство машиностроения для животноводства и кормопроизводства СССР и общесоюзное Министерство промышленности средств связи и т. д.[62] Что касается Татарской АССР, то в системе управления промышленностью широкомасштабных процессов уже не происходило: единственно важными событиями стали создание в 1970 г. Управления хлебопекарной промышленности ТАССР и в связи с продолжающимся подъемом нефтяной отрасли в Управлении северо-западными магистральными нефтепроводами выделено Казанское районное нефтепроводное управление (с местом нахождения в г. Казани)[63]. Большинство реорганизаций данного периода касались лишь изменения числа управленческого персонала отдельных министерств и управлений. В качестве примера можно привести Министерство пищевой промышленности ТАССР, где задание по сокращению аппарата привело к тому, что в центральном аппарате не было уволено ни одного сотрудника, в то время как на подведомственных предприятиях количество уволенных составило 14 чел. (с экономией фонда заработной платы в 11,4 тыс. руб.)[64].

Новым направлением совершенствования системы государственного управления явилось сокращение промежуточных звеньев на основе создания объединений. Так, до реформирования существовала четырех-, пяти-, шестизвенная структура управления промышленными предприятиями (министерство – главк – республиканское министерство – территориальное объединение (управление) – комбинат – трест – предприятие), которая была неэффективна, так как увеличивала сроки прохождения распорядительных материалов, сковывала оперативность управления и т. д. После же создания объединений во всех отраслях промышленности произошло сокращение уровней управления до двух-трех. При двухзвенной системе производственные объединения и крупные предприятия должны были непосредственно подчиняться министерству. Трехзвенная структура предусматривала наличие таких элементов, как министерство, всесоюзное или республиканское промышленное объединение, производственное объединение (предприятие). При этом предприятия, вошедшие в состав производственного объединения, теряли свою самостоятельность[65].

На коллегии ММП РСФСР, состоявшейся 12 марта 1971 г.[66], министрам местной промышленности автономных республик, начальникам управлений местной промышленности, краевых исполнительных комитетов было предложено рассмотреть вопрос о создании специализированных объединений. Далее 2 марта 1973 г. ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято Постановление «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью»[67], в соответствии с которым были намечены пути по реорганизации низового уровня управления путем укрупнения предприятий, создания производственных объединений (комбинатов), всесоюзных и республиканских объединений, приближения органов хозяйственного руководства к производству, более четкого разграничения прав и обязанностей между различными звеньями отраслевого управления и т. д.

На территории Татарской АССР были проведены мероприятия по концентрации и специализации производств. Во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1973 г. и Постановления бюро обкома КПСС и Совета Министров ТАССР за № 196 от 17 апреля 1973 г.[68] было решено произвести следующие реорганизации:

1. По отрасли пищевой промышленности в ведение Министерства пищевой промышленности ТАССР передавались объединение «Красный Восток» Росглавпива, Казанская и Альметьевска макаронные фабрики Росглавмакаронпрома, Казанский винный завод Росглаввинпрома, Казанская кондитерская фабрика «Заря» Росглавкондитера. Далее были организованы: Татарское производственное объединение по выработке макаронных изделий на базе Казанской макаронной фабрики с включением в его состав Альметьевской макаронной фабрики и отдельно расположенного цеха по выработке макаронных изделий Чистопольской макаронной фабрики; Татарское производственное объединение по выработке кондитерских изделий на базе кондитерской фабрики «Заря» с включением в его состав Альметьевской и Чистопольской кондитерских фабрик и кондитерского цеха Казанского винного завода Министерства пищевой промышленности ТАССР; Казанское производственное объединение по выработке вин на базе Казанского винного завода Росглаввиншампанпрома с включением в его состав отдельно расположенного Казанского винного завода МПП ТАССР; укрупнено ПО «Красный Восток» путем присоединения к нему 2 специализированных пивзаводов (Бугульминского и Мензелинского) и вновь вводимого в эксплуатацию цеха по розливу газированных безалкогольных напитков Набережночелнинского горпищекомбината МПП ТАССР. В то же время Тетюшский и Куйбышевский пивзаводы, вырабатывающие пиво, безалкогольные напитки, кондитерские изделия и плодово-овощные консервы, передавались Татпотребсоюзу Всего в составе МПП ТАССР таким образом было создано 4 производственных объединения и 2 самостоятельных предприятия – Убеевский овощесушильный завод и Шеланговский плодово-ягодный совхоз[69].

2. По отрасли местной промышленности в 1971–1973 гг. должны были быть созданы 3 производственных объединения: «Меховщик»[70], «Швейник» и Арское производственное объединение национальной обуви (объем реализуемой продукции трех объединений составлял 64,2 % от общего объема реализации по министерству, численность промышленно-производственного персонала – 54,9 %) и 25 промышленных предприятий с общим объемом выпуска валовой продукции в 43 млн руб. и численностью промышленно-производственного персонала в 7772 чел. Далее были организованы: производственное металлообрабатывающее объединение «Металлист» на базе Казанского листопрокатного завода (в состав объединения были включены такие предприятия, как Казанский завод «Металлист», Кукморский завод «Металлопосуда», Казанский завод металлоизделий Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР); производственное мебельное объединение «Волжанка» на базе Приволжского домостроительного комбината (в его состав вошли: Тюлячинская мебельная фабрика, Мамадышский домостроительный комбинат, Елабужская фабрика школьной мебели, Карадуванская мебельная фабрика, Тукаевский промкомбинат, Высокогорский домостроительный комбинат), Бугульминское производственное мебельное объединение на базе Бугульминского домостроительного комбината; Альметьевская, Ютазинская, Челнинская мебельные фабрики и Чистопольский промкомбинат; Уруссинское производственное объединение бемитной кровли на базе Уруссинского бемитного завода. Была укрупнена Алексеевская фабрика художественного ткачества путем включения в ее состав Аксубаевского завода веревочных изделий[71].

3. По отрасли промышленности строительных материалов в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 декабря 1972 г. и Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 марта 1973 г. за № 124 Управление промышленности строительных материалов Совета Министров ТАССР было преобразовано в Татарское производственное объединение промышленности строительных материалов с передачей последнему всех предприятий, входящих в управление. При этом Казанский комбинат стройматериалов и Арачинский гипсовый завод как самостоятельные предприятия упразднялись и преобразовывались в производственное объединение; упразднялся как самостоятельное предприятие Верхне-Услонский промкомбинат, его производство извести передавалось Аракчинскому гипсовому заводу, а кирпича – Шелангоровскому кирпичному заводу.

4. По отрасли хлебопекарной промышленности должно было быть созданным Татарское производственное управление хлебопекарной промышленности с подчинением его МПП РСФСР и Совету Министров ТАССР; укрупнялся Зеленодольский хлебокомбинат за счет включения в его состав Васильевского хлебозавода; в порядке укрупнения объединялись действующий хлебозавод в Набережных Челнах с введением в эксплуатацию нового хлебозавода.

5. По отраслям топливной промышленности создание производственных объединений Советом Министров ТАССР считалось нецелесообразным[72].

Не все представленные изменения удалось претворить в жизнь. Так, по ММП ТАССР, помимо созданных трех производственных объединений, организация дополнительных посчиталась экономически нецелесообразной, что объяснялось разбросанностью предприятий по территории республики, отсутствием устойчивой связи между ними и необеспеченностью транспортными средствами; по отраслям топливной и хлебопекарной промышленности также было решено реорганизации не проводить; в то же время по отрасли промышленности строительных материалов в 1973 г. было создано Татарское производственное объединение строительных материалов «Татарстройматериалы».

Во второй половине 1970-х гг. последовала новая волна преобразований. В 1976 г. в МПП ТАССР были упразднены 4 предприятия: Муслюмовский райпищекомбинат на правах цеха был передан Альметьевской кондитерской фабрике; Актанышский райпищекомбинат на правах цеха передан Чистопольской кондитерской фабрике; Ютазинский райпищекомбинат передан на правах цеха Бугульминскому пивзаводу; Мамадышский райпищекомбинат на правах цеха передан Казанскому винному заводу[73].

В целях дальнейшей специализации и концентрации однородных по профилю производств, а также совершенствования и удешевления содержания аппарата управления предприятий в 1976–1977 гг. в ММП ТАССР был укрупнен ряд предприятий: Тетюшская мебельная фабрика на правах цеха была передана Буинской ватной фабрике; Шугуровский бемитный завод на правах цеха передан Уруссинскому бемитному заводу; Аксубаевский завод веревочных изделий на правах участка передан Чистопольскому деревообрабатывающему комбинату; Альметьевская и Ютазинская мебельные фабрики на правах участков переданы Бугульминскому деревообрабатывающему комбинату; Мамадышский домостроительный комбинат на правах участка передан Елабужской фабрике школьной мебели; ликвидирован Васильевский комбинат строительных материалов; реорганизованы Чистопольский промкомбинат ММП и Чистопольский деревообрабатывающий комбинат и др. В 1977 г. была ликвидирована Тюлячинская мебельная фабрика, Ципьинская фабрика плетеных изделий и Тукаевский промкомбинат и переданы на правах цехов Карадуванской мебельной фабрике ММП ТАССР. В декабре 1978 г. решением Совета Министров ТАССР была ликвидирована Казанская фабрика сувениров и передана на правах участка Комбинату надомников народных художественных промыслов; Казанский завод «Металлист» передан на правах участка Казанскому листопрокатному заводу. Таким образом, только в ММП ТАССР к 1980 г. насчитывалось 11 промышленных предприятий и 3 производственных объединения[74].

На республиканском уровне стали осуществляться мероприятия по вопросам совершенствования механизма управления промышленностью. В этой связи для рассмотрения материалов по вопросам размещения новых, реконструкции и расширения действующих предприятий независимо от их ведомственной подчиненности и подготовки по ним заключений, Постановлением Совета Министров ТАССР за № 272 от 12 мая 1975 г. была образована постоянная междуведомственная комиссия по размещению промышленных предприятий на территории ТАССР. В состав комиссии вошли: председатель комиссии А. М. Котов (заместитель председателя Совета Министров ТАССР); заместитель председателя комиссии Е. Л. Круть (заместитель председателя Госплана ТАССР); П. А. Саначина (начальник Управления по делам строительства и архитектуры Совета Министров ТАССР); И. Д. Мусаев (начальник Управления Совета Министров ТАССР по использованию трудовых ресурсов) и др.[75] В работе комиссии, как правило, принимали участие руководители и специалисты Управления по делам строительства и архитектуры при Совете Министров ТАССР, Управления Совета Министров ТАССР по использованию трудовых ресурсов, Республиканской санэпидстанции, Министерства здравоохранения и др. При подготовке материалов, требующих специальное обоснование, привлекались специалисты научно-исследовательских и проектных организаций.

Конец ознакомительного фрагмента.