Вы здесь

Историческая Москва. Увлекательный путеводитель по центру нашего города. «ЛУБЯНКА»/«КУЗНЕЦКИЙ МОСТ» (Д. П. Дроздов, 2013)

«ЛУБЯНКА»/«КУЗНЕЦКИЙ МОСТ»

Церковь Николая Чудотворца, что в Звонарях

Ул. Рождественка, 15/8

Улица Рождественка возникла в конце XIV века как дорога, ведущая из Кремля к Рождественскому монастырю, основанному в 1386 году княгиней Марией Андреевной – супругой князя Андрея Серпуховского и матерью князя Владимира Храброго. Последний во время Куликовской битвы командовал одним из тех засадных полков, которые решили исход боя в пользу русских. День Куликовской битвы – 8 сентября 1380 года – совпал с празднованием Рождества Пресвятой Богородицы. В книге П.В. Сытина «Из истории московских улиц» о Рождественке написано: «В XV веке была застроена лишь восточная сторона улицы; западная же, представлявшая собой склон к реке Неглинной, была занята монастырскими огородами, которые сохранялись здесь очень долго. В конце XV века между Рождественкой и рекой Неглинной был построен Пушечный двор. Севернее возникла слободка кузнецов и конюхов Пушечного двора. В XVI веке к северу от этой слободки поселили звонарей и сторожей кремлевских соборов и церквей, поставив на улице церковь Николы Божедомского, позже называвшуюся «Никола в Звонарях»[52].




Улица Рождественка. Современная фотография


Святой Николай жил на рубеже III–IV веков и был епископом в городе Миры Ликийские в Малой Азии. Он прославился многими подвигами при жизни, но больше чудес произошло поеле его кончины. Нет на свете ни одной земли христианской, в которой бы не свершились чудеса святого Николая. Имя святителя Николая прославлено неисчерпаемым списком удивительных избавлений, исцелений и других чудес, которые перечислить просто невозможно. Существует множество житий святителя, описывающих земную жизнь Николая и чудеса по его успении. «Прииди в Русь и виждь, яко несть града, ни села, идеже не быша чудеса многа умножена святаго Николы»[53], – пишет киевский книжник XI века. Чем объясняется столь сильное почитание на Руси архиепископа из греческого города Миры области Ликийской?

Более чем за сто лет до крещения Руси князем Владимиром произошло так называемое «Аскольдово» крещение. Легендарные князья Аскольд и Дир пошли походом на незащищенный Константинополь. Однако после чуда, сотворенного по молитве патриарха Фотия, они крестились в Константинополе вместе со всем своим войском. По сообщению Лаврентьевской летописи, властолюбивый князь-язычник Олег убил мешавших ему православных князей. Аскольд в крещении принял имя Николай в честь мирликийского святителя, поэтому на его могиле и была поставлена церковь Святого Николы. Храм этот построили по повелению православной княгини Ольги, бабушки Владимира – будущего крестителя всей Руси.

Итак, первый христианин на Руси носил имя Николай, а первая русская церковь была освящена в честь мирликийского чудотворца. Святитель Николай был одновременно покровителем властителей, князей и заступником за простых людей во всех бедах и скорбях. Никола – защитник бедных, оклеветанных, невинно осужденных, он помогает детям, купцам, морякам и воинам. На Руси благоговели перед именем Николая Чудотворца – русского народного угодника Божия. Огромное количество пословиц, поговорок и песен ему посвящено. Каждый год 6 декабря – в день памяти святителя – мальчики ходили по домам, славили святого и пели в честь него особые стихи:

Микола, Микола-святитель,

Можайский, Зарайский,

Морям проходитель,

Землям исповедник…

А ему, свету, слава,

Слава – держава,

Во всю его землю,

Во всю подселенну,

Слава доныне

И века, аминь.

Никольскую церковь на Рождественке называли Божедомской. Это название происходит оттого, что еще в XVI веке при деревянной церкви Николая Чудотворца находился «убогий дом» или «божедомка» – место, куда свозились трупы убитых или внезапно умерших на улице людей. После возведения стен Белого города и Скородома «убогий дом» был перенесен в Сущевскую часть на Божедомскую улицу, но название церкви «Божедомская» осталось. В письменных источниках храм впервые упоминается в 1619 году. Первая каменная церковь была построена в 1657 году. В этой местности еще с XVI века жили звонари колокольни Ивана Великого и сторожа кремлевских церквей, потому что на Руси должность звонаря нередко совмещалась с обязанностями пономаря, а также церковного сторожа. Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы: «Не быв звонарем, не быв и пономарем», «Не все пономари, а редко кто не званивал!». С 1677 года храм именуется «Никола в Звонарях».




Колокольня Ивана Великого. Фотография из альбома Н.А. Найденова. 1881 год


При колокольне Ивана Великого служило сорок восемь звонарей. Руководил ими звонарный староста. С кремлевскими звонарями связано множество легенд и преданий. Так, в книге «Крылатые слова» этнографа С.В. Максимова описывается любопытный обычай: «12 декабря звонарный староста московского Успенского собора был допускаем в Кремлевский дворец, перед светлые царские очи, для донесения о годовых суточных переменах. Так, 12 декабря объявлял он царю, что «отселе возврат солнцу с зимы на лето, день прибывает, а нощь умаляется». За эту радостную весть великий государь жаловал ему двадцать четыре серебряных рубля. 12 июля тот же звонарный староста приходил к царю с известием, что «отселе возврат солнцу с лета на зиму, день умаляется, а нощь прибавляется». За эту весть его обыкновенно запирали на сутки в темную палатку на Ивановской колокольне. В действительности этого курьезного обряда не дозволяет сомневаться общее изустное предание старых звонарей Ивана Великого, переходившее с давнего времени и сохранившееся до наших дней»[54].

В 1762 году по заказу и на средства графа И.И. Воронцова была построена новая каменная церковь. Некоторые исследователи предполагают, что построенный Воронцовым храм включил в себя старое здание Никольской церкви. Иван Илларионович Воронцов был сенатором, действительным камергером и президентом Вотчинной коллегии в Москве. Его брат Михаил Илларионович участвовал в дворцовом перевороте, в результате которого императрицей стала Елизавета Петровна. Государыня никогда не забывала братьев Воронцовых и щедро одаривала их деньгами, чинами и своей благосклонностью. Елизавета Петровна выдала за Ивана Илларионовича свою троюродную сестру Марию Волынскую, и он, таким образом, породнился с царским домом. Воронцов дослужился до звания генерал-поручика и уже при Екатерине II, воспользовавшись манифестом о вольности дворянства, вышел в отставку. Иван Илларионович переехал вместе с семьей в свое имение Вороново и лишь изредка возвращался в Москву.




Церковь Николая Чудотворца в Звонарях. Фотография из альбома Н.А. Найденова. 1881 год


В Первопрестольной Воронцов жил в усадьбе на берегу реки Неглинки неподалеку от церкви Николы в Звонарях (современный адрес Рождественка, 11). Его соседом был знаменитый архитектор К.И. Бланк. По его проекту в Воронове были выстроены усадебный дом, Спасская церковь в стиле барокко и голландский домик по типу бюргерских домов XVI века. Воронцов по-соседски попросил Бланка возвести недалеко от их домов, вместо обветшавшей церкви XVII века, новую в стиле барокко. Бланк использовал типичную осевую схему, когда храм, трапезная и колокольня располагаются по одной оси. Основной объем церкви – восьмерик на четверике – характерен для архитектуры XVIII века.

Вероятнее всего, Никольская церковь считалась домовой церковью графов Воронцовых. Этим объясняется ее небольшой размер. Главный престол освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В храме было три придела – Николая Чудотворца, Усекновения честной главы Иоанна Предтечи и Димитрия Ростовского. Придел преподобного Сергия Радонежского устроили в 1766 году. Строительные работы продолжались до 1781 года. После наполеоновского пожара церковь Николы в Звонарях нуждалась в перестройке. Были заменены два крыльца и каменная ограда с двумя воротами, пристроена новая двухпрестольная трапезная и колокольня в классицистическом стиле.

Москвовед В.В. Сорокин в статье, посвященной Рождественке, отмечает: «В церковном доме у причта в середине 1860-х годов квартировали молодые ученые университетско-медицинской клиники – Г.А. Захарьин, М.М. Макеев, А.П. Разцветов. В середине 1880-х годов М.С. Мостовский, автор монументальной монографии о храме Христа Спасителя, провел капитальный ремонт церкви Николы в Звонарях, используя в создании новой живописи и орнаментов снимки с росписей храма Христа Спасителя. Металлическое убранство церкви было изготовлено в мастерских Сан-Галли, Бандли, Матиссена. Церковь славилась чудотворной иконой Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших»[55].

Храм Николы в Звонарях был закрыт в 1933 году. После закрытия в нем располагался склад, а позже – кафедра рисунка Московского архитектурного института, который разместился в бывшей усадьбе Воронцова. Духовенство и прихожане церкви любят рассказывать чудесную историю, случившуюся в годы советской власти. Одна старушка, посещавшая храм перед самым его закрытием, рискуя собственной жизнью, сумела сохранить главную святыню Никольской церкви – чудотворную икону «Взыскание погибших». Старушка не расставалась с иконой даже во время эвакуации, а после войны передала святыню Пюхтицкому женскому монастырю, находящемуся недалеко от Таллина. После распада СССР патриарх Московский и всея Руси Алексий II предложил Пюхтицкому монастырю создать в Москве подворье. И тут случилось чудо! Настоятельница будущего подворья матушка Филарета из всех предложенных ей московских храмов выбрала церковь Николы в Звонарях. Тогда-то и вспомнили о находившейся здесь чудотворной иконе, которая была торжественно возвращена храму. Теперь она, как и много лет назад, является главной святыней Никольской церкви.




Церковь Николая Чудотворца в Звонарях. Современная фотография


О жизни московского подворья Пюхтицкого монастыря рассказано в статье москвоведа Дины Мясоедовой в газете «Московская перспектива»: «Первые три послушницы из Пюхтицкой обители поселились в соседнем с церковью доме на Рождественке, 13 в мае 1994 года. Они-то и начинали работы по расчистке и уборке территории храма, подготовке его к реставрации. Жизнь налаживалась постепенно, Никола в Звонарях «обрастал» прихожанами, которые наряду с послушницами приводили в порядок молельни, будущие кельи, хозяйственные постройки и внутренние церковные приделы, когда наконец выехала разместившаяся в храме кафедра рисунка Московского архитектурного института. Львиную долю реставрационных работ оплатил город. ОАО «Мосремстрой» взяло шефство над храмом еще в 1994 году»[56].

Сегодня церковь Николы в Звонарях окончательно восстановлена. Укрупненный, сильно вытянутый по поперечной оси основной объем контрастно подчеркивает стройность восьмерика с высоким куполом. Крупные, сочно прорисованные детали отделки создают типичный для барокко парадный образ здания. Восточная стена широкой прямоугольной апсиды вынесена на красную линию улицы. Алтарная часть церкви похожа на жилое здание. Конечно, творение великого К.И. Бланка имеет свои неповторимые черты. Высокий восьмигранник Никольского храма как будто контрастирует с массивным основанием, а пластика люкарн и венчающей главы противопоставляется плоскостному решению граней восьмерика, что придает архитектурным массам напряжение. Сегодня еще одной своеобразной чертой церкви Николы в Звонарях является хор, поющий особенным пюхтицким распевом.

Лазаревский институт восточных языков

Армянский пер., 2/6

Армянский переулок появился в начале XVI века, когда для застройки этой местности был вырублен густой лес. У этого небольшого по длине (425 метров) переулка богатая история, к тому же на нем находится множество примечательных зданий. П.В. Сытин в книге «Из истории московских улиц» отмечает: «Свое нынешнее название он получил в конце XVIII века по проживавшим в нем армянам и стоявшей здесь с 1781 года армянской церкви. В XVII и в первой половине XVIII века переулок назывался Никольским и Столповским – по церкви Николы в Столпах, стоявшей с XVI века на углу с Малым Златоустовским переулком. В XVII веке переулок некоторое время назывался Артамоновским по находившемуся в нем двору известного боярина Артамона Сергеевича Матвеева. В конце XVI – начале XVII века улица Покровка и отходившие от нее переулки стали излюбленным местом поселения осевших в Москве иностранцев»[57].

В 1747 году из Персии в Россию переселился Лазарь Назарович Лазарян (Лазарев) – родоначальник дворянского рода Лазаревых. Лазарь Назарович был родом из персидского города Джульфы. После приезда в Россию он нажил состояние, занимаясь торговлей драгоценными камнями. В 1758 году он купил в Москве близ Мясницкой улицы дом и земельный участок у содержателя шелковой фабрики Захария Шеримана. Лазарев основал в Московской губернии хлопчатобумажную и шелковую мануфактуры и стал выполнять заказы императорского двора. С именем Лазаревых связана история появления в России знаменитого бриллианта, названного «Орлов» в честь графа Г.Г. Орлова – фаворита Екатерины II.




Крестовоздвиженская церковь в Армянском переулке. Фотография из альбома Н.А. Найденова. 1883 год


В книге «Братская помощь пострадавшим в Турции армянам», вышедшей в 1897 году, можно прочитать следующее: «Лазарь Лазарев имел в Москве торговлю драгоценностями, и ему принадлежал признаваемый ныне лучшим в мире «Орловский» бриллиант (185 карат), поднесенный графом Орловым Екатерине II и ныне украшающий Российский императорский скипетр. Об этом бриллианте существует несколько легенд. Рассказывают, что Лазарев, укрывая свое сокровище от персидского шаха, сделал себе надрез на ляжке и там его спрятал. Орлов заплатил Лазареву 450 тысяч рублей и 2 тысячи ренты, теперь он ценится свыше 2 миллионов»[58]. А в книге Георга фон Гельбига «Русские избранники» написано о том, что бриллиант достался Орлову от сына Лазаря Назаровича Ивана: «При участии Ивана Лазаревича Лазарева был привезен в Петербург огромный бриллиант. Он стоял во главе этого дела и извлек из него наибольшую выгоду, так как выговорил себе условие, по которому получал ежегодно, пока был жив, пенсию в 4000 рублей»[59].

Как бы то ни было, в 1774 году Екатерина II возвела Лазаревых в потомственное дворянство. Иван Лазаревич, обладавший большими способностями хорошим образованием, переселился в Петербург и поддерживал самые близкие отношения с знаменитыми фамилиями екатерининской эпохи: Потемкиными, Безбородко, Румянцевыми, Зубовыми, Суворовыми. Лазарев построил несколько металлургических заводов на Урале. Созданная им горнозаводская империя была основным поставщиком металла в стране. Петербуржцы знают Ивана Лазаревича как строителя армянской церкви Святой Екатерины на Невском проспекте, а москвичи – как создателя Крестовоздвиженской церкви в Армянском переулке. Перед смертью он завещал 200 тысяч рублей на учреждение училища для армянского юношества.




И.Б. Лампи. Портрет Ивана Лазаревича Лазарева


Детище Ивана Лазаревича росло и крепло под присмотром и руководством его родственников – сначала брата Якима Лазаревича, а потом племянников Ивана и Христофора. Еще на рубеже XVIII–XIX веков на участке, купленном Лазарем Назаровичем, был построен дом в классицистическом стиле. В 1814 году крепостные архитекторы Т.Г. Простаков и Н.М. Подъячев разработали проект ансамбля, состоящего из главного дома и флигелей, позже соединенных с ним переходами. Строительство было завершено в 1823 году. Таким образом, училище, основанное на деньги Ивана Лазаревича, получило постоянную прописку. В 1827 году оно было переименовано в Армянский Лазаревский институт восточных языков. Вскоре Христофор Якимович купил соседнее владение с палатами XVIII века, в которых разместился Типографский корпус института.

Лазаревский институт стал популярным учебным заведением не только среди армян, но и среди русского населения и считался одним из лучших в Москве. Лазаревы не требовали из казны ни копейки на содержание института и готовили прекрасных специалистов, в том числе будущих чиновников для дипломатической службы на востоке и юге. Правительство всячески поощряло и поддерживало семейное учреждение Лазаревых. В 1835 году Лазаревский институт был приравнен к правительственным гимназиям, а в 1848 году получил статус высшего учебного заведения. Программа института сочетала среднее и высшее образование с углубленным изучением восточных культур. Преподаватели пользовались методиками, разработанными восточным факультетом Петербургского университета.

Историк А.Г. Алиев в статье, посвященной Лазаревскому институту, отмечает вклад этого учебного заведения в нашу культуру; «С первых лет своего существования Лазаревский институт привлекал внимание известных писателей, ученых, государственных деятелей. Достаточно сказать, что в разное время его посетили В.А. Жуковский, князь П.А. Вяземский, Н.И. Гнедич, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, Н.В. Гоголь, академик А. Гумбольдт, министр иностранных дел князь А.М. Горчаков, руководитель греческого освободительного движения А. Ипсиланти. Актовый зал института, его кабинеты и библиотеки были украшены картинами и скульптурами выдающихся мастеров: И.П. Аргунова, В.А. Тропинина, И.П. Мартоса, Т. Жака. Свое полотно «Вид города Феодосии» подарил институту И.К. Айвазовский. Рассказывая о Лазаревском институте, конечно же нельзя не упомянуть о его выпускниках. Среди них было немало таких, которые составили славу и гордость России. Это министр внутренних дел граф М.Т. Лорис-Меликов, министр народного просвещения И.Д. Делянов, театральные деятели К.С. Станиславский и Р.Н. Симонов, целая плеяда ученых-востоковедов: Н.И. Ашмарин, Х.К. Баранов, В.А. Гордлевский, Б.М. Гранде, А.Е. Крымский, Б.Ф. Миллер, В.Ф. Минорский, А.А. Семенов. В 1829 году в пансионе при институте учился одиннадцатилетний И.С. Тургенев»[60].

Одним из самых известных выпускников Лазаревского института является крупнейший лингвист XX века P.O. Якобсон. Он стал главным идеологом европейской ветви структурной лингвистики, классиком американской лингвистики. Якобсон был человеком всесторонне образованным, отличался широчайшим спектром научных интересов, являлся выдающимся славистом, типологом, увлекался психолингвистикой и экспериментальной фонетикой. Именно Якобсон ввел в науку понятие лингвистических универсалий и сформулировал их теорию. Согласно Якобсону, языки мира можно рассматривать как вариации одной всеохватной темы – человеческого языка, при этом лингвистические универсалии, будучи обобщенными высказываниями о тенденциях, свойственных любому языку, помогают выявить самые общие законы лингвистики. Роман Осипович был близким другом В.В. Маяковского, у которого есть такие строки:

Помнишь, Нетте, –

в бытность человеком

ты пивал чаи

со мною в дипкупе?

Медлил ты.

Захрапывали сони.

Глаз

кося

в печати сургуча,

напролет

болтал о Ромке Якобсоне

и смешно потел,

стихи уча.

К середине XIX века в России сильно возрос интерес к Востоку и восточным языкам. В Лазаревском институте учились студенты разных национальностей. Уровень преподавания в институте всегда был высоким и получил признание за границей. Лазаревы оставались попечителями Института восточных языков вплоть до смерти последнего представителя их рода по мужской линии. После Октябрьской революции 1917 года Лазаревский институт превратился сначала в Армянский институт, а затем – в Переднеазиатский и Центральный институт живых восточных языков. В 1921 году главный дом бывшей усадьбы Лазаревых был передан правительству Армении, и в нем разместился Дом культуры Советской Армении.

В 1950 году из Ленинграда в Москву перевели Институт востоковедения Академии наук СССР, который занял главный корпус бывшего Лазаревского института. Левый флигель был отдан постоянному представительству Армянской ССР при Совете Министров СССР, а правый – издательству «Восточная литература», образованному по инициативе директора Института востоковедения Б.Г. Гафурова. Издательство выпускало книги и брошюры по истории, культуре, языкознанию народов Азии и Африки. В 1976 году представительство Армянской ССР получило в свое распоряжение все корпуса Лазаревского института. Институт востоковедения РАН перебрался на Рождественку, в бывший доходный дом А.Н. Прибылова, находящийся прямо напротив церкви Николы в Звонарях. После провозглашения независимости Армении и до сегодняшнего дня здание занимает посольство этого кавказского государства.




Лазаревский институт восточных языков. Современная фотография


Прекрасно отреставрированная бывшая усадьба Лазаревых сохранила для нас память об этой удивительной семье. Главный дом и флигели образуют обширный парадный двор, который как будто встречает гостей усадьбы. Жаль, конечно, что к зданиям дипломатических представительств невозможно подойти близко. Из-за ограды с воротами виден двухэтажный дом с шестиколонным ионическим портиком, широкой наружной лестницей и фронтоном. Боковые ризалиты демонстрируют изысканную накладную ордерную композицию, обрамляющую трехчастные окна обоих этажей. Величественные белокаменные пилоны ворот с тосканскими полуколоннами украшены чугунными скульптурами лежащих львов. Ворота расположены ровно по оси парадного фасада.

Садовый фасад повторяет парадный, но колонный портик заменен пилястровым, а ризалиты не так сильно выступают из основной плоскости. Двухэтажные боковые флигели подчеркивают изысканность архитектуры главного дома. Их переделали в эпоху позднего ампира и украсили высокими арочными окнами. Здание бывшего типографского корпуса, соединенное с северным флигелем, имеет строгие ампирные формы. Нарядный фасад здания дополняет декор главного дома бывшей усадьбы Лазаревых. Прямоугольные окна верхнего этажа украшены колончатыми наличниками с разорванными фронтонами, а маленькие окна нижнего этажа – наличниками с килевидными завершениями. Здание венчает карниз и опоясывает межэтажная тяга, украшенная поребриком и лопатками в местах примыкания внутренних стен.

Еще в 1987 году при постоянном представительстве Армянской ССР был открыт Музей истории Лазаревского института. Парадный двор посольства Армении украшает обелиск в память учредителей учебного заведения. Он был отлит из чугуна на одном из заводов Лазаревых и установлен в 1822 году перед садовым фасадом. Лишь в 1914 году его перенесли в центр парадного двора. Отрадно, что память об основателях Лазаревского института сохраняется и в наши дни. Лазаревы воздвигли себе памятник в истории российского просвещения своими благородными делами. Ежегодно Лазаревы отбирали в бедных армянских семьях и из числа армян-сирот тридцать будущих воспитанников их заведения. На мраморных досках чугунного обелиска выгравировано стихотворение поэта А.Ф. Мерзлякова в память об основателе института Иване Лазаревиче Лазареве:

От древня племени Армении рожденный,

Россией-матерью благой усыновленный.

Гайканы! Ваших он сирот не позабыл.

Рассадник сей души признательной творенья

Дарует чадам здесь покой и просвещенье.

Отчизне той и сей он долг свой заплатил.

Церковь Софии Премудрости Божией у Пушечного двора

Ул. Пушечная, 15

Пушечная улица получила свое название в 1922 году в память о находившемся здесь в XV–XIX веках Московском Пушечном дворе – большом литейном заводе, центре пушечно-литейного производства. Самое значительное произведение русских оружейных дел мастеров – 40-тонная Царь-пушка – была отлита в 1586 году по приказу царя Федора Ивановича знаменитым мастером Андреем Чоховым именно здесь, на Московском Пушечном дворе. Москвовед Ю.А. Федосюк в книге «Москва в кольце Садовых» делает одно очень важное уточнение: «Пушечную улицу можно назвать младшей сестрой Кузнецкого Моста – она проходит параллельно, но уступает ему во всем: и длиной, и значением, и популярностью. Между тем именно Пушечный двор, стоявший здесь, породил Кузнецкую слободу с Кузнецким Мостом, а не наоборот. Разумеется, вопрос о первородстве не имеет значения, но вспомнить об этом для уяснения истории полезно»[61]. В XIX веке Пушечная улица называлась Софийкой – по церкви Софии Премудрости Божией у Пушечного двора.




Вид Софийки (ныне Пушечной улицы) сверху. Фотография из альбома Н.А. Найденова. 1888 год


Появление на этом месте Софийского храма связано с переселением в Москву новгородцев в конце XV века. В 1471 году состоялся поход великого князя Ивана III на Новгород Великий, в результате которого последний был подчинен великокняжеской власти. А спустя семь лет Новгородская республика прекратила свое существование, а новгородский вечевой колокол – символ независимости Новгорода – увезли в Москву. Включение Новгорода в состав единого Русского государства было приоритетной задачей Ивана III. В конце XV века великий князь переселил несколько тысяч новгородцев в другие города, в том числе в Москву – в район нынешней Лубянки. Неудивительно, что новгородцы построили в столице церковь во имя Софии Премудрости Божией, которую считали своей покровительницей и утешительницей.

В переводе с древнегреческого София означает «мудрость». Премудрость Божия – это воплощение Божественного замысла о спасении рода человеческого через Христа. Выдающийся русский философ и богослов B.C. Соловьев так определяет Софию Премудрость Божию: «София есть идеальное, совершенное человечество, вечно заключающееся в цельном божественном существе, или Христе. Раз несомненно, что Бог, для того чтоб существовать действительно и реально, должен проявлять Себя, свое существование, то есть действовать в другом, то этим самым утверждается необходимость существования этого другого, и так как, говоря о Боге, мы не можем иметь в виду форму времени, так как все высказываемое о Боге предполагает вечность, то и существование этого другого, по отношению к которому Бог проявляется, должно быть признано необходимо вечным. Это другое не есть безусловно другое для Бога (что немыслимо), а есть его собственное выражение или проявление, в отношении которого Бог и называется Словом»[62].

Первый храм во имя Софии Премудрости Божией был воздвигнут в Константинополе самим Константином Великим. Первые великокняжеские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке освящены в честь Софии. Имя София становится нарицательным для обозначения главных церквей в этих городах. Во многом Софийские храмы воздвигались по политическим, а не религиозным мотивам. Построенный в XI веке новгородский собор Святой Софии стал духовным центром города и местом, где проходили различные государственные церемонии, приемы иностранных послов. Существовало поверье, что Новгород охраняется «Божественной Премудростью». Переселенные в столицу новгородцы хотели, чтобы и в Москве их небесная покровительница не оставляла их.

На месте, по которому сейчас проходит Пушечная улица, первая деревянная церковь Софии Премудрости Божией известна с 1480 года. Она была обыденной – то есть построенной за один день в благодарность за победу, а также за предотвращение или прекращение какого-либо действия – и имела придел Никиты Новгородского. После очередного пожара было принято решение построить новую каменную церковь. В 1691 году на средства Моисея Овцына – стольника царицы Прасковьи Федоровны – был выстроен придел Николая Чудотворца. Стольниками на Руси назывались придворные, прислуживавшие за княжеским или царским столом. В 1692 году возвели существующий храм Софии Премудрости Божией.

До перенесения столицы из Москвы в Санкт-Петербург значительная часть прихожан Софийской церкви составляли работники Пушечного двора и жители соседней Кузнецкой слободы. О жизни кузнецов и литейных дел мастеров рассказывают москвоведы Г.П. Латышева и М.Г. Рабинович в книге «Москва и Московский край в прошлом»: «Кузнецы обслуживали первый московский арсенал – «Пушечную избу», позднее известную под названием «Пушечный двор». Жили литейщики и кузнецы, служившие на государевом Пушечном дворе, тут же неподалеку. Кроме крупного государственного производства здесь было и мелкое, домашнее. Работа кузнеца была тесно связана с огнем. А в деревянном по преимуществу городе, каким была в XV–XVII веках Москва, это горячее производство создавало постоянную опасность пожара. Вот поэтому-то кузнецкие слободы, как и гончарная, располагались в большинстве своем у воды, на берегах речек, на окраине города. Посол австрийского императора Сигизмунд Герберштейн, посетивший Москву дважды – в 1517 и 1526 годах, писал о городе, что «еще более увеличивается он от растянувшихся длинным рядом в конце его домов кузнецов и других ремесленников, действующих огнем»[63].




Церковь Софии Премудрости Божией у Пушечного двора. Фотография из альбома Н.А. Найденова. 1881 год


Во второй половине XVIII века церковь Софии Премудрости Божией перестраивалась. Появились новая декорация фасадов и купольное покрытие, были построены северный придел во имя Николая Чудотворца и двухъярусная колокольня с западной стороны, соединенная с храмом переходом. После разрушительного пожара 1812 года и разорения Софийской церкви французами здание обновили. Облик храма приобрел ампирные черты. В 1816 году нижний ярус колокольни украсили тосканскими портиками. Верхний восьмигранный ярус был дополнен цилиндрической надстройкой с куполом и шпилем и получил колонное обрамление. Чертеж колокольни подписал знаменитый московский архитектор О.И. Бове. Софийский храм капитально перестроили с использованием старых стен основного четверика и северного придела. Четверик церкви, возвышавшийся над обступившими его новыми пристройками, перекрыли сферическим куполом, который завершался фонарем и крестом. Окна на четверике и северном приделе были растесаны.

В 1842 году проходила реконструкция храма Софии с учетом изменения конфигурации церковного двора при перепланировке местности. В ходе реконструкции были построены трапезная и южный – во имя Казанской иконы Божией Матери – придел, который оказался как будто срезанным линией улицы и получил неправильную форму. С западной стороны на месте перехода и старой паперти была сооружена обширная трапезная, а апсиды объединены в одну прямоугольную пристройку. В 1890-х годах изменили декор фасадов и обновили купольное покрытие. В 1901 году церковь Софии у Пушечного двора снова обновлялась. В 1913 году прямой угол трапезной сделали закругленным, так как прямой угол мешал проезду экипажей во двор церкви. Таким образом, в начале XX века здание представляло собой сложный конгломерат различных по абрису и форме помещений.

В 1912 году философ и священник Павел Флоренский обнаружил в Софийском храме и издал редкий список служб Софии Премудрости Божией середины XIX века. Исследовавший этот список ученый-архивист А.И. Никольский писал: «Из анализа службы Святой Софии, которая, вероятно, написана была в Новгороде, видно, что сочинитель не составил себе ясного и отчетливого понятия о Софии Святой: то он разумеет под Премудростью Божиею воплотившееся Слово, Иисуса Христа, то – Божию Матерь, а в тропаре «Велия и неизреченная Премудрости Божия Сила» под Премудростию Божиею разумеется и Иисус Христос, и Божия Матерь»[64].

В конце 1920-х годов Софийская церковь была закрыта. В 1934 году по распоряжению находившегося по соседству Объединенного Государственного политического управления при СНК СССР разобрали верх колокольни храма и колоннаду. В 1960-х годах в Софийской церкви помещалась фабрика экспериментальной спортивной одежды «Динамо». Интерьеры здания были значительно искажены и приспособлены под фабричное помещение. Для этого растесали старые стены и разобрали портики у колокольни, внутри установили межэтажные перекрытия и многочисленные перегородки.

В 1981 году здание церкви, расположенное в непосредственной близости от Лубянской площади, было передано в ведение КГБ и использовалось для производственных мастерских и складских помещений. Алтарную часть храма приспособили под проходную. В 1980-х годах старые здания вокруг церкви были снесены, а спустя три года на их месте по проекту архитекторов Б.В. Палуя и Г.В. Макаревича возвели многоэтажное здание нового корпуса КГБ. За годы бесчисленных перестроек вокруг Лубянской площади исчезли почти все церкви: Гребневской иконы Божией Матери, Владимирской иконы Божией Матери у Владимирских ворот, Введения во храм Пресвятой Богородицы на Большой Лубянке и др. Удивительно, как уцелел храм Софии Премудрости Божией под самыми окнами работников КГБ.

В 1991 году вышло распоряжение президента Российской Федерации «О возвращении Русской православной церкви строений и религиозной литературы». Однако храм Софии Премудрости Божией у Пушечного двора находился на территории Федеральной службы безопасности, и возобновить в нем богослужения не удалось. После выхода закона «О реабилитации жертв политических репрессий» работники органов безопасности предоставили РПЦ материалы, касающиеся священнослужителей, пострадавших в годы гонений. По данным Комиссии по реабилитации Московской патриархии, к 1941 году было репрессировано за веру 350 тысяч человек, из них 140 тысяч – священнослужители.

Конец ознакомительного фрагмента.