Часть II
Историческая культурология
Бондарева В.Н.
Формирование источниковедческой базы песенного фольклора Петербургского региона
Для знакомства с традиционными песнями, бытовавшими на территории Петербургского региона, необходимо обращение к архивам и фонотекам различных научных и образовательных учреждений. История формирования обширного на сегодняшний день корпуса источников песенного наследия Петербургского региона характеризуется изменением масштабов собирательства, трансформацией методологических установок собирательства, эволюцией технологических средств фиксации и хранения. Выяснению основных этапов формирования корпуса архивов и коллекций песенного фольклора Петербургского региона посвящена статья.
На начальном этапе в собирании и изучении песенного фольклора доминировали этнографические и лингвистические задачи. Собирателей интересовали собственно сами произведения, они фиксировали в первую очередь текстовые и/или музыкальные записи. Косвенные сведения о личности информанта, его религиозная и этническая принадлежность и т.д. не всегда учитывались собирателями. Оценка значимости подобных сведений, важных для анализа, как локальных традиций региона, так и о культурной традиции в целом, пришла позднее.
Процесс формирования базы песенного фольклора Петербургского региона был довольно длительным. Первым этапом является вклад отдельных собирателей, среди них: А. Тёрнерос, Т. Таллквист, В. Алава, Я. Лянкеля, Ф.А. Саксбек, Й. Руотсалайнен, В. Поркка – финские исследователи, побывавшие в окрестностях Санкт-Петербурга в середине XIX – начале XX вв. Территория прежней Ингерманландии являлась для них местом сосредоточения финской традиции. Проявления инородного, иноязычного, иноконфессионального, то есть русского влияния расценивались ими негативно. В полевых записях исследователей немало места посвящено морализированию на тему степени религиозности местного православного и лютеранского населения и правильности его финскости. Местный житель был для финляндцев прежде всего runonlaulaja, рунопевец (точнее, рунопевица, т.к. среди исполнителей рун и заговоров преобладали женщины).
Одним из первых исследователей фольклорной культуры Петербургского региона можно назвать А.М. Шёгрена[119]. Шёгрен заинтересовался культурой и языком населения Ингерманландии еще в 1816, когда провел студенческие каникулы в деревне Губаницы (Волосовский район). В 1823 совершил поездку по Приладожью. В 1824-1826 путешествовал по Новгородской, Олонецкой, Архангельской губерниям, Финляндии; в 1826-1828 по Вятской, Казанской, Пермской губерниям. Шёгрен изучал историю, местные диалекты, стремился выявить финно-угорские корни у населения русского Севера. В 1833 первым описал ингерманландских финнов как особую этническую группу. Вепсов, финнов-ингерманландцев, ижору и водь кроме Э. Лённрота[120], Д. Европеуса[121] изучали и другие финские ученые[122]. По деревням южных вепсов в 1916 году ходили финские исследователи Е.Н. Сетяля[123] и В.О. Вяйсянен[124], после них прошел Лаури Кеттунен в 1917-1918 годах, а летом 1934 года вместе с ним здесь побывали также Лаури Пости и Пааво Сиро. Они производили записи в вепсских деревнях, расположенных вдоль дороги, идущей по берегу Онежского озера, в частности в Рыбреке и Каскесручье, затем продолжили путь за Свирь в большое село Ошту, куда переселилось много вепсов, особенно шимозерцев.
Первоначально, в первой половине XIX века интерес собирателей был сосредоточен на записях рун калевальской метрики. В середине XIX – начале ХХ веков в поле их зрения попали рифмованные песни – в это время шел процесс вытеснения архаической песни новыми формами под воздействием городской культуры и литературной традиции.
Нельзя сказать, что в XIX веке Петербургский регион пользовался у собирателей фольклора особым интересом, так как существовала общая установка на «чистые», не затронутые городской культурой традиции. Петербургский регион входил в поле собирательского интереса лишь частично и отчасти случайно. Экспедиционные маршруты сосредотачивались в основном в местах компактного проживания финно-угров на пограничных с Карелией территориях. Существуют лишь отдельные публикации песен, бытовавших в Петербургской губернии, вошедшие в сборниках П.В. Киреевского, А.И. Соболевского и П.В. Шейна.
Финским литературным обществом в 1908-1948 гг. осуществлено издание «Древних рун финского народа» (всего 33 тома), в котором собраны аутентичные изустные записи традиционных эпических и лирических песен и заклинаний этих народов, в том числе собранные на территории Петербургской губернии.
Русский фольклор на этой территории стали изучать только в конце XIX века. Впервые песни Петербургской губернии были опубликованы К.П. Галлером в 1889 году, его сборник включил в себя тексты и нотные записи народных песен Лужского уезда[125]. В 1916 в журнале «Живая старина» опубликованы материалы свадебных обрядов и песен Лужского уезда, собранные крестьянином И. Максимовым[126].
После 1917 года собирание, изучение и публикация источников музыкального фольклора приобрели систематизированный характер и научную основу. Следует отметить специально тот факт, что к 30-м годам было выпущено значительное число фольклорных антологий. В это же время, среди «местных фольклористов» возродилась восходящая еще к пушкинской эпохе идея создания единой национальной библиотеки фольклорных памятников.
В 1939 году в историко-филологической структуре Российской Академии наук был создан отдел народно-поэтического творчества, ставший органичной частью Пушкинского Дома и специализировавшийся на фольклорной русистике. Он стал крупнейшим звеном собирания и изучения фольклорных источников.
В начале 30-х годов был создан Карельский научно-исследовательский институт (в настоящее время – Институт ЯЛИ КарНЦ РАН), при нем начала формироваться фонотека. Исследования института охватывают и Петербургский регион. В составе института была этнографо-лингвистическая секция, перед которой была поставлена задача изучения фольклора и языков народов Карелии[127].
К 1938-1941 гг. относятся первые грамзаписи фольклора, производившиеся на использованной рентгеновской пленке. Записи на грампластинки производились А.Д. Соймоновым, К.Ф. Беловой, В.Я. Евсеевым, Н.И. Богдановым и другими сотрудниками Карельского НИИ[128]. Гибкие грампластинки «на костях» составляют ценную коллекцию северно-русского и карельского фольклора: эпические песни, сказки, причитания, лирические песни, а также произведения сказителей («сказы» и «плачи») на темы советской жизни. Гибкие грампластинки хранят голоса последнего поколения северно-русских сказителей П.И. Рябинина-Андреева, ПГ. Горшкова, М.Е. Самылина, Н.В. Кигачева, ФА. Конашкова, М.М. Коргуева, И.Т. Фофанова: 39 былин, 6 исторических песен, 3 баллады, 28 сказок, 17 «былин» советской эпохи, в единичных записях песни и частушки. Хорошо представлен репертуар ФА. Конашкова: 25 былин. Уникальной является запись знаменитого былинного напева сказителей Рябининых от Петра Ивановича Рябинина-Андреева (Королевичи из Крякова). Основная часть записей была сделана в отрывках, поскольку пластинка позволяла записывать всего несколько минут звучания.
Карельский фольклор в грамзаписях представлен меньше: 5 рун, 8 причитаний, 5 сказок, 10 песен и 15 «плачей» на советскую тематику (также в отрывках). Больше всего записей было сделано от известной карельской сказительницы А.Ф. Никифоровой из с. Вохтозеро. От сказителя Т.Е. Туруева из средней Карелии записаны былины, сказки и другие произведения, от А.В. Ватчиевой и М.Михеевой – карельские причитания, песни. В единичных записях представлены другие исполнители. Записи на грампластинки производились А.Д. Соймоновым, К.Ф. Беловой, В.Я. Евсеевым, Н.И. Богдановым и другими сотрудниками Карельского НИИ. Последние грамзаписи датируются маем 1941 года. В годы Великой Отечественной войны грампластинки вместе с другими архивами были вывезены в эвакуацию. Обратно они вернулись не полностью, так как частично были утрачены во время переезда. То, что удалось сохранить, составляет большую научную и культурную ценность. Целью создателей этой коллекции была запись живых голосов самых лучших исполнителей русского и карельского фольклора. В послевоенные годы появились новые средства звуковой записи – магнитофоны, открывшие новые возможности в собирательской работе.
В 1939 году был образован Областной дом народного творчества, при котором стала формироваться фонотека фольклорных материалов[129]. На сегодняшний день – это одно из самых крупных хранилищ фольклора Ленинградской области. Первые выезды в область с целью сбора традиционного хореографического материала и народного декоративного творчества стали организовываться с 1944 года, с начала восстановления работы Дома народного творчества после Великой Отечественной войны.
Первые послевоенные записи песен относятся к 1947 году. Это произведения карельского фольклора в исполнении М. Михеевой, А.Е. Киброевой. В 1948 г. композитором Н.Н. Леви совместно с Московской бригадой Всесоюзного радио комитета были записаны русские песни от известных исполнительниц А.Т Конашковой (г. Пудож) и Ф.И. Быковой (Карельское Поморье).
1930-1940-е годы являются важным этапом в истории собирания фольклорного песенного наследия. В этот период были созданы научные учреждения, специализирующиеся на формировании источниковедческой базы песенного фольклора, понимавшегося как часть нематериального культурного наследия, нуждающегося в особых стратегиях фиксации и хранения.
Во второй половине прошедшего столетия началось культурное движение, получившее название «новой фольклорной волны». Огромный интерес к фольклору выразился в организации фольклорных экспедиций, практическом постижении песенных стилей и аутентичном исполнительстве, создании фольклорных ансамблей, появлении композиторов фольклорной волны, включении фольклора в систему образования[130].
В 1960-х – 1970-х гг. к экспедиционной работе в Ленинградской области привлекались преподаватели, аспиранты и студенты Ленинградской Ордена Ленина государственной консерватории имени Н. Римского-Корсакова, Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, Ленинградского государственного института культуры, Ленинградского областного колледжа культуры и искусств. Работа в основном велась в нескольких районах Ленинградской области – Тихвинском, Лодейнопольском районах (вдоль рек Паша и Сясь), где активную деятельность вели И.В. Мациевский и Ю.Е. Бойко; Сланцевском районе (Гдовское направление), где проходили экспедиции под руководством А.М. Мехнецова[131]; Киришском, Волховском районах (вдоль реки Волхов), Областной дом народного творчества; опубликован ряд музыкально-песенных сборников[132].
В начале 50-х годов А.П. Разумова и Ю.М. Зарицкий фиксируют репертуар Сегозерского народного хора (с. Паданы) и Петровского народного хора (с. Спасская Губа). Ю.М. Зарицкий выезжает в с. Ухту (Калевала) для записи рун и песен от Е. Хямяляйнен, В.Прохоровой, О. Лафеевой, Пяллинен, Калевальского народного хора, а также И.А. и И.Ф.Кондратьевых в д. Вокнаволок. Он же записывает впервые Шелтозерский народный хор (вепсы), записывает в Ведлозере карельский эпос и песни. Звуковые записи производятся также К.В. Чистовым, А.А. Беляковым и другими сотрудниками института. Ими фиксируются произведения карельского фольклора от Т.А. Перттунен, М. Михеевой, П.П. Ивановой, А.Ф. Никифоровой и Е. Хямяляйнен. Особенно активно проводит собирательскую работу В.Я. Евсеев. Собирается и финский фольклор в северной Карелии – это в основном записи В.Я. Евсеева, П.Я. Куйкка и В.И. Кийранен. В 1955 г. А.П. Разумова записывает заонежские песни от Д.Г. Кривошеевой из с. Космозеро.
Собирательская работа этих лет сосредоточена в основном на фиксации произведений карельского, русского эпоса и песенной лирики. Магнитофонные записи производятся от наиболее талантливых и известных исполнителей. Значительный вклад в исследование фольклора Ленинградской области, в том числе и советского периода, внес В.С. Бахтин[133].
В 1956 году по решению Президиума Карельского филиала АН СССР в структуре филиала создается кабинет звукозаписи, в штат которого вводятся должности двух сотрудников. С 1957 года в кабинете звукозаписи ведется научная работа с фонотекой, ее систематизация (до этого она велась в Научном архиве Карельского филиала АН СССР, где и хранились звуковые записи). 1956 год можно считать годом создания Фонограммархива ИЯЛИ.
Фонограммархив сегодня является одним из подразделений Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук. В нем хранятся полевые научные материалы, собиравшиеся специалистами Института на протяжении многих лет. Это не только тексты и музыкальные записи песен, но и образцы речи, сведения о культуре и быте народов, проживающих на территории Карелии, Республики Коми, Архангельской, Мурманской, Вологодской, Ленинградской, Тверской областей, Эстонии, Латвии. Экспедиционные работы, продолжающиеся по сей день, проводятся с целью фиксации преимущественно устного наследия.
Записи производились на диалектах северно-русского наречия, карельского, вепсского, финского (ингерманландского), ижорского, ливского, саамского языков. На сегодняшний день общий объем фонда фонограммархива ИЯЛИ КарНЦ РАН составляет около 4000 часов звучания. Наиболее ранними являются грамзаписи (более 100 единиц хранения), основную его часть составляют магнитофонные записи. Имеется также фонд видеозаписей, проводившихся на территории Карелии, Архангельской, Вологодской областей среди северно-русского населения, вепсов и карел.
С конца 50-х годов начинает проводиться систематическая собирательская работа в Карелии и сопредельных областях. Звуковая запись становится основным средством научной фиксации, поскольку она имеет неоспоримые преимущества перед рукописной – дает возможность воспроизвести живой голос, мелодию, артикуляцию, интонацию, а также быстро и с большей степенью полноты собирать материал. Еще одной формой деятельности становится расшифровка полевой магнитофонной записи, а сама запись – документом, на который исследователь опирается при изучении устных форм культуры. Значительным является собрание северно-русского фольклора, а коллекция памятников языка и фольклора карел, вепсов, ингерманландцев, хранящаяся в фонограммархиве ИЯЛИ – крупнейшая в России. Систематичность, с которой проводились экспедиции в районы проживания этих народов, повышает научную ценность звукового архива ИЯЛИ. Благодаря собранным и расшифрованным материалам исследователи Института подготовили фундаментальные исследования в области языкознания, фольклористики, этнографии; подготовлены и изданы словари вепсского и карельского языков, опубликованы образцы речи и сборники фольклорных произведений. Но свет увидела пока только незначительная часть материалов.
Материалы фонограммархива Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН собирались не только на территории Республики Карелия, но и в Тверской, Новгородской и Ленинградской областях, где проживают группы карельского населения, говорящего на собственно-карельском наречии[134]. Больше половины всех звуковых материалов фонотеки составляют записи на карельском языке. В архиве представлены все его наречия: собственно-карельское, ливвиковское и людиковское. На территории Карелии производились как лингвистические записи, так и фольклорно-этнографические. За пределами Карелии собирался в основном лингвистический материал. Маленьким островком на юго-востоке Ленинградской области в среднем течении реки Чагоды вот уже несколько столетий является малочисленная группа тихвинских карел. Компактно проживающая вдали от русских деревень группа карельского населения сохранила свой язык (собственно карельский) и культуру. Первую экспедицию по сбору языкового материала у тихвинских карел совершил В.Д. Рягоев[135] в 1965 году, затем он выезжал в эти края ежегодно (1966-1969), делая полевые записи в д.Селище, д. Моклаково, д.Дубровка, д. Бирючево и др. В 1977 году вышла его монография «Тихвинский говор карельского языка», по которой исследователь защитил кандидатскую диссертацию. Экспедиционные исследования были продолжены. По их результатам В.Д. Рягоев подготовил сборник[136].
В процессе собирания фольклорных источников важная деятельность Областного дома народного творчества, опубликован ряд музыкально-песенных сборников[137]. В 1979 году Областной дом народного творчества был переименован в Ленинградский областной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы, а с 1981 года в его стенах появился первый штатный сотрудник-фольклорист Алексей Николаевич Захаров. Большой вклад в сбор фольклора Ленинградской области внес Вячеслав Аркадиевич Игумнов, являвшийся руководителем экспедиций в Тихвинском районе. К экспедиционной работе привлекались сотрудники и студенты музыкальных учебных заведений Ленинграда и области. В совместные экспедиции выезжали филологи, фольклористы, этнографы, хореографы, прикладники. Запись велась в основном на бобины и иногда на аудиокассеты. За четыре года А.Н. Захаровым была собрана коллекция из 121 пленки (100 бобин и 21 аудио кассета), общее звучание которой составляет более 250 часов (около 4840 единиц звукозаписей) по четырнадцати районам Ленинградской области. В фонотеку вошли как оригиналы, так и копии материалов ИРЛИ, ЛГИТ-МиК, ЛОЛГК, ЛГИК, ЛОККиИ, коллекций А.М. Мехнецова и В. А. Игумнова; записи концертов этнографических ансамблей и любительских народных коллективов; копии с пластинок. Аудиоматериалы, хранящиеся в фонотеке, записаны не только от русского населения, но и от ижор, вепсов, карел, финнов. К тому же в коллекцию вошло пять пленок (88 ед. зап.) с записями близлежащих территорий: Прионежский район Карельской АССР и Гдовский район Псковской области.
Конец ознакомительного фрагмента.