Вы здесь

Истоки российского ракетостроения. Глава I. Как добывался стратегический приоритет СССР в освоении Луны (С. И. Аверков, 2017)

Глава I

Как добывался стратегический приоритет СССР в освоении Луны

В пятидесятые и шестидесятые годы прошлого столетия в Советском Союзе были предприняты колоссальные меры, чтобы освоить космос. Первоочередной задачей являлось достижение Луны. 1 сентября 1965 года в главный советский руководящий орган ЦК КПСС поступила Записка о запуске на Луну автоматической станции:


«Сов. Секретно. Особая папка. ЦК КПСС

В настоящее время в соответствии с программой исследования Луны на полигоне в/ч 11284 Министерства обороны СССР (Байконур – С.А.) заканчивается подготовка к пуску объекта «Е-6» с автоматической лунной станцией на борту. Запуск объекта «Е-6» намечено осуществить 4 сентября 1965 г. в 10 часов 05 минут (астрономическое условие).

Основными задачами запуска объекта «Е-6» являются:

– экспериментальная проверка возможности осуществления «мягкой» высадки на поверхность Луны автоматической лунной станции (АЛС) с телевизионной и научной аппаратурой;

– передача на Землю после осуществления «мягкой» посадки станции на поверхность Луны телевизионного изображения лунного ландшафта и рельефа поверхности Луны.

Запуск объекта «Е-6» будет производиться с помощью 4-х ступенчатого носителя 8К73 (на базе изделия Р-7).

Руководство подготовкой и проведения запуска объекта «Е-6» будет осуществлять Государственная комиссия, утвержденная Постановлением Совета Министров СССР от 9.9.60 г. № 999–414, руководить комиссией поручено т.

Мрыкину А. Г.

Проект сообщения ТАСС о запуске объекта «Е-6» утвержден решением

Президиума ЦК КПСС от 19 марта 1964 г.


Л. Смирнов, Г. Тюлин, М. Келдыш».


Кто они – подписанты «Записки»? Леонид Смирнов – председатель Военно-промышленной комисии при правительстве СССР, заместитель председателя Совета министров СССР, министр. Георгий Тюлин – первый заместитель руководителя Министерства общего машиностроения (ракетостроительного). Мстислав Келдыш – академик, президент Академии Наук СССР.

У читателей сразу же возникнет вопрос – почему среди них нет гениального ракетостроителя С.П. Королёва? Не торопите события, уважаемые читатели!


В Советском Союзе попытки С.П. Королёвым достичь космическими аппаратами Луны начались еще в 1958 году. Первые три попытки достичь Луны были неудачными из-за аварий трёх ракет-носителей. 2 января 1959 года ракетой-носителем на базе королёвской Р-7 впервые была достигнута вторая космическая скорость. Но четвёртый аппарат «Луна-1» не пошёл в направлении Луны, а вышел на гелиоцентрическую орбиту, став первым искусственным спутником Солнца.

Лишь пятая станция «Луна-2» 4 сентября 1959 года впервые в мире достигла поверхности Луны. Станция «Луна-3», облетев естесственный спутник Земли, 7 октября 1959 впервые в мире передала на Землю снимки обратной стороны Луны. Далее восемь попыток достичь Луны были тщётными.

Но на этом в СССР не остановились. На очереди была следующая попытка достичь Луны с помощью объекта «Е-6» № 11 с целью его мягкой посадки на Лунную поверхность, как было зашифровано в совершенно секретной Записке в ЦК КПСС Смирновым, Тюлиным и Келдышем. Старт этого объекта планировалось произвести 4 сентября 1965 года. Но ракета просто не ушла со старта – была обнаружена неисправность ракетной системы регулирования. Её замена и восстановление на заправленной ракете были невозможны. Пришлось слить топливо, ракету со старта снять, а запуск перенести. Он состоялся ровно через месяц – 4 октября 1965 года. На межпланетную трассу была выведена станция, получившая официальное название «Луна-7». На неё возлагали большие надежды. Тем более, что стартовала она в знаменательный для мировой космонавтики день – минуло восемь лет со дня триумфального запуска первого искусственного спутника, и очень хотелось надеяться на лучшее. Но надеждам не суждено было оправдаться: 8 октября из-за отказа системы ориентации станция упала на поверхность Луны и разбилась около кратера Кеплер. Мягкая посадка опять не удалась.

Цепь неудач с осуществлением мягкой посадки вызвала гнев советских руководителей. Учёным и конструкторам пришлось оправдываться на заседании Военно-промышленной комиссии в Кремле перед её суровым руководителем Леонидом Васильевичем Смирновым. Он был готов разнести в пыль и в прах создателя «Лунников» Сергея Павловича Королёва. Но тот нашёл чем оправдаться. Выступая, он сказал:

– Объяснение причин всех неудач при решении проблемы мягкой посадки подробно расписано на представленных здесь плакатах, раздельно для каждого пуска. Но есть одна общая причина, которая все объясняет, – идет процесс познания. На процесс познания в планах и графиках мы не предусмотрели затраты средств и времени. В этом наша ошибка, за неё мы расплатились, и, смею заверить, в ближайшее время задача будет решена. Мы прошли трудный путь познания, получили бесценный опыт. Прошу комиссию разрешить провести следующий пуск и по его результатам, если сочтёте необходимым, принимать окончательное решение…

Слова главного конструктора не возымели действие на заместителя председателя правительства, главу ВПК Л.В. Смирнова:

– Товарищ Королёв! Объект «Е-6» – это «Луна-8»! Сколько было попыток вами достичь естественный спутник Земли? Более десятка! Подавляющее большинство из них из-за аварий с ракетой-носителем были аварийными. Как же у вас получается – космонавтов вы запускаете в космос благополучно, а с Луной у вас дела обстоят по другому. Даю вам ещё одну возможность доказать, что и Луна вам под силу…

Смирнов дал согласие на проведение дальнейших запусков по программе «Е-6».

3 декабря 1965 года стартовала «Луна-8» («Е-6» № 12). Сначала все шло согласно программе. На расстоянии 800 км от Луны начали надуваться резиновые амортизаторы, но один из них был разорван сломавшимся стеклопластиковым кронштейном крепления лепестковых антенн, газ начал выходить в космос, создавая значительный вращающий момент. Аппарат на скорости врезался в Луну на территории Океана Бурь.

Наступил 1966 год. Подготовка к очередному пуску шла по графику, но дважды работы пришлось временно приостанавливать. Сначала это заставили сделать новогодние праздники, затем – неожиданная смерть Сергея Павловича Королева. Главный конструктор и самый значительный из основоположников отечественной космонавтики умер на операционном столе, так и не увидев вблизи поверхность Луны, к которой так стремился…

После смерти Королёва Л.В. Смирнов решил, что последняя лунная авария вместе с более чем десятью другими предшествовавшими свидетельствует о том, что ОКБ-1 имени Королёва не готово продолжить работы по спутниковой лунной тематике с положительным исходом. Слишком много у ОКБ-1 других грандиозных проектов, для реализации которых королёвцы прилагают все свои силы. Например, высадка на Луну советских космонавтов. Пусть сосредоточатся на космонавтах! Леонид Васильевич передал работы по межпланетным аппаратам из королёвского ОКБ–1 в НПО имени Лавочкина, в конструкторское бюро Г. Н. Бабакина. Георгий Николаевич разобрался в ошибках Королёва. Лунная станция была модернизирована. Инженеры доработали злосчастный кронштейн, изменили программу посадки так, чтобы амортизаторы наполнялись газом только после того, как начинает работать тормозной двигатель, и заменили телекамеру новой, улучшенной конструкции.

31 января 1966 года стартовала станция «Луна-9». На этот раз советских ракетостроителей ждал триумфальный успех. На высоте 75 километров от поверхности Луны (за 48 секунд до посадки) была включена двигательная установка. Она обеспечила гашение скорости. 3 февраля 1966 года «Луна-9» совершила мягкую посадку в Океане Бурь, западнее кратеров Рейнер и Марий, в точке с координатами 7°8′ с. ш. 64°22′ з. д. Через 250 секунд с борта пошла телеметрическая информация, а через 15 минут начало передаваться первое пробное изображение. Оно оказалось плохого качества, поскольку Солнце стояло низко над горизонтом. Зато через 24 часа на Землю поступили кадры первой круговой панорамы с места прилунения. Таким образом, советские ученые и конструкторы застолбили за собой сразу два приоритета: первая мягкая посадка на Луну и первые кадры с Луны.

Страна праздновала космическую победу. Праздновал вместе со всеми и сверхсекретнейший кремлёвский государственный деятель Л.В. Смирнов. После многих лет сокрытия настала пора рассказать о нём, о команде советских ракетостроителей, о той команде секретных золотых первопроходцев из Донской земли, обеспечившей Советскому Союзу стратегический паритет в «Холодной войне».