«Ярмо» Соломона
В двенадцатой главе Третьей Книги Царств рассказывается история о том, как народ Израиля обратился к Ровоаму, сыну Соломона, с просьбой об уменьшении налогового «ярма», наложенного на людей его отцом. Как становится понятно из этой истории – «ярмо», наложенное Соломоном на людей, было подоходным налогом, сборы от которого шли на содержание государственного аппарата.
Использование слова «ярмо» для обозначения налогового бремени, накладываемого на производителя благ, вызывает определенный интерес – ведь «ярмо» применяется для управления вьючными животными, которые не имеют права собственности. Поэтому неудивительно, что, когда человека лишают части произведенной им продукции, он деградирует до положения бессловесного животного. Понятное дело, что израильтянин, привыкший считать себя Божьим созданием, чувствовал себя униженным от уплаты наложенного на него «ярма» и всячески пытался от него избавиться.
Дальше в этой поучительной истории рассказывается о том, что Ровоам обещал своим подданным подумать над их просьбой и советовался со своими министрами по этому поводу. История умалчивает о тех советах, которые министры дали Ровоаму, но исходя из его решения, они предостерегли его от снижения налогового бремени – ничего удивительно не произошло и министры повели себя ровно так, как ведут себя все чиновники. В общем, после трехдневных «раздумий» Ровоам огласил свое решение: «Отец мой обременял вас тяжким ярмом, но я увеличу ярмо ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами».
Наказание скорпионами является малоприятной процедурой для испытуемого, и вы должны всегда помнить об этом, когда разговариваете с представителем Федеральной налоговой службы, который вызывает вас на ковер по причине неуплаты налога с карточного выигрыша. В таких случаях знайте, что вам крупно повезло и вы отделались обычным разговором, а ведь вас вполне могли пытать скорпионами, как раньше пытали израильтян.
Из библейских историй известно, что налогообложение доходов было достаточно распространенной практикой в древнем мире и исследователи могут рассказать о примерах применения налогов египетскими властями, датируемых 1580 годом до Рождества Христова. В те далекие дни Великий визирь не облагал налогом своих подданных, но зато собирал налоги с государственных служащих. Однако с учетом того, что государственные служащие не являлись производителями материальных благ, их налогооблагаемая база формировалась за счет штрафов и сборов, которые они могли выбить из простых граждан. Такая практика сбора налогов называлась просто – откуп. В защиту подобной системы можно сказать, что мытарь никогда не мог быть обвинен в получении взятки, как это частенько сейчас бывает с представителями Федеральной налоговой службы, ведь он в первую очередь забирал свою долю и только затем передавал государственным органам причитающуюся им сумму.
Даже такой способ, как уход от налогов путем фальсификации налоговых деклараций, не является чем-то новым – Гиббон в своих работах упоминает о пытках «налоговых уклонистов» в Древнем Риме, скрывавших правду от сборщиков. Вряд ли в нашей стране мы дойдем до таких вещей, разве что обеспечим «налоговому уклонисту» долгий тюремный срок.
Для того чтобы понять механику налоговой системы мы должны вновь обратиться к библейской истории про Ровоама. Некоторые израильтяне были так возмущены новым «ярмом» и когда к ним заявился сборщик налогов по имени Хадорам, они забили его насмерть. Потеря кормильца стала трагическим событием для семьи Хадорама, и так не нужно поступать по отношению к представителям Федеральной налоговой службы. В конце книги, основной целью которой является демонстрация безнравственности подоходного налога, от которого граждане нашей страны страдают с 1913 года, будет предложен альтернативный вариант налогообложения. Необходимым условием применения альтернативного варианта является способность и желание самих граждан избавиться от постыдной ноши налогового «ярма» и наличие чувства собственного достоинства, которые продемонстрировали древние израильтяне, забив камнями сборщика налогов.