Наше воспитание
Домострой
Революционер-демократ XIX века Н. Шелгунов писал: «Домострой царил у нас повсюду, во всех понятиях, во всех слоях общества, начиная с деревенской избы и кончая помещичьим домом. Везде ходил домостроевский жезл, везде в том или другом виде сокрушались ребра и вежливенько стегали жен и детей плеткой – везде, с первых же шагов жизни, человек чувствовал, как его во всем нагнетали и принуждали, как его личному чувству не давали ни простора, ни выхода…»
Домострой – «домашний устав» – написан был во времена Ивана Грозного. Автором его считается поп Сильвестр, входивший в ближайшее окружение царя. Некоторые исследователи называют Домострой компиляцией из Эразма Роттердамского. Но западного духа там нет и в помине. И написан он в чисто русском стиле наставлений отца сыну.
О чем наставления? «Имей, чада, истинную правду и любовь нелицемерную ко всем». «Не осуждай никого ни в чем. Чего сам не любишь, того и другу (то есть другому человеку) не твори». На века написано!
Домострой – это устав домашней жизни, расписывающий по пунктам ее строй. Но это и проповедь едва ли не в каждом его пункте. И прежде всего проповедь главной добродетели – физического и нравственного труда. Честное несение государевой службы, забота жены о доме, воспитание детей и т. д. – это все «труды праведные», участником и руководителем которых является глава дома, называемый «государем». Даже Иван Грозный не был против, чтобы в каждом доме его царства был свой «государь».
Какая власть была у самодержца, такова и у главы дома. Неограниченная. А стало быть, конечно, развращающая. Но злоупотребления были вовсе не потому, что разрешались Домостроем. Напротив, устав рекомендовал «ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить, а кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются».
Безусловно, есть в Домострое то, что сегодня выглядит мракобесием. Сам патриарх наложил строжайший запрет на музыкальные инструменты. Запрещалась даже игра в шахматы, хотя ее любил сам Иван Грозный. И достоинство женщины, конечно, принижалось. Но так было не только в России. На Западе женщина в Средневековье вообще считалась потенциальным пособником дьявола. И наказания там тоже были только телесные. В Англии казнили за 900 (девятьсот!) видов преступлений. Даже за кражу буханки хлеба. Считалось, что нравственность надежнее держать на страхе. И на Руси был такой термин – страхом спасать от греха.
Домострой не учил людей жестокости, но от жестокости предостерегал, апеллируя не к жалости, а к хозяйственному расчету. Мол, какой прок от покалеченной смертным боем жены? Так было доходчивей. Кто хочет быть свирепым себе же в убыток?
Что же касается обязанности детей любить и почитать родителей до самой смерти, что отца нужно любить и почитать больше матери – нигде не говорилось.
А вот отношение к женщине по поговорке «курица не птица, баба – не человек» в народе укоренилось, бессмысленно это отрицать. Но это отношение навязывал народу вовсе не Домострой. Просто таковы были нравы и обычаи того времени, такой был строй домашней жизни.
Юности честное зерцало
Первыми официальными воспитателями детей дворянского сословия были епископ Рязанский и Муромский Гавриил и сподвижник Петра I Яков Брюс. Это они написали «Юности честное зерцало» – правила поведения для «младых отроков» – простым доходчивым языком, местами даже очень простым. Наберитесь терпения, прочтите внимательно – так говорили, так мыслили наши предки.
«Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив, также имеет оной встретившего на три шага не дошед и шляпу приятным образом сняв, а не мимо прошедши, назад оглядываясь, поздравлять. Ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно и лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого, он есть спесивый болван…
Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языки, дабы тем навыкнуть могли: а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли, и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать: ибо каждый купец, товар свой похваляя, продает как может…
Также когда в беседе или в компании случится в кругу стоять: или сидя при столе, или между собою разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в кругу плевать, но на сторону. А ежели в каморе, где много людей, то прийми харкотины в платок, а так не вежливым образом в каморе или в церкви не мечи (бросай) на пол, чтоб другим от того не згадить, или отъиди для того к стороне, дабы никто не видал, и подотри ногами так чисто, как можно…
Еще же зело не пристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях.
Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу:
В первых, обрежь свои ногти… Умой руки и сиди благочинно, сиди прямо, и не хватай первый блюдо, не жри как свиния и не дуй в ушное (варево, уха), чтоб везде брызгало, не сопи. Первой не пии, будь воздержен, и бегай пиянства, пии и яждь сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари ему. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай губ рукою, но полотенцем, и не пии пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубы ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь, хлеба приложа к грудям не режь, ешь что пред тобою лежит, а не хватай. Ежели пред кого положить хощешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли. Над едою не чавкай, как свиния, и головы не чеши, не проглотя куска не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже. Когда яси (ешь) яйцо, отрежь на предь хлеба и смотри чтоб притом не вытекло, яждь скоро, яишной скорлупы не разбивай, и пока яси яйцо, не пии между тем, не замарай скатерти и не облизывай перстов. У своей тарелки не делай забора из костей корок, хлеба и прочего. Когда перестанешь ясти, возблагодари Бога, умой руки и лицо, и выполощи рот…»
Дворянское воспитание
Очень долгое время поведение дворянских детей мало чем отличалось от поведения детей простого народа. Об этом говорят и советы «Зерцала», и образ Митрофанушки из «Недоросля». «В быте мелкого и среднего дворянства встречались все степени перехода от исключительного господства понятий и нравов Домостроя до бессмысленного соединения тех же понятий с примесью подражания французским и немецким приемам и модам, – писал историк Степан Ещевский.
Вспомним, кто воспитывал юного дворянина Евгения Онегина – «француз убогой». Учил его всему шутя и не докучал моралью строгой. Ну а кто не знает наизусть другие пушкинские строки: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»? Школ в ту пору не было, маленьких дворян учили дома, и учили плохо, поверхностно. И хорошо если семья жила в городе. А ведь основная масса помещиков сидела в деревнях. Какого толкового гувернера можно было туда заманить? Известен случай, когда ловкий чухонец учил детишек финскому, а выдавал свой язык за французский.
Вот в чем не откажешь дворянскому воспитанию, так это в чтении. Читали много, и в основном переводные французские и английские романы. Как правило, не в подлиннике, а в переводе на русский язык. Потому как из французского и английского знали чаще всего отдельные слова и заученные фразы. Говорили свободно только в высшем свете. И романы были в основном рыцарские, романтические, с идеальными героями, образцами для подражания.
Идеал самосознания у дворянского отпрыска был простой, почти примитивный – он из благородного сословия, государев слуга. Царь начал войну – он должен встать в строй. А значит, должен хорошо ездить верхом, владеть оружием и своим телом. Быть сильным, ловким, отчаянным или, по меньшей мере, умеющим владеть собой. Иначе какой из него воин. Эти же качества нужны и в мирное время, ибо есть такое понятие – дворянская честь. Свою честь берегли и одновременно опасались посягнуть на чужую честь. Это было смертельно опасно, и это не останавливало только бретеров, хулиганов того времени.
Дворянское воспитание кого-то умиляет и вызывает чувство гордости. Мол, были же времена, когда и у нас идеалом мужчины считался не «настоящий мужик», а идеалом женщины – не «хорошая баба»! Но если это воспитание не пустило корни в обществе, значит, было в нем что-то искусственное, почти театральное. И плоды его, если вдуматься, тоже несколько приукрашены.
Убивали на дуэлях часто своих же близких приятелей и друзей. Считали себя благородными и при этом бесстыдно владели, как скотом, своими же соотечественниками. Иные старинного рода графы не считали подлостью связь с пригожими крестьянками. Блуд дворянский был несусветный. Доносительство считалось тяжким грехом, но кто сдал декабристов, если не свои же единомышленники? Знаем мы и о нравах царствовавшего Дома Романовых…
Иван Бецкой
Самыми «эталонными» дворянами были в основном те, кто провел часть жизни в Европе. Иван Иванович Бецкой родился в 1704 году в Швеции. Отцом его был русский фельдмаршал Иван Трубецкой, попавший в шведский плен после неудачного сражения под Нарвой. Мать – шведская баронесса. Как незаконнорожденный, получил Иван Иванович только часть фамилии отца.
Иван Бецкой
Окончил кадетский корпус в Дании. Работал секретарем российского посла в Париже. Одно время жил в Штеттине, вотчине онемеченных потомков поморских славян. Не случайно русский императорский двор брал невест именно оттуда. Был близко знаком с Иоганной – матерью будущей Екатерины II и, по слухам, вполне мог быть отцом императрицы. Не просто же так стал самым доверенным ее лицом – личным секретарем.
Одновременно занимался доводкой Санкт-Петербурга до облика европейского города. Его стараниями появился лучший конный памятник мира – Медный всадник, едва ли не лучшие в мире и гранитные набережные Невы, Екатерининский канал и Фонтанка, решетка Летнего сада… Но душа Бецкого рвалась к другим свершениям. И затеял Иван Иванович «производить новый род подданных».
Сказалось влияние Дж. Локка, К. Гельвеция и долгая жизнь в Европе, где, помимо высшего сословия и простолюдинов, давно уже рос «третий чин», будущая буржуазия. А в России было только два сословия – дворяне и крепостные. Ремесленники и купцы еще не оформились в средний класс того времени. Заводчиков и фабрикантов можно было на пальцах перечесть. Бецкой понимал, что ленивое и праздное дворянство – конечно, опора государыни, но не сила государства. Сила – в талантливом, но закрепощенном простом народе.
Бецкой сначала объявил о своем намерении «произвести людей, способных служить Отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремеслах». И был поддержан императрицей. Став президентом Академии художеств, открыл при Академии воспитательный дом, где стали обучать даровитых детей из простого народа. Сразу скажем, что этот и другие его проекты стали возможны в то время только благодаря близким отношениям с Екатериной и ее актерским талантам – игре в просвещенную монархию.
Педагогам предписывалось «быть всегда веселу и довольну, петь и смеяться». Мол, «это есть прямой способ к произведению людей здоровых, доброго сердца и острого разума». Телесные наказания строго запрещались: «дабы юношество не приобучить к суровости». Взысканиями могли служить только «стояние на одном месте час или два, запрещение прогулки, выговор наедине, публичный выговор, а также хлеб и вода на 12 или 24 часа».
Замысел был хороший, но не заладилось с воплощением. За первые 15 лет существования московского (был еще санкт-петербургский) воспитательного дома в нем сменилось 9 главных надзирателей и еще больше воспитателей. Бецкой ратовал за то, чтобы они были из «природных россиян», но…
«Ни один из них не проявил надежного умения; ни один не постигает настоящей цели учреждения; ни один не понимает его духа; они только заботятся о личных выгодах, ссорятся между собой и сплетничают…» – жаловался Бецкой императрице.
Пришлось все-таки брать в педагоги иностранцев. Но и они долго не оправдывали надежд. В первых выпускниках школы Бецкой не увидел «ничего, кроме невежества, неповиновения и упрямства». Только следующие начали радовать.
Но у Бецкого были и другие планы. Цель просматривается в таких его словах: «Человек не должен допускать поступать с собою как с животным… Человек должен познать правила гражданской жизни…» Говоря современным Бецкой хотел выращивать «новых людей» для развития в империи гражданского общества.
Конец ознакомительного фрагмента.