Вы здесь

Истинный канон желтого двора. Истинный канон желтого двора. Комментарии Суй Юньцзяна ( Неустановленный автор, 2011)

Истинный канон желтого двора. Комментарии Суй Юньцзяна


В китайском даосизме есть различные практики, позволяющие достичь необычайного здоровья и развить все способности человека, но они бесполезны без ясного понимания того, что такое ваше собственное тело. Я считаю «Истинный канон желтого двора» важнейшим среди канонов киновари [дань цзин) китайского даосизма, так как он говорит именно об этом – кто и что такое вы сами, что и для чего есть в вашем теле, и что делать, чтобы тело стало по-настоящему здоровым.

«Желтый» [хуан] – это в даосизме источник всего материального, источник жизни, в человеческом теле ему соответствует центр тела, среднее киноварное поле (чжун дань тянь). Для того, чтобы на свет появился человек, необходимо соитие мужчины и женщины. Так «Беспредельное [У цзи) рождает Великий предел (Тай цзи)», затем «Великий предел рождает Пару принципов [Лян и)», а в зародыше сначала выделяется две почки, а потом постепенно вырастают голова, ноги, руки и весь человек. Такой источник всего называется

хуан. Хорошим образом здесь служит обыкновенное яйцо, его желток, только в даосизме это не цвет, а исток всего сущего. Белок в яйце создает среду, окружение для зародыша, также как материнская матка при зачатии ребенка. Также в даосизме хуан – это источник материального, не важно какого вида материи, это прежденебесное изначальное ци [сянь тянь чжи юань ци), это начало, делающее возможным само материальное существование. И именно это – объект нашей практики.

Прежде начала Неба и Земли

Прежде начала Неба и Земли

Начало всех начал рождает Лао-цзюня.

Лишь то, что Я всегда исходит из других,

Коловращения всего – одна причина.

Еще до того, как появляется бином Небо-Земля, в самом начале, в начале всех начал (тай чу) уже существует Лао-цзюнь[1], или Почтенный Государь. Именно от него мы получаем «истинный канон» (чжэнь цзин), не текст, а знание того, кто ты и что ты такое; из чего ты состоишь и какую роль в твоей жизни играет все, что есть в тебе; чем различаются разные виды материи в тебе, такие как сердце, печень, легкие и т. д., и какие отношения их связывают. И разве без понимания этого возможно заниматься практиками Великого предела?

Во Вселенной есть звезды, Луна, Солнце, множество других небесных тел, целое должно сохранять равновесие, каждое тело движется по собственной орбите, но между ними существуют определенные отношения. Если бы Земля не вращалась вокруг Солнца, а Луна – вокруг Земли, не было бы года. Так же и в человеческом теле составляющие его различные виды материи функционируют по собственным законам и вступают в определенные отношения друг с другом, играя отведенную им роль в целостности человеческого тела. Поэтому в «Истинном каноне» говорится, что только при условии ясного понимания этого вида материи под названием «человек» возможно его благополучное существование, в противном случае его ожидает хаос. А чуть дальше сказано: Пусть говорят: век человека краток, Все в нем согласно всеохватным Цянь и Кунь. Человек – недолговечная форма существования материи, но внутри него разворачивается все богатство превращений, заложенных в первых гексаграммах «И цзин» Цянь и Кунь и определяющих существование Вселенной.


Все люди характеризуются определенными свойствами. Например, свойство магнита – притягивать железо, а человек может быть ленивым или трудолюбивым, люди осознают и переживают эмоции, любые эмоции, у каждого из нас свои слабости, создающие немалое количество проблем в жизни. Когда ты злишься, всегда кажется, что у тебя-то для этого есть причины, и от этого представления невозможно отказаться без занятий, без практики, которая предлагает не тратить свою молодость и силы на бездумное реагирование на воздействия окружающего мира.

Остановись, прозрей рождение и смерть

Остановись, прозрей рождение и смерть,

Питая ци, копи и квинтэссенцию, и дух.

Не дай пропасть полям трем киноварным

И долголетие лелей для вечной жизни.

В старости, перед самой смертью, когда оглядываешься на пройденный путь, не понимаешь, зачем надо было раздражаться на других, зачем было ссориться с людьми. Тогда, когда время уже ушло, становится очевидной необходимость практики, необходимость «следования своей естественности» (шунь ци цзы жань) и то, насколько глупо всерьез относиться к тому, что на самом деле не имеет особого значения.

Не дай пропасть полям трем киноварным.

Поле (тянь) – это почва, возделываемое крестьянином поле или месторождение полезных веществ. Киноварь (дань) – это лекарство (яо), и самое лучшее, самое эффективное лекарство то, которое позволяет не стареть (бу лао), которое дает бессмертие (бусы), поэтому в нашем теле нет ничего важнее киноварных полей. Здесь говорится обо всех трех киноварных полях.

Верхнее киноварное поле (шан дань тянь) указывает на месторасположение мозга под точкой Сто Стечений (Бай Хуй). Разве возможно без развитого мозга благополучное существование? Поэтому совершенно необходимо работать над этой частью тела.

Ниже находится среднее киноварное поле (чжун дань тянь), там где пространство между почками. Если здесь наблюдается недостаточность, то есть срединного ци не хватает (чжун ци бу цзу), ничего хорошего человеку не светит. Здесь источник личной жизненной силы (шэнмин), после зачатия именно это место через пуповину связывало тебя с матерью и давало тебе возможность питаться и развиваться. Сначала у зародыша формируются почки, поэтому в Китае их называют «корнем прежденебесного» (сянь тянь чжи бэнь), и только затем постепенно появляются остальные пять органов, голова, руки-ноги. Важность этого киноварного поля невозможно переоценить.

Еще ниже – нижнее киноварное поле (ся дань тянь), к нему также относятся толстая кишка, тонкая кишка и все, что содержится в нижней части брюшной полости (ся фу). Это место также называется киноварным полем, потому что оно играет чрезвычайно важную роль в поддержании общего физического здоровья. Слабость нижнего киноварного поля ничем другим компенсировать невозможно.

В этом месте ощущается много ци, но в понятие «киноварное поле» входит не только ци, но и материя, которая там находится, – толстая кишка, тонкая кишка, кровь, вода, плоть и что бы там еще ни было. Это единство разных составляющих и дает нам ощущение ци, огромного количества ци. Это киноварное поле приходится как раз на середину тела, на соединение его верхней и нижней частей, и играет громадную роль в обеспечении здоровья и правильном распределении энергии в теле.

В даосизме киноварные поля называются «вратами ци» (ци мэнь). Нарушение равновесия между ними всегда чревато неприятностями, три киноварных поля работают только совместно, но если врата ци в полном порядке, старость и смерть просто не наступают.

В тебе самом сокрыты Небо и Земля

В тебе самом сокрыты Небо и Земля,

Но разве знать дано об этом заурядным?

Пусть говорят: век человека краток,

Все в нем согласно всеохватным Цянь и Кунь.

Поэтому и говорится, что как бы ни была коротка человеческая жизнь, но человека можно уподобить Цянь-Кунь[2], то есть целой Вселенной и ее всем возможным трансформациям.

Конец ознакомительного фрагмента.