Вы здесь

Истинные начала аналитической психологии личности. Основы психологии. V. Психологический анализ учебного процесса (М. Л. Солнцев)

V. Психологический анализ учебного процесса

1. Проблемы образования

Первые признаки интеллекта появляются вместе с овладением речью, а его фундамент закладывается в школьные годы. Основа не так надежна, как хотелось бы, поскольку само образование не безупречно. В школьных предметах место объективных знаний занимают иногда бесполезные материалы, научные заблуждения и вызывающие недоумение программы обучения.

Некоторые усвоенные теории и ошибочные умозаключения становятся балластом, засоряющим память, искажающим ясный порядок мировоззрения и тормозящим развитие интеллекта.

В научной системе знаний имеют место блоки идеологического содержания, в основном атеистического толка; они ослабляют прочность системы, которая становится выборочно пригодной для употребления. Однако до сих пор нет такой же продуманной до мелочей альтернативной системы, исходящей из креационной теории мироздания с использованием истинных достижений всё тех же наук, которые обладают огромным опытом, материальной базой и необходимым человеческим потенциалом.


Научное познание направлено на изучение следствий, а поиск причин ведется на идеологически проверенных высотах. Так как в пределах материальной вселенной их обнаружить не удается, вместо причин предлагаются теоретические вымыслы.

Если логика научного анализа приводит к мысли о бытии Бога как причины причин, делается вывод, что для анализа не хватает данных, но даже предположительная вероятность иной первопричины не рассматривается наукой нигде, в том числе в школьных учебниках.

Изучение истины в школе отсутствует, нет и всеобъемлющего учебника по промыслу Божию о сотворении мира, пусть пока лишь для воскресных школ и православных гимназий. Теперь уже требуется уточнять, что есть только одна истина – Бог, а то, что называется научной истиной, относится к творению Господа Бога.

Истина превыше любого знания и всех наук, вместе взятых; она представляет собой всеобъемлющий божественный промысел о Вселенной во всех ее деталях, реальностях и измерениях.

Познание этого плана уже не ставится на место истины, но осуществляется в ее направлении.

Закон Божий не стоит обособленно от событий мира, законов природы и психологии. Он является основой духовной реальности в любом из мыслимых миров, потому что это закон жизни.

Для полномасштабного видения жизни надо знать о едином промысле и всегда помнить о нем.

Знакомство с ним должно происходить в школьные годы, а не когда-нибудь потом. Иначе человек будет вынужден освобождать свою память и психику от чужих заблуждений – если окажется способен на это, будет искать истину, мучиться от накопленных ложных убеждений и грехов.

Трагедия современной системы образования состоит в том, что многие люди так и живут на свете, допуская в глубине сознания, что их предки произошли от обезьян, несмотря на отсутствие в ископаемых останках и среди ныне живущих тварей признаков хотя бы одного существа переходного вида.

Элементарно, при гипотетическом существовании «закона эволюции» на Земле и в космических далях не может быть даже в принципе законченных видов живых существ, а возможны только переходные виды! Ведь не редкими скачками действуют законы!

Различия на генетическом уровне (и на любом другом тоже) непреодолимы; человек создан Богом и таким останется до конца света, а не разовьется в сверх-существо. Надо признать конечную неизменность генома.

Упрямые попытки некоторых любопытных людей собрать в кучу разнородные факты истории, археологии и астрономии для доказательства инопланетного происхождения людей интересны, но беспочвенны: тогда откуда появились инопланетяне? Кто их создал? Другие инопланетяне?

Христианская психология однозначно утверждает, полагаясь на Слово Божие: все, что было и есть на Земле, здесь и создано.

Люди тянутся к иллюзиям, им хочется правдоподобной сказки. Кто-то показывает сказочные истории, другие с удовольствием внимают, не догадываясь, что вокруг них растет облако иллюзии, закрывающее свет настоящей жизни.

Не кажется ли странным, что средства информации, которые другими словами надо назвать устройствами влияния на психику, и система образования, призванная разгонять облака иллюзий, действуют заодно, укрепляя в неведении народные массы?

Школьная программа крайне нуждается в хороших учебниках и предметах, в ней остается вакантное место для «Введения в закономерности и принципы окружающего мира», где были бы представлены законы материальной и духовной реальности, а также раскрывался бы Божий план о человеке на основе анализа наблюдений действительности. Исключительно важным знанием для нравственного воспитания стало бы понятие о грехе.

Повсеместно в системах образования цивилизованных стран отсутствует психологическая подготовка к практической жизни в обществе, к взрослой самостоятельности, к ответственности за решения и дела.

В школьной программе нет обучения нравственности даже в факультативном виде, даже в качестве домашнего задания. Как можно рассуждать о безнравственном поведении отдельных лиц, если мало кто из педагогического сословия внятно объяснит, что это за категория такая – нравственность? А ведь обучение детей нормам поведения – забота не только семьи и Церкви, но и дело образовательных учреждений, обязанность каждого человека.

Следствием игнорирования воспитательной миссии школьного образования надо назвать ксенофобию, национализм, хамство и бескультурье. Все это на совести государственного министерства образования.

Итак, отсутствует понимание, благородная цель, нет учебной литературы и, соответственно, преподавателей. Действуя по закону самовыражения, педагоги и воспитатели влияют на своих питомцев в меру своей порядочности, передают им то отношение к жизни, которое имеют сами. Грабли, на которые наступали они, наследуют следующие поколения.