IV. Становление личности
1. Нормы воспитания
Педагогика призвана быть эффективным руководством по воспитанию ребенка, чтобы с ранних лет ориентировать его на интеллектуальное саморазвитие. Кроме учебников по психологии хотелось бы находить методический и психологический материал с системой практических занятий, написанный на общедоступном русском языке, основанный на национальном опыте воспитания.
В обязательном порядке должна быть описана единая норма, приближению к которой направлен воспитательный процесс.
В педагогике не оправданы схематичность, тестирование и заимствования из современных западных источников без связи и согласования с национальными требованиями.
Культурные, нравственные и духовные богатства народа – это единственная сокровищница ценного опыта для формирования интересов и развития способностей, в соответствии с ними надо подбирать комплекс воспитательных мер.
Успешность продолжительного созидания личности зависит не только от содержания педагогики, но и от соответствия самого воспитателя внушаемым установкам.
Психика ребенка не является чистым листом бумаги, который можно заполнить, чем хочется. Она начинает образовываться еще до рождения, когда к свойствам души пристраиваются наследственные доминанты.
Бурный рост личности происходит после овладения речью и появления возможности впитывания информации и образования первых убеждений. Каждый ребенок уникален, поэтому только индивидуальный подход позволит добиться успеха, однако это не отменяет общего воспитания в коллективе. Перегибы в ту или иную сторону способствуют появлению интеллектуалов – одиночек, или наоборот, убежденных общественников.
Христианский набор результативных мер воспитания состоит из трех пунктов: 1) любовь, 2) контроль, 3) методика.
Из образа Божия следует, что любовь – это состояние, а не чувство, понимание близкого родства, сопричастности к единству человечества и всего творения Господа Бога. Так как Бог – это любовь, то и душа человека, по подобию, – также любовь, яркая, всеохватная и ослепительная, как солнце.
Каждый внимательный наблюдатель может любоваться этим чудом Божественного создания в глазах младенца. Родители не в силах сохранить небесную чистоту души ребенка, – уже с двух лет начинают проявляться и отвоевывать себе место в психике наследственные черты. Что делать? С некоторыми из них нужно выборочно побороться. Старательно воспитывая детей, вполне можно вырастить их достойными благополучия и счастья; а следующее поколение, внуки, воспримут уже более добротную наследственность.
Учитывая способность детей к подражанию и используя всю полноту средств воздействия на личность ребенка через органы чувств, в обучении нормам поведения и другим навыкам нужен личный пример авторитетного воспитателя. Дети всегда видят этот пример в родителях, учителях и воспитателях, а лучшей силой влияния является только взаимная любовь.
Успех воспитания из ребенка психически нормального человека зависит от ежедневного контроля над выполнением детьми методических рекомендаций, то есть нравственно – психологических установок.
Обучение культуре поведения складывается из теоретической подготовки и практической работы. Практика, или запоминание в действиях, может проводиться в форме кратких сценок, чтении и объяснении басен, сказок и другой детской литературы.
К любому правилу морали всегда прилагается ответ на вопрос «почему»? Затем следует проверка запоминания, а также нужен постоянный доброжелательный контроль за поведением детей во время трудовой и творческой деятельности, одобрение успехов и замечания по поводу нарушения внушаемых установок.
В общем виде обучение правилам приличия проводится на примерах из жизни общества с использованием текстов правил – наглядных пособий, которые должны запомниться так же крепко, как таблица умножения.
Обязательно должен быть изучен изложенный в доступной форме и на понятном языке «Закон Божий», приспособленный к детскому восприятию (такой учебник имеется).
Методические рекомендации распределяются по возрастным группам: 3—5 лет, 5—7 лет, 7—10 лет, 10—13 лет.
Смысл заповедей, из которых состоит Закон, полностью вошел в нравственные нормы или правила поведения, а их перечень предлагается в христианской аналитической психологии (предварительный вариант) по той причине, что его никто не пожелал составить.
Правила и нормы поведения в обществе
Нормальные психологические основы взаимоотношений между людьми просты и понятны: любовь, уважение, забота, честность и соблюдение всеми установленного законами порядка.
1. Люби и почитай Создателя. Исполняй заповеди.
2. Люби всех людей вообще, а живущих рядом – конкретно.
Приноси всем пользу и добро.
3. Будь осторожен и приветлив со знакомыми, а с близкими людьми – дружелюбен.
4. Будь честен и щедр.
5. Стремись к верности и надежности в любви и дружбе.
6. Не лги никогда. Слово – это поступок, или дело.
7. Не завидуй никому и ничему: зависть – источник зла.
8. Соблюдай заповеди.
9. Стремись к познанию истины и полноте знаний.
10.Твори милость, помогай людям в нужде ради собственного блага.
11. Сохраняй чистоту души и расти духовно: в этом подобие Божие.
12. Будь миролюбив сам и примиряй враждующие стороны ради своего и общего блага.
13. Борись с ложью и обманом, как в себе, так и вокруг себя, чтобы стать источником добра.
14. Будь с Богом всегда.
15. Не делай идола (кумира) из талантливого человека.
Избегай фанатизма и страстей, игромании, привязанностей к наркотикам и алкоголю.
16. День отдыха посвящай добрым делам, посещай храм.
17. Не отвечай злом на зло, грубостью на грубость. Реагируй на выпады миролюбиво.
18. Делай добро врагу, как и другу. Молись о его исправлении. Закрой свое сердце для зла.
19. Взвешивай на весах пользы и вреда каждое слово перед тем, как сказать его вслух.
Не сквернословь и берегись словоблудия.
20. Старайся любить жертвенно, без личной выгоды. Прощай родственникам и друзьям обиды.
Перечисленные требования Закона Божия дополняются конкретными установками: все национальности равны перед Богом, но люди различны по состоянию души и духа, по величине поражения грехами, по развитию интеллекта, вероисповеданию или отсутствию веры, по принадлежности к определенному психотипу.
В каждом конкретном народе наблюдается преобладание отдельных признаков над другими, а такие качества, как духовность и интеллект, могут находиться в невостребованном состоянии. Поэтому необходимо стремиться к повышению культурного уровня и к развитию интеллекта при помощи образования и познания истины, при поддержке Бога и Его Церкви.
2. Условия воспитания
Ребенок хорошо усвоит нормы поведения и обязательно состоится как личность, если в воспитательном процессе будут соблюдены следующие условия:
– жизненная позиция воспитателя должна соответствовать тем требованиям, которые он хочет внедрить в убеждения детей. От него исходит любовь; он продуманно готовится к каждому дню общения, а не по инерции выполняет работу с непредсказуемым результатом. Воспитатель должен ставить перед собой высокую цель: вырастить благополучных и полезных для общества людей. Он чист душой и верен слову, т.е. сам – нормальный человек.
– применение наказания как воспитательной меры не является компенсацией за ущерб, но всегда бывает серьезным поводом задуматься над причиной нарушения. Любой проступок ребенка – это результат брака в работе воспитателя. Оба виноваты, оба заслуживают порицания.
Запрещается выплескивание негативных эмоций, оскорбления и неприязнь к провинившемуся ребенку. Это сразу убивает в нем все добрые чувства к наставнику, и прощения можно ждать очень долго. Допустим только спокойный, доброжелательный тон и совместный поиск причины поступка, совместное исполнение избранного наказания, или исправления положения.
Только то наказание принесет пользу (в этом весь его смысл), которое вызовет чувство раскаяния и стыда, желание быстрого исправления.
Наказание – это не возмездие, не ответ злом на зло, оно не должно вызывать страх, но непременно осуществляется вместе с раскаянием. Только в таком случае оно противодействует новому нарушению дисциплины, только тогда сохраняются взаимное доверие и любовь. Воспитанник уже не будет искать спонтанного самовыражения в причинении вреда людям, себе и окружающей обстановке.
Само собой разумеется, что ответственность за наказуемые действия не включает в себя унижение, побои, нанесение вреда здоровью и травмирование психики. Основная нагрузка строгой меры воспитания ложится на осознание бессмысленности злого поступка.
Многие дети и даже взрослые защищаются от реальной угрозы наказания отрицанием вины, т.е. используя ложь. Обнаружить ее достаточно легко с помощью метода провокации.
Больших усилий требует воспитание тех детей, которые слепо следуют побуждениям наследственных греховных доминант, от них исходит беспричинная злоба, жестокость и насилие. Им надо показывать особенно сильную любовь, всегда отвечая на зло только добром. Многие детали зависят от возрастной группы, но ясно, что преодолеть негативные мотивы поведения можно лишь при свете любви. Эта задача решается только индивидуально.
– Народным способом воспитания считается «метод кнута и пряника». Что принимает за «пряник» психология? Им является поощрение всякого доброго желания, инициативы и дела, старательного исполнения поручений и оказания помощи в нужный момент.
Видами поощрения могут быть повышение доверия, гласное одобрение, предоставление еще большей самостоятельности, похвала и новое поручение ответственного дела. Сюда относится также исполнение ранее высказанной просьбы или желания, но оно менее действенно для воспитания.
Благодарность наставника долго и бережно хранится в памяти, влияет на формирование убеждений, а вот принцип «ты мне, я тебе» совсем не участвует в развитии положительных качеств личности. Как только прекратятся подарки, тут же исчезнет желание следовать установкам и распоряжениям старших.
Такая тактика воздействия на личность для замены мотивов поведения не годится при воспитательной работе с молодежью старше пятнадцати лет, когда начинает крепнуть один из самых важных комплексов психики – комплекс ценностей.
– Четвертым условием правильного воспитания личности надо назвать совместный труд, творчество и отдых детей и педагога. В таких радостных занятиях легко развиваются полезные навыки и зарождаются благоприятные убеждения, остающиеся в психике на всю жизнь. Дети охотно внимают советам, исполняют просьбы и с удовольствием воплощают общие желания, незаметно придуманные их учителем.
Время радостного возбуждения очень благоприятно для того, чтобы уделить внимание каждому ребенку: все открыты, полны доверия.
– Пятое условие напоминает о зависимости воспитательных мероприятий от возраста детей в соответствии с методиками.
Очень серьезно педагог обязан подготовить каждого ребенка к будущей взрослой жизни. Поэтому, исходя из наличия качеств и способностей воспитанника, рассчитывается личный план судьбы (см. методику).
– Шестым условием формирования позитивного мировоззрения является продуманный выбор жизненных целей для детей после начальных классов с учетом проявленных способностей, мнения родителей, и с дальнейшим развитием отдельных дарований.
Надо учить детей эффективному использованию времени, сил и возможностей. Ответственность за выполнение плана растет от веры учителя в своего ученика.
– Седьмое и психологически важное условие воспитания юного человека – постоянное требование бережного отношения к слову и выполнения обещаний. Дети должны очень хорошо понимать, что словесное обещание ставит человека в зависимость от слова, а его обязательство вызывает уверенность у других людей в том, что обещание будет исполнено. В противном случае прекратится доверие, воцарится хаос, вплоть до исчезновения общества.
Наконец, детям необходимо запомнить, что желания всегда находятся в подчинении у обязанностей; что только тот добьется благополучия, кто объединит их воедино: пусть обязанности будут желанными. В этом единстве появляется сила продвижения к цели.