Вы здесь

Истинные начала аналитической психологии личности. Основы психологии. III. Детали мировоззрения (М. Л. Солнцев)

III. Детали мировоззрения

1.Соответствие нравственно-идейных убеждений психической норме

Мировоззрение, или представления человека о жизни, о мире и о самом себе по своему содержанию соответствует промыслу Божию. Оно распределяется на три направления: добро, нейтраль и зло. Такое разделение внедрено в сущность убеждений, в комплексы доминант.

Например, комплекс запретов и разрешений, судя по смыслу названия, имеет два взаимоисключающих полюса, а комплекс мировых начал (космогония, философия и богословие) в самом примитивном варианте чаще всего содержит эмпирически нейтральную информацию. К ним надо отнести также массу сведений из наук о природе вещей.

Очень часто убеждения бывают слабыми и неуверенными, тогда люди легко их меняют, манипулируют запретами и разрешениями ради сиюминутных выгод. Последующие разочарования и утраты они не связывают со своими подменами понятий добра и зла, оправдываясь привычным словом «не повезло».

В положительном варианте действия комплекса разрешения открывают душу для излучения и восприятия ответной любви (в общем смысле добра), а отрицательный полюс препятствует двустороннему движению зла.

Человеческие убеждения недолговечны, они подвергаются изменениям и перестановкам из плюса в минус и наоборот, т.е. колеблются, отчего личность либо утрачивает уважение к себе, либо возвращает его.

Таким образом приходят к вере в Бога атеисты, так же, к сожалению, иные люди отпадают от Церкви, будучи в отчаянии от горя и не найдя утешения в стенах храма.

Последнее замечание говорит о приверженности очень многих христиан формализму. Они до мелочей исполняют правила поста по ограничению в пищевых продуктах, дословно вычитывают положенные молитвы и каноны, при этом забывая о чувствах. Они не понимают исступления, исихазма и готовности к жертве ради ближнего, исключительной важности последней заповеди Господа Иисуса Христа. Они исповедуют Бога внешне, наученные и ведомые книжниками и фарисеями, которых Господь обличил в восьмикратном «Горе вам».

Сложившаяся личность зачастую обходится без идеологических убеждений, на которых обычно полагается мировоззрение; ради сиюминутной выгоды она подменяет истинный объект веры выдумкой. Таких людей много, их характерная черта – непроявленность духа.

Они резко отрицательно реагируют на вопросы о духовных вещах, им не по силам расчет, терпение и смирение. Их главный принцип – «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС», действуя по которому, эти люди игнорируют все, что мешает исполнению желаний. Они доверяют только конкретным ценностям – деньгам, материальным благам, знакомствам и связям.


Каждая личность ставит высокие цели на своих направлениях деятельности, развивая первые успехи. Кто любит знания, тот стремится основательно изучить науки; кому по душе творчество, оттачивает свое мастерство до предела способностей.

Многие молодые люди увлеченно совершенствуют свое тело, формы, наряды, не жалея средств на приближение к идеалу и доходя до трагических крайностей.


Разумеется, человеческая душа считает духовный мир своим родным домом, не без основания относя к нему иллюзии, а то, что не в силах изменить в реальности, достраивает иллюзиями: к достоинствам прибавляет идеальные выдумки, а от недостатков отнимает и прячет от окружающих солидный кусок, – ведь пороки обесценивают достоинства.

Страсти вносят путаницу и хаос в психику, поглощают мощную энергию души, возводят в принцип поведения грех обмана и лжи. Христиане избавляются от него раскаянием на исповеди. Но если личность действует по ложным принципам, то вся жизнь ее наполнена ложью, а создатель этой личности – отец лжи, сатана.

Свойства души искажаются, любовь вырождается в эгоизм, она перестает быть источником света и жизни, но, как черная дыра, только поглощает подобное излучение. Поэтому эгоизм – это духовный вампиризм.

Люди, лишь понаслышке знакомые с религиозной жизнью, перевирающие заповеди или вовсе не знающие о них ничего, в быту ориентируются на выдуманные идеалы, внедряют свои правила поведения (демократические законы государства) в мировоззрение и стараются соответствовать им. В общем смысле, поклоняются созданному идолу.


Ложные ценности и цели затягивают незнаек в пропасть ада. На их совести все трагедии мира. Страсти заменяют разум, для них нет преград и нравственных барьеров. Страсти влекут напролом, ломают препятствия и требуют полноты воплощения. Человек, ослепленный страстью, покорно идет к погибели, как лягушка в пасть удава. Страсти суть инстинкты греха, безумные и мощные. Это они образуют полярности – противоположные добру нравственные установки с негативным содержанием.


К соответствию промыслу Божию человека побуждают остатки богоподобия. Он чувствует дисгармонию и укоры совести. Если он еще сохранил немного доброты и любви, то по закону самовыражения просто не может их не проявлять и не получать ответных чувств. В этом обмене открывается Божья воля. Здесь начало соответствия заповедям и Закону.

Как в душе, так и в психике человека длится незримое противоборство. С одной стороны стеной стоят доминанты добра, с другой наступает стихия зла, дружелюбие против враждебности, любовь против ненависти.

2. Доминантные полярности

Убеждения складываются из веры в научные доказательства фактов на основе жизненного опыта и близости их внутренней логике (собственному мнению).

Противоречия между взглядами разных людей почти не сводятся к единомыслию, из этих стальных проволок нельзя скрутить трос. В спорах бушуют страсти, происходит взаимное отрицание ценностей друг друга.

К сожалению, полярности в человеке и человечестве являются естественным свойством психики из-за повреждения грехами. Они прочно вросли в комплексы не только как наследственные черты, но и в виде приобретенных повреждений души, лично нажитых человеком.

Разномыслие при отсутствии должного воспитания вызывает жаркие споры, которые не решают проблем, зато превосходно провоцируют на искренность. Когда в обществе нет культуры общения, разногласия вредят добрососедству и сотрудничеству.

Особенно опасны в многонациональной стране различия в уровне образования и культуры, в нравственных традициях веры при отсутствии единой нормы поведения. Это та смесь, которая то и дело вспыхивает и взрывается межнациональными стычками, враждой и ксенофобией.

Люди, игнорирующие Закон Божий, не признают ни христианской нравственности, ни ограничений в греховном самовыражении, ни добрососедства в общежитии.

Возбужденные спорщики становятся максималистами, а вся их аудитория разделяется на разгоряченных болельщиков. В спорах оттачивается доказательная база убеждений, познаются доводы несогласия, иногда вносятся коррективы. Правда, дискуссии или беседы гораздо эффективнее споров своей заданностью мирного обсуждения проблемы.

Множество убеждений, составляющих комплексы, можно записать двухполюсными парами; все они относятся к плодам древа познания добра и зла, имея эмоциональную оценку своему смыслу: любовь – ненависть, симпатия – презрение, желание – отказ, позволение – запрет, правда – ложь, совершенство – уродство, польза – вред, хорошо – плохо.

Идеологических пар антонимов намного меньше, главной из которых является противоречие «вера в Бога – атеизм».

Безбожие скрывается под различными толкованиями смысла веры и понятиями сущности Бога, в ересях и сектах. Вопросы богословия прямо не связаны с христианской психологией, но косвенным доказательством истинности православной Церкви и ее Символа веры является существование самой психологии.

3. Истоки духовной пустоты

Повреждение образа и подобия Божия в человеке началось в раю, а длится доныне. Но это не постоянный поступательный процесс падения в преисподнюю. Со времени создания Церкви Господом Иисусом Христом и проповеди Евангелия людям дана реальная возможность спасения от ада лишь верою.

Вере препятствует грех. Используя его, сатана уводит от пути к истине великое множество народов, разрушая единство, творя расколы, иные веры, суеверия, научные теории и доказательства отсутствия Бога.

Вместо духовного роста сатана успешно предлагает соблазны общества потребления, мерилом которых являются деньги, через демократические органы власти насильно внедряет законы, защищающие порочные явления в обществе, протаскивает в СМИ страхи перед метеоритами, земными катаклизмами, войнами и американскими угрозами, перед кризисами и нестабильностью.

Безбожники боятся комет, инопланетян, черных дыр, СПИДа и неизвестности, но им тут же предлагается надежная защита в виде научно-технических достижений, новейших вооружений и заботливых руководителей государств, только надо платить налоги и не возмущаться внутренней политикой и постоянно временными трудностями жизни. Атеизм – это та мерзость запустения, которая предшествует концу света и которую упомянул святой пророк Даниил.

Воинствующее безбожие – наиболее тяжкое попрание Закона, преступление против первой заповеди о любви к Создателю. Оно отличается ненавистью при любом упоминании о грехе и о Боге, показывая те рога злобы, которые обычно пририсовывают бесам.

Но, стоящие уже в проходном накопителе ада, гордые безумцы еще имеют возможность искупить вину покаянием и величиной полноценной жертвы. «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Псалом 50).

Правда, потребительская идеология и граница нравственного падения, из-за которой нет возврата, исключают чудесные метаморфозы. Массированная пропаганда западного общества потребления молчит о том, что есть более нужные ценности, что духовные богатства несоизмеримо важнее для благополучия. Но зачем они потомкам обезьян? «Горе миру от соблазнов, но надобно прийти соблазнам», – говорит Господь Иисус Христос.

Почему надобно? Потому что к страстям и соблазнам нужно вырабатывать устойчивое отторжение, неприятие или иммунитет. Он является достоинством вечной жизни. Богу противны те души, которые покупаются за обещание удовольствий и возможностей.

В земной жизни они обменивают вечное блаженство на славу, власть, неправедное богатство и разврат, изнуряя себя жаждой обладания. В них отсутствует жертвенное чувство, им противны всякая духовность и совершенство, их влекут сверхвозможности.

Безбожники участвуют в бесконечном марафоне, спешат к соблазнительным наслаждениям, грезят о сласти и власти на широкой дороге рабских страстей. Там давка и выталкивание, там нет способных на милость и на помощь.

Атеисты представляют духовность абстракцией, идеальным набором качеств, а не естественным условием существования человека, хотя она необходима, как воздух. Для своего тела они готовы делать многое: посещать клиники и спортзалы, аптеки и бассейны, покупать вкусную пищу, дорогие наряды и косметику.

А что изо дня в день люди предлагают душе, оживляющей их тело? Новые соблазны, новые грехи?

Заметно, как сильно повреждается сознание от обилия грехов. Только на пороге смерти у некоторых открываются глаза на свои безобразия. Итак, отсутствие духовности – в безбожии.

4. Чувственное восприятие действительности

Человек понимает окружающую действительность как среду обитания, как данность, существующую бесконечно долго; мысли о временности пребывания людей на земле и последних годах самой жизни на ней в привычном выражении связаны запретом страха и молчания. Это присуще любому человеку, как бы он ни был осведомлен о вечных обителях и духовном бытии.

Вечная душа не верит в смерть и не обращает внимания на предостережения о смертельной опасности греха. «Я живу, и так будет всегда», а подробности излишни.


Информация, поступая извне, проходит проверку на соответствие эталону совершенства, уже дополненному личными деталями, и возникает собственное отношение к факту. Для практического применения факты затем анализируются разумом и получают оценку, даются ответы на вопросы ума «почему и по какой причине?», так как сам ум не наделен аналитическими способностями.

Являясь свойством души, ум в большей степени соответствует понятию «сознание». А разум и абстрактное мышление суть свойства духа человеческого, образующие вместе с памятью интеллект, в котором для быстрого в решениях ума отводится почетное место.

Восприятие реальности находится в прямой зависимости от уровня интеллекта, но это всегда субъективная величина, т.к. суть стабильных явлений и событий не имеет универсальной или однозначной интерпретации, несмотря на единую систему образования и шаблоны мышления. Интеллектуальная личность догадывается о множественности реальностей.

Мировоззрение отражает внутренний мир личности, ее успехи, достижения в развитии и познании. Информация проходит через психику по коридору между отрядами стражей – доминант; они стоят на охране внутреннего мира и порядка в комплексах. Все подозрительное и враждебное выталкивается вон, даже если оно относится к истине и несет в себе благо.

Вместе с качественным ростом личности усложняется и ее интеллект, психика прирастает новыми убеждениями, в том числе в комплексах мировоззрения и мировых начал. Но если человек деградирует под грузом грехов, наблюдается оскудение его представлений о жизни и примитивизм мышления.

У каждой личности без исключений имеется своя собственная картина мироздания, и нет двух одинаковых представлений. То есть, как различаются между собой люди, так же индивидуальны их представления об окружающей действительности. Поэтому очень велико значение христианского психолога для анализа как общественных, так и межличностных отношений, для мирного сосуществования людей, несмотря на противоречия.

5. Разные реальности

Откуда взялось несколько реальностей? Их корни – в Божьем промысле, а видимое существование протекает в атмосферах идеологического противостояния и религиозного разнообразия, в национальной и географической замкнутости.

В истории образовано несколько специфических реальностей скорее психологического, а не физического содержания, в которых существуют народы. Их сфера бытия ограничена единством территории, языка, культуры, условий существования и религии. Долговременное пребывание в необычных, чуждых обстоятельствах без собственного желания, без подготовки и знания местных обычаев расценивается если не как катастрофа, то как бесспорная трагедия. Можно представить состояние невинно осужденного и заключенного на длительный срок в тюрьму. «Жизнь кончена», – вот обычная мысль в этой ситуации.

Иные реальности появляются и исчезают навсегда вместе с теми, кто их создает и поддерживает существование. Так исчезли некоторые языческие религии и целые народы вместе с ними. Этот процесс продолжается до последнего времени.

Духовная основа мира позволяет сосуществовать напряженно и одновременно разным конфессиям, содержащим нравственные начала и являющимся фундаментом мировоззрения. Как особая разновидность суеверия рядом с ними воинствует атеизм. Это реальные идеологии, объединяющие людей многих народов. Их сила притяжения огромна, хотя и она подвержена влиянию перемен, воздействию внешних и внутренних причин.

Единая Святая соборная и апостольская Церковь также была атакована нечистой силой греха и пережила расколы, гонения, но выстояла по слову Божию: «Создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее».

Всякая реальность, в том числе объективная, имеет место быть только в восприятиях сознания. Это замечание касается как материальной действительности, так и духовной. Проще сказать, пока чье-то сознание чувствует объект или силу, исходящую от него, с помощью органов чувств и приборов, он считается реальным. Есть только единственное ограничительное условие – наблюдателей и фактов наблюдения должно быть достаточно много.

а) Объективная реальность

Видимая вселенная состоит из вещества, а невидимая – из энергии, которая в конкретных случаях имеет разные виды сил: внутриатомная энергия, инфракрасное излучение, гравитация и свет. Она ощущается органами чувств, наблюдается приборами, изучается науками и зависит только от законов природы.

Философы и физики, атеисты и материалисты видят в природе материальность.

В аналитической психологии безмерная мощь законов и энергетических сил, описанная в естественных науках, в собирательном смысле понимается как единая сила Божьей воли, явленная в духовной природе вещей. Вселенная как была сотворена из ничего, так и состоит из ничего. На самом деле это «ничто» есть духовная природа – сила мысли, слова (принятого решения) и высшей воли.

По промыслу люди воспринимают природу вещей и свои тела материальными, потому что органы чувств созданы в единстве с миром. Приборы обнаруживают организацию сил в кванты, частицы, атомы, но сами силы разложить на элементы нельзя, их доступно только зафиксировать.

Итак, объективная вселенная (микро- и макромир) является воплощением плана; она полностью независима от стороннего наблюдателя (кроме Самого Создателя). Ни один вид энергии не существует автономно от других, но только в единстве, только во взаимодействии и переходе одного состояния в другое: световое, инфракрасное и рентгеновское излучения, гравитация, давление и масса с вечным участием движения. Состояние абсолютного покоя не присуще ни одному объекту мироздания.

Воля Бога действует единой силой на всё творение, а не на каждый объект отдельно. Например, гравитация производит скопление и удержание массы вещества или энергии, вращение космических объектов и состояние вращательного движения вокруг оси и нескольких центров, а также сильный нагрев тел в зависимости от массы и давления. Очень высокое давление вызывает высвобождение огромного количества энергии, сначала инфракрасной, а затем и лучистой.

Звезды раскалены и светятся потому, что проходящие в их центрах термоядерные реакции являются следствием громадного давления, то есть гравитации, а также из-за трения во время вращения. Впрочем, все наблюдаемое множество явлений имеет место благодаря законам природы.

Преобразование энергии давления в тепло и свет наблюдается везде, где имеют место скопления огромных масс. Меньшие объекты – планеты и их спутники содержат горячее ядро, а его температура пропорциональна массе тела. В связи с этим фактом кажется неубедительной теория черных дыр (эти умозаключения относятся к физике и космологии, но не все взяты оттуда).

Истинное определение материи востребовано может быть лишь в философии и психологии для понимания основы основ.


Объективная реальность лучше всего наблюдается на земле, в быту, в повседневном окружении людей и вещей, в обычных делах. Правда, здесь же легче заметить и другие реальности, так как человек ухитряется жить одновременно в разных измерениях и при этом не видеть в таком положении ничего особенного. Но в нем скрыто немало причин для раздоров и вражды.

б) Субъективная реальность

Человеческая душа впитывает в себя, как губка, информацию из окружающего мира, сведения из печати и телепередач, радио и интернета; она анализирует этот поток, что-то выбирает для памяти, делит по интересам и убеждениям, создавая таким образом представления о жизни.

Субъективная реальность видна в индивидуальном понимании общедоступной информации, ее образы накапливаются в формах из материала воспитания и образования. Новые убеждения в виде знаний отливаются в личные представления в согласии с прежними доминантами мировоззрения. Общие для всех образы получают личную расцветку с приложением деталей индивидуальной памяти, настроения и заинтересованности. Преломление объективных сведений в сознании создает основу субъективности.

Картина мира усваивается психикой человека, она может приобрести ореол научности, если в ее воссоздании использованы методы и инструменты каких-либо наук. Но чаще всего применяется элемент логики – умозрительное заключение.

в) Реальность веры

Глазами веры обозреваются многообразные картины мира, не доступные разуму сюжеты бытия, исторические композиции и фантастические панорамы прошлого и будущего развития жизни. К реальности веры относятся как различные религиозные идеи, догматы и объекты, так и многие научные теории, в которых отсутствие опыта и знания заменяется верой в несомненность события, или факта. Реальность веры доказывается наличием убеждений.

Когда информации недостаточно, свободное место заполняет вера, чтобы получилась целая величина, строительный кирпичик мировоззрения.


Реальность веры обеспечивается законом, описываемым в психологии как закон веры, который установил Господь Иисус Христос: «По вере вашей да будет вам». В этом месте нужно постараться вникнуть в смысл Божьей воли, выраженной в Евангельских строках. Во что человек сильно верит, то он и получит, конкретно и с учетом обстановки, с учетом мелких подробностей предмета веры. Учитываются условия окружающего мира, все оттенки желаний и тени сомнений.

Тут требуется пример. Допустим, на войне православный солдат подвергается смертельной опасности. Он верит в силу молитвы, просит Бога о спасении от смерти, но не думает о ранении, или плене. Значит, в варианте спасения присутствует и то, и другое. Не зря Господь тоже привел свой пример о точности молитвы: «Если будете иметь… веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет»… То есть для действия закона веры необходима точность в желании. Поскольку у каждого христианина свое личное представление о Боге, о религиозной истине, свое понимание учения Церкви, – в деталях, а не в общих чертах, – постольку и грядущая жизнь будет иметь индивидуальные отличия. Но это и есть многообразие.

В создании реальности веры участвует воображение, или визуализация, без чего вера умаляется до ничтожно малого состояния: вера – это свойство, наделенное жизненной силой, живыми эмоциями души.


О силе веры достаточно сказано в МВС (методе волевого самоисцеления), а здесь надо составить представление о главном объекте веры – реальности духовного мира на основе анализа сведений из Библии, святоотеческого предания и прочих свидетельств.

Итак, в духовном мире имеется много обителей, т.е. мест обитания (планет), а это значит, что там действуют аналогичные законы духовной природы. Вне всяких сомнений, там существуют разные формы жизни, а живые существа обладают предназначением, смыслом жизни, правами и обязанностями.

Там есть много сходства с земными природными условиями, которые предстают в более совершенном виде. В Небесном Царстве изобилуют свет, красота и гармония. Там находится престол Божий и Сам Владыка Вселенной – Господь Иисус Христос.

Надо думать, что рядом с Богом узаконена только абсолютная нравственность, отличная от Закона Божия для человечества, т.к. на Небесах, где обитают совершенные, праведные души и духи, запреты неуместны, а воля Божья действует как единый побудительный закон для всех созданий.

В нем любовь, в любви блаженство, в блаженстве спокойное и радостное счастье. В духовном мире труд – в радость, творчество и познание существуют для самовыражения и для совместного с Господом Богом созидания в отдельных обителях новых условий существования.

Разумеется, человеческие души для вечной жизни воплотятся в бессмертные тела, получив новые, великие способности.

г) Истинная реальность

Это измерение почти не раскрывается в исследованиях богословов, но оно наблюдается в личном аскетическом опыте, при действии сверхъестественной формы сознания.

В реальности истины действительность вне времени можно воспринять через откровения пророков, образы которых очень осторожно переводятся в современные понятия, а монахи о своих открытиях говорят неохотно, своеобразно, выражая их на специфическом языке.

В этой области бытия также немало субъективных представлений о причинах событий. Она открыта мудрым людям, исследующим сокровенные начала и занятым познанием истоков хаоса в земной духовной жизни.

Истинная реальность – это еще неизведанная суть мирозданья, отраженная в промысле Божием о жизни. Размышления над ее сложностью – удел философии.

Что входит в эту область познания? Конечно, в первую очередь библейские пророчества, предсказания старцев, труды из догматического богословия, различные течения философской мысли от идеализма, экзистенциализма до диалектического материализма. Практической пользы от такого знания сначала не заметно, но человечеству так важно избавляться от белых пятен в своих представлениях о жизни!

Учения древних мудрецов любой религиозной и национальной принадлежности бережно сохраняются, изучаются и трактуются в угоду потребностям нашего времени, они являются теми авторитетами, на которые любят ссылаться ораторы и публичные люди. Более того: в каждом удобном случае цитаты из трудов известных лиц мудрейшего сословия, их высказывания становятся выигрышными козырями в устах политических и религиозных деятелей.

Иногда это доходит до абсурда: публика слышит слова авторитетов, но не улавливает мыслей того, кто цитирует чужие высказывания. Можно сделать вывод, что на фоне чьей-то мудрости сам говорящий (или пишущий) лично ничем блеснуть не может.

Богословы, философы, мудрецы – уважаемые личности, достойные почитания. Очень жаль, что таких авторитетов нет для аналитической психологии личности. Впрочем, среди философов не наблюдается единомыслия, на практике мы видим научные дискуссии, расхождения в предметах изучения, противоречия в методах познания, а в результате – отсутствие откровения истины.

Надо заметить, что все попытки описать представления об истинной реальности не образуют систему знания, они хаотичны, насыщены эмпирическими рассуждениями, либо замыкаются только на одной части непознанного мира, как, например, экономические связи и их влияние на социальное положение.

6. Лабиринт иллюзий

За тысячелетия существования человечество сотворило много больших и малых миражей, не замечая их непригодности для воплощения. В этом невидимом океане смешались ночные грезы и фантазии, бред и обман, забракованные планы, глупые идеи и нереализованные планы…

В мире иллюзий спокойно уживаются прошлые, настоящие и будущие события, они могут быть бесконечными, или постоянно возобновляемыми, как прокручиваемые кинофильмы.

Мы имеем возможность вновь и вновь прочувствовать печали и радости, снова пережить в воображении былое удовольствие.

Всякий раз психика реагирует на иллюзии стрессом, нервным напряжением, или эйфорией. Ради перехода от одних форм сознания к другим придумываются спектакли, пишутся пьесы и художественные книги, воплощаются фантазии телевизионных программ и придумывается виртуальная реальность интернета.

Конечно, перед «иллюзионистами» стоят определенные цели влияния на людские массы в области управления и политики, задачи продвижения идей, исполнения планов; претворяются в жизнь устремления творческого и карьерного роста и еще многое другое. В каждом конкретном случае изображается как бы правда, за которой спрятана другая правда; мечта или желание выставляются на публичное обозрение под прикрытием иллюзии.

Всякое художественно оформленное воспроизведение событий жизни, их творческая обработка в виде прозы и поэзии, картин и видеофильмов не являются реальной жизнью, но иллюзией реальности, фактами опосредованной передачи впечатлений от наблюдаемых в сознании образов.

На такой основе делаются выводы, ставятся задачи и цели, формируются доказательства. Иллюзии имеют полное право на законное место в единстве реальностей.

Спрашивается, а что же тогда вообще объективно, что же тогда действительно? Реальна духовность, потому что все сущее имеет духовную природу и оценивается сознанием, как духовной величиной.

Все реальности сосуществуют во взаимодействии, в них протекают похожие события, но причины, их вызывающие, могут быть самыми разными, так же, как и последствия.

Мечтательные фантазии получают конкретные очертания в желаниях, становясь координатами для побудительных мотивов созидания новых условий жизни, а потом и новыми объектами действительности.

К печальным результатам, к утрате добродетельных качеств личности, душевного и телесного здоровья приводит окружение себя грехонасыщенными иллюзиями. Очень многие ценности прочно связаны с соблазнами и страстями обладания. Поддаться на зов страсти; значит, встать на путь погибели.

Внушает соблазны и предлагает их человеку не кто иной, как сатана – это наживка, на которую он ловит человеческие души.

Все страсти эгоистичны, из них состоит идея индивидуализма, а иллюзия безнаказанности за преступления (грехи) порождает мысли о вседозволенности.

Иллюзии чаще приносят вред, нежели пользу, потому что они могут быть не абсолютно пустыми надеждами, но их воплощение в данное время и в конкретных обстоятельствах не возможно, а нетерпеливые попытки приводят к краху.

В жизни общества можно найти немало примеров идейных, политических и организационных иллюзорных целей, требующих исправления. Успех возможен; были бы вера и воля.

7. Смысл жизни, цель и путь

Мировоззрение есть система устойчивых представлений о жизни, сформированная из убеждений, опирающихся на опыт, на религиозность и научные знания, на усвоенную информацию обо всех явлениях и событиях, полученную из разных источников.

В зависимости от величины интеллекта смысл жизни человека может быть как безукоризненно разумным, так и принципиально упрощенным, приспособленным для использования на уровне примитивизма.

Подчас сразу заметно, что кое-кто не знает, зачем появился на свет, ему не ведомы жизненные цели, и он способен только потреблять общественные блага, не принося никакой пользы для людей. Уже хорошо, если такой индивид не является источником зла. Подобные граждане оскорбляют нравственное чувство всех нормальных людей. Причина такого состояния скрыта в стечении неблагоприятных обстоятельств как внутри рода, так и вне его. Обнаружить причину можно, но исправить положение почти не возможно.

На свете есть множество людей, которые никогда не думают о смысле своего пребывания на земле, они влекутся, как мусор, рекою времени до тех пор, пока тяжесть накопленных грехов не утянет на дно.

В понятие смысла входят близкие и определяющие элементы: путь и цель, вместе они характеризуют человека разумного.

Христианин идет по указанному свыше пути, преодолевая несколько этапов, каждый из которых обозначен важной целью:

– исполнение Закона Божия;

– труд на общую пользу;

– накопление знаний о жизни и мире;

– рождение и воспитание детей;

– сохранение и улучшение условий обитания;

– совершенствование интеллекта, творческих навыков

и качеств психики;

– выработка иммунитета от греха;

– стремление к высшей степени развития.

Указанные цели придают правильный смысл личной жизни, этот путь приводит к Богу и к Небесному Царству.

Сразу же возникают философские вопросы любознательного ума, на которые в христианской психологии есть свои простые ответы: «в чем смысл сотворения вселенной и существования человека, созданного Богом по Своему образу и подобию? Зачем все это, и почему в этой жизни так много страданий и бед?»

Живем трудно и во зле потому, что следуем своей воле, а не Закону Божию. Это единственная причина, и других просто нет.

Промысел Божий о человеке так же прост, здесь нечего мудрить: на первое место надо ставить образ и подобие Божие, а человек создан именно для этого соответствия. Обладатели тел не обладают бессмертием, а тело дано для победы над грехами, развития иммунитета против них, чего нет у ангелов. Падшие духи не могут возвратиться к прежнему состоянию.

Триединый Бог вочеловечил Себя во Христе Иисусе, чтобы люди смогли по вере в распятого за их грехи и воскресшего Сына Божия также воскреснуть для вечной жизни, потому что пребывание во грехе – уже начало смерти и свидетельство для осуждения на Страшном Суде, а очищение греха исповедью и причастием Святых Таин соответствует воскресению.

Господь Иисус Христос сначала создал Церковь, т.е. круг последователей, затем с участием служителей – апостолов и архиереев утвердил таинства, устав Церкви и Символ веры. Теперь, как и в прошедшие два тысячелетия, православные христиане возрождают и поддерживают в себе образ и подобие Божие по мере своих сил. Каково старание, таковы и успехи.

Смысл, оправдывающий конкретную жизнь, виден в движении к высокой и благородной цели с упорным преодолением преград. Готовность к жертвам, самоограничению и потерям ради такой цели говорит о цели высшего достоинства.

Для каждого вида существ есть особое предназначение.

Как вселенную Господь Бог сотворил для Себя (только Он наблюдает ее развитие за все времена существования), так и людей создал для Себя. Божественный план человечеству не ведом, но сразу можно сказать, что причина грандиозного творения не может быть менее величественной, чем следствие.

Совершенный промысел предусматривает только совершенное претворение. Современное состояние земной обители – всего лишь один из бесчисленных промежуточных этапов жизни. Наше сознание не вмещает подобных величин. Но уже ясно: человек нужен Богу именно таким, каким его в оптимальном варианте описывает христианская психология.

Борьбой с внутренним врагом, увы, занимаются не все жители земли и народы. Поэтому грех, как саранча, покрывает новые пространства, вместе с миграцией проникая в те страны, где ситуация до этого была вполне терпимой.

В атеистическом обществе из-за накопления наследственных повреждений грехами растет число стихийных людей. В их жизни трудно выделить линию осмысленного поведения, они полностью зависят от внешних и внутренних обстоятельств, оторваны от корней, как кусты «перекати-поле», не имеют понятия, чем заниматься и в какую сторону идти. Правда, они могут следовать советам опытных товарищей, но остро нуждаются в руководстве, в помощи, поэтому держатся группой, коллективом.

Помогать им придется долго: в выборе привлекательной и посильной цели, в преодолении лени и получении профессии, в концентрации усилий на одном направлении, в продуктивном использовании возможностей, в выработке привычки к отказу от вредных удовольствий и к самоограничению.

Но помощь сильных духом необходима, она исключает зависть и, как следствие, ненависть, воровство, грабеж и даже убийство. Наконец, очень действенной помощью стихийным людям будет обучение их самостоятельному продвижению к цели.

Оказание помощи есть само по себе участие в судьбе другого человека, дарование радости и благополучия, что по закону бумеранга вознаграждается равнозначными дарами.

Выбор цели – это не помещение мечты в графу «направление усилий». Цель всегда максимально конкретна и соразмерна с реальными способами достижения. Она выражается, как план, математически точным языком, продвижение к ней делится на этапы, на каждый этап рассчитываются определенные дела.

Делая жизнь осмысленной, необходимо будет разработать программу «максимум» и несколько разнонаправленных меньших программ, выполнение которых увеличит возможности движения к основной цели. Такое планирование судьбы является твердым обязательством перед самим собой и близкими людьми, оно не позволяет падать духом при временных неудачах, но зовет идти вперед, во что бы то ни стало. В нем действует принцип капли, долбящей камень.

Все это есть гарантированное достижение цели по закону успеха (см. гл.6), применяемое в устройстве благополучия. Для планирования нужны холодный рассудок и трезвое изучение возможностей. Принесут вред эмоции и самоуверенность.

Внедрение греха в мировоззрение личности всегда запускает процесс разложения и самоуничтожения в большей или меньшей степени, начинается вредительство всем людям без разбора.

Происходит замена позитивного смысла жизни уродливым самовыражением разрушительной сути греха. Превышение меры разумной достаточности в желаниях и целях ведет к нарушению закона равновесия (с.м. гл.6) и вызывает возмездие в качестве расплаты за незаслуженное благо. Этот закон восстанавливает баланс на психоэнергетическом уровне.

В зависимости от величины причиненного вреда (кому бы то ни было) возмездие бывает различным: потери и болезни, позор и безумие, а за порогом этого мира – ужас вечного страдания в аду. Этот очевидный факт закрыт черным облаком неведения.

8. Признаки совершенства (эталоны и каноны)

Личность совершает поступки по мотивам побуждения, в силу необходимости и после одобрения душой замысла; обязательно одобряются и так называемые интуитивные акты, если человек не привык обдумывать свои шаги. Качество решения в любом случае зависит от чистоты души и от состояния поведенческих комплексов психики.

Одно из свойств совести – эталон совершенства – получает в психике конкретные доминантные черты, оседает в убеждениях и наполняет содержанием норму поведения человека.

Изначально Господь Святой Дух, создавая душу, придает ей свойства психической нормы, или принципы совершенства.

Они являются упомянутым в Библии образом Божиим и Его подобием, о чем было открыто пророку Моисею.

К эталонным свойствам души относятся: любовь, способность к прощению обид и огорчений, благожелательность (желание добра и пользы для людей), постоянная готовность к помощи каждому нуждающемуся в ней существу, жажда познания и творческое начало, потребность в совершенстве и любовь к Богу.

К названным свойствам надо добавить качества отношения к вредоносным явлениям, грехам, препятствующим проявлению свойств души: чувство мерзости и брезгливости от соседства и угрозы чужого греха, чувство сожаления к невольникам страсти.

Тоска по утраченному совершенству отложилась в эталоне ума души – эталоне совершенного выбора. Он похож на прибор, что позволяет мгновенно, без мыслей, чувственно оценить событие, или вещь, и выдать готовое решение: «да – нет», «хорошо или плохо». Чем чище душа, тем точнее прибор. Поэтому доверять ему может лишь тот христианин, кто регулярно участвует в таинствах исповеди и причастия и твердо соблюдает заповеди.

Такой эталон хорошо заметен в поведении женщин.

Живя во грехе и считая его жизненно необходимым, а свои интересы находя в страстях, падший человек в безумии теряет свойства богоподобия и становится противником Бога, сатаной. Он даже слышать не желает о совершенстве, обитая в аду еще здесь, в мире живых и мертвых, в атмосфере лжи и ненависти. В его психике лживо все, и он раболепствует перед тьмою в себе.

Между тем истинный путь освещен заповедями, в которых эталонными предстают смирение, чистота души и миролюбие, а также верность Богу.

Бог – единственный создатель нравственности, как и любви, живущей в Церкви Христовой, в христианских душах. Эти истоки совершенства берут начало в Слове Божием, и на них изливается свыше благодать.

Творческая интеллигенция понимает первостепенную важность этических норм воспитания и поведения в обществе, но из-за увлеченности мирскими делами и собственной значимостью включает их в сферу своих интересов по остаточному принципу.

Без Бога идеологи и законодатели до сих пор не смогли дать народу жизнеспособный кодекс правил морали.

В обществе нет источника нравственности, свободного от Бога и Его Закона. Образная архаичность языка Библии – еще не повод для отказа от смысла заповедей. Закон установлен до конца времен, и преступления против него будут наказуемы до последнего дня. Без запрета на злые дела люди уже уничтожили бы друг друга. Поэтому продолжаются попытки компиляции (их легко обнаружить в государственных сводах законов), хотя эти правила плохо действуют в отрыве от заповедей и веры в Бога.

Среди воспитанных людей пользуется спросом и уважением культура поведения, народные и церковные традиции, которые связаны с исторической памятью народа. Но в гуманитарном образовании сразу замечается серьезный недостаток; в наборе стандартных программ отсутствует нужное знание: нравственные критерии определения добра и зла, а также способы ориентации в людской среде на основе этих указателей.

Мораль как была, так и остается перечнем благих пожеланий молодежи из-за неопределенности и влияния безнравственной информационно – развлекательной продукции телевидения и киноиндустрии на формирование интересов, вкусов и убеждений юношества. Она зорко оберегает интересы проповедников греха, противореча заповедям и здравому смыслу. Это среди ханжей – моралистов придумано требование нравственной терпимости, которая далека даже от общей этической нормы.

В одной стране может быть только одна нравственность, одна мораль и одна культура поведения!

Духовные ценности народа находятся под защитой русской православной Церкви и Закона Божия. Нравственность исходит только из реальности веры, где она испытана в тысячелетней истории существования наций, поэтому у нее не может быть разумной альтернативы.