Вы здесь

Истинные начала аналитической психологии личности. Основы психологии. II. Определение понятий «душа – психика – личность» (М. Л. Солнцев)

II. Определение понятий «душа – психика – личность»

Специалисту – психологу требуется знание составных частей Божественного создания, человека. В первую очередь имеются в виду наиболее сложные и не доступные для визуального наблюдения центры скопления характеристик – душа, психика и личность.


Душа – это мощная и не самостоятельная в этом мире сущность с полученными от Бога свойствами, к которым по промыслу Божию добавляются свойства духа и наследственные качества, передающиеся от родителей. Дух, как набор свойств, прямо исходит от Бога, а не творится Им, подобно душе, и не сочетается с генетическим наследием (врожденными признаками двух линий предков). Однако, наследственность влияет на проявление или сокрытие свойств духа.

Душа имеет предназначение к развитию в составе триединого человека, т.е. под воздействием свойств духа и телесных качеств; но ее разнонаправленные силы часто передаются страстям, что уводит душу от назначенного пути и лишает ее жизнь истинного смысла.

Главной функцией души считается оживление, т.е. поддержание жизнедеятельности в теле, где каждый атом движется по проложенному Богом маршруту, пользуясь силою души. Иными словами, душа есть пространство, в котором оживает промысел Божий о человеке, в котором живет и действует каждая мельчайшая частица организма и все тело, но это пространство одновременно и внутреннее, и внешнее, к тому же оно является живой духовной сущностью.

С начала развития в душе младенца формируется психика – сложнейшее и крайне интересное для психолога образование, которое только теперь становится доступным для исследования и анализа, после описания психотипов и первичного знакомства с комплексами доминант.


Дух, душа, психика и личность образуют полноценное духовное существо, которое с телом (и памятью генома) составляет жесткую конструкцию биологического вида homo sapiens. Здесь надо уточнить, что взаимосвязь между ними строго ограничена иерархией: дух напрямую связан только с душой, душа в идеальном виде едина с духом, но обычно немного подчинена ему и противится своей зависимости. Дух влияет на поведение человека через психику.


К свойствам души относятся любовь, наделенный чувствами, сознанием и любопытством ум, а также творческое начало. Дух укрепляет могущество человека силами воли, веры и разума, свойством бесстрастной любви и совестью.


Совесть наделена эталоном совершенства, функцией контроля над поведением (укоры и одобрение). Она обладает также памятью на грехи от детства до конца жизни, а это значит, что совесть будет свидетелем против души на суде Божием, не только как обвинитель, но и как защитник. Заметно, что она – глас (голос) Божий, что она – посторонний наблюдатель, а не соучастница какого-либо поступка. Это очень важное замечание. Как носитель знания о добре и зле, эталона совершенства, совесть моментально дает понять человеку, что он совершил доброе, или худое дело.


Пока основательно не описано наличие в душе эталона безупречного выбора как свойства, проявляемого в действиях ума, когда он использует сигналы органов чувств. Ощущается нечто подобное в реакциях психики на сложные ситуации в моменты, когда требуется быстрое реагирование. На присутствие названного эталона указывают факты моментального выбора из вещей, или действий, когда на обдумывание и анализ достоинств и недостатков предмета выбора совсем не потрачено времени.


Когда же ум развлекается или следует велениям страстей, эталон не берется во внимание: ум способен действовать самостоятельно, только на основании чувств.

Разум, как свойство духа, может обращаться за сравнением к эталону совершенства, но эмоционально нейтральные факты разделить на две оценочные категории пользы и вреда, или добра и зла, весьма затруднительно. Ясно одно: при помощи тренировок возможно создание (или развитие) в психике способности безупречного выбора, особенно если к этому располагает благоприятная наследственность.

Подобные проблемы хорошо решать в детстве, как и вопросы воспитания способных и добропорядочных людей.


Зачатки психики появляются в первые недели после рождения ребенка объединением чувственно-волевых свойств души с духовной матрицей памяти генома (сам он является ее материальным дублем).

Психика прирастает вместе с телом, это совместное развитие обогащает также и душу жизненным опытом, а она передает свои заботы внешнего жизнеобеспечения психике, как своему автономному органу, лишь опекая ее внутри себя.

Сама душа продолжает оживлять тело, обеспечивать в нем биохимические процессы и деятельность систем организма, здоровье и защиту от вредоносных факторов. Кроме этого она занята саморазвитием, духовным созерцанием окружающего мира и поспешным испытанием удовольствий и приятных ощущений.

Разумеется, постоянно реализуется творческий интерес, часто в самом примитивном, интуитивном представлении, а еще заметна жажда знания, также без напряжения воли, без интеллектуального голода. В полной мере используются возможности тела и телесные потребности, а когда их не достаточно, душа легко создает фантазии и иллюзии.


Все конструкции и схемы в психологии умозрительны и получены с помощью духовного зрения, но только с их помощью можно описать образы духовной реальности.


Психика обладает одной из разновидностей памяти человека; наиболее значительные события и поступки, как грехопадения, так и дела веры, фиксирует совесть.

Процессы обмена информацией проходят по нервной и кровеносной системам, хотя существуют также духовные каналы связи. Органы чувств (зрения и слуха) принимают информационные сигналы, этот поток сведений поступает в мозг – репродуктор и распределитель, а также в психику для смысловой оценки.

Сложная система действует максимально быстро и одновременно. Оценочный эталон психики (эталон безупречного выбора) определяет качество информации по нескольким показателям: «вредно – полезно», «надо – не надо», «можно – нельзя», а мозг кодирует и рассылает приказы. Доминанты жизнедеятельности организма (например, иммунная защита от инфекций) выполняются в подсознательном, или автоматическом режиме.

Поэтому, прежде всего, психика – это управление системами реагирования на внешние и внутренние сигналы.


В ней развиваются новые способности и убеждения; этот орган души очень быстро растет, чтобы надежно реагировать на все внешние вызовы.

Смешение чувственных и органических ощущений при участии образов памяти вызывает в психике фон настроения; он обнаруживает себя уже в первые месяцы жизни и выражается в капризах, в игривости, в желании общения, или наоборот, в плаче ребенка, в отказе от пищи.

Этот фон постоянно меняется, как вид неба над головой: то изобилие солнечного света, то облака, то дождь, а то и вовсе ночь. Кстати, внешние условия весьма активно влияют на барометр настроения. Времена года, время суток, психологическая обстановка в семье, отношения с коллегами и знакомыми, события в стране и мире – все важно для души, по-своему представляющей порядок во вселенной.

Настроение – ценный показатель психического состояния личности, но оно все еще ждет своих исследователей.


Доминанты стабильных убеждений (устоев) собираются в психике в комплексы, а все вместе они образуют мировоззрение.

После освобождения из тела и перехода души в иную реальность психика распадается с полным разрушением сложной и удивительной конструкции. Из памяти вытесняются земные переживания, привязанности и чувственная палитра событий. Неприкосновенным остается иммунитет от власти греха, полученный в земной жизни, вероятно, сохраняются не исповеданные грехи – до Страшного суда. Остается лишь избранное на земле направление пути к свету, либо во тьму.

Душе открывается невиданное, безмерное пространство знания духовной реальности, по сравнению с которым все события истории Земли и сама земная жизнь кажутся кратким мигом, а человеческие интересы и соблазны – детскими играми.

Отсюда видно, как важен для человека именно этот текущий день и час, когда у него еще есть возможность сделать шаг в правильном направлении, возможность что-то исправить, что-то выполнить для получения права на вечную жизнь. Личность обязана стремиться к запредельным высотам.

Личность и интеллект

Общепринятое значение слова «личность» не раскрывает психологического смысла. По распространенному мнению, не всякий человек является личностью, а лишь тот, кто обладает некоторым уровнем интеллекта и достижениями в общественно-полезной деятельности.

С психологической точки зрения любой индивидуум признается личностью, даже не соответствующий норме психики, если его душа не омертвела от греха. Личностью в психологии называется комплекс индивидуальных признаков, используемых для воплощения интересов.


Проще говоря, личность – это психика в действии, или человек дела.


Все поступки, позитивные и негативные, совершают личности; они же порабощаются страстями, страдают или радуются, устремляются к горизонтам счастья, мучаются сами и приносят мучения другим людям.


Цельная личность – это человек с уникальным набором показателей: с багажом множества знаний, системой истинных и сомнительных ценностей, с устойчивым мировоззрением, которое при близком рассмотрении похоже на упорядоченный хаос, и с программой поведения, вобравшей в себя привычки, пороки и правила какого бы то ни было воспитания.


Иногда за культурой поведения надежно прячутся страсти, защищенные императивами убеждений, поскольку все они (убеждения и мнения) очень близки к формам самоугождения.

Рамки приличия при отсутствии нравственной основы Закона Божия обычно служат ширмой для укрывательства неблаговидных дел.

Эта же тенденция наблюдается в идеологии государственного строительства, в основах демократии. Надо ли вводить религиозные запреты в конституцию? Ведь ни одна конституция не разрешает преступлений, хотя провозглашает свободу волеизъявления граждан. Но если свобода – это благо, то много чего делать просто запрещено, потому что вредить людям, возбуждать гнев в обществе, значит игнорировать волю народа. Где можно увидеть в основном законе две графы: «МОЖНО» и «НЕЛЬЗЯ»?


Всякое доброе дело не нуждается в приличном обрамлении; добро и так в высшей степени прилично, ведь не для него же запрещалась цензура (см. конституция РФ, гл. II, ст.29).

В действительности ЦЕНЗУРА остро НЕОБХОДИМА для прекращения греховных выплесков самовыражения бездарных авторов теле – проектов, книг и фильмов, для закрытия СМИ и общественных трибун перед обманщиками и растлителями юных представителей нашего народа, детей, которых государство оставило без конституционной защиты из-за приверженности к сомнительным ценностям западной демократии. Политическим деятелям и идеологам давно пора научиться жить своим умом – разумом.


Личность постоянно накапливает в процессе развития интеллекта более сложные качества, она положительно реагирует на воспитательные меры, однако негативные наследственные черты стираются только длительным воздействием примера для подражания в лице самого опекуна – воспитателя и его жертвенной любви. Без этого наследственный порок разрастается в большое зло.

Вторичные качества личности исходят из продуманного воспитания, образования и жизненного опыта. В общем виде они представляют собой профессиональные, этические навыки, эстетические вкусы, творческое мастерство, национальные и культурные традиции.

Воспитание развивает религиозное чувство, этническое самосознание и высокую нравственность. Соответственно, отсутствие воспитания – это острый дефицит названных качеств, то есть нехватка интеллекта, что оставляет юному поколению только потребительское поведение и паразитизм.


В общественных отношениях личность участвует как в рамках действующих законов, так и по психологическим законам, которые она не может обойти, даже поступая по собственному произволению; причем, игнорирование государственных законов расширяет пределы личной свободы, повышая ответственность за него до уголовной.

Главными советчиками человеку в поведении служат опыт и мировоззрение, а хронический недостаток знаний восполняется верой (в широком смысле), которая служит стержнем мировоззрения и его силой.

Личность получает некоторую гарантию существования в благоприятных условиях лишь благодаря приверженности принципам жизни, которым являются Закон Божий и правила нравственности, имеющие место в проповедях Спасителя. Из них выведены и на них основаны законы психологии, описанные в главе VI данной книги.

Великое свойство одухотворенных живых существ – память – есть обязательная составная часть интеллекта личности. Но если она повреждается грехами и страстями, а ее кладовые набиты душевной нечистотой, мусором, то появляется забывчивость, пропадают духовные запреты, открывая путь для вредоносных увлечений.


Определим интеллект сначала в образе: он представляет продукт в стадии приготовления, как варево (духовный напиток) из многих тысяч составных частиц. В рецепте есть книги (учебники, статьи, художественная и специальная литература), а в них – теории, мысли, закономерности, опыт мудрецов и ученых, наблюдения и описания за тысячи лет, а еще – личный опыт и собственные открытия принципов жизни.

В таком коктейле уже невозможно выделить вкусовые качества отдельных ингредиентов, хотя можно покопаться в памяти и извлечь нечто конкретное, а в целом есть единое понимание, общий вкус.

Итак, интеллект есть понимание окружающего мира и себя, и своего места в нем.

Его формирование никогда не заканчивается, потому что жизнь вечна, но общество всегда имеет право испить из этого котла мудрости.

В реальности интеллектуалов с описанным богатством мало, а большинство людей ленится развивать силы духа, среди которых интеллект так же важен, как разум, как воля и вера.