Вы здесь

Используй свой мозг на 100%! Книга-тренажер для развития ума и памяти. Часть 1. Как работает ваш мозг (Антон Могучий, 2015)

Часть 1

Как работает ваш мозг

От чего зависит стиль и качество вашего мышления

Мир вокруг нас невероятно разнообразен, в нем огромное количество «пищи» для наших органов чувств – сколько всего мы можем видеть, слышать, осязать, чувствовать. Порой нам кажется, что всем людям разностороннее восприятие мира доступно в равной степени. Ведь картина мира кажется нам объективной, и мы думаем, что другие люди видят, слышат, осязают и чувствуют то же, что и мы.

Но на самом деле это не так. Каждый человек воспринимает мир по-своему. Потому что мы воспринимаем мир посредством своих органов чувств и тех способов, какими мозг обрабатывает информацию. Мы воспринимаем не мир как таковой, а те картины, которые создает наш мозг на основе переработки информации от внешнего мира. Можно сказать, что наши органы чувств и наш мозг создают своеобразные «фильтры», или «линзы», через которые мы воспринимаем мир.

А значит, другие люди могут видеть, слышать и чувствовать совсем не то же самое, что и вы!

Один человек радуется красивому закату, а другой даже не замечает его.

Кто-то наслаждается музыкой, а кого-то она раздражает.

Одному важно, чтобы одежда была удобной, а другой легко мирится с неудобством, лишь бы было красиво.

Кто-то не запоминает лиц, но запоминает детали разговора, а кто-то – наоборот.

Кому-то нравится читать, кому-то – слушать аудиокниги.

Сравнения можно продолжать, они практически бесконечны. Суть в том, что все люди в той или иной степени воспринимают три типа сигналов от внешнего мира – зрительные (визуальные), слуховые (аудиальные) и «ощущенческие» (кинестетические) сигналы. Но каждый из этих способов восприятия развит у разных людей по-разному. Обычно ведущим является лишь один из этих трех типов восприятия, второй тип развит в меньшей степени, и третий тип развит совсем слабо.

Не существует человека, у которого от природы все три типа восприятия были бы развиты одинаково! А значит, кто-то из нас – по преимуществу визуал, кто-то – аудиал, а кто-то – кинестетик. Представители каждого из этих типов живут словно в трех разных мирах!

Визуал воспринимает прежде всего то, что можно видеть глазами. Его мир – это прежде всего мир визуальных образов. Он лучше всего запоминает и усваивает зрительную информацию.

Аудиал воспринимает мир в большей степени на слух. Его мир – это мир звуков, слов, речи. То, что он видит, усваивается и запоминается им в меньшей степени.

Кинестетик воспринимает мир через чувства и ощущения. Для него важно все потрогать, «почувствовать кожей» или ощутить через мышечное чувство и другие телесные ощущения. Вся прочая информация кажется ему недостаточной.

По статистике, сорок процентов всех людей являются визуалами, еще сорок процентов – кинестетиками, и лишь двадцать процентов человечества относятся к аудиалам.

«Перекос» в сторону одного из трех способов восприятия – вовсе не какая-то патология, не нарушение, не отклонение от нормы. Все мы разные, и это – норма. Просто у каждого человека свой стиль и свое качество мышления, и это связано именно с преобладающим типом восприятия, с тем, какой сенсорный канал является ведущим. Но это не значит, что нельзя развивать те способы восприятия, которые развиты у вас в меньшей степени. Напротив, развивать их можно и нужно. Чем полнее у вас развиты все типы восприятия, тем ближе вы к гармонии.

Карта мозга может меняться, а значит, могут усиливаться интеллектуальные способности!

Мозг создает картину мира, пропуская его образы через органы чувств: зрительные образы – через глаза, слуховые образы – через уши. Что касается кинестетического восприятия, то для него не предусмотрен природой какой-то единый орган чувств: кинестетическое восприятие мира осуществляется как посредством осязания, обоняния и вкуса, так и через вестибулярный аппарат, а также особые телесные ощущения, такие как мышечное чувство, температурные и болевые ощущения, чувство движения, напряжения и расслабления, тяжести и легкости, «мурашек по коже» и т. п.

Различия в восприятии связаны вовсе не с состоянием здоровья органов чувств. Близорукий человек может быть прекрасным визуалом, а тот, у кого слух нарушился из-за болезни, не перестанет быть аудиалом, если был таковым раньше. Дело не столько в органах чувств как таковых, сколько в способах анализа и восприятия мозгом поступающей через них информации.

Информация от внешнего мира (и не только от внешнего, но также и от внутренней среды организма) поступает в первую очередь на рецепторы – это особые клетки, функция которых как раз и состоит в реагировании на те или иные раздражители.

Как только раздражитель попал на рецепторы – в них тут же происходит химическая реакция. В результате выделяется энергия, которая передается нерву. Нерв – это не что иное, как волокна нейронов, нервных клеток, являющихся основными элементами нервной системы. Нерв передает полученную информацию нейронам, затем она передается дальше, другим, третьим нейронам, и наконец доходит до того участка головного мозга, где происходит распознавание и анализ этой информации, а также рождается реакция на нее в виде определенных ощущений.

От того, как именно организован соответствующий участок головного мозга, как раз и зависит, насколько полным будет восприятие и усвоение этой информации. Если это развитый участок, с множеством нейронных связей, образующий устойчивую нейронную сеть – тогда информация будет воспринята и усвоена наилучшим образом. Если же это, скажем так, недостаточно тренированный участок мозга, где нейронные связи неустойчивы и их недостаточно – часть информации может остаться незамеченной, и картина мира понесет значительный ущерб!

Чем активнее работают наши нервные клетки – нейроны, тем богаче создаваемые ими нейронные сети, возникающие в результате взаимодействия нейронов. Каждая нейронная сеть создает нечто вроде программы, руководящей нашими навыками, способностями, восприятием и анализом информации. Таким образом в мозгу создаются системы, отвечающие за каждую нашу функцию и каждое действие. Совокупность этих систем ученые называют картой мозга.

Согласно этой карте, весь мозг, можно сказать, поделен на зоны, или области, каждая со своей функцией. Способность воспринимать звук закреплена за определенной зоной. Свет, цвет и создаваемые ими зрительные образы – прерогатива другой зоны мозга. За кинестетические ощущения также отвечает отдельная зона.

То, как мы воспринимаем соответствующие сигналы от внешнего мира, зависит от развитости ответственных за них зон мозга.

Почему они развиты у большинства людей не в равной мере? Трудно сказать – ведь мозг еще далеко не полностью изучен учеными, во многом он остается загадкой для науки! Наверняка играет свою роль и наследственность, и опыт, полученный в младенчестве, и воспитание. Но есть и другие, невыясненные еще пока факторы, определяющие, почему мы становимся визуалами, аудиалами или кинестетиками. Ясно одно: у каждого человека есть свои сильные и слабые стороны в восприятии реальности. И надо научиться пользоваться своими сильными сторонами в полной мере – а слабые по возможности развивать путем тренировок.

То, что такое развитие возможно в любом возрасте – подтверждает практика. И современная наука дает обоснование тому факту, что тренировка мозга приносит большие результаты. Ведь если еще совсем недавно считалось, что карта мозга человека неизменна, то сегодня ученые приходят совсем к другим выводам: карта мозга может меняться!

Иначе как объяснить тот факт, что человек, у которого в результате травмы или болезни поврежден участок мозга, отвечающий за восприятие звука, через некоторое время может снова научиться слышать? Другой участок взял на себя функции поврежденного, так как там сформировались новые связи между нейронами взамен отсутствующих. Карта мозга изменилась, мозг заново обучился нарушенной функции.

Наш мозг пластичен – вот о чем это говорит!

Пластичен – значит, способен меняться, развиваться, приобретать новые функции, устанавливать новые связи между нейронами и создавать новые нейронные сети.

Недавние исследования ученых выявили такую удивительную вещь: участок головного мозга, обрабатывающий зрительную информацию, способен воспринимать и анализировать и звуковые сигналы. Именно благодаря этому мы можем в своем воображении создавать зрительные образы, когда слышим речь или музыку. Звуки превращаются в зрительные образы благодаря одной и той же области мозга, отвечающей за аудиальную информацию! И чем больше мы тренируемся в создании таких образов – визуализации, тем лучше работает данная область мозга.

Точно так же мы можем тренировать свой мозг лучше воспринимать любую информацию – зрительную, звуковую, кинестетическую.

По мере тренировок мозг будет создавать новые нейронные сети и совершенствовать уже существующие. Как следствие, наша картина мира будет становиться более полной, мы уже не будем пропускать мимо себя важную информацию, а значит, работа нашего интеллекта будет значительно более продуктивной, чем прежде.

Задумайтесь: чего больше в вашей картине мира – зрительных образов, звуков, ощущений? Достаточно ли ярко и полно вы воспринимаете мир? Не бывает ли такого, что не замечаете чего-то важного, пропускаете мимо ушей или не реагируете на сигналы, которые посылает тело (оно порой сообщает нам не менее важную информацию, чем та, что видима глазами и слышима ушами)? На основе неполной или недопонятой информации мы неизбежно делаем неверные выводы и принимаем неправильные решения. Вот почему нужно развивать свою карту мозга, тренируя его на полноценное зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Начните мыслить в три раза эффективнее!

А теперь о самом главном. От нашего типа восприятия зависит и стиль и качество нашего мышления. Можно сказать, что визуалу свойственно преимущественно визуальное мышление, аудиалу – аудиальное, кинестетику – кинестетическое. Что это значит?

Визуал любую проблему и задачу воспринимает через зрительные образы. Он видит проблему. И решение ему тоже необходимо увидеть – буквально, в виде четкой и ясной картинки, пусть воображаемой, пусть отражающей желаемое будущее, но ему нужна именно картинка. Если он не видит картинки, соответствующей его решенной проблеме, осуществленному желанию или достигнутой цели – вряд ли он сможет получить то, что хочет.

Аудиал все жизненные задачи воспринимает преимущественно через слух. Сталкиваясь с проблемой, он хочет услышать в связи с ней как можно больше. И о том, как проблему решить, ему тоже надо слышать.

Кинестетик руководствуется чувством. Он чувствует проблемы и, прежде чем решать их, должен прочувствовать, каким образом проблема может быть решена.

Таким образом, не только к анализу, восприятию мира каждый человек подходит с позиций своего ведущего стиля мышления – но и к решению проблем и задач, к построению своей жизни, созиданию чего-то нового в ней. Визуал воссоздает в реальности свои зрительные образы, аудиал – то, что было им услышано и озвучено, кинестетик воплощает в реальность то, что он смог прочувствовать, ощутить даже без слов и картинок.

Представляете, как было бы хорошо, если бы мы могли одновременно и видеть, и слышать, и чувствовать проблему и ее решение? Мы в три раза больше узнали бы о проблеме и способах ее решения! А главное – получили бы в три раза больше возможностей по реализации своих желаний, достижению целей, то есть перед нами бы открылось в три раза больше путей к успеху!

Именно в этом задача данного пособия – развить в максимальной степени все три типа мышления: визуальное, аудиальное и кинестетическое.

Дальнейшая работа: от теории к практике

На этом мы заканчиваем знакомиться с теорией и переходим к практике.

Следующие главы Части 1 позволят вам:

• по внешним признакам определить, кто вы – визуал, аудиал или кинететик;

• пройти тестирование и сделать более точные выводы о преобладающем у вас сенсорном канале.


Внимательно прочитайте весь последующий материал Части 1 и обязательно выполните все предложенные задания. Только после этого можно будет приступить к Части 2 – собственно тренингу интеллекта.

Признаки, которые помогут вам узнать, кто вы – визуал, аудиал или кинестетик

Самоанализ: что вам запоминается в первую очередь?

Вспомните какое-нибудь значимое или просто приятное, запомнившееся событие из вашей жизни. Что вспоминается в первую очередь – то, что вы видели, то, что слышали, или что чувствовали?

Каждое событие откладывается в памяти в виде некой совокупности образов. Это зрительные образы, отражающие то, что вы видели, слуховые образы, сложившиеся из окружавших вас звуков, и кинестестические образы, основанные на испытанных ощущениях. Проанализировав, какие образы преобладают при попытке вспомнить событие, вы можете понять, к какой категории вы относитесь – являетесь визуалом, аудиалом или кинестетиком.

Вы сразу «увидели» в своем воображении яркую картинку? Это признак визуала. Плохо помните картинку, но в памяти хорошо запечатлелись звуки, голоса, произнесенные слова? Это характерная черта аудиала. Звуки и зрительные образы припоминаются смутно, но зато вы хорошо помните ваши собственные ощущения – тепла или холода, расслабления или тонуса, бодрости или усталости, а также прекрасно запомнили запахи? Велика вероятность, что вы кинестетик.

Если вам все еще трудно определить, к какому типу вы относитесь, возьмите бумагу и ручку и, не задумываясь, опишите любую ситуацию из вашей жизни. Не обязательно подробно – можно ограничиться краткими фразами. Пишите то, что в голову придет, не надо слишком раздумывать над формулировками. Перечитайте, обращая внимание на определения. Они относятся к зрительным, слуховым или кинестетическим образам?

Даже одну и ту же обстановку разные люди опишут по-разному. Например.

Вариант 1. Синее море, высокие покрытые зеленым лесом горы, яркий розовый закат, белоснежные чайки парят в лазурном небе среди белых облаков.

Вариант 2. Громкие крики чаек, рокот морского прибоя, шелест ветра в ветвях, отдаленное эхо в горах – больше ничего не нарушает тишину.

Вариант 3. Ласковые теплые морские волны, нагретые солнцем камни, чистый воздух, который так приятно вдыхать полной грудью.

Несомненно, вы уже поняли, что вариант 1 принадлежит визуалу, вариант 2 – аудиалу, вариант 3 – кинестетику.


Для более точного определения вашего типа восприятия, обратитесь к психологическим тестам в приложении к этой книге.