Вы здесь

Использование элементов ландшафтного дизайна в организации пришкольной территории. Тема 2. Законы и приемы ландшафтного дизайна (Н. В. Перелович, 2013)

Тема 2

Законы и приемы ландшафтного дизайна

Основные стили в ландшафтном дизайне

Стиль – это совокупность черт, близость выразительных и художественных приемов и средств, обусловливающих собой единство какого-либо направления в творчестве. Стиль в ландшафтном дизайне – это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, цветового решения, подбор растений и их сочетание, тип декоративного мощения, малых архитектурных форм, садового оборудования. Ландшафтный дизайн связан с архитектурой (предполагается четкое планирование территории), графикой (план или проект изображается графически), экологией (необходимо учитывать взаимодействие организмов с окружающей средой) и т. д. Современные стили сада только соприкасаются со стилистикой садов прошлого. Есть основания считать, что именно в Древнем Египте были созданы первые образцы регулярной планировки (регулярного стиля) садов. Человек проводил прямые линии, показывая природе свое отношение к порядку, подчинял себе геометрию водоемов, клумб, фигурно подстригал кустарники. Так родился самый четкий регулярный (французский стиль) в ландшафтном дизайне.

Регулярный стиль используют везде, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу. Сторонники регулярного стиля считали, что люди должны испытывать удовольствие при виде порядка. Однако геометрически правильно построенный план может разрушить очарование естественного ландшафта. Поэтому недостатком регулярного стиля считается монотонность. Регулярный стиль гармонирует со строгими классическими домами. Дом может быть с террасами, ротондами, балясинами, балюстрадами. Рекомендуются и определенные типы ограждения (чугунные или литые с классическим рисунком решетки), а также мощение (серая каменная крошка, гравий с песком). В наши дни использование элементов этого стиля можно увидеть в восстановленных парках усадеб и музеев. Так, парки Версаля и Петродворца по-прежнему считаются классикой регулярной планировки. Элементы этого стиля можно использовать при оформлении садов и в наше время, если позволяет стиль дома и размеры участка.

Часто регулярный стиль соседствует с английским или поглощается им. Английский стиль (пейзажный, свободный), в отличие от регулярного, не обособляет сад, а органично вписывает его в ландшафт. Считается, что этот стиль пришел в Европу из Китая и Японии, где регулярного стиля вообще не было. В этом саду нет прямых дорожек и четких геометрических форм. Асимметрия же приводит человека к более тесной гармонии с природой. Можно увидеть и получить удовольствие от каждого ландшафтного объекта участка. Для маленького садового участка естественная планировка требует меньших экономических затрат, так как не надо сооружать сложные конструкции, подпорные стенки и т. д. Максимальное использование красот естественного ландшафта участка – основа этого стиля. Дизайнер, используя законы и приемы ландшафтного дизайна, лишь подправляет не очень удачные места, усиливает и подчеркивает привлекательные. Этот стиль очень популярен в настоящее время. Он не требует определенной стилистики построек, лояльно относится к форме и рельефу участка.

Восточный стиль. Принято считать, что этот стиль зародился в Японии. Но детальное изучение этого вопроса показало, что этот стиль попал в Японию из Китая. Сегодня в Японии сады оформляют в соответствии со строгими, сложившимися в течение веков правилами. Гармоничное сочетание природных и искусственных элементов притягивает внимание европейцев к этому стилю. Многих прельщают некоторые элементы экзотики на участке: японские ритуальные фонарики, бамбуковые экраны-циновки, японские фонтанчики, водоемы со струящейся или стоячей водой. Пейзаж японского сада далек от естественной природы. Некоторые сады напоминают иероглифы, их нужно суметь прочесть и понять замысел автора. Размеры японского сада напоминают небольшую уютную комнату. Смотреть на такой сад удобно из окна дома, террасы или просто пассивно созерцать с какой-либо точки. Его можно рассматривать как живописную картину. Отдых в уголке сада, оформленном в японском стиле, отличается умиротворенностью и спокойствием. Основу японского сада создают вечнозеленые и хвойные деревья. В Японии ведущими породами являются сакура, японская сосна (ее можно заменить в нашем климате черной сосной). Из травянистых форм ближе всех к японскому саду такие растения, как хоста, астильба, корейские хризантемы, рододендроны, японская жимолость, японская айва, жимолость каприфоль, почвопокровные растения. В применении к современному саду на сегодня можно говорить лишь о мотивах японского стиля. Следует выделить небольшое пространство для воплощения своей идеи, огородить его в «комнату» и оформить «по-японски».

Модерн. Этот стиль зародился ближе к 19 в. В его основе лежит правило – максимум бытового комфорта. Это интерьер под открытым небом. На участке предусматривают площадку для барбекю, бассейн, корт и т. д. Различные зоны участка изолируют друг от друга стенами из кустарника или крупных растений. Архитектура стиля – асимметричность фасадов и планов здания. Аксессуары допускаются, но весьма ограниченно, так как девиз того стиля – «чем меньше, тем лучше». Оформление участка в стиле модерн будет по душе тому, кто любит экспериментировать с новыми формами и конструктивными элементами. Цвета стиля чистые и свежие, а детали контрастные. Мощение на таком участке может быть из плит, выложенных в виде геометрического рисунка с чередованием светлых и темных пятен. Ограждения применяются простые (например, решетки темных тонов). Контейнеры, используемые для растений, делают в виде бетонных емкостей или горшков. По форме они должны быть очень простыми. Мебель для сада – классический модерн, без украшений и современ-ного материала. Стиль пользуется популярностью у людей, ведущих активный образ жизни.

Кантри (сельский стиль). Этот деревенский или сельский стиль определяется близостью расположения участка к природным объектам (полю, лесу или водоему). Цвет и текстура элементов сада повторяют материалы, из которых построен дом (дерево, кирпич, камень). Битый кирпич или каменную крошку часто используют в качестве покрытия для дорожек, на которой можно высадить стелющиеся растения. Однако надо следить за тем, чтобы покрытия дорожек сочетались со стилем постройки дома. Ограждения на участке можно выполнить из досок, допустим и плетень. Вдоль забора можно высадить яркие цветы типичные для крестьянского сада, например георгины, мальвы и другие. Особый шарм участку в стиле кантри придадут комбинации из различных цветущих растений, которые располагаются в неограниченном количестве и могут цвести продолжительное время: маргаритки, мальва, душистый горошек и т. п. В этом стиле допускается буйство красок, их сочетание может быть ярким, контрастным, даже пестрым. Стены дома на таком участке оплетают лианами (девичьим виноградом, хмелем) и окружают цветущим кустарником. Хозяйственные постройки маскируют плетистыми розами и душистым горошком. Деревянные спилы хвойных пород различных по диаметру и толщиной около 10 см можно использовать в качестве покрытия для дорожек (спилы укладывают по специальной технологии). Плетеная мебель дополнит убранство участка в стиле кантри.

Природный стиль (экологический). Ближе всего к современным потребностям человека сельский стиль, но в последнее время наибольшее признание завоевал стиль «экологический», природный. Однако перед человеком, решившим организовать сад по образу и подобию природы, неизбежно встают две проблемы: проблема воссоздания нарушенного ландшафта и экономический вопрос – получение максимального эффекта при минимальных затратах по созданию сада и уходу за ним. Следует использовать положительные факторы среды, чтобы обеспечить условие существования и выживания организмов в различных экосистемах: лесах, степях, реках и озерах. Наши предки всегда жили в согласии с природой, интуитивно следуя «природному» стилю. Хозяйственные, простые сады на Руси в их дикой естественной красоте сочетали пользу и очарование природы, а на их устройство и уход требовалось меньше сил и времени, чем на создание садов в «заморском», регулярном стиле. И хотя прошло уже немало времени и размеры участка помещика и современного домовладельца различаются, основные приемы создания и ухода за таким садом актуальны и сегодня.

В таком саду подбирают естественные растения, характерные для данной местности и высаживают их довольно плотно, чтобы создать цветовую гамму. Желательно использовать такой прием, как ярусность: нижний ярус – мхи, верхний – деревья. При планировке необходимо учитывать естественное местоположение участка. Например, если участок заканчивается видом на лес или спуском к реке, то необходимо включать их в свою композицию, то есть визуально создать такую планировку, которая помогла бы сделать единый комплекс с этими природными объектами.

Растениям необходимо обеспечить оптимальное питание. Из всего многообразия растений выбирают те, которые отличаются долговечностью. Из плодовых – наиболее урожайные (предпочтения отдаются недорогим и выносливым сортам). Высаживая деревья, необходимо помнить об их совместимости в композициях. Например, хорошо будут чувствовать себя сосны с липами, березы с бересклетом, чубушником, спиреей. В тени и во влажных местах можно создать композиции из бадана, папоротников, лилейников. В пониженных участках рельефа устраивают водоемы с влаголюбивыми растениями, в которых собирается дождевая и талая вода. На открытых солнечных местах устраивают цветущие лужайки. В качестве удобрения используют компост из обрезанных веток кустарников и деревьев, скошенной травы, опавших листьев.

Сад может быть разделен на зоны: «луг» или «степь» – на хорошо освещенных участках, «лес» – в тени или полутени, под пологом деревьев с ажурной листвой – «опушка», «горы» – на холме или другом возвышении и т. д. Надо помнить о сбалансированном агрофоне для растений с переработкой отходов в виде компоста, о тщательном подборе растений, о создании условий для гармоничного существования растений, птиц и насекомых. В экологическом саду не надо использовать вредные для здоровья людей и животных ядохимикаты.

Колониальный (американский). Законодателями этого стиля стали первые американские колонисты, позже ему стали следовать и в других странах. Основное настроение стиля – ленивый, мягкий темп жизни. Основная концепция – минимум ухода за садом. Для оформления участка в этом стиле надо использовать те же материалы, что при строительстве дома (кирпич, доски). Этот стиль тяготеет к регулярному: прямые дорожки, аккуратные подстриженные кустарники. Но все выполнено нарочито небрежно, словно наугад. Мощение – плитка или дощатые настилы. Для покрытия дорожек часто используется щепа (мульча). Из садовой мебели – традиционный гамак, складные кресла с плетеными спинками. В последнее время колониальный стиль пользуется популярностью: городские жители часто не имеют достаточно времени для ухода за садом, поэтому их интересует простая планировка участка и ассортимент неприхотливых, но эффектных растений.

Законы и приемы ландшафтного дизайна. На протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, придерживались законов и правил, подсказанных им природой. В садах сконцентрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, то есть к законам архитектуры. Основополагающим понятием в ландшафтном дизайне, как в дизайне вообще, является понятие композиции. Под композицией (от лат. compositio – связь, соединение) понимается расположение разных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения в саду, мы должны добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией. При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств, которыми обладают пространственные формы. Сюда входят: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень).

Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции. Важнейшими из них являются единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношения форм на участке по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс и т. д. В глубинно-пространственных композициях природные формы организуются в глубокие перспективы, восприятие которых в значительной степени определяется законами линейной и воздушной перспективы – композиционных средств, присущих ландшафтной архитектуре так же, как и живописи.

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Различают линейную и воздушную перспективу. Известно, что на горизонте уходящие параллельные линии сходятся. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, – чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы. Воздушная перспектива – это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения. Эффекты воздушной перспективы строятся на законах восприятия цвета и эмоционального воздействия его на человека. В ландшафтном искусстве глубина пространства – это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства. Перспектива включает в себя точку обзора, тот объект, который подлежит обозрению, и промежуточное поле. Все эти три компонента должны создавать единство и обычно задумываются как единое целое. Перспектива обрамляется тремя плоскостями – верхней (небо или листва раскидистых деревьев), горизонтальной («пол» сада), вертикальной («стены» сада). Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно сознательно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. Для увеличения глубины пейзажа размещают группы деревьев и кустарников так, чтобы по мере удаления от зрителя их размеры сокращались. Обратная задача – оптическое сокращение пространства – обычно возникает на крупных по площади участках. Для этого увеличивают количество кулис и последовательно расширяют обзор, раздвигая их в стороны.

Цвет. В оформлении ландшафта цвету отводят одну из ведущих ролей. Цвет решает разносторонние задачи в ландшафте. С помощью цветовой организации участка можно достичь необходимых результатов: создать спокойную или возбужденную среду, ориентировать людей в пространстве, обозначить функциональную значимость территории. В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в колористике сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба, в том числе и отраженного в воде, и, конечно, цвет построек, садовой мебели. Природу цветового воздействия на человека составляют три аспекта: эстетический, физиологический, психологический.

Эстетический аспект рассматривает цвет как средство, способное гармонизировать цветовое описание пространства в единстве с заполняющими его элементами. Это означает, что цветовые характеристики объектов, заполняющих пространство, должны создавать гармоничное цветовое единство и формировать единый цветовой образ. Наукой изучено и доказано, что создание цветовой гармонии возможно при сочетании двух взаимодополняющих цветовых оттенков, расположенных противоположно к друг другу в цветовом круге. Например, сочетание красного с зеленым, синего с оранжевым, желтого с фиолетовым является гармоничным. Также требованиям комфортности в смысле эстетического воздействия отвечает и цветовая триада, например, красный – синий – желтый. В сущности гармонических цветовых сочетаний содержится диалектика природы. Поэтому гармоническое единство, образующееся при сочетании полярных цветов, это естественный результат, предопределенный основным законом диалектики – «единство и борьба противоположностей».

Цветовая гармония формирует эстетически приятное человеку цветовое пространство. Оно эстетически удовлетворяет человека ввиду того, что при непосредственном взаимодействии с ним человек обнаруживает его пользу для себя. В процессе взаимодействия с природой в течение тысячелетий у человека выработалась определенная реакция на тот или иной цвет, который в ходе социализации стал еще и носителем знаковой информации. В этом смысле способность цветовой среды вызывать эстетическое переживание у человека раскрывает сложившуюся в ходе его социализации эстетическую установку на определенный цвет и его сочетания. Данная установка является следствием сформировавшейся способности у человека ассоциировать цветовое пятно с определенным предметом или явлением действительности, Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях. И строятся они по правилам цветовой гармонии – либо на основе контраста, либо как сочетание разных оттенков одного цвета.

Зафиксировавшись в сознании, ассоциация отображает эстетические характеристики предметов и явлений, и в результате человек должен дать им соответствующую эстетическую оценку. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета в том же порядке расположены, в каком они следуют в цветовом спектре. Соответственно они разделяются на теплые или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые воздействуют успокаивающе. Зеленый находится в середине – это «цвет физического равновесия». Каждый из цветов несет психологическую и эмоциональную нагрузку на человека. Например, желтый цвет у нас ассоциируется с солнцем и с золотом и тем самым соотносится с ними, отражая характерные для солнца и золота особенности. Желтый цвет человек представляет как цвет, внушающий чувство радости, создающий праздничное настроение. Он рождает интерес к внешнему миру, побуждает к активной деятельности. Оранжевый – теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий. Красный – наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки красного действуют возбуждающе, наступательно, темные – серьезно, солидно. Фиолетовый – светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, на большой поверхности может оказывать негативное действие. Синий – тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные. Зеленый – связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый – оживленный, веселый; темно-зеленый – холодный, сдержанный. Белый – нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность. Черный – нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов.

Таким образом, человек способен эстетически оценить цветовую схему или цвет отдельного предмета путем сложных ассоциаций, в процессе которых проецируются положительные или отрицательные характеристики предмета или явления, с которыми происходит ассоциация. Помимо этого все цвета разделяются на хроматические и ахроматические. Хроматические цвета – это цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет, и указанные цвета выделены условно). Ахроматические – белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости белого цвета. Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливает действие теплых тонов – желтого и красного. Каждый цвет характеризуют три компонента: цветовой тон, насыщенность (чистота) цвета, светлота (яркость). Насыщенность (чистота) зависит от степени «разбавления» спектрального цвета белым. Светлота (яркость) – это степень отличия цвета от белого, равного ему по светлоте.

Физиологическое воздействие цвета на организм было предметом изучения таких известных ученых, как В. М. Бехтерев, М. Догель, Тривиус, Стефанеску-Гоанг, С. Кравков, Фере, К. Гольдштейн и другие. Так, исследование цветового воздействия на человека под руководством В. М. Бехтерева (1898 г.) показало замедление реакции под воздействием фиолетового цвета и, наоборот, ее увеличение при восприятии красного. Соответствующим образом происходит изменение у человека частоты пульса и дыхания: под действием красного, оранжевого или желтого цвета пульс замедляется, дыхание становится глубоким, а под воздействием фиолетового и синего наблюдается обратный процесс. Выявлена определенная закономерность в изменении физиологических процессов организма при восприятии человеком теплых и холодных цветов. В большинстве случаев теплые цвета (красный, оранжевый, желтый и их производные) вызывают у человека возбуждение, усиливают эмоциональное напряжение, а холодные (синий, голубой) действуют успокаивающе. Из всего спектрального цветового разнообразия наибольшее глазное давление вызывает красная часть спектра, а меньше всего утомляет сетчатку глаза человека зеленый цвет.

Психологический аспект восприятия цвета связан с этнокультурной спецификой мировосприятия и мировоззрения человека, с особенностями среды, где он вырос и сформировался, с общим уровнем его эстетической культуры. Психологическая составляющая реакции человека на цвет обусловлена ассоциативным характером мышления, его способностью находить прямую связь между цветом и явлениями природы. Теплые цвета и холодные оттенки человек мысленно соединяет с явлениями природы. Например, теплая энергия солнца с ее желтой или оранжевой окраской цветового потока (в зависимости от времени суток) стала одной из причин придания желтому и оранжевому цвету статуса теплого оттенка. Прохлада воды явилась одним из оснований того, что ее голубоватую окраску и тем самым голубой цвет (следствие отражения неба) человек связывает именно с характером ее температурного воздействия. Таким образом, на основе прямых ассоциаций человек ощущает красный, желтый, оранжевый цвета как теплые, а синий, голубой, фиолетовый цветовые тона как холодные.

В ландшафте преобладание теплых или холодных цветовых тонов вызывает различный эмоциональный отклик и создает определенное настроение. Так, холодная цветовая гамма ландшафта создает чувство прохлады, успокаивает, а теплая вызывает обратное ощущение и настроение.

В природе цветовое многообразие находится в оптимальном балансе для его восприятия человеком, так как в течение своего развития человек адаптировался к его уравновешенному постоянству. Постоянное восприятие растительного мира предопределило положительную реакцию человека на зеленый цвет как цвет мирный, спокойный. При восприятии среды большую роль играет такая особенность цвета, как способность неадекватно отражать характеристики заполняющих пространство объектов, то есть создавать зрительные иллюзии. Они могут формировать различный пространственный образ. Так, к иллюзии восприятия зрительной природы можно отнести иллюзию неадекватного суждения о размере предмета: из двух одинаковых предметов, окрашенных в темные и светлые тона, наибольшим по размеру кажется предмет светлый. При восприятии двух предметов, окрашенных в хроматический (цветной) и ахроматический (серый) тон, большим по размеру будет ощущаться предмет серого тона. Наряду с «ошибочными» представлениями о размерах цвет также может формировать и зрительную оценку веса предмета. Темный предмет кажется тяжелее светлого. В группе объектов, окрашенных в холодные и теплые оттенки, более легкими воспринимаются те, которые имеют холодные цвета.

Важную роль в зрительной оценке пространства ландшафта играет эффект воздушной перспективы. В соответствии с ним более близкие к наблюдателю объекты кажутся теплее. По мере удаления от человека они теряют теплый оттенок, цветовую насыщенность, а также светлеют, приобретая синеватый цвет. В результате этого создается впечатление приближения или отдаления предметов на участке. Зрительные иллюзии, создаваемые цветом, могут рождать бесконечное множество пространственных изменений характеристик ландшафта. Используя данную особенность цвета, можно зрительно растянуть или сжать пространство участка, обеспечить органичное включение крупных форм в пространство малого размера, стушевать погрешности формы предметов (например, дисгармоничную пластику формы), а также выявить доминантную группу предметов на участке (для усиления знаковой информации).

Конец ознакомительного фрагмента.