Вы здесь

Использование средств тайского бокса в целях двигательной рекреации. Глава 1. Теоретико-методологические аспекты двигательной рекреации студентов в тайском боксе (А. В. Цинис, 2014)

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты двигательной рекреации студентов в тайском боксе

1.1. Сущностные характеристики исследования и основные особенности подготовки спортсменов в боевых единоборствах

Специфический характер жизни со стремительно изменяющейся информационной средой города, открытым доступом в виртуальное пространство, в котором можно получить очень многое, но не всё, новизна событий студенческой жизни, включение в жёсткую систему статусно-ролевых отношений требует максимальной включенности в процесс общественной жизни. Студент распылён на всевозможные отношения и оказывается в ситуации, когда он не осознаёт себя как единую целостную личность, открытую для свободного принятия решений, выражения эмоций и чувств. В результате нарушается личностная и интимная пространственная дистанция, нет «диалога» с природным окружением, нет состязания с природой, что приводит к разрушению гармоничного равновесия человека как био-социальной системы, типу поведения, не соответствующего общественным нормам. Переоценка культурных и нравственных ценностей порождает их мутацию, особенно у подрастающего поколения. В этом отношении роль физической культуры, как части культуры общества, трудно переоценить в деле культурного и национального возрождения России.

Систематическая тренировка благоприятствует росту и биологическому созреванию организма: длины и массы тела, окружности грудной клетки, динамометрии и спирометрии, активизации обмена веществ. Повышение эффективности транспорта кислорода к работающим мышцам и скорости его перехода в ткани приводит к повышению функциональных возможностей организма и экономизации функции, которые проявляются у тренированных лиц, как в покое, так и при дозированных нагрузках. Указанные процессы способствуют накоплению энергетического потенциала организма, что позволяет компенсировать неблагоприятные воздействия факторов окружающей и внутренней среды.

Главное воздействие двигательная активность оказывает на кардио-респираторную систему человеческого организма. Сердце нетренированного человека, за одно сокращение в состоянии покоя выталкивает в аорту до 70 мл крови, то есть за минуту 3,5–5 литров. Систематические тренировки способствуют увеличению этого показателя до 110 мл, а при тяжелых физических нагрузках цифра возрастает до 200 мл и более. Это развивает резервную мощь сердца. Наблюдается увеличение просвета сосудов и плотности капилляров вместе со снижением реактивности миокарда на действие стрессоров. Все описанные изменения служат проявлением биохимической адаптации организма к новой, более интенсивной или более длительной мышечной работе. Результат такой адаптации организма, происходящей в организме – повышение его работоспособности.

Развитие двигательных возможностей организма на заключительном этапе возрастного развития является не только делом «чистой моторики». Оно связано с развитием познавательных способностей, сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных компонентов личности, изменением мотивации обучающихся, эффективности передачи знаний, умений и навыков, установлением особенностей склада личности, волевых проявлений. Характер упражнений и тренировок, нагрузка, их соотношение и ряд других факторов, также влияют на ход обучения. Более сложные двигательные действия, в ходе которых решаются комплексные задачи, предъявляют студентам более сложные и разносторонние требования.

Однако как показывает жизнь, с возрастом снижается двигательная активность молодежи. Физической культуре и спорту в среде студенческой молодежи уделяется значительно меньше времени и усилий, как этого требует время. В соревнованиях различного масштаба принимают участие из года в год одни и те же лица, имеющие достаточный уровень физической и технической подготовленности. В целом уровень эффективности системы физического воспитания в вузах держится в основном на инициативе и гражданской позиции представителей администрации и профессорско-преподавательского корпуса и низкой активности студентов. И к окончанию вуза видим еще молодых, но уже с излишним весом и букетом заболеваний, людей. Их уже очень трудно сдвинуть с насиженного места. Им трудно поменять спокойный и привычный режим жизни на активную двигательную деятельность.

Двигательная рекреация является тем самым средством, которое способствует ощущению радости, активной двигательной деятельности. Особенно это относится к внеучебным занятиям физическими упражнениями.

К понятию двигательной (физической) рекреации относят ряд целевых установок (восстановление, отдых, переключение на другой вид деятельности, получение удовольствие от занятий, развлечение и т. п.). В отличие от других видов физической культуры, в физической рекреации отсутствует чёткая целевая направленность, позволяющая использовать физическую рекреацию для удовлетворения различных сугубо индивидуальных потребностей человека. Вместе с тем, данное обстоятельство накладывает ряд методических проблем, смысл которых заключается, в отсутствии научно-обоснованных рекомендаций по использованию средств, методов, форм рекреационных занятий, параметров нагрузки для удовлетворения индивидуальных потребностей человека в этом виде деятельности, с учётом возраста, физического развития, социального статуса занимающихся и пр.

Для того чтобы студент мог реализовать свой потенциал в рамках двигательной рекреации, необходимы соответствующие условия. Известно, что под «условием» понимается то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий). Весь этот комплекс в целом называют достаточными условиями. Именно условия превращают фактор (потенциал) в реально действующую силу.

Одним из важных условий эффективной двигательной рекреации студентов является мотивация к активной двигательной деятельности.

Работа, которую человек выполняет с желанием, формирует у него позитивные эмоции, не вызывает выраженного утомления даже после многочасовой деятельности и может частично компенсировать недостаточную выраженность некоторых важных качеств, существенно повысить результативность спортивной деятельности. Напротив, отсутствие должной мотивации к конкретной деятельности делает ее малоэффективной, даже при наличии у человека необходимых качеств.

Мотивация является одной из основных детерминант поведения человека. Выбор вида спорта, профессии, места работы, круг общения, род занятий, успешность спортивной, учебной и трудовой деятельности – все это, так или иначе, связано с мотивационной сферой личности (Л. А. Хохлова). Без знания потребностей и мотивов конкретных людей вряд ли возможны прогнозирование и корректировка их поведения и состояния (И. Г. Мосягин).

В данном случае представляется необходимым определить средства, формы, содержание и методы функционирования двигательной рекреации с точки зрения ее потребности. Опираясь на данные А. Н. Николаева, в своем исследовании за основу формирования мотивов нами взяты ряд его рекомендаций, в частности: предоставление необходимой информации о значимости занятий физической рекреацией в укреплении здоровья, улучшении фигуры, развитии двигательных качеств и характера, получение ярких впечатлений, в том числе и от межличностного общения в процессе занятий; приобретение личного позитивного опыта, связанного с занятиями, повышение значимости мотива самосовершенствования.

Для поддержания мотивов важны культурные традиции, принятые в учебном заведении. На современном этапе развития особо актуален здоровый образ жизни для студенческой молодежи. Помочь студентам скорректировать свои жизненные задачи и цели, чтобы выделить необходимое время для укрепления здоровья, доказывать преимущества здорового образа жизни, формированию устойчивой психологической мотивации к здоровому образу жизни. Основной целью формирования здорового образа жизни в вузах является формирование у студентов активности, ведущей к здоровью, поддержанию и повышению уровня тренированности. С этой целью все вузы стремятся к внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательную среду, улучшению показателей психологического, физического, социального и духовно-нравственного здоровья обучающихся, снижению числа лиц, употребляющих табак, алкоголь, наркотики, допинг и другие психоактивные вещества, установления толерантного отношения к культурам других народов и стран.


К основным направлениям деятельности вуза относятся:

– укрепление психологического здоровья, способствующего психосоциальной адаптации, эффективному преодолению стрессовых нагрузок и кризисных ситуаций, мотивации на изменение жизненного стиля и ценностных ориентации;

– укрепление физического здоровья, основанного на сохранении и развитии ресурсов физического благополучия и создание условий для этого;

– укрепление социального здоровья основанного на развитии социальной поддержки: обеспечение условий для систематического участия целевых групп в оздоровительных, спортивных, досуговых, творческих мероприятиях;

– укрепление духовно-нравственного здоровья, которое предусматривает проведение различных культурно-воспитательных мероприятий; мероприятий по формированию ценностно-смысловой составляющей мировоззрения; воспитание у студентов чувства долга, патриотизма и уважения к культуре народов и стран, нравственно-этических качеств.


Практически все указанные направления деятельности вуза по решению данных задач могут решаться в рамках занятий тайским боксом. Относительно новый вид спорта с особым и красочным ритуалом начала поединка, музыкальное сопровождение с экзотическими мелодиями все больше привлекает внимание молодых людей, преимущественно студенческого возраста.

Постижение культуры Боевого Искусства позволяет стать студенту частью Культуры мира, осознать истинную значимость традиций и должного образа жизни, уважения к своим наставникам и сокурсникам, к месту, где живет и работает, к окружающему его миру, в конечном счете – к себе.

Для повышения эффективности двигательной рекреации следует придерживаться следующих условий:

– проведение занятий под руководством тренера;

– создавать группы студентов с учетом одинаковых предпочтений в выборе вида физкультурно-спортивной деятельности и однородных по уровню физической подготовленности;

– подчеркивать реально достигнутые результаты и проявление интереса к личности, учитывая интересы и потребности каждого;

– использовать элементы самостоятельности в организации рекреационной деятельности с целью повышения личной ответственности;

– формировать ситуации, приносящие положительные эмоции;

– привносить разнообразие в физические занятия;

– создавать традиции внутри группы, объединяющие участников, способствующие неформальному общению.

Построение и содержание подготовки спортсменов в ударных единоборствах связаны с изучением теоретико-методологических основ управления подготовкой боксеров, разработке, раскрытию содержания и структуры тренировочной и соревновательной деятельности и др.

По степени контакта все боевые искусства классифицируют по следующим признакам:

Неконтактные (условные) системы: (ушу, тайцзи-цюань, чань-цюань, каратэ-до, капоэйра).

Спортивные системы: (условно-контактные (айкидо, каратэ-до); ударные (муай-тай, бокс, кикбоксинг, каратэ киокусинкай, тхэквондо, русский кулачный бой); бросковые (вольная борьба, греко-римская борьба, самбо, дзюдо, кэтч); комбинированные (рукопашный бой, самбо, славяно-горицкая борьба, панкратион, микс-файт, саньда, кудо).

Боевые (полноконтактные) системы: ограниченные («УНИБОС», джиу-джитсу, самбо), тотальные (всеохватывающие) (Штурмовой рукопашный бой, система «Спецназ-ГРУ»; Самооборона «ГРОМ», Специальная армейская система СПАС, система «Боевая машина», Система реального уличного боя «СРУБ»).

Динамичные системы с применением оружия (ножевой бой, кендо, арнис). В неконтактных (условных) системах внешняя эффектность условных стилей является главным свидетельством мастерства бойцов, где чистота техники и строгое соблюдение канонов школы ценится превыше всего. Практика формальных упражнений составляет основу тренировочного процесса. Спарринг в контакт – либо вообще отвергается, либо играет самую незначительную роль.

В отличие от условных стилей, тренировки и особенно соревнования по спортивным единоборствам неразрывно связаны с некоторым травматизмом. Однако все виды спортивных единоборств представляют собой относительно безопасные аналоги систем реального боя. В них существует масса ограничений, направленных на уравнивание шансов противников, на то, чтобы свести к минимуму приемов шокового и травмирующего воздействия. Акцент в основном делается на наиболее зрелищных и внешне эффектных приемах, которые можно достаточно легко заметить и оценить судьями и зрителями. Многие приемы, наиболее эффективные для поражения противника, в спорте категорически запрещены (С. Н. Никитин).

Приведенный систематизированный перечень контактных ударно-бросковых категорий свидетельствует о том, что их задачи, состав технических действий и условия для реализации этих специфических действий весьма многообразны.

Анализ теоретических и методологических исследований в области психолого-педагогических основ физической подготовки спортсменов в ударных единоборствах показал, что в основном все исследования ориентированы на наличие у спортсменов соревновательного опыта и определенного развития технико-тактической, физической и функциональной подготовленности.

Так в многочисленных исследованиях А. В. Гаськова (1998–2009) даны основы планирования, контроля и в целом раскрыта педагогическая технология их соревновательно-тренировочной деятельности. В. А. Таймазовым разработана стройная система индивидуальной подготовки спортсменов в спорте высших достижений.

Проблемы подготовки спортсменов по восточным единоборствам, вошедшим в программу Олимпийских игр резерва сборных команд, рассматривались в работе А. А. Рузиева с соавт.). Раскрыты вопросы методического обеспечения организации учебно-тренировочного процесса; методы контроля за тренировочным процессом; использование достижений науки в тренировке юных спортсменов.

Тайский бокс как представитель ударных спортивных единоборств «…представляет собой высокоактивную двигательную деятельность, достижения которой производны от физических и связанных с ним способностей спортсмена» (А. В. Гаськов, В. А. Кузьмин). С каждым годом он получает всё большее распространение, особенно среди подростков и юношей нашей страны, как эффективное средство разностороннего воспитания и огромной зрелищности. Бой проходит под характерную традиционную музыку, исполняемую на четырех основных инструментах – пи джава (яванский кларнет), клонг кэк (двойной барабан), шинг (железные или медные цимбалы) и конг (южнотайландский тип барабана). Наиболее важную роль в музыке играет кларнет, чье звучание очень часто использовалось для поддержания морального духа и развития боевого энтузиазма тайских войск во время сражения. Своеобразная тайская музыка, непрерывно воздействуя на нервную систему спаррингующих, помогает им. На голову и бицепсы спортсменов надеваются специальные повязки из ткани, скрученной в канат («могкон» и «партиат»).

Широкое развитие муай-тай в России получил в 1992 году, когда по инициативе Сергея Заяшникова в Новосибирске была создана профессиональная Российская лига муай-тай (РЛМТ). В декабре 1995 на основе РЛМТ организуется Федерация тайского бокса России (ФТБР). В настоящее время муай-тай культивируется во многих крупных городах России. Особенно высокую популярность тайский бокс имеет у студентов вузов.

Большой объем литературы, посвященный исследованиям методики подготовки в тайском боксе, в основном носит популяризаторский и историко-культурологический характер.

В научном и научно-методическом плане тайскому боксу посвящены исследования (О. Л. Артеменко с соавт.; Р. Л. Брук; С. И. Заяшников; О. Терехов с соавт.; В. Г. Шехов, Б. П. Хамаганова и др. В работах О. Л. Артеменко, С. И. Заяшникова описана история возникновения и развития тайского бокса, а также раскрыты религиозно-философские корни этого вида спорта.

О. Тереховым с соавт., В. Г. Шеховым, С. И. Заяшникова раскрыты с разных позиций техника бокса и отдельные аспекты технической и психологической подготовки, основ профилактики травматизма, правил соревнований и терминология.

Работы З. М. Хусяйнова с соавт. посвящены методике тренировки, в частности раскрытию вопросов индивидуализации общей и специальной физической подготовки боксеров различной квалификации и тактических типов. Им установлено, что уровень специальной физической подготовленности боксеров разной квалификации зависит от рациональной техники выполнения ударных движений, развития максимальных силовых способностей мышц рук, туловища и ног, а также от антропометрических признаков; максимальные силовые показатели ударов зависят от рациональной техники ударных движений.

В исследовании Б. П. Хамаганова проведен анализ особенностей соревновательной деятельности в тайском боксе, раскрыта методика обучения базовой технике и на этапе непосредственной подготовки к ответственным соревнованиям, контроль за развитием физических качеств в сочетании с формированием техники ударов при вращательных движениях.

Тренировочный процесс и подготовка к соревнованиям складывается из объективной картины соревновательной ситуации, ее субъективного ощущения, результата деятельности и последствия этого результата, в которых все категории связаны и проходят через личность, определяемые мотивами к соревновательной деятельности, личностным отношением, склонностями и способностями.

Объективная соревновательная ситуация складывается из большинства видов деятельности. С личностной позиции определяется поиск или избегание соревновательной ситуации. По Мартенсу этот процесс называется состязательностью и имеет генетические основы: «Состязательность является личной склонностью и на нее воздействуют самые различные причины, которые могут сформировать любую личностную черту, с учетом прошлого культурного опыта».

Каждая схватка начинается с церемониального танца «вай кру». Танцев таких существует несколько. Из них наиболее известны «Приветствие государю», «Пудрящаяся девушка», «Полет лебедя», «Рама преследует оленя». Танцы красивы и даже величественны. Только по одному исполнению танца знаток «муай тай» в состоянии определить не только стиль ведения боя исполнителем и его принадлежность к какой-либо региональной школе, но и основные его человеческие качества. В танце демонстрируются почитание и благодарность за любовь, и заботу стране, родителям и учителям. Танец – это и своеобразная разминка для рук, ног и мышц корпуса, включающая в себя как ритуальные приветственные жесты или чисто танцевальные движения, так и боевые связки, в частности. Это и психофизиологическая подготовка, поскольку танец сопровождается программирующей музыкой и исполнением танцующим некоторых заклинаний.

В тайском боксе боксёр может посостязаться с соперником в силе, ловкости, выносливости, благодаря чему большинство тайских боксёров отличаются боевитостью, смелостью, умением бороться с трудностями и на спортивной площадке и в повседневной жизни. Акцентирование спортсменов на этих победах служит мощным стимулом патриотического воспитания. Как вид спортивных единоборств тайский бокс является хорошей подготовкой для службы в вооружённых силах России.

К внешним факторам можно отнести погоду, время, место, условия и обстановка соревнований, поведение противника, особенности взаимодействий противников и партнеров и др. Немаловажными внешними факторами, являются условия учебы и жизни студентов, занимающихся спортом.

Факторы соревновательной деятельности, поведение противника, особенности взаимодействий противников и партнеров. Спортивная деятельность тайских боксеров связана с высокой вероятностью воздействия на них комплекса неблагоприятных факторов, в т. ч. несущих угрозу здоровью и жизни. Ответная реакция организма в этих случаях формируется как сложный многокомпонентный процесс, который зависит от характеристики раздражителя, от показателей состояния и резервных возможностей организма и функций структур центральной нервной системы (ЦНС), составляющих аппарат гомеостатической регуляции. Учет и оценка ответных реакций организма, имеющих адаптивную направленность, чрезвычайно важны для прогнозирования уровня работоспособности спортсменов.

Особенно важна такая оценка для начинающих спортсменов, чтобы занятия боксом не стали лишь временным явлением их жизни, чтобы они с другой стороны не оказались конкурирующими по отношению к основному виду деятельности – учебной, чтобы по окончанию профессионального обучения студент вышел из стен вуза здоровым и активным профессионалом.

К наиболее важным внутренним факторам относятся способности и уровень мотивации (конкурирующие мотивы и характер отношения к деятельности). Результаты ряда работ по изучению адаптации к различным видам деятельности, в том числе спортивной, свидетельствует о целесообразности исследования социально-психологического компонента этого процесса (Г. М. Зараковский; В. И. Медведев, В. А. Пономаренко).

Сочетание учебной деятельности в вузе, учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности в спорте следует рассматривать как состояние хронического стресса различной степени выраженности, которые приводят к раннему истощению компенсаторно-приспособительных механизмов. На фоне быстро растущих успехов в спорте, снижается мотивация к учебным занятиям из-за невозможности гармонично распределить свои возможности между спортом и учебой.

Воздействие фактора стресса. Стресс в жизни спортсменов является не просто сопутствующим фактором. Это самостоятельная главная особенность соревновательной деятельности. При изучении реакции организма в процессе поединка установлено, что ЧСС увеличивается до 180–200 уд. мин., артериальное давление возрастает на 30–45 % от исходного уровня, повышается гиперсекреция гормонов, наблюдается нарушение их суточного ритма, увеличивается нервно-эмоциональное напряжение, нарастает утомление и недостаточность восстановительного отдыха, которые при неправильной организации учебного и учебно-тренировочного процесса приводят к потере работоспособности, в том числе и спортивной, развитию вегето-сосудистых дистоний, невротических состояний.

Применительно к спортсмену эти факторы получили определение психофизиологических опасных факторов, которые проявляются в тех случаях, когда в силу сложившихся физических нагрузок и противодействия в соревновательных поединках, учебно-тренировочном процессе и других обстоятельств и условий, нарушается функционирование отдельных психических, физиологических систем или организма в целом. При нерациональном распределении акцентов, страдает организация деятельности, принимаются неверные решения, что приводит к снижению спортивной надежности и возрастанию вероятности ошибочных действий.


Способности и уровень подготовленности. Многие авторы (В. Г. Дорошев, В. Н. Сочнев, В. А. Пономаренко, В. Н. Сысоев) отмечают в своих исследованиях, что основными особенностями современной подготовки боксеров являются: многопрофильность, разносторонность характера и содержания выполняемых действий; чрезвычайно интенсивный темп деятельности; высокая доля пространственного ориентирования и изменения его психофизиологических механизмов; высокое нервно-эмоциональное напряжение.

К требующим пристального внимания, психофизиологическим факторам соревновательной деятельности тайских боксеров, обусловленным особенностями функционирования психики, следует отнести: доминантное состояние, преждевременная психическая демобилизация, дремотное состояние, психическая оглушенность, феномен: минимизации и мнимой оптимизации, усложнения деятельности, сознательного искажения мотива, привыкания к опасности, психической установки, выполненности действия, низкой психической готовности, отсутствия переключения, ошибочного реагирования, забывания; искажения рефлекса на время и др.

Психофизиологические факторы, обусловленные особенностями функционирования анализаторных систем: большие погрешности глазомера, феномен не восприятия и перепутывания, нарушение работоспособности анализаторов и их взаимодействия.

Психофизиологические факторы, обусловленные особенностями функционирования организма в целом: снижение работоспособности и функциональных резервов, десинхроноз, биологические ритмы, монотония, заболевания, стресс, обморок, шок, коллапс, боль, сотрясение мозга, потеря сознания, кома, судороги.

Психофизиологические факторы, обусловленные особенностями спортивной деятельности: отрицательный перенос навыка, феномен несоответствия структуры деятельности условиям соревновательной деятельности, перетренированность.

Психофизиологические факторы, обусловленные особенностями соревновательной среды и среды проживания. Многочисленные исследования, указывающие на положительное влияние физических упражнений на различные системы организма, связаны с характером изменений, происходящих в организме: с одной стороны увеличивается количество и качество владения двигательными умениями и навыками, а с другой – в результате систематических занятий происходит экономизация функций основных систем организма и увеличиваются их функциональные резервы.

Выбирая подходы в качестве основополагающих нашего исследования, мы руководствовались тем, что существует множество весьма устойчивых стереотипов, которые мешают объективной оценке систем, структур, явлений. Наличие диалектических противоречий в них зачастую принимаются за недостатки и пороки. С этих позиций, использование диалектического подхода в научном познании и преобразовании педагогической практики, позволяет решить задачи раскрытия связей и зависимостей социального и биологического; дать характеристику процессов, происходящих на различных уровнях, их развития; об источниках, движущих силах и направленности развития; вытекающих следствий, вскрыть такие инварианты знания, как педагогические факторы и условия.

В образовательном процессе опора на мультикультуральный подход позволяет осуществлять политику культурного плюрализма и защищать многообразие культур народов мира, приобщающее молодежь к культурным и нравственным ценностям других стран и народов (В. Малахов, А. И. Куропятник, Г. В. Палаткина).

1.2. Общие проблемы адаптации студентов к условиям воздействия учебной деятельности и спортивной подготовки

Студенты как особая социальная группа, при адаптации к условиям высшего учебного заведения проходят через многоуровневый социально-психологический процесс, получая новый общественный статус – статус студента. Несмотря на то, что молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, научно-технический прогресс, наряду с положительными эффектами, обрушил на современного студента огромный спектр отрицательных воздействий. К явным трудностям обучения в ВУЗе относятся увеличение в геометрической прогрессии поступления новой научной и социально-политической информации, ограниченное время на ее переработку; режим и методы обучения, кардинально отличающиеся от школьных; неумение отсеивать ненужную информацию и отсутствие навыков систематической самостоятельной работы в овладении учебным материалом. К скрытым трудностям относятся на первый взгляд малозначительные, но в совокупности, дающие отрицательный эффект: необходимость налаживания межличностных отношений в учебной группе; ломка старого жизненного стереотипа, сложившегося за годы учебы в школе и формирование нового; дефицит времени на освоение учебного материала, трудности проживающих в общежитии.

К особенностям умственного труда студентов относится:

– одновременное наблюдение за несколькими изменяющимися во времени процессами или изучение многих дисциплин за короткий срок;

– восприятие и переработка разнообразной информации, с частым и быстрым переключением с одного объекта или предмета на другой;

– острый дефицит времени для переработки этой информации и чувство повышенной ответственности за принимаемые решения;

– необходимость сохранения интенсивности и напряженности внимания, памяти, мышления, эмоций;

– выполнение значительной части работы в вечернее и ночное время;

– низкая двигательная активность (работа выполняется большей частью сидя, не требует больших физических усилий);

– тесное переплетение мыслительной деятельности и эмоционального напряжения при решении производственно-учебных задач.

В особенно сложном положении оказываются студенты начальных курсов, попадая в новые специфические социальные отношения и условия деятельности, связанные с непривычными методами и формами обучения, новыми эмоциональными переживаниями, у них меняется режим труда, отдыха и сна.

Два месяца в году у студентов связаны с экзаменами – зимняя и летняя экзаменационные сессии, которые являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 9–12 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 86–100 %. При этом начинающий спортсмен в качестве студента совмещает несколько видов учебной, спортивной, трудовой деятельности и др., где нагрузки в основном имеют конкурирующие мотивы.

Нарушения привычного режима труда, отдыха и питания, возрастание времени нахождения студентов в состоянии гиподинамии приводят к нервным напряжениям, излишней раздражительности, вялости, снижению волевой активности, к повышенному беспокойству, отрицательным эмоциям, неуверенности в своих силах, чрезмерному волнению и страху, к снижению работоспособности и общего функционального состояния, толерантности организма к физическим нагрузкам.

Все указанные причины в совокупности приводят к снижению мотивации учения, что отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии студентов, приводит к дисгармонии в развитии личности (О. А. Жилина, В. И. Медведев, Fuatai L.).

Все виды учебной деятельности и жизнедеятельности протекают в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Степень эффективности приспособления к различным условиям определяется процессами адаптации. Если изменяется внешняя среда, то меняется и состояние организма по пути формирования нового равновесного состояния для обеспечения стабильности внутренней среды организма. Адаптация к комплексу новых требований, специфичных для высшей школы, протекает на фоне быстрого взросления и становления личности и отличается остротой, длительностью, психосоциальной зависимостью, что требует значительного напряжения компенсаторно-приспособительных механизмов.

Учебная и соревновательная деятельность сопряжена со значительными требованиями к организму в связи с необходимостью: – освоения (выполнения) значительных тренировочных и соревновательных нагрузок (Н. Г. Озолин, Ф. П. Суслов);

– сочетать интеллектуальные, физические и функциональные нагрузки с психоэмоциональным напряжением и не всегда благоприятными социально-бытовыми условиями жизни.

Адаптация (от латинского adapto – приспособляю) различными авторами в зависимости от области применения и целей исследований определяется неоднозначно. Но практически во всех дефинициях адаптация указывает на приспособительные изменения организма (или социально-психологической сферы) в ответ на новые условия жизни. Процессы адаптации обеспечивают возможность существования организма, благодаря которым достигается оптимизация функционирования систем организма проявляющаяся на физиологическом, психологическом, социальном и поведенческом уровне (П. И. Сидоров; И. Г. Мосягин). Изучение механизмов адаптации, резервных возможностей организма студента при действии учебных факторов в процессе обучения в вузе, является одной из важнейших педагогических, психологических и биологических проблем, тесно сопряженных с пониманием общих закономерностей поддержания здоровья, восстановления работоспособности, сохранения устойчивого вегетативного гомеостаза организма.

По данным А. А. Ухтомского в ответ на воздействие того или иного фактора среды в организме происходит генерализованная по типу доминанты реакция, направленная на приспособление к новым условиям. Считая доминанту своеобразным органом поведения, А. А. Ухтомский писал: «За каждой естественной доминантой кроется возбуждение целого созвездия центров. В целостной доминанте различают кортикальные и соматические доминанты. В результате накопления в процессе адаптации количественных изменений организм со временем приобретает новое качество, так как каждая конкретная среда обитания формирует наиболее оптимальную и адекватную для нее «полносвязную систему, действующую как механизм с однозначным действием» (А. А. Ухтомский).

Как справедливо подчеркивает В. П. Казначеев: «Изучение феномена адаптации не может основываться только на традиционных клинико-физиологических представлениях, а требует иных методологических и методических подходов. Процессы адаптации, с одной стороны, являются особым объектом медико-биологических и психологических исследований, а с другой – сам феномен адаптации следует считать новым важнейшим методом в изучении фундаментальных свойств жизни». Так различают адаптацию к физическим нагрузкам, клеточную, тканевую, биохимическую и другие виды адаптации.

В основе механизма адаптации лежат компенсаторные и защитные характеристики. Для оценки эффективности и надежности деятельности человека используют критерий «цена деятельности», характеризующий необходимые для выполнения работы физиологические и психологические затраты организма.

Показатели функционального состояния организма как совокупность характеристик физиологических функций и психофизиологических качеств определяют уровень активности функциональных систем организма, особенности жизнедеятельности и работоспособности, несущих наибольшую нагрузку в обеспечении профессиональной, спортивной и др. видов деятельности (В. И. Медведев, 1982; К. В. Судаков 1987).

Они могут быть классифицированы (табл. 1) по уровню адаптированности организма к условиям внешней среды, надежности и цене деятельности, степени напряжения регуляторных механизмов гомеостаза, адекватности ответной реакции организма требованиям выполняемой деятельности (Новиков В. С., Ушаков И. Б.).

К нормальным функциональным состояниям относятся те, при которых сохраняется заданный уровень деятельности, а её психофизиологическая цена не превышает возможностей гомеостаза.


Таблица 1

Основные классификации функциональных состояний


С этой позиции все функциональные состояния могут быть разделены на разрешенные (допустимые), при которых «цена деятельности» не превышает возможностей организма, и запрещенные (недопустимые), когда она столь велика, что появляется значительная вероятность развития патологических нарушений. Перенапряжение приводит к срыву процессов адаптации, развитию дезадаптации. При длительном или интенсивном воздействии неблагоприятных факторов могут развиваться стадии «изнашивания», истощения (Ф. З. Меерсон, М. В. Махнев; А. В. Михневич, Ю. И. Погодин). Однако стрессовые ситуации являются двигателем спорта.

Эффективность процессов адаптации организма связывают с надежностью соревновательной, учебной, трудовой деятельности, под которой понимается такой уровень регулирования и соотношение элементов психофизиологических процессов, когда обеспечивается оптимальная деятельность не только физиологических систем, но и всего организма в целом (И. А. Сапов, П. К. Анохин, В. П. Казначеев, В. И. Медведев).

Специфическое давление на студента, связанное с профессиональными факторами среды (информационные перегрузки, монотония, напряжение внимания, адинамия), ставят данную группу населения на первое место по риску формирования состояния нервно-психической дезадаптации. Как организм здорового молодого человека справляется с экстремальными внешними и профессиональными факторами среды, за счет активации каких внутренних механизмов живая система приспосабливается к сезонным негативным влияниям и акклиматизируется к изменившимся условиям с наименьшими потерями?

Описание организма как целого невозможно без исследования межсистемных взаимосвязей, так как целостный организм представляет собой гармоническое взаимодействие функциональных систем разных уровней, их различных ритмов и саморегуляторных механизмов. Изучение живых объектов как целостных систем предлагался еще в классических трудах отечественных ученых – И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина и т. д. Исходя из вышесказанного, представляется актуальными исследования внутри– и межсистемных взаимосвязей и характера управления психофизическим состояниями с учетом динамики систем в естественной среде обитания. Данные исследования дадут возможность раскрыть механизмы взаимодействий систем, реализуемые при функционировании организма студента в качестве начинающего спортсмена, что является важным для анализа, прогнозирования и коррекции в случае нарушения функциональной активности.

Исследование динамики различных функциональных систем позволяет фиксировать естественные изменения студента, выявлять способности его организма к внутриструктурным изменениям с целью эффективной адаптации в условиях среды обитания. Учет вариабельности состояния их физиологических систем, несомненно, будет способствовать совершенствованию диагностического и управленческого процесса.

В основе регулирования психофизиологических процессов лежат процессы энергообразования. Как отмечает Л. Г. Апанасенко: согласно закону максимума биогенной энергии Вернадского-Бауэра в соперничестве с другими системами выживает та, которая наилучшим образом способствует захвату энергии и её использованию наиболее эффективным способом. Чем выше доступные для использования резервы биоэнергетики, тем организм жизнеспособнее, ибо в основе жизнедеятельности (как, впрочем, и во всём, что происходит во Вселенной) лежит энергия. Поэтому научная организация годичного цикла тренировки начинающих спортсменов – один из основных факторов в обеспечении успеха, как в современных соревнованиях турнирного типа, так и в продлении спортивного долголетия и сохранения здоровья спортсменов.

Конец ознакомительного фрагмента.