2 Подготовка учителя информатики в условиях информатизации образования и общества на основе компетентностного подхода
При рассмотрении материала этого модуля студент должен понять: проблемы и потребности современного этапа развития информационного общества; необходимость новой модели образования; суть и структуру компетентностного подхода в образовании; роль и значение личной ответственности обучающегося за свой уровень образования и развития.
Мир, казалось, недавно пережил появление персонального компьютера. Именно пережил, поскольку и на примере нашей страны видно, как сильно персональный компьютер меняет подход к решению многих насущных задач. Для чего нужен компьютер, может сказать практически каждый. Развитие человеческой мысли стремительно, неиссякаема жажда человека к новому, неизвестному. Но что можно наблюдать порой, когда царит огромная масса различной информации? Самое интересное, что на фоне неимоверно богатых сведений об интересующем нас предмете мы нередко остаемся на уровне «информационного голода», потому что не можем найти своевременно необходимую информацию. И приходится заново «изобретать велосипед».
Следует также отметить, что за последнее десятилетие в мировом сообществе произошел резкий скачок использования во всех сферах деятельности новой компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи.
2.1 Парадигмы образования
2.1.1 Традиционная парадигма образования
Современный этап развития информатизации образования предоставил новые возможности более разностороннего использования компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи, как в организации учебного процесса, так и в дальнейшей организационно-методической поддержке самостоятельной работы в рамках традиционных технологий обучения, в предоставлении дополнительных возможностей самообразования личности и разработке новых комплексных технологий обучения. Использование основных теоретических положений и принципов, которые были разработаны ранее в теории обучения и, в том числе, в технологии компьютерного обучения, применение возможностей современной компьютерной техники позволяет создать более мощные программно-дидактические системы модернизации образовательного процесса, механизмы поиска и поддержки принципиально новых видов познавательной деятельности обучающихся.
Уровень развития общества в последнее десятилетие, его информационно-технологическая база, резкий скачок в развитии компьютерной техники, технологии программирования и, главное, появление новых средств связи дали толчок к поиску и развитию новых технологий обучения.
Стремление педагогов всех времен обратить внимание на развитие творческих способностей обучаемых приводится в каждой публикации, посвященной подготовке молодого поколения. Как известно, скорость устаревания знаний или, как говорят, период «полураспада» знаний таков, что большая их часть, полученная в вузе, к его окончанию устаревает, мировая практика показывает, что на фоне информационного взрыва все чаще ощущается «информационный голод».
С учетом вышесказанного понятно, что современное образование должно строиться с использованием новейших достижений в естественнонаучных и гуманитарных областях знаний. Приоритетной целью образования является формирование у человека таких качеств, которые помогли бы ему быстро адаптироваться к современным условиям жизни, формировать потребности непрерывного самосовершенствования и критического отношения к жизни. Наиболее важными направлениями подготовки в системе высшего образования, в первую очередь, являются следующие: экологическая культура; информационная культура; творческая активность; высокая нравственность.
Интенсификация информационных процессов, внедряемых в науку, экономику, производство, требует разработки новой модели образования, разнообразных информационно-образовательных сред, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие. Узкая специализация и профессионализация при подготовке специалистов привели к частичным, разорванным знаниям и репродуктивному характеру мышления. О необходимости пересмотра устоявшейся системы образования говорят давно и уже не только исследователи, поскольку подготовка специалистов в вузах не соответствует динамике социально-экономического развития общества.
2.1.2 Необходимость новой парадигмы образования
Очень интересный, на наш взгляд, анализ парадигм стратегии образования проведен академиком В.Н. Турченко1 (представлен в таблице 1).
Как видно из таблицы 1, прогрессивно-революционная модель развития образования отражает чаяния многих педагогов и особенно актуальна для настоящего периода развития общества.
Таблица 1 – Парадигмы стратегии образования
Очень часто образование рассматривают как объект исследования, подлежащий конструированию и видоизменению в соответствии с определенными представлениями исследователя или чиновника, а не как некоторый вид активности, инициируемый жизнью. Следует признать, что одна из сложнейших задач общества – воспитание и образование молодого поколения или отдельного индивида. Человек от самого рождения и до последних минут жизни проходит множество образовательных путей. Какую основную функцию выполняют образовательные институты разного уровня? Адаптация, рафинирование, вычленение нового знания из той предметной среды, которая его породила. Анализируя мнения ученых и педагогов о путях развития образования, необходимо признать, что «образование это не только обязательное, но и индивидуальное, интимное занятие, связанное с неповторимым самоопределением данного конкретного человека. Образование живет не там, где хотят, чтобы оно жило, оно живет там, где есть предпосылки для его существования 2.
Традиционная система образования несет на себе отпечаток конкретных условий той среды, в которой происходило ее становление. С этим можно согласиться, но однозначно сказать, хорошо это или плохо, вряд ли возможно. Как известно, в Европе сложились две модели университетского образования, которые преследуют разные цели и задачи. Первая модель – англосаксонская, вторая модель – немецкая. К сожалению, обе модели имеют и достоинства, и недостатки, а вот интеграция этих моделей вряд ли была возможна до последнего времени. Какую модель выбирает Россия? Ответ зависит от того, какие задачи в системе образования необходимо решать государству и обществу.
Парадокс современной ситуации состоит в том, что учебные заведения оказались в жесточайшем кризисе именно тогда, когда общество вступило в период небывалого образовательного бума, по мнению многих ученых и специалистов.
Как отмечают специалисты ЮНЕСКО, подлинная сущность мирового образовательного кризиса состоит в беспомощности и неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем человечества, перед лицом информационного общества.
В последнее время, особенно с развитием высоких технологий и необходимостью подготовки (или привлечения со стороны) высококвалифицированных специалистов, появилась тенденция «размытия» четких границ функций образования, перераспределение последних между различными субъектами социокультурного пространства. Для этого есть несколько причин, но одна из них, на наш взгляд, это высокие скорости развития современных информационных технологий и средств телекоммуникационной связи, а также и процессы, происходящие в высокотехнологичных сферах производства. Подготовка специалистов для этих сфер деятельности очень дорогостоящая.
В последние десятилетия в стране появились различного типа негосударственные образовательные учреждения, в которые устремилось достаточно большое количество детей (в первую очередь – родителей), которых не устраивает подготовка в традиционных государственных образовательных учреждениях. Чем вызван этот отток части обучающихся из традиционных учебных заведений? – Неудовлетворенностью качеством образования и жесткими рамками государственных учебных заведений традиционного типа, реализующих знаниевую модель подготовки, с одной стороны. С другой стороны, развитие системы дополнительного образования, которое по своим направлениям и нетрадиционным подходам к обучению, воспитанию и развитию ребенка все больше создает конкуренцию традиционным государственным учебным заведениям. Создаются новые образовательные заведения различных типов и на базе университетов и других вузов. Следующая причина такой тенденции – развитие технологий общения, подготовки и передачи информации. Современные информационные и коммуникационные технологии ворвались и в сферу образования, причем диктуя свои условия.
Традиционные учебные заведения также не обеспечивают необходимого уровня подготовки специалистов, поэтому и возникают различные центры обучения в фирмах, внутри предприятий, где идет переподготовка обычно профильных специалистов. На базе больших компаний развиваются учебные заведения, ведущие узко профильную специальную подготовку. Такая ситуация обычно касается именно профессионального обучения.
Отечественная система образования за последние 50 лет практически не изменилась, но коренным образом изменились социально-экономические условия развития страны. В знаниевой парадигме образования всегда превалировала оторванность полученных знаний от их практического применения. На современном этапе развития общества просто знать уже недостаточно, необходимо уметь применять полученные знания для решения конкретных задач в условиях не просто учебного процесса, а при выполнении конкретной задачи, с учетом новых условий, в которых необходимо достичь успехов при выполнении конкретной практически важной задачи. Следовательно, при подготовке специалистов в вузах необходимо формировать и развивать способности применять полученные знания на практике и, кроме того, в нетрадиционных условиях. Практико-ориентированная подготовка предполагает изучение фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами конкретной предметной области. Кроме того, следует учесть, что важны не просто знания, а способность специалиста применять их на практике, то есть, в вузе необходима подготовка будущего специалиста, воспитание его личностных качеств по принятию конкретного решения при выполнении профессиональной деятельности. При подготовке любого специалиста в вузе необходимо формировать и развивать способности оценки сложности выполнения предстоящей задачи и тот уровень знаний, которым он на данный момент обладает для того чтобы понять, каких знаний ему может оказаться недостаточно для выполнения поставленной задачи, как и где ему восполнить обнаруженные пробелы в подготовке. В настоящее время такими способностями обладают единицы выпускников вузов и школ, поэтому и необходимо создание другой системы подготовки, ориентированной на применение полученных фундаментальных знаний на практике для решения проблем экономического и социального развития страны. Профилизация подготовки в школах и даже практико-ориентированное образование в вузах не обеспечивает формирования необходимых личностных качеств выпускников для осмысленного, ответственного отношения к образовательной и будущей производственной деятельности.
В педагогической практике применяются различные образовательные концепции и подходы, но они используются разрозненно, поэтому и появилась потребность в новом системно-интегрированном подходе, который аккумулировал бы в себе положительные аспекты как при организации обучения, учения, так и для формирования необходимых личностных качеств обучаемых с целью качественного выполнения задач, решения проблем, выдвигаемых обществом для повышения социального, экономического и материального уровня жизни живущих и будущих поколений.
На основе вышеприведенных рассуждений предлагаем рассмотреть современную модель образования, построенную с учетом потребности повышения качества жизни и развития как отдельной личности, так и страны, и общества в целом.
2.1.3 Модель новой парадигмы образования
Спор о выборе модели образования последние десятилетия решался в пользу практико-ориентированного или технологического образования и это не надуманное решение, а ход развития жизни. Как противостоять экспансии технологизации образования? Какие найти противовесы? Попытками сбалансировать влияние технологизации производства и общества на развитие личности и объясняется обращение практически всех институтов образования к проблемам гуманитаризации и гуманизации образования. Решение проблемы – «Каким быть образованию?», все-таки, остается за самой личностью, определяется логикой ее развития, внутренними потребностями индивидуума, целями и задачами, которые он ставит перед собой. Но чтобы понять: «Что я, личность, хочу» – необходимо пройти сложный путь внутреннего становления и на этом непростом для каждого человека отрезке времени жизни необходима работа педагогов, исповедующих не авторитарную педагогику, а стремящихся к вдумчивому и доброжелательному сотрудничеству со своим учеником. Вряд ли в условиях массовой школы это возможно. Именно поэтому и собираются на форумы энтузиасты-педагоги для защиты своих идей и проектов, стремящихся обратить внимание государства и общества на проблемы системы образования, защищающие значимость своих работ.
Предлагаем рассмотреть концептуально современную модель образования, основные элементы которой признаны практически во всех развитых странах и частично у нас в стране. Мы приводим свои рассуждения и видения современной модели образования, опираясь на научные исследования таких известных педагогов, как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, К. Роджерс, авторов развивающего обучения. Известный педагог Г.К. Селевко отмечает, что развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи саморазвития и творчески их достигает.
Концепциями модернизации образования занимаются непрерывно, поскольку творческий поиск нового всегда сопровождал деятельность педагогов России. Каждый период времени имеет свою научно-техническую основу и, тем более, заслуживают уважения, анализа и дальнейшего развития те идеи, которые опередили свое время, его техническое оснащение и заложили основные принципы развития ряда современных направлений в педагогике и технологии обучения.
С учетом всех наших рассуждений, возможностей, предоставляемых современной компьютерной техникой, современными информационными технологиями и средствами телекоммуникационной связи, предлагаем рассмотреть подход к построению современной модели образования.
Современная модель образования должна обеспечить интеграцию различных способов освоения мира, тем самым раскрыть и увеличить творческий потенциал человека для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия и осознания мира, обеспечить потребности производства и общества через внедрение инновационных процессов в систему массового обучения.
Проблема разработки современной модели образования заключается в том, чтобы найти удобные организационные формы, сохранить и развить открытость процесса образования на разных уровнях системы, а не только на уровне учитель – ученик. Образование не может быть целиком самоопределяемо индивидами или группами. Определение целей, программ и планов обучения – это совместное творчество организаторов обучения, педагогов и обучающихся, и в то же время образование нельзя рассматривать только через призму целей и задач, которые должен решать в жизни человек, но необходимо учитывать и потребности самой личности в своем развитии.
Переход от нормативного к современному образованию обострил проблемы готовности педагогов к поиску и применению новых технологий обучения и определению каждым субъектом образовательного процесса собственного места в этой системе. Трудности, испытываемые педагогами при разработке и применении новой модели образования, можно свести к следующим:
1) необходимость перехода от авторитарного стиля управления при организации образовательного процесса к совместной деятельности и сотрудничеству всех субъектов;
2) необходимость перехода от знаниевого репродуктивного подхода в обучении к развитию продуктивной творческой мыслительной деятельности;
3) выявление проблем в содержании образования и необходимости поиска и формирования новых видов учебной деятельности;
4) необходимость формирования и развития личностных качеств выпускников школ и вузов для применения полученных фундаментальных знаний на практике.
Самая трудная задача в новой модели образования – смена личной установки, как педагога, так и обучающегося на самооценку, самоанализ, самообразование, саморазвитие.
Особенности новой парадигмы образования – создание условий для саморазвития, самостоятельного принятия решения, развития ответственности, выработки собственного индивидуального стиля учебной деятельности и общения в огромной степени зависит от личностных качеств обучающегося. Непременными условиями саморазвития являются самостоятельность, ответственность, самокритичность, инициативность, которые в той или иной степени проявляются у обучающихся по дистанционной технологии.
Саморазвитие для человека является безусловной ценностью, саморазвитие есть творчество, обращенное на свою личность и самой большой неудачей может стать прекращение саморазвития.
Все вышесказанное о проблемах системы образования, новых возможностях, предоставляемых компьютерными и телекоммуникационными технологиями обучения и взаимодействия отвечает основной цели обучения в школе, вузе – научить учиться и применять полученные знания в новых условиях, выходящих за пределы учебных задач, приводящих к эффективному их использованию, приобретению определенного опыта деятельности.
2.1.4 Цель, задачи, принципы новой модели образования
Традиционная парадигма рассматривала образование как подготовку молодого поколения к труду, жизни, потребляя созданные в других отраслях материальные ценности. Новая парадигма видит в образовании самостоятельную ценность.
Цель создания новой парадигмы образования – обеспечение условий воспитания, обучения и развития свободной, критически мыслящей личности, соответствующей требованиям жизни в условиях рыночной экономики, способной к непрерывному повышению собственного уровня образования и культуры, к интеграции в мировое информационное пространство.
Задачи новой модели образования
1 Разработать и внедрить методологический, целостный и интеграционный подход способов освоения мира.
2 Создать условия развития свободной, критически мыслящей личности.
3 Обеспечить личностно-ориентированный разноуровневый подход к обучению.
4 Сформировать потребность к постоянному и непрерывному самообразованию.
5 Обеспечить свободный доступ обучающемуся к любой жизненно важной информации.
6 Обеспечить доступ к получению образования и непрерывному повышению культурного, образовательного и профессионального уровней без каких-либо ограничений.
7 Обеспечить качество образования в соответствии с требованиями личности, общества и рынка труда.
Основные принципы создания новой модели образования
1 Переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества.
2 Интеграция разных форм деятельности: учебной, научнопоисковой, производственной.
3 Демократизация образования – повышение возможности получения образования лицам, которые по каким-либо причинам не могут посещать обычные учебные заведения.
4 Обеспечение условий и уровня обучения, адекватных требованиям времени.
5 Предоставление обучающемуся свободы выбора времени и сроков обучения (поступление в вузы в течение всего года, сроки обучения зависят от способностей и возможностей).
6 Индивидуальное обучение и открытое планирование сроков и результатов обучения.
7 Переход от принципа «образования на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».
8 Свобода в выборе места расположения учебного заведения.
9 Самоуважение, целеустремленность, самоконтроль, самоактуализация обучающегося.
10 Свободное развитие индивидуальности.
На рисунке 1 представлена в общем виде модель современного образования.
Рисунок 1 – Основные черты современной модели образования
2.2 Компетентностный подход: сущность и структура
Реализация новой модели образования требует применения комплекса подходов к организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом. Наиболее востребованными и положительно зарекомендовавшими себя подходами в развитии системы образования считаются: аксиологический; информационный; личностно-деятельностный; проблемноориентированный; практико-ориентированный; проектный; технологический и ряд других. В современных условиях развития информационного общества (все возрастающие потоки информации, повышение требований к профильной подготовке будущих специалистов и, в первую очередь, учителей информатики) вызывает наибольший интерес интегрированный подход, получивший название компетентностного.
Исследованиям возможности, структуры, видов компетентностного подхода, его составляющих посвящено много научно-исследовательских и практических работ. Интерес к исследованиям и практическому использованию компетентностного подхода объясняется потребностью общества в существенной модернизации системы образования в целом, которая все настойчивее заявляет о себе как о факторе (основной движущей силе) эффективного развития экономики и всей социально-политической ситуации в стране. Востребованность новых подходов к процессу, а, главное, к результатам подготовки выпускников вузов и школ объясняется все возрастающей обеспокоенностью оторванности получаемого образования от насущных потребностей общества в решении существующих проблем в различных областях науки и производства. С другой стороны, все ярче проявляются негативные стороны самого процесса подготовки как выпускников школ, так и будущих специалистов, отражающие: несформированность положительной мотивации к учению; недостаточное стремление у подрастающего поколения к самостоятельному приобретению новых знаний и формирование видов деятельности; деформированность системы ценностей у подрастающего поколения; практически полное отсутствие индивидуальной позиции обучающихся на всех ступенях получения образования как к процессу учения, так и полученным результатам. И это происходит в то время, когда стремительно нарастает потребность общества и государства в инициативных, критически мыслящих выпускниках школ и вузов.
Многие исследователи отмечают особенности и тенденции в развитии российского образования последних десятилетий:
1) утрата единства и определенности образовательных систем, формирование рынка труда и связанного с ним рынка образовательных услуг;
2) вариативность и альтернативность образовательных программ, возрастание конкуренции и коммерческого фактора в деятельности образовательной системы;
3) изменение функции государства в образовании: от тотального контроля и планирования – к общей правовой регуляции, возникающих в образовании отношений;
4) перспективы интеграции российского образования и российской экономики в целом в международную (в частности, европейскую) систему разделения труда.
Учитывая отмеченные тенденции развития образования в стране, естественно напрашивается необходимость поиска новых моделей образования, подходов и механизмов модернизации подготовки и в школах, и в вузах. Современный этап развития экономики страны ориентирован на специалистов другого уровня подготовки, который намного превосходит показатели уровня образования большинства выпускников как средней, так и высшей школы. Но самое главное, что новый уровень подготовки ориентирован не на простое повышение показателей подготовки, а на кардинально другой, принципиально отличающийся от устоявшегося знаниевого уровня. Обществу необходим не просто энциклопедист, а специалист нового типа, т.е. специалист не только знающий ЧТО, а понимающий и умеющий КАК и ДЛЯ ЧЕГО применить новые знания в выбранной предметной области, КАКИЕ новые знания необходимы для решения насущных задач общества и государства?
Если проанализировать поиск и развитие новых технологий обучения в последние полвека, то можно отметить, что все стремления педагогов были направлены против догматического заучивания определений, понятий, правил, принципов. В этот период были разработаны новые образовательные концепции, к которым в первую очередь относятся:
1) теория личностно-деятельностного обучения;
2) технологии развивающего обучения;
3) личностно-ориентированные технологии обучения;
4) технологии контекстного обучения и совместного научно-практического сотрудничества при выполнении единой практически значимой задачи.
5) дистанционные образовательные технологии;
6) компьютерные технологии обучения;
7) технологии опережающего обучения;
8) практико-ориентированные технологии обучения;
9) знание-ориентированное обучение.
Как соотнести эти подходы к организации обучения с активно обсуждаемым в нашей стране в последнее десятилетие компетентностным подходом? В чем суть и новизна компетентностного подхода? В какой взаимосвязи находятся основные идеи и положения компетентностного подхода с отмеченными ранее подходами в обучении?
В российской науке исследуемая проблема обычно рассматривается в следующих направлениях:
1) формирование профессиональных требований к специалисту (А.Г. Бермус, Н.Ф. Ефремова, И.А. Зимняя, Е.О. Иванова, Л.С. Лисицына, другие);
2) конструирование образовательных стандартов (А.В. Хуторской).
Рассмотрим основные положения исследователей компетентностного подхода.
По мнению ученых компетентностный подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления, в ходе которого и происходит становление личностной позиции учащегося, его отношения к предмету своей деятельности.
Многие исследователи приводит значимые отличительные особенности компетентностного подхода от знаниево-ориентированного, которые, по мнению автора, заключаются в следующем:
1) соответствие целей – подготовка к активной социальной адаптации, самостоятельному выбору жизненной позиции, продолжению профессионального образования, самообразованию и самосовершенствованию;
2) направленность – соединение интеллектуальной, навыковой и эмоционально-ценностной составляющих образования;
3) интегративность – объединение в единое целое не только соответствующих умений и знаний определенной сферы деятельности, но и личностные качества обучающегося в достижении поставленной цели.
Означает ли это, что необходимо отбросить все ранее наработанное и искать новое? Скорее нет, чем да. Компетентностный подход не отрицает традиционный, а дополняет его, включая как образовательный элемент субъектность ученика. То есть в идеальной модели компетентностного подхода результат образования принципиально зависит не только от предложенного извне содержания, но и от личностных особенностей, заинтересованности и способности в обучении ученика.
Основная идея компетентностного подхода заключается в том, что образование должно давать не отдельные разрозненные знания, умения и навыки, а развивать способность и готовность обучающегося к деятельности в различных социально-производственных условиях.
Компетентностный подход – это попытка привести в соответствие профессиональное образование и потребности рынка труда, т.е. компетентностный подход – связан с заказом на образование со стороны работодателей. Компетентностный подход предполагает, что результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.
Главная задача компетентностного подхода выяснить и включить в образовательную траекторию то, без чего подготовка специалиста не может состояться, что необходимо и достаточно знать и уметь делать будущему специалисту.
Компетентностный подход является отражением потребности общества в подготовке специалистов и выпускников школ, которые обладают не только определенными знаниями, но и сформированными умениями применять полученные знания для решения определенных задач в различных условиях. Кроме того, для современного выпускника образовательного учреждения любого уровня важно понимать, что необходимо развивать у себя такие личностные качества, которые позволят быть не только конкурентоспособным в современных условиях жизни, но быть готовым и способным к сотрудничеству, совместной деятельности при выполнении новых нетривиальных задач. Вышесказанное означает, что необходимо не только знать и уметь многое, но, главное, иметь способности (развивать способности) к непрерывному обновлению знаний, возможному переучиванию в другой предметной области, умению добиваться положительных, эффективных результатов в своей деятельности. Именно потребность общества в подготовке будущих членов общества, готовых эффективно действовать за пределами учебных задач, и актуализирует необходимость поиска и развития новых подходов и механизмов модернизации системы образования в целом. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе, формировании личностного ответственного отношения к результатам выполняемой деятельности (учебной, поисковой, проектной и т.д.).
Многие российские ученые отмечают важный аспект (сторону) компетентностного подхода: компетентностный подход, применительно к российской теории и практике образования, не образует собственную концепцию и логику, но предполагает опору или заимствование понятийного и методологического аппарата из уже сложившихся научных дисциплин и должен рассматриваться как современный коррелянт множества более традиционных подходов.
На основе рассмотренных научно-методических работ предлагаем следующие сущностные характеристики компетентностного подхода:
– эффективное использование способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность;
– овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем;
– развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой;
– интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения трудовой деятельности в современной производственной среде;
– способность делать что-либо хорошо, эффективно в широком формате контекстов с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки;
– обладание быстрой, гибкой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств и среды.
Исследователи нового подхода модернизации образования отмечают ряд проблем в системе общего и профессионального образования, которые формально, не затрагивая сущность и структуру компетентностного подхода, очевидным образом влияют на возможности его применения.
Проблемы применения компетентностного подхода четко выделяет в своей работе А.Г. Бермус3, к которым он относит:
1) проблемы учебников, в том числе, возможностей их адаптации в условиях современных гуманистических идей и тенденций в образовании;
2) проблемы государственного стандарта, его концепции, модели и возможностей непротиворечивого определения его содержания и функций в условиях российского образования;
3) проблемы квалификации преподавателей и их профессиональной адекватности не только вновь разрабатываемому компетентностному подходу, но и гораздо более традиционным представлениям о профессиональнопедагогической деятельности;
4) проблемы противоречивости различных идей и представлений, бытующих в современном образовании;
5) проблемы внутренней противоречивости наиболее популярных направлений модернизации, в том числе, идеи профилизации старшей школы и, одновременно, перехода к приему ЕГЭ по всем предметам и другие.
Условия развития и использования компетентностного подхода:
– использование избыточной информации для развития умений и формирования отношений к изучаемому предмету в условиях неопределенности;
– преобладание самостоятельной познавательной деятельности;
– использование технологий, способных вырабатывать самооценку деятельности;
– использование индивидуальной, групповой, коллективной познавательной деятельности, организация коллективных обсуждений индивидуальной, групповой работы, защита полученных результатов и достижений;
– учет субъективного опыта учащихся при выборе траектории обучения;
– целенаправленное развитие рефлексии (познавательной, социальной, психологической).
Методы и технологии, используемые в компетентностном подходе, должны быть ориентированы на формирование деятельностной части компетенций, обеспечивающих в первую очередь самооценку, саморазвитие и самореализацию будущего специалиста.
Большинство исследователей считают, что наибольшими возможностями при реализации компетентностного подхода обладают следующие методы и технологии обучения:
– метод проектов;
– технологии портфолио;
– технологии компьютерного обучения.
Компетентностный подход вносит новое в образовательный процесс, в первую очередь с точки зрения необходимости тщательного анализа содержания образования, структуры, пересмотра форм и разработки новых методик. Но следует понять, что подлинно инновационным обучение становится не в результате смены самой по себе информационной технологии, а на основе развития новых стратегий образования, которые прошли путь от полного игнорирования самого факта личностной позиции обучающегося перед целью «усвоения знаний» – к признанию способности к самоорганизации познания и утверждения ценности развития индивидуальности.
2.3 Компетентность и компетенции
Все исследователи, изучавшие природу компетентности, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер.
Компетентность: «…1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо» (Современный словарь иностранных слов. М., 2001).
Компетентность – это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности (В.А. Сластенин).
Обобщая отечественные и зарубежные исследования сущности компетентности, ученые РГПУ им. А.И. Герцена (коллектив исследователей под руководством А.П. Тряпицыной) предложили понимать под компетентностью интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. «Способность» в данном случае выступает не как «предрасположенность», а как «умение». «Способен», т. е. «умеет делать» 4.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
При характеристике компетентностей А.Н. Саврасова отмечает важность понимания того, что компетентности:
1) динамичны, поскольку постоянно изменяются (с изменением мира, с изменением требований к «успешному взрослому»);
2) ориентированы на будущее (проявляются в возможностях организовать получение своего образования, опираясь на собственные способности с учетом требований будущего);
3) имеют деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях (ситуациях);
4) проявляются в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации;
5) связаны с мотивацией на непрерывную, самообразовательную деятельность.
По мнению В.А. Болотова, В.В. Серикова, природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения личностно-деятельностного опыта.
По мнению А.Г. Бермуса, компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты.
Многие исследователи рассматривают компетентность как способность к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности.
Джон Равен5 предложил трактовать компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.
А.В. Хуторской дает следующие определения компетентности6:
1) компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
2) компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Из приведенных определений компетентности становятся очевидными особенности, отличающие рассматриваемое понятие от традиционных – знаний, умений, навыков, опыта. В приведенных определениях компетентности подчеркиваются следующие сущностные характеристики:
1) эффективное использование способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность согласно требованиям учебной или профессиональной деятельности;
2) соотнесенность с ценностно-смысловыми характеристиками личности;
3) овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем;
4) развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой;
5) интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения трудовой деятельности в современной производственной среде;
6) способность делать что-либо хорошо, эффективно, с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки; быстрой, гибкой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств и среды;
7) практико-ориентированная направленность.
Рассмотрим далее соотношение понятий компетентность и компетенции в общем виде.
Термин competence представлен в современном словаре иностранных слов в двух семантически различных трактовках.
Компетенция: 1) добиваться, соответствовать, подходить; 2) круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен (Современный словарь иностранных слов. М., 2001).
При описании категории компетенция будем исходить из следующих положений, предложенных рядом исследователей:
1) компетенция описывает ту или иную деятельность специалиста, освоение которой является целью обучения;
2) компетенции специалиста имеют важную особенность – способность к детализации, что в свою очередь приводит к необходимости структуризации результатов обучения, выделению и содержательной проработке модулей образовательного пространства, проектированию образовательных траекторий для подготовки компетентных специалистов;
3) компетенции – способность мобилизовать знания, умения и поведенческие отношения в условиях конкретной деятельности;
4) компетенция это то, что порождает умение, действие; умение – компетенция в действии;
5) компетенция это некоторое отчужденное, заранее заданное требование к подготовке человека для выполнения конкретной деятельности;
6) компетенция – это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самоосознанием, саморефлексией в ходе познавательной деятельности.
Понятие компетенция сложное и многогранное, поэтому для его рассмотрения выделим классы ключевых (общекультурных) компетенций и компетенций профессиональной деятельности.
Советом Европы было принято определение пяти ключевых компетенций, которыми должны владеть молодые европейцы7:
1) политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;
2) компетенции связаны с жизнью в многокультурном обществе. Для того чтобы контролировать проявление (возрождение) расизма, ксенофобии и развития климата нетолерантности образование должно формировать и развивать у молодых людей межкультурные компетенции, такие как принятие различий, уважение других мнений, способность жить с людьми других культур, языков и религий;
3) компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что невладение этими компетенциями угрожает социальной изоляцией. В этом же контексте компетенция коммуникации приобретает все большую важность, возрастает необходимость владения более чем одним языком общения между людьми;
4) компетенции, связанные с возрастанием роли информатизации общества. Владение современными информационными технологиями, понимание их роли, знание слабых и сильных сторон и способов их применения формирует критическое суждение в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой;
5) способность учиться на протяжении всей жизни в качестве основы непрерывного образования в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.
Отечественные ученые активно разрабатывают содержание понятий ключевых компетенций (общекультурных), оснований их разграничений, классификаций. А.В. Хуторской приводит следующий перечень общекультурных компетенций:
1) ценностно-смысловая;
2) общекультурная;
3) учебно-познавательная;
4) информационная;
5) коммуникативная;
6) социально-трудовая;
7) компетенция личного совершенствования.
Исходя из данных позиций, рассмотрим ключевые образовательные (учебно-познавательные) компетенции.
1 Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, которые связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От этого типа компетенций зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2 Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Общекультурные компетентности отражают особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, влияние последних на мир, бытовую и культурно-досуговую сферу жизни. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющийся до культурологического и всечеловеческого уровня понимания мира.
3 Учебно-познавательные компетенции. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов; владение измерительными навыками; использование вероятностных, статистических и иных методов познания; другое.
4 Информационные компетенции. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире, формируются умения самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации, способов ее обработки, сохранения и передачи.
5 Коммуникативные компетенции. Включают владение необходимыми языками общения, способов взаимодействия с окружающими и удаленными субъектами, навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. При освоении данных компетенций в учебном процессе для субъектов предполагается необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
6 Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в: сфере гражданской и общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя); социальнотрудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя); сфере семейных отношений и обязанностей; вопросах экономики и права; области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. В рамках этих компетенций ученик овладевает навыками социальной активности и функциональной грамотности, минимально необходимыми для жизни в современном обществе.
7 Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности человека.
Мы рассмотрели общекультурные или иначе – ключевые компетенции, которыми должен обладать современный человек.
На сегодняшний день нет единой точки зрения на то, сколько компетенций и какие из них должны быть сформированы у человека, поэтому и нет единой системы классификации компетенций, поскольку подходы и принципы к определению оснований классификации компетенций различны.
На основе анализа научно-методической литературы и изложенного материала при рассмотрении компетентности, а также для оценки степени ее развития предлагается следующая модель исследования:
1) определение области и объектов профессиональной деятельности, разложение и структуризация видов предполагаемой деятельности;
2) определение в общем виде профессиональной деятельности, которой предполагает заниматься человек;
3) выявление необходимых видов профессиональной деятельности при решении профессиональных задач;
4) определение требований к структуре подготовки человека для эффективного выполнения этой деятельности, т.е. системе формируемых компетенций;
5) формулирование требований к результатам подготовки;
6) выявление требований к условиям реализации основных программ подготовки;
7) оценка качества освоения основных программ подготовки, т.е. оценка уровня сформированной компетентности.
Как видим из представленной модели изучения компетентности, последняя включают ряд взаимопроникающих и взаимодополняющих компонентов.
2.4 Компетенции учителя информатики
При подготовке любого специалиста, в том числе и учителя информатики, следует рассматривать различные виды компетенций.
Рассмотрим компетенции, необходимые для выполнения педагогической деятельности учителя в области применения информационных и коммуникационных технологий в образовании. Проанализируем требования, предъявляемые федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения к образовательной подготовке будущего специалиста степени бакалавра по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиля подготовки 050202 Информатика.
Руководствуясь требованиями компетентностного подхода и ФГОС ВПО, а также вышепредставленной моделью исследования компетентности, рассмотрим построение модели подготовки будущего учителя информатики на основе компетентностного подхода:
1) характеристика профессиональной деятельности будущего учителя информатики:
a) область деятельности: образование; социальная сфера; культура;
b) объекты деятельности: обучение; воспитание; развитие; просвещение; образовательные системы;
c) виды профессиональной деятельности: педагогическая; научная; культурно-просветительная;
2) решение профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности;
в области педагогической деятельности:
a) изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в области образования и проектирования обучающих систем на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;
b) организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
c) организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;
d) использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных и коммуникационных технологий;
e) осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
Мы рассмотрели профессиональные задачи только педагогической деятельности будущего учителя информатики.
Для дальнейшего ведения разговора нам необходимо определить понятие педагогической компетентности будущего учителя.
Педагогическая компетентность – гармоничное сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков (культуры) педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации.
Компетенции для обучающегося – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные (некоторые) составляющие этих «взрослых» компетенций и, чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения.
Актуальным на сегодняшний день является взгляд на образование как на средство построения человеком своего образа в соответствии с теми ценностными ориентирами, которые он себе выбрал из числа ему предложенных. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность (возможность) реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Такое понимание компетенции дано лабораторией дидактики ИТИП РАО.
Рассмотрим компетенции, которые должны быть сформированы у будущего учителя информатики с помощью рассматриваемого цикла дисциплины «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании». Обозначение и суть компетенций в таблицах соответствуют требованиям ФГОС ВПО третьего поколения. Выделенные компетенции представлены двумя таблицами (таблица 2, 3) по предложенной нами схеме: обладать (формировать) способности; знать; уметь; владеть.
Таблица 2 – Общекультурные (ОК) компетенции
Таблица 3 – Профессиональные компетенции (ПК)
Резюме
Итак, мы провели обсуждение:
– возможностей компетентностного подхода в педагогической деятельности;
– рассмотрели определения компетентности, предложенные педагогами и исследователями;
– рассмотрели суть понятия компетенции, отметили его сложность, основные черты и характеристики;
– рассмотрели ключевые компетенции, предложенные Юнеско;
– рассмотрели суть компетенций общеобразовательного характера;
– рассмотрели компетенции, которыми должен обладать будущий учитель информатики.
В завершение отметим, что компетентностный подход в образовании:
– несет изменение вектора в образовательной деятельности и не только будущего учителя, перенося его с объектов изучения определенной предметной области на субъект, его развитие и саморазвитие. Субъектноцентричность становится главной чертой современного образовательного процесса;
– отмечает важность целостности контентного и личностнопроцессуального компонентов образовательного процесса;
– изменяет приоритет образовательного процесса, акцентируя внимание на преобладании процессуальной характеристики образовательного процесса (самостоятельной деятельности учащихся, использование групповой деятельности в познавательном процессе для развития умений сотрудничества, результативность социальной деятельности будущего специалиста).
2.5 Вопросы для самоконтроля
1 В чем причины несоответствия традиционной модели образования современным условиям развития общества?
2 Какие основные задачи новой парадигмы образования Вы знаете?
3 Укажите основные принципы построения новой парадигмы образования?
4 Что может дать новая парадигма образования для разных возрастных категорий обучающихся?
5 В чем принципиальная новизна новой парадигмы образования с Вашей точки зрения?
6 В чем принципиальное различие понятий компетенции и компетентность?
7 Чем принципиально отличается компетентностный подход от существующих технологий обучения?
8 Назовите основные проблемы внедрения компетентностного подхода в образование.
9 Охарактеризуйте основные черты компетентностного подхода.
10 Как должен измениться вектор педагогической деятельности при использовании компетентностного подхода?
11 Охарактеризуйте основные компетенции, которыми должен владеть будущий учитель информатики.
12 В чем принципиальное отличие компетенции от традиционно рассматриваемой триады знания-умения-навыки?
13 Какие изменения вносит компетентностный подход в образовательный процесс?
2.6 Задания для самостоятельной работы
1 Проанализируйте предложенную модель новой парадигмы образования и на основе анализа литературы и собственных рассуждений подтвердите, опровергните, уточните и обоснуйте все Ваши новые положения. Ответ отправьте по электронной почте.
2 Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Я и мое образование: необходимые условия, возможности, проблемы». Дискуссия в режиме электронного форума, оценка в режиме семинара системы MOODLE.
3 На основе результатов преддипломной практики проанализируйте состояние компьютеризации школы и предложите подходы более эффективного применения компьютерных и коммуникационных средств в конкретной или гипотетической школе.
4 Проанализируйте на основе преддипломной практики степень сформированности основных компетенций не менее 10 субъектов (учителей школы, своих сокурсников, собственного уровня). Отчет преддипломной практики оформите в электронном портфолио системы MOODLE.
5 Предложите систему формирования и развития уровня педагогической компетентности. Оформите в виде доклада на 7-10 минут с презентацией не менее 10 слайдов.
6 Предложите тему и вопросы семинара по сути и использованию компетентностного подхода в педагогической деятельности. Предложите список рекомендуемой литературы по теме.