Вы здесь

Исполнительное производство. Курс лекций. 2-е издание. Глава 3. Документы в исполнительном производстве (К. С. Зиновьев)

Глава 3

Документы в исполнительном производстве

План

§1. Акты, подлежащие принудительному исполнению.

§2. Исполнительные документы.

§3. Акты судебного пристава-исполнителя.

§1. Акты, подлежащие принудительному исполнению

В нынешнем законодательстве об исполнительном производстве отсутствует такое понятие, как акты, подлежащие исполнению, но это вопрос об этом актуален.

Фактически легальное определение таких актов содержится в ст. 1 Закона об исполнительном производстве. Это акты юрисдикционных органов, должностных и иных лиц, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан и организации обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Иначе акты, подлежащие принудительному исполнению, можно определить еще более широко как акты юрисдикционных органов, должностных и иных лиц, вынесенные ими в процессе правоприменительной деятельности в пределах их компетенции, по результатам рассмотрения и разрешения конкретных юридических дел.

К таким актам в настоящее время будут относиться в частности: решения, приговоры и отдельные определения суда (определение о применении обеспечительных мер, об утверждении мирового соглашения, о наложении судебных штрафов, о признании решений иностранных судов и арбитражей, о выдаче исполнительного листа на основании решения третейского суда), судебные приказы, постановления об административных правонарушениях, решения налоговых органов, решения комиссии по трудовым спорам, исполнительные надписи нотариуса, нотариальные соглашения по уплате алиментов.

Возникает вопрос, насколько будет правомерным такой перечень, если в соответствии с ч. 3 ст. 5 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. А ведь для судебного пристава все эти акты – основания для лишения должника денег и иной собственности. Конституционный суд РФ в своем определении22 разъяснил, что противоречие здесь отсутствует, поскольку все несудебные акты могут быть подвергнуты судебной проверке путем оспаривания, следовательно, если заинтересованное лицо не желает судебной проверки, то оно согласно с вынесенным актом и какое-либо нарушение его прав отсутствует.

Акты, подлежащие принудительному исполнению, важны для существования конкретного исполнительного производства в силу того, что эти акты:

– существуют и не подверглись отмене или изменению;

– вступили в законную силу и имеют обязательный характер для указанных в нем лиц;

– указывают на порядок (алгоритм) исполнения и обладают свойством исполнимости.

Если первые два тезиса ясны, то последнему тезису на практике почему-то придается малое значение (по крайней мере на этапе принятия акта, подлежащего принудительному исполнению).

Резолютивная часть судебного акта или акта другого органа – это основа исполнительного документа, его «алгоритм». Недопустимо вынесение решений, исполнение которых ставится в зависимость от наступления (ненаступления) определенных событий. На практике, особенно при исполнении требований неимущественного характера, рекомендуется предоставлять судебному приставу при возбуждении исполнительного производства не только исполнительный документ, но и акт, подлежащий принудительному исполнению. Такой акт в своем тексте может содержать дополнительную информацию, которая поможет судебному приставу-исполнителю в совершении исполнительных действий.

Исполнимость обеспечивают четкие недвусмысленные формулировки резолютивной части акта юрисдикционного органа, что, например, предусмотрено ст. 171—175 АПК РФ и ст. 205—207 ГПК РФ. Однако на самом деле эти требования существуют не столько для суда, сколько для лиц, обращающихся в суд с исковыми заявлениями. Задачей будущего взыскателя является указать такую формулировку, согласившись с которой (ибо суд либо соглашается с требованиями истца, удовлетворяя их, либо нет), суд сможет вынести исполнимое на практике решение.

В резолютивной части судебного акта также может быть указание на меры, обеспечивающие его исполнение или иные меры, позволяющие обеспечить максимальную гражданско-правовую ответственность должника вплоть до реального исполнения. Кроме того, суд, при вынесении решения должен убедиться в возможности реального исполнения в натуре (например, невозможно обязать передать индивидуально-определённую вещь, если она уже погибла, либо выбыла из обладания ответчика)23.

При взыскании долга в иностранной валюте в решении должен быть указан курс (порядок определения курса), который необходимо будет использовать при исполнении24.

Если решение оказалось сформулировано неопределенно, то для этого существует институт разъяснения решения (ст. 179 АПК РФ, ст. 202 ГПК РФ) или исполнительного документа (ст. 433 ГПК РФ, ст. 32 Закона об исполнительном производстве). Инициаторами разъяснения могут быть как стороны, так и судебный пристав-исполнитель.

§2. Исполнительные документы

Исполнительный документ – это документ, предусмотренный законом, содержащий волеизъявление суда или иного юрисдикционного органа, являющийся основанием для осуществления действий по принудительному исполнению такого документа.

Открытый перечень исполнительных документов и требований к их содержанию и оформлению указан в ст. 12, 13 Закона об исполнительном производстве. Дополнительные требования содержатся в федеральных законах, посвященных процедурам принятия соответствующих актов, подлежащих принудительному исполнению и выдачи на их основании исполнительных документов25.

Обратите внимание, что в некоторых случаях (судебный приказ, постановление об административном правонарушении) акт, подлежащий принудительному исполнению, и исполнительный документ – это одно и то же, а в иных случаях, (решение суда, решение комиссии по трудовым спорам (КТС)) – это разные документы.

Постановления судебного пристава-исполнителя также поименованы в качестве исполнительных документов, однако к ним относятся только постановления о наложении различных санкций (о взыскании исполнительского сбора, расходов по совершению исполнительных действий, о привлечении к административной ответственности).

Исполнительный документ для судебного пристава – это единственный документ, свидетельствующий о существовании и законной силе соответствующего волеизъявления юрисдикционного органа. Он, как правило, выдается в единственном экземпляре и даже может иметь определенные типографские степени защиты (ст. 428 и 429 ГПК РФ, ст. 319 АПК РФ, ст.353 КАС РФ).

Исполнительный документ может быть направлен судом судебному приставу-исполнителю и в форме электронного документа, усиленной квалифицированной электронной подписью (ч.4 ст.353 КАС РФ, ч.1 ст. 130 и ч.1 ст. 428 ГПК РФ, ч.3 ст. 319 АПК РФ)

При утрате исполнительного документа получение дубликата возможна только в судебном порядке по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя (ст. 323 АПК РФ, ст. 430 ГПК РФ, ст.354 КАС РФ). Доказывание факта утраты будет сложен, в силу своего отрицательного характера. Задача заявителя – сделать факт утраты исполнительного документа (как факт, входящий в предмет доказывания по делу) положительным фактом, предъявив доказательства выбытия у него исполнительного документа.

Обеспечивая стабильность гражданского оборота, законодатель ограничивает возможные сроки предъявления исполнительных документов к исполнению (ст. 21 Закона об исполнительном производстве). Как правило, это три года с момента вступления соответствующего акта в законную силу, однако по делам об административных правонарушениях – 2 года, а по удостоверению КТС – 3 месяца.

В случае пропуска по уважительной причине срок предъявления исполнительного документа к исполнению может быть восстановлен (ст. 23 Закона об исполнительном производстве, ст. 322 АПК РФ, ст. 432 ГПК РФ).

Бывает, что в установленные сроки совершение исполнительного документа невозможно: не могут найти должника или его имущество, однако взыскатель не утратил интерес ко взысканию, о чем говорит периодическое предъявление исполнительного документа ко взысканию. В этой ситуации исполнительный документ можно будет сделать фактически «вечным», используя институт перерыва сроков предъявления исполнительного документа к исполнению. Предусмотренный ст. 22 Закона об исполнительном производстве перерыв срока происходит в случае:

1) предъявления исполнительного документа к исполнению;

2) частичного исполнения исполнительного документа должником.

После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется26. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.

Таким образом, верная квалификация соответствующего документа как исполнительного и правильность его составления обеспечат своевременное возбуждение исполнительного производства и надлежащее исполнение акта юрисдикционного органа, подлежащего принудительному исполнению.

§3. Акты судебного пристава-исполнителя

Акты судебного пристава-исполнителя – облеченные в особую процессуальную форму волеизъявления судебного пристава-исполнителя в ходе исполнительного производства. В данном случае они рассматриваются в широком смысле.

Исходя из анализа действующего законодательства об исполнительном производстве, можно выделить следующие акты судебного пристава:

1. Постановление.

2. Требование.

3. Акт о совершении исполнительного действия.

1. Постановление судебного пристава – индивидуальный акт, содержащий решение судебного пристава, принимаемое им при совершении исполнительных действий, которое затрагивает интересы сторон и иных лиц.

Вынесение постановления судебного пристава и общие требования к его содержанию регулируется ст. 14 Закона об исполнительном производстве.

Отсюда можно выделить основные признаки постановления судебного пристава:

– выносится только судебным приставом;

– это волевой акт правоприменительной деятельности;

– содержит вывод пристава относительно конкретных исполнительных действий;

– затрагивает интересы сторон и иных лиц (под данным признаком понимается, что в силу постановления пристава происходит возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений в ходе исполнительного производства).

Как любой акт должностного лица, он может быть оспорен в суде либо обжалован вышестоящему судебному приставу в порядке подчиненности. В случае, если постановление пристава при его вынесении утверждается вышестоящим приставом (ч. 5 ст. 24, ч. 7.1 ст. 33, ч. 2 ст. 46, ч. 8 ст. 65, ч. 3 ст. 66, ч. 3 ст. 67, ч. 14 ст. 86, ч. 3 ст. 103, ч. 5 ст. 109.1, ч. 2 ст. 112, ч. 3 ст. 117 Закона об исполнительном производстве), то оно обжалуется следующему по должности приставу. Например, постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, обжалуется главному судебному приставу субъекта РФ.

По заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, либо по своей инициативе судебный пристав-исполнитель вправе исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки (ч.3 ст.14 Закона об исполнительном производстве).

Судебный пристав-исполнитель не вправе отменять вынесенное им постановление. Соответствующими полномочиями по отмене этого постановления наделены старший судебный пристав и его заместитель (п.2 ст.8, п.2 ст.9, п.2 ст.10 Закона о судебных приставах, ч.5 ст.14, ч.9 ст.47, ч.4 ст.108, ст123 Закона об исполнительном производстве)27.

2. Такого вида актов судебного пристава, как требование, в Законе об исполнительном производстве не предусмотрено. В то же время, начиная со ст. 6, в Законе периодически указывается на необходимость исполнения тех или иных требований судебного пристава, а также на ответственность за их неисполнение.

По этой причине на практике понадобилось облечение требования в определенную процессуальную форму (требование, предписание, запрос и т. п.).

Требование по содействию совершения исполнительных действий – предписание судебного пристава-исполнителя, адресованное сторонам и иным лицам о совершении ими действий, необходимых для осуществления судебным приставом своих функций.

Признаки требования:

– выносится приставом-исполнителем в пределах своей компетенции;

– не содержит выводов;

– содержит указания о действиях сторон и иных лиц;

– не затрагивает права и интересы сторон и иных лиц.

Чаще всего в исполнительном производстве имеют место требования о предоставлении информации, документов, конкретных вещей, явке определенных лиц.

От требования по содействию совершению исполнительных действий необходимо отличать требования по исполнению судебных актов и иных юрисдикционных органов и лиц. Данные требования приставом не облекаются в какую-либо процессуальную форму, поскольку содержатся непосредственно в исполнительных документах.

3. Акт о совершении исполнительного действия – это процессуальный документ, подтверждающий определенные юридические факты, возникающие в процессе исполнительного производства.

Как правило, такие акты составляются с обязательным участием понятых (ч. 1 ст. 59, ч. 5 ст. 80, ч. 5 ст. 104, ч. 3 ст. 107, ч. 3 ст. 108, ч. 3 ст. 109 Закона об исполнительном производстве). К актам с обязательным участием понятых относятся акты:

– о вскрытии нежилых помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам;

– вскрытии жилых помещений, занимаемых должником;

– об осмотре имущества должника, наложением на него ареста;

– изъятии и передаче указанного имущества, указанного в исполнительном документе;

– о наложении ареста (акт описи);

– конфискации имущества;

– вселении или выселении;

– об административном приостановлении деятельности должника.

В других случаях понятые приглашаются по усмотрению судебного пристава-исполнителя, например: акт о явке (неявке) определенного лица, об отказе в совершении определенных действий, о получении (передаче) документов и т. п. На практике рекомендуется, чтобы эти акты также составлялись с участием понятых.

Многообразие актов судебного пристава-исполнителя обеспечивает надлежащую процедуру принудительного исполнения.


Контрольные вопросы и задания


1. Дайте определение актам, подлежащим принудительному исполнению.

2. Укажите значение резолютивной части акта, подлежащего принудительному исполнению. Проанализируйте требования законов к содержанию резолютивных частей актов по итогам рассмотрения различных юридических дел.

3. Дайте определение исполнительным документам, укажите их виды.

4. Какие требования предъявляются к содержанию и форме исполнительных документов?

5. Опишите порядок получения дубликата исполнительного документа при его утрате.

6. Раскройте сроки предъявления к исполнению для отдельных видов исполнительных документов.

7. Назовите акты судебного пристава-исполнителя.

8. В чем заключаются различия между актами судебного пристава-исполнителя?