Вы здесь

Исповедь единоросса. Как я проиграл выборы. Глава 6. Админресурс (В. А. Федотов, 2013)

Глава 6

Админресурс

Считается, что админресурс – это волшебная таблетка, которая при любых раскладах помогает партии власти (владельцу админресурса) при подсчетах голосов опережать своих политических конкурентов.

Когда я шел на выборы, я был твердо уверен, что 7 % голосов избирателей мне гарантированы по той же схеме – ибо перед «народным праймериз» меня мариновали в высоких кабинетах, чтобы я проникся оказываемой мне честью и прочее бла-бла-бла, а по сути у меня спросили, готов ли я финансово подтвердить свое желание стать депутатом, – я был готов и на этой готовности обогнал своего ближайшего конкурента по округу, такого же идейного единоросса, как и я. Чтобы вы меня правильно поняли, я не платил за право поучаствовать в выборах, а просто полностью оплачивал собственную избирательную кампанию, здесь все было честно – я был покупателем сомнительной услуги, о чем меня заведомо предупредили. Поэтому я не в обиде на тех парней из высоких кабинетов.

Что касается админресурса, то речь о нем шла сразу же: в тех же кабинетах нарезали задачи для глав районов, и они выбирали нас, как невест, – во время кампании им предстояло поженить нас (кандидатов) с управляемым электоратом, и мы должны были соответствовать определенным ожиданиям. В общем, глава района решил за меня вписаться, и это значило, что админресурс должен был сработать на меня.

Понятно, что подобный расклад превращал меня в прилежного кандидата, который должен был играть ритуальную роль на ритуальных админмероприятиях, и главное, быть щедрым. Все те, кого нужно было усилить, упросить, подействовать, подкинуть денег, пригрозить, – уже «были в работе». Мне как бы оставалось оттенять главу района, соответствовать и представлять, какую мебель я закажу для своего нового кабинета. Так примерно виделись выборы на уровне районной администрации.

И такими выборы и были до осени 2011 года. Наверное, в других обстоятельствах я бы порадовался, что осенью произошло обострение гражданского чувства, и у админресурса появился свой интерес, о чем не догадывался ни глава, ни его свита, ибо обсуждение потенциала (количества админресурса в округе), важности применения (правильного голосования) и необходимых мер стимулирования (сигналов о «правильном» голосовании) занимало огромную часть предвыборной работы. И времени для исследования собственно интересов этих избирателей не находилось.

Любые попытки усомниться в силе админресурса, предложить другой вариант ведения кампании воспринимались как саботаж.

Так, начиная с июля, мы проводили на Васильевском острове серию открытых уличных дискуссий под общим названием «Гайд-парк на „Ваське“: политический марафон». За полтора часа нам удавалось организовать три содержательные беседы на самые разные темы – мой штаб постепенно приучал избирателя к мысли, что «Валера Федотов» – не фигура речи, а интересная личность, которая проводит разные полезные для выпуска пара политические мероприятия, где каждый может говорить все что заблагорассудится. Таким образом, за летний период мы провели 8 марафонов и обсудили 24 горячие темы. На фоне общего затишья (лето – не сезон для политических страстей) мы пользовались популярностью, что нас очень радовало. Представители администрации своим участием нас не баловали, вероятно, летняя атмосфера настраивала их на позитивный лад или они просто не представляли, какими «кощунственными делами» мы занимались прямо у них под носом: напрямую общались с разгневанными и недовольными жителями острова, давали критиковать партию, руководство района и страны и делали это без цензуры под многочисленные съемки на мобильные телефоны.

Вот так выглядел наш классический пресс-релиз. →

Понятно, что «свободный микрофон» был заявлен для привлечения людей и на самом деле совсем «свободным» он не был. Любое уличное мероприятие требовало тщательного сценария – иначе электоральных целей было не достичь. На Гайд-парке мы тестировали нашу команду агитаторов, предлагая им выступить в поддержку (или против) заявленных модератором (мной) тезисов. Подобный подход гарантировал некоторую управляемость мероприятия и давал уверенность, что тема не выйдет за широкие рамки, которые мы для него ставили.

И вот в конце августа мы решили провести внеочредной «Гайд-парк на Ваське: уголок оратора», где предложили ответить на вопрос, какой губернатор нам нужен: в это время Питер был еще без губернатора – экс-губернатор Валентина Матвиенко избралась в Совет Федерации, а временно исполняющий обязанности Георгий Полтавченко не был назначен на этот пост, и мы воспользовались моментом, чтобы привлечь к себе внимание разговором на актуальную тему. Изюмом встречи был плакат с нарисованным в профиль черепом человека, куда все желающие могли вписать компетенции будущего губернатора. Для удобства бумажный череп был разделен на части, чтобы каждый участок мозга мог получить достойные предложения от жителей нашего города. Плакат с названием «Трепанация черепа губернатора» накануне «прощального бала» Матвиенко выстрелил и попал в точку: СМИ предвкушали скандал, ажиотаж был создан именно такой, на какой мы и рассчитывали, – а для партии власти получить честное внимание публики и СМИ в Питере ну очень трудно, в общем, это был успех.


Пресс-релиз

«Интеллектуальный клуб ЕдРо»
впервые на «Ваське» устраивает свободный политический марафон
в формате «Гайд-парк: 3 в 1»

В течение 1,5 часа прохожие и выходцы из метро смогут обсудить и высказаться по следующим темам:

1. Наркомания: сажать нельзя лечить?

2. Почему молодежь проголосует за вашу партию?

3. Новый мост на «Ваську» – спасение острова или его конец?

К каждой теме прилагается один симпатичный ведущий, один микрофон и 30 минут для свободного обсуждения. Рост, пол, вес, национальность, материальное положение, семейный статус значения не имеют. Политические пристрастия приветствуются.

Мероприятие состоится 6 июня 2011 года, в среду, в 19.00 по адресу: В. О., Андреевский бульвар, у входа в станцию метро «Василеостровская».

Модератор – Валерий Федотов.

Вход бесплатный. Интеллектуальный забег «Гайд-парк: 3 в 1» будет проводиться каждую среду с 19.00 до 20.30 на том же месте.


«Интеллектуальный клуб ЕдРо» – «философско-болтологический» неформальный клуб партии «Единая Россия» организован в марте 2009 года как площадка для встречи с интересными и разными достойными людьми.

Клуб прописан ВКонтакте по адресу: http://vkontakte.ru/club8857633


В ночь с 25 на 26 августа расклейщики стали лепить плакаты по району. В итоге более десятка из них были задержаны. По свежим следам была организована ночная зачистка района от плакатов силами всех видов правоохранительных органов. Мне пришлось долго общаться с многочисленными представителями администрации района за три часа до мероприятия, чтобы глава района убрал ОМОН из соседних подворотен, куда его пригнали по случаю нашего «Уголка оратора». ППС задерживали моих помощников за минуты до начала «Гайд-парка», потому что они распространяли листовки с черепом среди прохожих. Мероприятие мы все равно начали – под присмотром группы людей в штатском, которые попытались остановить движуху, игнорируя съемку с пяти камер городских и федеральных каналов, когда мы решили развернуть ватман с тем же изображением.

В конце мероприятия к нам подошла разгневанная представительница администрации, которая поняла, насколько неправильно демократичны мы были все это время, и с возмущением стала говорить, что «подобные вещи проводить нельзя!», «это вредит главе района!», «это удар в спину „ЕР“!», – но гневалась она до тех пор, пока мы не показали заготовки для проведения мероприятия, агитаторов и не рассказали, насколько эффективным инструментом для мягкой агитации являются эти «спонтанные речи». (Сценарий проведения «Гайд-парка» см. в Приложении 3 на с. 181 в конце книги.)

Потом она единственная выступала в мою защиту перед главой района. А все «силовые» процедуры были проделаны с целью воспитать в будущем кандидате в депутаты (меня) «уважение к власти» и показать, кто в доме хозяин.

Путь от взаимной неприязни до настороженного, но терпящего совместного пребывания в районе мы прошли с администрацией за два месяца. Я долго боролся со своими штабными, которые оказались прозорливее меня и все взаимодействие с администрацией района постепенно свели к подготовке к очередной среде (штабу района) очередной листовки c очередным лозунгом и планом по ее раскрутке.


Самые лучшие (удовлетворявшие район) районные штабы начали проходить тогда, когда главным действующим лицом на них со стороны моего штаба стал пиарщик, отрабатывавший свое красноречие не на избирателях. По сути я оказался примерным учеником у главы – на районных штабах совещались наши представители к взаимному удовлетворению всех сторон.

Чтобы мои многочисленные контролеры из района не заморачивались излишней самостоятельностью кандидата, я решил попросить разрешения на хождение в народ. Только не смейтесь. Я заявил, что нисколько не сомневаюсь в мощи и способности админресурса творить правильную историю, но мне хочется лично завоевать симпатии бюджетников и общественников. Наверное, я выглядел чокнутым, но это оказалось вторым правильным решением за всю кампанию.

Эта часть моей избирательной деятельности стала большим жизненным опытом, одним из важнейших с тех пор, как я снял с себя погоны. На встречах со «своими» трудовыми коллективами я получал по полной программе. Иногда мне удавалось выиграть или добиться ничьей. Но я понимал уже тогда, что админресурс в низовой его части, те, кто голосует в обмен на, – это миф, как и мое представление об избирателе.

Именно админресурс стал главной движущей силой моего поражения. Те, кто играл против партии власти, протянули бюджетникам кипу стикеров со словами «козел», «мудак», «жулик», «вор», «коррупционер» – и они клеили ярлыки на каждого, кто отвечал этим понятиям. Голосование стало просто продолжением этой истории.

Но сколько бы я ни критиковал админресурс района (его верхнюю часть), отказываться от взаимодействия с ним было бы глупо. Доступ к бюджетникам невозможен с улицы. В другой выборной ситуации это ключ не только к 5 тысячам работающих в государственных учреждениях, но и к 15–20 тысячам членов их семей, друзей и тех, кто просто к ним прислушивается.

Если у вас появятся вопросы, с чем входить в школьные коллективы, о чем говорить с врачами роддома и соцработниками, обращайтесь. Главное, помнить, что эти люди больше не голосуют по команде тех, кто платит им зарплату.

Здесь следовало бы выразить радость, что стране от этого только легче станет. Я, пожалуй, удержусь от скепсиса.