Вы здесь

Ислам Каримов – общенациональный и общепризнанный лидер. Штрихи к портрету. Всеобщее признание мировым сообществом «Узбекской модели»… развития и величия нашего лидера (А. Ф. Хлызов, 2017)

Всеобщее признание мировым сообществом «Узбекской модели»… развития и величия нашего лидера

В последние годы наша страна дала миру немало фактического материала, подтверждающего правильность и уникальность собственного пути развития, идущего в рамках Программы ООН Цели развития тысячелетия. Тут и крупномасштабная модернизация экономики страны, и ее структурная перестройка, обновление и диверсификация производства на базе новых технологий и углубление демократических процессов, принципиальные изменения в судебно-правовой системе и уникальная кадровая политика, реформы образования и здравоохранения, самое заботливое, отеческое отношение к молодежи и развитию спорта и коренные качественные преобразования на селе, в полной мере раскрывающие гуманистическую природу и созидательную силу нашего молодого государства.

Из всего многообразия событий, наших успехов и достижений последнего времени остановимся на некоторых из них, наиболее ярко высветивших выдающуюся роль Узбекистана и ее лидера в решении жизненно важных внутриполитических и внешнеполитических проблем.

Событием мирового значения явился выход в свет книги И. А. Каримова «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана». Говоря об этом уникальном произведении, особо подчеркнем мужество и мудрость главы нашего государства. И вот почему. Она появилась в то время (начало 2009 года), когда необходимость в ее появлении была наиострейшей. Но никто из известных ученых-экономистов, политических и государственных деятелей не отважился взяться за такую острую проблему. А Ислам Каримов, изучив проблему, не только четко, ясно и доходчиво раскрыл причины и истоки кризиса, но и показал пути и меры по его преодолению. И хотя кризис уже хлестко ударил по многим мировым державам, их лидеры боялись признать этот факт и занимали позицию страуса – «прятали голову в песок», надеясь, что «авось пронесет». Не пронесло. Рецессии охватывали одну страну за другой, трещали финансы, ударил кризис и по социальной сфере.

Подчеркнем также, что книга И. А. Каримова «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана» – не импровизация, не игра ума, а результат анализа, глубоких размышлений над реалиями современного мира, процессами, происходящими в нем, и понимание того, что мировое сообщество вступило в совершенно новую фазу своего развития, период рецессий и связанных с ними финансовых коллизий и социальных потрясений. Все это требовало ответственного отношения и принятия срочных мер противодействия кризису. Но своевременный голос разума услышали не все. Некоторые из развитых стран продолжали накатывающиеся проблемы кризиса решать с помощью сомнительных старых постулатов. К чему это привелонаглядно отразилось на положении дел в Греции, Испании, Португалии и ряде других стран.

Тем временем кризис набирал мощь. И одновременно набирала силу нарастающая тенденция о признании за Узбекистаном и ее лидером ведущей роли в борьбе с кризисом. Эта тенденция все больше и больше завоевывала умы и сердца трезвомыслящих политиков, экономистов, политологов, экспертов, средств массовой информации, мировой общественности. Книга была издана в десятках стран мира. В Ташкенте состоялись две крупнейшие международные научно-практические конференции с представительством свыше 50 стран мира, во многих странах прошли семинары, конференции, круглые столы, в центре внимания которых были книга Ислама Каримова и его детище – «Антикризисная программа», рассчитанная на 20092012 годы, хотя фактически ее реализация в нашей стране началась уже в 2008 году и резко смягчила негативные последствия кризиса.

Об «Антикризисной программе» надо сказать отдельно. В ней мы видим, и это наше понимание совпадает с пониманием мировой общественности, прежде всего гуманность руководителя и продуманную на всю глубину политику действенной борьбы с кризисом, нравственное и интеллектуальное начало и подлинную заботу о благополучии своих граждан. И в то же время – обоснованное стремление неуклонно идти вперед, чтобы, несмотря на кризис, выйти из него более сильными и экономически и духовно и занять свою прочную нишу на мировых рынках, обеспечить динамичный экономический рост и повышение благосостояния народа.

Основания для этого у нас уже были. «Антикризисная программа» явилась логическим продолжением глубоких реформ, осуществляемых по инициативе и под руководством Президента Ислама Каримова, которые уже в докризисный период обеспечили стране стабильно высокие темпы роста экономики. На этой основе «Антикризисная программа» решала комплекс упреждающих задач по таким направлениям, как укрепление бюджетной, финансово-банковской и кредитной систем, отраслей реального сектора экономики, модернизация, техническое и технологическое перевооружение и диверсификация производства с целью повышения его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

О книге И. А. Каримова и его «Антикризисной программе» заговорили все, на всех уровнях и во всех странах. Вот некоторые из высказываний.

Ясуко Гото, директор института Центральноазиатских исследований, Генеральный секретарь клуба «Чуо Евразия»: «Есть все основания утверждать, что “Антикризисная программа” мер Узбекистана, направленная на устранение экономических трудностей, защиту интересов человека, дальнейшее повышение уровня жизни населения, может служить важным руководством к действию и для других стран».

Чжао Хуэйжун, научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук КНР, говоря о книге И. А. Каримова, восклицает: «Я восхищена дальновидностью и мудростью главы вашего государства».

Ахам Коддерман, директор Центра развития чистых экологических технологий Нью-Йорка, профессор США: «Тщательная разработка главой государства стратегии социально-экономического развития Узбекистана, конкретное и четкое определение целей и задач экономических реформ стали важным фактором в достижении успеха». Подобные высказывания можно приводить бесконечно.

В них отмечается главное – верность и глубокая проработка экономической стратегии государства, уникальность «Антикризисной программы» и мудрость главы нашего государства.

Событием мирового значения стало состоявшееся в Ташкенте 43-е ежегодное заседание Совета управляющих Азиатского банка развития, на церемонии открытия которого с большим программным докладом выступил Президент Узбекистана Ислам Каримов. Оно явилось наглядным образцом экономических и социальных достижений Узбекистана, подтвердившим важность и результативность антикризисных мер, надежность и жизненную силу «узбекской модели» развития. Между Узбекистаном и АБР в дни работы заседания было подписано соглашений на сумму более 1 млрд долларов.

После этого исторического заседания, высокую оценку которому дали все участники, президент Азиатского банка развития Харухико Курода писал главе нашего государства: «Ваше стратегическое видение посткризисного развития Узбекистана и Азии в целом были глубокими и дальновидными и высоко оценены всеми участниками заседания». Узбекистан был и остается стратегическим партнером АБР, последующие события наглядно подтвердили это.

Событием мирового значения явилось председательствование Узбекистана в Шанхайской организации сотрудничества в 2010 году. Подчеркнем, что внешнеполитическая деятельность Узбекистана всегда отличалась конкретностью, деловитостью, практицизмом и оперативностью. Будучи Председателем ШОС, Ислам Каримов как раз и подтвердил все эти качества и, вольно или невольно, показал своим коллегам по ШОС, как надо председательствовать.

Одним из важнейших, значительных результатов председательствования Узбекистана стало единогласное принятие Генеральной Ассамблеей ООН Резолюции о сотрудничестве между ШОС и ООН, а в период визита Генерального секретаря ООН в Узбекистан состоялось подписание Совместной декларации о сотрудничестве секретариатов ШОС и ООН. Эти документы создавали правовую основу практического взаимодействия двух международных структур, поднимали авторитет ШОС и позволяли этой молодой организации играть более заметную роль в мировых политических и социально-экономических процессах. По инициативе Узбекистана были разработаны и затем на саммите ШОС утверждены Правила процедур ШОС, правила приема в ШОС новых членов и ряд других документов, имеющих практическое значение.

Как заявил председатель Кембриджского Форума по Центральной Азии, профессор востоковедения Сидарт Саксена: «Узбекистан продемонстрировал себя как архитектор многостороннего диалога в переговорах с ООН. Сегодня усилиями Узбекистана международное сообщество признает ШОС, как партнера, с которым необходимо работать по многим направлениям».

Огромный резонанс в мире вызвало принципиальное заявление Президента Ислама Каримова во время посещения Бухарской области по поводу кровавых событий в городе Ош и Джалалабадской области Кыргызстана. Мировая общественность молниеносно отреагировала на заявление главы нашего государства, назвав его торжеством разума и благоразумия. В заявлении Президента явственно прослеживалась истинная забота о мире и стабильности в стране и регионе, национальное достоинство нации, опора на сплоченность своего народа и военную мощь страны.

По мнению Салеха Хашема, Генерального секретаря арабских университетов, «именно твердая позиция главы Узбекистана стала непреодолимым заслоном на пути распространения насилия и хаоса по всей Центральной Азии».

Ему вторит и председатель Исполкома Международной конфедерации союза художников Масут Фаткулин (Россия): «Оценки, которые дает Президент Ислам Каримов произошедшим событиям, предельно точны. Конечно, он абсолютно прав, когда говорит, что в произошедшем» не виноваты ни узбеки, ни киргизы. Это подрывные действия, организованные и управляемые извне. Силы, организовавшие диверсию, стремились втянуть Узбекистан в это противостояние».

Далее М. Фаткулин пишет: «Мудростью и дальновидностью наполнены слова Президента Узбекистана о том, что» мир признает и уважает только то государство и народ, которые, сохраняя свое достоинство, гордость, уверены в своей силе и мощи, способны собственным трудом и потенциалом созидать свое будущее и защищать себя. Такой народ велик, у него светлое будущее. Наш народ всегда был милосердным и способным сочувствовать чужому горю»».

А вот что писал о тех событиях профессор Рысбек Абдылдаев из Кыргызстана: «К Вам, глубокоуважаемый Ислам Абдуганиевич, сегодня обращены умы всех здравомыслящих людей, тех, кто искренне благодарен Вам за проявленную решительность, мудрость и историческую прозорливость. Вы спасли кыргызов и узбеков, весь наш Центрально-Азиатский регион от большой трагедии. Вы смело обуздали террористов национального масштаба и сорвали планы врагов наших братских народов».

Добавим, что во время этих событий, когда на территорию Узбекистана хлынул более чем стотысячный поток беженцев, Ислам Абдуганиевич проявил мудрость выдающегося руководителя и показал всему миру, как надо решать мирными средствами сложнейшие мировые проблемы.

Событием мирового значения явилось выступление главы нашего государства на пленарном заседании саммита ООН – Цели развития тысячелетия. В нем Ислам Абдуганиевич обратил внимание мировой общественности на три планетарных проблемы, имеющих жизненно важное значение для всего человечества: проблему прекращения братоубийственной войны в Афганистане, проблему обеспечения мира и стабильности в соседнем Кыргызстане и проблему экологии в бассейне Аральского моря. Он не только вскрыл остроту этих проблем и их воздействие на мировые судьбы миллионов людей, но и указал пути решения их силами заинтересованных стран, организаций и всего мирового сообщества. Мировая общественность высоко оценила инициативы Президента И. А. Каримова на саммите ООН и считает их необходимыми и своевременными. Профессор Московского государственного института международных отношений Ирина Звягельская, высоко оценив предложения главы нашего государства, подчеркивает: «Выступления Президента Узбекистана всегда отличаются содержательностью и конкретикой, что делает его речь интересной для политиков, экспертов и обычных граждан. Это удивительное умение главы Узбекистана. И, наверное, именно поэтому интерес к его личности, его делам и политике в целом находится под пристальным вниманием как руководителей стран, так и экспертного сообщества».

Все приведенные здесь высказывания авторитетных людей – высоких должностных лиц, опытных политиков и экспертов – это всего лишь отдельные капли из огромного океана откликов, в которых подчеркивается все возрастающая роль и авторитет Узбекистана и его лидера в решении внутриполитических, региональных и международных проблем. Потому что при решении любых проблем, больших или малых, в действиях нашего лидера просматривается новаторский дух, творческий подход, новые мысли и новые идеи, новое прагматичное видение мировых экономических отношений, новые подходы в политике, в отстаивании национальных интересов и новые пути разрешения международных конфликтов.

Новизна, творчество, глубокое проникновение в суть проблемы, конкретные пути ее решения всегда отличают выступления главы нашего государства. Классическим образцом его научного практицизма явилось выступление 12 ноября 2010 года на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан с докладом «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране». Это, по сути, целостная, глубоко продуманная последовательная программа мер и механизмов по углублению строительства открытого демократического государства с развитой, социально ориентированной экономикой, сильного гражданского общества. Глава государства указывает, что жизнь никогда не стоит на месте и выигрывает та страна и тот народ, которые имеют глубоко продуманную программу и стратегию ее реализации. И он предлагает эту уникальную программу, рассчитанную на среднесрочную перспективу, в которой кратко и точно сформулирован целый ряд важнейших законодательных инициатив, направленных на дальнейшее развитие и укрепление ветвей государственной власти и, в частности, парламента, в решении важнейших государственных задач, повышение роли политических партий, совершенствование судебно-правовой системы, избирательного законодательства страны, развитие институтов гражданского общества, средств массовой информации, а также дальнейшее углубление демократических рыночных реформ и либерализации экономики.

Эта объемная, целостная, глубоко продуманная и основательно проработанная программа поэтапных мер, дальнейшего углубления реформирования и модернизации страны получила горячий отклик в сердцах миллионов узбекистанцев и высокую оценку мирового сообщества.

Концепция, выдвинутая Президентом Исламом Каримовым, подтвердила решимость Узбекистана углублять демократические процессы в стране, последовательно и поэтапно переходить к наиболее эффективным формам управления государством, обществом, экономикой, комплексно решать задачи реформирования, в центре которого находится человек, его интересы и благополучие. При этом надо отметить, что комплексность и поэтапность всегда были одними из характерных принципов нашего реформирования, что обеспечивало высокую гармонизацию и сбалансированность всех сфер жизнедеятельности общества и его успехи на пути обновления и прогресса.

Реализуя по всем направлениям Концепцию дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, а также «Антикризисную программу», инициированные Президентом Исламом Каримовым, мы вновь и вновь убеждаемся в том, насколько верна одна из важнейших составляющих «узбекской модели» развития – государство – главный реформатор – и насколько актуальны, необходимы и глубоки все концептуальные нововведения и инициативы, исходящие от главы нашего государства, потому что они отражают интересы страны, соответствуют самым высоким демократическим требованиям и несут в себе новаторский дух, служат повышению благополучия и жизненного уровня народа.

В этом же контексте подчеркнем еще одну важную особенность развития нашей страны, опять же инициированную главой государства – последовательную передачу властных функций от Президента – парламенту, премьер-министру, от верхних эшелонов власти – низшим, в том числе органам самоуправления граждан, общественным структурам, махалле. Главное, указывает глава государства, чтобы созданный в этих условиях механизм реализации полученных кем-то полномочий работал в полную силу. Время уже подтвердило целесообразность этой политики и ее значение в углублении демократических процессов в стране.

Нельзя не сказать и о том, что благодаря заботам Президента Ислама Каримова с первых дней независимости руководство республики самое пристальное внимание уделяет социальной политике, постоянному повышению жизненного уровня населения. В рамках сильной социальной политики была поставлена задача – достичь уровня и качества жизни наших граждан, присущих развитым демократическим государствам. Обеспечение социальной защиты населения было провозглашено Президентом страны сквозным приоритетом, на всех этапах реформирования. Это подтверждается всем ходом нашего развития. Даже в условиях жесточайшего финансово-экономического кризиса в нашей стране отмечается устойчивый, поступательный рост материального благосостояния народа, усиление социальной защиты населения, особенно его уязвимых слоев – пенсионеров, инвалидов, многодетных и малообеспеченных семей.

Наша социальная политика является действительно сильной, активно служащей расцвету личности, важнейшим рычагом в деле реализации поставленной перед нами высокой цели – войти в число развитых демократических, процветающих государств, обеспечить достойные условия жизни нашего народа.

Говоря о сильной социальной политике нашего государства, отметим еще некоторые важные события последних лет, имеющие принципиальное значение и подтверждающие выдающуюся роль нашего лидера.

Событием мирового значения явился состоявшийся в конце ноября 2011 года в Ташкенте, во Дворце симпозиумов, Международный симпозиум «Национальная модель охраны здоровья матери и ребенка в Узбекистане: «Здоровая мать – здоровый ребенок»». О высоком статусе этого саммита говорит тот факт, что в его работе приняли участие руководители ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, представители министерств здравоохранения почти из 40 стран мира, включая США, Китай, Россию, Канаду, Великобританию, Италию, Испанию, Францию, Финляндию, Швейцарию, Чехию, Данию, Южную Корею и другие.

На церемонии открытия этого представительного форума выступил Президент Узбекистана Ислам Каримов. Он дал глубокий анализ результатов коренных реформ, осуществляемых в Узбекистане за годы независимости в целях охраны и укрепления здоровья населения, в том числе матерей и детей, формирования здорового поколения, создания самобытной единой национальной модели.

Следует особо подчеркнуть, что благодаря постоянному вниманию и инициативам Ислама Абдуганиевича за исторически короткий срок в нашей стране осуществлены кардинальные реформы в здравоохранении, созданы все необходимые условия для обеспечения здоровой и достойной жизни народа, воспитания физически и духовно здорового молодого поколения. Символично, что первый орден в нашей стране, учрежденный 4 марта 1993 года, – «Соглом авлод учун» («За здоровое поколение»), стал поистине символом воплощения мечты о здоровом поколении и, по существу, началом огромной, масштабной работы государства по формированию физически и духовно здорового, гармонично развитого молодого поколения.

И вполне естественно, что в этой многоплановой работе на одно из первых мест была поставлена забота о здоровье женщины, продолжательницы жизни, и здоровье детей. Так появилась знаменитая формула – «Здоровая мать – здоровый ребенок».

Выступившая вслед за Президентом Исламом Каримовым Генеральныйдиректор ВОЗ Маргарет Чен отметила: «Определение здоровья матери и ребенка в качестве главного приоритета является верным шагом не только для настоящего, но и для будущего» И, обращаясь к главе нашего государства, уточнила: «Вы дали это четко понять в названии национальной модели: “Здоровая мать – здоровый ребенок”. Ваша программа охватывает все необходимые элементы надлежащей заботы о матерях и детях: первичную медицинскую помощь и стационарное лечение; регулярный профилактический осмотр и неотложную медицинскую помощь; профилактику через иммунизацию; раннюю диагностику посредством скрининга, а также специализированную медицинскую помощь при несчастных случаях и травмах, которые очень часто случаются с детьми. Мне особенно приятно отметить, что вы уделяете большое внимание вопросам питания».

На пленарном заседании симпозиума выступили министр здравоохранения Узбекистана Адхам Икрамов, директор Европейского регионального бюро ВОЗ Жужанна Якаб, региональный директор ЮНИСЕФ по странам Восточной Европы и СНГ Стивен Аллен, министр здравоохранения Азербайджана Октай Ширалиев, постоянный представитель ПРООН в Узбекистане Анита Нироди, директор субрегионального офиса ЮНФПА в Центральной Азии Николай Ботев, вице-президент Европейской ассоциации педиатров, президент научного комитета европейских педиатров Мануэль Мойа (Испания), президент педиатрического центра Сеульского национального университета, президент ассоциации детских кардиологов Республики Корея Жунг Иль Но, профессор Гарвардского университета, председатель комитета научных обществ по международным программам Гарвардской медицинской школы Эдвард Джеймс (США), профессор клиники «Шарите» Роланд Бауэр (Германия), директор кардиохирургической клиники «Им Парк» Пауль Фогт (Швейцария) и другие.

Столь подробно перечисляю далеко не всех выступивших на пленарном заседании, только потому, что все они – мировые звезды здравоохранения, специалисты от бога в медицине. И все они, побывав на местах, в самых различных наших медицинских учреждениях, были единодушны в том, что за годы независимости в Узбекистане создана своя национальная модель оказания медицинской помощи на уровне мировых стандартов. Организована широкая сеть качественно новых, отвечающих самым высоким требованиям современных медицинских учреждений, в том числе Республиканский центр экстренной медицинской помощи, Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр акушерства и гинекологии и его региональные филиалы, перинатальные и скрининг-центры, Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр педиатрии и 13 региональных детских многопрофильных медицинских центров, Республиканский центр репродуктивного здоровья и его 13 филиалов в регионах, которые оказывают высококвалифицированную медицинскую помощь, проводят работу по информированию населения по вопросам репродуктивного здоровья и формирования здоровой семьи. В регионах функционируют многопрофильные медицинские учреждения для детей и взрослых, построены новые родильные комплексы, укреплена база первичного здравоохранения, создана широкая сеть сельских врачебных пунктов, оборудованных самой современной медицинской техникой. И все это стало возможным благодаря отеческой заботе Президента Ислама Каримова, его воле и повседневному вниманию.

Прошедший в Ташкенте Международный симпозиум под эгидой ВОЗ и ООН получил огромный резонанс в мире. Позитивных, а точнее, хвалебных высказываний в адрес Узбекистана и его лидера было предостаточно. Приведу некоторые из них. Вот несколько фраз из высказываний члена международной академии медицинской экспертизы, профессора университета города Тулузы Рене Толемера: «Узбекистан является одним из немногих государств, в котором развитие системы здравоохранения остается важным приоритетом государственной политики», «Узбекистану удалось создать свою эффективную модель здравоохранения, что способствовало достижению важных результатов». В частности, он указывает, что за короткий исторический период продолжительность жизни в Узбекистане увеличилась с 67 до 73 лет, а для женщин – до 75 лет. «Примечательным, – далее говорит он, – является увеличение в 2,5 раза объемов финансирования сферы здравоохранения республики за последние три года», и еще: «Не каждая высокоразвитая страна может гордиться выделением расходов на здравоохранение в государственном бюджете более 15 %».

А вот что говорил известный в мире директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессор, доктор медицинских наук Леонид Рошаль. Он отметил, что ему глубоко импонирует четкая и последовательная позиция Президента Ислама Каримова, направленная на комплексное развитие медицины, и подчеркнул, что в республике сохранена целостная педиатрическая служба, тогда как некоторые государства региона под влиянием международных финансовых структур ликвидировали данную область услуг, сменив детских врачей на специалистов общего профиля. «Ваша страна, – далее заявил он, – выбрала свою национальную модель по охране материнства и детства, благодаря которой сегодня Узбекистан демонстрирует впечатляющие результаты». Рошаль считает, что Узбекистан может гордиться своими достижениями. Международная статистика показывает, что предотвращение материнской и детской смертности является непростой задачей. Поэтому опыт Узбекистана в этом направлении является интересным и полезным для многих стран.

В целом симпозиум явился триумфом здравоохранения в Узбекистане. Он показал всему миру, что наша страна по охране материнства и детства и по многим другим направлениям развития здравоохранения становится лидером в мировом масштабе. В стране, в результате кардинальных коренных, качественных преобразований, осуществленных под руководством Президента Ислама Каримова в сфере здравоохранения, создания целостной организационно-институциональной системы структур оказания медицинской помощи, охватывающих все уровни здравоохранения и в первую очередь сферы матери и ребенка и медико-санитарного обеспечения сельского населения, воплощенных в нашей национальной модели развития здравоохранения, сложилась новая уникальная система здравоохранения, достигшая уровня развития, присущего развитым демократическим государствам мира.

Событием мирового значения стало проведение в Ташкенте 16–17 февраля 2012 года Международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения – как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны». В этом подлинно интеллектуальном форуме приняли участие представители многих крупнейших международных организаций и финансовых институтов, в том числе ООН, Азиатского банка развития, Всемирного банка, Исламского банка развития, руководители системы образования, ученые и специалисты из 48 стран мира, среди которых представители Великобритании, Германии, Италии, Китая, США, России, Франции, Южной Кореи, Японии и других стран.

Конференция была посвящена изучению опыта Узбекистана в создании национальной модели непрерывного образования и воспитания гармонично развитого молодого поколения. На открытии конференции с большой речью выступил Президент Узбекистана Ислам Каримов. Он, в частности, подчеркнул, что принятая 15 лет назад Программа по реформированию образования, получившая название Национальной программы по подготовке кадров, является составной частью избранной нами собственной «узбекской модели» экономических и политических реформ, основанной на поэтапном, эволюционном принципе строительства нового общества в стране. Целью реформирования мы провозгласили «укрепление в сознании людей, и в первую очередь подрастающего поколения, демократических ценностей. Говоря коротко, программа ставит своей целью формирование всесторонне развитой и самостоятельно мыслящей личности, имеющей свой взгляд, свой выбор и твердые гражданские позиции».

Достигнуть такой цели без перестройки и кардинального реформирования старой системы образования было просто невозможно. А если учесть, что в нашей стране 35 % населения составляют дети до 16 лет и свыше 60 % – это молодежь в возрасте до 30 лет, то становится понятна необходимость этих реформ.

В соответствии с принятой Программой в стране введено 12-летнее всеобщее обязательное бесплатное образование по схеме 9 + 3. Принципиальная особенность этой модели состоит в том, что после 9 лет учебы в общеобразовательной школе следующие 3 года учащиеся обучаются в специализированных профессиональных колледжах и академических лицеях; где каждый из них, наряду с общеобразовательными дисциплинами, получает профессиональную подготовку по 2–3-м востребованным на рынке труда специальностям. Особо подчеркнем, что 12-летнее образование в нашей стране является обязательным и бесплатным. Школьное образование ведется на 7 языках: узбекском, каракалпакском, русском, казахском, киргизском, туркменском и таджикском, За истекшие годы вновь построены, капитально отремонтированы и реконструированы и оснащены современным учебно-лабораторным оборудованием свыше 9,5 тыс. школ. Построено свыше 1500 новых профессиональных колледжей и академических лицеев, которые по своему архитектурному облику и техническому оснащению ничуть не уступают лучшим вузам. Современное учебно-лабораторное, компьютерное и производственное оборудование, которым оснащены колледжи, позволяет учащимся не только получать полный объем знаний, но и осваивать в стенах учебного заведения современную технику и технологии. И одновременно изучить 2–3 иностранных языка.

В Ташкенте вниманию гостей, участников конференции, было предложено для ознакомления 24 образовательных учреждения. Например, во время посещения гостями Ташкентского профессионального колледжа информационных технологий его учащиеся представили презентации на очень сложные темы. При этом первая презентация была на английском языке, что, естественно, вызвало одобрение гостей. Но когда вторая презентация прозвучала на корейском языке, а среди гостей было немало специалистов из Республики Корея, то они просто не смогли сдержать бурных аплодисментов.

Сегодня можно уверенно сказать, что к своему великому будущему Узбекистан идет через непрерывное образование, которое признано мировым сообществом одним из лучших в мире. И в этом величайшая заслуга нашего лидера. Президент АБР, выступая на конференции, сказал, что успехи Узбекистана в данной области заслуживают уважения, а ключевым фактором успеха является личное внимание и участие Президента Ислама Каримова.

Огромное, ни с чем не сравнимое внимание Президент Ислам Абдуганиевич Каримов уделяет нашей молодежи, но не забывает и о труде тех, кто ее обучает и воспитывает. И, как следствие, темпы роста заработной платы учителей, преподавателей колледжей, лицеев и вузов за последние десять лет опережали темпы увеличения зарплаты в сфере реальной экономики в 1,5 раза. А в целом затраты на образование в нашей стране составляют более 35 % в расходах госбюджета.

В заключение работы конференции был принят итоговый документ – Резолюция Международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения – как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны». В этом историческом документе подчеркнуто: «Участники Международной конференции отмечают, что особому признанию и глубокому изучению подлежит опыт Узбекистана», по всем обсуждавшимся на конференции направлениям. А среди рекомендаций есть и такая – «Изучить возможность введения, по примеру Узбекистана, “Дня учителей и наставников” в качестве всенародного праздника, что послужит подтверждению общественного признания и роли труда педагогов в деле формирования и воспитания гармонично развитой личности».

Подводя итог сказанному, приведем данные из доклада «Глобальный индекс инноваций» за 2012 год французской международной бизнес-школы «Инссад», которая входит в число 5 лучших бизнес-школ мира. В докладе проведен комплексный анализ 141 страны мира. По уровню развития человеческого капитала наша страна занимает 35-е место, а по уровню развития системы образования Узбекистан занимает второе место из 141 государства мира. Тут, как говорится, комментарии излишни. Но нелишне отдать должное мужеству, силе воли и мудрости нашего Президента Ислама Абдуганиевича Каримова, его неиссякаемому творчеству и новаторскому духу.

В ряду событий мирового значения находится и состоявшаяся в Ташкенте 14 сентября 2012 года, во Дворце симпозиумов, Международная конференция «О роли и значении малого бизнеса и частного предпринимательства в реализации социально-экономической политики в Узбекистане», организованной по инициативе Президента Ислама Каримова.

В этом международном форуме приняли участие представители многих авторитетных международных организаций и финансовых институтов, в том числе ООН, Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, Азиатского банка развития, Исламского банка развития, ведущие эксперты и бизнесмены из 45 стран мира, в том числе США, Китая, Южной Кореи, Японии, Великобритании, Франции, Германии, Канады, России, Украины и других стран, иностранные дипломаты, аккредитованные в Узбекистане.

Конференция была посвящена изучению передового опыта Узбекистана в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства как важнейшего звена формирования устойчивой, социально ориентированной рыночной экономики, решения проблем занятости населения и повышения его благосостояния. При этом с первых лет независимости мы исходили из того, что в формировании устойчивой рыночной экономики малый бизнес и частное предпринимательство являются ключевым фактором. И потому, как подчеркнул Президент Ислам Каримов, на протяжении всего периода независимого развития нашим важнейшим приоритетом было создание максимума благоприятных условий, льгот и преференций, оказание всесторонней поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства для их всестороннего развития и накопления опыта.

С ростом экономики росла и доля в экономике малого бизнеса и частного предпринимательства, которая ныне составляет более 54 % в ВВП и становится одним из важных факторов насыщения внутреннего рынка конкурентоспособными и импортозамещающими, качественными товарами, расширения сферы услуг, создания новых рабочих мест и повышения доходов населения.

Глава нашего государства постоянно держит в поле своего зрения проблемы малого бизнеса и уделяет большое внимание постоянному совершенствованию правовых основ жизнедеятельности малого бизнеса и частного предпринимательства, благоприятной деловой среды. Но, как известно, мир не стоит на месте и сама логика жизни, последовательности осуществляемых в стране реформ, динамичное развитие всех сфер и отраслей экономики, проблемы и потребности мирового рынка вызвали необходимость еще большей либерализации экономики, расширения льгот и преференций для малого бизнеса и частного предпринимательства. И как следствие этого Президент Ислам Каримов в своей знаменитой Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране выдвинул ряд важных законодательных инициатив с целью создания еще больших возможностей и свобод для предпринимательской деятельности. На их основе были разработаны и приняты Олий Мажлисом Законы «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» в новой редакции, «О конкуренции», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с сокращением проверок деятельности субъектов предпринимательства». Особое значение имело принятие по инициативе Ислама Абдуганиевича Закона «О семейном предпринимательстве», Этим нормативным актом законодательно закреплена новая организационно-правовая норма – семейный бизнес, который уже доказал свою жизнеспособность и полное соответствие национальным традициям нашего народа и реалиям современной хозяйственной деятельности.

Конец ознакомительного фрагмента.