А
Авраам (Ибрагим)
Согласно исламской традиции пророк Авраам (Ибрагим) «… не был ни иудеем, ни христианином. А был он ханифом[1], предавшимся [Аллаху], и не был многобожником»(3:67). Он должен был быть убит царем Нимродом, которого предостерегали о предстоящем рождении ребенка, носящего это имя и превосходящего богов и царей. Авраам был рожден от архангела Джебраила (Гавриила), и мать скрывала его в пещере в течение 15 лет, причем вскармливали его пальцы Аллаха: из них он получал воду, молоко, сок фиников и простоквашу до тех пор, пока не стал достаточно взрослым, чтобы покинуть пещеру и устремиться к познанию Создателя.
Ад (Джаханнам)
Представления об адском пламени с одуряющей серной вонью частично восходят, видимо, к долине Енном (букв. Ге-Енном, отсюда «геенна», в исламе – «джаханнам») близ Иерусалима, где в древности возжигались жертвы, а позже палили мусор, частично – к наблюдениям явлений вулканического характера. Уже пророк Исаия говорит о том, что огнем неугасимым будут снедаемы восстающие на Бога, «ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис., 66:24).
Исламское предание сообщает об адском огне, который в семьдесят раз жарче земного. Тела грешников при адских мытарствах увеличиваются в размерах, с тем, чтобы повысить их способность к восприятию соответственно большего объема мук. Мусульмане полагают, что неверные и согрешившие мусульмане, нарушающие основы ислама будут наказаны в Джаханнаме, однако в конечном счете будут прощены. Впрочем, те, кто впадает в грех многобожия, будут осуждены в Джаханнаме для вечности.
Аллах обещает грешникам даже более того: «Поистине, тех, которые не веровали в Наши знамения, Мы сожжем в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания» (4:59). Грешники, находящиеся в Джаханнам, связаны цепями, «одеяние их из смолы, лица их покрывает огонь» (14:50–51), «огонь обжигает их лица и они… мрачны» (23:106). Питьё грешников – кипяток (37:65; 38:57), который «рассекает их внутренности» (47:17), и гнойная вода. Когда грешник проглатывает эту воду, «приходит к нему смерть со всех мест, но он не мёртв, а позади его – суровое наказание» (14:19–20). В Джаханнаме растёт усеянное колючками дерево заккум, у которого вместо плодов – головы шайтанов (37:60–64), которые грешники принужденые есть, чтобы увеличить собственные мучения. «Ведь дерево заккум пища для грешника. Как масляный отстой, кипит оно в животах, точно кипяток. Возьмите его и бросьте в середину геенны, потом полейте ему на голову в наказание кипятком» (44:44 48).
Свирепость всех этих представлений, однако, позволяет понять, что они служат лишь выражением надежды на то, что совершенные на земле несправедливости не могут быть вечно неискупимы, даже если в нашем мире об этом говорится как о справедливой мере наказания.
Адам и Ева (Хавва)
Согласно Корану, Аллах создал Адама либо из глины (7:11), либо из праха земного (3:59). Аллах научил Адама именам всех вещей с тем чтобы он стал его наместником на земле. Когда аллах повелел ангелам, не знавшим этих имён, пасть ниц перед Адамом один из них Иблис, отказался, за что и был изгнан из райского сада, в котором жили Адам и его жена (Хавва) (2:28-33; 7:11 и след.; 15:26-35; 17:63-66; 18:48-49; 20:116). Для Адама и Хаввы существовал специально изданный запрет приближаться к некоему дереву и вкушать от него, «чтобы не оказаться из неправедных». Шайтан проник в райский сад и убедил их попробовать плодов запретного дерева, после чего «обнаружилась пред ними их скверна», Адам ослушался Аллаха и «сбился с пути» (20:119). Аллах изгнал первых людей на землю (2:34-35; 7:19-23; 20:120 и след.), но обещал Адаму своё руководство и милость (2:36-37; 7:24-26; 20:115-125).
Почти все мотивы коранических и посткоранических преданий имеют параллели в библейских преданиях иудеев и христиан. Между тем в исламе имеются оригинальные мотивы, притягивающие Адама к Аравии. В некоторых преданиях говорится, что: 1) глину или прах для тела Адама брали из Мекки и Йемена; 2) Адам после грехопадения был низвергнут на землю в районе Адена (или Цейлона), а Хавва – около Джидды. Они встретились в Аравии, около мекканских святых мест – Муздалифы и горы Арафат; 3) с неба Адаму был послан священный чёрный камень, для которого он построил Каабу; 4) в раю Адам говорил на арабском, а на земле на многих языках, главным образом на сирийском; 5) он был похоронен вместе с Хаввой в «пещере сокровищ» около Мекки, а после потопа перенесён в Иерусалим.
По мусульманской традиции Адам первый в череде пророков, а Мухаммед последний. Подобно христианскому сближению образов Адама и Христа представления о связи между Адамом и Мухаммадом и образ Адама как идеального человека и воплощения истины занимают важное место в мусульманских теологических и мистических учениях. В отличие от супруга, Хавва была не человеческой породы, а из рода джиннов и принадлежала к числу райских гурий (см.).
Адат
Адатом или адетом (арабск.) – называется обычное право у народов, принявших ислам. Совокупность обычаев и народной юридической практики в разнообразных сферах имущественных, семейный и т. п. отношениях. Писанным правом, имеющим юридическую силу, признается Коран, называемый шариатом в противоположность дополняющему его обычному праву, адату.
Азан
Аза́ном называется призыв к молитве, который ежедневно, по пять раз в день с минарета провозглашает муэдзин (см.). Азан читается исключительно по-арабски. Продолжительность чтения азана зависит от растягивания его слов. Во время чтения азана руки муэдзина касаются мочек его ушей, а взгляд должен быть направлен в сторону Каабы. После азана читается икамат, после чего читается шахада и прославлется Бог. Во время азана муэдзин не должен находиться в состоянии ритуального осквернения. По сунне, нельзя покидать мечеть после чтения азана и до совершения обязательной молитвы.
Азлям (азлам, акдах)
Древнеарабское гадание, заключавшееся в извлечении одной из трех гадательных стрел, хранившихся в храме. На одной из стрел была надпись одобрительная, на другой отрицательная, третья совсем без надписи. При извлечении третьей гадание возобновлялось. Гадание это было категорически запрещено пророком Мухаммедом.
Аллах
Как ни одна другая религия, ислам придаёт исключительное значение всемогуществу Бога – единого, вечного, «творца, дающего жизнь и смерть». Слово «аллах» образовано из артикля al и арабского слова ilâh, т. е. «достойное молитв», арабское имя единого Бога, почитание которого возведено для арабов в обязанность Мохаммедом. Бог в исламе не только ревнив и карающ, но и справедлив, и милосерден, что даёт возможность не одному лишь «доброму мусульманину» (т. е. тому, кто искренне верит в истинность шахада (см.)и совершает вытекающие из него обряды), но и порочному надеяться на райское блаженство, тогда как немусульманам суждены вечные адские муки. Согласно коранической космогонии, аллах мыслится творцом Вселенной, состоящей из нижнего – земного и верхнего – небесного миров. Он разделил небо и землю, сделал из воды «всякую вещь живую» (21:31), в два дня он создал землю и семь небес, разукрасив ближайшее небо «светильниками и для охраны» (41:8, 10, 11).
Представление Мухаммеда об этом Боге – как оно изложено в Коране – чисто, полно достоинства и стоит выше национального суеверия и восточной страстности. Прежде всего, он в противоположность многобожию и некоторым ложно понятым иудейским и христианским догматам подчеркнул решительно единство Бога, именно в словах символа веры: «Нет бога, кроме Бога» (Аллаха). Этот единственно истинный, великий и всевышний Бог сам себе обязан своим существом, вечен, ни от кого не происходит и никого не производит, удовлетворяет самого Себя, наполняет вселенную своею бесконечностью; Он – средоточие, в котором все соединяется, явен и скрыт. Он – господь телесного и духовного мира, творец и правитель. Он всемогущ, премудр, предобр, милосерд; его решения неотменимы. Все эти качества Мохаммед делал наглядными посредством популярного изложения, а часто также посредством смелых образов. Различные качества Бога, распределенные на 99 Его имен (см. Имена Аллаха), образуют мусульманские четки, заключающиеся именем Аллаха, вмещающим в себе все прежние эпитеты.
Ангелы
Исламская ангелология разработана даже подробнее, чем иудейская и христианская. В исламе ангелы разделены на несколько иерархий, в числе которых малаика и фаришта собственно ангелы, а создания промежуточные между ангелом и человеком именуются джиннами. Ангелы сотворены из света, а джинны из огня. «Ангелы созданы из света, они не женщины и не мужчины. Они не едят, не пьют, не женятся, не грешат и выполняют все, что им повелел Аллах. И никто, кроме Аллаха, не знает их числа». Имена некоторых ангелов упоминаются в Коране. В частности, ангел смерти зовется Азраил, ангел, стерегущий рай Ридван, ангел-воитель – Микаил и т. д. В исламе упоминаются четыре ангела (архангела), обитающие на небесах ниже престолов. Архангел Джбраил был отцом Авраама. Два других ангела – Харут и Марут – согрешили на земле и обучили людей магии(2:96). Очевидно, в исламе ангелы различаются по чинам и разрядам (как и в христианстве), и есть основания полагать, что у разных ангельских чинов разное количество крыльев. «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, сделавшему ангелов посланниками, обладающих крыльями двойными, тройными и четверными. Он увеличивает в творении, что Ему угодно» (35:1).
Хадисы (см.) уточняют, что «среди ангелов есть те, которые с момента их сотворения находятся в состоянии поясного поклона. Есть и те, которые пребывают в состоянии земного поклона. И единственное когда они выпрямят свои спины – это День Суда». Не имея пола, ангелы занимаются только исполнением воли Всевышнего. Одни из них постоянно находятся на небесах, другие на Земле. Восемь ангелов поддерживают престол-Лавх (см.), несчетное количество их на седьмом небе поддерживают трон-Арш (см.). О служителях трона говорится: «И ты увидишь ангелов, окружающих трон, которые прославляют хвалой Господа своего. Решено между ними по истине, и скажут: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (39: 75).
Представители ангельского чина по имени «Мукаррабун» являются заступниками и просителями за дела праведников: «Небеса готовы разверзнутся над ними, a ангелы возносят хвалу своего Господа и просят прощения тем, кто на земле.…» (42: 5).
Ангелы из чина «Хафаза» являются защитниками людей от сатанинских сил, и если бы не их защита, правоверные постоянно подвергались бы нападкам шайтанов.
Ангелы из разряда «Кирамен Катибин» постоянно ведут счёт земным делам каждого человека и аккуратно записывают в книгу жизни деяния праведников и грешников.
Ангелам из разряда «Малаика уль-Маут» доверено забирать души умерших – их предводитель – ангел смерти Азраил.
Девятнадцать ангелов из чина «Забани» обязаны служить в Аду. Все они громадного роста и очень жестоки. «Мы сделали хранителями адского огня только ангелов, и число их Мы определили: девятнадцать только для того, чтобы испытать неверных и чтобы убедились люди Писания в том, что в Коране содержится только истина. (74:31).
Ангелы Мункар и Накир (см.) инспектируют души покойников и устраивают им посмертный экзамен. Четыре главных ангела – Джабраил, Микаил, Исрафил и Азраил избраны Всевышним быть пророками ангелов. Кроме пророческих миссий у них имеются и другие персональные задания. Джабраил передавал повеления Аллаха очередному пророку. Микаил был уполномочен управлять ветрами и дождевыми тучами. Азраил – ангел смерти, он забирает души людей, окончивших свой жизненный путь. А на Исрафила возложена обязанность охранять трубу Судного дня – Суур и в нужный момент затрубить в нее.
Арабески
Лишившись возможности изображать создания живой природы, исламское искусство особенно нашло себя в архитектуре, дав миру понятие «арабески».
Арабская архитектура представляет особенное богатство в декорировании стен и капителей, то принято называть арабесками всякие фантастические и раскрашенные орнаменты разного стиля, даже и такого, возникновение которого предшествовало арабскому.
Понятие арабески обнимает лишь часть области орнаментов. Цветной узор обоев, ковра, вышивки, украшения книжного переплета, резьба, виньетки, украшение на утвари, мебели, сосудах, если они не строго выдержанного стиля, принадлежат к области арабесок, напротив пластические украшения фриз, капителей, канделябр, а также цветные и непластические украшения в строго выдержанном стиле называются орнаментами.
Всего более подходят под понятие арабесок цветные украшения персов, турок, арабов, японцев и китайцев, а также отчасти романские и готические фрески (стенная живопись) и странные, причудливые украшения времен Возрождения (гротески) в тех случаях, когда они впадают в слишком фантастический характер.
Излюбленными мотивами в исламских орнаментах, являются: складки, листва, многоугольники, арабески, надписи, двадцать восемь букв арабского алфавита, несколько стилизованных цветов (таких, как гиацинт, тюльпан, роза эглантерия, цветок персика), некоторые из фантастических животных и семь смальт в геральдике.
Рисунки такого рода сплетаются в обширную символическую сеть, которая не может не радовать и не восхищать.
Арабская мифология
Несмотря на приверженность к единобожию, в доисламский период мифы древних арабов населяли многочисленные существа, отличавшиеся как по внешности, так и по силе и по способностям. Истории о джиннах, духах, странных животных, населяющие страницы «Сказок 1001 ночи» пришли в эти сказки из богатой арабской мифологии через многие поколения. О том, что сам пророк верил в силу чар колдуний и силу сглаза мы можем прочитать в суре 113-й «Рассвет». До сих пор считается, что «рука Фатимы» – это хороший амулет против злого глаза, хотя ношение амулетов не приветствуется в Коране. Но изречения из Корана особенно из сур «Ан-нас» (Люди) и «Аль-Фалак» (Рссвет), аются довольно действенными амулетами и против нечистой силы, и для исцеления, и для привлечения удачи.
Хубал был главным богом древних арабов, его кумир располагался возле Каабы в Мекке и был сделан из цельного куска красного агата. Он имел вид человека, только одна рука у него отсутствовала и была заменена золотой.
Хубала в пантеоне арабов сопровождали три богини: лунная богиня Аллят, одна из самых могущественных Аль-Узза (ее призывали во время войн и годов лихолетья) и богиня судьбы Манат. У нее было двое детей Абд-Манат и Зайд-Манат (соотв. благая или злая судьба). Кумир богини Манат был установлен на морском побережье около Аль-Мушаляля, в Кудэйде, между Меккой и Мединой. Это было популярное место для жертвоприношений. Жители Авса и Хазрая, так же, как и жители Ятриба не считали паломничество законченным, если оно не завершалось принесением жертвы богине Манат. В период паломничества арабы не брил голов, предпочитая совершить это перед кумиром богини Манат, в ее святилище.
Также до нас дошли сведения о других богах. Это богиня Манаф или Мунах, которую весьма почитали женщины. Бог любви и дружбы Вадд отличался тем, что в его святилище жили священные змеи.
Амм – был лунным богом, весьма почитавшимся в древнем Катабане. От него зависели погодные явления, он же распоряжался молниями.
Лунному богу Талябу поклонялись в Южной Аравии, особенно в Сабе, к советам его оракула прибегали в сложных житейских ситуациях.
Дхул-Халаса – пророческий бог южной Аравии, кумир которого почитали в виде белого камня.
Аль-Кваум – набатейский бог войны и охранитель караванов.
Дюшбара – набатейский бог горы его имени.
См. также Духи арабского фольклора.
Арафат (День Арафат)
День Арафат весьма памятный день в исламе. Он отмечается в 9-й день 12-го месяца зуль-хиджа мусульманского лунного календаря (см.). В этот день участники хаджа посещают гору Арафат (возле Мекки), у подножия которой паломники совершают намаз. Гора Арафат – это то самое место, где, согласно легенде, после изгнания из рая встретились Адам и Ева. В этот день до заката солнца нужно стоять у подножия горы и замаливать грехи. Пост в день Арафат считается самым важным из тех поступков, которые приближают верующих к Аллаху. Стояние у горы Арафат считается тем более важным, что только после исполнения этого ритуала паломник получает право совершить второй (прощальный) круг вокруг Каабы.
Ахират
Ахират (от арабск. «ахир» – «конец», «последний») будущая вечная жизнь в потустороннем мире, жизнь, которая единственно считается вечной и истинной… Исламские теологи полагают, что после смерти каждый человек попадает в мир, где он будет находится вечно. Это либо рай, либо ад, в зависимости от того, кем человек был и какую жизнь он вел.
Ахляк
Ахляк – это совокупность человеческих привычек и нравственных норм, которыми мусульманин руководствуется в своих действиях и отношениях с окружающими. Выделяют два вида привычек: полезные и вредные. Ислам декларирует повсеместное соблюдение высоких нравственных норм, исключающих обман, жульничество, своекорыстие и лживость в общении с людьми. Таким образом, те, кто допускает это в общении с окружающими, совершает грех и навлекает на себя немилость Аллаха. Ислам предписывает мусульманам трудиться, чтобы зарабатывать себе на жизнь и ни от кого не зависеть. При этом труд и заработки людей могут быть разными, но важно, чтобы совершалось все это нравственным путем. Один из принципов исламской нравственности – правдивость. Потому же не одобряется спекуляции и необоснованное завышение цен на продукты питания.
Арш (Аль-Арш)
Арш (Аль-Арш) – термин, обозначающий трон Аллаха. Ибн-Аббас сказал: сказал: «аль-Курси (престол) – это подставка для ступней, а величие аль-Арша никто не сможет постичь, кроме Всевышнего Аллаха!» Предполагается, что аль-Арш – это самое огромное тело, созданное когда-либо Всевышним.
Вокруг аль-Арша находятся ангелы, числа которых никто не знает. Сам же аль-Арш держат восемь ангелов. Мухаммед так описывает этих гигантских ангелов: «Расстояние между ухом и плечом каждого из них настолько велико, что большая птица может преодолеть его за семьсот лет». Аль-Арш покоится на другом огромном теле – это престол аль-Курсий (см.). Аль-Курсий по отношению к Аль-Аршу, как кольцо в пустыне. Имам Али сказал: «Аллах создал аль-Арш, для того, чтобы показать свое могущество, а не сделал это местом для Себя». Так что тот, кто думает, что Аллах сидит на Аль-Арше, отступает от веры, поскольку Всевышний существует без места и не похож ни на что.
Аулия
Аулия (араб., мн.ч. от «вали») праведники, приближенные к Аллаху.
Ашур, Ашура (день Ашура)
Ашура – день поминовения внука пророка Мухаммеда, имама Хусейна, убитого 10 мухаррама арабского календаря (см.) 61 года хиджры (10 октября 680 года нашей эры) в неравном бою с отрядами Омеядов близ города Кербела. В этот день в Иране даются представления битв и убиения Али, Хусейна, Хасана и др., называемые теазиэ. В Ашуру шииты в разных странах устраивают мистерии, инсценирующие гибель имама Хусейна. В средневековье сложилась традиция самоистязаний шиитов цепями и ножами до кровоточащих ран. Наиболее радикальные верующие исполняют ритуал «шахсей-вахсей», имитирующий оплакивание имама Хусейна. Все церемонии длятся до заката солнца. В Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии день Ашура является традиционным народным праздником, пост необязателен. У мусульман-суннитов пост в день Ашура является хоть и добровольным, но желательным.
Аят
Аят (араб. «знак») – это выражение можно истолковать, как «стих», «строка»; «фраза», т. е. мельчайшая смысловая составляющая суры (см.) Корана. Всего в Коране 6,616 аятов, в общей сумме 77,934 слова на арабском языке; в современных изданиях Корана, в особенности изданных в Саудовской Аравии можно встретить 6236 аятов.