Введение
Исламская религиозная символика
Ислам (по-арабски буквально – «покорность», предание себя воле Божьей), одна из наиболее распространённых религий мира. Её последователи – мусульмане – составляют большую часть (от 80 до 98 %) населения в таких странах, как Египет, Иран, Ирак, Пакистан, Афганистан; ислам исповедует практически все население Аравийского полуострова и значительная часть жителей Индостана, стран Юго-Восточной Азии и Северной Африки. К мусульманам себя причисляют люди, проживающие на Северном Кавказе, в Татарстане и в республиках Средней Азии. Общины мусульман имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным, от 1,3 до 1,8 млрд человек.
Ислам возник в VII в. н. э. в Хиджазе (Западная Аравия). Основатель этой религии – пророк Мухаммед (Магомет). Это был выдающийся человек, талантливый писатель и оратор, безусловно обладавший задатками лидера. В своей единственной, но программной книге «Коран» он изложил свои диалоги с являвшимся ему в видениях ангелом, который изъяснял ему принципы жизни, угодные Аллаху (т. е. Господу Богу). Примечательно, что к своему вероучению Мухаммед пришел уже в сорокалетнем возрасте, осознав свое место в мире и сознательно избрав путь, изобиловавший опасностями. Отстаивая свое учение в языческой среде, он подвергся изгнанию, воевал и с мечом в руках привел свое войско к победе. Его последователи завоевали половину мира от Индии до Испании.
Вероучение, которое создал Мухаммед, оказалось поистине уникальным. Напрасно противники упрекают ислам в том, что часть имеющихся в Коране легенд взята из иудейских сказаний, чуть ли не переписана из Торы. Действительно и легенда об Адаме и Еве (у мусульман Хавва), и образ Авраама – представляют общеизвестные сюжеты. Но подобные же сюжеты имеются и в ассиро-вавилонских мифах и есть все основания считать, что они общечеловеческие. А кроме того, Мухаммед не умел ни читать, ни писать, и вряд ли смог бы ознакомиться с Ветхим или Новым Заветами. Конечно, он был знаком и с иудейским и с христианским вероучениями и творчески переосмыслил их, создав учение совершенно самостоятельное и находящее из года в год и из века в век себе все новых и новых сторонников.
Универсальность ислама, как вероучения) является причиной того, что значительное количество последователей его с веками не уменьшается, но все увеличивается. Примечательно, что отдельные вспышки религиозного фанатизма на исламской почве не охватывают целые народы, но остаются уделом нескольких сект и вызывают осуждение у подавляющего числа мусульман.
Собственно религиозная структура ислама состоит из двух частей: 1) Иман – вера (в истинность ислама) и 2) Дин (религиозная практика – совокупность религиозных обрядов, морали, традиций и т. д.), детали которых определены Кораном, сунной (сборником традиционных установлений) и решениями официальных религиозных авторитетов. Суть Имана сводится к единобожию, вере в пророческую миссию Мухаммеда и предшествовавших ему пророков, в ангелов, в откровение, ниспосланное в Коране, в день «страшного суда».
Традиционный ислам продолжает играть весьма заметную роль в различных сферах социальной жизни мусульманских стран. Для жителей этих стран ислам – не только государственная религия, но и важнейший компонент национальной культуры, во многом определяющий нормы поведения, быта, отношения к другим народам и событиям в мире.
Как религия, ислам максимально лаконичен в употреблении каких либо изображений и символов и, кстати, совершенно в них не нуждается. Общеизвестно, что при жизни сам Магомет чудес не творил и запрещал обожествлять себя, подчеркивая, что сам он не Бог, и лишь общается с Богом посредством бесед с ангелом Джебраилом (архангелом Гавриилом). Единственным чудом, совершенным при жизни самим пророком, можно считать основанное им вероучение, которое оказало революционизирующее воздействие на народы Востока и привело к арабской экспансии, которая завоевала половину цивилизованного мира. Рухнули царства, затрещали империи – выстояла лишь христианская часть мира, и то не вся и лишь потому, что на пути у арабских полчищ несокрушимой скалой встала Византия.
Тем не менее, возвращаясь к символизму, укажем, что существует определенная атрибутика, обрядовость, свод правил, что тоже является своеобразными символами. Ниже в статьях мы ссылаемся на соответствующие суры и строки из «Корана».