Введение
На судьбы цивилизаций огромное влияние оказали три мировые религии: буддизм, христианство, ислам и их религиозные священные книги, которые являются древнейшими памятниками культуры. Около около трех тысяч лет они формировали и формируют в наше время ход развития народов на европейском и азиатских континентах. Все религии взаимосвязаны, ибо в действительности прославляют одного и того же Бога.
Одной из великих религий является ислам (араб., буквально – покорность, предание себя воле Божьей), который исповедуют ныне на нашей планете почти миллиард его последователей – мусульман.
Символ веры ислама состоит из двух утверждений:
«Ля иляха илля Ллаху ва Мухаммадун Расулу Ллахи».
Это шахада – свидетельство, которое означает:
«Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад – Пророк Его».
Краткие слова шахады нужно произносить искренне, от чистого сердца, ибо в них заключены главные положения ислама – исповедание единобожия и вера в пророчества Мухаммада.
«Да благословит его Аллах, и да приветствует, и да пребудет с Ним мир!», – добавляют мусульмане каждый раз, когда упоминается имя Пророка.
За многие столетия ислам стал частью бытия миллионов людей в разных странах мира. Для них эта религия является образом мышления и действия, надеждой на справедливость в жизни земной и упование на награду в жизни иной.
Мусульманин верит, что все их поступки, мысли и слова открыты взору Божию. С приобретением главной цели – угождения Всевидящему и Всезнающему Богу, от которого невозможно скрыть даже самые потаенные мысли, в их жизни все меняется. Бог, Создатель и Устроитель Вселенной, неподвластен для осознания ограниченным разумом человека, и если бы не Его желание одарить человеческие существа знанием о Себе, внушать им любовь к Себе, и направлять их жизни на путь процветания и счастья, то людям так никогда и не удалось бы обрести спасительную веру в Него. Эта важная концепция ислама известна как «пророчество». Мусульмане полагают, что с самого начала существования человеческой мысли вседа появлялись провидцы. О многих из них известно из Библии. Большинство мусульман считают Адама первым посланником Бога и первым же устроителем святыни, предназначенной для богопочитания.
Верят мусульмане и в то, что земная жизнь не исчерпывает возможности человеческого бытия. Жизнь мусульманина начинается не с рождения, а в тот самый момент, когда Богу угодно будет сотворить живую душу. И оканчивается жизнь не тогда, когда придет смерть, а в тот миг, когда Бог решит эту душу растворить. Краткий период времени, проведенный мусульманином на Земле, не считается прожитым зря. Земная жизнь предлагает ему многочисленные уроки и испытания, выдержать которые ему нужно, для дальнейшего духовного развития. Чтобы пройти все испытания и искушения необходим духовный образец для подражания. Люди Откровения и посланники Бога своей жизнью являли людям тот образец, однако всегда находились недобросовестные последователи, искажавшие смысл их учений.
Откровение, посланное Пророку Мухаммаду запечатлено в Книге, и искажать его невозможно. Двадцать три года это откровение посылась Пророку и было собрано в Священном Коране. Обретя Откровение, Мухаммад начал свое служение в VI веке н. э. Ислам зародился на Ближнем Востоке, и откровение, посланное Пророку, предназначалось в первую очередь арабам, но теперь ислам стал мировой религией и не знает ограничений по национальному признаку. Быть мусульманином в наши дни уже не значит быть обязательно арабом. Главное для мусульманина – искренняя набожность, смирение и желание служить Богу. Это желание требует напряжения всех его умственных, душевных и духовных качеств. Для того, Кто создал всех и дал в удел каждому его собственный жизненный путь, все одинаково дороги: многострадальный святой, научный исследователь и простой пастух – все они, несмотря на свои грехи, возлюблены Богом столь сильно, что осознать эту силу Его Любви им не дано.
Таков краткий смысл и назначение ислама, который еще многие годы будет во многом определять поведение огромных масс людей в нашем едином, взаимозависимом и противоречивом мире. Теперь приходит все более настоятельная потребность во взаимопонимании, а чтобы понять, нужно общаться, познавать собеседника и его язык. Ныне крепнет надежда, что наша планета станет не ареной обмена ударами, а опытом, идеями и информацией, чтобы понять и оценить многие события мусульманского мира и попытаться определить в них место и роль ислама – многогранного феномена, самой «молодой» из великих религий нашего мира.