Вы здесь

Искусство презентации. Искусство речи (Илья Мельников, 2012)

Искусство речи

Для чего вам дан голос?

Верно – для того, чтобы общаться, а еще, чтобы петь, кричать, бубнить себе под нос, выражая свое недовольство либо восхищение.

Голос может быть средством для склонения людей на вашу сторону, завоевания симпатии и доверия окружающих.

А могли бы вы, не видя человека, определить, как он относится к вам, по голосу?

Представьте себя в магазине, где вы интересуетесь наличием какого-то товара и начинаете разговор низковатым голосом. Ответ продавца звучит более высоким голосом. Даже в этой ситуации каждый из вас занимает определенное место в разговоре: вы выбираете, а продавец ждет вашего решения. И таких примеров может быть сколько угодно!

Тон голоса – основной индикатор определения роли того или иного человека в процессе общения.

Если быть более внимательным, то можно заметить, что низкий уверенный тембр голоса независимо от содержания речи принадлежит тому, кто указывает. Это довольно заметно при общении между коллегами. Если вы первым начнете разговор низким утверждающим тоном, то ответ услышите в более высоком, то есть подчиненном тоне.

Не думайте, что все так просто, как кажется на первый взгляд! Если голос собеседника звучит более высоко и как бы вопросительно, значит, ваше превосходство признано, и вы запросто этим можете воспользоваться.

Но вы не всегда можете воспользоваться низким утвердительным тоном при разговоре с человеком выше вас по должности, это может не понравиться начальнику.

Рискните применить этот метод при общении со своим боссом, которого вы и так боитесь как огня. Результат не заставит себя ждать – вас ожидает скандал. И это самый простой выход из данной ситуации. А вы сделаете для себя вывод: все-таки нелегко сохранить в беседе уверенный тембр голоса. Конфликт с начальством совершенно не в ваших целях (мы так надеемся), и вам остается одно – подчиниться сильнейшему, если не хотите лишний раз продемонстрировать свое бессилие по отношению к шефу. Хотя ваш «новый» голос может заставить шефа посмотреть на вас по-новому, но вот предложит он вам повышение, или решит, что пора от вас избавиться – это вопрос, и ответить на него вы сможете в том случае, если знаете своего босса, и то не всегда.

Вы попросили секретаря зарегистрировать ваш отчет. Забежав в приемную в очередной раз, вы поинтересовались о выполнении своей просьбы. Вы выступаете в роли подчиненного, так как именно вы задаете вопрос. Девушка не зарегистрировала ваш отчет, объяснив это тем, что у нее и без того много работы. Она говорила негромко, стараясь не нагрубить. Но вы провоцируете ее, и она демонстрирует себя в пассивной позиции, повысив на вас голос. Теперь все в ваших руках! Утвердительным, низким тембром вы предупредили ее, что это ее последний нетактичный поступок по отношению к коллеге. Вы оказались сильнее, и секретарь регистрирует отчет в вашем присутствии.


Искусный актер обязательно выдержит паузу и дождется, когда их собеседник начнет первым. Например, начальник преуспевающей компании, при входе в кабинет чиновника уверенно хлопнет дверью и без приглашения усядется на лучшее место. Потом следует его главный «конек» – пауза после формального приветствия. Его цель – выступить в лидирующей роли, поэтому первое слово он отдает своему собеседнику. В данном случае именно чиновник оказался в подчиненной позиции. Нелегко ему будет поменяться ролями. Но в игре все возможно! Чиновники – люди часто весьма искушенные, к тому же, они привыкли к начальственному тону.

Дальше происходит разговор. Смысл общения, особенно в деловом мире, состоит в том, чтобы партнер стал смотреть на мир вашими глазами. Убедил – значит победил. Деловое общение – это прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Чтобы преуспеть в переговорах, надо в совершенстве владеть их предметом. И хотя в переговорах обычно участвуют специалисты различных профессий, от каждого требуется высокая компетентность.

Голос человека может либо очаровать, либо оттолкнуть. Если вы обладатель неприятного голоса, говорите слишком громко или слишком тихо, что обычно раздражает, то это может перечеркнуть все ваши остальные достоинства. Но не стоит расстраиваться, ведь вы же не диктор радио или телевидения, которые одарены голосом от природы. Не мешало бы вам усердно поработать над ним – и всего лишь!

Послушайте себя в записи и постарайтесь научиться говорить так, как нужно. Попробуйте разные варианты – и вы сможете влиять на впечатление от вас своим голосом и произношением. Вы станете обладателем голоса, дикции и интонации, которые нужны вам! Это приобретение очень важное. Тем не менее, прежде всего надо научиться общаться словами. Словами передают мысль, а голос и интонация окрашивает слова и мысль чувством. Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в бесформенную массу, это похоже на мух, попавших в мед. Если вам не хочется иметь отношения к этим сравнениям, исправляйтесь. Плохая речь создает одно недоразумение за другим. Они нагромождаются, затуманивают или совсем заслоняют смысл и суть сказанного. Существуют специальные упражнения для улучшения дикции, их знает любой логопед. Но есть вещи, которые вы в состоянии исправить самостоятельно, если будете знать, что это является недостатком. Частые остановки в речи утяжеляют ее, и речь лишается выразительности и красоты. Соблюдайте интонацию, иначе слушающий не поймет, что фраза закончена или что ему задают вопрос. «В вопросительных, восклицательных знаках, – утверждал Станиславский, – есть воздействие на слушающих, обязывающих их к чему-то: вопросительная интонация – к ответу, восклицательная – к сочувствию, одобрению, протесту». Неумение владеть голосом затрудняет понимание произносимой мысли, а искусство передавать голосом смысловое развитие фразы освобождает говорящего и слушающего от напряжения, которое заставляет первого торопиться, а второму мешает воспринимать речь во всей ее насыщенности.

Конец ознакомительного фрагмента.