Вы здесь

Искусство отношений, или Как притянуть успех. Книга-тренинг. Глава 3. Безупречность во всем! (Полина Москвина)

Глава 3. Безупречность во всем!

Недавно в одном из офисов, где я часто бываю, опять увидела молоденькую начальницу отдела.

Она всегда меня поражала своим внешним видом. На этот раз поверх черных колготок на ней были надеты коротенькие белые шортики, а довершали эту картину черная прозрачная блузка и пышные распущенные волосы.

И не думайте, что я это придумала ради того, чтобы поразить ваше воображение. Нет, это ее постоянная манера одеваться.

А разве вам не приходилось в серьезных организациях видеть сотрудников, внешний вид которых вызывает не доверие, а эстетический шок?

Почему так много неправильно одетых людей в наших офисах и на улицах городов?

А где нас учат правильно одеваться? Ведь не каждая семья может научить ребенка правильно одеваться.

Хорошо, что дресс-код в школах ввели – дети научатся правильно одеваться в различных жизненных ситуациях.

Это здорово! А то мы уже получили поколение, которое обожает носить везде спортивные штаны.

Но как говорится, ближе к делу. Существуют ли установленные правила, касающиеся одежды деловых людей?

Да, существуют, их много, но я предлагаю в рамках этой небольшой книги рассмотреть только основные, главные правила, нарушение которых вызывает недоумение и культурный шок у окружающих людей.

Нормы и правила делового этикета надо изучать как любые другие правила, поэтому предлагаю начать с небольшого теста. Зачем? Да просто так полезнее изучать какие-либо правила.

Тест «Ах, этикет?»

Требуется выбрать правильные ответы.


1. В государственных, финансовых структурах, банках и других организациях с высоким уровнем консерватизма дресс-код регулируется:

1) правилами делового этикета

2) является свободным

3) затрудняюсь с ответом


2. Правильная деловая обувь у мужчин:

1) классические туфли (на тонкой подошве)

2) летом можно носить плетеные сандалии с черными носками


3. Правильная деловая обувь у женщин:

1) летом можно носить сандалии

2) высокие шпильки на платформе

3) закрытые лодочки с каблуком не выше 5 см


4. Рукава пиджака должны быть по косточку на запястье, а манжета сорочки всегда должна высовываться из-под рукава пиджака на:

1) 1 см

2) 1,5 см

3) 0,5 см


5. Надевать на работу под сорочку майку или футболку:

1) можно

2) ничего страшного

3) запрещается категорически


6. Галстук должен быть:

1) хотя бы на тон темнее сорочки

2) всегда однотонный


7. Офисный стиль исключает:

1) шорты

2) футболки

3) прозрачные блузки

4) тату и пирсинг на видимых участках тела

5) все вышеперечисленное


8. Разрешенными цветами мужских деловых костюмов являются исключительно оттенки:

1) темно-синего

2) темно-серого

3) коричневого


9. Летом в жару деловой мужчина может носить:

1) светлые хлопковые и льняные костюмы

2) деловые костюмы светлых оттенков серого цвета


10. На работу сорочку с коротким рукавом можно надевать:

1) летом

2) под пиджак

3) только обслуживающему персоналу


11. Деловой костюм у женщин предусматривает:

1) однотонную одежду

2) длину юбки до середины колена (плюс-минус 5 см)

3) брюки только костюмные, классического кроя

4) джинсы только синие


12. Максимальная длина волос у женщин:

1) до плеч, более длинные волосы убираются назад или наверх

2) любая длина


13. Верхняя зона у мужчин предполагает:

1) имеющую четкие очертания, ухоженную прическу

2) длину волос 2—5 см

3) усы не должны закрывать верхнюю губу

4) борода не приветствуется

5) все перечисленное


14. Длина галстука у мужчин должна быть:

1) до нижней линии пряжки

2) до середины пряжки

3) как решит жена


15. Адресация костюма – это:

1) костюм и все аксессуары (прическа, белье, парфюм и пр.) подбираются для конкретного человека

2) костюм и все аксессуары (прическа, белье, парфюм и пр.) подбираются для конкретного случая

3) затрудняюсь с ответом


Надеюсь, что вы дочитали этот тест до конца. Наверное, не на все вопросы смогли уверенно ответить?

Ответы на вопросы, которые вызвали у вас затруднения, вы найдете в этой главе.

Этикет в одежде, или Как должна выглядеть деловая женщина

Так как же должна выглядеть деловая (работающая) женщина?

Практически для всех (кроме творческих) организаций присущ сдержанно-консервативный стиль.

Нет, это не значит, что деловая женщина должна выглядеть как «синий чулок». Конечно нет.

Одежда деловой женщины должна быть модной, но строгой.

Ухоженный внешний вид делового человека очень важен, так как для других людей мы являемся носителями корпоративной культуры своей организации.

В государственных, финансовых структурах, банках и других организациях с высоким уровнем консерватизма форма одежды регулируется дресс-кодом (англ. Dress code – «рекомендуемый стиль одежды»).

Почему? Их внешний вид должен вызывать доверие у людей, которые приходят в эти организации.

Женщинам, работающим в других, менее строгих организациях, следует придерживаться традиционного офисного стиля.

Офисный стиль – это сдержанно-консервативный стиль, который, однако, не исключает следование модным тенденциям.

Правильно подобранный офисный костюм создает благоприятное впечатление о работнике, подчеркивает его профессионализм, организованность, ухоженность, а это самым положительным образом влияет на клиентов, деловых партнеров.


Каждый работник является витриной своей организации, и эта витрина должна привлекать, вызывать желание сотрудничать.


Главным критерием при выборе одежды деловой женщины является ее соответствие корпоративной культуре, характеру или сфере деятельности организации, а также социальному статусу человека.

Одно дело, если она работает в банке, и совсем другое – когда ее место работы – театр.

А как же возраст? Может быть, все-таки, пока ты молодая, можно позволить себе распущенные волосы и коротенькие юбки?

Однако деловой этикет не делает возрастных исключений.

Если работающая женщина желает, чтобы к ней относились как к серьезному профессионалу или деловому партнеру, то нельзя носить короткие юбки и блузки с глубоким декольте.


Одежда деловой женщины в любом возрасте должна отвечать следующим критериям: сдержанность, аккуратность, лаконичность, функциональность.

Главное правило при выборе офисной одежды: ничего слишком обтягивающего, короткого, разноцветного!

Подбираем костюм в офисном стиле

Что же можно иметь в своем деловом гардеробе работающей женщине?

Можно все: костюмы (юбочные и брючные), платья, юбки, блузки, сарафанчики, но не забывайте – они должны быть однотонные, с рукавами и неядовитых расцветок.

Предпочтительно – все оттенки серого, синего цвета, приглушенные оттенки зеленого и оливкового, а также черные, темно-красные, бежево-коричневые, темные и другие спокойные тона.

Женщины могут носить в офисе классические брюки и брючные костюмы при обязательном условии, что верхняя часть костюма прикрывает ягодицы.

Чисто белый костюм уместен лишь в летнее время на неофициальных мероприятиях, которые проводятся на природе.

Одежда с абстрактными и другими крупными узорами для делового гардероба не подходит.

Этикет разрешает использовать трикотаж в качестве офисной одежды, но он должен быть спокойных расцветок, без чрезмерных украшений, стекляруса, люрекса и блеска.

Он должен хорошо держать форму и закрывать талию. Однако помните, что трикотаж не относится к официальной (протокольной) одежде.

В гардеробе женщины, которая в силу служебных обязанностей или статуса участвует в различных официальных мероприятиях (конференциях, переговорах, презентациях и т. д.), должен быть визитный костюм с юбкой.

Чтобы оживить образ, к строгому деловому костюму можно надеть нитку натурального жемчуга.

Классической считается прямая юбка, зауженная книзу. Длина юбки – до середины колена (плюс-минус 5 см), разрез сзади не более 10—11 см.

Некоторые женщины надевают на работу в офис всякие вычурные юбки, и это сильно портит их деловой образ.

Деловому имиджу должна соответствовать и верхняя одежда. Для плащей и пальто оптимальны цвета: бежевый, черный, темно-синий.

Идеальной деловой расцветкой для шуб и дубленок является бежевый, серебристо-серый, но возможна и коричневая гамма.

Спокойные цвета (серо-коричневые тона, оттенки серо-бежевого) действуют на людей умиротворяюще, делают совместную работу приятной.

Если вам предстоит какой-то неприятный разговор (дисциплинарная беседа, например, или разговор с сотрудником об увольнении), лучше выбрать умеренные цвета (но не черный или белый).

Контрастные тона в одежде помогут выглядеть более энергичной, это может пригодиться вам на переговорах, презентациях.

Если вы хотите выглядеть женственной, слабой и мягкой, то подойдет одежда в пастельных тонах. Нет, вы не то подумали! Не постельных, а пастельных. Почувствовали разницу?


Как правильно выбрать наряд для выступления на презентации перед камерой?


Да, действительно, к такому событию нужно готовиться тщательно, потому что камера фиксирует все недостатки.

Например, очень плохо смотрятся женщины в тесной и облегающей одежде.

Перед выступлением мужчинам нужно вынуть все из карманов, чтобы костюм хорошо сидел.

Обязательно придите пораньше, чтобы осмотреть помещение, в котором будете выступать.

Посмотрите, как вы будете сидеть или стоять, будут ли видны ваши ноги, как вы будете смотреться со стороны зрителей.

Если такой возможности нет, узнайте хотя бы, какого цвета стена или фон будет позади вас.

Зачем все это? Чтобы продумать ваш внешний вид. Скорее всего, вам понадобится контрастная (по отношению к заднику) одежда, она поможет выигрышно смотреться, не сливаться с фоном задника. Подойдет белый верх, черный низ.


Правильная обувь


Туфли деловой женщины – закрытые лодочки с каблуком не выше 5—6 сантиметров, однотонные (черные, синие, серые, но не белые), величина каблука – 5—6 см.

Цвет обуви не должен быть светлее цвета подола вашего костюма.

В офисах носят так называемую паркетную обувь на тонкой кожаной подошве. Обязательно наличие чулок или колготок телесных оттенков.

Зимой возможны плотные колготки в тон костюма. В холодный период года носят закрытые туфли. В период с августа по май-июнь обувь белого цвета не носят.

В теплый сезон возможны туфли с закрытым мыском и открытой пяткой. Многие российские женщины очень любят летом ходить на работу в босоножках, да еще надевают их на колготки.

Я вас умоляю, посмотрите на название – босоножки. Это не офисная обувь. Это все равно что мужчина в летнем деловом костюме и в сандалиях, надетых на носки. Вот-вот, тот еще видок!

И еще одно чисто российское явление (просто в других странах я такого никогда не видела). Наши женщины, вопреки всем правилам и запретам, упорно ходят на работу в туфлях на шпильках.

Женщины, дорогие, любимые, шпилька – это вечерний каблук.

Категорически нельзя носить в офис туфли на платформе, оставьте их, пожалуйста, для шоу-бизнеса.

А что же аксессуары?

• Можно ли носить хоть какие-то модные аксессуары?


• Сколько украшений можно носить в компаниях со строгим дресс-кодом?


• Можно ли носить в офисе очки с темными стеклами?


При выборе одежды и аксессуаров нужно учитывать следующие критерии: профессия, должность, особенности фигуры, собственный стиль и характер предстоящей ситуации.

Наиболее оптимальными для делового имиджа являются украшения без камней (платина, золото, серебро).


Рекомендуются украшения в деловом стиле и классического размера. Лучше использовать следующие комплекты:


• серьги, кольцо, цепочка;

• серьги, кольцо, бусы;

• брошь, серьги, кольцо;

• строгий браслет, серьги и гладкое кольцо;

• часы, кулон, серьги строго стиля.


Для создания делового образа не стоит включать в комплект более трех изделий.


Цвет серег должен соответствовать вашему деловому костюму. Можно носить только одни часы или браслет на запястье, немного модной качественной бижутерии, но не экстравагантной. Умеренность и еще раз умеренность: три одновременно надетых цепочки и три кольца – не для делового имиджа.

Знаю, знаю, что бриллианты – лучшие друзья девушек. Однако днем бриллианты, как и другие драгоценные камни, не носят. Тем более в офис.


А другие аксессуары можно?

Уместны платок на шее или галстуки типа мужского. Пирсинг и тату на любой видимой части тела запрещены.


Очки вносят существенный вклад в формирование образа делового человека.

• Не носите на работе очки с очень темными стеклами, они придают подозрительный вид.

• Сами очки нужно своевременно обновлять в соответствии с тенденциями современной моды.

• Войдя в помещение, сразу снимайте очки от солнца.

• Если вы носите очки, то оправу желательно подобрать к овалу лица и цвету одежды.


Если у вас овальное лицо, то вам подойдет любая форма оправы, но избегайте слишком большой. При прямоугольном лице выбирайте круглые или овальные формы. Треугольное лицо вполне гармонирует с круглыми, овальными оправами и очками в стиле «авиатор».

Прически разные, но только деловые

Прическа должна быть аккуратной, как бы приглаженной. Это касается и пышных, и волнистых волос.

Для создания образа деловой женщины подходят стрижки типа «каре» и другие классические стрижки. Не годятся для делового стиля завитки, локоны.

Очень важное условие – стрижка должна быть «свежей», т. е. иметь четкие очертания.

Максимальная длина волос – до плеч, более длинные волосы убираются назад или наверх.

Работающим женщинам седые волосы лучше закрашивать!


Макияж деловой женщины должен выглядеть естественно, поэтому используются тени для век, тушь и помада мягких цветов.

Брови также должны выглядеть аккуратно и естественно.

Столь полюбившийся российским женщинам татуаж бровей насыщенной черной краской сильно портит образ многих деловых женщин.

К счастью, мы освободились от проблемы, когда российские женщины злоупотребляли косметикой и ходили даже днем в боевой раскраске.

Сейчас большинство серьезных, образованных женщин пользуются косметикой очень умело. Это не может не радовать.

Руки деловой женщины всегда на виду, поэтому накладные ногти и нейл-дизайн нужно оставить для отпуска и выходных.

Что может испортить визуальный имидж деловой женщины

• Экстравагантная одежда и обувь;

• вычурные украшения и украшения для вечера;

• более двух колец на каждой руке;

• «висящие» серьги (длиной более 2,5 см) и несколько серег в ухе;

• брюки неделового покроя (укороченные, чрезмерно узкие);

• джинсы или брюки из грубой хлопчатобумажной ткани;

• безрукавки на бретельках, комбинезоны, футболки, шорты;

• плотно облегающая одежда, спортивный костюм;

• юбка макси (длина юбки – до пола);

• босоножки с открытым мысом, обувь на платформе;

• спортивная обувь.

Внешний вид делового мужчины

Часто на семинарах, тренингах я задавала своим слушателям вопрос: какой он, деловой мужчина, и подавляющее число ответов было примерно таким:


• уверенный в себе;

• солидный;

• элегантный;

• внушающий доверие;

• аккуратный…


Как же мужчинам создать именно такой образ?

Для этого опять же есть дресс-код. Дресс-код – это устойчивые представления о том, как надо одеваться в конкретной ситуации или для конкретного случая.

Знание основных правил дресс-кода позволяет деловым мужчинам одеваться правильно, а значит, быть уверенными в том, что им не придется выглядеть в серьезной деловой ситуации белой вороной, испытывая неловкость из-за несоответствия своего внешнего вида месту или событию.

Дресс-код также помогает обозначить место человека в деловой иерархии. Руководитель всегда в центре внимания своих сотрудников и партнеров по бизнесу, поэтому во всем мире требования к внешнему виду руководителя очень высокие. Он лидер, он представляет интересы целого коллектива – его визуальный имидж обязательно должен совпадать с его ролью.

Костюм и все аксессуары должны отражать его статус в организации. Чем выше статус, тем дороже костюм и все аксессуары.

К сожалению, некоторые российские руководители не придают особого значения этому правилу делового этикета, а ведь ему уже несколько столетий.

Одежда сотрудников-мужчин в организациях со строгой корпоративной культурой должна обязательно соответствовать корпоративному стилю и (или) подчеркивать принадлежность к профессиональной группе.

Многие российские компании уже имеют прописанные требования к внешнему виду и поведению сотрудников, оформленные в виде правил внутреннего распорядка, этических кодексов и т. д.

Работа в организации, которая серьезно относится к своей корпоративной культуре, заставляет ее работников придерживаться того стиля одежды, который характерен для большинства сотрудников.

Зачем нам эти дресс-коды?!

Ох, не любят у нас в России всякие разные кодексы. Откуда началась эта нелюбовь? Наверное, еще с «Кодекса строителя коммунизма», был такой в советские времена. Но как говорится, слова из песни не выкинешь. Да, дресс-код – это все-таки «кодекс одежды», как бы вам это ни нравилось.

И этот кодекс содержит требования к одежде, принятые в международной практике, буквально диктует нам форму одежды для посещения официальных и светских мероприятий.

В прежние времена о том, что такое дресс-код, в нашей стране знали, наверное, только дипломаты.

В последние десятилетия сильно расширилось его прикладное значение. Сейчас очень часто приходится слышать: «В нашей организации введен дресс-код».

Современное деловое сообщество под дресс-кодом понимает свод правил, касающихся одежды деловых людей. Оказалось, что очень удобно знать, как правильно одеться для конкретной ситуации, события и т. д.

Теперь в серьезной деловой среде дресс-код воспринимают как требования к офисному стилю одежды своих сотрудников.

Давайте посмотрим основные стандарты, наиболее распространенные в деловой среде.


Bt (business traditional) – традиционный деловой стиль. Это качественный, но не очень дорогой костюм темного (синего или серого) цвета.

В магазинах, как правило, продаются темно-синие или темно-серые костюмы в тонкую, едва заметную «игольчатую» полоску.

Считается, что однобортные пиджаки больше соответствуют деловому стилю, наверное, поэтому российские мужчины предпочитают однобортные костюмы на трех пуговицах, со шлицей или без.

Какие сорочки соответствуют business traditional? Классическими считаются белый и однотонные цвета сорочек.

К серому костюму больше подходят сорочки в пастельных тонах (розоватые, голубоватые, персиковые).

Галстук по цвету должен быть светлее костюма, но хотя бы на тон темнее сорочки. Подходят к этому стилю, например, галстуки в мелкую и широкую полоску, узорчатые. Категорически не подходят к деловому стилю галстуки с абстрактными рисунками.

Business traditional у женщин – также однотонные деловые костюмы. Допустим качественный трикотаж без излишних украшений. Этот стандарт сейчас наиболее популярен в российской деловой среде.


Bb (Business best) – официальный деловой стиль. Это одежда для различных официальных мероприятий, переговоров, презентаций и т. п. Самым респектабельным считается строгий (консервативный) темно-синий костюм из высококачественной ткани. Сами понимаете, что это дорогущий костюм, что называется, «костюмчик на выход».

И такая же дорогая белая сорочка с французскими манжетами под запонки, однотонный или в мелкую точку галстук.

Я уже не говорю о платке, торчащем из нагрудного кармана, потому что большинство российских мужчин при этом морщатся.

В общем-то, они уже попривыкли и к этому строгому стилю, но вот на платок в нагрудном кармане решаются не все. Говорят, что это уж слишком.

Дорогие туфли «Оксфорд» (это туфли с закрытой шнуровкой). Хорошие часы классического дизайна, из колец – только обручальное кольцо.


Bf (business formal) – очень высокий официальный уровень (официальные дневные мероприятия или вечерние приемы, особо торжественные случаи).

Нарядный классический костюм из очень хороших тканей темно-синего или темно-серого цвета, возможно в деликатную «игольчатую» полоску, или смокинг.

Белая сорочка с французскими манжетами и запонками, однотонный или в мелкую точку галстук, платок в нагрудном кармане. Дорогие туфли «Оксфорд».


Bc (Business casual) – «бизнес кэжуал», неофициальный деловой стиль. Это более свободная, непринужденная офисная одежда.

Допускаются костюмы с более видимым, но негрубым рисунком (в клетку, полоску, игольчатые). Можно носить менее формальные сорочки (в деликатную узкую полоску, мелкую клетку), рубашки поло. Мужчины могут появиться в костюме без галстука. У женщин может присутствовать качественный трикотаж.

Однако помним, что это все-таки офисная одежда. Этот дресс-код не дает права женщинам появляться на работе в пестрых безвкусных нарядах, в джинсах и т. д. Декольте и прочие вольности в офисе недопустимы.

Естественно, на сотрудников контактных зон (участвующих в обслуживании клиентов) этот стиль не распространяется.


CF (Casual Friday) – «кэжуал по пятницам», или «пятничный стандарт».

Неофициальный, даже неделовой стиль в одежде, принятый в некоторых иностранных компаниях по пятницам. На сотрудников контактных зон (участвующих в обслуживании клиентов и т. п.) этот стиль не распространяется.


Btr (Business travel) – деловой стиль командировок.

Отправляясь в командировку, мы подбираем более комфортную и практичную одежду, которая сохраняет форму, не мнется.

Но если в командировке вам предстоит участвовать в строгом официальном мероприятии, то деловой костюм придется взять с собой.

Полезные рассуждения о мужской одежде

Многие мужчины имеют в своем гардеробе несколько костюмов для различных случаев. И это правильно. Ведь элегантный костюм, подходящая к нему рубашка и галстук, хорошие часы создают правильный визуальный имидж делового мужчины.

Выбирая костюм, помните, что если вы хотите выглядеть респектабельнее или работаете в консервативной организации со строгой корпоративной культурой, покупайте темно-синий костюм, он более строгий, более официальный, чем серый.

Некоторые предпочитают другой традиционный цвет для деловых костюмов – серый. Серый цвет имеет несколько оттенков.

Оптимальный оттенок – угольно-серый, он более подходит для формальных мероприятий.

В рабочее время не принято носить слишком светлые костюмы.

Тона костюмов в летнее время светлее, чем в зимнее, но многие российские мужчины предпочитают и летом ходить в темных костюмах.

Для делового костюма такие цвета, как бежевый, коричневый, болотно-зеленый и т. п., не подходят, их следует оставить для одежды, предназначенной для отдыха, шоу-бизнеса.

Кожаные, вельветовые и замшевые пиджаки могут носить только люди творческих профессий (музыканты, артисты, журналисты).


Расстегивайте однобортный пиджак, когда сидите, но обязательно застегивайте однобортный пиджак хотя бы на одну пуговицу, когда встаете или идете. Двубортный пиджак никогда не расстегивают.

Мужской костюм дополняют и оживляют сорочка и галстук. Воротник сорочки не должен быть очень тесным, это некрасиво. Между шеей и воротником должен помещаться палец, желательно мизинец.


Всегда (и летом тоже) надевайте под деловой костюм сорочку с длинным рукавом. Рубашки с коротким рукавом предназначены только для обслуживающего персонала.

Рукава пиджака должны быть по косточку на запястье, а манжета сорочки должна высовываться из-под рукава пиджака всего на 1—1,5 см.

Не надевайте на работу под сорочку майку или футболку! Это очень дурной тон.

Галстуки лучше подбирать под свою комплекцию и возраст.

Классическая ширина – 9,5 см, но многие мужчины предпочитают более узкие галстуки, и это нормально.

Главное, не увлекайтесь и помните, что галстук-шнурок, распущенная бабочка и прочие вольности – это для ночных клубов, для шоу-бизнеса.

Расцветка галстука должна быть хотя бы на тон темнее рубашки и на тон светлее пиджака. Зажимы на галстуках не носят, в крайнем случае можно заколоть узел однотонного галстука специальной булавкой для галстуков.


Кончик галстука должен доходить до середины или до нижней линии пряжки ремня.


Несколько слов о головных уборах, хотя они стали непопулярны у молодежи в последнее время. Здесь тоже есть регламент, касающийся того, как носить в холодное время головные уборы:


• шляпу носят преимущественно с пальто, поэтому она всегда должна быть с ним в один тон. Лучше не носить черные шляпы к пальто и костюму не черного цвета;

• с плащом носят кепи и береты;

• с зимним пальто и дубленками – меховые шапки;

• к курткам подходят вязаные шапочки и бейсболки.

Мужская обувь и прическа

Классические деловые туфли для мужчин – кожаные, на тонкой подошве и… начищенные до блеска. Лакированные туфли подходят только к фраку.

Для строгих костюмов рекомендуется надевать туфли черного цвета.


Кроссовки, туфли на толстой подошве и сандалии не носят с деловым костюмом.


Носки подбираются под цвет обуви или на тон темнее.

Надевайте носки, которые доходят до середины икры, чтобы не были видны голые ноги, даже когда вы сидите нога на ногу.

Офисный стиль исключает белые носки. И вообще, белые носки надевают только со спортивной обувью.


СМЕХОТЕРАПИЯ!

Что может быть хуже, чем появиться на работе в белых носках?

Правильно! Появиться вообще без носков.


Мужская прическа

Прическа делового мужчины – это имеющая четкие очертания стрижка, голова должна иметь ухоженный вид.

Длина волос – 2—5 см. Усы не должны закрывать верхнюю губу. Очень короткие волосы, бритые наголо, могут быть разрешены, если они выглядят опрятно и ухоженно.

Слишком экстравагантные прически не разрешаются. Любые бороды (включая эспаньолки) категорически не рекомендуются, небритая щетина на работе недопустима.

Волосы в подмышечной впадине должны быть сбриты или скрыты рукавом рубашки.

В течение рабочего дня татуировки должны быть скрыты одеждой. Хороший дорогой парфюм без резкого запаха дополнит ваш имидж.

Что может испортить деловой образ мужчины

• Не рекомендуется сочетать деловой костюм и трикотажный жилет;

• ткань костюма не должна блестеть и переливаться;

• брюки должны иметь только один надлом, а не сидеть как гармошка;

• если вы надели более нарядный двубортный пиджак, то помните, что его не носят без галстука и никогда не расстегивают;

• никаких аксессуаров, кроме хороших часов, обручального кольца и подходящих запонок;

• шелковые, блестящие и прозрачные сорочки деловым людям не рекомендуются;

• недопустимо носить более дорогую одежду, чем ваш непосредственный руководитель.

Внешний вид руководителя

Конечно, все вышеизложенное относится к руководителям в первую очередь. Ведь это они вводят дресс-код и правила внутреннего распорядка в своих организациях и следят за их соблюдением.

К большому сожалению, не все российские руководители следуют требованию международного делового этикета. Какому?

Внешний вид руководителя должен сообщать о том, что он руководитель.

Да, визуальный облик руководителя обязательно должен соответствовать его статусу. Чем выше статус, тем дороже одежда и все аксессуары.

А как часто бывает у нас в стране? Заходите в какую-нибудь фирму по делам. Находите нужный офис, открываете дверь – сидят несколько человек.

Вам нужен начальник отдела или главный бухгалтер, а вы его не знаете. Вы, естественно, обращаетесь к тому, кто выглядит более статусно. Оказывается, что начальник не она, а вон та, извините, тетка.

Именно тетка, а не деловая женщина! Безвкусно одетая в пеструю или переливающуюся всеми цветами радуги «одежду», с хаосом или запущенной стрижкой на голове.

Тетя неохотно поворачивает голову, на лице написано: «Ну чего ты приперлась?» А дальше вы слышите совершенно поразительную фразу: «Вы что хотите?»

Именно так, а не «Чем могу помочь?» или хотя бы «Слушаю вас внимательно».

А ведь сотрудник любой организации – это ее витрина. Его внешний вид, манера поведения должны работать на авторитет этой организации в деловом сообществе, на ее имидж в глазах клиентов.