Вы здесь

Искусство добывания огня. Для тех, кто предпочитает красоту природы городской повседневности. Глава 2. Ручное сверление (Дэниел Юм, 2017)

Глава 2. Ручное сверление


Меня с детства завораживают размышления о хрупком равновесии в природе и нашем месте в нем. Я с удовольствием учился в начальной школе, но в старших классах начал терять интерес к урокам, мой взгляд становился стеклянным, когда я начинал грезить наяву, мечтая о новых приключениях. Домашнее задание лежало невыполненным, а я все больше времени проводил, бродя по окрестным лесам и полям, оттачивая свои навыки и пополняя запас знаний. Когда мне исполнилось четырнадцать, родители позволили мне оставить школу, и я перешел на домашнее обучение. В итоге я сдал только два экзамена GCSE (Сертификат о среднем образовании) – по английскому и математике. Успехи в учебе мало значили для меня: я знал, что моя стихия – Великая Природа.

Тогда моим любимым учебником была книга Рея Мирса «Сущность бушкрафта» (Essential Bushkraft) о выживании в дикой природе. Книжка с загнутыми уголками страниц занимала почетное место на моей полке и часто отправлялась со мной в походы. Я воистину восхищался Реем и прочитал все, что смог найти, о главной британской школе выживания в условиях дикой природы «Вудлор», которую Рей Мирс основал в 1983 году. Там он обучал небольшие группы студентов, которым передавал накопленные знания и опыт, приобретенный за много лет странствий. Я мечтал попасть на один из его базовых курсов, где обучали основам бушкрафта – основным навыкам и знаниям, необходимым для выживания в дикой природе. Родители записали меня на курс для подростков, но я приехал на одну из презентаций книг Рея, где он раздавал автографы, и сумел убедить даму, которая вела там же запись на курсы, внести меня в список участников шестидневной программы для взрослых, несмотря на то что мне было тогда только шестнадцать лет.

Занятия доставили мне огромное удовольствие. И хотя многое из того, чему обучали в школе Мирса, мне было уже известно, я все же узнал немало нового. Самым важным было то, что я наконец познакомился с людьми, которые говорили со мной на одном языке. Это были люди, которые, как и я, чувствовали себя в лесу и вообще на природе как дома. Мне все больше и больше нравилось видеть над собой невероятно огромное звездное небо и согревать ладони у пламени сотворенного мной костра.

На следующем курсе, на который я записался, нас учили идти по следам человека или животного. При подаче заявки я с мальчишеским рвением напросился помогать Рею и другим инструкторам, мотивируя свое желание тем, что мечтаю приобрести практический опыт. Довольно скоро мне предложили работу на неполный рабочий день. Мне было всего семнадцать, поэтому, когда я открыл письмо и прочитал, что мне готовы еще и платить за то, чем я так люблю заниматься, у меня возникло чувство, словно все мои дни рождения наступили одновременно.

Год спустя под руководством Рея и еще одного инструктора, его старого друга Боба, выросшего в Кении, мы должны были отправиться на семнадцатидневный курс в Намибию. Я всегда мечтал побывать в Африке, и теперь передо мной открывались безграничные перспективы, потрясающая жизнь в условиях нетронутой природы, возможность изучить разнообразные человеческие культуры и способы выживания, которые они используют. Я понимал, что необходимо накопить как можно больше денег, чтобы внести свою часть в оплату поездки, поэтому усердно трудился у местного мясника. Мысленно я уже был в Африке, представляя, как туземцы учат меня добывать огонь с помощью ручного сверла.

Из лондонского аэропорта Хитроу мы вылетели в Виндхук, столицу Намибии; полет длился девять часов. Когда наш самолет приземлился и мы по металлическому трапу спустились на бетон аэродрома, термометр на стене аэропорта показывал выше 40 °С. Раскаленный воздух невыносимо жарким потоком поднимался от взлетно-посадочной полосы, у меня перехватило дыхание. Возникло ощущение, что я попал под струю работающего на пределе гигантского фена. Мы направились на северо-запад, в местечко под названием Хобатере, где принялись совершенствовать свои навыки в трекинге – искусстве пешего туризма. Через несколько дней мы двинулись дальше на север, к национальному парку Этоша и к землям, прежде известным как Бушменленд («Страна бушменов»), стараясь разыскать небольшое поселение под названием Тсумкве. Вы не представляете, насколько это далеко от любой точки цивилизованного мира. Дорога, сначала из гравия, вскоре превращается в многокилометровую пыльную тропу. Тсумкве – административный центр бушменского поселения, вокруг которого разбросано много деревень-спутников. Оттуда мы по пыльным, а порой и грязным тропам углубились в лес еще на полтора десятка километров и вышли к общине племени сан, состоявшей примерно из 25–30 представителей этой народности.

Народ сан некогда занимал всю территорию Южной Африки, но сейчас их среда обитания ограничена небольшими изолированными районами в Анголе, Ботсване, Лесото, Намибии, Замбии и Зимбабве. Эта народность считается старейшей на Земле. Они абсолютные минималисты в быту и в совершенстве владеют мастерством переноса огня. Саны и не могут быть другими, ибо живут в такой среде, которая никому не позволит обрасти домашним скарбом или тяжелыми приспособлениями. Их повседневный наряд состоит из набедренной повязки, изготовленной из шкуры антилопы, украшенной орнаментом из бус. Холодными вечерами некоторые из аборигенов надевают некую теплую одежду, поскольку зимой здесь температура может опускаться ниже нуля. В их культуре нет места вещизму, они не придают значения престижу и богатству. История этого народа печальна: это путь дискриминации, потери культурной самобытности, нищеты и упадка. Племя сан с огромным интересом изучали антропологи, поскольку коренные жители обладают уникальными навыками и умеют охотиться даже в самых неблагоприятных условиях, кроме того, они знают все о местной флоре и фауне. Саны гордятся своей неразрывной связью с этой землей; их жизнь и души пребывают в полной гармонии с суровым и маловодным окружающим миром.

Поселение располагалось на расчищенном от кустарника участке, где полукругом стояла дюжина хижин, построенных из травы и тростника. Каждая семья занимала небольшое жилище с очагом внутри, а в центре деревни находилось главное кострище, вокруг которого члены общины собирались каждый вечер. Костры нужны были поселению для освещения и приготовления пищи, а также для отпугивания гиен и леопардов, порой приближавшихся к жилищам. Основным занятием для мужчин оставалась охота; поэтому плохой охотник считался настоящим позором всей семьи. Саны использовали луки и отравленные стрелы, изготовленные из стеблей некоторых трав и яда личинок жука-листоеда. Добычу в основном составляли антилопы, жирафы и зебры, погибавшие от действия сильного вещества, которым охотники смазывали наконечники стрел. Суровая жизнь приучила их быть весьма рачительными: мясо добычи съедали, шкуры после определенной обработки шли на изготовление охотничьих сумок и одеял, а из костей извлекали костный мозг. Во время этого путешествия нам встречались странные, неестественные для этих мест напоминания о современном мире: некоторые мужчины носили колчаны для стрел, сделанные из пластиковых водосточных труб, а в пустыне мы порой находили привычный для больших городов мусор. Кроме того, я узнал, что многие семьи перебрались в Тсумкве, чтобы отправить своих сыновей и дочерей в школу, а мужчины, правда лишь некоторые, рано утром уходят выполнять подсобную работу в близлежащие фермы, возвращаясь лишь к вечеру или на выходные. Однако даже эти осовремененные аборигены придерживаются древних национальных традиций, а многие старики говорят только на своем языке – уникальном сочетании причмокивания, смешанного со щелчками.

Аборигены длинными ножами очистили для нас довольно большой участок земли, и мы смогли установить палатки. В благодарность мы помогли им собрать орехи монгонго в несколько больших мешков. Накормить семью – основная забота женщин племени сан. Им известны более чем три сотни видов растений, которые пригодны не только для приготовления пищи, но могут использоваться в лекарственных целях, с помощью некоторых из них можно подавить чувство голода и вылечить ревматизм. Женщины показали нам специальные палочки для выкапывания корней и прямо при нас вытащили из земли несколько клубней, похожих на гигантские картофелины, – из их мякоти они готовят освежающее питье. Потом нам было разрешено наблюдать за изготовлением украшений, в которые на наших глазах превращались отполированные кусочки скорлупы страусиных яиц. Чтобы выручить несколько монет, часть украшений женщины продают туристам.

Мужчины брали нас с собой на охоту, кроме того, мы вместе искали палочки, пригодные для добычи огня: широкой шеренгой шли через лес, выискивая деревья монгонго, которые у своего основания имеют очень ровные боковые побеги. Именно эти сухие ветки больше всего подходят для добычи огня. По возвращении в лагерь мужчины-саны показали нам, как они разводят огонь. У разных народностей свои способы. Что касается добычи огня с помощью ручного сверления, я всегда думал, что нижний кусок дерева – растопка – должен быть широким и плоским. Однако саны в качестве очага использовали старые полустертые сверла, то есть оба деревянных огнива у них были одинаковой толщины. От их ловких, умелых и уверенных движений просто захватывало дух. Палки с нанесенным на них своеобразным спиральным рисунком вращались с потрясающей скоростью, буквально завораживая стороннего наблюдателя. Я не знаю точно, как они украшали палки для розжига, но думаю, что обернув палку полоской влажной коры, они затем обжигали ее на огне, давая слегка обуглиться незащищенным местам. Общались мы в основном с помощью жестов, мимики и широких улыбок. В те дни я не раз благодарил судьбу за то, что мне удалось своими глазами увидеть жизнь настоящих аборигенов.

В последнюю ночь нам посчастливилось лицезреть их танец, проходящий в состоянии гипнотического транса. Мне доводилось слышать об этом зрелище, и, когда мы только прибыли на место, я сразу заметил хорошо утоптанную дорожку вокруг кострища. Люди племени сан верят, что, впадая в транс, они получают возможность напрямую общаться с духами, что в трансе их души, путешествуя сквозь пространство и время, встречаются с душами предков, которые не только помогают им проникнуть в суть выживания, но также даруют мудрость и умение врачевать. В основном такие танцы исполняются, чтобы исцелить больного или раненого члена общины, извлечь «стрелу болезни». Мужчины пляшут вокруг костра, а женщины поют и хлопают в ладоши, поддерживая все ускоряющийся ритм. В конце концов души танцующих, по верованиям санов, устремляются на встречу с душами предков, а сами они падают в полном изнеможении, оказываясь в состоянии «полусмерти». Затем, получив от предков заряд силы, души танцоров «возвращаются» в тела, и мужчины, очнувшись, прикасаются к собравшимся вокруг костра, передавая эту силу соплеменникам. Как я понимаю, подобные танцы – это не только социально значимое действо, но и возможность самовыражения. Ритуал, как правило, длится несколько часов, но обязательно заканчивается до полного восхода солнца.

Мы видели и другие танцы туземцев. Мужчины-саны с закрепленными на ногах погремушками, сделанными из коконов насекомых, крепко прижав руки к своим полусогнутым телам и ритмично притоптывая, встают вокруг группы громко поющих женщин. Крохотные погремушки на ногах звенят очень громко, задавая общий ритм представлению. Женщины на разные голоса выводят древнюю песню – бесконечную импровизацию в границах нескольких повторяющихся музыкальных фраз. Общий настойчивый и непрерывный ритм танца и песни, казалось, проникает в самую душу. Это было радостное действо, объединяющее всю общину, и в то же время общение с духами воспринималось как своего рода таинство. В этом ритуале чувствовалось нечто первобытное, то, что наполняло энергией еще далеких предков этого племени и поднимало им настроение.

Как форма самовыражения музыка важна для всех культур. Она, как и огонь, объединяет нас с другими людьми, скрепляет чувства и делает общей нашу историю, причем таким образом, на который не способны даже самые высокие слова. Она помогает осознать связь между нашими жизнями и нашими молитвами.


Бушмен из племени сан с набором для ручного сверления, колчаном, стрелами и запасными сверлами. Намибия


Потом все сидели вокруг костра и мы раздавали простые подарки: радостной детворе – воздушные шарики, а взрослым – футболки. Холодало, и мы все ближе придвигались к огню. Ели мы то, что добыли на утренней охоте и приготовили наши хозяева; общались, как могли, все больше жестами, и с каждой минутой, проведенной среди этих людей, ко мне приходило понимание, что, по сути, все мы похожи, так как все мы – просто люди.

Метод ручного сверления

Ручное деревянное огниво состоит из двух деталей, которые должны быть очень сухими: это длинная и тонкая вращательная палочка, которую ниже я буду называть сверлом, и более широкая и плоская очаговая щепка. Сверло нужно вставить в небольшое углубление в очаге и, держа вертикально, начать быстро вращать ладонями. Рядом с углублением обычно вырезают выемку, где и скапливается полученная трением древесная пыль, в которой появляется желанная искра. Ручное вращение еще совсем недавно было самым распространенным способом добычи огня в мире. Сегодня он почти исчез из человеческой жизни, хотя некоторые племена в отдаленных районах продолжают его применять.

Такой способ розжига был распространен в теплых и сухих регионах. В более холодной и влажной местности этот метод ненадежен, так как дерево легко отсыревает, впитывая влагу, которая не позволяет добыть огонь. Кроме того, добытая таким образом искра очень мала и во влажном воздухе может погаснуть, так и не успев разгореться.

К северу от экватора появилось усовершенствованное приспособление для добычи огня – так называемое лучковое сверло, которое получило широкое распространение у коренных племен Северной Америки. Если продвинуться еще дальше на север, можно обнаружить, что и там многие племена используют лучковое сверло. С другой стороны, есть и удивительные исключения: ручной способ розжига продолжал применяться в Северной Америке почти на всем побережье Тихого океана. Им пользовались тлинкиты, индейский народ, обитавший в районе города Ситка на Аляске, и индейцы билхула из салишской группы, жившие в районе Белла-Белла в Британской Колумбии. В некоторых комплектах для розжига, найденных в этих районах в XIX веке, были обнаружены очаговые дощечки, полностью обожженные на огне – такая обработка древесины не только позволяла защитить дощечку от влаги, но и облегчала розжиг.

Думаю, что ручное сверление использовалось в этих районах главным образом летом, поскольку зимой условия для этого были явно неподходящими. Впрочем, даже в это время года задача добывания огня вполне выполнима. Бесчисленное количество раз я относительно легко разводил огонь в условиях сырой и холодной британской зимы. Двое моих коллег даже во льдах Арктики смогли добыть заветную искру. Но надежность этого способа непосредственно зависит от природных условий, в которых он используется. Если вы не мастер, то в сырую и холодную погоду лучше сделать выбор в пользу иного метода добывания огня. Приберегите свою энергию для другого дела, в котором шансы на успех будут выше, и, если вы новичок, заранее наберитесь терпения.

В то время как сам способ добычи огня с помощью ручного сверления во всем мире остается почти неизменным, материалы, применяемые разными туземными племенами, весьма разнообразны. Это и привело к множеству вариаций основного способа. Бушмены африканской пустыни Калахари просто отламывали ветку засохшего кустарника и сразу приступали к делу. Другие племена, напротив, готовили сверла из живой древесины, очищая ветку от коры и выпрямляя ее в процессе сушки. Безусловно, такие палочки сохнут дольше, но африканское солнце позволяет использовать их в тот же день. В итоге получаются служащие в течение весьма долгого времени превосходные сверла, пользоваться которыми одно удовольствие.




Очаговые дощечки еще более разнообразны. Чаще всего используются простые широкие и плоские щепки, но иногда в дело идет тонкая палка диаметром, не превышающим диаметр сверла. Необычным очаговым приспособлением пользуются коренные жители Вест-Индии, Гаити, Доминиканской Республики и Никарагуа. Они крепко связывают друг с другом две короткие палочки толщиной с человеческий палец, укладывают их поверх сухого трута и начинают «сверлить» на стыке двух палок. Образующаяся в результате трения горячая древесная пыль сквозь тонкую щелку попадает на помещенный внизу трут.


Набор для ручного сверления из провинции Западное Папуа, Индонезия. Обратите внимание на чрезвычайно мелкие пазы


Ручное сверление в действии. Провинция Западное Папуа, Индонезия


Выемки для древесной пыли, которые вырезают в очаговой палочке, отличаются не меньшим разнообразием. Одни – глубокие и широкие, другие – поменьше и у́же, а третьи – не больше неглубокого надреза. В Габоне, на западном побережье Центральной Африки, некоторые племена вообще не использовали выемки, туземцы просто сверлили свою очаговую дощечку, и трение поджигало древесную пыль, собравшуюся вокруг сверла. Но для такого способа годятся лишь определенные виды древесины, что очень ограничивает его применение. Очаговые щепки, найденные в этих районах, сделаны из очень легкой древесины, напоминающей гибискус, который используют полинезийцы.

Как изготовить набор для ручного сверления

Обе части приспособления для ручного сверления одинаково важны: при отсутствии одного из них огонь получить не удастся. Однако сверло требует большего внимания к деталям, чем очаг. Добыча огня станет возможной, если для очаговой дощечки использовать абсолютно сухую древесину подходящего размера. Но у вас все получится только в том случае, если вы предельно тщательно подошли к выбору палочки для сверла. Туземцы, будь то африканцы или полинезийцы, не жалеют времени на поиски идеального материала для их изготовления, но в то же время они всегда открыты альтернативным вариантам. Если во время охоты или перехода им встретится подходящая ветка, аборигены обязательно срежут ее и сохранят на будущее. Когда вы только учитесь навыкам выживания, весьма полезно обзавестись такой привычкой. Важно знать, что некоторые виды деревьев лучше подходят для подобного способа розжига, а из других хорошее «огниво» сделать почти невозможно. Поэтому свои первые опыты вам лучше проводить с наиболее пригодными видами древесины, потом вы сможете перейти к другим. Но самое главное, о чем необходимо помнить, – это состояние дерева. Старайтесь отыскать засохшее дерево какой-нибудь мягкой породы. Найдите участок, где древесина окончательно высохла, но еще не начала разлагаться и не крошится в руках, кусок такого дерева больше всего подходит для очаговой дощечки. Вы можете проверить качество древесины, нажав на нее ногтем большого пальца: если ноготь не вошел в дерево, а на поверхности осталась лишь слабая отметина – вы нашли то, что нужно. Если отметки не остается – значит, дерево погибло совсем недавно и все еще слишком твердое. Для изготовления сверла лучше брать мягкие породы древесины или растения с рыхлой сердцевиной.


Подходящие материалы для изготовления ручного сверла

Ольха, осина, пихта бальзамическая, бамбук, баобаб, буддлея, тополь трехгранный, бузина (на рис. выше), гревия золотисто-желтая ложная, гибискус, конский каштан, плющ, лайм, марула, монгонго, коровяк, клен норвежский, тополь, брахихитон, рогоз, шалфей кустарниковый, дазилирион, платан, ворсянка, сосна белая, ива и юкка.

Подходящие материалы для изготовления очаговой дощечки

Ольха, осина, пихта бальзамическая, баобаб, кедр, клематис, бузина, гибискус, конский каштан, плющ, можжевельник, лайм, марула, монгонго, клен норвежский, тополь, брахихитон, дазилирион, платан, сосна белая, ива и юкка.

Как изготовить Сверло

Хорошее сверло для добывания огня должно быть ровным, гладким и при длине 50–70 см иметь диаметр примерно 1 см. Я расскажу вам, как сделать «идеальное» и «составное» сверло. Выбор зависит от имеющегося в наличии материала и от того, как срочно нужно развести костер.

Идеальное сверло

Чтобы изготовить качественное сверло, которое может служить вам годами, нужно срезать ровную и гладкую ветку, лучше с бузины, а если ее нет поблизости, то с другого подходящего растения. В отличие от сухой ветки, живой, только что срезанный прут легко выпрямить, что очень важно, ведь с кривым сверлом вы скорее натрете себе волдыри на ладонях, чем разведете огонь.


Отрезаем стебель для сверла


Выбираем стебель с толстым древесным слоем


I. Поищите ветку толщиной 12 мм у основания и максимально прямую (по крайней мере на протяжении 60 см). Как и многие кустарники, бузина имеет мягкую сердцевину, которая окружена относительно толстым древесным слоем. Для сверла лучше подобрать ветку с самой тонкой сердцевиной у основания, ведь именно этим концом мы будем добывать огонь. В любом случае в основании любой ветки сердцевина тоньше, ближе к верхушке ветви объем сердцевины увеличивается, а древесная оболочка становится тоньше. Найдя подходящую ветку, срежьте ее как можно ближе к основному стволу и, главное, постарайтесь не расщепить ее. Для этого отлично подходит небольшая ножовка (она может быть в вашем туристическом ноже), которой вам нужно будет подпилить ветку сначала с одной стороны, потом с другой. Если у вас с собой только нож, сделайте несколько небольших надрезов вокруг стебля, затем резким движением отломайте его и срежьте все неровности.


II. Затем тщательно счистите кору обушком лезвия (затупленным краем), полностью оголив древесину. Поначалу она будет влажной, но очень скоро высохнет на воздухе.


III. Потом с помощью ножа срежьте неровности и боковые ветки так, чтобы получился максимально гладкий стержень. И последнее – слегка скруглите сверлильный конец стержня, а тонкий кончик можно просто срезать и оставить плоским.


Счищаем кору


Выпрямляем будущее сверло


IV. Теперь необходимо выпрямить заготовку. Может случиться так (если вам улыбнется удача), что сверло уже будет прямым и вам не потребуется много времени, чтобы сделать его идеальным. Но чаще некоторые усилия все-таки придется приложить. Взгляните на свое будущее сверло так, если бы это был ствол ружья, и, вращая, определите степень его кривизны. Потом, подгибая прут, постарайтесь максимально выпрямить его. Не торопитесь, хотя в любом случае навык вы обретете, лишь сломав несколько штук. Когда туземцы выпрямляют свои сверла, они подогревают заготовки на огне бивачного костра, благодаря этому древесина, во-первых, становится более податливой, а во-вторых, высыхает быстрее. После того как вы потратите какое-то время на выпрямление прутка и результат вас устроит, дайте заготовке немного подсохнуть. Через некоторое время проверьте сверло, вполне вероятно, что легкая кривизна опять появится. Снова выровняйте заготовку, на этот раз вы почувствуете, что прут стал жестче, но после этой правки он, скорее всего, останется прямым. Я, бывало, срезал такие ветки жарким летним утром и использовал их для разведения огня вечером того же дня, но обычно их пару недель хранят где-нибудь в теплом и сухом месте. Чаще осматривайте заготовки и выпрямляйте их, тогда у вас будут действительно идеальные сверла.

Составное сверло

Бывают ситуации, когда необходимо добыть огонь как можно скорее. В этом случае, конечно, следует поискать совершенно сухую ветку подходящего размера. Но если такой нет, можно подобрать короткий сухой сучок и надежно прикрепить его к ровной сырой ветке, таким образом вы получите сверло необходимой вам длины. Индейцы племени навахо из штата Нью-Мексико для этой цели иногда использовали древко старой стрелы. Есть несколько способов крепления этого «сверлильного наконечника», но дальше я расскажу о методе, к которому можно прибегать практически в любой ситуации.


I. Найдите кусок сухой ветки, подходящий для изготовления наконечника сверла, длиной приблизительно 9 см. Заточите один конец так, чтобы получилась четырехгранная пирамида высотой около 7 см, постарайтесь сделать грани пирамиды максимально ровными. Отложите готовый наконечник.


Подготавливаем наконечник


II. Отыщите прямую и достаточно длинную ветку подходящего диаметра, из которой вы изготовите «тело» вашего сверла.


III. Чтобы прикрепить к этой ветке наконечник будущего сверла, вам придется немного потрудиться. Для начала необходимо ножом расщепить найденную ветку с более толстого конца. Длина расщепа не должна превышать 10 см, потом с предельной осторожностью снова расщепите полученные доли, но уже под углом 90°. Таким образом, у вас получится палка, с одного конца разделенная на четыре части.


Расщепляем подходящую ветку


IV. Разделив конец стебля на четыре части, вы получите «гнездо», в которое прекрасно войдет ваш пирамидальный наконечник.


V. Вставьте четырехгранную часть наконечника в расщепленную ветку так, чтобы грани пирамиды оказались между расщепленными концами.


Прикрепляем наконечник к телу сверла


Готовое сверло


VI. Затем необходимо крепко обвязать полученное соединение, для чего можно, например, использовать полоску ивовой коры шириной около 6 мм (или что-то похожее).


VII. Накрепко примотав наконечник к основному стержню, слегка постучите сверлильным концом по твердой поверхности, чтобы наконечник еще плотнее сел в гнездо.

Как изготовить очаговую дощечку

Вы удивитесь, когда узнаете, что может использоваться в качестве очаговой дощечки. Порой оказывается, что из крупной щепы, которая выглядит абсолютно непригодной для этой цели, может получиться отличный очаг, конечно если щепка сухая и правильно подготовлена. Тому, кто только начинает приобретать навыки выживания в дикой природе, лучше всего выбрать палку, которую можно превратить в плоскую и достаточно длинную дощечку толщиной приблизительно 1 см. Желательно чтобы размеры очаговой дощечки составляли примерно 20 см в длину и не менее 3 см в ширину. Приступая к добыче огня, вы должны держать очаговую дощечку ровно и жестко, для чего прижмите ее к земле ногой. Если этого сделать не получается, то вращение огнива может наклонить очаг и драгоценная древесная пыль рассыплется. Чтобы вам было удобно работать, постарайтесь сделать вашу дощечку как можно более ровной, тогда древесная пыль соберется в нужном месте и в достаточном количестве.


Очаг, сделанный из ивняка


Как добыть огонь с помощью ручного сверла

Добыть огонь таким способом достаточно просто. Но сам процесс обучения этому, бывает, идет довольно трудно. Некоторые люди могут постараться вас убедить в том, что ручным трением огонь разжечь невозможно, но на самом деле это не так, хотя, безусловно, вам потребуются определенная сноровка и хорошая техника. Не следует расстраиваться из-за первых неудач – через это нужно пройти, чтобы в итоге научиться добывать огонь трением.

Есть много способов изготовить части деревянного «огнива», но для новичка следующий вариант кажется мне наиболее надежным.


Делаем выемку для сверла


Вставляем сверло в очаг


I. Острием ножа сделайте небольшое углубление, чуть больше диаметра кончика сверла, в центре очаговой дощечки, ближе к одному из концов. Это необходимо для того, чтобы в самом начале работы сверло не соскакивало с доски.


II. Найдите наиболее удобное для вас положение, которое позволит быстро вращать сверло и одновременно давить на очаг.


III. А теперь один важный момент: перед началом работы обязательно увлажните ладони, для этого можно использовать воду или слюну. Потом немного потрите ладони друг о друга, пока не почувствуете, что они не скользят.


IV. Захватив сверло у верхнего конца, приступайте к энергичному вращению, в то же время старайтесь как можно сильнее давить на очаг. Задействуйте только ладони, пальцы не должны соприкасаться со сверлом. В процессе вращения ваши руки неизбежно будут опускаться вниз; когда они опустятся почти до очага, придержите сверло одной рукой у углубления, а второй быстро захватите его верхушку, продолжая плотно удерживать сверло. Снова зажмите палочку ладонями и повторяйте это действие до достижения результата.


V. После двух или трех таких переходов от углубления должен потянуться дым. Продолжайте вращение, но не слишком усердствуйте, так как на этом этапе вы лишь подготавливаете сверло и очаговую дощечку для добычи огня.


Очаг с выемкой и помещенной под ним древесной стружкой


Вращаем, чтобы получить тлеющую древесную пыль


VI. Теперь вырежьте в дощечке сектор, равный примерно 1/8 окружности. Представьте себе, что вам надо разделить круглый торт ровно на восемь частей, при этом острие кусочка находится в центре высверленной вами лунки.


VII. Теперь вы готовы развести огонь. Поместите тонкую стружку или сухой лист под углубление и снова прижмите очаг к земле. Древесная пыль должна собираться на этой стружке, а не на земле. Таким образом будущая искра окажется защищена от влаги, и, кроме того, в решающий момент благодаря этой подложке станет легче зажечь трут.


VIII. Когда подготовка завершена, снова смочите руки и опять принимайтесь за дело. Начинайте расслабленно, но решительно и, как только заметите, что струйка дыма стала плотнее и увеличилась, повышайте скорость вращения и давление на очаговую дощечку. После нескольких циклов дым будет окутывать место розжига густым вихрящимся облачком. Как только это произойдет, внимательно следите за древесной пылью, собирающейся в вырезанном вами углублении: когда вы увидите, что скопившаяся в выемке стружка задымилась, останавливайтесь.


Как воспламенить трут

Теперь благодаря образовавшейся тлеющей древесной пыли (я буду называть ее угольком) вы сможете получить настоящий огонь.


I. Осторожно поднимите очаговую дощечку с подложки.


II. Перенесите уголек на трут, лучше всего в самое сухое место с наиболее тонкими волокнами, и осторожно заверните его.


III. Несколько раз несильно подуйте на уголек, этого будет достаточно, чтобы усилить жар и поджечь трут.