Лекция первая вступительная
Милостивые государи!
Осмеливаюсь преподать вам тайны искусства неизвестного мудрецам древним и времен новейших. Искусства, которое доныне не было приведено в систему, ни в одной стране мира не обнародовано ни письменным, ни печатным образом и остающееся прочным достоянием одних избранных под покровом недоступной скрытности. Угадываете ли вы, что составляет предмет моих лекций?
Я намерен говорить об искусстве брать взятки.
Я уже заранее предвидел радостный трепет ваших сердец, ибо здесь дело идет о кармане. А что ближе к вашему сердцу, как не карман! И без робости взошел я на кафедру с намерением возглашать вам твердым голосом истины, которые бесспорно драгоценнее всех истин в свете. Драгоценнее! Этого мало: яснее, очевиднее и, если можно выразиться, истиннее всех истин на свете, потому что совершенное их познание основывается на самой практике и всегда ведет к богатству. А богатство не есть ли ключ ко всем удовольствиям и преимуществам в жизни? Ведь сии последние и составляют счастье, за которым так усердно гоняются люди по всему земному шару.
Итак, милостивые господа, искусство брать взятки открывает нам прямой путь к счастью. Между тем все другие истины, даже по мнению самого ученейшего мудреца в целом человечестве, на чем большею частью основываются? На одном предположении вероятности. Какую цель себе избирают? Доказать, что все невидимое недостоверно, а все видимое – суета сует. Цель горестная, жалкая! Доказательство ничтожное! И к чему они чаще всего приводят? К славе, которая почти всегда совместна с пустотой желудка. Слава – дым: глотая его, легко можно поперхнуться; а пустота в желудке – самая беспокойная вещь в свете.
Так, милостивые государи, искусство брать взятки принадлежит к познаниям точным и требует напряженного внимания того, кто желает погрузиться в глубину его таинств.
Но нужно ли мне взывать к вашему вниманию? Оно уже изощрено самой необходимостью. Если бы в наше время позволено было искать разъяснения действий человеческих в движении планет и созвездий, как было во времена Тихо Браге и Брюса, то я стал бы торжественно уверять, что в небе существует звезда взяток и что все мы, находящиеся здесь в полном собрании, родились под влиянием сей звезды и невольно следуем ее внушению. Иначе чем бы, казалось, можно было изъяснить эту решительную готовность и смелость обирать просителей, невзирая на множество запретительных и подтвердительных указов о лихоимстве, на все письменные и действующие меры правительства искоренить сие так называемое злоупотребление!
Но, милостивые государи, я очень хорошо знаю, что в нашем ремесле нельзя верить никаким звездам, и потому постараюсь изъяснить другими причинами ваше неодолимое желание промышлять в службе лихоимством. Позвольте вопросить вас: какое другое звание могли бы избрать мы соответственно нашим знаниям, понятиям и наклонностям?
Военное? Но большая часть из нас с малолетства приучена к сидячей жизни. Иные не любят откровенности и прямодушия, всегда свойственных военному человеку. Другие не хотят трудиться физически, полностью зависеть от дисциплины и даже всегда быть в готовности умереть, и все это даром. Найдутся и такие, для которых приятнее опрятным образом лить чернила, чем пачкаться в крови человеческой. Лить чернила! Почему же не избрать звания литератора? Но для этого надобно посвятить целую жизнь наукам, знать языки, и преимущественно отечественный; а между нами (что таить греха?) и орфография едва известна понаслышке, и то под весьма неточным русским названием правописания.
Приняться за торговлю и купеческие обороты? Но и для этого нужны предварительные сведения, которых мы нисколько не имеем; притом начинать торговлю, даже и гнилыми яблоками, нельзя, не имея в кармане ничего, кроме воздуха. Почему не быть хоть сидельцами гостиного двора, биржевыми маклерами, приказчиками в конторе негоцианта и проч. Мало ли должностей, нисколько не унизительных для честного человека? Конечно много, но нашим путеводителем в жизни является не столько честь, как тщеславие о происхождении и желание почестей; к тому же все эти подобные должности требуют деятельности, умения обращаться с людьми, чистой нравственности. Все это очень трудно для нас, так как нам ни в одной школе не внушено ни умственной, ни телесной деятельности, просвещение влито насильственно через память, без ведома других способностей, которым при вступлении в свет не было средств обтереться между людьми и привыкнуть к тонкостям общежития.
Напротив, нет ничего легче, как прослыть хорошим дельцом в службе. Для этого нужно: во-первых, рекомендательное письмо от какой-либо важной и знатной особы; во-вторых, сноровка раболепно повиноваться прихотям старших и делать с совершенным видом чистосердечия все им угодное, хотя бы вопреки своим правилам и характеру; и, в-третьих, необходимо терпение – терпение просидеть на одном стуле пять или шесть часов, не двигаясь с места и только водя правой рукой по бумаге, чтобы потом через несколько десятков лет уйти в отставку с геморроем. Гомер часто искал сравнения качеств своих героев с качествами какого-либо животного; позвольте же мне, милостивые государи, таковое терпение уподобить благородному терпению вола, который, стоя на колесе машины и беспрерывно передвигая ногами, приводит его в движение, а сам не подается ни назад, ни вперед: ступени колеса ежеминутно под ним переменяются, а он, в величественном могуществе своем, остается все на одном и том же месте. Вот все, с чем начинают службу и доходят потом до штатного места, где уже ожидают возможность применить на практике теорию искусства брать взятки.
Но вы, быть может с обиженным самолюбием, подумаете, что я, говоря все это, желаю унижать почтенное звание, к которому и сам имею если не честь, то по крайней мере удовольствие принадлежать. На это я вам возражу следующим образом.
Известно, что храбрость, по сознанию целого человечества, есть первейшая добродетель, а мы, милостивые государи, не краснея от излишней скромности, можем сознаться, что нет на земле существа отважнее взяточника, – позвольте в вашем почтенном собрании употребить это название: мы не собираемся друг друга укорять и уличать.
Что обыкновенно удерживает людей в страхе? Суд Божий, суд гражданский и суд общественный, то есть потеря доброго имени; вот три главные пружины, которыми смиряются страсти и управляется механизм нравственности народной. Они останавливают смельчака, готового на все решиться; они укрощают даже свирепость воина среди ужасов самой битвы и понуждают руку, облитую кровью врага строптивого, простираться на помощь врагу покоряющемуся. Но сколь слабы сии пружины для удержания лихоимства! Признайтесь, милостивые государи, кому из нас придет мысль вспомнить о Боге и совести, когда проситель предлагает дань добровольную, чистосердечную? Кто устрашится суда Уголовной палаты, будучи твердо уверен, что в председателе и членах этой палаты найдет людей, сострадающих к участи себе подобных или даже обладающих высшей гениальной способностью брать взятки с самих взяточников. В таком случае какой скряга-взяточник не преклонит пред ними колена с благоговением и покорностью! Найдется ли между нами один столь малодушный, чтобы затрепетать от ужаса или хоть от стыда, когда и Уголовная палата (от чего, впрочем, боже сохрани!) объявит громогласно, что такого-де исключить из службы и впредь ни к каким делам не допускать? Кто тогда не покорится судьбе, всем в мире властвующей, и, даже не думая об апелляции, не принимая на себя труда показывать вид невинности, не поспешит возвратиться к своему ларцу и опочить на лаврах и миртах? Излишне было бы после сего упоминать о потере доброго имени! Для нас это такая малость, которую мы охотно, без торга, уступим за первую предложенную нам взятку. И не теряем ли мы доброго имени по несколько раз ежедневно в глазах всякого, кому продаем резолюции, справки и канцелярские тайны? Потеря доброго имени неразлучна с первым шагом на поприще взяток, даже по нашему собственному сознанию.
Конец ознакомительного фрагмента.