Вы здесь

Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие. План-конспект и избранная библиография курса по темам (А. Е. Петракова, 2009)

План-конспект и избранная библиография курса по темам

Тема 1

Введение в изучение античного искусства, основные термины, особенности хронологии, история изучения

Периодизация, особенности хронологии искусства Древней Греции и Рима, основные термины и понятия, сложности терминологии и периодизации, различные точки зрения по поводу хронологии в отечественной и зарубежной научной литературе.

География искусства Эгейского мира, Древней Греции и Древнего Рима в различные периоды: ведущие центры в различные периоды, особенности торговых и культурных контактов Древнего мира, современная география на античных картах, рекомендации по поводу туристических поездок с целью ознакомления с архитектурой и изобразительным искусством Древней Греции и Рима.

Библиография курса «Искусство Древней Греции и Рима»: краткая характеристика основных учебников по курсу на русском языке и иностранных языках (книги доступные в библиотеках Санкт-Петербурга – Российская Национальная Библиотека, Библиотека Академии Наук, Научная библиотека Академии художеств, библиотека Университета культуры и искусств, Библиотека им. В. Маяковского), характеристика имеющихся в продаже мультимедиа-изданий по искусству Древней Греции и Рима (CD, DVD) и ресурсов Интернет (основные сайты по античному искусству на русском и иностранных языках, статьи Википедии, сайты с текстами учебников по античному искусству, переведенными в электронный вид). История изучения античного искусства в Европе (основные этапы). Отношение к произведениям изобразительного искусства в Древней Греции и Риме. Существование памятников античного искусства в средневековой Европе. Зарождение моды на антики в Эпоху Возрождения, создание подделок. Начало коллекционирования произведений античного искусства в XVII веке; существование антиков в Кабинетах диковин и раритетов. Коллекционирование антиков в XVIII–XIX веках, начало систематического и целенаправленного исследования произведений античного искусства, создание музеев. И.И. Винкельман и его вклад в изучение античного искусства: «История искусства древности» (1764, первый «учебник» по античному искусству), «Мысли о подражании древним» и др. сочинения. Вклад ученых XVIII–XIX веков в изучение античного искусства, публикация научных трудов и первых каталогов коллекций. Начало планомерных раскопок в Помпеях, Геркулануме, Стабиях, их значение в изучении архитектуры и искусства Древнего Рима, их влияние на развитие изобразительного искусства и архитектуры в Европе XVIII–XIX веков. Генрих Шлиман и его роль в изучении «догреческого» искусства Эгейского бассейна: открытие Трои и раскопки в Трое (1871–1873), находка клада в Микенах, публикации Шлимана, неоднозначная оценка его деятельности современными археологами. Артур Эванс и его роль в раскопках Кносекого дворца на острове Крит, особенности биографии Эванса, публикации, путешествия. Изучение античного изобразительно искусства и архитектуры в России и Европе ХХ-начала XXI вв., основные имена, школы, археологические экспедиции.

Наиболее значительные коллекции античного искусства в зарубежных музеях: коллекция Афинского национального музея и музея Акрополя в Афинах, коллекции античного искусства в Риме и Неаполе, собрание антиков в Лувре в Париже, Британском музее в Лондоне, Государственных музеях в Берлине, Музее Метрополитен в Нью-Йорке, в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Состав коллекций, шедевры коллекций, особенности экспонирования антиков в разных музеях, различные концепции экспонирования в XIX-начале XXI вв.


Литература по теме:

• Сидорова Н.А. Искусство Эгейского мира. М, 1972. С. 7–14

• Алпатов MB. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М, 1987.

• Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М, 1988.

• Косидовский 3. Когда Солнце было Богом. М, 1970

• Керам К.В. Боги, гробницы, ученые. СПб., 2001.

• Винкельман И.И. История искусства древности. Малые сочинения. СПб, 2004.

• Лессинг Г.Э. Лаокоон или о границах живописи и поэзии. М, 1957

• Мейерович М. Шлиман (серия: «Жизнь замечательных людей»). М., 1938

• Шлиман. Петербург. Троя. Кат. выст. СПб., 1998.

Тема 2

Архитектура и изобразительное искусство Эгейского мира IV–III тысячелетия до н. э. – эпохи неолита, халколита и ранней бронзы

Общая характеристика эпохи неолита (земледелие вместо собирательства, скотоводство вместо охоты, изобретение керамики, оседлость, возникновение первых государств), сопоставление особенностей неолита у островных культур, у народов лесных зон и у культур, связанных с жизнью по берегам больших рек (Нил, Тигр и Евфрат, Ганг). Специфика неолита в Эгейском бассейне (на материках и островах), основные центры, особенности культурных контактов, участие Трои и Киклад в международной торговле.

Искусство эпохи неолита в Эгейском бассейне. Архитектура неолита и халколита: поселения в Неа-Никомедии и Димини – сравнительная характеристика, мегарон и его роль в развитии древнегреческой архитектуры. Изобразительное искусство Эгейского мира эпохи неолита и халколита: простая и декорированная керамика с сюжетами земледельческого круга, мелкая пластика и ее связь с культом плодородия. Общая характеристика эпохи бронзы в Эгейском бассейне, особенности развития изобразительного искусства и архитектуры в эпоху ранней бронзы, основные центры.

Архитектура и изобразительное искусство Троады в III тысячелетии до н. э. Особенности архитектуры Трои I и Трои II, кладка, стройматериалы, планировка. Надгробные плиты и лицевые урны как примеры скульптуры Троады в III тысячелетии до н. э. «Клад Приама» и искусство торевтики в Трое III тысячелетия до н. э. (ювелирные украшения с использованием разных техник обработки металла, золотые, серебряные и медные сосуды). Керамика и изделия из камня из Троады.

Конец ознакомительного фрагмента.