Вы здесь

Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие. Как пользоваться методическим пособием? (А. Е. Петракова, 2009)

Учебно-методическое пособие издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского культурологического общества


Научный редактор

А. В. Корнилова, доктор искусствоведения, профессор


Рецензенты

Г. Н. Габриэль, кандидат искусствоведения, доцент;

А. Г. Букина, кандидат искусствоведения

(Государственный Эрмитаж)

Как пользоваться методическим пособием?

Предлагаемое методическое пособие рассчитано на студентов 1 курса всех форм обучения: очной (дневной, вечерней), при которой студенты слушают полный курс лекций по всем заявленным в пособии темам, и заочной, при которой студенты слушают краткий курс лекций и занимаются самостоятельной подготовкой к экзаменам и зачетам. Пособие содержит изложенную в краткой форме программу занятий, подробный тематический план-конспект по тридцати двум темам изучаемым в течение семестра, список рекомендованной к курсу лекций литературы, вопросы к экзаменам, темы рефератов, семинарских занятий, а также приблизительные темы дипломных и курсовых работ. Пособие предназначено для закрепления пройденного на лекции материала, а также – для самостоятельного изучения темы в случае пропуска лекционного занятия. Каждая из тридцати двух тем раскрыта в пособии в виде подробного плана-конспекта к которому прилагается список литературы по данной конкретной теме с указанием страниц, на которых в развернутой форме изложена информация, содержащаяся в плане-конспекте.

Как пользоваться пособием? Если Вы пропустили лекцию или желаете закрепить пройденный материал – внимательно прочтите план-конспект по теме. Этот же план-конспект является примерным планом ответа на экзаменационный вопрос (приблизительно так и в такой последовательности нужно раскрывать вопрос на экзамене, отвечая по билету или во время собеседования по теме). Если какие-то пункты покажутся Вам незнакомыми – обратитесь к конспекту лекций или к одному из источников в списке литературы, рекомендованной к теме. Запомните книжки, которыми Вы пользовались для подготовки к экзамену или при изучении темы, и имена их авторов – это очень важно! В некоторых книгах/учебниках (в зависимости от принадлежности автора той или иной научной «школе») могут различаться точки зрения на одну и ту же научную проблему, также может немного отличаться хронология периодов (это – нормальное явление при изучении истории искусства древних культур). Необходимо всегда помнить источник полученных Вами знаний и ссылаться на него, особенно – при написании текстов. После изучения незнакомого материала и повторения знакомого – попробуйте ответить на контрольные вопросы из списка экзаменационных вопросов. Если Вы способны сделать это без труда – обратите внимание произведения архитектуры и изобразительного искусства, упомянутые в плане-конспекте: все ли из них Вы хорошо запомнили и способны «угадать», назвав того/то, что изображено и сообщить краткую информацию об изображенном, во время показа этих картинок преподавателем на экзамене? В случае с фотографией человека необходимо назвать его имя и то достижение, благодаря которому мы уделяем внимание этому человеку в ходе изучения курса, например: Шлиман, в 1871-73 гг. раскапывал Трою, в 1876 г. нашел клад в Микенах. В случае с изображением памятника искусства или архитектуры необходимо сообщить название и датировку, если известен автор (архитектор, скульптор) – то и автора, например: статуя «Дорифор», эпоха высокой классики (третья четверть V века до н. э.), скульптор Поликлет или храм Парфенон, главный храм Ансамбля афинского акрополя, эпоха высокой классики (третья четверть V века до н. э.), архитекторы – Иктин и Калликрат. Если с иллюстративным материалом Вы также справляетесь без труда – обратите внимание на термины: все ли из них Вы понимаете и можете объяснить преподавателю на экзамене? Если нет – обратитесь терминологическому словарю или к любому доступному Вам словарю – печатному (см. список литературы в методическом пособии), электронному (в электронном виде имеются Большой Советский Энциклопедический словарь, Словарь Брокгауза и Ефрона, иллюстрированный словарь Кирилла и Мефодия и др.), словарям и энциклопедиям в Интернете (Википедия, БЭС, Брокгауз и Ефрон, Кирилл и Мефодий и проч.). Обратите внимание также на список персоналий, которые связаны с темой – краткие сведения о них и даты их жизни/правления/достижений необходимо выучить. Также обратите внимание на карты: знаете ли Вы, где расположены города/области, о которых шла речь в только что прочитанных Вами книгах и в плане-конспекте, знаете ли Вы на территории каких современных государств находятся эти античные города и области? После того, как Вы ответили на все вопросы и разъяснили для себя значение всех слов и терминов – закройте пособие и постарайтесь вызвать в памяти основные пункты плана-конспекта и все картинки к теме. Если это Вам с легкостью удалось – можете считать, что по этой теме Вы готовы к экзамену и можете переходить к подготовке по следующей теме.