Политика ИРИ в Центральной Азии и Афганистане
С.Б.Дружиловский
Иран проводит в Центральной Азии и в Афганистане конструктивную политику, показывая тем самым, что его целью является сотрудничество и военно-политическая стабильность в регионе.
Свидетельством этого является участие ИРИ в межтаджикском урегулировании, политика по интеграции центрально-азиатских республик в Организацию экономического сотрудничества, усилия по восстановлению Великого шелкового пути, готовность предоставлять свою территорию для продвижения товаров этих республик к открытому морю, а также предоставление соседнему Афганистану ощутимой финансовой и технической помощи.
С одной стороны, такая политика проистекает из принципа исламской солидарности, отраженного, в частности, в конституции ИРИ, согласно которому Иран в качестве основного объекта своего международного сотрудничества рассматривает мусульманские страны и осуществляет поддержку угнетенных слоев населения в этих странах (1). С другой, – руководство ИРИ исходит из прагматических соображений о том, что удерживать позиции регионального лидера можно только, оказывая существенную помощь и поддержку своим региональным соседям и развивая с ними конструктивное сотрудничество.
Действительно, позиции ИРИ, по крайней мере, в мусульманском мире существенно укрепляются, благодаря поддержке центрально-азиатских республик и Афганистана. Отметим, например, такой известный факт, что такая влиятельная организация мусульманских государств как ОИК, оказалась существенно разбавлена неарабскими странами, во многом проявляющими солидарность с Ираном, после восстановления там членства Афганистана и принятия в ее ряды государств Центральной Азии.
За последние годы Иран предпринял серьезные усилия по налаживанию и расширению торгово-экономических отношений с государствами Центральной Азии. Очевидно, например, что ближайший путь для товарных потоков центрально-азиатских республик и Афганистана на европейские и азиатские рынки лежит через территорию ИРИ и далее в Турцию, или к побережью Персидского залива, что позволяет уже сегодня этим странам, несмотря на противодействие США, осуществлять значительные товарные поставки через территорию Ирана.
Как известно, главными воротами для Ирана в Центральную Азию является пограничный с ним Туркменистан. Поэтому, несмотря на экономические и социально-политические проблемы, которые преследуют эту центральноазиатскую республику с момента провозглашения ее независимости, Иран планомерно и целенаправленно проводит свою политику по сближению и активизации торгово-экономических связей с этой страной. Главными направлениями двустороннего сотрудничества стали энергетические проекты и борьба с наркотрафиком. Так, Иран инвестировал 500 млн. долл. для прокладки газопровода Корпедже-Куи, что позволило Ирану получать туркменский газ для обеспечения потребностей своих северных районов. Кроме того, налажены регулярные поставки туркменской нефти из порта Туркменбаши до иранского порта Нека на Каспийском море. По словам посла Ирана в Туркменистане Мохаммеда Форкани, ежесуточно в Иран осуществляются своповые (обменные) поставки 40 тыс. баррелей нефти из Туркменистана (2). До смены верховной власти в Туркменистане объем товарооборота между двумя странами постоянно увеличивался и в отдельные годы достигал 150 млн. долл. (3). Однако после ухода С.Ниязова новое руководство Туркменистана стало пересматривать некоторые направления своей внешней политики, в результате чего ирано-туркменские отношения в настоящее время переживают определенный спад.
Активно и по восходящей развиваются ирано-таджикские отношения. Как известно обе эти страны объединяет языковая и культурная близость, хотя более тесному развитию двусторонних связей в определенной степени препятствуют отсутствие общей границы и суннитское вероисповедание таджикского населения. Тем не менее, как в Иране, так и в Таджикистане популярны идеи межгосударственной интеграции, подразумевая при этом этническое единство народов двух стран. Одно время в Тегеране даже поговаривали о возможности создания «Большого Ирана» с вхождением в него Таджикистана и Афганистана, но потом от этой идеи решено было отказаться. Сегодня Иран осуществляет в Таджикистане ряд грандиозных транспортных и ирригационно-энергетических проектов. Вступил в строй построенный Ираном на безвозмездной основе тоннель, связавший Душанбе с Ходжентом. Строится тоннель под перевалом «Чермагзак», который соединит таджикскую столицу с Нуреком (Ориентировочный объем инвестиций в этот проект – 60 млн. долл.). Иран участвует в строительстве ГЭС «Сангтуда-2), стоимость которого свыше 200 млн. долл. Иранская сторона приступили к строительству автомобильной и железной дорог, которые соединят Таджикистан, Афганистан и Иран и сооружению линии электропередачи Рогун(Таджикистан) – Мазари-Шариф (Афганистан) – Герат (Афганистан) – Мешхед (Иран) (4). В то же время объем товарооборота между двумя странами в целом незначителен, а в отдельные годы, например, в период межтаджикского противостояния в середине 90-х гг. XX в. торговые отношения вообще сходили на нет. Однако в Иране не без оснований считают, что со временем Таджикистан может превратиться в одного из главных торгово-экономических партнеров ИРИ в Центральной Азии.
Крупнейшим торгово-экономическим партнером Ирана в Центральной Азии является Казахстан. Сегодня в Казахстане действуют сотни иранских фирм, постоянно проводятся торгово-промышленные выставки, рекламирующие иранские товары. В казахских магазинах продаются иранская одежда, продукты питания, строительные материалы, нефтепродукты. Казахстан экспортирует в Иран продукцию животноводства, сырье. При этом главной статьей казахского экспорта является сырая нефть, которая в количестве примерно 1 млн. тонн по системе «СВОП» доставляется в порты Ирана на Каспии, с последующей поставкой на местные нефтеперерабатывающие заводы. Взамен Казахстан получает аналогичное количество нефти, но уже в портах Персидского залива для дальнейшей транспортировки на мировые рынки (5). В настоящее время компетентные органы двух стран прорабатывают идею прокладки прямого нефтепровода из Казахстана в Иран через территорию Туркменистана. Понятно, что в случае реализации этой идеи поставки казахской нефти в Иран существенно возрастут и Казахстан сможет продавать свою нефть на быстро развивающихся рынках Индии и Восточной Азии. При этом следует отметить, что уже сегодня Казахстан постоянно имеет положительный баланс в торговле со своим иранским партнером.
Отношения ИРИ с Узбекистаном и Киргизией сегодня развиваются менее успешно, хотя и с ними Иран стремится поддерживать добрососедские отношения и обеспечивать стабильный товарооборот, в частности, оставляя открытым свое предложение по доставке узбекских и киргизских товаров к иранским портам в Персидском Заливе с последующей поставкой этих товаров на мировые рынки.
Развитие плодотворного сотрудничества с центрально-азиатскими республиками при учете интересов России позволяет ИРИ все более успешно проводить политику по ограничению внешнего, прежде всего, западного влияния в регионе. Характерно, например решение, принятое на последнем саммите прикаспийских государств в Тегеране (октябрь 2007 г.), согласно которому все вопросы, связанные с решением проблем Каспия будут решаться исключительно самими прикаспийскими государствами. Показателен сам факт созыва этого саммита в ПРИ, в условиях, когда его инициатор, по сути, находится во внешнеполитической изоляции со стороны западных государств, а США выразили свое недовольство проведением этой встречи.
ПРИ, в целом, охотно сотрудничает в любых региональных группировках и проектах, понимая, что это также усиливает его региональную роль и позволяет доводить свою позицию по актуальным международным вопросам до все большего числа заинтересованных в их решении государств. В то же время ИРИ стремится привлечь к активному участию в авторитетных международных и региональных организациях центрально-азиатские республики. Так, в рамках Организации экономического сотрудничества Иран прилагает значительные усилия для реального оживления деятельности этой организации, в том числе, за счет активизации участия центрально-азиатских республик в строительстве совместных автомобильных и железных дорог, открытии новых воздушных и морских линий, расширении сетей связи, увеличении торговых и финансовых операций, в том числе, через созданный недавно Банк развития и торговли ОЭС.
ИРИ поддерживает на повестке дня вопрос о возможности вступления нефтедобывающих стран региона в ОПЕК, а также предложил и активно проводит идею о создании газовой ОПЕК при возможном участии в ней центрально-азиатских республик.
В наименьшей степени в политике ИРИ в регионе прослеживается собственно исламская составляющая. Несмотря на недавние опасения Запада, а также России, что Иран предпримет «экспорт исламской революции» в соседнем регионе, ничего подобного в действительности не произошло. Как ни странно, но на исламском направлении большую активность после образования независимых центрально-азиатских государств проявила светская Турция. Известно, например, что влиятельная исламская организация, возглавляемая Фетхуллой Гюленом, в 90-е годы открыла во многих центрально-азиатских республиках, в Азербайджане и даже в России более 80 школ и 4 университета с преподаванием на турецком языке и по своим учебным программам. Правда в последующем активность этих учебных заведений снизилась, а правительство Узбекистана вообще запретила их деятельность в своей стране, и выслало из нее турецкий учебный персонал.
Что касается ПРИ, то она делает упор на культурную составляющую, объединявшую многие из стран Центральной Азии в прошлом. В частности
Иран организует чествования и празднование юбилейных дат великих поэтов, ученых, философов и просветителей, внесших свой вклад в развитие культуры народов Ирана и сопредельных с ним стран. ИРИ оказывает большую помощь своим центрально-азиатским соседям в деле создания библиотек, музеев и других центров культурной жизни, предоставляет квоты для обучения молодежи из центрально-азиатских республик в учебных заведениях ИРИ, особое внимание уделяя преподаванию персидского языка. В последние годы ИРИ предпринимает практические шаги по обеспечению трансляции иранского телевидения в Центральной Азии. Сегодня такое телевидение уже действует на территории Таджикистана.
Очевидно, что и в отношении Афганистана ИРИ проводит политику конструктивного диалога при оказании серьезной материальной и финансовой помощи, прежде всего, приграничным районам, отказавшись от использования находящихся на его территории афганских беженцев для дестабилизации положения в соседнем государстве. Известно, что в последнее время ИРИ прилагает большие усилия для возвращения афганских беженцев и именно афганская сторона заявляет о неготовности обеспечить необходимые условия для их скорейшего возвращения на свою родину.
В настоящее время среди 35 стран, инвестирующих средства в экономику Афганистана, Иран занимает 4 место. После начала восстановления афганской экономики в 2002 г. ИРИ выделила 500 млн. долл., а в последующие годы еще 100 млн. долл. для реализации целого ряда широкомасштабных проектов. Так, основой для сотрудничества в области сельского хозяйства стало соглашение, заключенное министерствами сельского хозяйства двух стран, в соответствии с которым Иран обязался обеспечить восстановление ирригационных каналов и систем водоснабжения в западных провинциях Афганистана. Результатом такого сотрудничество стало открытие оросительного канала в Герате, который сегодня в основном удовлетворяет потребности жителей этой провинции в поливной воде.
Второй важной отраслью, на развитие которой Иран уже вложил 13,6 млн. долл. стала энергетика. В 2003 г. и в 2005 г. иранские строители ввели в строй две ЛЭП в провинции Герат, а с апреля 2003 г. снизили цены на поставки Афганистану электроэнергии из Ирана.
Одним из важнейших направлений двустороннего сотрудничества стала иранская помощь в восстановлении транспортного сообщения. При содействии Ирана были построены дороги Герат-Исламкала и Герат-Меймене. В 2005 г. была открыта шоссейная дорога Догарун-Герат длиной 123 км, которая соединила иранскую провинцию Хорасан с афганской провинцией Герат. Планируется ввести в строй железную дорогу Торбете-Хейдерие-Санган-Герат с последующим строительством железнодорожного пути до Таджикистана (6).
Конечно, сотрудничество между двумя странами не ограничивается лишь торгово-экономическими отношениями. Общность исторических корней, близость языка, культур, религии двух стран позволяют Ирану серьезно воздействовать на социо-культурный аспект развития афганского общества. При этом Иран по праву занимает одно из первых мест в деле подготовки афганских студентов и преподавателей, в издании учебной и научной литературы для потребностей афганских учебных учреждений, в целом осуществляет успешную программу по подготовке квалифицированных кадров, в том числе для нужд армии, полиции, таможни и т. п. Представляется, что по мере урегулирования положения в Афганистане, особенно после вывода из него иностранных войск, ирано-афганские отношения будут приобретать характер все более стабильного, взаимовыгодного партнерства.
Нерешенным на центрально-азиатском направлении внешней политики ИРИ остается вопрос об определении нового правового статуса Каспийского моря. Более того, создается впечатление, что Иран, отказавшись от поиска новых конструктивных предложений, призванных сдвинуть с мертвой точки зашедшие в тупик переговоры о дальнейшей судьбе каспийского водоема, стремится превратить встречи представителей прикаспийских государств, в некую новую региональную организацию, которой даже уже подобрано название – «Каспийский форум». Последний саммит в Тегеране отчетливо продемонстрировал стремление Ирана использовать этот форум для решения своих сиюминутных задач, в том числе, для подтверждения своего права на осуществление ядерной программы, решения проблемы ненападения со стороны соседних государств в случае американского вторжения в ИРИ и запрета на участие каких-либо третьих стран в решении проблем Каспийского моря. Очевидно, что первые два положения вообще не имеют прямого отношения к правовому статусу Каспия, а последнее было бы полностью оправданно, если бы существующие проблемы были близки к своему разрешению. Однако взаимопонимание сторон по-прежнему не достигнуто, в том числе и потому, что иранская сторона отказывается идти на какие-то уступки другим участникам переговорного процесса, и сама не в состоянии предложить реальную альтернативу стихийному разделу Каспийского моря. А, между тем, Каспий гибнет, и все решения, принятые для прекращения этого процесса, являются не более, чем обычными декларациями. В сложившейся ситуации ни у одной из прикаспийских стран, включая Иран, нет действенной программы не только для спасения гибнущей флоры и фауны Каспийского моря, но даже для проведения реального мониторинга складывающейся здесь ситуации. Отговорки известные – нет денег, отсутствует координация действий между прибрежными странами, высказываются надежды на самореанимацию Каспия и т. п. При таком положении вещей, может быть, и стоило подумать о привлечении каких-то внешних сил, у которых найдутся и деньги и желание осветить проблему во всей ее неприглядности и мобилизовать человечество на спасение уникального водоема. Имеется в виду, прежде всего, движение «Зеленых», которое уже давно предлагает свои услуги для исследования ситуации в акватории Каспийского моря. А то вполне может повториться история с Аральским морем, которое также уничтожалось под благовидным предлогом интенсификации сельского хозяйства в Средней Азии.
Однако в целом, представляется, что политика на центрально-азиатском направлении свидетельствует о реализме иранского руководства, которое понимает, что именно конструктивный подход будет позитивно воспринят правящими ныне в центрально-азиатских республиках и в Афганистане режимами. В то же время, такая политика позволит иметь больше точек соприкосновения с Россией, которая по-прежнему продолжает оказывать серьезное влияние на происходящие в центрально-азиатском регионе процессы.
_____________________________________________
1. Конституция Исламской Республики Иран. Ст. 2, п. 16.
2. http://www/iran.ru.04.12.2008.
3. Санаи, Мехди. Отношения Ирана с центральноазиатскими странами СНГ. Москва, «Муравей», 2002, с. 105.
4. http://www.iran.ru.01.12.2008
5. http://www.iran.ru.06.06.2008.
6. Краснов К. Внешнеполитическая деятельность Ирана на Афганском направлении. http://www.afghanistan.ru.10.12.2008.