Вы здесь

Иран и исламские страны. Экономический потенциал исламских стран и место Ирана в экономическом развитии мусульманских стран ( Сборник статей, 2009)

Экономический потенциал исламских стран и место Ирана в экономическом развитии мусульманских стран

Мамедова Н.М.


В последние годы постоянно говорится о возросшей политической роли ислама. Это проявляется в активизации деятельности политических партий исламского толка и усилении роли исламских принципов в государственном строительстве разных стран, что наиболее полно и отчетливо воплотилось в Исламской республике Иран.

Безусловно, что политический потенциал исламских стран, их способность влиять на мировые или региональные процессы в значительной мере зависят от уровня их социально-экономического развития. В этой связи достаточно интересной и полезной может оказаться предпринятая в данной статье попытка определить экономический потенциал исламских стран, их место в мире и, конечно, место Ирана в группе исламских стран. При этом рамки статьи ограничены только анализом того положения, которое сложилось на начало 2007 г., а заявленная тема будет рассмотрена через такие параметры как макроэкономические показатели и ситуация в нефтегазовой сфере. К исламским странам мною были отнесены те государства, в которых более 50 % населения исповедуют ислам (см. таблицу № 1). Поэтому, статистические данные относятся к этим странам, а не к исламскому миру в целом, и не к странам-членам ОИК. Это не значит, что потенциал исламского мира меньше, он может быть и больше, т. к. в ряде стран, отнесенных к исламским, достаточно высокий процент немусульманского населения и соответственно доли ВВП, созданного им. Основными статистическими источниками стали Отчет Всемирного банка за 2007 г., данные национальной статистики по отдельным странам, издания Центрального банка ИРИ за 2007 г. и 2008 г. Проведенные подсчеты показали, что доля исламских стран в населении мира составила к началу 2007 г.– 20,3 %, Ирана-1,1 %, доля Ирана в группе исламских стран весьма невелика- 2,6 %.

Можно ли ожидать, что доля исламских стран в населении мира увеличится? Среднемировой годовой прирост населения в 2000–2006 гг. составил 1,2 %, в большинстве исламских стран он был выше- от 1,4 до 2,0 %. В самой крупной по населению- Индонезии- 1,3 %. Эта тенденция делает вероятность повышения доли мусульманских стран высокой, но только в том случае, если не будет изменена демографическая политика в Китае, где прирост составил 0,6 %, т. е. почти как в группе стран с высоким уровнем дохода (0,7 %, а в Европе и Центральной Азии-0%). Но если демографические ограничители в Китае будут смягчены, то видимо, увеличения доли мусульманских стран не произойдет, а будет изменяться только структура населения христианских и мусульманских стран в сторону увеличения доли мусульманских.

Место в мировом ВВП. В 2006 г. доля исламских стран в мировом ВВП составила 5,6 %, т. е. была в 3,5 раза меньше, чем в населении мира. Однако в пересчете по паритетам покупательной способности (ППС) национальных валют, что более реально отражает истинное положение национальных экономик, она гораздо выше, а именно- 8,3 %. Но даже и в этом случае, их доля в мировой экономике оказывается неизмеримо меньшей по сравнению с долей в населении – почти в 2,5 раза.

Иран в мировом ВВП занимает всего 0,5 %, по ППС- 0,9 %,(в 2005 г.– 1 %). Разница с уд. весом в населении при сопоставлении с ВВП по официальному курсу довольно велика- в 2,2 раза, но этот разрыв гораздо ниже, чем у мусульманских стран в целом. При подсчете же ВВП Ирана по ППС доли в мировом ВВП и мировом населении практически одинаковы. Особенно заметен более высокий уровень экономического потенциала Ирана в сопоставлении со всей группой исламских стран. Доля Ирана в ВВП исламских стран составила 8,2 %(в долларовом эквиваленте), а по ППС-10,7 %., т. е. больше, чем в 3 и 4 раза выше его доли в населении исламских стран, которая составляет 2,6 %.

Таким образом, в настоящее время экономика Ирана вносит значительный вклад в экономический потенциал исламских стран не столько за счет демографического потенциала, а за счет создаваемого этим населением дохода.

Разрыв в уровнях демографического и экономического положения обостряет проблему занятости. С одной стороны, рост населения обеспечивает исламским странам прирост трудовых ресурсов, но с другой, решение проблемы занятости этой рабочей силы невозможно только за счет ее миграции, и требует ускорения роста ВВП. Иран не является исключением. Согласно переписи населения 2006 г. трудоспособное население Ирана (от 10 лет и старше) составило 59,5 млн. чел. из общей численности в 70,5 млн. Активное население, т. е. занятые и безработные, оценивалось в 23,5 млн., или 39,4 % трудоспособного населения, занятость в 20,7 млн. Официальный уровень безработицы (2006)-12,8 %, в 2007 г. прогнозируется до-15 %, т. е. почти 3 млн. человек. В структуре трудоспособного населения второе место после активного населения-30 % занимают домохозяйки. Не исключена вероятность того, что часть их занимается ведением хозяйства по причине того, что они не нашли спроса на рынке труда, а это представляет собой разновидность скрытой безработицы. Особенно напряженной представляется ситуация в Тегеране с его населением в 13,4 млн. (в так называемом «большом Тегеране»), и это без учета нелегальных мигрантов, численность которых оценивается в 5–6 млн. чел.

Динамика ВВП Ирана, хотя и отличалась значительными колебаниями, в целом была положительной, и среднегодовой темп прироста за 1992-02 гг. составил 3,6 %,2 а в 2000-06 гг.-5,7 %. При этом темпы роста ВВП, взятого без нефти, опережали темпы роста общего ВВП. Из-за осложнений отношений

Ирана с мировым сообществом, которые связаны с реализацией Ираном его ядерной программы, уменьшением притока иностранного капитала в страну, Мировой банк прогнозирует снижение темпов прироста ВВП Ирана в 20052009 г. до 5,4 %, в 2006–2010 гг. – до 4,7 %. При этом необходимо отметить, что мировыми статистическими центрами в 2006 г. прогнозировалось снижение ВВП по результатам 2006 г. до 193 млрд. долл. Однако действие этих указанных выше факторов, безусловно, действующих на снижение экономического роста, было в значительной степени перекрыто другими, действующими на повышение. Главным фактором стало повышение цен на нефть на мировом рынке. В результате прирост ВВП (в постоянных ценах) составил за 2006 г. 5,8 %.3 Это- безусловно позитивный результат. К числу негативных последствий нужно отнести то, что не удалось остановить рост инфляции. Правда, за 2006 г. удалось снизить официальный уровень инфляции до 13,6 % вместо 15,9 % в 2005 г., однако для населения более значимым стал факт того, что индекс потребительских цен достиг 15,8 %, т. е. оказался выше общего индекса цен, и данные за первое полугодие 2007 г. говорит о начавшемся витке инфляции, вызванном ростом цен на топливо. При этом все расчеты по Четвертому плану, а следовательно, и бюджетные показатели, исходили из среднегодового уровня в 9,9 %. Так как Четвертый план предусматривал полную отмену дотаций на топливо к марту 2009 г., можно прогнозировать и дальнейший рост инфляции.

Иран имеет в значительной мере оптимальную структуру ВВП. В целом в странах со средним уровнем дохода она в 2006 г. определялась следующим соотношением: сельское хозяйство -9%, промышленность-36 %, услуги-55 %. В целом в мире соответственно – 3 %, 28 %, 69 %, в странах с наиболее высоким уровнем- 2 %, 26 %, 72 %). В Иране доля сельского хозяйства составила 10 %, промышленности, включая нефтяную и энергетику, – 45 %, доля услуг -45 %. Конечно, доля промышленности более чем вдвое в 2006 г. формировалась за счет нефтяной отрасли (27 %). За счет экспорта нефти обеспечивается более 80 % всех валютных поступлений и почти половина всех бюджетных доходов. Нефтяные поступления продолжают оставаться главным фактором, влияющим на колебания трендов ВВП, поэтому, несмотря на положительную динамику ВВП, степень ее нестабильности остается весьма высокой и зависимой от мировых цен на энергоносители.

Экономический потенциал любой страны и любого региона зависит от уровня социально-экономического развития, который чаще всего измеряется расчетом ВНД(валового национального дохода) на душу населения.

В 2006 г. этот показатель составил по миру в целом-7439долл., по ППС-10218 долл.

К группе стран с низким и средним доходом отнесены страны с размером ВНД на душу населения в 2000долл. или 5664долл. по ППС.

По нашему расчету средний доход в исламских странах составил в 2006 г.-2060долл., по ППС-4153долл.

Таким образом, в целом исламские страны попадают в группу с низким и средним доходом.

ВНД Ирана в 2006 г. в расчете на душу населения составил Зтыс. долл, а по ППС- 8490долл., т. е. он вполне обоснованно может быть отнесен к более высокой группе- к странам со средним уровнем дохода.

В последние годы часто оперируют таким показателем как индекс человеческого развития, который вбирает в себя индексы ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и ВВП. Хотя этот показатель относится к системе показателей, используемых неолиберальной концепцией, его в какой-то мере можно отнести и к показателям, которые могут быть использованы также и в концепции устойчивого развития- с точки зрения такого ее аспекта как устойчивость внутренней системы. ИЧР Ирана, главным образом, в результате мер, принимаемых правительством по улучшению образования и здравоохранения, превышает 0,7 (как и в группе постсоветских стран), в то время как в ряде мусульманских африканских стран он не превышает 0,3.

Для макроэкономической характеристики стран чрезвычайно важным является такой показатель как норма валовых капиталовложений, дающая представление о том, насколько эффективно расходуется создаваемый в стране валовой продукт.

Норма капиталовложений в 2006 г. в целом по всем странам мира составила 21 %, по группе стран с низким и средним доходом- 26 %. Нужно сказать, что в последние пять лет особенностью использования ВВП стало то, что наиболее высокие темпы роста капиталовложений показывали страны с низким уровнем дохода, страны Южной Азии и мусульманские страны Среднего Востока и Северной Африки. Норма валовых накоплений в этой группе стран за 1995–2005 гг. поднялась с 12,4 % до 34,9 % в 2005 г., при этом вклад частного сектора в общенациональные инвестиции увеличился с 53,9 % до 74,8 %. Иран оказался в русле этой тенденции. Среднегодовой прирост валовых капвложений (в постоянных ценах) составил в 2000–2005 гг. 9,5 %, т. е. почти вдвое опережал темпы прироста ВВП. Рост инвестиционного коэффициента в последние годы обеспечивался за счет роста вложений в оборудование, что ускорило процесс модернизации и ввод в строй готовых предприятий. Положительным, безусловно, являлось то, что 85 % вложений в оборудование обеспечивал частный сектор. Это в значительной степени компенсировало падение ВВП в предыдущие годы и стало вторым по значимости фактором в 2005-7 гг, обеспечив рост ВВП. Но уже в 2005 г. темпы прироста валовых капиталовложений снизились на 4,4 % по сравнению с 2004 г.(прирост в 2004 г. составлял 7,1 %). Темп прироста капиталовложений в 2006 г снизился до 5,8 %. – из-за снижения деловой активности частного сектора в результате санкций, наложенных на Иран США и Советом Безопасности ООН, норма капиталовложений также снизилась – до 33 %. Но этот показатель продолжает оставаться одним из самых высоких не только среди исламских стран, но и в мире, поэтому вероятность сохранения экономической стабильности на ближайшие годы сохранится вне зависимости от колебания мировых цен на нефть.

В связи с проблемой капиталовложений довольно тесно связан уровень использования иностранных капиталовложений. Привлечение иностранных инвестиций, ставшее одним из основных механизмов реализации практики неолиберализма, Иран также пытается использовать. И нужно сказать, что в начале 2000-х гг. рейтинги Ирана с точки зрения безопасности и привлекательности для иностранных капвложений, неуклонно шли вверх.

По данным платежного баланса при правительстве Хатами приток капитала неуклонно повышался (2003 г.-2533 млн. долл., 2004 г. -4476 млн. долл., 2005 г.– +7388 млн. долл. Однако ухудшение отношений Ирана с США и другими странами после смены правительства в 2005 г. привели к оттоку капитала(-411 млн. долл. за 2005 г., – 5,6 за 2006 г). В результате накопленные прямые иностранные инвестиции уменьшились до 30 млн. долл. Т. е. доля Ирана в использовании иностранных инвестиций не только в мире, но и по группе исламских стран – ничтожна мала. Одним из главных препятствий притока иностранного капитала в Иран, стимулирующим рост внешнеторгового оборота, является не столько отсутствие более льготного для иностранного капитала законодательства, чем ныне действующее, сколько позиция США в отношении Ирана и снижение общей предпринимательской активности в стране, особенно в производственной сфере. Объем накопленных прямых иностранных инвестиций в 2003/4 г. составил всего 2,4 млрд. долл, в 2006 г.– 1,5 млрд. долл., в т. ч. на условиях «бай-бэк»-1,3 млрд. долл. Относительно привлекательный режим для капиталовложений и внешней торговли действует в свободных экономических зонах, где допускается 100 % участие

иностранного капитала, освобождение на 15 лет налогов, создание частных банков, страховых компаний, отделений иностранных банков. Несмотря на заключение в 2007 г. ряда соглашений с иностранными компаниями, сальдо чистого притока иностранного капитала с большой долей вероятности будет за 2007 г. отрицательным. Хотя общий объем накопленных инвестиций может и снизиться, тем не менее, по иранским данным, в т. ч. по сообщению директора отдела внешних инвестиций министерства экономики и финансов, объем зарубежных инвестиций в конце 2007 г. составил 11 млрд. долл, которые пошли на реализацию 70 проектов(в области связи, металлургии, нефтехимии и др.). Главными инвесторами в настоящее время являются Турция, ОАЭ, Китай, Индия, Германия, Франция, Италия. На 2008 г. планируются инвестиции в строительство двух нефтехимических объектов и одного металлургического комбината.4

Однако реализация этих проектов под вопросом, не говоря уже о проектах по освоению нефтегазовых месторождений, которые могли бы дать быстрый экономический эффект для национальной экономики, а также для соседей по региону. Запланированный к 2014 г. рост добычи нефти до 5,3 млн.

бар/д потребует новых инвестиций в 150–160 млрд. долл., а выполнение двадцатилетней программы развития нефтяной отрасли – 499 млрд. долл.5 В целом же на группу стран с низким и средним доходом в 2006 г. пришлось 28,8 % новых мировых иностранных инвестиций, а на долю исламских стран – всего 5,3 %. Это ниже, чем доля исламских стран в мировом ВВП. Давать этому факту однозначную как положительную, так и отрицательную оценку мы не можем. Хотя, как показал опыт мирового развития, в современный период использование иностранных инвестиций приносит больше плюсов в процессе экономического развития.

Безусловным минусом широкого использования иностранных инвестиций может стать рост внешнего долга. Наиболее корректно можно попытаться определить удельный вес исламских стран в сумме внешнего долга по группе стран низшего и среднего уровня доходов, т. к. именно на эту группу стран приходится наибольший объем внешних заимствований. Доля исламских стран в этой сумме долга составила 25,1 %, а доля внешнего долга всех исламских стран к их совместному ВВП -25,3 %. Таким образом, каждая четвертая часть ВВП – это внешний долг. Особенно сложное положение в Ливане, Мавритании, Казахстане(100 %), достаточно напряженная ситуация – в Турции, Иордании, Судане, Индонезии. На Иран приходится всего 3,1 % долга исламских стран, а доля внешнего долга Ирана к ВВП составляет 13 %, что не считается обременительным для экономики. Рост внешнего долга произошел за 2004 г. – с 13,6 млрд. долл. до 21,3 млрд. долл. из-за роста краткосрочных коммерческих заимствований. Но к концу 2006 г. он сократился до 14,8 млрд. долл., или до 7,6 % от ВВП.

Несмотря на сокращение притока капитала, необходимости выплат по внешнему долгу из-за роста цен на нефть и положительного сальдо торгового баланса (в 2006 г. составило 19 млрд. долл., и только за 1 полугодие 2007 г.-14,6 млрд. долл.) уменьшения валютных резервов Ирана фактически не произошло. Прирост валютных резервов по состоянию на конец 2006 г. составил 13,5 млрд. долл., а сами они уменьшились, но незначительно(на начало 2006 г. до 47,8 млрд., на конец года до 47,1 млрд. долл.).

Участие исламских стран в мировой торговле (15,4 %) вдвое превышает их долю в мировом ВВП. Тем не менее, их позиции можно рассматривать как сильные только с точки зрения наполнения нефтяного рынка. Ни суммарный экспорт исламских стран, ни их импорт не превышает экспорт и импорт Китая и Индии.

Доля Ирана в мировом экспорте -0,6 %, в импорте- 0,4 %, но в группе исламских стран на долю Ирана приходится 7,1 % всего экспорта исламских стран и 6,3 % импорта. Внешнеторговый баланс в целом для мусульманских стран – положительный, главной причиной этого является экспорт нефти. Доля промышленного экспорта, характеризующего уровень индустриального развития страны, высока только в тех странах, которые не вывозят сырой нефти и газа. Это прежде всего, Бангладеш-90 %, Турция-82 %, Пакистан-82 %, Малазийя-75 %. Доля промышленного экспорта в большинстве нефтяных странах – ниже 10–15 %. Иран также не является исключением. Доля промышленного экспорта Ирана- 9 % (как и в Саудовской Аравии).

Все правительства Ирана – и до, и после революции ставили своей приоритетной задачей увеличение ненефтяного экспорта. Ненефтяной экспорт стал заметно расти после 90-х гг. В 1990 г. ненефтяной экспорт составлял 1,2 млрд. долл, а в 2006 г. – уже 12 млрд. долл т. е. вырос в 10 раз., не считая 7,7 млрд. экспорта услуг. Почти 80 % ненефтяного экспорта- это продукция обрабатывающей промышленности и ковры. Экспортными стали черная металлургия, нефтехимия, автомобилестроение. Однако экспортные отрасли находятся в зависимости от импортных поставок полуфабрикатов и оборудования, поэтому колебания в поставках комплектующих, неизбежные при расширении санкций, могут негативно отразиться на функционировании технологически новых производств, являющихся экспортными.

Величина импорта в Иране продолжает зависеть от экспорта нефти. Основные покупатели иранской нефти – Япония, Китай, Франция, Италия. Торговый баланс – преимущественно активный. Более половины импорта составляют полуфабрикаты для промышленности, более 20 %– оборудование, до 2 млрд. долл. тратится на закупки продовольствия(зерна, мяса). Если иранский экспорт в последние годы отчетливо стал переориентироваться на азиатский рынок, то иранский импорт ориентирован, главным образом, на европейские страны. Наибольший уд. вес в иранском импорте занимают Германия, Франция, Италия, в последние годы стал расти импорт из Китая, Кореи, Индии, а также малых европейских стран – Швейцарии, Швеции, Австрии, Бельгии. Почти до 20 % возросла доля импортных поставок из ОАЭ, через которые в Иран поступает, главным образом, продукция европейских и американских компаний. Таким образом, принимаемые СБ ООН санкции по ограничению импорта в Иран в большей степени затрагивают интересы европейских стран. Интересы же азиатских стран связаны, главным образом, с поставками из Ирана энергоресурсов.

Если говорить в целом об экономическом потенциале исламских стран, то они демонстрируют в 2000-х гг. достаточно высокую динамику экономического роста, позволяющего им не только не терять своего уд. веса в мировой экономике, но и наращивать его.

Ирану, с если исходить их макроэкономических показателей, удалось достичь еще больших сдвигов, воспользоваться ростом цен на нефть и нарастить основной капитал как базовую основу для дальнейшего роста. Однако чрезвычайная зависимость его экономики от нефти продолжает ставить его экономическое развитие в зависимость от состояния внешнеполитических международных отношений, влияющих и на внешнеэкономические связи.


Место исламских стран и Ирана в мировом нефтегазовом балансе

В мире достоверные запасы оцениваются в 155 млрд. тонн,75 % – в Азии, в том числе 65 %– в зоне Персидского залива. По данным «ВР.Statistical Review of World Energy 2005», доля С.Аравии в мировых запасах-22,1 %, Ирана-11,1 %, Ирака-9,7 %, Кувейта-8,3 %, ОАЭ-8,2 %.

В добыче нефти исламские страны, а это все страны Персидского залива, также занимают лидирующие позиции. На долю стран БСВ приходится треть всей добычи нефти (в т. ч. С.Аравия-13,2 %, Иран-5,1 %, Кувейт-3%,ОАЭ-3,3 %, Ирак-2,5 %,Казахстан-1,6 %, Азербайджан и страны ЦА-1,0 %.) В области газа доля исламских стран, главным образом, определяется запасами газа в Персидском заливе, в основном это запасы Ирана(15,3 % мировых запасов) и Катара. Кроме того, крупными запасами обладают Туркмения и Казахстан.

В Иране добыча нефти составляет в среднем-3,5–3,7 млн. барр/день(175–185 млн. тонн в год), экспорт 2,5–2,6 млн. барр/день(125–130 млн. тонн) – в зависимости от квоты ОПЕК. В 2006 г. и начале 2007 г. иранская квота была увеличена до 4,1 млн. барр/д. Но структура производства не сбалансирована с потребностями внутреннего рынка. Постоянно растущий спрос на бензин не удовлетворяется за счет собственного производства(40 млн. л/д), а керосин, мазут, дизельное топливо в 2000-05 гг. экспортировались, но в 2006 г. стало импортироваться и дизельное топливо. Нужно сказать, что нехватка бензина на внутреннем рынке определяется не только недостаточными объемами производства, но и нелегальным вывозом дешевого иранского топлива в соседние страны. Зависимость от импорта ощутима, особенно в условиях эмбарго на импорт бензина. В 2007 г. меджлис принял закон о введении квот на продажу бензина. Для разрешения «бензинового кризиса» также разрешено участие частного капитала в нефтеперерабатывающей промышленности, строящиеся и введенные новые мощности нацелены, главным образом, на производство бензина.

Конечно, для внутренней ситуации в Иране колебания в ценах на топливо имеют значение, но, на мой взгляд, они вполне решаемы. В целом позиции Ирана на мировом нефтяном рынке в условиях постоянно растущего спроса мировой экономики на нефть достаточно крепкие. Иранская нефть по качеству – одна из лучших, легко добываемая, каналы сбыта отработаны. В связи с возможными санкциями по ограничению вывоза нефти Иран последние три-четыре года заметно переориентирует свои нефтяные потоки с европейского рынка на азиатский рынок.

Более сложной является ситуация для Ирана на мировом рынке газа. Добыча газа в Иране- 65–70 млрд. куб.м., добываемый газ потребляется практически внутри страны. Прогнозные оценки потребления на 2010 г.– 136 млр. куб.м. на 2020 г.-244. При этом Иран поставил цель- стать ведущим мировым экспортером к 2025 г. Половина запасов иранского газа- на материковых и половина- на шельфовых месторождениях.

Производство газа ведется сейчас в основном за счет попутного газа нефтяных месторождений. Газовые месторождения природного газа богаты газовым конденсатом. Высоко содержание этана, из которого легко получить этилен (основной продукт для нефтехимии). Несмотря на огромные запасы доступного добыче газа, Иран пока не стал его нетто-экспортером. По 200 км газопроводу Карпаче(Туркмения) – Кордкуи(Иран) газ поставляется в северные районы Ирана, и практически тоже количество Иран поставляет в Турцию. Почти треть добываемого в Иране газа закачивается в скважины, часть сжигается. Газ используется, главным образом, для внутреннего потребления, так как после распада СССР прекратились его поставки по газопроводу Канган-Астара, через который значительная часть добываемого и ранее сжигаемого газа поставлялась в СССР. Электростанции и промышленные предприятия активно переводятся с мазута на газ, развита сеть внутренних газовых сетей и бытовых потребителей газа. Из-за отсутствия системы подземных газовых хранилищ нередки перебои в эксплуатации магистральных газопроводов. В 2002 г. был пущен в эксплуатацию экспортный газопровод в Турцию. Заканчиваются работы по строительству газопровода в Армению. Из Астары проложена нитка газопровода для поставок газа в Нахичевань, по этой системе Грузия получала иранский газ после несогласия с ценами на российский газ (иранский обошелся ей не дешевле). В стадии проектировании находится газопровод в Пакистан и Индию. Хотя соглашения по этому проекту подписаны на самом высоком уровне, особенно сразу же после принятия Ирана, Индии и Пакистана в ШОС на правах стран-наблюдателей, разногласия между Индией и Пакистаном, вмешательство США пока не привели к практической реализации этого проекта. Вероятно, будут параллельно осуществляться два проекта- одна нитка в Пакистан, другая- в Индию, но по морю.

На энергетическую ситуацию сильное влияние оказывает политика США в регионе, объявленным зоной своих интересов. По признанию известного аналитика Ариэля Коэна «США должны максимально сохранить свою деятельность в регионе» и «нужно продолжить оказание помощи правительствам в Индии, Китае и Пакистане в планах строительства альтернативных маршрутов энергоэкспорта, которые могли бы бросить вызов российской транспортной монополии»6. Помимо цели минимизации влияния России в регионе, очевидной является цель изоляции Ирана, а также вытеснение Ирана и России из Каспийского региона. Так, Турция под давлением США периодически под разными предлогами перестает отбирать иранский газ, как и российский, требуя то снижения цены, то сокращения объема поставок. Только рост цен на нефть в 2007 г., и в результате выросшая потребность в газе, отрегулировали ситуацию.

Наиболее перспективно производство сжиженного газа. В конце 2004 г. подписано соглашение с Китаем о поставках (на 25 лет) сжиженного газа с месторождения «Южный Парс».

Позиция США в отношении Ирана осложняет его позиции на рынке газа, главным образом, в формировании маршрутов газопроводов. К этому необходимо добавить и растущую конкуренцию со стороны России, Казахстана и Туркмении на восточном направлении. Так, например, Казахстан активно прорабатывает проекты, связанные с прокладкой газопровода в КНР. Одним из проектов вывода газа не только Азербайджана, но и стран ЦА, является БТЭ-Баку, Тбилиси-Эрзерум (пущен в 2007 г.). Казахстан предлагает проект газопровода через Каспий в Баку и далее присоединение к БТЭ. Строительство БТЭ подняло интерес стран ЦА к сооружению Транскаспийского газопровода, что даст возможность через Турцию выходить на европейские рынки, минуя Россию и Иран. Но для этого нужно решить проблему с демаркацией вод Каспия, проблему правового статуса моря, проблему спорных месторождений Кяпаз-Сердар. В долгосрочной перспективе вовлечение Ирана в международные нефтяные и газовые проекты очевидно, особенно с ростом спроса на нефть и газ. Так, несмотря на сопротивление США, весьма вероятным представляется подключение Ирана к проекту по строительству газопровода «Набукко» для снабжения газом ряда европейских стран.

Но, конечно для сегодняшнего Ирана эта экономическая проблема, связанная со становлением газовой промышленности как экспортной, тесно связана с состоянием его внешнеполитических отношений. Для создания современных транспортных сетей по выводу на мировые рынки энергоресурсов Ирану необходимы иностранные инвестиции, заинтересованность иностранных партнеров в стабильности поставок, в стабильности внутриполитической ситуации. Даже цены на нефть не смогут обеспечить реальный прирост необходимых стране производственных мощностей, который наиболее безболезненно мог бы дать приток прямых иностранных инвестиций, активизация деятельности частного кредитного рынка. Поэтому до сих пор не решены такие проблемы, как безработица, инфляция, растущее расслоение общества, и отставание жизненного уровня не только от нефтяных стран Залива, но и других стран, например, от Турции, не имеющей такого важного источника пополнения валютных резервов как нефть и газ. Разработанные в Иране долгосрочные программы экономического и социального развития учитывают эти факторы, и руководство страны пытается найти оптимальное соотношение национальных интересов и потребностей мирового рынка.


Приложение № 1


Таблица.

Макроэкономические показатели






Показатели: 1-страна, 2- население, млн. чел., 3-ВВП- млрд. долл., 4- % прироста ВВП в 2000–2006 гг., 5- ВНД на душу населения, в долларовом эквиваленте по официальному курсу, 6 – ВНД на душу населения по ППС, 7-норма капиталовложений, 8- внешний долг(на 2005 г.) в млрд. долл., 9-внешний долг в % к ВВП, 10- иностранные инвестиции в млрд. долл., 11-экспорт, млрд. долл., 12- импорт, млрд. долл.

Источник: 2007.World Bank, по отд. странам-CIA,2007, или прогнозные оценки.

*– по ППС. ВНД по ППС по странам в порядке, определенном в таблице(в млрд. долл): 51,12,10,20,119,9, 60, 587, 661, 338, 398, 12, 37, 103, 64, 74, 17, 77, 354, 35, 22, 230, 86, 384, 152, 80, 45, 20, 881, 291, 6, 12, 152, 8, 5, 15, 22, 18, 5, 5, 4, 2, 0,9, 18.

**-внешний долг группы стран с низким и средним уровнем доxодa

______________________________________________________________________

i В 1980-е годы- 0,75 %.

ii По данным о ВВП, рассчитанных Мировым банком за 2005 г(196,3 млрд. долл.). и 2006 г.(222,9 млрд. долл.) то прирост составил 13,5 %. World

Development Report 2007.P294. World Development Report 2008.P.340.

iiiwww.Iran.ru. 20.01.2008

iv Донья-е эктесад.6.12.2007

vwww.Eurasianet.07.12.2006.