Действие представителя от имени нескольких заявителей при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (о применении пункта 3 статьи 182 ГК РФ)
Статья опубликована в журнале «Право и экономика» № 6/2007
При проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним часто возникает вопрос о применении п. 3 ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В настоящее время среди государственных регистраторов существует три различные точки зрения в отношении указанной нормы права:
подача документов на государственную регистрацию сделки от имени сторон договора должна осуществляться разными представителями, представление интересов сторон договора одним представителем по доверенности недопустимо;
допустимо представление интересов сторон договора при подаче документов на государственную регистрацию одним представителем;
при государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом представитель от каждой из сторон договора должен быть разным (эта точка зрения сочетает в себе элементы двух предыдущих).
Однако при государственной регистрации перехода права, права собственности на недвижимое имущество допускается подача документов в регистрирующий орган от имени сторон договора одним представителем.
В соответствии с п. 3 ст. 182 ГК РФ[13] представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Он не может также совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[14] (далее – Закон о регистрации) первыми этапами государственной регистрации являются:
прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям Закона о регистрации, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины;
правовая экспертиза документов и проверка законности сделки.
При этом в силу п. 1 ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно Методическим рекомендациям по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. приказом Министерства юстиции РФ от 1 июля 2002 г. № 184[15] (далее – Методические рекомендации), от имени физических лиц заявления о государственной регистрации могут подавать, в частности, законные представители (родители, усыновители, опекуны) несовершеннолетних в возрасте до 14 лет; опекуны недееспособных граждан; представители, действующие в силу полномочий, основанных на доверенности или договоре. От имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может действовать коммерческий представитель на основании договора, содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний – также и доверенности.
От имени юридических лиц заявления о государственной регистрации могут подавать лица, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами, без доверенности, представители в силу полномочий, основанных на доверенности или договоре.
При проверке полномочий, основанных на доверенности, рекомендуется проверять соответствие указанных в доверенности полномочий совершаемым представителем действиям, наличие даты составления доверенности и срока ее действия.
В силу п. 1 ст. 16 Закона о регистрации доверенность на представление интересов правообладателя, сторон сделки при государственной регистрации должна быть нотариально удостоверена, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, Методические рекомендации не разъясняют действие п. 3 ст. 182 ГК РФ в части указания на число представителей при подаче документов на государственную регистрацию.
Использование представительства как способа осуществления прав и исполнения обязанностей диктуется причинами юридического и фактического порядка.[16] Поэтому при применении п. 3 ст. 182 ГК РФ необходимо исходить из смысла и существа процедуры подачи документов на государственную регистрацию.
Существуют ситуации, в которых участники гражданского оборота, подписав договор на отчуждение недвижимого имущества, в целях экономии своего времени поручают одному лицу обратиться в регистрирующий орган и сдать необходимый комплект документов на государственную регистрацию договора и (или) перехода права.
На практике встречается два основных способа передачи в указанных случаях полномочий на представление документов:
заинтересованные стороны согласовывают единого представителя и ему выдают доверенности;
одна из сторон доверяет другой и оформляет на ее имя соответствующую доверенность.
В обоих случаях возникает вопрос о допустимости подобного представительства с учетом того обстоятельства, что п. 3 ст. 182 ГК РФ запрещает представителю совершение сделок от имени представляемого в отношении себя лично или в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства.
В информационном сборнике «Регистрация прав на недвижимость» (2000, № 2) данную коллизию предлагалось разрешать следующим способом. В случаях если речь идет о подаче документов на государственную регистрацию сделки, необходимо соблюдать требования п. 3 ст. 182 ГК РФ. В ситуации обращения за государственной регистрацией перехода права, права собственности названные требования соблюдать нет необходимости. Представляется, что подобная позиция не бесспорна, поскольку основывается на формальных моментах и не в полной мере учитывает саму сущность законодательного ограничения на одновременное представительство. Указанное ограничение связано с необходимостью исключить возможность злонамеренного соглашения представителя с одним из представляемых во вред другому или возможность совершения иных действий в ущерб интересам представляемых с учетом личной заинтересованности.
Представительство в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не связано с формированием договора, договор уже согласован сторонами и ими подписан, т. е. все существенные условия сделки определены и зафиксированы. Представитель в этой ситуации является лишь правовым инструментом для механической передачи комплекта документов. С учетом изложенного допустимым является представление документов на государственную регистрацию единым представителем. Подобной точки зрения придерживается и судебная практика.[17]
Представляется недостаточно обоснованной позиция некоторых государственных регистраторов и авторов ряда публикаций в области государственной регистрации, считающих необходимым подавать документы на государственную регистрацию от имени сторон сделки несколькими представителями, ссылаясь при этом на п. 3 ст. 433 ГК РФ.
Так, обоснование своей позиции заключается в том, что согласно п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. В то же время в соответствии с п. 3 ст. 182 ГК РФ представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Он не может также совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства.
В данном случае представляется невозможным использовать ссылки на две указанные нормы при подаче документов на государственную регистрацию, поскольку права и обязанности с момента заключения договора, т. е. с момента государственной регистрации, возникают не у представителей сторон сделки, а у самих сторон договора.
Как было отмечено, к моменту обращения в регистрирующий орган все существенные условия договора согласованы, а представитель выполняет техническую функцию по сдаче документов на государственную регистрацию. Тем более что представитель не совершает сделку, подавая документы в регистрирующий орган, а исполняет процедуру.
Таким образом, представляется обоснованной правовая позиция, согласно которой сдача документов в регистрирующий орган одним представителем на основании доверенности от имени сторон договора допустима и не противоречит п. 3 ст. 182 ГК РФ.
Во избежание возникновения сомнений у государственных регистраторов целесообразно более детально и полно прописывать полномочия представителей сторон договора в доверенностях, предоставляющих полномочия на представление интересов участников гражданских правоотношений, сторон договора, в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.