Вы здесь

Инфосторителлинг. Как элегантно привлекать клиентов через мини-истории. ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ ИНФОСТОРИТЕЛЛИНГА (Александр Логинов)

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ ИНФОСТОРИТЕЛЛИНГА

Эту книгу мы пишем для тех, кто работает в интернет-предпринимательстве – самой мобильной сфере бизнеса.


На Западе получила популярность концепция «Сетевого года» известного интернет-предпринимателя Терри Дина (Terry Dean).


Он утверждает, что технологии электронного бизнеса устаревают так быстро, что эффективно применять их без корректировки можно не более полугода.


«Сетевой год» равен двум месяцам, следовательно обновление правил, приемов и технологий в блогосфере должно осуществляться исходя из такого «летоисчисления».


Известному маркетологу Джеку Трауту принадлежит фраза: «Лучшее, что можно сделать в отношении будущего, это определить тенденции».


Как успевать за этими изменениями?


Как оставаться на плаву?

1.1. Тренды цифровых технологий

Для того, чтобы преуспеть в интернет-предпринимательстве необходимо максимальные усилия направить на выбор форм и методов общения с потенциальными клиентами.


В интернете эмоциональное восприятие информации, доверие к автору оттесняет на второй план логику, сухие расчеты, строгие научные аргументы.


Суждения гуру Рунета, безусловно, заслуживают внимания. Однако, мнение одного даже авторитетного человека показалось нам недостаточным для того, чтобы «закрыть вопрос» о трендах в объеме нашей книги.


Мы произвели поиск материалов с прогнозами тенденций (трендов) Интернета, инфобизнеса.


Благо, прогнозов публикуется в избытке: «10 трендов будущего года», «20 трендов инфобизнеса» и так далее.


Своим видением будущего делятся и серьезные аналитические порталы, и крупные игроки медийного рынка, и известные предприниматели – гуру инфобизнеса.


Большинство прогнозистов так или иначе акцентирует внимание на интересующих их нишах, поэтому трудно выбрать какой-то универсальный всеобъемлющий прогноз.


Заметно различие в терминах и определениях, когда в одни и теми же слова вкладывается разный смысл и наоборот: одно понятие описывается разными фразами.


В конце концов, мы решили выбрать из всех многочисленных трендов те, которые, по нашему убеждению, являются неоспоримыми и общеприменимыми.


Свой список хотим предварить 2-мя замечаниями.


Во-первых, под трендами интернета мы понимаем тенденции, которые будут действовать в течение относительно длительного периода (3—5 лет), в отличие от трендов в мире моды – «тренды сезона 2018».


Во-вторых, мы не считаем важным для принятия некоторые бесспорные тенденции, использование которых в своем бизнесе представляется нам не этичным.


Например, так называемый «Modern kidvertising» – реклама товаров детьми.


Итак, предлагаем читателю выборку из разных прогнозов:


7 трендов цифровых технологий на ближайшие годы


1) Бум мобильной торговли. Мы уже отмечали опережающий рост числа мобильных пользователей Интернетом.


Все большее распространение получают мобильные устройства: смартфоны, планшетники, проч. Нужно это иметь ввиду и приспосабливаться к техническим новшествам.


2) Монетизация социальных сетей. Появился даже такой термин «Tweetonomics»: «Кто не в Твиттере, я не виноват!».


Объемы расходов на рекламу в соцсетях растут. Умные компании учатся тому, как налаживать связи среди разных сообществ и зарабатывать больше денег с тех групп потребителей, которые они охватывают.


3) Персонализация и кастомизация (от англ. customer – клиент, потребитель) – адаптация информационных продуктов под нужды и запросы конкретного клиента. Потребитель «наелся» типовой многотиражной продукции Интернета.


Наиболее успешные предприниматели привносят индивидуальность в свои предложения. Это то, что хотят видеть клиенты – индивидуальный подход.


4) Рост значения видео. С помощью видео будет легче продвигать свою продукцию. Это направление, по которому развивается Интернет в целом и информационный бизнес соответственно.


5) Геймификация (gamification) – одно из наиболее бурно развивающихся направлений Интернета. Пока это развитие осуществляется в форме создания различных игровых технологий в социальных сетях и клиентских серверах.


Но можно с уверенностью предполагать, что любые инфопродукты будут эффективнее продвигаться при использовании лозунга: «Вовлекай и развлекай». Потребитель пресытился потоками сухой информации, ему нужен не просто полезный, но и интересный, увлекательный контент.


6. Все для бренда – все для клиента! (Democratic sells). Продавец вынужден прислушиваться к выбору своих покупателей и продавать им то, что хотят именно они, а не он.


Больше внимания (и бюджетных расходов) выделяется на стратегию онлайн-поведения, на юзабилити и дизайн сайтов, на повышение эмоционального компонента в общем дизайне проекта и т. д.


7) Непрерывное совершенствование и адаптация товаров и услуг (Next besting, Perpetual adaptation).


Постоянно помним, что «Сетевой год» равен двум месяцам!

1.2. Тренды инфобизнеса

Насколько общие тренды развития цифровых технологий совпадают с трендами в интернет-предпринимательстве?


Около года назад один из авторов этой книги брал интервью у основателя инфобизнеса в России Андрея Парабеллума.


Какие тренды в развитии отрасли выделил гуру?


Андрей выделил три основных тенденции, которые, как показала практика, проявляются сегодня в полной мере.


1.2.1. Обработка и передача знаний


При любой ситуации в экономике, при любом падении спроса есть ниши, которые растут. Предпринимателям всегда интереснее работать на живом рынке, который растет.


Ведь понятно, что плыть по течению гораздо проще, чем пробиваться против течения.


Например, если посмотреть на бизнес бумажных газет, то чтобы они не делали, но это бизнес умирающий, потому что это рынок схлопывающийся, как в свое время схлопнулся рынок пейджеров, которые сегодня никому не нужны, или рынок патефонов, который умер и слава Богу.


С другой стороны, все, что связано с интернет-бизнесом— развивается. И даже когда в стране кризис есть ниши, которые все больше и больше развиваются, которые все больше и больше наращивают обороты.


Одна из таких ниш – образование, потому что за образованием будущее.


Передача знаний от человека к человеку всегда поднимает качество жизни, хотя понятно, что какие-то ниши будут более востребованы, другие будут менее востребована, но в целом – это устойчивый тренд.


Если мы посмотрим на стратегию развития такой страны как Великобритания, то увидим, что они на следующих 20 лет для себя написали, что у них приоритетом является информация.


То есть бизнес по сохранению, производству, обработке информации, использованию знаний для улучшения качества жизни – это приоритет целой страны.


Не самой последней в мире.


Этот рынок развивается и будет все дальше и дальше развиваться. Причем уже стираются границы между городами.

Поэтому живете вы в Барнауле или в Питере, в Москве или в Майами, или где то еще, интернет – это большая площадка, которая всех уравнивает.


И те, кто с этой новой реальностью научится работать раньше, получит большое конкурентное преимущество.


А если какой-то бизнес будет ограничиваться только своим городом, только своим районам, только своей улицей, то его конкурентные будут падать, и падать, и падать.


1.2.2. Мягкие ниши


Рынок поменял фокус на потребление информации в мягких нишах – на пути улучшения качества жизни не связанные с деньгами.


Как запустить свое хобби, как а научиться по фен-шуй расставлять мебель в доме, как получать больше энергии, как заниматься йогой, как выбрать программу похудения и так далее, и так далее.


То есть спросом пользуются вещи, которые относятся напрямую к повышению качества жизни, но не связаны напрямую с денежными затратами.


И вот эти рынки сейчас растут и растут быстро, растут хорошо. В этих нишах взрывной интерес: к теме рисования, к теме постановки голоса, как петь в караоке, к теме ораторского мастерства, как написать свою книгу.


У нас недавно был тренинг, который был продан в огромном количестве – несколько сот человек пришли, которые хотят написать свою книгу. Люди хотят работать над собой.


А вот тема, которая одинаково подается большим количеством тренеров, например – «Как запустить свой бизнес» – работает хуже. На эту тему уже столько всего сказано, столько информации, что в этой точке спрос уже снижается.


Поэтому в этой нише на падение спроса нужно как-то реагировать: либо давать это более просто и более дешево, либо уходить вглубь, в конкретику: как запустить высокотехнологичный бизнес, или как запустить бизнес в медицинской системе, или как запустить бизнес в рознице и так далее, и так далее.


То есть мы уже идем то общих задач к конкретным инструментам. И вот чем больше в практики, чем больше конкретных инструментов, тем лучше будут продажи.


Если десять лет назад, когда инфобизнес в России только начинался, во многих нишах существовал недостаток информации, то сегодня картина диаметрально противоположна – есть переизбыток информации.


Если раньше люди не понимали, что им делать, то сейчас не понимают как из этого обилия информации выбрать то, что нужно, с чего начать, кого слушать, как выбрать свой путь.


1.2.3. Ориентация на лидеров рынка


История показывает, что во все времена и во всех государствах в период кризиса всегда находилась 5 процентов людей, которые и из этого кризиса выходили, успешными, усилившимися, разбогатевшими.


Для того, чтобы быть в тренде, нужно прежде всего не терять связи со своей целевой аудиторией, продолжать работать, продолжать разговаривать, продолжать вести диалог, продолжать собирать обратную связь. Это первое.


И второе: в любой нише, в любой теме есть те самые пять процентов клиентов, которые растут.


Нужно идти и смотреть, что они делают, как они делают, чем живут и делать у себя то же самое, и ближе с ними работать: специально под них строить какие-то продукты, под них создавать какие-то сервисы.


И это во многом поможет каждому найти тот мостик, который ведет из сегодняшней кризисной ситуации в яркое и светлое будущее.


Мы изучаем тренды, стараемся понять интересы и потребности наших потенциальных клиентов.


Но обращая свои тексты, видео, рекламные материалы к нашей целевой аудитории мы должны хорошо себе представлять не только его запросы, но и его способность воспринимать информацию.

1.3. Тренды читательского восприятия

Чем современный читатель отличается от своих предков, предшественников?


Как в XXI веке люди читают тексты – статьи, книги, газеты, рекламные объявления?


Принято много говорить о том, что инфобизнесмену, коучу, консультанту, эксперту следует определить свою целевую аудиторию, выбрать интересную для себя и для своей ЦА тематику, формировать семантическое ядро из ключевых запросов и так далее.


Иными словами, предстоит своими текстами, своим контентом удовлетворять запросы своих потенциальных читателей.


Все это так. Но возникает ряд вопросов.


А правильно ли мы представляем его – своего читателя?

Не находимся ли мы в плену старых стереотипов?


Учитываем ли мы изменения в психологии людей в век цифровых технологий?


1..3.1. Читатель цифровой эпохи


Откровенно говоря, не на все эти вопросы легко найти однозначные ответы.


И вот почему.


Психологи утверждают, что мы являемся свидетелями тенденции по «сокращению памяти и внимания». Отмечается снижение способности пользователей к восприятию длинных текстов и роликов.


Можно встретить утверждения, что в недалеком будущем большая часть населения планеты уже не будет способна понимать содержание мысли, которая изложена в предложении, содержащем более чем 140 знаков —максимальный размер длина твита!


Справедливости ради следует заметить, что сама социальная сеть Twitter недавно решила увеличить длину сообщений до 280 знаков. Но это не решает обозначенной задачи.


Вот как формулирует требования к контенту один из основателей Рунета Игорь Ашманов.


«Контент должен быть мелко гранулированным, легкоусвояемым, читаться наискось, состоять из привычных образов, „мемов“ и архетипов».


Иными словами, тенденция требует от нас упрощения, схематизма, примитивизма.


Так ли это на самом деле?


Попробуем разобраться – ведь не зная броду, не ходят в воду…


1.3.2. От каменных скрижалей до билбордов


Начнем с того, что примем за данность сложившуюся ситуацию: интернет-пользователи не читают тексты, они их сканируют.

Конец ознакомительного фрагмента.