Вы здесь

Информационные технологии и управление предприятием. Глава 6. Методы повышения эффективности управления информационными технологиями (В. В. Баронов)

Глава 6

Методы повышения эффективности управления информационными технологиями

Для того чтобы качественно решать поставленные задачи, ИТ-менеджеры должны уметь находить ответы на следующие вопросы:

• Какие ИТ-инициативы нужны заказчику?

• Каковы приоритеты инвестирования в информационные технологии?

• Сколько сейчас стоит ИТ-система? Сколько будет стоить в будущем?

• Как должна выглядеть ИТ-система?

• Какие должны быть показатели деятельности ИТ-системы?

• Каков оптимальный состав портфеля ИТ-услуг?

• Каков требуемый уровень предоставления ИТ-услуг?

• Какое должно быть качество предоставления ИТ-услуг?

Существует ряд методов и подходов, позволяющих помочь ИТ-менеджерам в решении вышеуказанных задач. В табл. 6.1 перечислены методы, которые используются многими западными организациями для обеспечения эффективного управления информационными технологиями.

Таблица 6.1.
Методы, используемые для повышения эффективности управления информационными технологиями


Таблица 6.1.
Методы, используемые для повышения эффективности управления информационными технологиями (окончание)

С целью оперативного сбора необходимой для реализации вышеуказанных методов исходной информации требуется использовать системы управления ИТ-активами (ITAM).

Анализ TVO

Существуют различные способы полноценного количественного и качественного анализа того вклада, который информационные технологии вносят в достижение конечного результата компании. Одним из способов доказательства эффективности проектов в области информационных технологий является принятие логичной тиражируемой методологии оценки. TVO (Total Value of Opportunity) – общая оценка возможностей – стандартная методология на основе метрик для всестороннего инвестиционного анализа любых ИТ-инициатив для бизнеса. Такая методология помогает идентифицировать и контролировать инвестиции, которые оказывают самое непосредственное воздействие на финансовое оздоровление организации. Конечная цель оценки инвестиций заключается в установлении прямой связи между инвестициями в информационные технологии и результатами работы компании.

Для обоснования инвестиций в информационные технологии предлагается использовать методологию оценки их совокупной ценности для бизнеса (Total Value of Opportunity – TVO).

Данная методология позволяет оценить, как инвестиции в конкретную технологию отразятся на успешности бизнеса. Результаты в равной степени зависят как от эффективности самого предприятия и используемой системы отчетности, так и от самой технологии. TVO дает более полное представление о последствиях бизнес-инициатив в сфере информационных технологий и устраняет своего рода языковый барьер между управленцами и специалистами в области информационных технологий, позволяя более четко демонстрировать, как технологическая инициатива отразится на бизнесе.

В рамках методологии TVO определяются следующие параметры:

• ценность для бизнеса, которую принесет ИТ-инициатива;

• риски, относящиеся к данной инициативе;

• способность организации воплотить решение успешно.

Для оценки ценности информационных технологий для бизнеса рассматривается целый ряд ключевых показателей (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Ключевые бизнес-показатели


Данный подход позволяет повысить степень понимания бизнес-руководителями эффекта от ИТ-инициатив. В рамках данного подхода необходимо ответить на следующие вопросы:

• Что представляет собой инициатива?

• Как измеряется ценность для бизнеса?

• Что делает данная технология?

• Какую выгоду можно получить?

• Сколько будет стоить проект?

• Как учесть будущие возможности?

• Может ли предприятие использовать данные возможности?

Формирование системы показателей, оценивающих ИТ-инициативы на основе методологии TVO, и дальнейший их контроль позволят организации решить проблему ранжирования ИТ-проектов по их пользе и стоимости с целью определения приоритетных проектов (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Ранжирование ИТ-проектов


В результате в организации устанавливается подход к определению и сбору параметров TVO, формированию показателей деятельности ИТ-службы, учитывающих и влияние информационных технологий на бизнес, и развитие инфраструктуры ИТ[1].

Отраслевой анализ ИТ-затрат

Одной из важнейших интегральных характеристик ИТ-бюджета является его сравнение с типовыми значениями для сравнимых по масштабу и профилю деятельности организаций. Для приведения всех организаций к сопоставимому масштабу в качестве метрик используются отношения различных затрат на информационные технологии к годовому доходу организации. Такое сравнение дает возможность оценить уровень ИТ-обеспечения деятельности предприятия в целом. При этом, разумеется, значимыми являются только отклонения данного показателя от средних параметров:

• примерное соответствие величин бюджета, вообще говоря, не означает адекватности ИТ-системы (так как возможно неэффективное использование средств);

• значительное превышение бюджета по отношению к типовому может быть вызвано как неэффективностью инвестиций в информационные технологии, так и необходимым активным развитием организации в целом и ее ИТ-системы, например для резкого изменения рыночной доли;

• значительное уменьшение бюджета по отношению к типовому свидетельствует о недостаточном финансировании информационных технологий и значительных предпосылках к неэффективной деятельности предприятия.

В качестве источника для сравнения наиболее целесообразно использовать достаточно репрезентативные данные различных консалтинговых компаний. При этом необходимо помнить, что одна отдельно взятая статистика по ИТ-затратам не позволяет измерить эффективность информационных технологий и не является эталоном обязательного соответствия ИТ-системы задачам бизнеса.

Текущий уровень ИТ-затрат, поддерживающих бизнес-модель конкретных отраслей бизнеса, часто не адекватен новым условиям. Для большинства предприятий причинами возрастания затрат на информационные технологии являются:

• изменение модели бизнеса;

• развитие электронного бизнеса, расширение бизнеса в целом;

• изменение роли информационных технологий в организации.

В настоящем разделе для сопоставимости различных параметров, описывающих расходы на информационные технологии, используются следующие определения.

ИТ-бюджет предприятия. Категории, включаемые в ИТ-бюджет предприятия:

• аппаратное обеспечение – затраты на лизинг, амортизацию, новые закупки (амортизируемые в течение года), оплату поддержки и обслуживания клиентских компьютеров, корпоративные компьютеры, сетевую инфраструктуру и инфраструктуру документооборота;

• ПО – стоимость лицензий, затраты на поддержку и обслуживание, новые закупки и однократные затраты, а также амортизацию ПО;

Конец ознакомительного фрагмента.