Глава 1
Целостность информационных систем (ИС)
1.1. Условия целостности ИС
ИС – определение. Информационные системы пользователями используются для качественного обеспечения информацией профессиональных процессов. Нахождение и организация информации, необходимой для формирования, принятия и реализации экономических и управленческих, проектных и научных, экологических и социальных, других видов решений, является основным компонентом процессов информационных систем в общественном производстве. Мы рассматриваем формальные определения ИС, т. е. определения с помощью указания свойств или характеристик, которыми обладают все ИС как один из классов цельных и целостных систем. Приводимые здесь формальные определения ИС дают возможность указать основные свойства или характеристики моделей ИС, а также различения ИС с другими системами.
В Федеральном Законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ используются следующие основные понятия:
1) информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
2) информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
3) информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
Назначением ИС является удовлетворение всех информационных потребностей каждого пользователя в рамках конкретной предметной области его деятельности.
В качестве пользователя (пользователя ИС) мы рассматриваем как отдельные физические лица (работник, руководитель и др.), юридические лица (предприятие, учреждение, организация и др.) и их части (подразделения, службы, департаменты и др.), так и объединения и группы лиц (холдинг, социальная группа, общество и др.).
ИС производят для пользователей информационные продукты (знания, информационные товары, информационные услуги) и, кроме того, для качественной обработки информации используют модели внутренних и внешних сред пользователя, напр., модели бизнес-процессов пользователя.
В связи с этим можно дополнить общее понятие ИС, данное в ФЗ-149, следующим образом (первое определение ИС):
ИС это целостная совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств, информационных продуктов, вырабатываемых для пользователей, а также моделей внутренних и внешних сред пользователей.
Напр., определение ИС в экономике будет тогда иметь следующий вид:
информационные системы в экономике это целостная совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств, информационных продуктов, вырабатываемых для пользователей, осуществляющих экономическую деятельность, а также моделей внутренней и внешней экономических сред пользователей.
Как известно, ИС и некоторые части ИС определяются в научной и учебной литературе неоднозначно. Различия в определениях вызваны, как правило, различием предметных областей применения описываемых ИС и различием подходов к описанию ИС. Здесь и далее определения ИС изложены с позиций целостного подхода.
Мы рассматриваем ИС как сложную и большую систему.
В отношении сложных систем мы основываемся на постулате акад. А. И. Берга [2]: «для составления модели сложной системы необходимо, как правило, использовать более чем две теории, более чем два языка описания системы, ввиду качественного различия внутренней природы элементов системы между собой и наличия разных подходов к моделированию объектов различной природы».
Из этого следует, что модель сложной системы можно представить в виде совокупности трех и более «простых» моделей.
Надо заметить, что сложность модели часто отождествляют с трудностью решения задач моделирования, возникающей из-за недостаточно развитого аппарата составления моделей для отдельных конкретных приложений.
В отношении больших систем мы основываемся на определении, данном В. И. Чернецким в первом, по сведениям автора, российском учебном издании по этому предмету [3]:
«большая система (БС) есть система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных управляемых подсистем, объединенных общей системой управления, характерной особенностью которой является наличие выделяемых частей. Причем для каждой части можно определить: цель функционирования, подчиненную общей цели всей системы; участие в системе людей, машин и природной среды; существование внутренних материальных, энергетических и информационных связей между частями системы; а также наличие внешних связей рассматриваемой системы с другими».
Напр., ИС предприятия, как большая система, представляет собой совокупность взаимосвязанных управляемых информационных подсистем, таких как подсистема взаимоотношений с клиентами, подсистема бюджетирования, подсистема бухгалтерского учета и др.
Сложную ИС, как и большую ИС, невозможно «рассмотреть за один раз», чтобы получить требуемое решение проблемы, достичь цели, продуцировать результат. Сложную ИС нельзя «рассмотреть за один раз» из-за того, что надо последовательно рассмотреть несколько моделей всей ИС, большую ИС – из-за того, что надо последовательно рассматривать несколько моделей частей ИС, как систем.
Задача пользователя, как и разработчика ИС – объединение возможностей моделирования ИС, как большой и сложной системы, на основе целостного подхода. Тогда можно разрабатывать и применять совокупности моделей ИС, как большой и сложной системы в целостном единстве.
Части ИС. Второе определение ИС рассмотрим, исходя из состава и взаимодействия частей ИС. В соответствии с принятым определением ИС состоит из таких частей, как информация, базы данных, информационные технологии, технические средства, информационные продукты, модели внутренней и внешней сред, напр., модели бизнес-процессов предприятия. Части ИС также состоят из частей. Для упрощения будем считать, что ИС это «трехуровневая» система, в которой разделяются уровни – ИС, часть ИС, элемент ИС. «Наименьшая» часть ИС – элемент ИС.
В ИС, как в системе, части соединены друг с другом в соответствии со структурой ИС и осуществляют преобразования и прием-передачу перерабатываемой информации в соответствии с установленными регламентами процессов взаимодействия.
Отсюда следует второе определение ИС:
ИС это целостная совокупность частей, взаимодействующих между собой и с внешней средой ИС. Части ИС – базы данных, информация, информационные технологии, технические средства, информационные продукты, модели внутренней и внешней сред пользователей. Для обеспечения взаимодействий ИС объединяет части и элементы в целостную структуру ИС, процессы в частях и элементах – в целостный процесс ИС. Структура и процесс ИС – также части ИС.
Условие цельности и целостности пользователя и ИС. Пользователями ИС, как уже отмечено, являются отдельные физические лица, юридические лица и их части, объединения и группы физических и юридических лиц.
Современные пользователи для обеспечения собственного выживания, сохранения и развития в глобализирующейся рыночной среде должны быть цельными и целостными (цельность – качество целого, целостность – качество целостного). Это условие распространяется и на предприятия (организации, учреждения), все части предприятия (организации, учреждения), в том числе элементарные части – элементы.
В соответствии с этим условием ИС должна осуществлять информационную поддержку цельности и целостности пользователя. Очевидно, для выполнения данного условия ИС, подобно пользователю, должна удовлетворять условиям цельной и целостной ИС.
ИС, обслуживающая деятельность пользователя (напр., предприятия, организации, учреждения), должна составлять с обслуживаемым пользователем «единое» целостное целое. В частности, это условие означает наличие в ИС полного набора частей, обеспечивающих решение всех комплексов задач цельного и целостного функционирования предприятия (организации, учреждения).
Другими словами, должно иметь место взаимно однозначное соответствие между комплексами задач информационного обеспечения и комплексами задач целостного и цельного выживания, сохранения и развития пользователя ИС.
Третье определение ИС мы рассмотрим в главе 2 с позиций целостного метода. Для этого в главе 2 рассматриваются структура целостного метода для построения взаимно однозначного соответствия между комплексами задач информационного обеспечения и комплексами задач целостного и цельного выживания, сохранения и развития пользователя ИС.
Целое и целостное [16,21]. Целое (цельное) это совокупность частей среды, осуществляющая деятельность по собственному выживанию, сохранению и развитию в среде деятельности на основе присущего ему метода и кода. Наилучшим образом осуществляет деятельность по собственному выживанию, сохранению и развитию целое, соответствующее модели целостного целого, complete-целого (полного целого, завершенного, законченного целого).
Целому, как установлено в научном направлении «Системная технология – complete-подход», присущи метод и код, что отличает его от других совокупностей частей среды, направленных на деятельность по собственному выживанию, сохранению и развитию в среде деятельности.
Цельность целого обеспечивает определенная совокупность метода и кода деятельности, позволяющая целому сформировать и реализовать Принципы, Законы, правила и модели деятельности по собственному целостному и цельному выживанию, сохранению и развитию. Наличие кода и метода позволяет целому более длительно и эффективно в сравнении с другими совокупностями частей среды, выживать, сохраняться и развиваться в среде деятельности.
• Пользователь (пользователь ИС), как целое, это совокупность частей пользователя (которые также могут быть целыми), осуществляющая деятельность по собственному выживанию, сохранению и развитию в глобализирующейся рыночной среде деятельности на основе присущего ему метода и кода. Наилучшим образом осуществляет деятельность по собственному выживанию, сохранению и развитию пользователь, соответствующий модели целостного целого, complete-целого (полного целого, завершенного, законченного целого) [16,21].
Целому пользователю присущи метод и код, что отличает его от других пользователей ИС, направленных на деятельность по собственному выживанию, сохранению и развитию в среде деятельности.
Цельность целого пользователя обеспечивает определенная совокупность метода и кода деятельности, позволяющая целому пользователю сформировать и реализовать Принципы, Законы, правила и модели деятельности по собственному целостному и цельному выживанию, сохранению и развитию.
Наличие кода и метода позволяет целому пользователю более длительно и эффективно в сравнении с другими пользователями ИС, выживать, сохраняться и развиваться в среде деятельности.
ИС призвана поддерживать код и метод целого пользователя данной ИС, процессы формирования и реализации Принципов, Законов, правил и моделей деятельности по целостному и цельному выживанию, сохранению и развитию пользователя.
Наличие процедур поддержки кода и метода целого, Принципов, Законов, моделей и правил пользователя позволяет ИС более длительно и эффективно в сравнении с другими ИС выживать, сохраняться и развиваться в среде производства информационных продуктов.
• В свою очередь, предприятие (учреждение, организация), как целое, это совокупность частей предприятия (служб, подразделений, которые также могут быть целыми), осуществляющая деятельность по собственному выживанию, сохранению и развитию в глобализирующейся рыночной среде деятельности на основе присущего ему метода и кода. Наилучшим образом осуществляет деятельность по собственному выживанию, сохранению и развитию предприятие, соответствующее модели целостного целого, complete-целого (полного целого, завершенного, законченного целого).
Целому предприятию присущи метод и код, что отличает его от других предприятий – пользователей ИС, направленных на деятельность по собственному выживанию, сохранению и развитию в глобализирующейся рыночной среде деятельности.
Цельность целого предприятия обеспечивает определенная совокупность метода и кода деятельности, позволяющая целому предприятию сформировать и реализовать Принципы, Законы, правила и модели деятельности по собственному целостному и цельному выживанию, сохранению и развитию.
Наличие кода и метода позволяет целому предприятию более длительно и эффективно в сравнении с другими предприятиями, выживать, сохраняться и развиваться в среде деятельности. Проявление кода и метода предприятия это, напр., его гудвилл – активы, капитал предприятия, не поддающийся непосредственному (материальному) измерению (репутация, техническая компетенция, связи, влияние и т. п.), разность между оценкой предприятия фондовой биржей и суммой ее материальных активов, зарегистрированных в балансе предприятия.
ИС призвана поддерживать код и метод целого предприятия – пользователя данной ИС, процессы формирования и реализации Принципов, Законов, правил и моделей деятельности по целостному и цельному выживанию, сохранению и развитию предприятия – пользователя.
Наличие процедур информационной поддержки кода и метода целого, Принципов, Законов, моделей и правил предприятия – пользователя позволяет ИС более длительно и эффективно в сравнении с другими ИС выживать, сохраняться и развиваться в среде производства информационных продуктов для нужд предприятий (учреждений, организаций).
Очевидно, что поддержка цельного и целостного предприятия (пользователя, в общем случае) будет осуществляться наилучшим образом, если ИС преобразуется в целое.
• ИС, как целое это совокупность частей ИС (которые также могут быть целыми), осуществляющая деятельность по собственному выживанию, сохранению и развитию в глобализирующейся рыночной среде информационного обслуживания пользователей на основе присущих ИС метода и кода.
Наилучшим образом осуществляет деятельность по собственному выживанию, сохранению и развитию в среде информационного обслуживания ИС, соответствующая модели целостного целого, complete-целого (полного целого, завершенного, законченного целого).
Целой ИС присущ метод и код, что отличает данную ИС от ИС, также направленных на деятельность по собственному выживанию, сохранению и развитию в глобализирующейся среде информационного обслуживания пользователей.
Цельность целой ИС обеспечивает определенная совокупность метода и кода деятельности, позволяющая целой ИС сформировать и реализовать Принципы, Законы, правила и модели деятельности по собственному целостному и цельному выживанию, сохранению и развитию.
Наличие кода и метода позволяет целой ИС более длительно и эффективно в сравнении с другими ИС выживать, сохраняться и развиваться в среде информационного обслуживания пользователей. Цельная ИС вносит вклад в гудвилл предприятия.
• Целостность – это присущая данной части среды направленность на выживание, сохранение и развитие какой-либо части среды – другой или себя самой.
Именно целостность позволяет совокупности частей среды «стать больше», приобрести качества, которыми не может обладать ни одна из частей среды, объединяемая в данную совокупность, а также просто совокупность частей среды, не обладающих целостностью.
Целостность может формироваться самими частями среды в процессе взаимодействий с другими частями среды, а также под влиянием кода и метода целого.
Формированию целостности предшествует установление специфических взаимосвязей и взаимодействий в совокупности частей среды, напр., в системе, технологии, модели.
Различаются целостности трех типов. Рассмотрим их на примере пользователя, предприятия, ИС.
• Целостность пользователя первого типа это целостность пользователя в отношении той «большой» части среды, в которую пользователь входит, как «малая» часть среды.
При отсутствии у пользователя целостности первого типа данная большая часть среды проявляет свойства (принимает меры), влияние которых приводит к выводу пользователя из состава соответствующей большой части среды. В результате возможны деградация и гибель пользователя.
Пользователь (в том числе и цельный), является, как правило, «малой» частью для многих других частей среды, по меньшей мере, двух. Целостность пользователя первого типа называется также целостностью малого по отношению к большому.
Целостность пользователя второго типа это целостность пользователя в отношении той «малой» части среды, которая является частью пользователя, как «большей» части среды.
При отсутствии у пользователя целостности второго типа данная малая часть пользователя проявляет свойства (принимает меры), влияние которых приводит к выводу соответствующей малой части из состава пользователя. В результате возможны угрозы выживанию, сохранению и развитию, деградация и гибель пользователя.
Пользователь (в том числе и цельный), является совокупностью, как правило, многих своих частей, по меньшей мере, двух. Целостность пользователя второго типа называется также целостностью большого по отношению к малому.
Целостность пользователя третьего типа это целостность пользователя в отношении другого пользователя.
При отсутствии целостности третьего типа возникают угрозы выживанию, сохранению и развитию, как среды функционирования пользователей, так и самих пользователей.
Как правило, пользователь (в том числе и цельный), взаимодействует, как правило, со многими другими пользователями, по меньшей мере, двумя. Целостность пользователя третьего типа называется также целостностью равного по отношению к равному.
• Целостность предприятия первого типа это целостность предприятия в отношении той «большой» части среды (напр., отрасль, сфера, холдинг), в которую предприятие входит, как «малая» часть среды.
При отсутствии у предприятия целостности первого типа данная большая часть среды проявляет свойства (принимает меры), влияние которых приводит к выводу предприятия из состава соответствующей большой части среды. В результате возможны деградация и гибель предприятия.
Предприятие (в том числе и цельное), является, как правило, «малой» частью для многих других частей среды, по меньшей мере, двух. Целостность предприятия первого типа также называется целостностью малого по отношению к большому.
Целостность предприятия второго типа это целостность предприятия в отношении той «малой» части среды, которая является частью предприятия, как «большей» части среды (напр., работник, служба, подразделение).
При отсутствии у предприятия целостности второго типа данная малая часть предприятия проявляет свойства (принимает меры), влияние которых приводит к выводу соответствующей малой части из состава предприятия. В результате возможны угрозы выживанию, сохранению и развитию, деградация и гибель предприятия.
Предприятие (в том числе и цельное), является совокупностью, как правило, многих своих частей, по меньшей мере, двух. Целостность предприятия второго типа также называется целостностью большого по отношению к малому.
Целостность предприятия третьего типа это целостность предприятия в отношении другого предприятия.
При отсутствии целостности предприятия третьего типа возникают угрозы выживанию, сохранению и развитию, как среды функционирования предприятий, так и самих предприятий.
Как правило, предприятие (в том числе и цельное), взаимодействует, как правило, со многими другими предприятиями, по меньшей мере, двумя. Целостность предприятия третьего типа также называется целостностью равного по отношению к равному.
• Целостность информационной системы (ИС) первого типа это целостность ИС в отношении той «большой» части среды (напр., среда информационного обслуживания предприятий), в которую ИС входит, как «малая» часть среды.
При отсутствии у ИС целостности первого типа данная большая часть среды проявляет свойства (принимает меры), влияние которых приводит к выводу ИС из состава соответствующей большой части среды. В результате возможны деградация и гибель ИС. ИС (в том числе и цельная), является, как правило, «малой» частью для многих других частей среды, по меньшей мере, двух. Целостность ИС первого типа называется также целостностью малого по отношению к большому.
Целостность ИС второго типа это целостность ИС в отношении той «малой» части среды, которая является частью ИС (напр., БД, информационная технология), как «большей» части среды.
При отсутствии у ИС целостности второго типа данная малая часть ИС проявляет свойства (принимает меры), влияние которых приводит к выводу ее из состава ИС. В результате возможны угрозы выживанию, сохранению и развитию, деградация и гибель ИС.
ИС (в том числе и цельная), является совокупностью, как правило, многих своих частей, по меньшей мере, двух. Целостность ИС второго типа также называется целостностью большого по отношению к малому.
Целостность ИС третьего типа это целостность ИС в отношении другой ИС.
При отсутствии целостности третьего типа возникают угрозы выживанию, сохранению и развитию, как среды функционирования многих ИС, так и самих ИС.
Как правило, ИС (в том числе и цельная), взаимодействует, как правило, со многими другими ИС, по меньшей мере, двумя. Целостность ИС третьего типа также называется целостностью равного по отношению к равному.
Перейдем к совокупности общих понятий, которые целесообразно рассмотреть применительно к задачам построения и использования ИС с позиций целостного подхода [17,21]. К ним относятся понятия информации, баз данных, информатики, информатизации, систем, технологий, моделей, которые мы, кроме представлений о системах и моделях, рассмотрим в данной главе. Представления о системах и моделях будут рассмотрены с позиций целостного подхода в главе 2.
1.2. Информация в ИС с позиций целостного подхода
• Информация (от лат. informatio – разъяснение, изложение) является одним из ресурсов производственно-технологической деятельности предприятия. Кроме того, информация может производиться предприятиями в виде информационного товара, услуги.
Другими словами, информация является при определенных условиях экономическим благом и ее оборот заслуживает отражения в плановых, учетных, аналитических, нормативно-справочных, отчетно-статистических и других документах, описывающих экономическую деятельность предприятия, в особенности ВУЗов и НИИ. Надо заметить исключительную актуальность решения этих задач для условий информационного общества.
В ИС информация передаётся с помощью сообщений от источника к пользователю по каналу связи. Сообщение информации это целостная совокупность собственно информации и ее носителя. И информация, и носитель имеют, как правило, определенную, заранее оговоренную с пользователем, форму.
Формой представления информация в сообщении может быть как статическое изображение (не изменяющееся, графическое, в т. ч.), динамическое изображение (изменяющееся, видеофильм, напр.), звук, текст, число.
Информация, как правило, документирована. Документ это определенная форма носителя – бумажного, машинного, иного. Основное свойство документа это идентифицируемость с помощью набора присущих только данному документу признаков – реквизитов.
Среды, в которых функционируют производственные, экономические и другие объекты, являются, как правило, целостными, независимо от того, произошло это в результате усилий управленцев, специалистов и экономистов либо в результате присущей этим средам самоорганизации. Поэтому и информация должна нести целостное представление о средах, объектах и предметах профессиональной деятельности. Собираемой и используемой информации должна быть присуща целостность в смысле отображения целостности действительности.
Информация, поступившая с сообщением, потребляется пользователем, если она полезна для решения задач его деятельности и до этого сообщения она была неизвестна пользователю. Если в сообщении нет информации с такими свойствами, то сообщение не содержит информации для данного пользователя.
Следовательно, можно назвать главные свойства информации – целостность, полезность и новизна. Кроме этого, важными свойствами информации являются своевременность, точность, доступность, понятность, достоверность, оперативность. При потреблении информации проявляются и такие ее свойства, как полнота и краткость, ценность и затратность.
Все эти свойства характеризуют информацию как информационный продукт. Информационный продукт потребляется для целей различных видов деятельности пользователя. Это производственно-технологическая, управленческая, аналитическая, экспертная, исследовательская, проектная, мониторинговая, финансовая, иные виды деятельности.
В результате потребления информации у пользователя появляется возможность уменьшения неопределенности в смысле оснований для формирования, принятия и реализации профессиональных решений, проектов, программ, политик (экономических и управленческих, исследовательских и проектных и т. п.).
• Информация-знание и информация-сведения. Существенно выделение двух видов информации: информация-знание (новое знание) и информация-сведения [17].
Информация, как новое знание, вырабатывается в результате творческого процесса. Творческий процесс – основной компонент процессов научных и экспериментальных исследований, открывательства, изобретательства, рационализаторства, экономических и управленческих процессов, проектирования, конструирования, создания произведений искусства и литературы, формирования званий и умений обучаемых и работающих специалистов и др.
Разновидности нового знания – управленческое или экономическое решение, синтезированное в процессе изучения желаемого и фактического состояния производства. Творческие процессы производства нового знания реализуются во всех сферах общественного производства.
Определим, кроме того, собственно информацию (информацию-сведения), как сведения о ходе и результатах природных процессов, а также процессов производства и потребления знаний, товаров и услуг в обществе. Информацию-сведение представляет собой также и информация-знание (новое знание) после того, как оно появилось и нашло адекватное использование.
В соответствии с этими определениями можно констатировать, что в общественном производстве имеют место два вида систем информационного производства: системы поддержки процессов производства и потребления нового знания; системы формирования и представления информации-сведений для производства и потребления знаний, товаров и услуг.
В зависимости от сферы использования, информация рассматривается как экономическая, техническая, управленческая, биологическая и т. д.
• Экономическая информация, экономические показатели, данные. Экономическая информация это сведения о ходе производственных и управленческих процессов в виде целостной, полезной и новой для потребителя совокупности экономических показателей состояния экономической системы, экономического объекта. К ней относятся сведения о процессах, структурах и результатах производства, материальных ресурсах, процессах, структурах и результатах управления производством, финансовых и других экономических процессах, структурах и результатах.
Среди свойств экономической информации выделяются также такие, как важность, точность, достоверность, оперативность. Экономическую информацию принято подразделять на плановую, учетную, нормативно-справочную, отчетно-статистическую, а также на входную и выходную.
Системы экономических показателей формируются для целей бухгалтерского и управленческого учета, задач статистики, экономических расчетов, отчетности, экономического анализа, управления, планирования, прогнозирования и т. д.
Экономические показатели в ИС используются для составления количественных моделей экономик мира, страны, региона, предприятия, домашнего хозяйства. Экономические показатели являются исходным материалом и для моделирования в ИС изменений состояния экономики, экономического развития, роста, подъема, спада.
Экономические показатели представляют собой величины, критерии, уровни, измерители. Они могут быть натуральными или стоимостными, количественными или качественными, объемными или удельными, единичными или групповыми (агрегированными, синтетическими, сводными, обобщенными).
В ИС отличают также отображение явлений, операций, процессов в виде данных (величины, числа или отношения), которые не связаны с решением определенной экономической или управленческой задачи потребителем информации. Данные в ИС обрабатываются и приводятся к виду, удобному для формирования из них экономических показателей и экономической информации в целом. Данные хранятся в базах данных. В качестве данных могут храниться и ранее полученные экономические показатели.
• Оборот прав собственности на информацию. В общественном производстве происходит обмен информацией, т. е. оборот прав собственности на информацию.
Следовательно, информацию в современном представлении необходимо рассматривать как собственность или, точнее, как объект прав собственности. В объеме прав собственности в общем случае принято выделять права владения, пользования и распоряжения.
Эффективный оборот прав собственности достигается, с позиций целостного метода, если совокупность прав владения, пользования и распоряжения собственностью представляет собой целое (в наилучшем случае – complete-целое) [21].
При рассмотрении информационных систем с позиций пользователя ИС, важно рассматривать роль совокупности субъектов прав владения, пользования и распоряжения информацией.
Важно также в каждом конкретном случае разделять субъекты прав владения, пользования и распоряжения информацией и определять роль каждого из них – роль субъекта прав владения, роль субъекта прав пользования информацией, а также и роль субъекта прав распоряжения информацией.
Вполне очевидно, что каждый из субъектов прав владения, пользования или распоряжения информацией объединен, в большинстве случаев, в совокупность таких субъектов. Это – совокупность субъектов прав владения информацией, совокупность субъектов прав пользования информацией, а также и совокупность субъектов прав распоряжения информацией.
Всей совокупностью прав владения, пользования и распоряжения информацией на предприятии не обладает, как правило, ни один специалист, менеджер или экономист предприятия. Фактически владельцы информации на предприятии не определяются в большинстве случаев также и нормативными документами.
Пользование информацией, кроме того, практически не отражается в учетных документах, что свидетельствует о кажущейся незначительности показателей движения информации для профессиональной деятельности. Распоряжение информацией также носит, как правило, чисто технический характер и не отражается в документах, фиксирующих использование различных ресурсов предприятия в производственной деятельности.
Не фиксируется также и стоимость информации. Хотя вполне очевидна важность определения стоимости вклада в конечный результат оборота прав собственности на информацию, используемую в процессах производства и потребления.
Информация, с позиций собственника – владельца, пользователя или распорядителя информации, это информационные товары, услуги, а также знания, могущие быть продуктами обмена на рынке. Проблемы стоимости прав собственности на информацию, распределения стоимости между правами владения, пользования и распоряжения информацией, а также и введения экономического учета оборота данных прав в общий объем учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия – одна из наиболее актуальных проблем современной экономики.
Необходимость решения этих проблем исключительно актуальна в связи с переходом к информационному обществу, обществу знаний. В информационном обществе, обществе знаний ключевую роль в повышении эффективности общественного производства будет играть производство, хранение, переработка и реализация информации – сведений, а также информации – знаний.
Поэтому стоимостной учет оборота прав на информацию и знания станет одним из важнейших компонентов экономической деятельности.
Конец ознакомительного фрагмента.