Вы здесь

Информационные ресурсы: классификация, источники, поставщики. Коротко о главном. Понятие информационных ресурсов (Е. Л. Шуремов)

Понятие информационных ресурсов

Современный этап развития человечества характеризуется стремительным ростом социального и экономического значения информации.

1) Время удвоения объема накопленных научных знаний составляет уже 3—4 года;

2) Материальные затраты на хранение, передачу и переработку информации превышают аналогичные расходы на энергетику.

Происходит перераспределение трудовых ресурсов из сферы материального производства и обслуживания в информационную сферу. В настоящее время в развитых странах в ней работает более 50% занятого населения.

Информационные ресурсы становятся очень важной частью национального богатства, а эффективность их использования все в большей степени определяет экономическую мощь страны в целом.

Сведения – это набор сигналов физических процессов воспринимаемых наблюдающим субъектом.

Если субъектом является человек, то он воспринимает сведения через органы чувств.

Если субъектом является машина, то она воспринимает сигналы с помощью системы датчиков, обеспечивающих их регистрацию.

Зарегистрированные субъектом сведения фиксируются в виде данных.

Данные – это сведения, полученные путём измерения, наблюдения, логических или арифметических операций и представленные в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки.

Передача данных – обмен данными любого характера между различными устройствами по каналам связи.

Обработка данных – последовательность операций, производимых над данными.

Данные различаются по формату и структуре.

Формат данных – это характеристика данных, определяющая структуру и способ их хранения, множество возможных значений и допустимые операции, которые можно выполнять над ними.

Структура данных – это логическая схема, в соответствии с которой данные упорядочены и могут быть интерпретированы при выполнении операций их обработки.

Сведения фиксируются как данные в виде документов, имеющих определенный формат и структуру.

Документ – это материальный объект с зафиксированными на нем данными, предназначенными для хранения, обработки и передачи во времени и пространстве.

Документ в электронной форме – это документ, представленный в форме набора электрических состояний элементов технических средств обработки, хранения и передачи информации, допускающий преобразование в форму, пригодную для однозначного восприятия человеком.

Структурно, документ является совокупностью нескольких реквизитов.

Реквизиты документа – это обязательные характеристики, которые должен содержать документ для его однозначной идентификации.

Сами по себе данные не являются информацией. Это лишь сведения, тем или иным способом зафиксированные на определенном материальном носителе.

Информация – это сведения, независимо от формы их представления, усваиваемые субъектом в форме знаний.

В широком смысле информация – это общенаучное понятие, определяющее процессы обмена сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Таким образом, информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, увеличивающие знания об их параметрах, свойствах и состояниях у наблюдающего субъекта.

Термин «информация» имеет множество определений, которые сводятся к 4 подходам к пониманию информации.

1) Количественный (синтаксический) подход: информация – это любое сообщение, любая (в том числе произвольная) последовательность символов. При таком подходе практически отождествляются понятия «данные» и «информация».

2) Семантический (смысловой) подход: информация – смысл сообщения, полученный в результате его интерпретации.

3) Прагматический подход: информация – сообщение, которое имеет ценность, значимость для субъекта. Информация, не обладающая ценностью, называется тривиальной.

4) Статистический подход: информация – сообщение о состоянии системы, уменьшающее неопределенность знаний о ней.

На основе статистического подхода была введена единица измерения информации – бит (от англ, binary digit) – количество информации, необходимое для полного описания состояния системы с двумя равновероятными исходами.

Информация неотделима от процесса получения сведений и их фиксации в виде данных. В этом смысле данные являются ресурсом для получения информации.

Ресурсы – запасы, источники чего-либо.

Информационные ресурсы – это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности.

Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.

Информационная система – это организационно упорядоченная совокупность документов и информационной инфраструктуры.

Примеры информационных систем в данном понимании: библиотеки, архивы, фильмотеки, базы данных, Internet.

Существуют и другие определения информационной системы.

Информационная инфраструктура – это совокупность информационных технологий, управляемых и поддерживаемых в рабочем состоянии с помощью определенных организационно-технических мероприятий.

В массивах документов в разных формах представлены знания, которыми обладали создававшие их люди. Поэтому информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для тех или иных целей применения в обществе и зафиксированные на материальном носителе. В этом смысле информационные ресурсы общества – это знания, материализованные в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.

В течение большей части истории развития цивилизации основным предметом труда являлись материальные объекты, а деятельность вне материального производства и обслуживания обычно относилась к категории непроизводственных затрат. Соответственно и экономическая мощь государства оценивалась по имеющимся у него материальным ресурсам. К 70—80м годам ситуация стала меняться и в развитых странах развитие экономики и общества в целом стало все в большей степени зависеть от эффективности формирования и использования информационных ресурсов – информационного потенциала общества.

Информационный потенциал общества включает индустриально технологический комплекс средств накопления, передачи и обработки данных той или иной страны, а также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организационных и социальных институтов, деятельность которых содействует эффективному использованию информационных ресурсов, а также подготовки для этих целей необходимого количества специалистов соответствующего профиля. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема повышения информационной культуры общества, то есть степени его подготовки к эффективному использованию информационных ресурсов и продуцированию новых знаний.

Информационный потенциал определяет способность решать задачи информационного обслуживания всех заинтересованных пользователей на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием информационных технологий.

Высокий информационный потенциал страны приводит к возникновению в ней информационного общества.

Информационное общество – это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации.

В информационном обществе главным ресурсом является информация. На основе владения информацией о различных процессах и явлениях можно оптимально строить любую деятельность. За счет эффективного использования информационных ресурсов в информационном обществе повышаются качество потребления и качество производства. Люди, эффективно использующие информационные технологии, имеют лучшие условия труда.

Основными критериями развитости информационного общества считаются:

– уровень распространения компьютерной техники;

– уровень развития компьютерных сетей;

– доля населения, занятого в информационной сфере;

– эффективность использования информационных и коммуникационных технологий на производстве, в быту и государственном управлении.

Информационные ресурсы являются непосредственным продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части трудоспособного населения страны. Вклад в формирование национальных информационных ресурсов вносят представители практически всех основных профессиональных групп.

Информационная индустрия – это все виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием и обслуживанием средств связи, обработки и копирования информации.

В настоящее время относительная ценность информационных ресурсов по отношению ко всем остальным национальным ресурсам имеет отчетливо выраженную тенденцию к возрастанию.

Растущая зависимость промышленно развитых стран от источников технической, экономической, политической, военной и другой информации, а также от уровня развития и эффективности использования средств ее передачи и переработки привела к формированию на рубеже 1980-х гг. принципиально нового понятия – национальные информационные ресурсы.

Национальные информационные ресурсы – это информационные ресурсы, созданные и широко используемые в конкретном государстве.

Эффективность использования национальных информационных ресурсов характеризуется отношением объема реально используемых ресурсов к их накопленным объемам.

Таким образом:

– национальные информационные ресурсы являются экономическими категориями;

– эффективность использования информационных ресурсов – важнейший показатель информационной культуры общества;

– национальные информационные ресурсы общества – часть экономической мощи государства.

Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

– превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

– сформировать мировой и государственные рынки информационных услуг;

– образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен бесплатный или сравнительно недорогой доступ;

– повысить обоснованность и оперативность принимаемых управленческих решений за счёт своевременного использования необходимой информации.

Вследствие высокой востребованности информационных ресурсов их различными потенциальными пользователями, а также высоких затрат на их создание и поддержание в актуальном состоянии, значительная часть информационных ресурсов становится информационным продуктом.

Информационный продукт – это документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара.

Основные особенности информационного продукта как товара.

1) Информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.

2) Информационный продукт со временем подвергается моральному износу, заключающемся в потере актуальности и появлении более новых копий.

3) Разным потребителям дается возможность различных способов потребления информационного продукта. (Монитор, распечатка и т.д.)

4) Производство информации требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. (Большие начальные инвестиции – малые операционные затраты при продаже).

Рынок информационных продуктов и услуг – это совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле между поставщиками и потребителями, определяющих условия, механизмы предоставления и ценообразование на информационные продукты и услуги.

Основными секторами информационного рынка являются секторы: деловой, социально-политической, научно-профессиональной, массовой и потребительской информации, электронных сделок.

Сектор деловой информации включает:

– биржевую и финансовую информацию (котировки ценных бумаг, информацию о рынке капиталов, товаров, инвестиций, курсы валют, цены, учетные ставки и т.п.);

– экономическую и статистическую информацию (числовые, экономические, социальные, демографические и другие показатели);

– коммерческую информацию (данные о фирмах, компаниях, корпорациях, товарах и т.п.);

– деловые новости в области экономики, бизнеса и менеджмента.

Сектор социально-политической информации ориентирован на обслуживание органов власти и управления информацией статистического, демографического, социального характера и др.

Сектор научно-профессиональной информации охватывает все виды информации в сфере науки, производства и общественных (социальных) отношений.

Сектор массовой и потребительской информации включает сведения массового характера (развлекательная информация, информация о погоде, расписаниях движения транспорта, справочники-путеводители, и пр.), а также справочники, энциклопедии, условия размещения вкладов в различных банках, данные о ценах на товары и услуги, телетекст, видеотекст и др.

Сектор электронных сделок включает системы электронных банковских операций (базирующихся на уже проверенных практикой стандартах и отработанных технических решениях), электронные биржи, системы заказа и резервирования продукции и услуг.

Основными участниками рынка информационных услуг являются:

– производители информации;

– продавцы информации (вендоры);

– пользователи информации.

К производителям информации относят, как организации, добывающие и публикующие информацию (информационные агентства, СМИ, патентные ведомства), так и организации, профессионально занимающиеся ее обработкой (отбором информации, ее индексацией, загрузкой в БД).

Не все производители информационных ресурсов могут параллельно с их созданием заниматься распространением.

Например, писатель пишет книгу (создает информационный ресурс), но, как правило, сам ее не тиражирует и не продает. Издательство издает книгу (создает информационный продукт), но отнюдь не всегда продает ее самостоятельно, а размещает в магазины. Поэтому будущие читатели взаимодействуют не с автором и издательством, а с конкретными магазинами.

То же касается и электронных информационных ресурсов. Например, биржа генерирует данные, но отнюдь не всегда участники электронных торгов получают их напрямую. Данные с нескольких бирж могут быть собраны некоторым посредником, который предоставляет их пользователям. Как правило, на платной основе.

Таким образом, вендор является посредником между пользователями информационных ресурсов и их производителями.

Обычно производитель информационного продукта подписывает лицензионное соглашение с вендором, по которому последний имеет право его продавать. С другой стороны – покупатель информации, то есть пользователь также должен заключить контракт с вендором на поставку информационных ресурсов.

Пользователи информации могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее часто используемой является следующая классификация:

– специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли;

– специалисты маркетинговых и консалтинговых информационных агентств;

– работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;

– работники государственных учреждений;

– работники общественных организаций;

– индивидуальные пользователи.

На мировом рынке результаты промышленной эксплуатации национальных информационных ресурсов представлены тремя основными видами экспорта:

– экспортом овеществленных в наукоемких изделиях промышленности результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

– экспортом результатов НИОКР – патентов, лицензий и т. д.;

– экспортом менеджмента – продажей технологий управления.

Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Качественные изменения произошли в середине 1960-х годов с распространением вычислительной техники и ее использованием для обработки и передачи информации. В этот период основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, библиотеки, общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной области. Пользователям предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация.

С развитием средств вычислительной техники и средств коммуникаций появились первые автоматизированные информационно-поисковые системы (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями ЭВМ в ИПС хранились, преимущественно, вторичные документы (поисковые образцы документов), а первичные документы по-прежнему хранились в библиотеках и архивах.

Первые ИПС работали в двух режимах:

– избирательного распространения информации;

– ретроспективного поиска.

При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве в соответствии с постоянно действующими запросами и производились оповещения пользователя о найденных документах.

При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу.

В связи с развитием вычислительной техники появились фактографические ИПС. Они содержали формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т.д.).

С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб на информационном рынке. Однако существенная доля государственных информационных служб сохранится и в дальнейшем, так как они обеспечивают органы власти информацией, необходимой для принятия государственных решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования, обороны, здравоохранения и т. д.

Становление рынка электронной информации сопровождалось разделением труда организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировались три группы информационных служб:

– центры-генераторы (производители информации) – специализируются на добыче информации, формировании баз данных и поддержании их в актуальном состоянии;

– центры распределения (поставщики информации, вендоры) – занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных (БД), поставляемых им центрами-генераторами на коммерческой основе;

– информационные агентства, которые помимо функций сбора информации, формирования и ведения баз данных осуществляют функции обслуживания пользователей.

Большое влияние на развитие рынка информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных, а также рост возможностей вычислительной техники, что породило появление принципиально новых информационных технологий. Одно из главных достижений в этой сфере – широкое распространение возможностей диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных в режиме on-line. Однако первопричиной быстрого роста информационного рынка явился резкий рост информационных потребностей пользователей. Данное обстоятельство определило выгодность инвестиций в эту отрасль и создание множества крупных информационных корпораций.

Классификация информационных ресурсов

Общая классификация информационных ресурсов

Существуют классификации информационных ресурсов (ИР) по множеству различных признаков.

По целевому предназначению ИР делятся на:

– личные;

– корпоративные;

– средства массовой информации (СМИ);

– ИР бизнеса;

– образовательные;

– политические;

– учреждений и организаций;

– сервиса и услуг;

– доски объявлений;

– ИР культуры;

– чаты;

– хранилища программного обеспечения;

– спортивные;

– ИР отдыха;

– изображений и фотографий;

– развлекательные.

По виду носителя:

– твердая копия (книга, газета, рукопись и т.д.);

– на машиночитаемых носителях (кино- фотопленка, аудио- и видеозапись, данные на дисках компьютеров, компакт-дисках и т.д.);

– представляемые каналом связи (TV, радио, компьютерная сеть).

По способу представления электронные ИР разделяют на:

– Web-страницы;

– Базы данных;

– Файловые серверы;

– Телеконференции.

По способу организации хранения и использования:

– документы на традиционных носителях (книги, газеты, журналы);

– массив документов;

– фонд документов;

– архив;

– автоматизированные формы.

По форме собственности:

– национальное достояние страны;

– государственная собственность;

– собственность субъектов территориального деления страны (в том числе муниципальная);

– частная (личная, корпоративная) собственность.

По классам собираемой информации:

– первичные информационные источники;

– вторичные информационные источники.

К первичным информационным источникам относятся непосредственно фиксируемые (необработанные) с помощью тех или иных способов наблюдения данные (естественные, производственные, социально-экономические). Это данные с датчиков, из первичных экономических документов и т. д.

Вторичные информационные источники – информация, получаемая в результате определенной обработки первичных данных. В частности, сюда относятся объекты, создаваемые как авторские произведения в области науки, техники, искусства.

По содержанию:

– тематическая информация;

– научные публикации;

– рекламная информация;

– справочная информация;

– новости;

– вторичная (библиографическая) информация.

По языковому признаку – деление ИР в соответствии с языком фиксации данных.

По географическому признаку. Информационный ресурс в большинстве случаев принадлежит какой-либо организации, расположенной и осуществляющей свою деятельность на определенной территории, подчиняющейся ее законам. Информация в некоторых случаях может быть предназначена для аудитории, находящейся преимущественно в пределах региона. Таковы, например, сайты объявлений.

По уровню компетенции:

– ИР, ориентированные на массового пользователя;

– профессиональные ИР.

Профессиональные ИР, как правило, имеют большой объем, содержат более полную и лучше структурированную информацию, имеют более развитую поисковую систему. Большинство профессиональных ИР являются коммерческими.

Классификация электронной информации

В настоящее время особое значение имеет электронная информация. Она представлена следующими основными секторами:

– деловая информация;

– юридическая информация;

– информация для специалистов;

– массовая, потребительская информация.

К деловой информации относятся:

– биржевая и финансовая информация (курсы валют, котировки ценных бумаг, учетные ставки, данные о рынках и т.д.);

– экономическая и статистическая информация;

– коммерческая информация (сведения о предприятиях, фирмах и их продукции, руководителях и т.д).

Юридическая информация – тексты законов, постановлений, нормативы, имеющие международное, государственное и местное значение.

К сектору научно-технической информации относится справочная информация и данные различных областей науки (физики, техники, медицины, педагогики, информатики и др.). Ее большая часть является профессиональной информацией.

Помимо перечисленных секторов, составляющими рынка электронных ИР являются:

– рынок электронных сделок;

– рынок программного обеспечения.

Рынок электронных сделок, включает следующие секторы электронных операций:

– системы банковских и межбанковских операций;

– электронные торги;

– системы резервирования билетов и мест в гостиницах;

– системы заказа товаров, услуг и т. п.

Рынок программного обеспечения ориентирован на поставки всех видов программного обеспечения:

– коммерческих программных продуктов;

– условно-бесплатных программ (shareware);

– свободно-распространяемых программ (freeware).

Среди программ класса freeware следует выделять программы с открытым исходным кодом. Как правило, они распространяются в соответствии с лицензиями GNU GPL (General Public License) и GNU LGPL (Lesser General Public License), MPL (Mozilla Public License).

Формально freeware-программы – это не товары, поскольку поставляются бесплатно. Однако довольно часто они являются рекламным продуктом, поскольку служат для продвижения их профессиональных, платных версий или платных услуг их создателей.

Электронная информация может поставляться в режимах:

online – непосредственный доступ к электронным документам, размещенным на каком-либо сервере через компьютерную сеть;

offline – доступ к электронным документам, базе данных или ее фрагменту, являющихся копиями информации сервера, размещенными на том или ином электронном носителе.

Классификация по содержанию может производиться в соответствии с различными определениями понятия «содержание».

Например, деловая информация, необходимая для предпринимательской деятельности, по этому критерию может быть разделена на следующие группы:

1) Сведения о фирмах и организациях. К ним могут быть отнесены следующие носители.

Серверы присутствия в Интернет (рекламные и информирующие). Рекламные обычно содержат 1—2 страницы; информирующие содержат более подробную информацию о фирме, производимой ей продукции и услугах.

Информационные серверы – их ведут информационно-аналитические агентства, в том числе государственные, чья деятельность связана с предоставлением различного рода информации потребителям.

Интерактивные магазины – обеспечивают продажу товара посредством Интернет. Реализуют следующие функции:

– предоставление клиенту необходимой информации о товаре и услуге;

– оформление заказа;

– оплата заказа (при использовании онлайновых платежных систем);

– отправка заказа, если товаром является информация.

2) Сведения о состоянии мировой экономики и экономики отдельных стран. Данная информация представлена в профессиональных базах данных крупнейших информационно-аналитических агентств мира. Информация о состоянии национальной экономики обычно размещается на серверах государственных структур, отвечающих за государственную поддержку экономики, также государственных статистических органов и различных экономических институтов.

3) Сведения о состоянии отраслевых рынков. Базы данных специализированных маркетинговых и консалтинговых агентств, а также маркетинговых служб различных фирм и организаций, содержащие специфическую для конкретных рынков информацию. Результаты этих исследований можно получить:

– из профессиональных баз данных крупнейших информационных агентств;

– на сайтах самих агентств;

– в многопрофильных и отраслевых журналах, регулярно публикующих обзоры рынков.

4) Деловые новости. Большинство мировых информационных агентств предоставляют потребителям доступ к деловым новостям разной направленности.

5) Справочная информация. Списки веб-сайтов компаний, отобранных по определенному принципу, а также телефонно-адресные справочники («желтые страницы») с возможностью поиска информации по названию фирмы и виду деятельности. Сюда же относится информация о расписании движения поездов, авиарейсов, погоде и т. п.

Классификация сайтов Интернет

Ввиду особой важности Интернет как источника информационных ресурсов следует отдельно рассмотреть классификации сайтов. Такая классификация может быть осуществлена по различным признакам.

Классификация по критериям полноты и функционального содержания.

«Визитка» – компактный, лаконичный сайт, содержащий общую информацию о компании и общую характеристику оказываемых ею услуг.

Рекламный сайт – сайт, являющийся прямой рекламой отдельно взятого товара или события.

Электронный магазин – сайт, предназначенный для продажи товаров, услуг через интернет. Как правило, содержит каталог продукции, прайс-листы, систему заказов.

Информационный сайт – сайт, который содержит исчерпывающую информацию по некоторой предметной области. Сайты этого типа, как правило, содержат множество статей различных авторов, а также такие услуги, как опросы, голосования, рассылки.

Портал – крупный веб-ресурс, предназначенный для формирования некоторого Интернет-сообщества. Портал может объединять множество различных сервисов, предоставлять клиентам возможность покупки товаров, а партнерам – средства обмена информацией.

Корпоративное представительство – инструмент автоматизации деятельности компании. Может включать электронный магазин, систему заказов, коммуникационные сервисы, электронный обмен документами, переговоры в режиме онлайн и т. д.

Система управления предприятием – сайт, интегрированный в корпоративную информационную систему управления предприятием.

Классификация по принципам взаимодействия с аудиторией Информационные. К этой группе относятся онлайновые информационные агентства, сетевые издания: газеты, журналы, радио и сетевое телевидение. Это ресурсы, которые позиционируют себя как средства массовой информации.

Прикладные. Ресурсы, содержащие полезную информацию, предоставляющие возможности скачивания программного обеспечения, онлайновые библиотеки и т. п. К этой категории относятся поисковые системы и сайты для работы с электронной почтой, чья функциональность связана исключительно с Интернет.

Непосредственно-коммуникационные. Ресурсы, в наибольшей степени реализующие функцию общения: социальные сети, сообщества, форумы, доски объявлений, сайты знакомств и т. д.

Развлекательные. Сетевые радиостанции, сайты, предлагающие онлайновые игры, содержащие анекдоты, гороскопы, психологические тесты и прочую развлекательную информацию.

Коммерческие. Веб-ресурсы, предлагающие платные услуги. В первую очередь это интернет-магазины, а также сайты, оказывающие иные платные услуги.

Презентационные. Ресурсы, осуществляющие функцию представительства в Интернет. Это могут быть корпоративные сайты, рекламные («визитки» и промоушен-сайты). Сюда же можно отнести сайты традиционных СМИ, содержащие общие сведения об издании, а также отдельные материалы твердых копий изданий, сайты «поклонников» чего-либо и т. п.

В коммерческом секторе Интернет обычно выделяют следующие типы информационных ресурсов.

Корпоративный сайт – основной инструмент корпоративного брендинга. Информационные аспекты, обычно отражаемые на сайте: миссия компании, ее принципы, видение будущего, политика в отношении ведения бизнеса, персонала, партнеров и социальных институтов, а также специфические характеристики деятельности, сгруппированные в разделы.

Информационный отраслевой портал – отраслевой портал может использоваться в качестве отдельного информационного проекта, выпускаемого под эгидой многопрофильной компании. Зачастую его функцию выполняет центральная часть основного сайта. Информационная политика такого проекта нередко строится с некоторой отстраненностью от компании. Активно цитируются мнения независимых экспертов и информация из официальных источников.

Спонсорский проект – сайты, выполняющие функции поддержки положительных характеристик компании-спонсора. Традиционные объекты спонсорства: спорт, искусство и социально незащищенные группы населения. Демонстрируется прямая связь бренда с эмоциями, переживаниями сопричастной аудитории.

Brandland – это место отдыха и развлечений, не связанное напрямую с деятельностью компании. Задача такого проекта – точно передать многочисленные информационные и эмоциональные потоки, в том числе – подсознательные. Сайты такого типа содержат много фото- и видеоматериалов, возможностей для общения, игр, конкурсов, промо-материалов – всего, что может привлечь сопричастную группу покупателей.

Сайт коммерческого взаимодействия – это торговые площадки, Интернет-магазины, сайты взаимодействия с партнерами.

Классификация деловых ресурсов по степени доступности.

Публичные (public) (внешний сайт) – это сайты, открытые всем пользователям Интернет.

Внутрисетевые (intranet) – сайты, доступ к которым допускается только для ограниченного круга пользователей конкретной организации. В большинстве случаев функционируют в пределах частной сети организации, а не в Интернет.

Экстра-сетевые (extranet) – сайты, размещенные в Интернет, но доступные только ограниченной группе пользователей.

Основная разница между рассмотренными категориями сайтов заключается в охвате аудитории. Публичные веб-сайты совершенно открыты, в то время как intranet и extranet являются более привилегированными. Чем более закрытым является сайт, тем больше разработчик должен знать о его потенциальных пользователях.