Законодательная основа ГИС ЖКХ
Основой для создания и эксплуатации информационной системы жилищно-коммунального хозяйства являются Федеральный закон от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Жилищный кодекс Российской Федерации и ряд других федеральных законов. Но основу ГИС ЖКХ определяют все же два основных федеральных закона, это:
Федеральный закон от 21 июля 2014 года №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»;
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
А также ряд нормативных документов, разработанных различными ведомствами, участвующим в создании в создании ГИС ЖКХ, специальные совместные приказы Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в развитие отдельных положений статей этого закона. Но необходимо сразу же оговорится, что это только начало в нормотворческой деятельности – многие документы для развития информационной системы в дальнейшем будут наверное еще не раз пересматриваться и конкретизироваться в принимаемых в соответствии с этим законом иных нормативных правовых актах Российской Федерации. А также принятие ряда новых региональных законов, направленных на реализацию на территории субъекта РФ положения закона о ГИС ЖКХ.15
Основообразующий закон о ГИС ЖКХ от 21 июля 2014 года №209-ФЗ носит скорее рамочный вид, обозначающий основные требования к информационной системе, правовой режим информации, размещенной в системе, правила ее функционирования и состоит всего из 13 статей. И составлен достаточно своеобразно, так как имеет очень много перекрестных ссылок между статьями самого закона.
Сфера действия закона о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства определена в статье 1. В этой статье установлено, что данный закон «регулирует отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении и является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве».
Основные понятия, используемые в законе приведены в статье 2, где в частности и определено, что «государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее – система) – единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством».
В этой же статье даны и определения, указывающие, что поставщики информации – это «органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе». А пользователи информации – «органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, советы многоквартирных домов, использующие информацию, размещенную в системе». То есть система создается не только для нас, использующих коммунальные услуги физических лиц, но так же и для органов государственной власти, органов местного самоуправления для использования информации, размещенной в системе, для принятия управленческих решений.
Принципы создания, эксплуатации и модернизации системы определены в статье 4, где и устанавливаются основные положения:
1) открытость, прозрачность и общедоступность информации, содержащейся в системе, не дискриминационный доступ к такой информации и к системе, в том числе слабовидящих лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
2) однократность размещения в системе информации, аналогичной по содержанию, степени детализации и периодичности, в случае размещения такой информации в обязательном порядке в системе либо иной государственной информационной системе или муниципальной информационной системе с последующей организацией обмена такой информацией между информационными системами и системой;
3) многократность использования информации, размещенной в системе, участниками информационного взаимодействия;
4) использование инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
5) непрерывность и бесперебойность функционирования системы;
6) обязательность применения при размещении информации в системе справочников, классификаторов и реестров;
7) обязательность использования электронной подписи в соответствии с законодательством Российской Федерации при размещении информации в системе;
8) полнота, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе;
9) бесплатность размещения в системе информации, которая подлежит обязательному размещению в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также доступа к такой информации и подключения к системе;
10) использование единых форматов для информационного взаимодействия иных информационных систем с системой;
11) надежность программных и технических средств системы;
12) обеспечение национальной безопасности при создании, эксплуатации и модернизации системы.
Как видно одно перечисление основных принципов построения системы уже позволяет сделать несколько выводов, и первое, что хотелось бы подчеркнуть это – бесплатность доступа к такой информации и подключения к системе, так как ГИС ЖКХ является одной из составляющих портала государственных услуг. И второе, на что хотелось бы обратить внимание это обязательность использования электронной подписи26 при размещении информации в системе. Этим будет поддерживаться достоверность и актуальность информации, размещенной в системе.
Более детальные требования к самой системе установлены в статье 5, система должна обеспечивать возможность:
сбора, хранения, обработки и анализа информации;
доступа к информации, содержащейся в системе, предоставления такой информации в электронной форме;
взаимодействия иных информационных систем с системой посредством использования единых форматов;
получения и использования достоверной и актуальной информации;
осуществления контроля достоверности, полноты и своевременности размещения информации в системе;
взаимодействия оператора системы, поставщиков информации и пользователей информации;
модернизации системы.
Виды информации, размещаемой в системе определены в статье 6. Это перечень из 42 пунктов, сведения, составляющие основу ГИС ЖКХ. Если внимательно перечитать состав этой информации, то можно увидеть, что информация в ГИС ЖКХ должна объединить многие существующие в настоящее время разрозненные информационные системы. Например, что такое «8) информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан» это по сути данные Федеральной миграционной службы (ФМС России), осуществляющей регистрационный учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Более подробно об этой статье далее в главе «Размещение информации в системе»
Размещение информации в системе поставщиками информации осуществляется с использованием электронной подписи. Как определено в статье 2 «субъекты, размещающие информацию в системе (поставщики информации), – органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе». При этом именно поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе (ч. 3 ст. 8).
В срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия соответствующих решений поставщиками размещается информация, предусмотренная законом, как определено в одном из совместных приказов Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. А оператор системы обязан обеспечить автоматическое формирование и направление поставщику информации, которым размещена информация в системе посредством сети «Интернет» с использованием программно-технических средств системы, в срок, не превышающий 1 часа с момента размещения информации в системе, уведомления о размещении информации в системе, с приложением протокола размещения информации, содержащего сведения о дате, времени получения информации.
В законе конкретно установлено кто обязан размещать информацию в системе, то есть быть поставщиком информации – это органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели. Следовательно в систему заложены основы для регулярного обновления информации, так как в законе четко обозначены поставщики информации и для каждой категории этих поставщиков, помимо этого федерального закона, существует свои, «отраслевые» нормативные документы по раскрытию информации.
В статье 7 определены права и обязанности участников информационного взаимодействия. В развитие это статьи Министерство связи и массовых коммуникаций РФ и совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ разработали и утвердили следующие приказы:
Конец ознакомительного фрагмента.