Вы здесь

Информационная система жилищно-коммунального хозяйства. Введение (В. Г. Коряковцев, 2015)

© В. Г. Коряковцев, 2015


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

Введение

Количество интернет-пользователей в России достигло к 2014 году 68,7 млн. человек,1 а по данным Минкомсвязи, на конец 2014 года интернетом пользовалось 62% россиян, из которых 56 млн выходит в сеть каждый день. В основном это же конечно наиболее молодое поколение нашей страны, и тем не менее доля пользователей, которые выходят в глобальную паутину каждый день или несколько раз в неделю, превысила 80%. Города с наиболее развитым рынком интернет услуг это Москва, Самара, Казань, Петербург, Краснодар. В данные города доставляют товары в среднем 96% интернет-магазинов. В нашу жизнь все больше и больше проникает интернет, уже многие не ходят в отделения Сбербанка, а предпочитают пользоваться сервисом Сбербанк Онлайн, оплачиваю многие счета через мобильный банк со своего телефона или же через интернет с компьютера. По сообщениям РИА – Новости2 более миллиона клиентов Сбербанка подключили сервис Сбербанк Онлайн. Аналогичное дистанционное обслуживание через интернет имеют и многие другие банки в нашей стране, у кого то этот сервис более информативен, как например у ВТБ24, у кого то находится еще пока в стадии активного развития. Внедрение «Портала государственных услуг Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru) привело к тому, что многие жизненные ситуации, такие как, например, получение/обмен паспортов, водительских удостоверений, получение сведений из Пенсионного фонда РФ, всевозможных справок уже в большей части автоматизировано и не требует личного присутствия и нахождения в очередях во многих государственных и муниципальных органах. В этом же направлении развиваются и другие, например, ФНС России активно внедряет интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» который позволяет совершить многочисленные действия налогоплательщику. Уже сейчас во многих регионах нашей страны имеется возможность записаться на приме к врачу через интернет. В дальнейшем в это можно будет сделать через «Портал государственных услуг Российской Федерации». Необходимо также отметить и значительные работы по созданию в нашей стране системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации.3 В центрах оказывается более 150 государственных услуг, оформляется около 200 видов документов, в том числе, относящихся к сферам деятельности таких ведомств как Пенсионный фонд, ЗАГС, Жилинспекции, Соцзащиты, ЖКХ и многие другие. В настоящее время многофункциональные центры – «одно окно» для получения всех видов государственных и муниципальных услуг – продвигается под новой торговой маркой – «Мои документы».4 Но многофункциональные центры все же требуют так сказать физического присутствия для посещения этого центра, а вот получение тех же самых услуг через сеть интернет, не выходя из собственного дома, это конечно же совершенно другой уровень.

Но оказание услуг через сеть интернет, не возможно было без единой федеральной государственно информационной системы идентификации и аутентификации, включающей в себя регистры юридических и физических лиц, регистр должностных лиц органов и организаций.5 Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) предназначена для обеспечения доступа заявителей к электронным ресурсам и услугам, предоставляемых на всех государственных порталах без необходимости повторной регистрации на основе единых идентификационных параметров с использованием различных носителей: СНИЛС и пароль, электронная подпись, SIM-карта или смарт-карта.

С 2013 года вся информация о ходе подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов, прохождения антикоррупционной экспертизы, а также процедуры оценки регулирующего воздействия проходит на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (www.regulation.gov.ru). В настоящее время можно принимать участия в общественных обсуждениях большинства проектов нормативных правовых на едином портале. Таким образом, используя сеть интернет уже можно влиять на принятие тех или иных законодательных или нормативных актов.

Следующим шагом в информатизации нашего общества является внедрение автоматизированной системы управления жилищно – коммунальным комплексом нашей страны. Работы над такой системой уже давно ведутся в нашей стране. Еще в октябре 2011 года, работая председателем правительства, Путин В. В. своим поручением положил начало работе над законопроектом о государственной информационной системе жилищно коммунального хозяйства (в дальнейшем ГИС ЖКХ). Ответственными за ее создание были назначены Минрегион и Минкомсвязь. Проект Федерального закона Российской Федерации «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» был опубликован на Интернет-портале «Российской газеты» в 2012 году. И в этом варианте устанавливалось, что закон вступит в силу с 1 июня 2013 года. Но вокруг единой информационной системы развернулся спор федеральных и региональных депутатов, хозяйственных руководителей регионов. Одним из главных аргументов этих разногласий было то, что в бюджетах регионов нет денежных средств на создание такой системы. И поэтому разработка и внедрение информационной системы ЖКХ было сильно заторможено, достаточно отметить что сам закон рассматривался в Государственной думе более 2 лет. Но у этого закона были как противники так и сторонники. Так в пресс-релизе Минкомсвязь в частности было указано, что «информационные ресурсы в сфере ЖКХ разобщены, и в связи с этим отсутствует целостная и актуальная картина данной сферы (информация о стоимости жилищно-коммунальных услуг, о выполненных работах, о состоянии объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, взаиморасчетах населения, управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций). Решением вышеуказанных проблем должна стать единая централизованная информационная система ГИС ЖКХ, что обеспечит контроль населения, общественных организаций и органов власти за качеством и стоимостью оказания услуг. При этом важно сохранить действующие региональные системы ЖКХ путем их интеграции по единым стандартам с ГИС ЖКХ. Эта система должна стать частью единого портала госудасртвенных услуг, на котором уже прошло регистрацию более 4 миллионов человек, а к 2018 году пользователями портала государственных услуг должно стать более 100 миллионов человек». Но пока по результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в июле 2014 года лишь каждый пятый россиянин (19%) пользуется возможностью получать государственные услуги, не выходя из дома, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Противники же системы обращали внимание на то, что создаваемая ГИС ЖКХ будет формировать потоки «сырых» данных, и о возникающих при этом рисках мало кто задумывается.6 «Общество уже сегодня усложнено, и люди не понимают даже, как систематизировать знания по существующим злободневным вопросам. Отсутствии должной мотивации вводить первичные данные в систему и осуществлять такие действия на регулярной основе в соответствии с существующей ситуацией приведет к неэффективности данной системы, в качестве аргумента приводится и то, что на сегодняшний день властные структуры в регионах не смогли обеспечить соответствующие информационные потоки. А также высокая стоимость этого проекта на региональном уровне. Поэтому и находился этот законопроект в достаточно шатком состоянии достаточно длительное время.»

Но на заседании Госсовета по вопросам ЖКХ- «О мерах по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг» 31 мая 2013 года президент высказался достаточно однозначно – «важнейшей задачей государства остаётся обеспечение защиты прав граждан – включая повышение прозрачности счетов на оплату коммунальных услуг. Мы также обязаны поддержать граждан с низкими доходами. Надо создавать информационную систему, благодаря которой люди могли бы беспрепятственно вести мониторинг потребления коммунальных услуг и порядка начисления платы за них. Сегодня эти сведения так запутаны, что даже финансово образованному человеку невозможно в них разобраться. Люди понимают, что с ними происходит, только когда платить надо»7. Эти слова подтолкнули депутатов искать компромиссы и уже 4 июля закон был принят Государственной думой, а 9 июля был одобрен Советом Федерации и 21 июля 2014 года подписан президентом, то есть после двухлетнего забвения вопрос разрешился достаточно быстро. С принятием этого закона предполагается, что он позволит сделать прозрачными отношения среди всех участников рынка жилищно-коммунальных услуг через размещение в сети интернет многочисленной информации о ЖКХ. И это приведет к повышению эффективности управления, сокращению издержек и плановых потерь и устранить условия для воровства денежных средств. А интегрирование системы в Единый портал государственных услуг предоставит гражданам моментальный доступ к информации обо всех жилищно-коммунальных услугах и тарифах. Так пользователи смогут проверять корректность начислений и расчетов, вести контроль деятельности своей управляющей компании, быть в курсе расходов и доходов по дому, подавать жалобы в электронной форме.

В основу система ГИС ЖКХ положен принцип экономической мотивации. В частности в пункте 8 статьи 11 нового закона установлено, что с 1 января 2017 года в случае, если в системе не размещена информация о размере платы, подлежащей внесению потребителем за жилое помещение и коммунальные услуги, либо размещена информация, которая не соответствует платежному документу, представленному потребителю на бумажном носителе, платежный документ считается не представленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

ГИС ЖКХ – это единая информационная система, предназначенная для информационно-аналитического обеспечения управления жилищно-коммунальным хозяйством посредством автоматизации процессов сбора, обработки и хранения информации. Пилотная модель ГИС ЖКХ была разработана ОАО «Ростелеком» по поручению Правительства РФ. Функциональные требования к системе были сформулированы Министерством регионального развития РФ и отражены в положениях законопроекта «О государственной информационной системе ЖКХ». В рамках того проекта «Ростелеком» создал прикладное программное обеспечение модели ГИС ЖКХ, предоставил необходимую инфотелекоммуникационную инфраструктуру и в конце 2012 завершил пилотное внедрение системы, переведя ее в опытную эксплуатацию. Первыми пилотными регионами, в которых ведется опытная эксплуатация модели ГИС ЖКХ, стали: Пензенская, Курская, Белгородская, Тульская области и Удмуртская республика.8 Сервис ГИС ЖКХ работают на базе собственной платформы распределённой обработки данных ОАО «Ростелеком» – «О7». Национальная облачная платформа О7 – это комплекс интегрированных информационных систем, предназначенный для предоставления органам исполнительной власти различного уровня, органам местного самоуправления, коммерческим организациям и физическим лицам услуг по модели облачных вычислений.9 Более подробно с платформой можно ознакомиться на – http://www.o7.com. Видеопрезентация национальной облачной платформы www.o7.com приведена на http://www.youtube.com/watch?v=YaWZVEdRUjk#t=152

Но разработки ОАО «Ростелекома» велись до принятия федерального закона о государственной информационной системе жилищно коммунального хозяйства, то есть немного опережали создаваемую законодательную базу. Да и само Министерство регионального развития в сентябре 2014 года перестало существовать. И тем не менее ОАО «Ростелеком» совместно с ЦЭФ Интер РАО ЕЭС разработал свой вариант региональной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством (РСУ ЖКХ). В отличие от других информационных продуктов РСУ ЖКХ создает условия для организации единого информационного пространства системы ЖХК, а также позволяет построить единую базу данных в масштабах региона и автоматизировать взаимодействие участников сферы ЖКХ – граждан, чиновников, бизнеса. Система состоит из функциональных блоков, каждый из которых обеспечивает информационный обмен с конкретным участком сферы ЖКХ. Он использует инструменты ввода, хранения, анализа информации, разграничения доступа к ней, автоматического формирования отчетности, а также подсистему поддержки принятия решений. Внедрение РСУ ЖКХ в субъекте РФ позволяет выстроить слаженный механизм, упрощающий исполнение законодательства в сфере ЖКХ и сокращающий затраты на его контроль. Благодаря реализованной интеграции РСУ ЖКХ с ЕСИА граждане смогут использовать учетную запись и на едином портале госуслуг при регистрации и авторизации в РСУ ЖКХ. С помощью интеграции с ИС ГУЦ (система головного удостоверяющего центра) в системе реализована возможность выполнения юридически-значимых действий с применением ЭЦП. Продукт может быть размещен на любом хостинге по желанию покупателя, в том числе и на Национальной облачной платформе «Ростелекома». Использование облачных технологий по модели SaaS позволит заказчику получить существенный экономический эффект при внедрении системы управления благодаря отсутствию затрат на приобретение, установку, обновление и поддержание работоспособности дорогостоящего оборудования, сокращению затрат на внедрение новых систем – в 30 раз, сокращение сроков внедрения новых систем – в 5 раз. В настоящий момент «Ростелеком» уже реализовал три пилотных проекта по внедрению РСУ ЖКХ для Липецкой, Владимирской и Московских областях. Основные цели, которые были достигнуты в ходе реализации пилотных проектов: отработка автоматизации бизнес-процессов на основе реальных повседневных задач заказчика, оптимизация функционала и пользовательского интерфейса, знакомство пользователей с функционалом и инструментарием системы. Эта информация приведена на официальном сайте ОАО «Ростелеком».10 Интересно что в отдельных регионах в рамках презентации демонстрируется и работа автоматизированной системы коммерческого учета, регулирования и диспетчеризации энергопотребления АСКУРДЭ «НИИ ИТ – ЭСКО», где все участники мероприятия на примере конкретного дома смогли увидеть, как идет фактический учет энергоресурсов, также автоматизированная информационная система АИС «Энерго» c практикой ведения энергоучета. То есть разработка ОАО «Ростелеком» жива и даже внедряется в некоторых регионах.11

Но принятом в 2014 году окончательном варианте закона о ГИС ЖКХ оператором системы устанавливается организация федеральной почтовой связи общего пользования – Почта России. В настоящее время это пока еще Федеральное государственное унитарное предприятие, но которое в дальнейшем вероятно будет акционировано, с передачей контрольного пакета государству. Необходимо уточнить, что ФГУП «Почта России» создано распоряжением Правительства от 5 сентября 2002 года. 13 февраля 2003 года проведена государственная регистрация предприятия, принят Устав. На базе разрозненных управлений почтовой связи создана сеть филиалов ФГУП «Почта России», и как утверждают сами почтовики «внедрена принципиально новая система управления региональными структурами почтовой связи на основе единых учетных принципов бухгалтерского, налогового и управленческого учетов». Сегодня Почта России включает в себя 87 филиалов, около 42 000 объектов почтовой связи, оказывающих услуги почтовой связи на всей территории Российской Федерации, включая все города и сельские населенные пункты. Один из самых больших трудовых коллективов почтовых работников – около 348 626 сотрудников. Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1,6 млрд. писем, 54 млн. посылок и 75,4 млн. ед. денежных переводов.

В настоящий момент доля Российская Федерация в лице Росимущества в уставном капитале ОАО «Ростелеком» составляет 43,07%, а также нужно принимать во внимание то, что запланировано прекращение участия Российской Федерации в уставном капитале ОАО «Ростелеком», то есть эта организация в дальнейшем будет коммерческой, и это по видимому и было одними из веских доводов того, что оператором системы стала организация федеральной почтовой связи общего пользования Почта России. Но уже совсем неожиданным для многих стало опубликованное Минкомсвязь в сообщении «о заседании рабочей группы по созданию государственной информационной системы где выяснилось, что разработчиком ГИС ЖКХ на подряде у «Почты России» является системный интегратор «Ланит» без проведения соответствующего конкурса.12

Для более детального ознакомления с этой разработкой можно ознакомится и скачать презентацию 1 этапа, представленную на сайте Минкомсвязь. 13На 1-й этапе создания системы ГИС ЖКХ это совместный проект Минкомсвязи России (http://minsvyaz.ru), Минстроя России (http://www.minstroyrf.ru) и ФГУП «Почта России» (http://www.russianpost.ru).




Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает поэтапное внедрение ГИС ЖКХ, которое должно завершиться в полном объеме к 1 января 2017 г. При этом в законе заложена одна очень важная норма: если организаторы проекта (Минкомсвязь, Минстрой и «Почта России») подписывают с тем или иным регионом договор о пилотировании системы, то для субъекта все нормы закона вступят в силу по истечение четырех месяцев с этого момента. В течение ближайших 2,5 лет все регионы вначале станут пилотами. А уже через четыре месяца должны начать функционировать в полном объеме. Первоначально опытное внедрение начнется в 3—5 субъектах.

По утверждению разработчиков – основная цель создания ГИС ЖКХ заключается в том, чтобы заменить многочисленные сайты с разрозненной информацией по жилищному и коммунальному хозяйству на единую информационную систему, интегрированную с порталом госуслуг. ГИС ЖКХ позволит гражданам России получать достоверную информацию об услугах, тарифах и начислениях, а органам власти принимать взвешенные управленческие решения. С использованием системы граждане смогут проверять корректность расчетов, вести мониторинг деятельности своей управляющей компании, получать актуальную информацию о расходах и доходах по дому, направлять жалобы в контролирующие органы. Если в ГИС ЖКХ управляющие компании или ресурсоснабжающие организации не опубликуют информацию о начислениях, у потребителя появится право не оплачивать их услуги до размещения в системе полной информации. Таким образом, ГИС ЖКХ повысит прозрачность отрасли и будет способствовать созданию здоровой конкурентной среды, улучшению качества оказываемых услуг и защите интересов граждан.

ГИС ЖКХ должна объединить всех участников рынка ЖКХ – управляющие и ресурсоснабжающие компании, федеральные органы и местные администрации, а также непосредственно жильцов – с тем, чтобы сделать жилищно-коммунальное хозяйство прозрачнее.

Первыми пилотными регионами, в которых будет запущена опытная версия системы ГИС ЖКХ, это субъекты РФ которые подпишут трехстороннее соглашение. В декабре 2014 года опытная эксплуатация ГИС ЖКХ началась в Ивановской области, и Тульской области.

В феврале 2015 года Минкосвязи России сообщило о старте работы опытной версии всероссийского сайта ГИС ЖКХ. И появились первые документы, определяющие регламент использования системы и инструкции по работе с системой,14 в частности инструкция регистрация юридических лиц (организаций), уполномоченных сотрудников организации и индивидуальных предпринимателей в единой системе идентификации и аутентификации и государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. И «Руководство пользователя на 2 этапе», где очень детально на 500 страницах описано назначение и условия применения ГИС ЖКХ, с большим количеством рисунков, поясняющих принцип работы с системой и рекомендации по освоению ГИС ЖКХ.