Вы здесь

Информационная революция. Путь к корпоративному разуму. Вступительное слово (Аллан Расселл, 2006)

Вступительное слово

Есть масса книг о лидерстве, огромное количество книг по ИТ и очень немного книг о лидерстве в ИТ. Это одна из них.

Написаны горы книг о «работе», груды скучнейших книг об управлении информацией и очень немного книг о том, как заставить управление информацией работать. Это одна из них.

В библиотеке высшего руководителя предприятия самые редкие книги – те, в которых описывается, как использовать стратегию управления информацией для достижения устойчивого роста. Это одна из них. Она поможет вам внедрить схемы и методы обеспечения лидерства, необходимые для того, чтобы заставить управление информацией работать, причем работать на стратегию вашего предприятия.

Заставить работать управление информацией – задача не для клерка (как многие считали ранее); это жизненно важно, чтобы остаться в бизнесе. Новейшее исследование, проводимое профессором Томасом Дэвенпортом в Бэбсонском колледже, показывает, что во все большем числе случаев управление информацией не сводится лишь к «правильному пониманию цифр», а лежит в самом центре стратегии и конкурентного преимущества. Это очень своевременное издание заполняет огромную пустоту в литературе по управлению. Оно выведет вас на передний край оптимальных методов в важнейшей для наших дней дисциплине управления информационными активами.

Самые что ни на есть визуальные средства массовой информации способны убедить зрителей в том, что серьезные перемены в мире представлены в многоцветных и быстро сменяющих друг друга картинах войн, маршей, беспорядков и фотосессий, транслируемых на их телеэкраны. В действительности исследователи социальных процессов давно уже поняли, что глубокие, фундаментальные и длительные изменения всегда обусловлены идеями и ментальными моделями. Это в первую очередь книга об идеях и ментальных моделях. В ней выдвигается – в доступной и привлекательной форме – именно такая ментальная модель, схема управления, которая изменит ваш собственный мир и, делая это, даcт вам необходимые средства для изменения всего нашего мира.

Когда я закрыл эту книгу, мне вспомнились другие, фундаментальным образом изменившие взгляд людей на мир. Кто может забыть «Здравый смысл» (Common Sense) Томаса Пейна, написанный в разгар холодной, безрадостной зимы и вновь мобилизовавший радикальные чувства на заре американской революции; «Хижину дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу, возбудившую отвращение к рабству у северян перед Гражданской войной; и «Безмолвную весну» (Silent Spring) Рейчел Карсон, привлекшую в 1962 г. внимание к опасности пестицидов и способствовавшую подготовке почвы для движения по охране окружающей среды? Перед вами – очень серьезный образец литературы о социальных изменениях.

Но не надо пугаться – это жестоко практическая книга.

Мир переменился

В качестве футуролога, специализирующегося на влиянии изменений в технологиях на людей и человеческие установления, мне приходится довольно много путешествовать. Я провожу в дороге около 250 дней в году и встречаюсь с множеством людей. Как правило, примерно за шесть недель я раздаю около тысячи визитных карточек.

Встречаясь со всеми этими людьми в разных местах, ситуациях и ролях, я спрашиваю их всех об одном и том же – что они видят и испытывают. Что, по их впечатлению, происходит? Большинство из тех, кого я встречаю, придерживаются мнения, что схема, которой они в настоящее время пользуются для анализа ценности, созданной информацией и информационными технологиями, не имеет связи с окружающей их действительностью. Существующая ментальная модель плохо объясняет происходящее.

Вырисовывается картина мира, очень не похожего на тот, для работы в котором многих из нас воспитывали и учили. Спутанность сознания равносильна потерянной ценности. Исследование, проводимое с сотнями практиков в области информационных технологий (ИТ) при участии Академии ИТ-лидерства, показывает, что нынешние ментальные модели, жужжащие в головах многих ключевых руководителей бизнеса, не способствуют созданию максимальной ценности. Это очень яркие руководители, которые остро нуждаются в модернизации программ, заложенных в их сознание, – им необходим более совершенный способ смотреть на тот насыщенный информацией мир, в котором мы сейчас работаем, и понимать его, а затем действовать в нем и воздействовать на него.

Мои коллеги из Школы бизнеса Хааса при Калифорнийском университете в Беркли, Школы менеджмента Андерсона при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе были удивлены, узнав, что лишь в 40 % опрошенных компаний имеются исходные одностраничные иллюстративные материалы – схемы, показывающие, где было предприятие, где находится в настоящий момент и куда движется. Эта книга обеспечит вас показаниями глобальной системы позиционирования о месте вашей организации в информационной экономике.

Пять уровней модели эволюции информации – операционный, консолидационный, интеграционный, оптимизационный и инновационный – это бесценный план развития, понятный и нацеленный на действие.

Что люди говорят о нынешнем времени

Поле для глобальной экономики выровнено, а вы, американцы, не готовы играть.

Генеральный директор
крупной аутсорсинговой фирмы

Именно сейчас мы приближаемся к первоисточнику всех перемен… Это будет посерьезнее Гутенберга…

Обозреватель газеты New York Times

Извините, что я говорю вам это, но все, что называли революцией в области ИТ в течение этих последних двадцати лет… было просто упражнением для разминки… выковыванием, затачиванием и раздачей инструментов для совместной работы. Мы находимся в конце начала. То, что вы сейчас увидите, и будет НАСТОЯЩЕЙ ИТ-революцией!

Генеральный директор крупной компании,
работающей в области высоких технологий

Ваш мир синхронизован.

Надпись на грузовиках службы доставки UPS

Происходит нечто фундаментально значимое, что в ближайшие пять – пятнадцать лет окажет глубокое влияние на жизнь каждого человека и каждого предприятия.

Генеральный директор
крупной телекоммуникационной компании

Мы вступаем в область неизведанного и не знаем, как это все будет развиваться.

Генеральный директор
крупной сервисной компании

В результате изменений в технологиях, общественном поведении и законодательстве цена неадекватной тактики и устаревшей стратегии управления информацией стала столь высокой, что ошибка способна положить конец карьере руководителя.

Информация, которой необходимо управлять, меняется

Первое, что бросается в глаза даже случайному наблюдателю при столкновении с современными реалиями, – это объемы информации, которыми необходимо управлять. Одна из самых интересных научных разработок темы «Сколько новой информации создается ежегодно» ведется под талантливым руководством Хэла Вариана в Школе информационных систем и управления информацией при Калифорнийском университете в Беркли (см. www.sims.berkeley.edu/research/projects/how-much-info/).

Взяв 2002 г. за точку отсчета, Вариан и его группа получили следующую оценку: годовой прирост «новой информации на печатных, пленочных, магнитных и оптических носителях данных составляет около 5 эксабайт». Для тех, кто не знает, что такое эксабайт:

Если оцифровать девятнадцать миллионов книг и других печатных материалов, хранящихся в Библиотеке Конгресса, получится около десяти терабайт информации; пять эксабайт соответствуют объему информации, который содержался бы в полумиллионе новых библиотек того же размера, что и собрание печатных материалов Библиотеки Конгресса[1].

При этом скорость, с которой создается информация, растет!

Вместе с тем вся эта новая информация постоянно перемещается. Ежедневно в мире отправляется 35 млрд электронных писем (что порождает около 400 тыс. Тбайт новой информации в год). Мгновенный обмен сообщениями порождает 5 млрд сообщений (750 Гбайт) в день и 274 терабайта в год[2] (хотя это сравнительно новый отпрыск информационного семейства и во многих компаниях его применение при управлении документами и базами данных не допускается корпоративными правилами пользования). Еще один важный фактор обмена информацией – практика перемещения работы (и всей необходимой для ее выполнения информации) к работникам, а не работников – в некоторую центральную точку. Уже 20 % (около 25 млн) человек в США работают дистанционно, на дому, и, как ожидается, их численность достигнет 40 млн к концу 2008 г. Эта тенденция будет усиливаться за счет конвергенции голосовой, текстовой и двоичной информации в мобильных устройствах – лэптопах, карманных персональных компьютерах и сотовых телефонах, – программное обеспечение которых поддерживает совместную бесшовную работу без каких-либо усилий со стороны пользователя.

И дело не только в том, что гигантские объемы информации передаются огромному числу людей посредством поражающего воображение множества разнообразных устройств. Действительно преобразующие изменения происходят в том, что люди делают с получаемой информацией. Времена, когда мы что-то открывали, читали и сохраняли, остались далеко позади.

Экономика участия

Джонатан Шварц, президент Microsystems, проводит много времени, размышляя над тем, что он называет экономикой участия: «Мы вступаем в эпоху, когда люди не просто получают информацию, а участвуют в ее создании»[3].

Том Фридман в своем новом бестселлере «Плоский мир» в качестве примера того, как происходит управление информацией, являющееся составной частью трех вводимых им стадий глобализации, рассматривает простой акт покупки билета на самолет[4]. На стадии 1.0 глобализации агент по продаже билетов, получающий плату от авиакомпании, выдавал нам билет. Эта операция требовала одновременного присутствия агента и пассажира в одном и том же месте. На стадии 2.0 билет нам выдавал автомат или киоск для продажи билетов. Для этого пассажир и автомат тоже должны были одновременно находиться в одном и том же месте. На стадии 3.0 пассажир сам распечатывает себе билет там и тогда, где и когда ему удобно.

Управление информацией не только физически влияет на обработку транзакций, производимую в организации. Сегодня управление информацией, допускающее совместную деятельность за пределами предприятий, является также важнейшим отличительным признаком при проектировании продуктов[5].

В электронном магазине Nike.com продается около 200 различных фасонов мужских и женских кроссовок. Неинформированные люди могут подумать, что этого хватит. Ошибаетесь, этого недостаточно. И возможности купить любую из этих двух сотен моделей кроссовок через Интернет тоже мало. На сайте www.NikeID.com вам предложат разработать свою собственную модель кроссовок в единственном экземпляре, используя десятки цветов и материалов. Вы можете выбрать цвет логотипа Nike, и при желании вам вышьют ваши инициалы на заднике обуви. Вы сможете начертить почти все, что только в состоянии себе вообразить, выбирая варианты до тех пор, пока результат вас полностью не устроит, и приблизительно через три недели курьер доставит обувь, изготовленную на заказ, прямо к вашему порогу. Они будут дороже своих стандартных собратьев всего на 10 долл. или чуть больше.

Готовы ли вы к «длиннохвостым» стратегиям?

Снижение стоимости технологий в сочетании с усложнением средств управления информационными активами открыло целую новую область возможного извлечения прибылей – «длинный хвост».

Термин «длинный хвост», введенный в обиход в конце 2004 г. главным редактором журнала Wired Крисом Андерсоном в одноименной статье (The Long Tail), связан со стратегической идеей о том, что у множества малых единиц агрегированная ценность выше, нежели у небольшого числа более крупных. Термин «длинный хвост» относится к технологиям и предприятиям, сдвигающим потребителей от верхушки, или «головы», кривой, где на массовом рынке продаются в больших количествах несколько самых ходовых и популярных продуктов, к ее «хвосту», где миллионы разных продуктов могут продаваться на миллионах нишевых рынков, каждый из которых обслуживает небольшое число потребителей.

Медийный бизнес особенно склонен к существованию «в хвосте». Как заметил Андерсон, «мы настолько погрязли в представлении о важности хитов, что уверены: если что-то не является хитом, на нем невозможно сделать деньги». В «длинном хвосте» мало востребованные продукты тоже способны приносить доход. И при низкой себестоимости реализации «у хита и у промаха одна и та же экономическая основа: тот и другой – лишь записи в базе данных, вызываемые по требованию, и оба в равной степени заслуживают доставки».

Поскольку процессорная мощность удваивается каждые полтора года, емкость памяти – каждый год, а пропускная способность каналов связи – каждые девять месяцев, совокупное влияние этих факторов лет через пятнадцать приведет нас к тому, что чуть ли не к каждой молекуле на нашей планете можно будет обратиться по IP-адресу. А вы думали, что у вас сегодня проблемы с управлением информацией? Забудьте об этом!

Уже в сегодняшней неусовершенствованной среде благодаря снижению стоимости вычислений, памяти и связи становятся возможными все представляющие интерес виды использования управления информацией. Например, некоторые юристы в Сан-Хосе выступают за использование чувствительных к алкоголю браслетов, надеваемых на лодыжку. Подобные приборы для надежного постоянного удаленного алкогольного мониторинга (Secure Continuous Remote Alcohol Monitor – SCRAM) позволяют алкоголикам, находящимся на излечении, пребывать дома, а не в изоляторе временного содержания. Браслет каждый час проверяет через кожу содержание алкоголя и по беспроводной связи посылает отчет в полицейское управление. Существующая версия устройства не бьет человека током, если тот пьет.

Нас ожидает будущее, насыщенное информацией и новаторскими приложениями управления информацией. С их появлением в диалоговом режиме понадобится управление информацией по четырем важнейшим измерениям – «человеческий капитал», «процесс получения знаний», «культура» и «инфраструктура». Цель настоящей книги – помочь вам подготовиться к этому будущему.

Информацией нужно управлять

Технология, вступающая сейчас на рынок, обладает поразительной мощью. Результаты неправильного использования этой мощи отчасти пугают.

Всем нам знакомы сообщения в средствах массовой информации о лентах с резервными копиями, потерянных различными компаниями – поставщиками товаров и услуг, о номерах социального страхования, проданных преступникам, о хакерах, дистанционно вторгающихся в чужие сети.

Несомненно, некоторым читателям известно также, что плееры iPod представляют собой отличный инструмент для кражи данных. Общее число этих устройств, находящихся в обращении, превышает 30 млн, а объем памяти некоторых моделей достигает 30 Гбайт. Способ кражи эксперт по безопасности Эйб Ашер метко окрестил «засасыванием в плеер». Представьте, что в офис после конца рабочего дня под видом сторожа нелегально проникает посетитель, имеющий при себе iPod (или другое портативное устройство с большой памятью). Вор идет от компьютера к компьютеру и с каждого «засасывает» все файлы Microsoft Office. В течение часа он обрабатывает примерно полтора десятка рабочих станций и заполучает порядка 20 000 файлов, потом возвращается домой, выгружает файлы из iPod в свой ПК и с помощью удобной программы поиска информации на уровне всего компьютера быстро находит искомую конфиденциальную информацию.

При управлении информацией ущерб можно причинить и без всякого злого умысла. Так, администрация одного из очень уважаемых университетов Среднего Запада признала недавно, что неправильно отослала по электронной почте список из 119 студентов, не сдавших в прошлом семестре ни одного зачета[6]. Как объяснил официальный представитель университета, «это была совершенно случайная, непреднамеренная ошибка».

Многие организации еще не готовы к этому насыщенному информацией будущему. В некоторых компаниях делаются попытки изменить поведение сотрудников, учредив, к примеру, «пятницы без электронной почты», чтобы оторвать работников, постоянно находящихся на связи, от их компьютеров и посмотреть, не окажется ли обсуждение проблем лицом к лицу более плодотворным.

Одна из величайших радостей в моей жизни – работа в Школе бизнеса Хааса вместе с Раши Глейзером, содиректором Центра по маркетингу и технологиям, а также временно исполняющим обязанности директора Центра повышения квалификации руководителей. Раши – один из тех, кто родился с «деловым геном», он действительно понимает, как функционирует бизнес. Он также один из лучших ораторов, выступающих на темы бизнеса и подчиняющих себе аудиторию, каких я когда-либо имел честь слышать.

Каждую свою лекцию Раши начинает с объяснения того, что каждый раз, размышляя о стратегии, необходимо подумать и о конкуренции. За кого вы боретесь? За клиентов. С кем? С теми, кому нужны те же клиенты, что и вам. Вы ответили на этот вопрос? Вы знаете, кто ваши клиенты?

Суть любой маркетинговой стратегии заключена в ценностном предложении, объясняющем, какие выгоды получат клиенты, купив ваш продукт или услугу. И здесь очень важно не спутать характеристики товара, который мы производим, с выгодами – а это то, что покупает клиент.

Фундаментальное уравнение бизнеса таково:

Ценность = Выгоды – Цена.

Чтобы добиться положительного значения ценности, у руководителей есть две, и только две возможные стратегии:

1) снижать цену;

2) увеличивать выгоды.

Методологии компетентного управления информационными активами, изложенные на следующих страницах книги, отлично обслуживают обе эти стратегии и способствуют их блестящей реализации.

Желаю вам прочесть книгу с удовольствием и добиться наивысшего успеха в деле выковывания собственной стратегии управления информацией будущего.

Торнтон Мэй,
исполнительный директор и декан
Академии ИТ-лидерства