Вы здесь

Инфляционные процессы в Российской Федерации. Глава 1. СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ (С. Г. Асфатуллин, 1996)

Глава 1. СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ

Несколько классических определений:

– «Термин «инфляция» (от лат. inflatio) буквально означает «вздутие».[6]

– «Инфляция – это повышение общего уровня цен».[7]

– «Инфляция – нарушение закона денежного обращения, вызываемое диспропорциями в процессе общественного воспроизводства и экономической политикой и проявляющееся в избытке денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями в них оборота, в обесценении денег».[8]

– «Инфляция представляет собой денежное явление. Более конкретно – обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше чем нужно… По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обращение товаров и услуг, платежные операции и т. п. Зародившись на денежном рынке, вирусы инфляции затем проникают дальше, поражая другие части экономического организма».[9]

– «Инфляция (от лат. inflatio – вздутие), присущее капиталистической экономике обесценение денег, проявляющееся прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, ведет к перераспределению национального дохода и национального богатства в пользу господствующих классов, в ущерб трудящихся».[10]

– «Инфляция – это обесценение денег, снижение их покупательной способности».[11]

– «Инфляция – это не увеличение размеров предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. Изменяются цены не только товаров, но и измерителей ценности, т. е. денег».[12]

– «Инфляция – это многофакторное явление».[13]

В теоретической трактовке проблем и факторов инфляции, а также мер борьбы с ней на Западе существует плюрализм мнений. К настоящему времени можно выделить несколько основных теоретических трактовок инфляции – кейнсиановскую, монетаристскую, подходы теоретиков «экономики предложения» и структурной инфляции.

На базе этих теорий на Западе были сформулированы 2 основных варианта антиинфляционной стабилизационной программы – ортодоксальная и гетеродоксная (с возможностью существования и смешанных программ).

Ортодоксальная программа носит чисто монетаристский характер. Примером может служить известная программа Международного валютного фонда (МВФ), принятая в РФ как основа перехода к рыночной экономике.

Гетеродоксная программа включает более активное регулирующее воздействие государства, в том числе временное замораживание роста цен и заработной платы («политика доходов»); налоговое стимулирование предпринимательства, а также сбережений населения, включая и его богатейшие слои; поддержку жизненно важных отраслей и производств; регулирование внешней торговли и валютных операций. То есть эта программа предусматривает меры, рекомендуемые теоретическими школами немонетаристского характера, прежде всего кейн-сианством, представителями теорий «структурной инфляции» и «экономики предложений».

В РФ идет бурное становление антиинфляционной теории. И это вполне оправданно и долгожданно. Ведь особенности возникновения и протекания инфляции в России настолько велики, что ни одна западная теория в чистом виде не подходит для ее практического воплощения.

Большой вклад вносят профессора В. Н. Шенаев, И. А. Акодис, М. С. Дутова, А. Г. Куликов, М. С. Атлас, доктора экономических наук С. М. Никитин, Э. П. Пивоварова, В. Е. Маневич, В. А. Перламутров, В. И. Кошкин, Я. Н. Керемецкий, А. В. Аникин, С. И. Симановский, Р. Р. Гумеров, С. А. Бойко, А. Н. Швецов, Л. Резников, В. А. Сафронов, кандидаты экономических наук К. С. Глазова, М. П. Степанова, А. С. Федюнин, профессор Л. М. Максимова, профессор Л. Н. Красавина, профессор И. С. Королев, доктора экономических наук Д. В. Смыслов, В. В. Куликов, В. Н. Лексин, В. М. Соколинский, профессор А. Я. Лившиц, академик Н. Я. Петраков, и многие, многие другие, включая руководство Центрального банка Российской Федерации.

Необходимо отметить и законодателей, заложивших своей 2‑й частью Гражданского кодекса прочный фундамент под цивилизованную рыночную структуру РФ с 1 марта 1996 года.

Одна беда: отпустили цены и бросили нас в дикий рынок ведь еще в 1992 году.

1.1. Виды инфляции

Современная инфляция испытывает воздействие многих факторов.

К первой группе относятся факторы, вызывающие превышение денежного спроса над предложением, в результате чего происходит нарушение требований закона денежного обращения.

Вторая группа объединяет факторы, которые ведут к первоначальному росту издержек и цен товаров, поддерживаемому последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. В жизни обе группы факторов тесно переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая рост цен на товары и услуги.

В зависимости от преобладания факторов той или иной группы различают 2 типа инфляции:

– инфляцию спроса,

– инфляцию издержек.


Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:

1. Милитаризация экономики и рост военных расходов.

Специфика СССР, а потом и РФ, усугубившая положение – это то, что из-за лишней засекреченности военная техника мало приспособлена для использования в гражданских отраслях, а научно-технические достижения в военной сфере практически вообще не передавались гражданскому производству, в результате чего денежный эквивалент военных разработок и техники пропадал из дальнейшего денежного обращения. А это огромные суммы каждый год на протяжении десятилетий.

2. Дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга. Во времена СССР тихой сапой рос внутренний долг, а теперь добавился еще и дефицит госбюджета, да еще и в галопирующем режиме.

3. Кредитная экспансия банков, в первую очередь кредиты ЦБ правительству РФ (на 1.06.94 г. – 27655 млрд. руб., т. е. 38,9 % его сводного баланса).

Сейчас дефицит покрывается за счет государственных ценных бумаг, в первую очередь ГКО. Не окажется ли это пирамидой МММ в стократном размере? Коммерческие же банки, обжегшись на молоке торговли, теперь вообще мало кому дают, а особенно производству.

4. Импортируемая инфляция. Это эмиссия рублей сверх потребностей товарооборота для покупки иностранной валюты («долларизация» и т. д.)

5. Чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность.

В книге двух профессоров экономики США «Экономикс» Кэмп-белла Р. Макконнелла и Стенли Л. Брю очень ярко на многих страницах с множеством диаграмм, ссылок на теории Запада расписывается как: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товара»[14] – то есть инфляцию спроса. Потом на многих страницах объясняется как мужественно они с этим борются. Эх, господа, нам бы Ваши проблемы…

Инфляция издержек.

Зато инфляция, вызванная ростом издержек производства или уменьшением совокупного предложения, объясняется всего двумя абзацами. Издержки на единицу продукции – это средние издержки при данном объеме производства, т. е.:




И далее: «Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики, что в свою очередь повышает уровень цен. Инфляция, вызванная нарушением механизма предложения, а это для России очень актуально с 1992 года, описывается всего 15 строчками с одним примером повышения цен на импортируемую нефть. А затем делается весьма неожиданный вывод: «…инфляция, обусловленная ростом издержек, автоматически сама себя ограничивает, то есть либо постепенно исчезает, либо самоизлечивается. Это объясняется тем, что из-за уменьшения предложения реальный объем национального продукта и занятости сокращается, и это ограничивает дальнейшее увеличение издержек.“[15] А затраты по безработице, а создание новых рабочих мест, переучивание? Или сокращенные люди моментально вымирают? А огромная часть условно постоянных расходов государства?

Что-то тут явно не то, во всяком случае в отношении РФ.

Заглянем в отечественный учебник[16]: «Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов на процессы ценообразования:

1). Лидерство в ценах. Оно наблюдалось с середины 60‑х годов до 1973 года (пример западных компаний).

2). Снижение роста производительности труда и падение производства. Такое явление происходило во второй половине 70‑х годов (пример США).

3). Возросшее значение сферы услуг (60‑е – 70‑е годы).

4). Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции».

«Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда». (Наши профсоюзы об этом еще даже не мечтают, платили бы своевременно заработанный минимум). Явно, песня не из нашей оперы.

5). Энергетический кризис. Он вызвал в 70‑х годах огромное вздорожание нефти и других энергоресурсов.

Все это слишком академично, сухо и не про нас.

Заглянем в другой учебник.[17] И здесь, в главе «Причины инфляции в развивающихся странах» находим уже факторы, более подходящие к нам:

1) структурные диспропорции в общественном воспроизводстве, обусловленные отсталым и зависимым типом экономического развития большинства освободившихся стран;

2) милитаризация экономики, навязываемая империализмом;

3) экономическая политика, сопровождаемая увеличением бюджетного дефицита, налогов, государственного долга и цен;

4) активное использование эмиссии денег для покрытия дефицита государственного бюджета;

5) значительное влияние внешних факторов:

– импортируемой инфляции – через механизм высоких цен на товары, ввозимые из развитых капиталистических стран;

– кризиса мировой валютной системы;

– девальвации ведущих капиталистических валют, удорожающей экспорт из развивающихся стран, и ревальвации – их импорт.

6) огромная внешняя задолженность освободившихся стран, стимулирующая инфляцию в связи с растущей выплатой процентов и погашением долга, что сужает возможности накопления и поощряет дефицитное финансирование.

У А. Я. Лившица в курсе лекций «Введение в рыночную экономику» 1991 г. инфляция затрат (cost – push inflation) тоже в основном сводится к спирали «зарплата-цены». Но зато есть очень важный и актуальный вывод: «Задача государства – не допустить неконтролируемого, скачкообразного ускорения инфляции издержек, способного разрушить экономику, и одновременно свести к минимуму потери потребителя».[18]

Гораздо более полно инфляция издержек описана у А. С. Булатова в книге «Экономика». В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки.

Возможны 2 исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т. п.).

Смотри рис. 1.1.


Рис. 1.1. Инфляция издержек


Совокупный спрос на рынке не стал избыточным, но предложение товаров уменьшается в силу роста издержек производства. В свою очередь, это ведет к повышению цен, затем к новому витку инфляции.

В данном случае не спрос, а издержки (сокращение и выпуска, и предложения) служат толчком к инфляции. В реальной действительности разделить 2 вида инфляции весьма сложно. Но важно иметь в виду, какой вид инфляции является генератором инфляционного роста цен. В России в результате проведения мероприятий по либерализации цен спрос населения на потребительские товары уменьшился; важную роль стала играть инфляция издержек (возросли цены на сырье, топливо, комплектующие). Но инфляционный спрос продолжает поддерживаться в результате роста доходов отдельных групп населения, не всегда последовательной финансовой политики.[19]

В зависимости от того, какие именно формы принимает инфляционное неравновесие рынков, различают открытый и подавленный типы инфляции.

При подавленном типе инфляции возникает разрыв между административно установленными ценами и другими, более высокими, теневыми, которые выравнивают предложение с инфляционным спросом. Результат известен: хронический товарный голод в официальном секторе народного хозяйства, процветание теневой экономики, специализирующейся на перепродаже товаров по ценам, близким к ценам равновесия.

В целом, если открытая инфляция неизбежно оборачивается общим повышением цен, то подавленная чревата хронической нехваткой товаров и услуг, их перманентным дефицитом.

В зависимости от величины роста цен в международной практике принято деление инфляции на 3 вида:

– ползучая – если среднегодовой темп прироста цен не выше 5-10 %;

– галопирующая – при среднегодовом темпе прироста цен от 10 до 50 % (иногда до 100 %);

– гиперинфляция – когда рост цен превышает 100 % в год (МВФ за гиперинфляцию принимает сейчас 50 %-ый рост цен в месяц).[20]

1.2. Причины инфляции в РФ

Причины инфляции многообразны.

Первая и по времени, и по значимости – это отпуск цен в условиях, когда отсутствует рынок и конкуренция, когда монополистические структуры зачастую коррумпированного или мафиозного характера сумели овладеть процессом реализации товарной массы и, соответственно, диктовать цены. Свободное ценообразование требует конкуренции на рынках. Это является необходимым условием эффективности рыночной экономики. Система цен, балансирующих спрос и предложение, обеспечивает координацию решений многочисленных хозяйствующих субъектов. Сейчас нет ни того, ни другого. При свободном ценообразовании и конкуренции производство должно расширяться, у нас же катастрофический рост цен сопровождается столь же катастрофическим падением производства. Что же произошло с начала 1992 года в сфере товарно-денежных отношений? Во-первых, бурный рост цен, сопровождаемый резким сокращением производства и инвестиций. В 1992, 1993 и 1994 годах цены росли такими темпами, что за 3 года они увеличились более чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном выражении сократилось более чем наполовину. Валовый внутренний продукт за это время снизился в 1992 г. на 22 %, в 1993 г. – на 12 %, в 1994 г. – на 15 %. Еще большими темпами падали инвестиции: 1992 г. – на 40 %, в 1993 г. – на 12 %, в 1994 г. – на 26 %.[21]

Причина, видимо, в том, что политика цен остается монополитической. Причем сила монополий с разрушением административно-командной и однопартийной систем многократно возрастает. Монополисту невыгодно расширять производство, если есть возможность повышать цены, а их повышать легче, если производство сокращается. Производство же сокращается потому, что рост цен подорвал платежеспособный спрос и опять усиливает диктат монополиста. Получается заколдованный круг. Парадокс нашей жизни состоит в том, что производство сократилось на 1/2 – 2/3, но мы переживаем кризис перепроизводства, потому что платежеспособный спрос сократился еще больше. Государственная политика в области цен и ценообразовании крайне неэффективна.

Платежеспособный спрос явно не успевает за ростом соответствующего предложения товаров в денежном выражении. За очень короткое время были съедены накопления предприятий и сбережения населения. Это, в свою очередь, самым отрицательным образом повлияло на инвестиции и нормальное развитие рынка ссудных капиталов как в кредитной системе, так и на фондовой бирже, или рынке ценных бумаг. Повышение платежеспособного спроса у всех субъектов – государства, предприятий и населения – было возможно лишь путем кредитной экспансии ЦБР и коммерческих банков, что должно было найти выражение в росте как наличной, так и безналичной денежной массы, а также в скорости обращения денег. На начало 1992 г. на-лично-денежная масса (МО) составляла в России 165,9 млрд. руб. К концу 1992 г. она достигла 1678,4 млрд. руб., на конец 1993 г. – 13304,3 млрд. руб. и в 1994 г. – 36504,3 млрд. руб. Соответственно росла и безналичная денежная масса (показатель М2), которая на конец 1992 г. составляла 7140,3 млрд. руб., на конец 1993 г. – 36718,2 млрд. руб. и в 1994 г. – 106403,1 млрд. руб.[22] В то же время скорость обращения денег в 1992 г. несколько замедлилась, а в дальнейшем стабилизировалась.

Таким образом, ни со стороны объема денежной массы, ни со стороны скорости обращения денег нельзя объяснять колоссальный рост цен товаров и услуг (5000 раз) в течение последних 4 лег. Напротив, денежной массы не хватало даже для обслуживания существующего платежеспособного спроса, что привело к двум явлениям: во-первых, к отсрочке платежей, а следовательно – к росту задолженности, во-вторых, к нарастанию неплатежей вообще.

Неплатежи, составлявшие в начале 1992 года 40 млрд. руб., уже в середине года возросли до 3,5 трлн. руб. После проведенного ЦБР взаимозачета платежных требований сумма неплатежей сократилась на 1,7 трлн. руб., т. е. в 2 раза. Это обошлось ЦБР примерно в 300 млрд. руб. дополнительных кредитов. Однако уже в 1993 году размеры неплатежей вновь начали быстро расти, и к концу года они достигли 30 трлн. руб., а к началу 1995 года приблизились к 100 трлн. руб., к 1.09.95 г.только просроченной кредиторской Задолженности – 197,9 трлн. руб.[23] Рестрикиионный курс правительства в этих условиях провоцирует неплатежи и сокращение производства товаров и услуг, что и происходит уже 4 года и ведет к дальнейшему углублению экономического кризиса и стагфляции.

Вторая причина – разрыв разветвленных хозяйственных связей, вызванный разрушением СССР, а также одномоментное свертывание торговли со странами СЭВ, доля которых во внешнеторговом обороте СССР достигала 70 %.

Третья причина, возникшая ранее отпуска цен, – это деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофическом развитии отраслей тяжелой индустрии, и особенно, военного машиностроения.

С 1990 года начала проводиться конверсия, и опять без Закона о конверсии, который был принят только в 1992 года. В 1993 году, по сравнению с 1990 годом, объем заказов на вооружение и военную технику снизился в 3 раза в среднем. Конверсия проводилась не по планам снизу, а сверху, по принципу «скорее провести», хотя, как показывает мировой опыт, конверсия – очень сложный процесс, и во всех странах длится десятилетиями. В результате мы получили не только сокращение объема производства, но и распад оборонного комплекса.

Цены на оборонную продукцию растут. Внешние причины – это увеличение цен в топливно-энергетическом комплексе, распад Советского Союза. В оборонной промышленности специализация достигала 40–50 %. С распадом СССР цены на комплектующие изделия возросли от 20 до 100 раз (1994 г.).[24]

Внутренняя причина – растерянное состояние самих оборонщиков, которые по привычке ждут милости от государства вместо того, чтобы наладить в своих огромных, лучших в СССР, но пустующих цехах, совместное производство потребительской продукции.

Четвертая по Значимости причина – это дефицит государственного бюджета, который не только не был предотвращен путем ужесточения налогового сбора, но и резко возрос в связи с падением производства, сокращением реальных доходов у предприятий.

Налоговые поступления составляют 11–13 % ВВП, а расходы федерального бюджета – 20–25 % ВВП и, следовательно, его дефицит – 8 – 10 %.[25] В Западных странах этот показатель не превышает 56 %. Дефицит государственного бюджета увеличивается из года в год. Если в 1992 году он составлял 3,5 трлн. руб., то в 1993 году – уже 15,3 трлн. руб., а в 1994 году приблизился к 60 трлн. руб.[26], в 1995 году намечался 73 трлн. руб. (для расширенного правительства 80,2 трлн. руб.)[27]

Этот дефицит до сих пор более чем на 4/5 покрывался за счет централизованных кредитов Центробанка, а следовательно, носил инфляционный характер. Не случайно, что в бюджете на 1995, 1996 гг. предусмотрены иные формы покрытия дефицита.

Бюджет 1996 г. также утвержден с дефицитом в 88,55 трлн. руб., или 3,85 % к валовому внутреннему продукту. Он будет покрываться за счет внутренних источников – в размере 56,1 трлн. руб., внешние источники составят 32,45 трлн. руб.[28]

Пятая причина инфляции в РФ – это непродуманное снятие ограничительных, Защитных торговых и валютных барьеров. Это открыло шлюзы для импорта пользующихся спросом продовольственных и других потребительских товаров. Большинство из них не являются предметами первой необходимости, но зато имеют очень высокий уровень коммерческой рентабельности (алкогольные и прохладительные напитки, табачные изделия, шоколад, аудио- и видеоаппаратура, автомобили). В связи с этим доля продуктов питания и сырья для их производства в общем объеме импорта из стран дальнего зарубежья увеличилась, по данным МВФ, с 15 % в 1990 г. до 27 % в 1992 г. Согласно сведениям российских ведомств, после этого она возросла с 23 % в 1993 г. до 30 % в 1994 г. Таким образом, за 1990–1994 гг. доля продовольствия в импорте России из дальнего зарубежья выросла приблизительно вдвое. По сообщению МВЭС, на продовольствие и потребительские товары, вместе взятые, в 1994 г. приходилось около половины всего импорта.[29] Более дешевое импортное продовольствие и некоторые промышленные потребительские товары существенно потеснили на внутреннем рынке соответствующую отечественную продукцию, а это значительно усугубило сокращение ее производства. В первую очередь данный процесс содействовал спаду в сельском хозяйстве. В 1994 г. объем продукции сельского хозяйства по сравнению со среднегодовьм показателем 1986–1990 гг. составил всего 45–50 %. Конечно, по-детски приятно взглянуть на прилавки, ломящиеся от импортных газировок и водок, но взрослым пора бы уже задуматься о конечной цене этого изобилия и последствиях для страны. Ведь легкодоступность и вседозволенность импорта продовольствия имела своим косвенным последствием затруднение ввоза в Россию инвестиционных товаров. Огромный рост инфляции, последовавший за либерализацией цен, повлек за собой стремительное повышение курса доллара на российском валютном рынке. Последний возрос со 110 руб/дол. в начале 1992 г. до 5000 руб/дол. в мае 1996 г. При этом основной движущей силой повышения курса доллара к рублю является спрос на валюту для приобретения продовольствия и предметов потребления. Повышение же курса доллара, в свою очередь, существенно снижает возможности импорта средств производства, которые и без того были относительно дороги на Западе по сравнению с российским уровнем.

Угроза «импорта» инфляции возрастает по мере вытеснения с внутреннего отечественного рьика продукции отечественного производства импортом. Доля импорта промышленных товаров длительного пользования в их реализации достигла в 1994 году 70–80 %. По данным Торгово-промышленной палаты России, импорт обеспечивает в настоящее время (1995 г.) около 40 % всего розничного товарооборота. А помощник президента по экономическим вопросам А. Лившиц считает, что потребительский рынок Захвачен уже на 55 %, и прогнозирует увеличение доли товаров из-за рубежа на этом рынке к 1996 году до 70 %.[30]

Все более важным становится внешний фактор инфляции, связанный с процессом долларизации. Если за весь 1993 г. чистый приток наличной СКВ из-за рубежа составил порядка 5, 7 млрд. дол., то только в 1‑ой половине 1994 г. этот показатель достиг уровня 8,3 млрд. дол., а за 1995 г. – 20 млрд. дол. США.[31]

За три месяца 1996 года коммерческими банками уже ввезено 5,83 млрд. наличных долларов и в апреле т. г. еще 3 млрд. только долларов.[32] В ходе симпозиума «Международные операции российских банков», состоявшегося 20 января 1995 г. в Дипломатической академии МИД РФ, была высказана мысль, что долларовая денежная масса сейчас вдвое превышает рублевую денежную массу.

Фактическое превращение наличной иностранной валюты в том или ином объеме в один из компонентов внутренней денежной массы действительно создает дополнительный очаг возбуждения «инфляции спроса». Приобретаемые в России доллары увеличивают величину суммы цен товаров и услуг в стране, а следовательно, нуждаются в дополнительном платежеспособном рублевом спросе со стороны предприятий, банков и населения. Только в 1994 году расходы в России на покупку валюты составляли примерно 50 трлн. руб. Если купленный За рубли валютный товар – доллары, марки, фунты стерлинги и т. д. – находится в Запасах (резервах) как внутри страны, так и За ее пределами, то его эквивалент (рубли) остается во внутреннем денежном обращэ-нии, усиливая инфляционный процесс. Иностранная валюта в России официально не выполняет денежные функции средства обращения и платежа (за исключением «черного» рынка), т. е. в стране нет законного параллельного обращения других валют, кроме рублей.

Вывоз долларов за границу равносилен экспорту других товаров, что обостряет инфляционные процессы внутри страны. По имеющимся оценкам валютные резервы юридических и физических лиц за рубежом достигали на начало 1995 года суммы более 50 млрд. дол.[33] По данным Центробанка, около 20 млрд. дол. выручки от экспортно-импортных операций в 1995 г. не были использованы для закупок.

Шестая причина – инфляционная налоговая политика государства.

Налог на добавленную стоимость – один из наиболее мощных стимуляторов инфляционного роста цен. Причем методика налогообложения играет в этом главенствующую роль. При действующем механизме базой налогообложения является не официально декларируемая даже в названии налога «добавленная стоимость», а весь оборот.

Любой производитель на всех производственных переделах добавляет к цене своей продукции или услуги 20 %, т. е. происходит накручивание цены, своего рода «капитализация» НДС на всех этапах. А бюджет получает только разницу между взятым с покупателя и уплаченным поставщикам порядка 10 %, причем со значительным разрывом по времени. Конечному потребителю это несет многократное увеличение цены. Еще один методологический огрех связан с тем, что налог на добавленную стоимость исчисляется с учетом акцизов, т. е. принцип однократности налогообложения, который заложен в НДС, нарушается постоянно и безнаказанно.

В ставках подоходного налога упор сделан в основном на средний класс и ниже среднего (по российским меркам).

Пока налогообложение больше построено по держимордовскому принципу: давить и не пущать.

Седьмая причина, перекликающаяся с пятой, но имевшая и до сих пор имеющая такое катастрофическое значение, что ее следует выделить.

Это антигосударственное разрешение значительную часть хозяйственных операций, сделок купли-продажи осущэствлять с наличными деньгами. В 1994 году наличная денежная масса (МО) составляла 34, 3 %[34] от безналичной, в 1995 г. – 40 %.[35] Плюс к этому миллиарды долларов, которые тоже активно участвуют в налично-денежных процессах, несмотря на все запреты. Особенность налично-денежного оборота в том, что его очень трудно учесть и проконтролировать. Но он чрезвычайно удобен, если нужно уйти от налогообложения. Мощный толчок этому процессу был дан в 1992 году.

Восьмая причина – это нынешняя макроэкономическая политика властей. Вчерашняя, да и сегодняшняя государственная антиинфляционная политика ориентируется на трактовку инфляции как исключительно монетарного явления, сводимого только к инфляции «спроса», и поэтому ограничивается простым торможением всеми возможными способами роста объема денежной массы. Она практически игнорирует фактор «инфляции издержек».

Между тем инфляционный процесс в России имеет чрезвычайно сложный, комплексный, многогранный характер. Скачкообразное повышение цен на энергоносители, сырьевые материалы, металл, транспортные услуги, связь, т. е. момент «инфляции издержек», приводит к значительному повышению стоимости готовых изделий.

Что касается борьбы властей с «инфляцией спроса», то существенным ее дефектом является отсутствие анализа структуры совокупного платежеспособного спроса, учета социального среза этого спроса. Осуществление реформы в России сопровождается стремительным расслоением общества, делением его на собственников и несобственников, соответственно на богатых и бедных.

Ведь наиболее действенное инфляционное давление на потребительские цены оказывают именно богатые слои населения, так называемые «новые русские». Конечные продавцы ориентируются при установлении цен в первую очередь на возможности богатых. В результате значительная часть населения оказывается практически неплатежеспособной.

Помимо внутренней макроэкономической политики, свою лепту в обший спад производства в России вносят действия властей в сфере внешней торговли и международных валюгно-финансовых отношений, определяемые радикально-либеральным подходом и требованиями! МВФ.

Речь идет о полной либерализации внешней торговли, устранении валютных ограничений по текущим операциям, введении внутренней конвертируемости рубля. Данные меры в той или иной степени объективно содействовали развитию негативных процессов в области производства.

Нужно учесть и то, что получение кредитов МВФ и Мирового банка обуславливается выполнением жестких условий, вынуждает власти навязывать населению такой объем жертв, который может оказаться для него неприемлемым и приведет к опасному обострению социально-политической напряженности. Даже международная группа ученых «Адженда» признает это: «Существующие программы преобразований, в частности те, которые вдохновляются международными кредитными организациями, имеют…..один недостаток. Они сконцентрированы главным образом на таких абстрактных целях, как экономическая стабилизация, сбалансированные бюджеты и текущие счета, конвертируемость валюты и пр., независимо от последствий такой политики для производства продукции, капиталовложений, Занятости населения и уровня потребления… предоставление товаров и услуг отдельным гражданам, рассматривается лишь как средство достижения абстрактных валютно-финансовых целей».[36]

Масштабы российской инфляции далеко превзошли все расчеты Правительства РФ и МВФ. Падение курса рубля не стало средством обеспечения жизненно необходимого для России экспорта промышленных товаров, а способом обогащения хозяев сырьевых отраслей и государственных чиновников, ведающих квотами и лицензиями на экспорт.

Россия переходит к рынку в условиях, когда мир уже имеет многолетний опыт движения к свободной многосторонней торговле, полной конвертируемости валют и др. опыта. Однако, движение это было медленным и осторожным. Цели, записанные в уставах МВФ и Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), и сейчас еще не полностью достигнуты многими промышленными странами Запада.

На мировом рынке с его острой конкуренцией Россия оказывается похожей на человека, едва умеющего плавать, но пытающегося соревноваться с опытными пловцами. Вот что об этом пишет вышеупомянутая группа независимых экспертов, работавших под эгидой Австрийской Академии наук:

«В настоящее время экономические агенты в бывших коммунистических странах не готовы к неограниченной конкуренции на мировых рынках. Чтобы процесс социально-экономических преобразований был вообще возможен, он должен быть Защищен. Ослабление протекционизма есть важный инструмент стимулирования этого процесса, но устранение Защитных мер может быть лишь отдаленной целью».[37]