Вы здесь

Интуиция и интеллект. Как самому измерить свой интеллект?. Глава 2 (Геннадий Кир)

Глава 2

Люди и обезьяны

Начнём с банального утверждения, что человек отличается от обезьяны только одним – наличием у него мозга. Великий английский ученый Чарльз Дарвин считал, что человек произошел от обезьяны, но на каком-то очень длинном этапе своего развития эти две ветви – люди и обезьяны, разошлись друг от друга довольно далеко. Интеллект их стал заметно отличаться. Хотя учёные и исследовали ДНК обезьяны, и сравнили его с ДНК человека, получив различие всего в два процента, тем не менее, мы понимаем, что мы сильно отличаемся от наших предков. И эти два процента, конечно, отвечают за развитие у человека современного сегмента мозга. Хотя обезьяны очень часто неплохо соображают, особенно в таких областях, которые отвечают за добычу бананов и другого пропитания, до пользования компьютерами, айфонами и бесконечного сидения в соцсетях им ещё довольно далеко…




Полностью наш мозг состоит из 150 миллионов нейронов и каждый отдельный нейрон образует с другими нейронами тысячи, десятки тысяч связей (их называют синапсами). Благодаря этим связям мозг запоминает практически всё, что в него попало через глаза, кожу, мышцы и т. п. Количество синапсов соизмеримо с количеством звёзд во вселенной – это квадриллионы.

Итак, люди отличаются от животных всего лишь наличием нового, современного мозга, способного мыслить логично, делать выводы и, благодаря этому, намного более эффективно приспосабливаться к окружающей обстановке. И не просто приспосабливаться, но и изменять, преобразовывать её в своих собственных интересах.

Надо сказать, что у человека в голове расположены два вида мозга, – один старинный, полностью соответствующий по ткани мозгу всех животных, он находится в самой середине и отвечает за наше инстинктивное поведение, а другой внешний, современный мозг, способный принимать решения наперекор инстинктам, руководствуясь логикой, здравым смыслом и социальными нормами жизни в обществе. Взаимодействие двух (даже трёх) видов мозга причудливо сочетаются, и не всегда в нас верх берёт наш внешний, современный мозг.




Когда нам всё нравится в нашей жизни, когда всё вокруг нас понятно и очевидно, и мы готовы радоваться мелочам, и никого ни в чем не подозреваем, то, скорее всего, у нас ведущим в данный момент является новый, современный мозг.

Во время стрессов, бурных эмоций, больших физических и эмоциональных нагрузках, верх всегда берёт наш древний мозг. Он требует от нас только одного из двух ответов на сложившуюся в данный момент ситуацию – «Бей или Беги!» Мышцы наши резко напрягаются, сердце начинает биться с бешеной скоростью, и мы бежим и дерёмся… Или дерёмся и бежим, – всё зависит от обстоятельств..

Кое-что о воле и страстях

Но если мы делаем волевые усилия (например, отказываемся есть пончики, зная, что мы от такой еды прибавим в весе, а за этой прибавкой в весе нас ждут впоследствии серьёзные, неприятные заболевания), значит нами руководит современная часть нашего мозга.

А какие мощные волевые усилия нужно сделать, чтобы учиться и закончить школу, потом понять, что в этой жизни «твоё», а что тебе не интересно, и дальше получить ту специальность в институте, которая будет не только нравиться лично тебе, но и такую, которая будет востребована в обществе, за которую тебе будут потом платить зарплату. Тут не всегда поможет мозг, иногда стоит прислушаться и к интуиции.

В нашем случае, – пораспрашивать маятник.

Дело в том, что наше сознание вмещает в себя лишь небольшую часть информации, попадающей в мозг, и, как вы помните из фильмов, часто человек, видевший убегающего преступника, в обычном состоянии даже не может ничего вспомнить. Тогда следователи вводят его в гипноз, «переносят» его мысленно в ту стрессовую ситуацию, и только тогда, вполне вероятно, он вдруг начнёт вспоминать то, что когда-то увидел.




Поэтому, обращаясь к подсознанию с помощью маятника, которое помнит вообще всё, что мы когда-либо видели, слышали, чувствовали, ощущали, – вы можете делать более точные выводы об окружающем вас мире.

Кстати, подсознание и является показателем безграничности вашего мозга, потому что в нём соединяются воедино и новый и старый мозг, всё, что вы когда-то знали или не знали (но боялись спросить)).

Понятно, чем полнее, качественнее мы используем наш мозг, тем лучше мы начинаем адаптироваться в жизни. Ведь если мозг замечает вообще всё, как нам утверждают исследователи мозга нейрофизиологи, значит, мы с помощью этой информации можем делать жизненно важные для нас выводы.

Нужны ли вообще нам мозги?

Дело в том, что наше тело очень рационально, а работа нашего современного мозга требует довольно много энергии, – больше 20% всей энергии организма. То есть, наша небольшая голова будет потреблять довольно большую часть всей энергии организма, если она начала работать «на всю катушку».

Но мозг-то весит всего около 15% от всего тела, поэтому наше сверхрациональное тело не очень-то заинтересовано в развитии и работе нашего мозга.




Грубо говоря, если мы не будем сами свой мозг развивать, то он сразу же с большим удовольствием начнёт деградировать. То есть, тело быстро поставит его на «голодный паёк», снизив его энергопотребление.

И тогда начнётся у человека то состояние, которое мы приводили в предыдущей главе выдержками из книги Михаила Зощенко, – «хандра, войлочные тапочки, оттоманка и курительная трубка чубук». Там, правда, это произошло от сильнейшего перенапряжения мозговой деятельности, но недостаток и переизбыток часто приводят к одному и тому же результату, – во всем нужно знать меру.

И, так как, человеческому телу уже больше сотни тысяч лет, может, и под миллион, а наш современный мозг тихо развивается всего несколько тысячелетий, да и толщиной он всего около 3 миллиметров, то вместе с развитием мозга необходимо развивать и наши мышцы, иначе тело тихо и незаметно выведет наш новый мозг «из строя», человек просто впадёт в депрессию и потеряет все радости жизни.

Тело должно знать, что при большом потреблении, больших нагрузках на современный мозг, у него есть дополнительные ресурсы мышц и питательных веществ.




Поэтому, нам тоже нужно понимать, что физическое развитие, физические нагрузки необходимо также и для развития нашего мозга.

Когда наш мозг отказывается работать?

Сон

Зададимся вопросом – что же плохо влияет на наш мозг?

Во-первых, всем известный и лежащий на поверхности фактор современной жизни – это недостаток сна. Исследователи пишут, что за последние сто лет люди стали спать на двадцать процентов меньше. Чем это чревато? Это приводит к тому, что в состоянии бодрствования некоторые участки нашего мозга просто берут и переходят в фазу медленного сна. Какая-то часть мозга бодрствует, какая-то затормаживается, останавливается, и человек как бы «зависает», теряет внутреннюю точку опоры, не может сосредоточиться, чувствует себя растерянно, отвечает невпопад, плохо реагирует на неожиданные изменения внешней среды. В просторечье это называется – «спать на ходу».




И если недосыпание будет регулярным, то некоторые клетки мозга будут просто умирать. Мы про сон ещё поговорим в следующих главах, но не с физиологической стороны, а со стороны развития нашей интуиции.

Пока же, мы вполне можем с помощью маятника узнать какое именно для нас оптимальное время сна. Ведь кому-то можно выспаться за семь часов, кому-то не хватит и девяти.

Мы можем себе позволить не ориентироваться на среднюю медицинскую величину в восемь часов.

Еда

На наш мозг плохо действует отсутствие питательных веществ в крови. Если вы сдавали когда-нибудь экзамены, то помните, что все нам советовали брать с собою шоколадки, или что-нибудь сладкое. Это делалось из соображений, чтобы «успокоить глюкозой» наш старый мозг и включить новый, оперирующий логикой и памятью.

Поэтому, часто многие врачи советуют утром обязательно завтракать. В противном случае, «в дело» будет вступать древняя часть мозга, навязывая агрессивные мысли по поиску пищи, толкая человека на принятие краткосрочных, недальновидных решений.

Ведь мозг моментально чувствует отсутствие глюкозы в крови.

Но тут интересна и противоположная ситуация, – избыток сахара вызывает проблемы с усвоением белка и питательных веществ из пищи, и питательные вещества в мозг прекращают поступать.

Так что получается результат такой же, как и в случае голода.




Поэтому переедание тоже вредно для сдачи экзаменов.

Есть даже такая пословица: «Сытое брюхо к ученью глухо», впрочем, я слышал и другой её вариант: «Пустое брюхо к ученью глухо»…

Об этой «взаимной зависимости» мозга и брюха существует очень много пословиц, поговорок. Люди веками «размышляли» на эту тему…

Стрессы

На наш мозг очень негативно влияет стресс.

Любой человек знает, что конфликты, гнев, ненависть и другие сильные чувства «выводят его из себя».

Оказывается, серьёзное психоэмоциональное напряжение ведёт к разрыву связи между нейронами, не даёт осознавать причинно-следственные связи и видеть последовательность событий.

Так, чтобы людей обманывать, обворовывать, их нужно ввести в неожиданный стресс и начать переворачивать, изменять причинно-следственные связи.

Сильные отрицательные или положительные эмоции не способствуют работе нашего мозга. Любые фашистские идеологии очень умело пользуются людьми, введёнными ими в стресс специально.




Джордж Оруэлл, Николай Замятин и многие другие писатели описывали такие общества, в них люди находятся под постоянным стрессом распорядка, жестких рамок и ограничений, и поэтому становятся рабами каких-то «вышестоящих командиров». Людей постоянно готовят к войне, муштруют в казармах, тренируют, «обучают» и т. п.

Такой постоянный стресс не даёт человеку понять и осознать самого себя, свои собственные мечты и притязания, не даёт возможности любить, веселиться, просто радоваться жизни.

Если по природе все люди разные, то этот постоянный стресс уравнивает, нивелирует людей (они сразу чувствуют, что «все люди братья»). Они превращаются в роботов.

Сейчас в некоторых странах, к сожалению, ещё сохраняются такие режимы.

Там всеобщее «равенство и братство», там «все – равны», но, конечно, есть и самые «равные среди равных».

Понятно, что мышление у людей, живущих под стрессом, сильно сужается, творческие способности падают, эмоции постепенно вытесняются, люди в основной массе начинают впадать в депрессивное состояние.

И, надо сказать, в тоталитарных странах очень развит алкоголизм, там он является почти нормой среди мужского населения. Таким образом, мужская часть населения «отключается» от реальности, ограничивает своё мышление, «убирает» от себя мечты, надежды, впадает в социальный анабиоз.

Курение, алкоголь

Так же отрицательно на наш мозг действует курение и алкоголь. Эти вещества сужают и расширяют сосуды головного мозга, уничтожают нейронные связи, изменяют состав крови с питательными веществами, вызывают ни на чем не основанную эйфорию в начале, а через некоторое время, подавленное состояние.

Курение и алкоголь являются обыкновенными наркотиками, человек к ним привыкает, и в какой-то момент уже начинает терять меру.

Человек всё больше и больше выкуривает сигарет, или всё больше и чаще принимает алкогольные напитки.

Это тоже является последствиями стресса, когда нужно отдохнуть, расслабиться, а стресс обычной жизни постоянно увеличивается. Ведь первое чувство, которое вызывает алкоголь – это расслабление, отключение от стрессов, но дальнейший его приём (больше 50 мл) действует ровно наоборот – усиливает стресс и депрессию.

Поэтому, в 19 веке в России у врачей было устоявшееся мнение, что мужчина может выпивать вечером не больше 50 грамм водки. Больше 50 грамм – уже вредно…

Кстати, и в средиземноморских странах, где постоянно пьют сухое виноградное вино, по традиции нельзя выпивать за обедом больше бокала вина, в противном случае человека начинают считать алкоголиком. Когда я за семейным обедом в обычной испанской семье попытался налить себе третий бокал вина, мне строго пригрозили пальцем и отказали.

Проверяем


Кстати, вы и сами сможете проверить маятником, насколько те пункты, которые я перечисляю, положительно или отрицательно влияют на работу вашего мозга (особенно алкоголь и курение). И, если они действительно ухудшают работу мозга, то на сколько процентов?

Лекарства

Так же плохо на наш мозг влияют и всякие таблетки, действующие на центральную нервную систему, особенно такие, как снотворные или антидепрессанты. Они сбивают естественные биоритмы отдыха и бодрствования мозга, в результате происходит торможение или перевозбуждение мозговой деятельности, и, как и при недосыпе, происходит торможение частей коры и потом их отмирание.

В тяжелых случаях может ухудшиться память, начаться слабоумие и всякие расстройства, не совместимые с жизнью в обществе. Но об этом лучше прочитать на листовке-вкладыше тех лекарств, которые вы принимаете.

Природа вокруг

Также нельзя забывать о таких простых и очевидных вещах, воздействующих на наш мозг, как вода и солнце.

Всем известно, что «солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». И если чего-то из этих трех составляющих не хватает, наш мозг будет реагировать практически моментально.




Например, человек попал в пустыню, солнца очень много, а вода закончилась, и вот у него начинаются галлюцинации, возбуждение или, наоборот, подавленное состояние. Везде ему будут мерещиться миражи, озёра с водой и т. д. и т. п.

Надо сказать, что недостаток воды уменьшает нашу память настолько, что мы уже становимся не способны что-либо запоминать.

Почему некоторые святые уходили в пустыню? Видимо, именно для того, что впасть в это «изменённое состояние сознание», как говорят сейчас.

У шаманов, например, пустынь не было, поэтому они принимали галлюциногенные грибы, так же добиваясь изменённого состояния сознания. Видимо, это необходимо для общения с богами.

Конец ознакомительного фрагмента.