Вы здесь

Интуитивное рисование: Развитие творческих способностей средствами арттерапии. 2. Творчество и воображение (М. С. Одриосола, 2009)

2. Творчество и воображение

Выдающийся советский психолог Л.С.Выгодский указывал, что творческая деятельность человека делает его существом обращенным к будущему, созидающим его и тем самым видоизменяющим свое настоящее. Творческую деятельность, основанную на комбинативных возможностях нашего мозга, психология называет воображением. Воображение порождает замысел, т. е. представления о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он уже «видит» цель своей деятельности. Догадка, интуиция ведущие к открытию невозможны без воображения.

«Воображение», – пишет С.Л.Рубинштейн, – «связано с нашей способностью и необходимостью творить новое». И далее: «воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование данного, осуществляемое в образной форме».

Различают два вида воображения: воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение создает образы объектов в соответствии с их описанием или изображением. Творческое воображение создает новые образы.

Предпосылкой для высокого развития воображения является его целенаправленное развитие с самого раннего возраста.

«Основной признак процесса воображения, – пишет Е.И.Игнатьев, – в той или иной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего появляются новые впечатления».

Основой для понимания психологических закономерностей развития воображения у детей является концепция В.В.Давыдова, показывающая, что воображение есть там, где ребенок видит целое раньше частей и способен переносить функцию одного предмета на другой, не обладающей этой функцией.

Важным для нас является и положения Е.Е.Кравцовой, основанные на концепции В.В.Давыдова, которые показывают что воображение нормально развивающегося ребенка включает три компонента: предметную среду, прошлый опыт и особую внутреннюю позицию, наличие которой у нормально развивающихся детей, позволяет им самостоятельно проявлять себя в творческой деятельности. При этом, раскрывая своеобразие развития воображения у детей с проблемами в развитии Е.Е.Кравцова (1996) отмечает, что воображение последних имеет специфическое развитие – в нем предоставлен лишь один или два его компонента и отсутствует главный компонент воображения – особая внутренняя позиция.

Л.С.Выготский считал, что для понимания психологического механизма творческого воображения, важна связь, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека.

Первая форма связи фантазии и реальности заключается в том, что всякий продукт воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Из этого делается вывод, что творческая деятельность воображения зависит от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, из которого создаются образы фантазии.

Второй формой связи воображения и действительности Л.С.Выготский считает другую, более сложную связь, уже не между элементами фантастического построения и действительностью, а между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. Таким образом, воображение человека становится средством расширения его опыта. Теперь он может представить себе по рассказу или описанию другого то, чего не было в его непосредственном личном опыте. Благодаря этому человек не ограничен узкими пределами своего собственного опыта, а может выходить далеко за его пределы, усваивая с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт.

Эмоциональная связь является третьей формой связи между деятельностью воображения и реальностью. Эта связь проявляется двояко. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Это влияние эмоционального фактора на комбинирующую фантазию психологи называют законом общего эмоционального знака. Сущность этого закона сводится к тому, что впечатления, или образы, имеющие общий эмоциональный знак, т. е. производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию притягиваться друг к другу между, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности между этими образами нет.

Сущность последней четвертой формы связи воображения и реальности по Л.С.Выготскому заключается в том, что построение фантазии может представлять собой нечто существенно новое, не имевшееся в опыте человека и не соответствующее какому-то реально существующему предмету. Однако, будучи вынесено вовне и материально воплотившись, это «кристаллизованное» воображение, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи.

Выделяют несколько путей построения образов воображения: агглюцинация – соединение несоединяемых качеств; типизация – выделение существенного признака в однородных явлениях; гиперболизация – значительное преуменьшение или преувеличение свойств объектов; схематизация – сглаживание различий (Т.Ермолова).