1. Проблема происхождения творческих способностей человека
Психологический анализ творческой деятельности позволил Л.С.Выготскому сделать вывод о ее чрезвычайной сложности.
В настоящее время существуют различные подходы к определению творчества, креативности, нестандартного мышления, творческой активности (В.Н. Бехтерев, Н.А. Ветлугина, В.Н. Дружинин и др.).
Долгие годы ученые пытались раскрыть природу творческих способностей человека, лежащих в основе эстетического восприятия окружающей действительности, создания абстрактных произведений искусства и символических предметов. Предполагалось, что они развивались в течение многих веков и являлись следствием определённых культурных и демографических изменений, в частности, роста численности отдельных популяций.
Благодаря развитию биологической науки в настоящее время все больше подтверждений находят и биологические концепции творческих способностей.
Согласно мнению американского антрополога профессора Ричарда Клэйна (Richard Klein) из Стэнфордского Университета (штат Калифорния) гены творческих способностей могли появиться вследствие скачкообразных изменений наследственной информации – мутаций.
Предполагается, что примерно 50–70 тысяч лет назад, благодаря распространению специфических мутаций появились возможности реализации возникших у человека способностей создавать нечто новое.
Сроки реализации творческих задатков человека подтверждаются археологическими находками. Так археологические находки, относящиеся к более раннему периоду, чем указанный выше, отличаются исключительным однообразием.
В тоже время более поздние находки отличаются своеобразием и выразительностью и имеют некоторые символические детали, не обладающие какой-либо «полезной функцией».
Творческие способности в той или иной мере присущи всем людям, так как человек по своей сути является творцом. Их лишь нужно суметь раскрыть в детском возрасте и развить. Вот некоторые из них (А. Лук, 1973).
1. Зоркость в поисках проблем. Человек обычно воспринимает в потоке внешних раздражителей лишь то, что укладывается в «координатную сетку» уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывает (стандартность мышления). Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, – это нечто большее, чем просто наблюдательность, это способность к постановке проблем.
2. Способ координирования информации нервной системой.
Необходимо совпадение индивидуальных особенностей мышления, обусловленных наследственными задатками, со структурой поставленных проблем.
3. Способность к свертыванию. Свертывание – это проявление способности к обобщению, замене нескольких понятий одним, более абстрактным, к использованию более емких в информационном отношении символов.
4. Способность к переносу — это умение применить навык, приобретенный при решении одной жизненной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, главное от второстепенного.
5. Способность к «сцеплению». Этим словом обозначается способность объединять воспринимаемые раздражители, а также быстро увязывать (ассоциировать) новые сведения с прежним багажом человека, без чего воспринимаемая информация не превращается в знание, не становиться частью интеллекта.
6. Боковое мышление. Широко распределенное внимание, его объем повышает шансы на решение проблемы.
7. Цельность восприятия. Этим термином обозначается способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее.
8. Готовность памяти. Способность памяти выдать (воспроизвести) нужную информацию в нужную минуту – одно из условий продуктивного мышления.
9. Сближение понятий. Следующее слагаемое умственной одаренности – легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, смысловое расстояние между ними.
10. Гибкость мышление. Гибкость мышления – это способность быстро отказаться от скомпрометировавшей себя гипотезы.
11. Спонтанная гибкость. Спонтанная гибкость – это способность быстро и легко переключаться с одного класса явлений на другой, далекий по содержанию.
12. Легкость генерирования идей еще одна составляющая творческой одаренности.
13. Способность к оценочным действиям. Чрезвычайно важна способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки.
14. Беглость речи. Легкость формулирования необходима, чтобы облачить новую идею в слова. Функция левого полушария.
15. Способность доведения до конца. Здесь имеется в виду не просто собранность и волевой настрой на завершение начатого, а именно способность к доработке деталей, к «доведению», к совершенствованию первоначального замысла.
Все выше перечисленные способности обеспечивают творческую комбинативную деятельность мозга, связанную с работой обоих полушарий. В последнее время также большое внимание уделяется личностным факторам одаренности таким, например, как установка – предрасположенность организма к определенной деятельности.
Появление творческих способностей по времени совпало с еще одним исключительно важным приобретением человечества – речью. Пока остается неясным, какие и сколько генов определяют творческие и речевые способности человека и как они взаимодействуют между собой. Однако, наличие внутренней связи между речью и творческими способностями очевидно.
Д. Кимура полагает, что в эволюционном плане именно развитие руки как органа языка жестов, ее манипулятивных способностей и привело к развитию левого полушария, как доминантного по речи.
Данные о некоторых речевых способностях и правого полушария, а также сходство функций обоих полушарий на ранних этапах онтогенеза свидетельствуют о том, что в процессе эволюции оба полушария, обладая первоначально сходными симметричными функциями, в процессе филогенеза постепенно специализировались. Это привело к появлению доминантности каждого их них по одним функциям и субдоминантности по другим, т. е. функциональной асимметрии.
В функциях различных полушарий отражаются различные способы познания. Функции левого полушария отождествляются с аналитическим мышлением. Функция правого – интуитивным мышлением.
Различаются и механизмы обработки информации полушариями. Левое полушарие обрабатывает непрерывно поступающую информацию последовательно, или сукцессивно. Правое – одномоментно, или симультанно. По мнению Р. Орнстейна в основе системы образования в развитых странах лежит почти исключительная направленность на развитие левого полушария, т. е. языкового и логического мышления, а функции правого полушария специально не развиваются. Таким образом, развитию интуиции, невербального мышления не уделяется должного внимания. Считается, что роль интуиции особенно велика, где необходим выход за пределы приемов познания для проникновения в неведомое, новое. З. Фрейд понимал интуицию как скрытый бессознательный первопринцип творчества.
Соотношение активности полушарий может быть различным. И.П.Павлов выделил специфически человеческие типы высшей нервной деятельности (ВНД): художественный, мыслительный и средний.
Художественный тип характеризуется преобладанием первой сигнальной системы (органов чувств) над второй (речью). Люди художественного типа имеют преимущественно «правополушарное» образное мышление. Они охватывают действительность целиком, не разделяя ее на части.
Для мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы над первой, т. е. «левополушарного», абстрактного мышления.
Большинство людей относится к среднему, уравновешенному по работе двух сигнальных систем типу.
Д.Леви в 1995 году высказал предположение о повышении способности творческих личностей к интеграции функций обоих полушарий. Нейрофизиологические исследования подтвердили, что у художников наблюдается меньшая лате-рализация (асимметрия) и большая билатеральность (симметрия) функций полушарий. У художников-профессионалов на протяжении творческой жизни каждая половина мозга, а не только правая, развивает структуры, формы и методы, необходимые для художественного творчества. Поэтому в случае повреждения одного из полушарий в зрелом возрасте второе сохраняет как свои врожденные художественные способности, так и приобретенные на основе взаимодействия с другим полушарием
Известно, что у людей творческих профессий двустороннее представительство одаренности встречается чаще, чем у менее талантливых.
Открытие функциональной асимметрии мозга подчеркивает связь сознания с функциями доминантного речевого полушария. По клиническим данным при левосторонних припадках сознание утрачивается раньше, чем при правосторонних. При восстановлении процесс идет в обратной последовательности. Припадочная кома и оглушение после левосторонних припадков исчезают медленнее.
Исследования на расщепленном мозге показали, что каждое полушарие может выносить самостоятельные суждения, которые в ряде случаев могут не совпадать. У здорового человека ведущая роль в вынесении суждения принадлежит левому полушарию, доминантному по речи. Хотя определенные речевые способности связаны и с правым, субдоминантным по речи полушарием (Р.Сперри).
Сознание связано с лингвистическими способностями, неодинаково представленными в правом и левом полушариях.
Зигмунд Фрейд выделял разные уровни сознания, связанные с протеканием творческого процесса. Каждый уровень имеет свою специфику образования, и механизмы протекания творческого процесса.
Неосознаваемые психические процессы охватывают обширную сферу явлений. П.В.Симонов предлагает выделять, по крайней мере, две группы таких явлений. Первая группа – подсознание. Подсознание предохраняет человека от стресса, излишних энергетических затрат. Творческий процесс на подсознательном уровне включает в себя индивидуальный опыт сложившихся в мозгу психических стереотипов, опирающийся на неосознанные впечатления раннего детства, сформированные в процессе социализации навыки и потребности.
На него влияют мотивационные конфликты, вытесненные из сферы сознания.
Карл Гюстав Юнг отмечал, что подсознание бывает занято множеством временно угасших образов, впечатлений, мыслей, которые продолжают влиять на наше сознательное мышление, хотя и являются вытесненными. Как осознанное может исчезать в подсознании, так и новое содержание, ранее неосознанное, может появляться из подсознания. В таком случае говорят: «идея витает в воздухе». Таким образом, Юнг открыл, что в подсознании находится ни только вытесненный сознанием прошлый опыт, но и будущие психологические явления и идеи, находящиеся пока еще в зачаточном состоянии.
Вторую группу неосознаваемых форм деятельности мозга – сверхсознание, или интуицию, составляют непосредственно механизмы творчества, формирование гипотез, догадок, предположений. «Творческая личность, – утверждает американский психолог Л.С.Кьюби, – это индивид, который некоторым, сегодня еще случайным образом сохраняет способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, может быть, потенциально являются в равной мере одаренными». Таким образом, сверхсознание – источник новой информации, гипотез, открытий, вместилище неосознаваемых первоначальных этапов любого вида творчества, рождения гениальных догадок, внезапных озарений (П.В.Симонов).
Именно сверхсознание лежит в основе высших проявлений творчества. Оно совмещает в себе все уровни работы мозга до уровня интуиции. Сверхсознание играет важнейшую роль в появлении не только научных открытий, но и создании художественных произведений высочайшего уровня.
Сознательная форма творчества использует те же операции, что и логическое мышление. Это операции – анализа, синтеза, абстракции и обобщения, а также умозаключения – направленные на отбор гипотез.