Вы здесь

Интернет: цифровая революция эры мгновенной коммуникации. Мегасила, история и влияние на общество. Цифровое Эго (Батыр Каррыев)

Цифровое Эго

Бежать за трендом, за лайком, собирать больше фолловеров в соцсетях – вот в чем мы, человеческие существа, оказались пойманы. Это то, что современное общество предлагает – одиночество со страхом ответственности и безумные усилия для самоутверждения.

Папа Римский Франциск, 2015 год

Среда обитания человека XXI века – цифровая реальность. Она зависит от него в той же мере, насколько он связан с ней. Миллиарды ежедневно используют Интернет, миллионы участвует в усовершенствовании и функционировании его инфосферы. Это одна сторона современного мира, другая состоит в ответе на вопрос, в чём собственно проявляется влияние современных коммуникаций на человека?

Из истории науки и техники известно, что прогресс человечества определяется инновациями. Под ними понимается практическое применение, какого либо новшества, открытия или изобретения. Инновация должна удовлетворять некоторую потребность, в отличие от открытия или изобретения, которые могут не учитывать ничьих потребностей.

В прошлом бесчисленное число открытий и изобретений никак не повлияли на ход истории просто потому, что о них никто не узнал. Они исчезали вместе со своими авторами не имевших средств донести своё знание до других людей. Необходимые условия для его передачи и, следовательно, сама возможность их использования появлялись вслед за всё большей социализацией людей и совершенствованием способов коммуникации между ними, предоставивших к началу XXI века феноменальные возможности доступа к знаниям.

Тем не менее, сегодня большинство людей, используя различные электронные устройства, не могут объяснить, как работает пульт дистанционного управления их телевизором, музыкальным центром и кондиционером или, что такое Wi-Fi и Bluetooth. Более того ежедневное если не ежечасное использование мобильного телефона никак не даёт представления его владельцу о принципах работы сотовой связи или беспроводного доступа в Интернет.

Честно говоря, большинству людей в прошлом веке также были неизвестны такие понятия как резистор и конденсатор, транзистор и микросхема. Только специалисты разбираются в этих терминах, хотя ещё триста лет назад пресвященный человек в общих чертах мог судить о состоянии современной ему науки. Сегодня подобный охват невозможен. Наука всё больше специализируется, а методы преподавания и воспитания не поспевают за быстро меняющимся материальным миром.

Профессор математики Вернор Виндже (Vernor Steffen Vinge) считает, что в результате улучшения доступа человека к информации и скорости передачи ее другим происходит рост его интеллекта, названный им улучшением природного интеллекта. Следовательно: «Сейчас уже дуэт из человека-профессора и хорошей электронной рабочей станции (даже не подключенной к сети), вероятно, может с блеском сдать любой из существующих письменных тестов» (2004). Этот постулат верен только в окружении цифровых устройств и как точно выразилась в интернет-чате Галина Обнорская: «Пытаюсь представить себе Сеть как самоорганизующуюся систему и не могу. Представляется выключатель. Один щелчок, и мир покатился в Средние века. При всем моем уважении к техническим достижениям, изменившим (далеко не в лучшую сторону) окружающую среду, они не изменили человека по существу» (2010).


Цифровая реальность и Эго человека начала XXI века.


Скорей всего и улучшение интеллектуальных возможностей человека путём физической конвергенции с электронными устройствами обречено на провал, поскольку и сегодня обладание электронным гаджетом никак не влияет на умственный потенциал владельца. Он определяется его природной способностью к самоанализу и основан на критическом восприятии окружающего мира, что делает многих учёных неуживчивыми людьми. Но если такими свойствами будет наделён искусственный интеллект – Искин, возможно, не будет никаких гарантий, что они приведут его, как это описывается в фантастических произведениях, к отрицанию существования самого творца.

В различных вариантах искусственный интеллект рассматривается как благо и как угроза человечеству. В большей степени опасна другая тенденция – возрастающая зависимость людей от машин, которая снижает их природную способность выживания во враждебной среде, а в последующем, видимо, уже в киберсреде. Однако технические средства не могут быть хорошими или плохими сами по себе. Они всего лишь средство, характер использования которого всецело зависит от самого человека.

Скорость и широта распространения виртуальной среды, в которой развиваются молодые люди XXI века, беспрецедентна. Благодаря цифровым коммуникациям они живут в предельной виртуальной близости друг от друга. Новое поколение использует мобильные инструменты доступа к различным услугам и сведениям, создаёт общедоступное медиа-пространство и пользуется им.

Тем не менее, сохранилось основное правило – возможный для усвоения объём данных ограничивается интеллектом конкретного человека. Он никак не зависит от прогресса технологий и используемых средств коммуникации. Интеллектуальные способности сегодня, как и прежде, определяются развитием с детства заложенных в человеке когнитивных способностей.

Оценить влияние на человека тех или иных процессов или технологических новшеств достаточно сложно. Во-первых, из-за временной неравномерности проникновения на разные социальные уровни и в отличающиеся по культурам этносы.

Во-вторых, из-за сложности получения достоверного материала для формирования адекватных явлению суждений. Здесь необходимо учитывать возрастной состав исследуемой аудитории, скорость проникновения в среду новшества и опосредованный характер его воздействия, проявляющийся спустя даже не годы, а десятки лет.

В третьих необходимо иметь достоверные «маркеры» – показатели неизменные на протяжении жизни нескольких поколений отличающихся по экономическому положению и интересам.

На интуитивном уровне понятно, что влияние есть не только на отдельного человека, но и отражается на социально-психологическом состоянии общества в целом. Цифровая среда действует незаметно. Она не только даёт, она и отбирает. Как всегда вопрос в цене этого процесса.

С точки зрения пределов возможного как принимаемое на веру утверждение о росте интеллекта человека с развитием общества, возможно и его альтернативное направление. Упрощение и символьное представление реалий современного мира ведёт к формированию «клипового сознания». Когда сложные сигналы и эмоции преобразуются в эмодзи, постеры и смайлики. Своеобразные «сено» и «солома» Александра Суворова.

Аналитическая работа всё больше подменяется поиском нужных сведений в инфосфере подсознательно воспринимаемый как средство для самообразования, а некий сакральный объект – оракул, отвечающий на любой вопрос. Поэтому уже с детства люди привыкают получать готовые ответы наподобие религиозных догм – в них можно только верить, но нельзя противоречить.

Каждое новое поколение сталкивается с характерными для своего времени вызовами. Это было в период появления электричества, радио, телевидения и возможно не стоит преувеличивать степень влияния Интернет. Однако всё дело в скорости проникновения в общественную среду этой коммуникации в сравнении со всем, что было до неё. Это привело к тому, что эго Y и Z людей значительно отличается от старших поколений.

В этом плане отчасти повинны социальные сети, как пример тех возможностей, к которым приводят поставленные на индустриальную основу сбор и обработка личных данных. Они превратились в глобальные масс-медия, устанавливающие собственные стандарты поведения, в которых во глове угла стоят их бизнес-интересы.

Виртуальный мир всё больше вторгается в общественную и частную жизнь людей. Реальный мир благодаря масс-медиа становится рефлексивным. Это сказывается на механизмах планирования и оценки, запоминания и реагирования на то или иное воздействие физического и социального окружения человека. К симптомам «цифрового» эго могут относиться следующие признаки.

Сироноидность. Совершенствование компьютерных программ и устройств ведёт к истиранию границы между действительными знаниями человека и его представлением об их наличии. Пользователи Интернет начинают отождествлять полученные из инфосферы сведения с собственными знаниями. С суррогатными знаниями первыми столкнулись преподаватели после внедрения формализованной процедуры оценки знаний учащихся.

Интернет способствует выработке механизма мышления известного как трансактивная память. Он заключается в том, что человек перекладывает функцию запоминания на других людей или на неодушевленные предметы. Побочным эффектом этого механизма является то, что человек путает знание, приобретенное в процессе усваивания новой информации, со знанием, к которому у него имеется лёгкий доступ или с тем знанием, которое усвоено поверхностно.

Возникает своеобразная «цифровая невесомость» атрофирующая способность человека к самоанализу и критическому восприятию. Это результат, в терминологии Маршалла Мак-Люэна (Herbert Marshall McLuhan), «пассивного, а не активного опыта» (1964). При этом происходит торможение умственных способностей человека и блокируется аппарат анализа. Примерно так, как высококалорийная пища позволяет набрать вес, но при этом снижает способность организма переваривать пусть грубую, но полезную пищу.

Подобное явление обнаружено при сравнении сообразительности сельских и городских жителей. Природная среда и необходимость выживания в ней приводит к развитию когнитивных способностей у охотников-собирателей, в то время как в городских поселениях происходит их торможение, поскольку возможность использования коллективного интеллекта снижает потенциалы индивидуальных. Это происходит из-за уменьшения объёма аналитической работы необходимого для развития личности.

Поскольку осведомлённость поощряется обществом то самый простой способ достичь её – использовать готовые ответы из инфосферы. Это позволяет вводить в заблуждение окружающих, но не соответствовать необходимому уровню знаний. В 60-х годах прошлого века схожее явление изучено английским учёным Стэнли Милгрэмом (Stanley Milgram).

Он провёл серию экспериментов для проверки, как внешний вид человека влияет на восприятие другими людьми его умственных способностей. Сираноид – название произошло от имени персонажа пьесы Эдмона Ростана (Edmond Eugène Alexis Rostand) «Сирано де Бержерак», через вставленный в ухо радиоприёмник получал правильные ответы и большинство людей, беседуя с ним, не замечали, что на самом деле их собеседник не столь умён. Это явление подобно «китайской комнате» в эксперименте Джона Сёрля (John Rogers Searle) с ИСКИН. Было показано, что прохождение теста Тьюринга не является критерием наличия у машины подлинного процесса мышления (1990).

В Лондонской школе экономики (The London School of Economics and Political Science, 2014) провели эксперименты с эхоборгами (Echobord) – людьми воспроизводящими ответы компьютерной программы. Тем самым были продолжены исследования Милгрэма, но с другой парадигмой. Как внешний вид и поведение существа с искусственным интеллектом могут влиять на отношение людей к нему?




Одиннадцатилетнему мальчику задавала вопросы группа взрослых людей, а ответы ему подсказывали сами исследователи. Участники эксперимента пришли к выводу, что сидящий перед ними ребенок чрезвычайно интеллектуально развит. В дальнейшем, при ретрансляции ответов компьютерной программы эхоборгом в подавляющем большинстве случаев участники эксперимента также не догадались, что беседуют с компьютерной программой.

Готовые ответы из инфосферы Интернет также не могут служить для оценки интеллектуальных способностей человека и являются всего лишь показателем степени его адаптации к цифровой среде. Любая живая система склонна к наименьшей затрате энергии для поддержания своего существования и человек здесь не исключение. Вырабатывается своеобразное «сетевое сознание» когда люди могут быстро получить ответы и идти по пути наименьшего сопротивления, используя гаджет для решения сложных задач.

Как и в прежние времена, мерилом интеллекта человека выступает его способность абсорбировать информацию и применять свои знания на практике, независимо от способа их приобретения.

Коммуникационный рефлекс. Зависимость от современных технологий выходит на первое место среди всех известных ранее. Она проявляется в том, что люди приучаются реагировать на телефонный звонок, текстовое сообщение или электронное письмо в любой ситуации – на улице, в машине или дома. Появилась категория «сидящих в телефоне» людей. Они игнорируют окружающих, целиком погружаясь в виртуальную реальность. Постоянный круг такого общения формируется благодаря феномену социальных сетей.

Вырабатывается привычка в любых ситуациях за советом обращаться в инфосферу. В основе явления лежит воспитываемая с детства вера в её примат. С взрослением ребёнка она сменяет естественное правило – перенимать опыт у взрослых. При этом, как показывают исследования в Канаде (2015), дошкольники стараются общаться с теми взрослыми, кто владеет более точной информацией или не был уличён в ошибках, а взрослея, они больше уже ориентируются на Интернет.

В 2015 году опубликован доклад The Boston Consulting Group (BCG) «Мобильная революция: как мобильные технологии создают экономический эффект в размере нескольких триллионов долларов США». Он основан на данных об использовании мобильных технологий и связанных с ними выгод в шести странах: в США, Германии, Южной Корее, Бразилии, Китае и Индии. Большинство опрошенных из 7,5 тысяч пользователей скорее отказались бы на год от посещения ресторанов или отпуска, чем от мобильного телефона. В Китае и Южной Корее большинство пользователей скорее откажутся от домашнего широкополосного доступа в Интернет, чем от мобильного телефона.

Появился специальный термин – фаббинг, когда люди пользуются электронным девайсом во время разговора с другими людьми. Широкое использование смартфонов сделало фаббинг распространенным явлением. В проведённом в 2014 году исследовании 70% опрошенных женщин назвали фаббинг проблемой в отношениях, которая случается «иногда», «часто» или «очень часто». Оказалось, что при живом общении 46,3% опрошенных занимаются фаббингом, 22.6% сообщили, что фаббинг приводит к конфликтам, а 36,6% зачастую испытывают из-за него депрессию.

Потеря самостоятельности. Всё большее проникновение новых технологий в жизнь людей приводит к снижению их способности к концентрации и анализу. Исследование, проведенное в рамках проекта «Pew Internet and American Life Project» в 2010 году показало, что Интернет и веб-сервисы не делают людей глупее, чем они есть на самом деле. Тем не менее, приученные с детства пользоваться электронными гаджетами люди становятся неспособными принимать самостоятельные решения. Это происходит до тех пор, пока не возникает ситуация отсутствия ответа на интересующий их вопрос.

Наиболее остро потеря самостоятельности проявляется в минуты жизненных кризисов, во время природных и техногенных катастроф. Люди испытывают шок от выключения электроэнергии или телефона в мегаполисе. Приученные масс-медиа к виртуальности катастрофических явлений даже при непосредственной угрозе жизни некоторые люди используют электронные гаджеты для видеосъемки, чтобы было чем поделиться со своим кругом виртуального общения.

Компания Microsoft провела исследование, в ходе которого опрошено две тысячи человек, а 112 человек было обследовано с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ). Оно ставило своей целью выяснить, как мобильные устройства и цифровые медиа влияют на психику человека. Выяснилось, что частое использование электронных девайсов снижает их способность концентрироваться.

Если в начале 2000-х годов взрослый человек был способен удерживать внимание на объекте 12 секунд, то спустя всего 15 лет, этот показатель составил только 8 секунд. Полученные данные совпадают с измерением средней продолжительности цитирования ньюсмейкеров в теленовостях. В 1968 году она составляла 45 секунд непрерывной речи, в 1984 году – 15 секунд и в 1988 году только 9,8 секунд.

Потеря идентичности. Эффект Эллочки Людоедки из романа «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова стал более чем актуален с развитием социальных сетей. Между их пользователями образуется не просто информационная, а более глубокая эмоциональная связь. Она зачастую заполняет пробелы в личной жизни, но приводит к неосознанному копированию поведения других людей и использованию удачных примеров.

Ещё в XIX веке Габриель Тард (Gabriel Tarde) отнёс подражание к естественному свойству человека и одному из факторов формирующих общество. Подражая другим человек ощущает себя увереннее. В обычной практике, и без электронных девайсов, на его выбор влияют решения, сделанное другими людьми. Чем больше людей придерживаются того или иного мнения, тем больше вероятность, что человек, зная о выборе окружающих, примет решение большинства.

Во все времена в каждом обществе есть стереотипы успешности, идеалы удовольствия и примеры благополучной жизни. Естественное желание соответствовать им стало массовым явлением в социальных сетях. Здесь стереотипное поведение превалирует, поскольку во многих случаях оно наиболее целесообразно, а в некоторых просто необходимо, позволяя не выделяться из толпы.

Сами социальные сети, успех которых полностью базируется на энергии своих пользователей и рекламе, поощряют в различной форме подражание образцам успешности. Вместе с тем, подражание общепринятым идеалам приводит к утрате пользователями собственной идентичности. С другой стороны оно может приводить к копированию опасных поступков – самоубийству, насилию над другими людьми, включая террористические акты.

Информационные программы, документальные или художественные фильмы, социальные сети, в которых подаётся данная тема, провоцируют суициды, причем чаще всего жертвами становятся склонные к подражанию подростки. Периодически появляющиеся сообщения о насилии в школах и др. могут, также относится к подражанию аналогичных действий выложенных в различной форме в социальные сети. О них сообщают масс-медиа и ведут прямые репортажи телеканалы, что, в некотором смысле, провоцирует подражание.

Как пишет в своей книге «Психология влияния» Роберт Чалдини (Robert B.Cialdini): «Мы с вами существуем в необыкновенно разнообразном окружении. Для того чтобы вести себя в нем адекватно, нам нужны кратчайшие пути. Не следует ожидать от себя осознания и анализа всех аспектов каждой личности, события или ситуации, с которыми мы сталкиваемся. У нас нет на это времени, энергии или нужных способностей. Нам приходится очень часто пользоваться стереотипами для классификации вещей в соответствии с немногими ключевыми чертами, а затем реагировать, не задумываясь, когда мы сталкиваемся с той или иной чертой, играющей роль спускового крючка».


Фатальное подражание по Роберт Чалдини (2001). Количество несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших до, в день и после появления сообщения о самоубийстве в масс-медиа. Самая большая опасность существует в течение трех-четырех дней после сообщения по данным за 1947—1968 годы. За нулевой уровень принят обычный уровень несчастных случаев со смертельным исходом.


Обратная сторона этого явления – фатальное подражание. Чалдини рассмотрел случаи подражания суицидного характера, которое уже имеют место в социальных сетях. Он выяснил, что количество несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших до, в день и после опубликования сообщения о самоубийстве различно. Так самая большая опасность существует в течение трёх-четырёх дней с момента публикации сообщения в масс-медиа.

После короткого периода снижения кривой следует еще один подъем приблизительно через неделю после сообщения и, затем снижается к 11 дню обычного уровня: «Те, кто намерен представить свое самоубийство как несчастный случай, ждут несколько дней, прежде чем совершить этот акт – возможно, чтобы набраться мужества, спланировать происшествие или привести в порядок свои дела». Чалдини относит это явление к т.н. феномену Вертера. После того как Иоганн фон Гёте (Johann Wolfgang von Goethe) опубликовал роман «Страдания юного Вертера» (Die Leiden des jungen Werthers, 1774), в котором главный герой Вертер совершает самоубийство, произошла череда самоубийств по всей Европе.

В бизнес-школе Университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University) в Балтиморе проведён следующий эксперимент. Исследователи использовали веб-сайт знакомств где пользователи могли оценить случайных людей. На нём демонстрировались и оценки выставленные другими людьми. Через некоторое время у всех участников эксперимента вкусы стали схожими, а представления о красоте изменились.

Было доказано, что привлекательность формируется за счет привычки. В свою очередь это должно сказаться на манерах поведения – подражании людям добившихся определённых успехов в жизни.

Дезориентация. Электронные устройства заставляют пользователя отрабатывать в голове одновременно несколько задач. Принимать решения о том, переходить ли по ссылкам на веб-сайтах, набирать ли текст на клавиатуре или двигать мышкой, отвлекаться на поступившее электронное сообщение и др. В исследовании Университета штата Нью-Йорк в Олбани (University at Albany) обнаружено, что всё это может вызывать у человека потерю ориентации.

В смартфонах и других мобильных устройствах для отслеживания движения глаз человека используются специальные приложения. Было выяснено, что характер движения глаз отражает высшие психические функции (память и принятие решений), а также выдавать мысли, убеждения и желания человека.

Наблюдая за глазами, можно узнать вещи, которые человек предпочёл бы оставить при себе. Например, гендерные или расовые предубеждения и др. Это также может быть использовано для воздействия на моральный выбор человека и его дезориентацию.

Эмодизация. Желание символическим способом быстро отразить свои настроения ведёт к замене текстовых сообщений на пиктограммы и смайлики. Обычно суждение об интеллектуальном уровне собеседника вырабатывается по его устной речи. Электронный способ коммуникации отдаляет его от реального собеседника, но придаёт в собственных глазах больший вес при использовании визуальных картинок и т. п. из готовых наборов.

Свою роль в эмодизации сыграли бизнес-стратегии использующих логику упрощения при продвижении товаров и услуг. Они основаны на способности человека закреплять в памяти (обычно в детском и подростковом возрасте) признаки объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов (запечатление или импринтинг).

Наиболее точно подобную стратегию описал Джек Траут: «Поскольку до сознания получателя доберется лишь малая толика исходного сообщения, отбросьте в сторону всё, что касается его отправки, и сконцентрируйтесь на получении. Фокус – на восприятие клиента. А не на реалиях продукта» (1980).

Лукомания. Это неспособность воспринимать полностью текстовые сообщения без визуального сопровождения. Единство повествования и визуального действия делает сообщение более правдоподобным. Вырабатывается склонность полагаться на внутренние инстинкты, а не на рациональное мышление и формируется своеобразное «клиповое восприятие».

Общий результат рекламной деятельности масс-медиа (пресса, радио, телевидение). Они с успехом перенесены в цифровое поле, и существенно модернизированы. Цифровые технологии позволяют более эффективно манипулировать восприятием человека.

Одноразовость. Непрерывная смена атрибутов жизни – от мобильных телефонов, марок автомашин до различных электронных гаджетов и развлекательных шоу прививает привычку одноразовости всего и вся, включая и сексуальных партнеров.

Когда в Европе похолодало, жившие здесь люди каменного века думали о тёплой одежде больше чем об украшениях для неё. В современное время примерно раз в два года меняются модели всевозможных гаджетов. Ушли в прошлое почти «вечные» телевизоры, радиоприемники и зимние шубы. Для того что бы адекватно выглядеть в глазах современников нужно приобретать новые вещи.

Это косвенный результат маркетинговых приёмов, вырабатывающих привычку покупать новые вещи. В определенной мере на этом базируется институт моды – не важна полезность вещи главное, что она отвечает эмоциональным потребностям сегодняшнего дня.

Здесь под модой понимается непродолжительное единство и массовое распространение тех или иных внешних проявлений культуры – вкусов, поведения, стилистических признаков изделий, принятых критериев их эстетической оценки и т. д.

Упрощение. Долгое нахождение в цифровой среде приводит к упрощенному восприятию – использованию шаблонов для фильтрации сообщений на значимые и нет.

Непрерывный поток сообщений приучает человека считать, что справиться с ним практически невозможно. Люди постоянно оценивают, какие сведения представляют для него больший интерес, чем другие. С другой стороны, они чаще всего склоняются к той точке зрения, которая совпадает с их мнением и не берут во внимание другие, возможно и более верные.

Тенденцией нового времени начали проявляться даже в столь строгой отрасли как наука. Исследователи под руководством Адриана Летчфорда (Adrian Letchford) из университета Варвика (University of Warwick) проанализировали цитируемость заголовок 140 тысяч научных статей за 2007—2013 годы. Выяснилось, что статьи с короткими названиями цитировались чаще, чем с длинными. Возможно, это связано с тем, что читатели считают статьи с коротким названиями понять проще, чем с длинными.

Группа учёных из Вашингтонского университета (University of Washington) провела эксперимент, в котором студентам было предложено прочитать одну и ту же статью, разбитую на разное количество разделов. Выяснилось, что определенное число подзаголовков облегчает восприятие материала, при превышении которых оно уменьшается. Оптимальным считается один подзаголовок примерно на каждые 200 слов.

Клиповое восприятие в этом плане солидаризируется с процессом упрощения и структурирования текста в масс-медиа (т.н. статьи-списки) в которых отсутствует связная линия повествования. Это касается не только читателя, но и тех, кто готовит тексты. Вместо того чтобы логически выстраивать повествование стало проще использовать пронумерованную структуру без итоговой обобщающей фразы. Формированию клипового восприятия также содействует микроблогинг в сервисах коротких сообщений и социальных сетях.

Это вынужденная реакция на рост «информационного шума» в коммуникациях и результат логики применяемых уже много лет бизнес-стратегий: «Для того чтобы сообщение проникло в глубь человеческого сознания, необходимо отбросить все неясности и максимально упростить» (Траут,1980).

Селфимания. В 2013 году психолог Линда Хенкель (Linda Henkel) из Фэрфилдского университета (Fairfield University) поставила эксперимент. Студентов университета повели на экскурсию в музей искусств и попросили сфотографировать одни произведения искусства, а другие только рассмотреть. Когда на следующий день воспоминания участников об экскурсии проверили, выяснилось, что они помнят в меньших подробностях те произведения, которые фотографировали. Этот феномен был назван «эффектом нарушения памяти, связанным с фотографированием».

Тем не менее, данная проблема касается не памяти, а внимания, поскольку человек лучше запоминает то, что находится в фокусе его зрения. Мозг обладает механизмом сфокусированного внимания на определённом предмете. Вполне оправданном с позиции выживания – необходимо держать под контролем угрожающее явление или добычу, а окружающая обстановка важна если она содействует этой цели. Спокойный ландшафт моментально исчезает, если в нём возникает движение, и внимание переключается на это событие.

Сетчатка человеческого глаза устроена так, что с максимальной четкостью он видит то, что находится под углом в 2°. Из-за этого глаза находятся в постоянном движении и «отсканированные» фрагменты передаются в мозг, где они складываются в целостную картинку. При этом периферийное зрение у женщин развито лучше, чем у мужчин.

Фотография представляет собой отображение прошлого. Селфи это протоколирование своей жизни в самых разных её аспектах – от праздничного блюда до встречи с друзьями или родственниками. Таким образом, документируется жизнь и её важнейшие этапы.

Селфи стало ответом на жизнь в городской среде, оставляющую немного места для личной жизни. За счёт подражания известным людям создаётся виртуальная сопричастность к культовым процессам широко и непрерывно освещаемых масс-медиа.

С переходом фотографии с пленки на цифру изменились причины, по которым люди делают снимки. Из средства, помогающего вспоминать о важных событиях, фотография превратилась в новый тип коммуникации, способ формирования собственной идентичности и укрепления своих социальных связей.

Киберпредубеждение. В цифровой среде человек обращает более пристальное внимание на подтверждающие его мнение сообщения. Это т. н. психологический феномен именуется «предвзятость подтверждения». Он затрудняет восприятие реальности человеком.

Определять характер потребляемого человеком контента способен ближайший круг его знакомых, «фильтрующие» своими предпочтениями различные источники информации. Такие как кинофильмы, книги, телевизионные передачи, сетевые новости и др. К примеру, возникла новая форма общения Booktube с использованием видеоблогов. Буктьюберы знакомят с книжными новинками, рекламируют писателей и книги, тем самым не всегда обосновано влияют на выбор человека.

Конец ознакомительного фрагмента.