Вы здесь

Интернет-психология. Часть вторая. Психология интернет-общества (А. Е. Баранов, 2012)

Часть вторая. Психология интернет-общества

Интернет-общество

Человек всегда отрицал государство и сам же к нему стремился. В чем суть противоречивой природы человека? Государство? Мы еще не закончили об обществе. Итак, общество создало государства по национальному и территориальному признаку. Государство создало законы, и общество вынуждено следовать им. Есть ли такая аналогия в интернет-обществе? Да!

Интернет создавался как сугубо государственное сообщество, полностью подконтрольное государству в академических кругах и научно-исследовательских подразделениях. Интернет-общество почерпнуло оттуда свои основные ценности, существующие и поныне, но, может быть, немного уже измененные временем.

Но! В Интернете НЕТ самого «Главного»! НЕТ и «Замглавного» и НЕТ даже правительства! В Интернете НЕТ органов законодательной власти, да и самих законов с печатями и голосованием, в Интернете НЕТ прямого деления по национальному и территориальному признаку и деления на касты и слои общества. При этом, казалось бы, хаосе общество в Интернете существует, но оно состоит только из виртуальных людей. Вопрос в том, насколько они ненастоящие?

Анархия, спросите вы? Нет! И попробуем во всем этом разобраться. В чем-то, а может быть, и в основном, Интернет – это стремление к свободе. Обратившись к примерам выше, можно сказать, что это как раз то отрицание общества отдельным индивидом и при этом создание нового общества, интернет-общества, основанного на принципах свободы. Свобода эта весьма эфемерна. Ведь не секрет, что к каждому пользователю «привязаны» номера телефонов, логины и пароли, номера кредитных карт, IP и т. д. Также действия пользователя прослеживаются поисковыми машинами и почтовыми серверами. НО! Это сильно отличается от «офлайнового общества» и его свободы – согласитесь, даже с этими ограничениями это совсем другое, а может, многие читатели даже и не знали о них ☺, тем не менее жили спокойно. Покой нам только снится!

Немного истории Интернета

Интернет был построен его создателями, учеными и студентами, как средство свободной коммуникации. Данные коммуникации способствовали свободному распространению программного кода. Далеко не секрет, что современное программное обеспечение серверов Apache и Linux – это открытый программный код, «дописываемый» любым желающим. Казалось бы, можно контролировать Интернет, если большинство использует один и тот же программный код. Нет… Из-за своей глобальности при возникновении любого давления извне или возникновения нового средства коммуникаций в Интернете пользователь всегда может найти другое средство коммуникаций совершенно легко! (закрыли ICQ (ну, предположим!) – перешли в Skype).




Зарождением Интернета принято считать 1962 г. В Лаборатории ARPANET был разработан первый способ пакетного обмена данными. В первую очередь для обмена данными между институтами в США – в Калифорнии, Юте и Санта-Барбаре. Уже в 1972 г. эта сеть сильно выросла путем слияния с другими сходными сетями PRNET и SATNET. Министерство обороны США, обеспокоенное безопасностью сети, создало собственную – MILNET. Тогда же мы имеем первое упоминание слова «Интернет» – ARPANET стала ARPA-INTERNET.

Уже в 1990-х гг. почти все компьютеры обладали TCP/IP-соединением и с распространением провайдеров создали собственные шлюзы соединений и способствовали развитию сети. «Бывалые» может быть помнят электронную доску объявлений BBS (bulletin board system), распространившуюся в 1970-х гг. Данная сеть также способствовала триумфальному шествию Интернета по планете. В 1975 г. задачей ARPANET стало создание и поддержание компьютерной связи между различными видами вооруженных сил США.

Развитие Интернета в России сильно тормозится из-за ряда факторов: величины покрытия, количества подключенных к Интернету регионов, отсутствием действий со стороны правительства, связанных с монетизацией Интернета, и в чем-то действий бизнеса, стремящегося получить немедленную прибыль.

Летопись Рунета (выборочно)

1992–1993 гг. – зарождается российский рынок интернет-провайдеров, первые участники – Demos Plus, Techno, GlasNet, SovAm Teleport, EUnet/Relcom, X-Atom, FREEnet. Начинается массовое использование протокола TCP/IP. Организуется несколько «выделенных» каналов на Запад, в том числе оптический и спутниковый (через Эстонию, Финляндию и Америку). В эти же годы в регионах России фрагменты Рунета и региональные ISP-компании создавали Бармин Владимир (Ульяновск, «СимТел»), Вахонин Сергей (Екатеринбург, «КОРУС»), Вовк Сергей (Димитровград, «Системотехника»), Ермолаев Александр (Ижевск, «МАРК-ИТТ»), Лещенко Александр (Тольятти, «АВТОВАЗ»), Лисовский Анатолий (Набережные Челны, «КамАЗ»).




Апрель 1993 г. – вышла первая книга об Интернете на русском языке: Ю. М. Горностаев, «Мировая сеть Интернет – применение в науке и бизнесе» (энциклопедия «Технологии электронных коммуникаций». Т. 43. Издательство «Эко-Трендз»).

7 апреля 1994 г. – в этот день международный сетевой центр InterNIC (англ.) официально зарегистрировал национальный домен. ru для Российской Федерации. Администратором домена стало созданное при Курчатовском институте учреждение РосНИИРОС. До этого домены в 1992 г. получили Литва, Эстония, Грузия и Украина, в 1993 г. – Латвия и Азербайджан. В России уже широко использовался. su.

Создан первый сайт в зоне RU – www.1-9-9-4.ru.

27 июля 1994 г. – Министерство науки РФ совместно с Фондом Сороса профинансировали прокладку интернет-магистрали между научными организациями ЮМОС (Южная московская опорная сеть).

Ноябрь 1994 г. – основана Библиотека Максима Мошкова.

1994 г. – организован первый литературный конкурс Best Russian On-Line Literature, впоследствии – «Тенета».

1995 г. – на базе международной телефонной станции ММТС-9 на улице Бутлерова в Москве начинается создание главной российской точки обмена трафиком MSK-IX, она же М9.

Апрель 1995 г. – создается первый сайт офлайнового СМИ в Интернете – «Учительской газеты».

Май 1995 г. – открыт первый сайт информационного агентства – «РосБизнесКонсалтинг».

19 и 20 августа 1995 г. – в Санкт-Петербурге было проведено первое на территории России демопати под названием ENLiGHT, на которое приехало около 150 человек.

Сентябрь 1995 г. – программист Андрей Герасимов на базе провайдера «Нетклаб» впервые в России создал механизм для торговли компакт-дисками через Интернет. Магазин начал работу, но почти сразу закрылся из-за нерентабельности.

3 октября 1995 г. – открылась первая студия веб-дизайна, основанная Артемием Лебедевым.

8 ноября 1995 г. – появился первый в Рунете развлекательный ресурс – Анекдот. ru.

22 ноября 1995 г. – появился сайт «Паровоз ИС».

Декабрь 1995 г. – впервые в Сети публикуются промежуточные результаты выборов депутатов Государственной думы в рамках проекта, созданного Фондом эффективной политики и Центра исследований СМИ.

18 января 1996 г. – в Санкт-Петербурге открыто первое интернет-кафе «Тетрис».

Март 1996 г. – партия «Яблоко» открыла свой сайт – первый сайт политической партии в Рунете.

Апрель 1996 г. – издан первый в стране печатный справочник интернет-ресурсов Ю. Е… Поляка (энциклопедия «Технологии электронных коммуникаций», т. 68, издательство «Эко-Трендз»).

10 июня 1996 г. – появление веб-чата в Интернете – «Кроватка».

30 августа 1996 г. – новая попытка создания российского интернет-магазина, на этот раз успешная: открылся интернет-магазин «Символ» (www.symbol.ru), ныне называющийся Books.ru.

26 сентября 1996 г. – создана первая российская поисковая система Rambler. Разработчик системы – Дмитрий Крюков.

29 ноября 1996 г. – на семинаре РОЦИТ представлена разработка А. Н. Дыбенко и Ю. Е. Поляка – каталог «Ау!» (позднее – «@Rus», «Апорт»).

24 декабря 1996 г. – вышло первое интернет-издание, посвященное непосредственно Сети и ее пользователям – «Вечерний Интернет» Антона Носика (также рассматривается некоторыми как первый популярный русскоязычный блог; отдельную популярность приобрела гостевая книга проекта).

19 декабря 1996 г. – открытие первого российского музыкального портала Music.ru, впоследствии Звуки.ру.

19 марта 1997 г. – основан союз ЕЖЕ, ныне считающийся гильдией деятелей Рунета; известный также «цеховым» конкурсом РОТОР.

Март 1997 г. – прошел первый РИФ (Российский интернет-форум).

23 сентября 1997 г. – появилась поисковая система Яndex, производящая поиск на основе морфологического анализа.

4 января 1998 г. – открылся PBEM (Play-ByEmail) игровой сервер «Мафия».

24 июня 1998 г. – Федеральная служба безопасности начала внедрение системы СОРМ («Система оперативно-розыскных мероприятий»), предписывающая каждому провайдеру провести специальный канал данных в ФСБ и обеспечить прочтение электронной почты и отслеживание доступа к ресурсам Сети абонентов оператора. Сетевая общественность предприняла попытки противодействия, проводились виртуальные митинги, демонстрации и забастовки, однако это не помешало ФСБ внедрить систему.

1 октября 1998 г. – открылась бесплатная служба Mail.ru, за несколько месяцев, по мнению автора, сумевшая стать лидером по количеству пользователей своего сервиса и сохранить это положение до сегодняшнего дня.

20 ноября 1998 г. – совершен первый перевод средств в Webmoney, первой в Рунете общедоступной системе электронных платежей.

1 октября 1999 г. – оператор «ГласНет» поглощен компанией «ТелеРосс», владельцем сети «Россия-онлайн» (ныне – торговая марка «РОЛ» компании ООО «СЦС Совинтел»).

30 ноября 1999 г. – Алексей Толкачев сделал первую запись на американском блогохостинге LiveJournal на русском языке, что можно назвать отправной точкой развития крупнейшего русскоязычного интернет-сообщества – «ЖЖ» (Толкачев тем не менее вначале не занимался регулярной публицистикой: эта традиция началась с приходом в LiveJournal на рубеже 2000–2001 гг. Михаила Вербицкого и Романа Лейбова).

Интернет – это общество свободы, создаваемое самими членами этого общества путем размещения информации в открытом доступе.

Пожалуй, самым ярким и всем известным примером служит Википедия – wikipedia.org – огромная энциклопедия, созданная самими пользователями для общих нужд. В чем-то Википедию можно сравнить с коммуной, где все основано на общности имущества и труда, или провести аналогию с религиозным культом, когда каждый прихожанин, совершая какое-либо определенное действие, например, кладя камень или делая подношение, способствует развитию религии. Материал, публикуемый в Интернете, моментально становится общим достоянием, а при интересе общества к нему – моментально «облетает» огромные массы людей.

Виды интернет-сообществ

Какова же роль современного интернет-общества? Как реальное общество «отражается» в виртуальном? Рассмотрим следующие виды интернет-сообществ:

поисковые машины;

новостные сайты;

информационные порталы;

социальные сети;

сайты знакомств;

чаты;

блогосфера;

форумы;

сайты-сервисы (например, почтовые);

интернет-магазины (покупка/заказ товаров и услуг);

корпоративный Интернет;

игровой Интернет;

«сайты для взрослых».

Психология интернета

Двойственные психологические роли пользователей Интернета

Всех пользователей Всемирной сети можно условно разделить на два лагеря:

создающие;

поглощающие.

Безусловно, существуют создающе-поглощающие и поглощающе-создающие. Вы же можете читать новости и писать в форум или блог – вопрос в том, больше вы читаете-поглощаете или пишете-создаете. Поглощающие информацию создают ее хотя бы косвенным образом – они создают позыв для создания информации. Рассмотрим каждую из аудиторий отдельно.

Психология аудитории поисковых машин

Самой большой аудиторией Интернета является аудитория поисковых машин. В России это Яндекс и Google. Пользователи поисковых машин активны, ведь сам компьютер ничего не будет показывать, если его не спросить об этом. Необходимо проделать какие-либо действия – сформулировать и задать вопрос системе соответствующим образом.




Если сравнивать аудиторию Интернета с офлайн-аудиторией, можно сделать вывод о большей активности первой, желании производить какое-то действие, нежели у более пассивной офлайн-аудитории, попросту смотрящей телевизор или читающей журналы, воспринимая «данность» информации, но не пытаясь сделать активный выбор.

Как происходит общение пользователя с поисковой машиной? Пользователь задает вопрос поисковику, рассчитывая получить на него ответ. Например, «что такое счастье», «как сделать свой сайт», «где найти мужа» и т. д. Порой эти запросы становятся совсем лаконичными и односложными. По статистике таких запросов в Рунете большинство: люди либо не знают, как правильно сделать запрос, либо просто банально ленятся.

Таким образом, сокращая свой вопрос, пользователь получает менее точный ответ поисковой системы, и задача поисковика каким-либо образом подстроиться под подобные запросы пользователей и выдавать как можно более адекватные ответы. Но пользователь продолжает общаться с поисковой машиной как с живым человеком, задавая вопросы, схожие с тем, которые он задал бы другому человеку. Получая ответ, большинство пользователей опять-таки не двигается далее «пресловутого» ТОП 3–5 первых трех-четырех результатов поисковой выдачи, а также обращает внимание на контекстную рекламу, располагающуюся как можно выше.

Психология поисковых запросов

Поисковые системы публикуют в свободном доступе данные о запросах пользователей. С такими данными можно ознакомиться, например, в поисковой системе «Яндекс» – http://wordstat.yandex.ru/. Существует множество споров о достоверности данной информации.

Дело в том, что публикуемые на страницах http://wordstat.yandex.ru/ запросы пользователей и данные об их частотности, т. е. количестве показов (показы рекламных объявлений по этим запросам и их статистика), очень усреднены.

Для того чтобы получить более достоверную информацию, следует сверять запросы с данными, например, систем «Рамблер» или Google. Но, безусловно, сделать вывод о популярности набранных слов можно и по http://wordstat.yandex.ru/.

Если вы никогда не сталкивались с этим сервисом, возможно, он вам покажется весьма забавным. Ведь узнать, в каком-то смысле, мнение миллионов людей довольно интересно. Другой вопрос заключается в сложности обработки такой информации – чтобы сделать из нее какие-либо выводы, вам понадобится недюжинный опыт. Но тем не менее…

Теперь немного о статистике видеосервиса YouTube и «Яндекс».

Самыми популярными российскими видео на YouTube.ru в 2010 г. были:

1. Осигналили кортеж Медведева – более 3 млн. просмотров.

2. «Война» за Химкинский лес – более 2 млн. 340 тыс. просмотров.

3. Янукович и венок. mpg – более 2 млн. 140 тыс. просмотров.

4. Транснефть: катастрофа под Новосибирском – более 1 млн. 390 тыс. просмотров.

5. Mr. Freeman, part 58 – более 1 млн. 100 тыс. просмотров.

6. Noize MC «10 суток 'Сталинград'» – более 1 млн. 90 тыс. просмотров.

7. И. Растеряев. Комбайнеры – Combiners – более 980 тыс. просмотров.

8. Вася Обломов – Магадан – более 830 тыс. просмотров.

9. Пешеход заставляет гаишника соблюдать ПДД – более 740 тыс. просмотров.

10. Хрюши против: Ашан в Сокольниках 23.09.2010 – более 707 тыс. просмотров.

Самые «быстрорастущие» поисковые запросы на YouTube.ru в 2010 г.:

1. Alejandro Lady Gaga.

2. Alors on danse.

3. Eminem not afraid.

4. Eurovision 2010.

5. Gaga Alejandro.

6. Ipad.

7. Iphone 4.

8. Shakira waka waka.

9. Trololo.

10. Waka waka.

Топ-10 запросов к поиску «Яндекса» выглядит следующим образом:

1. В контакте.

2. Одноклассники.

3. Mail.ru.

4. Порно.

5. В контакте вход на сайт.

6. В контакте вход.

7. Авто ру.

8. Порно онлайн.

9. Мой мир.

10. Игры для девочек.

Примеры поисковых запросов с пояснениями

Немного поговорим (с примерами) о психологическом аспекте поисковых запросов.

Уже пора создавать целые институты, которые будут изучать такой непростой вопрос, как психология поисковых запросов. Вы сами можете это посмотреть на странице http://wordstat.yandex.ru/ и вдоволь побаловаться, изучая статистику набираемых в «Яндекс» слов. Можно подходить к этому процессу и с более научной точки зрения, как это делаем мы, в моей компании Newmann Bauer, – изучаем психологию спроса и предложения.

Морфологией поисковых запросов занимается огромное число людей в научных целях, совершенствуются алгоритмы – формулы поисковых систем – это вопрос сугубо технический. Я в этой книге рассматриваю только психологические вопросы, поэтому технику мы опустим до лучших «технических времен».

Запрос «Интернет» – 12 715 471 человек в месяц. Казалось бы, ну кто будет спрашивать «Интернет» в Интернете? Тавтология!

Давайте вдумаемся: о чем размышляли люди, набравшие слово «Интернет», и что они планировали получить? Люди, набирающие такие «общие» запросы, на которые невозможно получить ответ, пытаются использовать поисковую машину как оракул.

Запрос «жизнь» – 5 551 153 раз в месяц, опять! Такой же общий запрос, но при этом «Яндекс» нашел на него 198 млн. ответов!

Также множество запросов о смысле жизни, как жить и т. д., т. е. к Интернету относятся как к своего рода оракулу. Однако поисковая машина сделана самими людьми и осуществляет поиск по той информации, которую сами они и создали, не будучи проявлением божественного начала. Поэтому надо понимать, что вы никогда не найдете в Интернете информацию, которая лежит за гранью человеческих возможностей, так как ее нельзя будет выразить привычным образом – словами или буквами.

Еще о запросах. Запросы – где взять то-то или то-то, купить, скачать, найти и т. д. Ничего особенного, но и среди таких запросов можно обнаружить нечто забавное: запрос «купить». – 23.651.805 человек в месяц. Но что купить-то? Все равно что? Люди, обращаясь к поисковой машине, находясь наедине с собой, пытаются убежать от самих себя или найти ответ на свой вопрос где-то вовне? Кому это удалось? А если я напишу, что «да, удалось»? ☺

Можно ли сделать вывод из вот такой информации: «самоубийство» – 76 908 человек в месяц? Почти 77 тысяч человек в месяц хотят совершить самоубийство? Но зачем они тогда спрашивают об этом? Запрос «любовь» – 10 009 826 раз в месяц Вообще обзор психологии поисковых запросов и их взаимосвязей в чем-то сравним с серфингом по Интернету (о нем мы поговорим ниже): бесконечное количество информации приводит к следующему бесконечному количеству информации и т. д. Да, запрос «любовь»! Но вот, например, «любовь бесплатно» – 628 116 человек в месяц. Значит, эти люди думают, что изначально она, любовь, все-таки за деньги?

И конечно же, стоит разделить поисковые запросы на две категории – коммерческие и некоммерческие запросы. Коммерческие запросы – если пользователь что-то хочет купить, а некоммерческие – если пользователь просто ищет информацию для своих «некоммерческих целей». Категория коммерческих запросов очень обширна и также имеет свою психологию.

Еще общие запросы – «кирпич», «пластиковые окна». Тут в дело вступают правила русского языка. Некоторые предметы и понятия описываются только односложным образом, как, например, «пластиковые окна» или «кондиционеры»; совсем небольшому количеству людей приходит в голову спросить «установка пластиковых окон». Поэтому продавцы таких товаров вынуждены «страдать» в чем-то из-за русского языка, особенностей его использования. Ведь только Интернет позволяет привлечь именно целевого покупателя: узнав, что нужно пользователю, можно тут же предложить ему решение – что может быть быстрее! В результате в некоторых сферах бизнеса конкуренция из-за совсем небольшого количества слов в русском языке для этой сферы бизнеса очень большая, в то время как в других сегментах из-за большего разнообразия словоформ конкуренция ниже. Начиная бизнес, мало кто из вас думает, сколько слов в русском языке описывает то, чем вы собираетесь заниматься. Но правильно, именно изучив эту проблему, сделать выводы и скорректировать направление в самом начале! Именно так можно достигнуть успеха. Ну да, коммерческому успеху в Интернете посвящены 2 мои предыдущие книги – «Прогноз возврата инвестиций в интернет-маркетинг» и «Три правила успеха интернет-маркетинга». Поэтому не будем уделять слишком много времени в этой книге коммерческим вопросам, а вернемся к психологии.

Психологическая картина мира запросов пользователей поисковых машин

В процессе чтения этой книги мы с вами вместе будем делать какие-либо выводы, разбирать текущую ситуацию и отслеживать возможные тенденции. Так вот какой вывод можно сделать из приведенной выше информации?

Пользователи в поисковой системе не «видят» друг друга и даже не ощущают присутствия миллионов людей, одновременно задающих вопрос поисковой системе. Общение происходит исключительно с поисковой строкой и результатом выдачи.

Такой вид сообщества, когда люди, находясь рядом, доверяют свои вопросы поисковой строке, в реальном виде отсутствует. В чем-то это порой напоминает массовый прием у психиатра. Представьте себе миллионы женщин, которые задают порой сокровенные вопросы типа «как выйти замуж?», но при этом не видят ни друг друга, ни «психиатра», ни сами вопросы – тогда у вас создастся полное впечатление о «сообществе пользователей поисковой машины».

Психология посетителей новостных сайтов/информационных порталов

Данные сайты представляют собой набор тематической информации, будь то новостной или какой-либо другой контент с возможностью поиска и обновления информации. Аудиторию подобных ресурсов составляют тематические сообщества, разбитые по интересам, обычно это постоянная аудитория.

Психология объекта в Интернете

Чем отличается объект, будь то текст, видео или графическое изображение, который мы видим в реальном мире, от того, который находится в мире виртуальном? Даже если фильм или ролик показан по телевизору, на экране компьютера он выглядит совершенно по-другому. Почему? Потому что объект на экране компьютера интерактивен и пользователь сам совершает определенное действие, чтобы «вызвать» его.

Нажал кнопку play и выбрал функцию «проиграть ролик» или же «показать изображение». При этом сам предмет, «вызванный» пользователем, становится несколько другим, потому как пользователь сам совершил действие – выбор. Если «показать» ему этот ролик на экране телевизора, то его восприятие изменится! Потеряются интерактивные качества.

Как выглядит данная сущность в интернет-сообществе? Если взять, к примеру, выборы, то пользователь сам принимает решение – да/нет/ воздержался. В онлайн-сообществах прямого голосования нет, есть косвенное – пользователи голосуют «собой», просто посещая отдельные страницы чаще, чем другие, сами производя какие-либо действия. Например, ставят like на понравившуюся новость в социальных сетях или транслируя ее на своей странице. Таким образом, одни страницы проходят «выборы», а другие – нет, притом «предвыборная кампания» на сам выбор влияет весьма слабо.

Удержать пользователей там, где им неинтересно, гораздо сложнее, нежели их привлечь. Таким образом, в большинстве интернет-проектов наблюдается «перетекание аудитории» из одного сообщества в другое.

Психология форумов

Форум – это сообщество людей для массового общения по интересам. Для продуктивного общения в каком-либо сообществе нужно соблюдать определенные правила, которые в нем приняты. Также обстоит дело и с форумом: для общения в нем нужно соблюдать правила форумской жизни.

Правила общения на форумах

I. Общие положения

1. Незнание правил не освобождает от необходимости их выполнения.

2. Отправка любого сообщения в форум автоматически означает ваше согласие с настоящими правилами и с необходимостью их выполнения.

3. Все имеющиеся на сайте сведения имеют исключительно информационное назначение. Все сообщения отражают мнения их авторов, и администрация не несет за них никакой ответственности.

4. Не обращайте внимания на хулиганов. Не отвечайте им, даже если вы считаете, что вас оскорбили, просто сообщите администратору. Остальное – забота администрации.


II. Создание новых тем и ответы на существующие темы

1. Любой зарегистрированный посетитель форума имеет право создать тему, которая соответствует профилю форума (подфорума) и не является повторной по данному вопросу.

2. Перед созданием новой темы не поленитесь воспользоваться поиском во избежание дублирования тем.

3. В заголовке однозначно указывайте тему вашего сообщения.

4. В форуме все сообщения хранятся неограниченное время, поэтому принято создавать сообщения, представляющие интерес для широкого круга посетителей даже через несколько месяцев после их написания.

5. Для выделения или постановки ударения на слово или фразу, используйте жирный шрифт или выделение цветом. Не используйте ЗАГЛАВНЫЕ буквы.

6. Старайтесь отвечать на сообщения информативно, по существу и по тематике.

7. Если к сообщению прикреплено вложение, уведомьте о его наличии в теле сообщения, например «см. вложение».


III. Запрещается

1. Грубые, нецензурные выражения и оскорбления в любой форме – сообщения, грубые по тону и содержанию, переход на личности.

1а. Разглашать данные о пользователях, такие как реальное имя (если оно не является ником и пользователь не сообщал его сам на форуме ранее), сведения о доходах, имуществе, месте жительства, вероисповедании, национальности, семейном положении, фотографии участников и другие сведения, прямо или косвенно идентифицирующие его личность.

2. Призывы к нарушению действующего законодательства, высказывания расистского характера, разжигание межнациональной розни и всего прочего, что подпадает под действие УК РФ.

3. Размещать заведомо ложную информацию, клевету, а также использовать нечестные приемы ведения дискуссий.

4. Создавать темы, содержащие любую рекламную, антирекламную или коммерческую информацию, телефоны и адреса, а также ссылки на сайты с целью повышения их посещаемости (за исключением специально отведенных тем). Запрос такой информации осуществляется через личные сообщения.

5. Размещать информацию эротического и порнографического содержания, ссылки и пароли к сайтам данной тематики.

6. Писать бессмысленную или малосодержательную информацию. Флеймить в тематических разделах. Использовать конференцию в качестве чата.

7. Цитировать объемные сообщения других участников целиком. Цитируя, апеллируйте к конкретной фразе.

7а. Без особых причин цитировать сообщение, находящееся непосредственно над размещаемым сообщением.

7б. Цитировать изображения.

8. Вставлять в сообщение рисунок разрешением более 640 × 480 или размером более 40 Кб. Такие рисунки разрешено указывать только в виде ссылки.

9. Создавать темы, имеющие в названии или содержании непрерывный текст, состоящий из ЗАГЛАВНЫХ букв. Уважайте своих собеседников, у них может сложиться мнение, что вы на них кричите.

10. Создавать темы, имеющие несодержательные названия, бессмысленные наборы букв, символьные украшения.

11. Безосновательные и неаргументированные утверждения, не подтвержденные фактами. Упомяните, чей это опыт или мнение.

12. Продолжение обсуждений вопросов из тем, закрытых/удаленных администрацией.

13. Использовать форум в качестве личного дневника.

14. Обсуждение действий Администрации. Если вы хотите что-то сказать, делайте это лично, через письма.


IV. Меры по наведению порядка

1. За порядком следит Администрация форума: модераторы и администраторы.

2. Администрация оставляет за собой право переносить темы и отдельные посты, не соответствующие тематике форума, в подходящий форум; закрывать или удалять темы, нарушающие установленный порядок и противоречащие правилам конференции; блокировать доступ нарушителей к конференции.

4. К посетителям регулярно и/или преднамеренно путающим, что принято, а что не принято, будут применяться следующие меры на усмотрение модератора:

удаление сообщений;

предупреждение в привате;

публичное предупреждение;

перевод в режим «только чтение» (бан);

удаление с форума (полный бан).

5. Уровень ограничения или тип предупреждения выбирается модератором в зависимости от нарушенного пункта правил и наличия ранее вынесенных замечаний.

6. С форума удаляются:

пользователи, зарегистрировавшиеся два или более раз единовременно без согласия на то модератора;

пользователи с никами, содержащими оскорбления (типа «все козлы»);

пользователи с никами без смысловой нагрузки (типа «65r7tgu6547»);

пользователи, технически не справляющиеся с форумом (неправильная расстановка тэгов форматирования текста сообщений);

пользователи, блуждающие по форумам Рунета с целью нарушать их правила и выдавать ответные действия модераторов за нарушение свободы слова.


Таковы правила общения на форумах. Если вы заглянете в любой форум, то обязательно найдете соответствующий свод правил и положений. Я не зря привел такой большой список для примера. Общение в интернет-сообществе также как и в обычной повседневной жизни требует соблюдения определенных норм и правил.

Словарь форумчанина

У посетителей форумов есть свой язык. Многие пользователи, особенно новички, знают далеко не все жаргонные слова и выражения, принятые на форумах, или даже вообще не имеют представления об их существовании.

Это кажется незначительным, но может случиться так, что новичок не поймет значения какого-нибудь слова и будет продолжать делать по-своему… а последствия могут быть плачевными для самого пользователя.

Для наглядности приведем некоторые примеры слов и выражений, принятые в общении на форумах.

АКА (от англ. also known as – a.k.a.) – также известен как…; обычно употребляется в сочетании с ником.

АТТАЧ (от англ. attach – прикрепленные данные) – файл, картинка в сообщении.

БАГИ – ошибки в программе, условия возникновения которых известны.

БАН или БАНЯ (от англ. ban – запрещение) – закрытие доступа к сайту (в данном случае к форуму), отсюда – «сидеть в бане», т. е. быть забаненным.

БОТ – это еще один аккаунт пользователя, повторная регистрация в форуме под другим ником.

ВАРЕЗ (от англ. warez) – разнообразный пиратский софт.

ГЛЮКИ – ошибки, условия возникновения которых установить не удалось. Обычно списываются на «криворукость» и «косоглазость» пользователей.

ЗЫ (в сокращении от англ. P.S.) – постскриптум (на русском раскладе клавиатуры буквы «З» и «Ы» находятся там же, где P и S).

ИМХО (сокращенная форма от англ. in my humble opinion – по моему скромному мнению) – употребляется в основном, когда человек высказывает свое мнение, но чтобы не задеть чем-нибудь других. Альтернативный перевод: Имею Мнение Хрен Оспоришь, Истинное Мнение Хрен Оспоришь.

КВОТИНГ (от англ. quote) – цитирование.

КРЯК (от англ. crack – ломать) – программа, позволяющая регистрировать shareware программы, также под это подпадают «отучалки от CD» для игр.

ЛАГИ – тормоза на форумах и в Сети вообще, а также в играх.

НИК (от англ. nickname – кличка) – в форумах имя пользователя.

ОВЕРКВОТИНГ – излишнее цитирование.

ОФФТОПИК (от англ. offtopic) – отклонение от заданной темы.

РЕСПЕКТ (от англ. respect) – «уважаю», дескать, или «мое почтение» вместо «спасибо».

РУЛЕЗ (от англ. rule) – что-то неимоверно крутое и заслуживающее всяческого поклонения.

САБЖ (от англ. subj, т. е. subject – субъект, предмет) – тема сообщения.

САКС (от англ. sucks) – что-то неимоверно тупое и не заслуживающее никакого внимания.

СОПС (Система Обмена Приватными Сообщениями), ПРИВАТ, ЛС, ЛИЧКА – личное сообщение.

СПАМ (от англ. spam – мусор) – ссылки на всякую ненужную информацию.

ТЕ – означает «то есть», т. е.

ТОПИК (от англ. topic – тема) – всевозможные темы, создаваемые на форуме пользователями.

ФЛЕЙМ (от англ. fame – пламя). Флеймить – критиковать, спорить, наезжать на кого-то или на что-то, ругать в легкой форме (без мата).

Пример: в диалоге три пользователя (а, б, в)

а: Лимп Бизкит рулит!!!

б: Ты что охренел! Какой Лимп Бизкит? Это отстой!

в: Ребята, чего спорите? Drum'n'Bass надо слушать…

P.S. спор обычно продолжается долго, пока «Боги» (модераторы) просто не закроют ветку обсуждения.

ФЛУД (от англ. food – потоп, топить). Флудить – писать что-то не по заданной теме, включая просто всякую чушь, тем самым либо бесплатно поднимать себе ранг, либо просто засорять эфир темы.

Пример: В диалоге участвуют три пользователя (а, б, в)

а: Гы!!! (Мне просто нравится гыкать, и все тут.)

б: Мне тоже нравится гыкать!

в: Ну тогда давайте погыкаем вместе!

Все вместе: гы гы гы гы гы гы!!!!

ХЗ – хрен его знает (возможны и другие расшифровки, но смысл мало меняется).

AFAIK (от англ. as far as I know) – насколько я знаю.

AIR, AFAIR (от англ. as (far as) I remember) – насколько я помню.

(с) – копирайт, типа «сперто у того-то».

DIIK (от англ. damned if I know) – черта с два я знаю.

LOL (от англ. laughing out loud или lot of laugh) – суперсмешно.

RIP (от англ. rest in peace) – покойся с миром, часто на могилках.

(sic!) – процитировано в точности с оригинала.

10Х, Thanks, Thx (от англ. thanks) – спасибо.

История форумской жизни

История форумов, как и история чатов, ведется от «начала времен», т. е. с самого начала возникновения общения в Интернете (Рунете). Это одна из самых первых форм общения, зародившаяся когда-то в информационном пространстве. На ее основе потом возникли новые формы общения – например ICQ.

Несмотря на появление социальных сетей и массу других способов общения, все же достаточно большое количество людей до сих пор обсуждают многие темы именно на форумах. Почему же? В форумах четко видна история переписки, так называемое древо тем. Также здесь есть возможность размещения графических и видеоизображений в темах. На мой взгляд, общение на форуме является более структурированным и более научным, что ли ☺.

Популярные темы форумов, тенденции и особенности развития

Чем отличается общение на форумах от общения, например, в чате? Темы женских форумов такие же, как и темы в социальных сетях (подробнее см. главу «Психология социальных сетей»). Что делать на женских форумах? Если вы мужчина, все просто:

1) знакомиться с женщинами и

2) интересоваться «женскими делами»

А если вы женщина? Тогда, конечно, женский форум вам нужен не для того, чтобы познакомиться, а для того, чтобы:

1) узнать что-нибудь полезное для себя;

2) обсудить что-нибудь полезное для себя;

3) выделиться перед подругами, подняв чувство собственной важности.

Соответственно, в этом социуме для привлечения внимания к собственной персоне (если, конечно, вы зашли туда не просто почитать), необходимо публиковать информационные материалы и фотографии, которые могут заинтересовать аудиторию конкретного форума. Все так же, как и в социальных сетях, но более структурированно. И помните, форумы индексируются поисковыми системами, и все, что вы там напишете, может быть легко найдено по вашему нику или адресу электронной почты.

Аудитория форумов

Теперь немного цифр. Процентное отношение аудитории форумов: ядро аудитории (постоянно активные пользователи) обычно составляет не более 2–5% от общей массы (вдумайтесь в эти цифры). Подобные показатели взяты из наблюдений с моих собственных сайтов и форумов, сайтов моих клиентов, а также из открытой статистики liveinternet.

Примеры такой статистики – зона RU:




Можно ли сделать вывод о том, что процентное соотношение активной аудитории в Интернете именно таково? Вероятно, можно, но с определенной погрешностью.

Имея цифру посещаемости российского Интернета 43 млн. человек и высчитав 2 %, можно получить активную аудиторию форумов (и вполне вероятно социальных сетей, чатов и т. д.).

Получаем 860 тыс. человек. Также не стоит забывать об иностранной аудитории и аудитории ближнего зарубежья, которая, безусловно, также влияет на посещаемость форумов. Поэтому этот показатель будет несколько больше, чем 860 тыс. человек. Рассмотрим аудиторию Рунета на текущий момент (на момент написания этой книги).

Данные статистики liveinternet.ru:




Психология социальных сетей

Теперь обратимся к социальным сетям и рассмотрим для начала, как образуются «круги» в интернет-сообществах.

Образование «кругов» в интернет-сообществах

Образуя сообщество в социальных сетях, пользователь пытается привлечь внимание других пользователей к собственной персоне путем размещения информации с большей вероятностью интересной другим пользователям. Таким образом он создает вокруг себя «клуб по интересам», сообщество единомышленников или попросту «группу товарищей».

Как это происходит? Пользователь размещает свои собственные мысли, суждение или мнение по поводу чего-либо. Размещая такого рода «посты» в своем или других сообществах, он тем самым привлекает к себе внимание. В дальнейшем, создав какую-либо группу людей (предположим, ему это удалось – определенная группа людей начала заходить на его сообщество), он теперь все время будет пытаться привлечь еще больше людей. Ведь человеку всегда мало, особенно если речь идет о чувстве собственной важности. Затем пользователь начинает следовать мнению и желаниям других людей, зачастую в ответ на их реакцию на размещение той или иной информации.

Обратимся к статистике – что в первую очередь интересует людей? Думаю, этим вопросом задавался не один человек. Пользуясь Интернетом, это несложно сделать. Допустим, вы женщина (ну, предположим ☺). Что в первую очередь может интересовать тех людей, которые интересны и необходимы вам для создания нового круга общения или создания сообщества вокруг вас? Это сообщество делится на две части – мужскую и женскую, опять-таки возьмем (пока) женскую.


Темы, интересующие женщин:

материнство;

отношения / секс / контрацепция;

отдых;

покупки / мода;

здоровье / фитнес;

астрология / тесты;

кулинария;

карьера.


Я бы распределил их именно в такой последовательности. Теперь берем темы по нарастающей и публикуем свои (а можно и не свои…) материалы и комментируем их, организуя дискуссии по заданным темам.

Например, развивая тему материнства, можно обсудить периоды беременности и послеродового периода, а также роды.




Если речь идет об отношениях, то публикуем свои наблюдения или же наблюдения подруг на ту или иную волнующую вас тему. Лучше брать наиболее распространенные – «почему он ушел?» или «как вернуть любимого?». Чем больше тем в результате окажется в вашем списке, тем больше вы получите комментариев.

Далее можно опубликовать какой-нибудь «скандал», и успех вам обеспечен. Конечно же, это на бумаге все так просто, а в реалии придется сильно постараться, но факт остается фактом – вы получите желаемую аудиторию.

Если вы хотите привлечь внимание к собственной персоне, вам, может быть, придется стать «немного моделью» и сделать себе красивые профессиональные фото – лучше, конечно, в студии, создав необходимые образ, прическу, макияж и, моделируя одежду, создать обсуждение фотографий (тут уж никто вам не советчик, необходимо действовать наверняка ☺).


Темы, интересующие мужчин. Теперь возьмем мужскую аудиторию. Что же интересует мужчин? Здесь все гораздо проще:

секс;

чувство собственной значимости;

автомобили (рыбалка, охота);

еда.

Как привлечь мужчину?

Для того чтобы привлечь мужчину, вам необходимо сделать фотосессию в стиле ню или хотя бы намек на нее (тут уж карты вам в руки). Затем публиковать сообщения по заданным выше темам, и можно считать, что удача у вас в кармане.

Самое основное – это создать привлекательный, оригинальный образ самой себя. Для этого нужно посмотреть много информации и, скомпилировав ее правильным образом, создать свой неповторимый образ. Пусть даже на это уйдет время – потраченные усилия не пропадут даром.

В этом случае опять-таки для привлечения внимания пригодится «скандал». Очень хорошо подходят нестандартные варианты: например, девушка публикует «советы холостякам» (видите, как четко сегментирована аудитория? в ход идут одни стар… холостяки ☺).

Публикуя советы женатым, вы норовите нарваться на скандал с их женами, например. Тут мы уже уходим в сторону морали, которую в данной книге не хотелось бы рассматривать столь подробно.

Но на первом месте, если мы хотим привлечь как можно больше аудитории, стоит, конечно же, секс! Теперь, опираясь на уже перечисленные аспекты, создаем мужское сообщество. Кого мы хотим привлечь? Единомышленников?

Тогда публикуем материалы и посты «по интересам». Если мы начнем привлекать по первой составляющей, то получим «порно-клуб» (тут опять-таки дело морали, решите – «надо ли оно вам»). Для чувства собственной важности подойдут высказывания и обсуждения других мужчин. Можете вступать в ожесточенную переписку, идя на конфликт – это привлекает внимание, но все в меру ☺. Далее обсуждаем самодвижущиеся средства и, наконец, еда.

Для привлечения к себе повышенного внимания надо делать ВСЕ! Чтобы казаться отличной от всех (любым образом) и всячески избегать тем треугольника (про свадьбу и детей). А потом плавно подвести к кольцам и прочей необходимой атмосфере.

Как сделать себя «другой» и стать привлекательной для противоположного пола? Если у вас нет природного шарма (или вы просто не знаете о том, что он у вас есть), добавьте изюминку в свой образ.

Что нравится мужчинам. Самым популярным женским персонажем у мужчин является Анджелина Джоли. Почему? Потому что она наиболее соответствует мужскому представлению и близка мужчинам, поэтому такой образ им понятен. Женщины, к примеру, часто общаются с геями в чем-то по похожей причине – понятнее. Также подобный вид женщин-воительниц вызывает еще чувство соперничества и подхлестывает интерес. Итог: построив свой имидж более агрессивно и заимствовав у мужчин часть качеств, можно получить больше их внимания. Многие женщины по этой причине начинают увлекаться автоспортом, занимаются мужскими видами спорта. Если комбинировать такой имидж с типично дамскими качествами, успех вам гарантирован.

Также можете создать просто запоминающийся образ, скажем, симбиоз чужих, если не хочется возиться и работать самостоятельно. Но это должно быть не только внешним проявлением, но и стилем жизни, разговора, увлечений. Можете придумать себе роль и играть ее, в идеале если она соответствует вашему внутреннему «я». Ни один мужчина не должен догадаться о том, что это фикция! И что в действительности вы просто хотите семью и детей. Тогда вы тут же смешаетесь с «общей массой» и к вам потеряют интерес.

Узнайте больше о мужчине: что ему интересно. Если он присылает вам музыку, послушайте ее, вышлите ему в ответ музыку того же стиля (тогда он подумает, что вы тоже это слушаете). Спросите, какие фильмы он смотрит, посоветуйте ему посмотреть что-то в таком же стиле. Но можно казаться загадочнее – предложите что-нибудь «пафосное» из классики, немое кино или Федерико Феллини.

Создание женского образа. Что входит в женский образ? Нет, это не новые тени, модный аромат духов и «D&G по всему телу». Нет, это не правильно подобранная косметика, не профессиональный макияж, модельная улыбка, фигура и сексуальность! Если вы думаете, что это образ, вы ошибаетесь. Для того чтобы создать образ, поймите свою цель!

Что вы хотите? Остановитесь и подумайте, что действительно вы хотите получить – кого и для чего! Далее, поняв эту цель, узнайте о вашем объекте (или сфере общества, где эти объекты появляются) ВСЕ что сможете. Возьмите лист бумаги и выпишите все, что удалось узнать: интересы, привычки, склонности. Люди объединяются в сообщества, и у членов этих сообществ всегда есть общие черты – выделите их. Так же выпишите и имена женщин. Начинаем создавать «я».

Дело в том, что создать образ для ВСЕХ слоев общества и всех мужчин на свете не получится! Так как люди все-таки делятся на типы и далее на подтипы, у каждого типа существуют схожие интересы и склонности.

Как выбрать свою аудиторию – вопрос весьма риторический, схожий с вопросом о своем предназначении в обществе и в жизни. Оставляю его тебе!

Получив эти два списка – мужчины/женщины (только не надо говорить, что ты все понимаешь интуитивно и что все дается легко и научный подход тебе не годится) внимательно изучи, что получилось. Опираясь на эту информацию, иди от обратного. Все говорят о погоде? Говори о политике. Все спорят о шмотках? Говори об автомобильных чехлах. После того, как ты выбрала тему, изучи ее, почитай повнимательнее – это несложно.

Никогда не отвечай прямо на вопрос (ДА или НЕТ) – отвечай вопросом на вопрос. Возьми зеркало и делай загадочный взгляд, тренируйся, потрать 1–2 дня. Или, если все делают загадочный взгляд в том обществе, куда ты хочешь, – делай наоборот! Потом попроси кого-нибудь сфотографировать то, что получилось, находясь в этой группе, в которую хотела попасть, и оцени результат.

Вуаля! А вот теперь время дополнить образ визуальными эффектами (хлопушками и конфетти – ой, сорри, не о том). Подбираем гардероб. Вопрос нетривиальный, так как женщине сложновато определить, как все это выглядит со стороны. Даже если советуют подруги, всегда есть вероятность, что они могут посоветовать не то, специально и т. д. Самый верный вариант – сфотографироваться прямо в магазине, выставлять фотографии в социальной сети и смотреть, какие оценки будут ставить, – опрос! Страшная сила! А потом покупать по результатам или смотреть чужие оценки и подбирать визуальный образ исходя из популярности других. Если речь идет о социальных сетях, то чем больше фотографий, тем лучше! Пусть их будет 1000! Ничего страшного.

Как себя вести с мужскими темами при разговоре. Больше загадочно молчите и уклоняйтесь от прямых ответов, отвечая вопросом на вопрос мужчины.

Примеры диалогов:

Как ты смотришь на политическую обстановку после предвыборной кампании нового президента США?

Я рада, что тебя интересует будущее общества. Это делает тебе честь. Выборы в чем-то созвучны театру жестов. Ты давно был в театре, милый?

Вы похвалили его эго (плюс); дали понять: вы не равнодушны к тому, что ему интересно; проявили свой интеллект; показали, что вы интересуетесь чем-то, связанным с искусством, а это может увлечь вашего избранника и даст вам дополнительный плюс.

Другой вариант ответа.

Как ты смотришь на политическую обстановку после предвыборной кампании нового президента США?

Пожалуй, рассматривать и вообще обращать внимание на политическую обстановку я буду только в случае, если политика нового президента США настолько коснется России, что не заметить этого будет невозможно. Если, по твоему мнению, это как раз тот самый случай, то с удовольствием послушаю твои наблюдения.

Вы высказали интерес к тому, что ему интересно, показали желание слушать мужчину и то, что вы уважаете его мнение! Одни плюсы.

Конец ознакомительного фрагмента.